Гиперопекающая мать

О негативных последствиях чрезмерной опеки и заботы для мальчиков в разном возрасте

Причина гиперопеки

Рождение ребенка заставляет родителей планировать, какие навыки, знания и ценности нужно обязательно передать своему чаду. Но зачастую идеальные представления не сходятся с реальностью и интересами самого воспитанника. Родители нарушают личные границы малыша и перебарщивают с воспитанием, не учитывая, что у каждой личности есть свой выбор и своя ответственность за поступки.

Обычно это происходит из-за психологических проблем и комплексов родителей. Заниженная самооценка, тревожность, страхи, склонность к перфекционизму, нереализованность в жизни, неудачи и чувство вины — все это и является основной причиной, которая способствует возникновению гиперопеки.

Значение и характеристики родительской ответственности

Родительская ответственность – это особое отношение, которое основывается на заботе, заботе и воспитании детей. Это ответственность, которую родители несут за свое потомство, включая его физическое, эмоциональное и этическое благополучие.

Родительская ответственность обычно включает в себя несколько ключевых характеристик:

  • Защита и безопасность: Родители обязаны обеспечить защиту и безопасность своих детей. Это включает защиту от физических, эмоциональных и психологических опасностей, а также обеспечение безопасной среды для их жизни и развития.
  • Физическое и эмоциональное благополучие: Родители должны обеспечивать физическое здоровье и хорошее эмоциональное состояние своих детей. Это включает правильное питание, доступ к медицинской помощи, заботу о гигиене и обеспечение достаточного количества сна. Кроме того, родители должны быть эмоционально доступными и поддерживать эмоциональное благополучие своих детей.
  • Образование и развитие: Родители должны обеспечить своим детям доступ к образованию и поддерживать их развитие. Это включает помощь в получении качественного образования, помощь в учебе и развитие навыков, таких как коммуникация, самостоятельность и творческое мышление.
  • Воспитание: Родители должны воспитывать своих детей, учить им ценностям, нормам и правилам поведения в обществе. Они должны также обучать детей навыкам конфликтологии, эмоциональной интеллектуальности и решению проблем, чтобы помочь им стать полноценными членами общества.

Распознавая и выполняя свою родительскую ответственность, родители играют важную роль в формировании характера, ценностей и будущего своих детей. Несение ответственности за детей является неотъемлемой частью родительства и требует постоянного усилия и преданности.

Как видит гиперопеку ребенок, подросток и взрослый человек

Разве может мама казаться слишком заботливой? Конечно нет, ведь это же мама. Как она может своей заботой навредить своему ребенку? Ведь маме по жизненному статусу полагается быть нежной и переживать по поводу каждого «чиха» своего малыша.

Каково ребенку знать и понимать, что его мама не дает ему ступить лишнего шага, не проконтролировав его? И маленький, и уже повзрослевший ребенок уже научился оценивать свою жизненную ситуацию со своих, пока еще нетвердых позиций.

Давайте по порядку. Какая она, любовь матери и ребенка? На что похожи чувства, которые есть между мамой и ее чадом? На что они похожи? С чем их можно сравнить? Ребенок любит своих родителей особенной, ни с чем не сравнимой любовью. Это некое чувство привязанности, своеобразной зависимости друг от друга. Такое чувство основывается на ощущении, которое возникает на уровне подсознания: ощущение того, что ты защищен. Почему детство – самая беззаботная пора? Потому что не нужно переживать о том, что покушать, что одеть и где поспать. Обо всем этом позаботятся твои родители. Где это все взять – вопрос, который ребенка не беспокоит. Он пока еще не может и не хочет об этом задумываться.

Каждый ребенок знает, что его мама и папа – самые лучшие люди на свете, самые хорошие, добрые и нежные. Но через некоторое время, когда малыш начинает взрослеть, он также начинает понимать, что он отдельная часть мира, что у него тоже могут появиться какие-то свои особенные черты, какие-то желания и чувства. У ребенка начинают вырисовываться особенности характера и темперамента, появляются новые эмоции и чувства. Вот тогда ребенок и начинает понимать, что его родители очень много ему дают, но в то же время очень многое запрещают, ограничивая свободу выбора. Родилась новая личность – родились новые желания и потребности, вот что происходит.

В период наступления переходного возраста ребенок пытается взять на себя ответственность за свои поступки, организовывая обеспечение себе чувства той защищенности, которую раньше ему давали отец с матерью.

  • Родители в основном не согласны с тем, что ребенок хочет быть самостоятельным, потому что они не уверены в том, что он справится. Это первый аспект.
  • Второй аспект – это то, что родители боятся потерять чувство полной подчиненности ребенка своим желаниям и требованиям.

И тут наступает момент, который важно не упустить ни родителям, ни ребенку: нужно найти компромисс между стремлением взрослых управлять всем и вся, и желанием ребенка иметь свою собственную жизненную позицию. Не навязывайте ребенку своих желаний, вы все равно не сможете слепить из него себя

Не «перекидывайте» свои комплексы на ребенка.

Как живет семья, которая склонна к гиперопеке? Родители покупают ребенку все, что считают нужным еще до того, как ребенок эту вещь попросит или заслужит. Они вытирают ему нос еще до того, как он чихнул. Утрировано, конечно. Но это правда. Родители не дают развиваться ребенку, они делают это вместо него.

В то время, как родители лишают ребенка права на развитие, они также лишают его возможности учиться на своих ошибках. Ошибок у детей, которые находятся под гиперопекой, просто нет. Они не успевают их делать, потому что мама с папой опережают его действия на шаг.

Как ребенку понять, что иголка острая, кипяток горячий, лед холодный? Дайте ему все это попробовать. Никто не говорит, что нужно плеснуть ему на руку горячей водой. Нет! Просто дайте ему возможность аккуратно дотронуться до нее пальцем

Ребенку важно правильно познавать мир своими глазами, прикосновениями, слухом. Не выбравшись из-под гиперопеки, он никогда не сможет познать окружающее

Разрешите ребенку жить! Дайте ему возможность почувствовать мир самостоятельно!

Последствия гиперопеки

— Малыш желает оставаться только с мамой в любом месте. Он не захочет оставаться с бабушкой или другими родственниками, даже с родным отцом. Когда приходит очередь идти в детский сад, для таких детей это настоящая пытка. Ребенок привык оставаться с мамой, а тут придется идти на целый день к чужой женщине;

— Опека может навредить жизнедеятельности детей. Мамы жалеют малыша разными способами. Таким образом, они продлевают детство крохи. Мамы готовы оправдывать несамостоятельность малыша, вроде «дети уже другие». Оно верно, но следует понять, что он привыкнет, что все будут делать за него. Сам же он рукой не пошевелит. А заботливая мамочка будет продолжать кормить с ложечки даже, если ребенок способен справиться самостоятельно. Она даже будет укладывать его спать, хотя малыш может заснуть самостоятельно.

— Гиперопека не дает детям познавать мир. Люди учатся на своих ошибках. Прежде чем что-то осознать, дети набивают шишки в прямом и переносном смысле. Увиденные и услышанные примеры, ничего не значат по сравнению с собственным опытом. Никто не говорит, что не нужно следить, чтобы ребенок не попадал в переделки. Но это не значит, что малыша следует оградить от подобных экспериментов;

— Если родители чрезмерно опекают ребенка, он становится объектом насмешек. Какое бы ни было время, но дети готовы показать, что они самые сильные, быстрые, ловкие и крутые. А когда рядом с ребенком всегда рядом мамочка, это не круто;

— Гиперопека передает детям избыточное беспокойство и тревогу, не свойственные для детского возраста. В свою очередь, это порождает зависимость, несамостоятельность и неуверенность, инфантилизм, боязнь риска;

— Малыш не знает, как справляться со стрессом. Тепличные условия и потакания каждой прихоти приводят к тому, что ребёнок, попадая в реальный мир, не знает, как ему себя вести. Окружающие в детском саду, школе, кружке кажутся ему враждебными, ведь они не исполняют каждую просьбу, а еще и что-то требуют от него. В результате дети замыкаются в себе и копят внутри обиду. Ребенок должен адекватно воспринимать отказ и научиться борьбе со стрессом;

— Гиперопека морально подавляет ребенка. Он начинает думать, что он не способен принять правильное решение даже в простой ситуации. В итоге малыш вырастает инфантильным и неуверенным в себе неудачником. Причем дети станут винить во всех неудачах родителей и вряд ли поддержат последних в старости;

— Такие дети стремятся скорее избавиться от излишней опеки и контроля. Как только появляется возможность, уходят из семьи. Но способы такого ухода различны. Это может быть ранний брак, побег в другой город, связь с дурной компанией и так далее. Даже если подобный уход завершиться благополучно, дети не захотят в дальнейшем поддерживать связь с родителями;

— Детям, выросшим под тщательным контролем и гиперопекой, трудно построить самостоятельную жизнь, сделать карьеру или создать семью. Они вырастают с комплексами неполноценности и собственной никчемности.

История Алёны

Как и многие пострадавшие от гиперопеки дети, Алёна родилась в очень благополучной семье. Она единственный ребёнок материально и социально успешных родителей. Однако мама её вышла замуж в возрасте, когда у неё уже появились серьёзные опасения, что она может остаться одна на всю жизнь. Муж гораздо старше неё (на 12 лет), это его второй брак. Первый, очень неудачный, давно распался, жена с сыном уехали в другую страну, что отец Алёны очень тяжело переживал. Он интеллигентный, чувствительный, тонкий человек.

Мама Алёны, хотя и тоже с высшим образованием, — человек более простой. Она очень добрая и заботливая. Истосковавшись по семье и ребёнку, она всю данную ей от природы силу материнской любви и заботы обрушила надочь.

Чтобы понять, каким было детство Алёны достаточно привести некоторые детали. Мама и папа – обеспеченные люди – постоянно покупали дочери чёрную и красную икру, которую ела только она одна из всей семьи. У девочки была своя огромная комната: там можно было играть в гандбол. Когда Алена училась в школе, у неё в комнате постоянно проводились вечера её класса, собиравшегося там в полном составе (более 30 человек). Алёна никогда ничего не делала по дому и не умела даже собирать собственное раскладное кресло, в котором почему-то любила спать, хотя в её комнате стояла огромная кровать. Это ежедневно делал за неё сверхзанятой папа.

Наша героиня привыкла получать не просто много, а очень много, причем — без малейших усилий. Еще будучи ребенком, она искренне обижалась, когда ровесники отказывались играть в то, что она предлагала, потому что она не умела считаться с мнениями других. Когда кто-то пытался отстоять свою точку зрения и сказать, что нужно хотя бы по очереди выбирать роль, Алена реагировала недоумением, обидой, а иногда и агрессией. Лишь пара одноклассников даже не дружила с девочкой (ведь дружба предполагает равные отношения), а скорее были ее королевской свитой. Остальные – с удовольствием приходили к ней в гости, но теплых чувств к Алене не испытывали, по ее мнению – исключительно из зависти.

К сожалению, даже став взрослой, наша героиня так и не научилась ценить не только свои желания, потребности и мнения, но и мнения других людей. Малейшее несогласие (с которым ей никогда не приходилось сталкиваться в родительской семье) воспринималось Аленой как прямое нападение. Даже если она пыталась работать, очень быстро она убеждалась, что все вокруг только и ждут, как бы ее обидеть и унизить. Надо ли говорить, что это ощущение было только ее собственное, субъективное?

В отношениях с противоположным полом Алена тоже не проявляла ни уважения, ни терпимости, ни стремления понять того, кого, как ей казалось, она любит.

К тому же наблюдался сильный конфликт между уровнем притязаний, сильно завышенной самооценкой героини и теми реальными навыками, знаниями и умениями, которые у нее были. Что, конечно, тоже не лучшим образом сказывалось на ее возможности найти себя в какой-либо профессиональной сфере.

В результате Алена не смогла найти себя. Она получила ту же специальность, что и мама (инженер-строитель), но работу свою не любила и вскоре после окончания института потеряла работу. После чего не работала многие годы, прекрасно себя при этом чувствуя.

Она не вышла замуж, у неё нет детей. Ей дважды делали предложение — она оба раза отказывала под надуманными предлогами (первый жених хотел уехать с невестой в США: Алена сказала, что не хочет жить там; второй был моложе Алёны– она отказала на этом основании).

В итоге Алена обратилась к психологу только в 37 лет

И то лишь потому, что её отец неожиданно умер, а мама после этого тяжело заболела, и она вынуждена была организовывать уход за мамой, то есть что-то решать, что-то делать, важное и ответственное, в первый раз в жизни

Это было ей настолько тяжело, что начался невроз: постоянные бессонницы, головная боль, депрессия.

Если бы не скоропостижная кончина отца и не болезнь мамы, Алена, несомненно, не обратилась бы за помощью, так как считала свою жизнь очень хорошей и была довольна ею.

Какие еще бывают неврозы

Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия. 

Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия. 

Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:

  • невроз страха – больной начинает панически бояться темноты, огня, одиночества, смерти и т. п.;
  • истерия – чаще проявляется в детском возрасте в виде криков, плача, падений на пол;
  • ипохондрия – более характерна для подростков. Болезненный страх за свое здоровье, придумывание несуществующих болезней;
  • невроз навязчивых движений – различные фобии сопровождаются нервными тиками: моргание, передергивание плечами, облизывание губ и др.;
  • депрессивный невроз – подавленность, стремление к уединению;
  • логоневроз – заикание, происходит из-за судорог мышц речевого аппарата;
  • энурез – непроизвольное мочеиспускание;
  • сомнамбулизм – расстройство сна, снохождение, ночные кошмары;
  • анорексия – невротическое нарушение пищевого поведения. 

Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.

Роль родителей в формировании личности

Процесс формирования личности у человека начинается с самого рождения и продолжается на протяжении всей его жизни. Родители, как главные опекуны и наставники, играют важную роль в этом процессе. Они влияют на различные аспекты личности ребенка, начиная от его характерных черт и ценностей до его поведения и отношения к окружающему миру.

Родители являются первыми учителями ребенка. Они не только передают ему знания и навыки, но и формируют его мировоззрение и систему ценностей. Родители, которые предоставляют детям положительную и поддерживающую среду, способствуют развитию их самоуважения и самооценки. Они помогают детям установить цели и мотивацию для их достижения, а также развивают у них навыки саморегуляции и самоконтроля.

Родители также являются примером для своих детей. Они дают детям представление о том, как вести себя в обществе, как устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми. Родительские образы и образцы поведения становятся основой для формирования моральных норм и ценностей у детей

Важно, чтобы родители были осознанными своих поступков и проявляли этическое поведение, чтобы дети могли наблюдать и подражать им

Родители имеют важную роль в социальной адаптации своих детей. Они влияют на формирование социальных навыков и поведения у детей, помогают им развить коммуникативные навыки и умение работать в команде. Родители также помогают детям развить чувство ответственности, учат их правилам нравственности и этике, а также последствиям своих действий.

В целом, родители несут огромную ответственность за формирование личности своих детей. Их роль в этом процессе является незаменимой и не может быть заменена никакими другими факторами

Забота, внимание и любовь родителей помогают детям развиться в гармоничные и успешные личности, способные к счастью и достижению своих целей в жизни

Непоследовательность

Такой тип воспитания зачастую наблюдается в семьях, где присутствуют конкуренция или противоречия между членами семьи. К примеру, когда у мамы и папы разные финансовое и социальное положение, различные взгляды на жизненные ценности, методы воспитания и обучения. Когда ребенок часто наблюдает конфронтацию между важными для него взрослыми, у него развивается неуверенность, тревожность и низкая самооценка.

Запреты с неожиданными поощрениями и прочие проявления непоследовательности в воспитании формируют в ребенке непонимание, что от него хотят. При этом он часто старается угодить другим вопреки своим желаниям.

Проявления навязчивой заботы

Существуют разные проявления гиперопеки. Они отличаются в зависимости от пола партнера, который навязчиво заботится о любимом человеке.

Со стороны женщины

Проявление женской гиперопеки в отношении мужчины выражается в следующих особенностях поведения партнерши:

  • Навязчиво предлагает помощь по любым, даже самым незначительным поводам.
  • Постоянно оправдывает мужчину и пытается сделать все за него сама.
  • Контролирует каждый шаг. Часто звонит или отправляет сообщения в течение дня по поводу и без.
  • Сама никогда не просит о помощи.
  • Льстит мужчине, делает комплименты, не соответствующие действительности.
  • Единолично принимает решения дома.
  • Сама подбирает одежду, обувь, парфюм и другие личные вещи, не учитывая вкус партнера.
  • Требует, чтобы мужчина свободное время проводил только с ней.
  • Ревнует партнера к друзьям и близким людям.

Из-за гиперопеки в отношениях мужчина чувствует себя ребенком, и это может его сильно раздражать. Он начинает воспринимать любовь женщины как должное, перестает ценить ее. В результате парень теряет мужские качества, становится капризным.

Со стороны мужчины

Психологи считают, что мужчины менее склонны к избыточной заботе. Но если в паре гиперопекает все-таки партнер, это проявляется в следующем:

  • Если позволяет достаток, настаивает, чтобы женщина была дома и не работала.
  • Ограждает ее от любых забот.
  • Требует всегда сообщать, куда она собирается пойти и во сколько вернется.
  • Внимательно относится к выбору подружек. Может попросить ограничить с ними общение, если они ему не понравились.
  • Считает, что женщина не должна участвовать в решении каких-либо вопросов.

Такие мужчины часто страдают от патологической ревности. Они могут потребовать разговаривать по телефону только в их присутствии, показать личные сообщения и аккаунты социальных сетей, списки контактов.

Есть положительная стороны такой гиперопеки. Женщина чувствует себя любимой, все делается только для нее. Она ощущает безопасность и беззаботность.

Однако у партнерши не остается личного пространства. Ей приходится во всех вопросах получать одобрение мужа.

Гиперопека: как родительская любовь может навредить ребенку

Все мы знаем, что родители любят своих детей и желают дать им только наилучшее. Благодаря своему чувству долга перед детьми, родители стремятся заботиться о своих чадах, следовать за ними по пятам, чтобы он «не влез в неприятности», включают максимальный контроль с рождения ребенка и не прекращают опекать его во взрослом возрасте.

Мы не можем винить родителей в том, что они стараются дать лучшее, что могут, для своего ребенка. Тем не менее, в этой любви есть несколько «лазеек» для самих родителей. Такой вид нежной заботливой любви может обернуться жестким маниакальным преследованием, где сохранить свое «Я» ребенку становится невыполнимой задачей.

Гиперопека над ребенком дает ряд преимуществ родителям. Она позволяет избежать неприятных эмоций от сепарирования, разъединения семьи и ухода ребенка после совершеннолетия (или раньше). Гиперопеке или гиперпротекции сопутствует страх, у каждого родителя он свой: остаться одному, потерять объект самоутверждения, что с ребенком может что-то случиться.

Из-за страха перед сепарацией, разъединением со своим ребенком, переменами, остаться «на старости одному», родители не перестают заботиться о дочери или сыне после совершеннолетия, обрекая на полное покровительство взрослого человека с их стороны.

Влияние на организм

Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели. 

Этапы формирования заболевания:

  1. Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
  2. Нарастание внутреннего конфликта.
  3. Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
  4. Стрессовые ощущения.
  5. Нервно-психическое напряжение.
  6. Истощение психофизиологических ресурсов.

Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.

Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.

Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.

Автор статьи

Файнштейн Татьяна Александровна

Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.

Врачебный стаж: 12 лет

Записаться на прием

Вы чувствуете обиду, что ваши усилия и вклад не ценят

  • «Всю ночь шила костюм Гарри Поттера, а ребенок даже „спасибо“ не сказал»
  • «За столом на дне рождения я пыталась развлечь его друзей, а он сидел букой»
  • «Я готовила ей выпускной, а она пошла туда с видом глубокого одолжения»
  • «Купила клубнику, чтобы порадовать дочь, а она съела всю, ничего не оставив»

Так обычно проявляется обида на детей.

Если вы обнаружили у себя такие чувства, вы уже начали бороться с гиперопекой

Это значит, что вы умеете замечать нарушение баланса «брать-отдавать» в отношениях, это важно

Иногда чувство обиды родители считают недостойным себя и отмахиваются от него установками: «все дети такие», «перерастет», «потом поймет, как я его люблю», «нужно проявлять заботу и прощать, чтобы ребенок научился быть заботливым».

На деле, ребенок даже не замечает вклада родителя и его усилий, растет в уверенности, что все блага даются легко.

Вы чувствуете обиду, что ваши усилия и вклад не ценят

  • «Всю ночь шила костюм Гарри Поттера, а ребенок даже „спасибо“ не сказал»
  • «За столом на дне рождения я пыталась развлечь его друзей, а он сидел букой»
  • «Я готовила ей выпускной, а она пошла туда с видом глубокого одолжения»
  • «Купила клубнику, чтобы порадовать дочь, а она съела всю, ничего не оставив»

Так обычно проявляется обида на детей.

Если вы обнаружили у себя такие чувства, вы уже начали бороться с гиперопекой

Это значит, что вы умеете замечать нарушение баланса «брать-отдавать» в отношениях, это важно

Иногда чувство обиды родители считают недостойным себя и отмахиваются от него установками: «все дети такие», «перерастет», «потом поймет, как я его люблю», «нужно проявлять заботу и прощать, чтобы ребенок научился быть заботливым».

На деле, ребенок даже не замечает вклада родителя и его усилий, растет в уверенности, что все блага даются легко.

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Статья 6.10(2)

Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ совершенные родителями или законными представителями, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних – влекут наложение адм. штрафа в размере от 15 до 20 мин. размеров оплаты труда.

Статья 20.22.

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах — влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Ответственность по данной статье за подростков в возрасте до шестнадцати лет несут их родители.

При этом для определения правонарушения достаточно появления несовершеннолетнего в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте и употребление им любого спиртосодержащего продукта вне зависимости от содержащегося в нем алкоголя.

Несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет несут административную ответственность по ст. 20.21 КоАП самостоятельно в виде адм. штрафа в размере от 3 до 5 мин. размеров оплаты труда либо адм. арест до 15 суток.

Статья 5.35.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.

У родителей может возникнуть вопрос, а как же им поступать, если ребенок не поддается их положительному воздействию, игнорирует их требования

В таком случае хочется обратить внимание на то, что касается обязанностей ребенка в семье, то они определяются только нормами нравственности, поскольку понудить его к их исполнению с помощью закона невозможно, и зависят только от его воспитания

Несомненно, при проведение бесед, лекций с подростками обращается их внимание на то, чтобы они более осмысленно относились к собственному поведению, так как своими действиями они в первую очередь подводят собственных родителей. Поэтому темы административной и уголовной ответственности несовершеннолетних подаются через призму внутрисемейных и внутришкольных взаимоотношений

Но основным фактором в воспитании было и остается постоянное влияние родителей на формирование личности ребенка с момента его рождения. Если же в какой-то период жизни ребенка воспитательное воздействие на него было утрачено или ослаблено, то пожинать плоды придется в первую очередь самим родителям. И происходить это будет как в моральном, так и в правовом плане.

Разновидности

Существует два вида гиперопеки, в результате которых у детей формируются противоположные характеры.

Оба вида одинаково губительны для ребенка и его самостоятельности, но при этом формируют разные психологические установки и черты характера.

Потворствующая

Родители обожают своего ребенка и возводят его в статус кумира.

Такие дети растут белоручками, так как взрослые отстраняют их от любого труда.

Мама и папа активно убеждают малыша в его исключительности, восхищаются красотой и талантами.

Любые капризы крохи сиюминутно удовлетворяются. Родители не гнушаются привлекать к этому родственников и знакомых, требуя от них поклонения и обожания в адрес ребенка.

В результате у объекта гиперпротекции формируется завышенная самооценка, ложные представления о своих талантах, потребность во всеобщем признании и зависимость от людей, которые будут обслуживать как базовые потребности, так и капризы.

Адекватная обратная связь с ребенком по поводу возникающих проблем совершенно отсутствует и если малыш был неуспешен в чем-либо, его заботливые родители обвиняют в этом весь мир, но только не собственное чадо.

Доминирующая

Ребенка лишают права на собственное мнение и волю. За него принимают любые решения (от покупки мороженого в магазине до выбора мужа/жены). И если потворствующая гиперпротекция это о сиюминутном исполни капризов, то доминирующая гиперопека о невозможности воплощения этих капризов.

Ребенок является куклой в руках родителей и его желания, интересы, потребности просто игнорируют, считая это детской глупостью и несознательностью.

Ребенка не хвалят, чтобы подготовить к жестокой реальности.

Но при этом его не допускают к самостоятельному принятию решений, ведь только родители знают, какой опыт малышу просто необходимо пережить, а какой переживать еще рано.

Кумир семьи

Кумир семьи – частный случай гиперопеки.

При таком типе воспитания родители стараются мгновенно удовлетворять любые желания и потребности детей. Взрослые чрезмерно восхищаются всеми, даже самыми минимальными достижениями своего ребенка. Он становится кумиром, предметом восхищения семьи, что способствует концентрации высокого уровня эгоизма в его характере. В результате у ребенка появляются неадекватные притязания, которые вовсе не соответствуют его фактическим возможностям. Впоследствии такой ребенок рано или поздно сталкивается с разочарованием от окружающей действительности, что приводит к различного рода зависимостям: обжорству, алкоголизму, наркомании.

Как отдохнуть и расслабиться за 1 час

Спорт. Не самый очевидный, но действенный способ отвлечься от повседневного стресса. Помимо неоспоримой пользы для здоровья, укрепления иммунитета и многих других позитивных эффектов для тела любая посильная физическая нагрузка помогает также улучшить эмоциональный фон.

Главный критерий: выбирайте спорт, который вам нравится, благо на сегодняшний день существуют десятки направлений, центров и секций. Не ограничивайте выбор стандартными фитнес-клубом и тренажерным залом. Лучше попробуйте себя в разных направлениях: от йоги, танцев и плавания до боевых искусств, конного спорта и скалолазания. Так вы поймете, какая активность вдохновляет вас сама по себе, а не является данью моде или тягостным долгом.

Уборка. Неожиданно? Как ни странно, на многих людей уборка дома и любые дела по хозяйству оказывают успокаивающее и гармонизирующее действие. Дело в том, что систематизация и разбор вещей в нашем жилище сродни наведению порядка в собственной голове. Подобно тому, как вы протираете пыль и убираете грязь в доме, вы словно избавляетесь от лишних забот и отложенных в дальний ящик дел. А подобно тому, как вы освобождаете от хлама пространство для жизни, вы буквально очищаете свое сознание, оставляя место для новых идей и планов. Также мы ощущаем удовлетворенность от того, что сделали полезное дело, и обычно мысленно хвалим себя за это.

Как опекать нормально: учимся различать на примерах

  • Подросток просит отпустить его в кафе с друзьями.

    Нормальная реакция: точно узнать с кем будет ребенок, убедиться, что путь в кафе и обратно безопасен. Также можно договориться созвониться.

    Реакция гиперопекающего родителя: запретить (ведь это очень опасно, да и непонятно, что они там будут есть!). Некоторые приводят ребенка самостоятельно, садятся за соседний столик и делают отдых максимально неловким.

  • Школьника приглашают поучаствовать в олимпиаде по английскому.

    Нормальная реакция: поздравить ребенка, нанять репетитора (только если вы с ребенком решили, что ему не помешает помощь).

    Реакция гиперопекающего родителя: организовать уроки (ведь взрослые лучше знают, что делать), дотошно контролировать каждое выполненное упражнение, запрещать развлечения до «дня икс», ругать за нежелание готовиться к олимпиаде, отменять все планы.

Итак, положительные стороны у гиперопеки есть, но их немного. Лучше поработать над собой и воспитывать детей с уважением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: