Духовно-нравственное направление
Воспитание активной гражданской позиции и здорового патриотизма – вот главная цель мероприятий этого направления. При разработке программы досуга наставникам следует ориентироваться на формирование ответственной, нравственно зрелой личности.
Планируемые результаты внеурочной деятельности могут быть разделены на три ступени. Сначала учащимся следует рассказать об общественном устройстве, о том, какое поведение общество одобряет, а какое – нет, и объяснить причины.
Затем нужно дать представление о социальной реальности, сформировать у детей положительное отношение к таким основным общественным ценностям, как толерантность, уважение к свободе выбора, любовь к своей Родине и своему народу. Наконец, результаты третьей ступени предполагают получение учащимися начального опыта поведения в обществе.
В рамках этого направления возможно проведение широкого спектра самых разных мероприятий: от уроков мужества до возложения цветов к памятникам Героев Великой Отечественной войны и встреч с ветеранами, от составления семейного генеалогического древа до проведения праздника мам, от экскурсий в лес до проведения экологических викторин…
Одним словом, результаты работы будут зависеть от личности педагога, ведущего данное направление, от того, насколько его фантазия и вовлеченность в процесс передадутся учащимся и членам их семей.
Нравственное, моральное, художественно-эстетическое направления воспитательной работы
Нравственное направление воспитательной работы ориентировано на прививание ученикам общечеловеческих ценностей, осознание и понимание ими своей значимости и роли в социуме.
Цель нравственного направления заключается в воспитании правильной нравственной жизненной позиции у каждого ученика. Она достигается путем использования, например, бесед, уроков, разных практикумов гуманитарного цикла. Главным критерием оценки результативности служит тестирование на определение нравственной мотивации, воспитанности.
Моральное направление связано с воспитанием у школьников чувства уважения к старшему поколению, семье и окружающим. Цель морального воспитания — подготовка детей к полноценному и плодотворному существованию в современном обществе. Достигается она путем оказания психологической помощи семьям, проведении диспутов, конференций, акций, собраний и др. Основным критерием оценки эффективности служит наличие благоприятной обстановки в детском коллективе, уважительное отношений к взрослым.
Художественно-эстетическое воспитание направлено на ознакомление учеников с миром искусства, прививание им чувства прекрасного, способности его видеть и в естественной среде, и в культурных объектах, поощрение творческой инициативы. Его цель заключается в оказании школьникам помощи в реализации их природных задатков и творческих способностей.
Примечание 2
Ведущими формами и средствами реализации данного направления являются: факультативные занятия, уроки эстетического цикла, кружковая работа, посещение культурно-досуговых центров, экскурсий, выставок, концертов, встречи с талантливыми людьми и т. д. Критерием оценки эффективности вступает общекультурное развитие учеников, а также уровень их воспитанности.
Список литературы
- Алтухова О. Н. Методическое сопровождение начинающих учителей по классному руководству / О. Н. Алтухова // Наука сегодня: теория и практика : Материалы международной научно-практической конференции, Вологда, 29 августа 2018 года. – Вологда: ООО «Маркер», 2018. – С. 52-53.
- Бикеева Р. З. Практикум по классному руководству : учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов, учителей / Р. З. Бикеева. – М.: Директ-Медиа, 2022. – 184 с.
- Веденеева О. А. Теория и практика классного руководства / О. А. Веденеева, Л. И. Савва, Н. Я. Сайгушев. – Магнитогорск : Магнитогорский дом печати, 2018. – 122 с.
- Гусевская, О. В. Классный руководитель в начальной школе : учебно-методическое пособие для студентов вузов / О. В. Гусевская. – Иркутск : Педагогический институт Иркутского государственного университета, 2017. – 161 с.
- Еськова А. К., Емельянова Т. В. Планирование работы классного руководителя в начальных классах // Интеграционные процессы в науке в современных условиях. – 2017. – С. 106-108.
- Жаворонкова Ю.М., Кильмасова И.А. Роль классного руководителя в формировании личности школьников // Санкт-Петербургский образовательный вестник. — 2016. — №3 (3). — С. 38-41.
- Журавлева О. П. Институт классного руководства: история и современность / О. П. Журавлева, Л. П. Михалева // Воспитание школьников. – 2018. – № 8. – С. 28-34.
- Заочинский М. С. Классный руководитель в современной школе // Наука без границ. — 2018. — №2 (19). — С. 90-92.
- Классное руководство : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Ф. Исаев ; под редакцией И. Ф. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2020. — 342 с.
- Классное руководство в начальной школе: учебно-методическое пособие / О.А. Михалькова. – М.: Флинта, 2021. – 45 с.
- Мардиросова Г. Б. Особенности организации классного руководства в современной начальной школе / Г. Б. Мардиросова, О. И. Мазуренко // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – № Т38. – С. 155-160.
- Мусаева Ф. М. Эффективность организации классного руководства в современной начальной школе // Вопросы науки и образования. – 2020. – №. 3 (87). – С. 115-119.
- Пазухина С. В. Классное руководство: учебник / С. В. Пазухина, Т. И. Куликова. – М.: КноРус, 2020. – 188 с.
- Сидорова З. А. Роль классного руководителя в формировании детского коллектива в начальной школе // Научный электронный журнал Меридиан. – 2017. – №. 4. – С. 192-195.
- Система практикоориентированных мер по повышению эффективности деятельности классного руководителя. Практическое пособие для классных руководителей / Составители: Ю.М Антощук, С.Н. Воронина, С.А. Козлова, А.С. Лепехина, О.А. Сальникова. – М.: МГППУ, 2017. – 48 с.
- Пыхтина Е. А. Оценка эффективности воспитательной работы классного руководителя в школе // МНКО. — 2020. — №2 (81). — С. 327-329.
- Усманова Г.Р. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в деятельности классного руководителя // Вестник науки. — 2021. — №6-1 (39). — С. 48-54.
- Фархшатова И. А. Классный руководитель в современной начальной школе: теория и практика деятельности / учебное пособие по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование / И.А. Фархшатова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2020. – 125 с.
- Шкарин Д. Ю. Классное руководство как целенаправленная система воспитания / Д. Ю. Шкарин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 570-573.
- Щуркова Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве : Практическое пособие / Н. Е. Щуркова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 108 с.
- Юнусова Э. А. Содержание деятельности классного руководителя в современной начальной школе // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — №63-1. — С. 416-419.
Рекомендации посещения семьи
При посещении семей с целью изучения условий жизни и воспитания обучающихся Министерство образования Республики Беларусь считает нецелесообразным составление классным руководителем актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, либо актов иного характера при очередном изучении условий семейного воспитания. Посещение семьи ребенка целесообразно зафиксировать в таблице, где отмечается дата посещения, ФИО законных представителей несовершеннолетнего и кратко отмечаются условия воспитания и проживания обучающегося.
Дата |
ФИО законных представителей несовершеннолетнего |
Условия жизни и воспитания обучающегося (удовлетворительные или требуют дополнительного внимания других специалистов) |
Вышеуказанные условия могут быть определены как удовлетворительные (если не замечено каких-либо поводов для тревоги) или требующие дополнительного внимания (требуется кратко указать, что могло вызвать тревогу и требует дальнейшего изучения или особого внимания). Если у классного руководителя возникли сомнения о надлежащем воспитании обучающегося, то он ставит в известность руководство учреждения образования и обращается к педагогу социальному для организации дальнейшей работы в рамках его компетенций.
При обследовании условий проживания несовершеннолетнего классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие факторы:
- состояние жилого помещения: наличие существенных проблем (трещины в стенах, разбитые окна, плесень на стенах), содержат ли члены семьи жилое помещение в чистоте и порядке (замусоренность, захламленность, наличие бытовых паразитов, домашних животных, присутствие неприятных запахов внутри жилого помещения, наличие остатков пищи на полу и мебели и пр.);
- наличие мебели, ее достаточность и состояние;
- обеспеченность ребенка предметами первой необходимости: одежда, обувь по сезону, гигиенические средства по уходу, место для приготовления уроков и школьные принадлежности, детские книги, оборудованное место для сна, игр и др.;
- обеспеченность ребенка предметами для игр, соответствующими его возрасту, достаточным пространством для игр;
- испытывает ли семья финансовые трудности: носят ли они систематический характер, есть ли сопутствующие факторы — безработица, задолженности по счетам, отсутствие света, газа за неуплату и др.
- кто именно осуществляет уход за несовершеннолетним: оба родителя, только мама, в основном мама, только отец, в основном, бабушка (дедушка) и др.
- с кем и где пребывает ребенок в летний оздоровительный период либо в каникулярное время и т.п.
Во взаимоотношениях несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи следует обратить внимание на следующие факторы:
- степень эмоциональной привязанности ребенка к обоим родителям и другим членам семьи (понаблюдать, к кому из родителей или других членов семьи ребенок привязан больше всего), эмоциональная близость с ними (либо эмоциональная отстраненность), адекватное реагирование на потребности ребенка (либо потребности и запросы ребенка удовлетворяются в минимальной степени), открытые и доверительные отношения между ребенком и родителями (либо безразличие, отстраненность одного из родителей (обоих) от ребенка) и др.
- степень послушания ребенка и сознательное выполнение ребенком семейных правил и требований взрослых.
Классный руководитель в таблице посещения не прописывает приведенные выше факторы, а только указывает удовлетворенность условий в соответствии с ними или нет. В последнем случае кратко указывается причина дополнительных мероприятий в отношении несовершеннолетнего.
После получения сообщения от классного руководителя о предполагаемом неблагополучии ребенка в семье создается комиссия, в состав которой могут входить классный руководитель, специалисты СППС. Комиссия осуществляет очередное посещение семьи в ходе которого, согласно Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 05.05.2007 N 30), рекомендуется руководствоваться критериями и показателями социально опасного положения несовершеннолетнего в совокупности согласно приложению 1 вышеуказанной Инструкции. С этой целью составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего по форме согласно приложению 2 Инструкции.
свернуть
Возможности основного и дополнительного образования
Направления воспитания детей по ФГОС могут быть реализованы в рамках основных и дополнительных занятий. Приведем несколько примеров:
- Изучение материала, а затем свободное обсуждение морально-этических и нравственных сторон изученного.
- Участие детей в турнирах, соревнованиях и конкурсах. Это способствует воспитанию чувства патриотизма и принадлежности к школьной организации.
- Организация различных экологических акций и флешмобов в защиту природы.
- Новые форматы проведения уроков, которые стимулируют социальную, творческую и интеллектуальную активность детей.
- Проведение исторических реконструкций и ролевых игр для приобщения детей к истории своей Родины.
- Обсуждение роли личности героев в изучаемых литературных произведениях.
- Проведение квизов, викторин и других форм интеллектуальной работы для роста у детей интереса к новым знаниям.
- Активная работа с музеями и краеведческими объединениями, инициация проектов школьников по изучению родного края.
Социальное направление
Цель проведения мероприятия этого направления – постепенное формирование у школьника активной гражданской позиции, вовлеченности в дела класса и школы, неравнодушного отношения к общим проблемам. Пожалуй, в этом направлении особую значимость приобретает воспитание ответственности и укрепления уверенности в собственных силах.
Для достижения этой цели важно максимальное расширение кругозора учащихся, выбор культурной доминанты развития в качестве приоритетной: так, прекрасным досугом в рамках этого направления может стать театральный кружок. Участвуя в спектаклях для одноклассников и родителей, дети не только развивают речь и пластику, но и учатся сотрудничать друг с другом, а также понимать ценность личности и ее роль в обществе
Основные направления деятельности классного руководителя
Функции классного руководителя при организации различных видов деятельности при работе с учащимися:
- Установление эффективного взаимодействия школы и семьи
- Организация разнообразной внеучебной деятельности
- Осуществление совместной работы со специалистами школы (психолог, логопед и т.д.)
- Организация индивидуально-педагогической работы с учащимися, при необходимости с привлечением специалистов
- Формирование положительного взаимодействия между учащимися класса.
- Формирование эффективного взаимодействия «педагог – учащийся».
Замечание 2
Таким образом, классный руководитель, выступает в качестве посредника между учащимися и учителями, родителями и учителями. Особенно важна его роль в предупреждении и разрешении разного рода конфликтов, которые могут возникнуть.
Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:
- Получение необходимой информации о физическом и психическом здоровье и развитии учащихся.
- Осуществление контроля за успеваемостью и поведением учащихся.
- 3.Осуществление контроля посещаемости учебных занятий.
- Организация воспитательной работы с учениками класса, посредством использования различных форм деятельности.
- Вынесение на рассмотрении администрации школы вопросов воспитания и обучения детей, внесение обоснованных предложений по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса.
- Организация работы с родителями учащихся, посредством использования разнообразных форм работы с ними.
- Осуществление взаимодействия с администрацией школы, комиссией по делам несовершеннолетних, психолого-педагогической комиссией, советами содействия школе и семье. Данное взаимодействие направлено на решение разного спектра вопросов, связанных с воспитанием и обучением детей.
- Получение необходимой помощи от педагогического коллектива школы.
- Определение индивидуального режима работы с учащимися, разработанного с учетом возраста и возможностей детей.
Система управления воспитательным процессом в школе
Регулирование (управление) воспитательным процессом в школе осуществляется за счет следующих формирований, образующих единую систему:
- Ученический комитет класса. Принимает активное участие в общешкольных делах, занимается координацией классных дел и рассматривает внутриклассные конфликты. Состав: учащиеся, родители и классный руководитель.
- Совет учащихся (совет среднего звена, совет старшеклассников). Информирует учащихся об изменениях и поправках в деятельности школы, в частности в Уставе школы, планировании общешкольных мероприятий. Так же способствует реализации планов воспитательной работы и вносит предложения по разработке планирования процесса воспитания. Состав: ученики средних и старших классов.
- Педагогический совет. Занимается разработкой и внедрением планов воспитательной работы с учащимися. Решает текущие школьные проблемы совместно с административным советом школы. Состав: педагоги, методист, завуч.
- Административный совет. Разрабатывает основные направления содержания образования в рамках стандартов и организует их реализацию, принимает по ним тактические решения. Состав: учащиеся, педагоги.
- Родительский комитет класса. Оказывает помощь классному руководителю в работе с классом, представляет интересы класса, выдвигает инициативные решения от лица класса на общешкольный уровень. Состав: родители учащихся.
- Совет школы. Выносит на обсуждение установление норм и правил школьной жизни. При необходимости представляет интересы школы за ее пределами. Принимает участие в разработке стратегии развития школы, воспитательных планов. Осуществляет контроль за реализацией воспитательной работы с учащимися, согласно составленным и утвержденным планам. Контролирует соблюдение стратегии развития школы. Состав: учащиеся, родители учащихся, педагоги.
- Правозащитный орган рассматривает нарушения школьных норм и правил по заявлениям «граждан школы»; интерпретирует школьные законы; проводит консультационную и разъяснительную работу по правам и обязанностям членов педагогического сообщества; дает заключение о соответствии решений совета школы школьному уставу. Состав: учащиеся, педагоги.
Общекультурное направление
В рамках этого направления необходимо сделать акцент на формировании правильного отношения к прекрасному, без которого невозможно представить себе гармоничную личность.
Начать необходимо с формирования умения видеть красоту природы, родного города и страны. Затем младшие школьники должны получить представление о культуре своего народа, научиться видеть ее художественную ценность.
Конечным результатом общекультурного направления должно стать раскрытие творческого потенциала ребят, их стремление принять участие в мероприятиях эстетического и художественного плана.
Досуг для учащихся здесь может быть самым разнообразным: от праздника, посвященного книгам, азбуке и грамоте, до простой игры в слова, от знакомства с богатым миром музыкальных инструментов до хорового пения.
Отвечая на вопрос, сколько основных направлений имеет внеурочная деятельность, можно, помимо перечисленных, также выделить и другие: например, спортивно-оздоровительное и общеинтеллектуальное. Направления подробно описываются Федеральным государственным образовательным стандартом, и рекомендованы для реализации в начальной школе.
Правовое, патриотическое, трудовое и экологическое направления воспитательной работы
Правовое воспитание направлено на формирование у школьников целостной картины представлений об окружающем социуме и роли человека в нем. Целью данного направления является создание необходимых условий для формирования у детей основ правовой, политической, нравственной, экологической, экономической культуры, наличие собственного мнения о различных мировоззренческих подходах.
Примечание 3
Реализация правового воспитания осуществляется путем проведения специализированных занятий, общешкольных мероприятий, встреч и др. Критериями оценки эффективности выступают сформированность у обучающихся правового и национального самосознания, осознание чувства долга и ответственности перед государством, обществом.
Патриотическое воспитание ориентировано на формирование у школьников нравственных принципов и норм поведения в обществе, патриотического сознания, готовности служения Отечеству, уважительного отношения к традициям своего народа.
Цель патриотического направления воспитательной работы состоит в пропаганде героизма, воспитании чувства гордости за подвиги предков, а также любви к Родине, готовности к ее вооруженной защите.
Патриотическое воспитание в современной школе реализуется с помощью таких форм и средств, как: патриотические встречи, военно-спортивные и ролевые игры, соревнования, викторины, классные часы, беседы, дискуссии, экскурсии и т. д.
Ведущим критерием оценки является сформированность у обучающихся уважительного отношения к месту своего проживания, наличие желания защищать свою родную страну от врага.
Трудовое направление ориентировано на приобщение школьников к трудовой деятельности, привитие трудолюбия, а также воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Примечание 4
Цель трудового воспитания — становление культуры трудовой деятельности, формирование необходимых трудовых навыков, положительного отношения к труду, развитие профессиональной ориентации.
К формам и средствам трудового воспитания можно отнести организацию общественно-полезного труда, уроки технологии, кружки, аукционы, выставки, ярмарки, трудовые десанты и др.
Главными критериями оценки эффективности являются: сформированность потребности в труде, овладение навыками трудовой деятельности, способность адаптироваться в трудовом коллективе и работать сообща.
Экологическое воспитание направлено на формирование у школьников экологического сознания, понимание необходимости бережного и ответственного отношения к природе, окружающему миру, отказ от потребительской модели поведения. Главная его цель — формирование и развитие у школьников экологической культуры и мышления, в основе которых лежит гуманное и ответственное отношение к окружающей миру.
Наиболее распространенными формами и средствами экологического воспитания: экскурсии, прогулки, эксперименты, викторины, конференции, конкурсы, беседы, тематические часы.
Критериями эффективности могут служить: наличие у школьников интереса к природным объектам, желания и потребности в общении с представителями животного и растительного мира, проявление к ним доброты, милосердия, сопереживания, бережное отношение к окружающей среде, готовность принимать участие в решении вопросов и проблем экологической направленности, соблюдение моральных и правовых норм и правил.
Роль школы и учителя в становлении личности
Школьное образование играет очень важную роль в жизни человека. Именно через него передаются нравственные и духовные идеалы, которые характеризуют нас как личность. В школе мы, как известно, получаем не только знания, мы учимся жить в обществе.
Одной из важных тенденций в современной педагогике является формирование творческой, самодостаточной и активной личности, которая будет способна жить в согласии с собой и обществом. Школа закладывает тот фундамент в сознании ребенка, благодаря которому впоследствии он сможет проявить свои индивидуальные качества.
Для учителя важно организовать не только учебную деятельность, но и внеурочную, досуговую. Общение со школьниками играет для их всестороннего развития существенную роль
Оно помогает сблизиться с детьми, узнать разнообразные стороны их характера.
Для учителя важно расположить к себе ребенка, попытаться завоевать его доверие, помочь поделиться мыслями и сомнениями. Наконец, общение дает учителю ощущение необходимости его работы, востребованности
Сущность воспитательного процесса в школе
Замечание 1
Цель воспитательного процесса в школе – это выявление и последующее развитие духовных качеств личности каждого учащегося, формирование свободного и высоконравственного члена общества.
Задачами воспитательного процесса в школе являются:
- Усиление и поддержка функции воспитания, направленной на формирование у учащихся патриотических качеств и компетенций.
- Создание условий для сотрудничества между школой и родителями учащихся по вопросам воспитания.
- Поддержка и укреплений традиций школы, направленных на создание крепкого и дружного школьного коллектива.
- Формирование и развитие у учащихся таких важных качеств личности как самостоятельность, ответственность, инициативность и т.п.
Эффективность воспитательного процесса в школе во многом зависит от того насколько хорошо педагог знает психологические особенность детей, специфику их проявлений и направлений в зависимости от воздействия внутренних и внешних факторов. Данные знания определяют выбор оптимальных методов и средств воспитания, способствующих достижению главной цели и решения основных задач воспитания.
Личность педагога в воспитательном процессе
Приведенные выше пункты говорят о том, что от современного педагога требуется быть разносторонней личностью, способной вызвать интерес у детей к разным видам деятельности. Также он должен вызывать доверие у класса и становиться источником мнений, оценок и новых инициатив.
Современным детям очень сложно фокусировать свое внимание на монотонном, скучном материале. Поэтому педагог должен идти в ногу со временем и применять в своей работе достижения современных технологий и постоянно придумывать новые форматы работы
Погруженные в информационное пространство, интернет и мобильные средства связи, дети с неохотой углубляются в учебный процесс. Знание этих нюансов делает педагога их союзником, когда он применяет те же самые средства связи и способы для погружения детей в воспитательный процесс.
Найти контакт с детьми поможет введение в воспитательный процесс следующих направлений:
- использование мультимедийных досок и планшетов;
- организация курсов компьютерного дизайна и программирования;
- проведение мастер-классов по компьютерной анимации, съемке роликов;
- постановка творческих номеров и концертов.
Также педагог должен знать и уметь применять в работе все современные тренды образования.