Ринолалия у детей: что это, причины, симптомы и лечение

Ринолалия в логопедии. что это такое, причины, классификация, симптоматика, коррекция

Методы диагностики ринолалии

Сразу же после того как у ребенка выявлены вышеперечисленные признаки, следует отвести его на консультацию к врачу. Так как причины появления заболевания очень многообразны, то проблемой его диагностики занимается обширный круг специалистов: невролог, психолог, отоларинголог, дефектолог, ортодонт, челюстно-лицевой хирург.

При первичной диагностике врач подробно рассматривает историю болезни и анамнез ребенка. Особое значение в этом деле имеет и информация о протекании беременности. На основе всех данных можно выяснить форму заболевания и его причины. Далее, проводят физикальный осмотр. Он позволяет определить внешние нарушения.

После этого приступают к логопедическому осмотру. Во время этого врач обследует артикуляционный аппарат, дыхание и голос ребенка. В процессе такого исследования необходимо проверить и правильность произношения всех звуков. У детей в возрасте от 6-ти лет проверяют навыки чтения и письма.

Бывают случаи, когда для установления источника патологии используют инструментальные методы:

  • рентгенографию носоглотки;
  • фарингоскопию;
  • риноскопию;
  • электромиографию;
  • КТ и МРТ.

С целью диагностирования открытой формы ринолалии применяют методику Гутцмана. Малыша просят поочередно выговаривать звуки «а» и «и». Во время этого доктор открывает и закрывает носовые проходы. При наличии патологий крылья носа вибрируют, а при закрывании ходов слышится сильное заглушение звуков.

Слайд 51Паралич язычка мягкого нёба всегда отражается на функцио­нальном состоянии языка и

вторично нарушает артикулирование язычных звуков, делая весь процесс артикуляции напряженным и замедленным.Язычок, свисающий неподвижно по средней линии, указывает на двусторонний парез

В случаях одностороннего пареза он отклоняется в «здоровую» сторону.Важно также выявить состояние мягкого нёба: поднимание нёбной занавески при энергичном произнесении звука а, наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при произнесении гласных звуков, равномерность утечки; наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных движений при легком прикосновении шпателем к мягкому нёбу). Нужно учитывать, что артикуляционные трудности в спонтанной речи могут усиливать такие факторы, как возбуждение, утомление, усложнение содержания речи в интеллектуальном или лингвистическом отношении.

Коррекция ринолалии

При органических формах ринолалии требуется устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, велофарингопластика, хейлопластика), аденотомия, полипотомия носа,септопластика, удаление новообразований глотки и пр. Главная роль в лечении функциональной ринолалии принадлежитфизиотерапии и психотерапии. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой. Особенности коррекционного процесса рассмотрим на примере ринолалии при нёбных расщелинах.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде. До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба)

На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух и т. д

Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.

Слайд 47ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА И ЕГО МОТОРИКИПри обследовании нужно оценить степень

и качество нарушений двигательных функций органов артикуляции и выявить уровень доступных движений.В первую очередь следует охарактеризовать особенности строения артикуляционного аппарата и дефекты анатомического характера. Логопед отмечает, имеются ли следующие особенности: губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа; зубы: неправильный прикус и посадка зубов; язык: большой, узкий; укороченность подъязычной связки; твердое небо: узкое, куполообразное («готическое»), мягкое нёбо: короткое мягкое нёбо, раздвоенный маленький язычок или отсутствие язычка.

Классификация ринолалии

Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.

Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.

При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.

Слайд 27При расщелинах губы и нёба все звуки приобретают носовой или назальный

оттенок, который грубо нарушает внятность речи.Типичным является наложение на назализованные звуки допол­нительных шумов, таких, как придыхание, храп, гортанность и др.Возникает специфическое нарушение тембра голоса и звукопроизношения.Чтобы препятствовать прохождению пищи через нос, ребенок с самого раннего возраста приобретает привычку поднимать заднюю часть языка для блокирования прохода в носовую полость. Эта позиция языка становится привычной и также меняет артикуляцию звуков.Во время речи дети обычно мало раскрывают рот и выше, чем требуется, поднимают спинку языка. Кончик языка в связи с этим не двигается в полной мере. Подобная привычка ухудшает качество речи, так как при высоком положении челюсти и языка ротовая полость приобретает форму, способствующую попаданию воздуха в нос, что усиливает назальность.

Нарушения речи при ринолалии

При ринолалии речь развивается с опозданием (первые слова появляются к двум годам и значительно позже) и имеет качественные особенности. Импрессивная речь развивается относительно нормально, а экспрессивная претерпевает некоторые качественные изменения.В первую очередь следует отметить крайнюю невнятность речи больных. Появляющиеся у них слова и фразы малопонятны для окружающих, так как формирующиеся звуки своеобразны по артикуляции и звучанию.Неполноценность речи при ринолалии сказывается на формировании всех психических функций больного и в первую очередь — на становлении личности. Нарушение речи как средства коммуникации затрудняет поведение больных в коллективе. Часто их общение с коллективом одностороннее, а результат общения травмирует детей. У них развивается замкнутость, застенчивость, раздражитель.Целенаправленная работа по преодолению дефекта речи способствует становлению положительных черт характера, стирает развитие высших психических функций.

Как определить ринолалию — симптомы

Ринолалия открытого типа, если она имеет врожденный характер, заметна уже с рождения. Физическое нарушение заметно внешне. Кроме того, у таких детей нарушены процессы дыхания и приема пищи. В связи с тем, что вдыхаемый воздух не встречает на своем пути никаких преград, он не нагревается и ребенок становится подвержен частым болезням, таким как бронхит, пневмония, отит и т.п.

Среди симптомов можно выделить несколько наиболее значимых:

  • Отсутствие лепета в раннем возрасте.
  • Отставание в развитии речи.
  • Невнятность произносимых слов и звуков.
  • Небольшой словарный запас.
  • Ротовое дыхание.
  • Неврологические отклонения — отпущение верхнего века, нистагм глаз, усиление рефлексов.
  • Нарушения психической деятельности — раздражительность, замкнутость, нестабильность настроения.

Для диагностики ринолалии необходимо обратиться к нескольким специалистам, потому что только комплексные мероприятия помогут привести речь в норму.
Ортодонт, отоларинголог, лицевой хирург, хирург-стоматолог смогут исправить физиологическое нарушение. Однако впоследствии необходима упорная работа дефектологов и логопедов, неврологов и нейропсихологов для того, чтобы скорректировать отклонения в речевом и психическом развитии ребенка.

Лечение ринолалии

Органическая форма заболевания требует оперативного устранения дефектов глотки, лица. При функциональных формах патологии проводят сеансы физиотерапии и психотерапии. Лечение дополняется работой с логопедом. Перед хирургической операцией проводят:

  • упражнения, направленные на развитие артикуляции;
  • дыхательные упражнения;
  • логопедический массаж;
  • постановку звуков речи;
  • развитие силы и гибкости голоса;
  • расширение словарного запаса пациента;
  • упражнения по усовершенствованию фонематического слуха.

После операции логопед закрепляет достигнутые навыки. Он проводит массаж неба, вырабатывает адекватный ротовой и носовой выдох, исправляет произношение, развивает словарный запас, устраняет ошибки в грамматике.

Лечение ринолалии имеет положительный прогноз. Ее можно устранить упражнениями и занятиями с логопедом. Эффективность коррекции органических нарушений связана с результатами хирургической операции, своевременностью начала терапии и работой логопеда.

Почему это случилось, и кто виноват?

Этиология врожденных дефектов рассматривается с различных точек зрения. Но «пусковым крючком» служит воздействие на эмбрион различных экзогенных и эндогенных факторов. Критический период − 7-8 неделя эмбриогенеза.

Основные причины следующие:

  • Наследственность. 15% патологий имеют семейный анамнез.
  • Генетические ассоциации. Синдромы делеции хромосомы 22q11.2 (хромосомная аномалия, вызывающая врожденный порок развития – патологию нёба). Приблизительно 1 из 4000 детей рождается с делециями 22q11.2.
  • Биологические причины. Беременность, осложненная заболеваниями (краснуха, токсоплазмоз, корь, грипп).
  • Радиационное облучение будущих родителей на рабочих местах.
  • Контакт с вредными химическими средствами (формальдегид, фенолы, бензин).
  • Недостаток питательных веществ и микроэлементов.
  • Воздействие лекарственных препаратов (антибиотики, гормоны, жаропонижающие, психотропные).
  • Загрязненная окружающая среда, повышенный уровень шума.
  • Курение, алкоголь, наркотики.
  • Психическое состояние (стресс, травмы, семейные конфликты).
  • Множественные аборты, беременность близнецами, возраст родителей более 40 лет.
  • 20% случаев относят к неизвестным факторам.

Патогенез приобретенной ринолалии более понятен, так как причинами выступают органические и функциональные нарушения:

  • Параличи; рубцовые деформации; травма из-за перфорации.
  • Недостаточный подъем небной занавески после аденотомии.
  • Аденоидные разрастания; носоглоточные опухоли; туберкулез ротоглотки.
  • Искривление носовой перегородки; полипы; хронический воспалительный процесс верхних дыхательных путей.
  • Недостаточное развитие нёбно-глоточного затвора.
  • Вторичные приобретенные неврологические процессы (черепно-мозговая травма, цереброваскулярная катастрофа).
  • Ринолалия может являться признаком такого редкого заболевания как пневмомедиастинум.

Прогноз ринолалии

Прогноз коррекции ринолалии благоприятный, расстройство устраняется при помощи особых упражнений и занятий логопеда. Эффективность преодоления ринолалии зависит от результатов работы хирурга, а также полнотой, качеством и ранним сроком начала работы с логопедом. Систематическая и достаточно длительная коррекция позволяет предполагать положительную динамику в течение заболевания. При этом материал, предназначенный для коррекции, должен соответствовать возрасту ребенка, быть доступным и понятным для восприятия. Результативность лечения зависит от следующих факторов:

  • особенностей личности ребенка и сохранности интеллекта;
  • наличия сопутствующих патологий;
  • степени компенсаторных возможностей;
  • насколько своевременно начата коррекция;
  • качества проведенных хирургических вмешательств.

Определяющее значение имеет речевая среда и готовность родителей помогать ребенку всеми доступными способами. Результаты работы могут оцениваться по степени нормализации речевой функции и по отсутствию назального говорения. Систематическое выполнение всех назначений врачей и логопедические занятия позволяют рассчитывать на хорошие результаты лечения. Функциональная ринолалия имеет весьма благоприятный медицинский прогноз.

Общие причины нарушения звукопроизношения при ринолалии

Формы и причины ринолалии связаны напрямую. Специалисты выделяют 3 вида нарушения и определяют для каждого из них собственные источники. Они представлены ниже в таблице.

Открытая Закрытая Смешанная
  • Расщепление неба
  • Травмы ротовой или носовой полостей
  • Паралич мягкого неба
  • Ограничение подвижности неба
  • Вялая артикуляция
  • Анатомические изменения носоглотки
  • Неврологические нарушения
  • Копирование гнусавой речи
  • Хронический насморк
  • Непроходимость носа
  • Недостаточность контакта неба и глотки

Все перечисленные выше проблемы являются лишь основой для возникновения заболевания. За каждой из них могут стоять несколько отдельных осложнений, которые и требуется устранить хирургическим путем или с помощью логопедической работы.

Особенности диагностики: на что стоит обращать внимание

Чтобы назначить эффективное адекватное лечение, необходимо поставить правильный диагноз, поэтому важно правильно выбрать специалиста — врача, который проведет комплексное обследование ребенка с ринолалией, определит форму патологии, степень выраженности расстройства, назначит грамотное лечение

Еще один важный аспект, на который стоит обратить внимание при диагностике, — причины ринолалии. Если мы говорим про закрытую форму, причины обычно проявляются органическими нарушениями носового пространства или функциональными дефектами небно-глоточного смыкания: это могут быть аденоидные разрастания, полипы в носу

Открытая форма также может быть спровоцирована функциональными или органическими причинами, последние могут быть как врожденными, так и приобретенными (речь идет о параличе — ринолалии мягкого неба, или о появлении отверстий между полостями носа и рта).

Как проводится диагностика? Чтобы обеспечить грамотную и эффективную коррекцию ринолалии, нужно сначала определить вид дефекта. И если с определением основного диагноза проблем для специалиста обычно не возникает, то установить форму ринолалии может быть затруднительно. Поэтому зачастую пациента направляют на обследование сразу у нескольких узких специалистов — это дефектолог, отоларинголог, логопед, ортодонт, невролог, педиатр, фониатр. В результате этих обследований удается определить этиологию заболевания, выраженность симптомов, характер патологических изменений.

Но обследования у специалистов будет недостаточно, чтобы выявить все особенности ринолалии и определить точную схему лечения, поэтому необходимо использовать инструментальные диагностические методы, куда включены:

  • риноскопия;
  • рентгенография носоглотки;
  • фарингоскопия;
  • электромиография.

Последнее слово всегда остается за логопедом, который при применении прогрессивных методик может оценить основные характеристики ринолалии — строение и подвижность артикуляционного аппарата, выявить нарушения голоса, оценить характеристики фонационного и физиологического дыхания.

Причины возникновения

Различные формы ринолалии провоцируют разные причины, воздействующие как на этапе внутриутробного развития, так и после рождения. Расстройство звукопроизношения является следствием тех или иных особенностей или повреждений органов речи.

Органическая ринолалия

Органическая форма болезни врожденного типа возникает в следующих случаях:

  • заражение беременной на ранних сроках гриппом, токсоплазмозом, паротитом, краснухой и прочими инфекциями;
  • контакт с ядохимикатами;
  • курение;
  • употребление алкоголя и наркотиков;
  • стрессы;
  • наличие эндокринных нарушений.

Формирование расщелин лица происходит на 7-8 неделе беременности.

Приобретенная органическая открытая ринолалия возникает в результате заболеваний либо повреждений, которые снижают речевые возможности пациента, среди них частичный паралич (парез) мягкого неба, перфорация неба из-за механической травматики, рубцы на небе, в носоглотке, в горле, параличи.

Приобретенная органическая закрытая ринолалия возникает при различных анатомических изменениях в носоглотке или носу:

  • передняя – искривление носовой перегородки, полипы, опухоль в полости носа, гипертрофия слизистой;
  • задняя – полипы, аденоиды, фибромы носоглотки, увеличение непарной глоточной миндалины.

Функциональная ринолалия

Функциональная ринолалия бывает открытая и закрытая. Причины болезни (в приобретённой, открытой форме) — постдифтерийные парезы (то есть частичные параличи) мягкого неба, которое утрачивает способность к движению, и удаление аденоидов, причины закрытой формы – аденоидэктомия, неврологические нарушения, копирование гнусавости окружающих.

Слайд 66Логопедические занятия с ребенком необходимо начинать в дооперационный период, чтобы предотвратить

возникновение серьезных изменений в функционировании органов речи. На данном этапе подготавливается активность мягкого нёба, нормализуется положение корня языка, усиливается мышечная деятельность губ, вы­рабатывается направленный ротовой выдох. Все это, вместе взятое, создает благоприятные условия для повышения эффективности операции и последующей коррекции. Через 15—20 дней после опе­рации специальные упражнения повторяют; но теперь основной целью занятий является развитие подвижности мягкого нёба.Изучение речевой деятельности детей, страдающих ринолалией, показывает, что неполноценные, анатомо-физиологические условия речеобразования, ограниченность моторного компонента речи приводят не только к аномальному развитию ее звуковой сто­роны, но в ряде случаев и к более глубокому системному нару­шению всех ее компонентов.

Причины возникновения ринолалии

Наиболее частыми причинами появления ринолалии у детей становятся врожденные повреждения, возникающие вследствие нарушения формирования носоглотки:

  • «Волчья пасть» — расщелина, образовавшаяся в мягком и твердом небе;
  • «Заячья губа» с характерным расщеплением;
  • Несформированный или раздвоенный маленький язычок;
  • Слишком короткое мягкое нёбо.

Эти дефекты появляются ещё в период внутриутробного развития ребенка при неблагоприятных условиях протекания беременности:

  • употребление никотина и алкоголя матерью в первом триместре беременности,
  • воздействие ядохимикатов на беременную,
  • тяжелые заболевания, перенесенные матерью на ранних сроках гестации (краснуха, корь, свинка, токсоплазмоз, грипп со сложным течением),
  • стрессовое состояние.

Ринолалия приобретенного характера может сформироваться вследствие:

  • неудачного удаления аденоидов;
  • возникновения новообразований в носоглотке;
  • искривленной перегородки в носу;
  • разрастания носовых полипов и аденоидов;
  • неврологических заболеваний.

Слайд 54ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕПри обследовании фонематического восприятия целесообразно использовать задания, исключающие артикулирование, чтобы

трудности проговаривания не влияли на качество дифференциации. Так, логопед произносит нужный звук в ряду других звуков, как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Услышав заданный звук, ребенок поднимает руку. Например, можно предложить ребенку выделить звук у из звукового ряда о, а, у, о, у, ы, о или слог ша из слогового ряда са, ша, ца, ча, ша, ща.Хорошо выявляет недостатки фонематического восприятия за­дание на подбор предметных картинок, названия которых начина­ются с заданного звука («Подбери картинки на звук р и звук л;на звук с и звук ш, на звук с и звук з» и др.). Комплекты картинок логопед подбирает заранее, а затем перемешивает произвольно.Менее явные затруднения в различении звуков речи могут быть обнаружены при обследовании навыков звукового анализа.

Диагностика патологии

Обследование пациентов проводится узкими специалистами: оториноларингологом, хирургом, ортодонтом, неврологом, а также логопедом, дефектологом и психологом. Показаны инструментальные обследования: рентгенографическое исследование носоглотки, исследование полости носа и горла.

Специалист обращает внимание на функциональность артикуляционного аппарата, расстройства голоса, дыхания. Исследуется произношение звуков, лексический запас, грамматические навыки, состояние устной речи, чтение

На основании данных диагностики и заключения логопеда психологом составляется план лечения, педагогической коррекции.

Причины развития ринолалии

Специалисты различают врожденные и приобретенные факторы, обусловившие развитие этого речевого расстройства. К прирожденным причинам относят неблагоприятную генетическую предрасположенность, воздействие ядов и токсинов на плод и такие заболевания, как:

  • волчья пасть и заячья губа;
  • укорочение мягкого неба;
  • эндокринные патологии у матери;
  • инфекционные болезни, перенесенные во время внутриутробного развития.

Кроме того, ринолалия у ребенка еще в состоянии внутриутробного развития может быть спровоцирована употреблением беременной женщиной спиртного, табака и наркотических веществ. Факторами риска являются неоднократные аборты, постоянные стрессы, старший возраст родителей, тяжелая физическая работа.

Заболевание может возникать из-за травматических поражений неба, лица, ранений, сдавления опухолью нервов. К приобретенным факторам возникновения ринолалии также относят:

  • травмы лица;
  • расстройства работы нервной системы;
  • операции удаления аденоидов;
  • гипертрофия слизистых оболочек полости рта, носа;
  • искривление перегородки носа;
  • изменение мускулатуры мягкого неба в связи с травмами, инфекциями, опухолевыми процессами.

В ряде случаев дети могут самостоятельно изменять тембр собственного голоса. Они делают так, подражая знакомым, друзьям, родственникам или героям фильмов, мультфильмов. Однако любые патологические перемены в голосе должны насторожить родителей.

Коррекция

Для устранения ринолалии используется комплексный подход – хирургическое вмешательство сочетают с физиотерапией, психотерапевтической и логопедической помощью.

При органических формах ринолалии необходимо хирургическое исправление анатомических дефектов лица (велофарингопластика, хейлоуранопластика), а также септопластика, удаление полипов, аденоидов, опухолей глотки и др. При функциональных формах ринолалии основной движущей силой коррекции является физиотерапия, логопедия, психотерапия.

Коррекционную работу у детей необходимо начать как можно раньше, чтобы уже к 12-15 годам ребенка достичь желаемого эффекта. Важнейшая составляющая успешной коррекции – подбор опытного логопеда. Ранняя логопедическая помощь включает в себя следующее:

  • Исправление произношения звуков. Коррекция тембра голоса.
  • Формирование правильной артикуляции.
  • Контроль правильности речевого и физиологического дыхания (дыхательная гимнастика). Обучение правильному положению языка, лицевых мышц. Контроль направления воздушной струи, формирующей звуки.
  • Настройка коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции речи.
  • Профилактика дислексии, дисграфии.
  • Логопедический массаж (массаж твердого и мягкого нёба).
  • Расширение словарного запаса ребенка, формирование слухового внимания и дисциплины вслушиваться в слова окружающих.

Артикуляционные упражнения

Данные упражнения для языка, щек и губ будет полезно выполнять как при открытой, так и при закрытой ринолалии:

  1. «Удав» — сложить язык в трубочку, чтобы он стал длинным и узким, затем медленно высунуть язык изо рта (повторить 5-7 раз).
  2. «Часы» — широко открыть рот, узким языком выполнять движения по кругу, касаясь губ, на подобии того, как стрелка часов движется по циферблату.
  3. «Метроном» — рот широко открыт, а узкий язык движется от одного уголка рта к другому согласно ритму «раз-два».
  4. «Лиана» — узкий язык нужно свесить к подбородку и держать такое положение 5 секунд (повторить 5-7 раз).
  5. «Взлет-посадка» — рот широко открыт, язык взлетает вверх к носу, затем опускается вниз к подбородку согласно ритму «раз-два».
  6. «Игла» — рот закрыт, а язык поочередно на секунду касается каждой щеки.

Если же для коррекции ринолалии потребовалось хирургическое вмешательство, то после операции обязательно проводится логопедическая работа по обучению пациента произносить звуки в новых анатомических условиях. Для этого проводится дыхательная гимнастика, массаж рубцов нёба, выработка правильного алгоритма направления воздушной струи при произношении фонем, упражнения по лексике, грамматике.

Эффективность коррекции при ринолалии зависит от целого ряда факторов, как внешних, так и внутренних, например, степени выраженности анатомических дефектов, сроков начала коррекции, правильности подобранного лечения, возраста пациента, состояния слуха, интеллекта, психического развития и др. Коррекционная работа при ринолалии должна быть четко организована, а врач и пациент должны строго соблюдать дисциплину при проведении занятий, поскольку для устранения ринолалии требуется проводить упражнения регулярно, без пропусков, чтобы быстрее сформировать правильные навыки произношения звуков.

При функциональной открытой ринолалии прогноз, как правило, благоприятный и зависит от правильности проведения лечения у логопеда. При органической ринолалии многое зависит от успешности операции, а также сроках начала коррекционной работы у логопеда.

Профилактика

Можно выделить несколько направлений профилактики ринолалии у ребенка:

  • На этапе беременности – беременная женщина должна избегать таких заболеваний, как краснуха, паротит, токсоплазмоз, грипп, которые способны привести к возникновению у ребенка расщелин губы, твердого или мягкого нёба.
  • На этапе формирования речи у ребенка – устранение анатомических дефектов, всестороннее обучение правильному произношению звуков, в том числе и с привлечением специалиста, препятствование копирования ребенком гнусавого голоса одного из родственников, сверстников или просто посторонних людей.
  • Профилактика приобретенной ринолалии – избегание травм головы, лица, носа, инфекционных заболеваний, переохлаждения, кровоизлияний в головной мозг, профилактика опухолей.
  • Регулярные профилактические визиты ребенка к логопеду для контроля правильности развития речи.

Дополнительно статьи на данную тему:

Основные причины возникновения

Распространённые причины открытой органической формы расстройства:

  • Врождённые пороки развития – расщелины лица («заячья губа», «волчья пасть»). Они часто становятся результатом инфекций (токсоплазмоза, коревой краснухи, «свинки» и других), перенесённых в первом триместре беременности. Другие факторы риска – интоксикации (в том числе алкогольная, наркотическая), психоэмоциональный стресс, эндокринные расстройства.
  • Перфорация нёба – нередко после падения, сильного удара по голове.
  • Рубцовые изменения нёба после травм, хирургического вмешательства, гнойного воспаления.

Причины закрытой органической ринолалии:

  • Разрастания слизистой носоглотки, включая полипы, аденоиды. Процесс тесно связан с хроническим воспалением.
  • Новообразования носовой полости.
  • Искривление носовой перегородки – результат травм.

Функциональная ринолалия нередко развивается после удаления аденоидов, на фоне парезов мягкого нёба. Открытая форма возникает при вялом парезе, закрытая – вследствие спастического.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: