Ринолалия. причины, классификация, особенности коррекции

Ринолалия у детей: открытая, закрытая, смешанная. причины речевого нарушения, лечение и коррекция

Слайд 13Речевая симптоматикаРечь при открытой ринолалии страдает больше других функций. Речь при

открытой ринолалии страдает больше других функций, она изначально развивается в патологических условиях, носовой оттенок голоса появляется с лепета, первые слова к 2 годам. Звуки ребенка нечетко различаются между собой. Звукопроизношение нарушается тотально. У детей с расщелинами неба снижение кинестезии и расстройство фонематического слуха, пониженное давление в полости рта , все это притупляет восприятие артикуляции, кроме того многие дети носят съемные зубные протезы и аптураторы, которые закрывают слизистую оболочку неба и ощущение артикуляции еще больше затрудняется.

Для каждого дефекта свой отрезок на речевой линейке

Различающиеся формулировки в медицинской и в логопедической лексике описывают множество расстройств, связанных с продукцией речи.

Важно дифференцировать ринолалию от похожих речевых нарушений. Отличие ринолалии от ринофонии:

  • При ринолалии – искажается звукопроизношение всех звуков и тембра голоса с появлением выраженного «гнусавого» оттенка.
  • При ринофонии – нарушаются голосовые характеристики (возникает специфический назальный оттенок), но артикуляция и произношение при этом не страдают.

Ринолалия + стертая дизартрия = осложненные признаки:

  • просодическая манера речи (делается акцент на ударении, тоне, интонации), но у ребенка не получается контролировать темп, паузы, интонацию при высказывании;
  • несостоятельность мелкой моторики при выполнении проб-тестов пальчиковой гимнастики;
  • проявляется тенденция смазывания артикуляционных укладов: з-ж; с-ш;
  • нарушается общая организация речи – темп, плавность, тембр голоса.

Слайд 24 Для растяжки верхних рубцов применяется сухое проглатывание. Используется не более

5-6 месяцев. Возобновить имитацию глоточного рефлекса позевывание, полоскание горла, лучше киселем. После операции может развиться такое осложнение как, массивное рубцевание в области небных дужек, это затрудняет открывание рта, артикуляцию, усиливается носовой оттенок. Растянуть рубцы поможет активная жевательная гимнастика. Утех, кто занимался до операции или носил глоточный аптуратор быстро восстанавливаются навыки правильной воздушной среды. В других случаях можно зажать крылья носа пальцами, чтобы ребенок мог ощущать собственную воздушную струю воздуха во рту, и потом ее воспроизвести. В конце этапа возобновляет произнесение гласных в пригрудном регистре. С детьми впервые обратившимися к логопеду после операции одновременно работают над постановкой диафрагмального дыхания, обучают навыку направленной воздушной струи, перемещают язык в передний отдел полости рта.

Открытая ринолалия

При открытой ринолалии воздух одновременно проходит через нос и рот. Данный тип недуга имеет еще одну классификацию:

  1. Функциональный тип. Врачи отмечают плохую артикуляцию неба. Если вовремя не справиться с проблемой, мышцы языка также ослабнут. Сложные звуки (например, «р») ребенок не сможет произносить.
  2. Органический тип. Можно выделить врожденную и приобретенную формы.

Причины открытой ринолалии

Они могут быть врожденными или приобретенными в течение жизни.

Причины приобретенной формы следующие:

  • паралич;
  • неврит лицевого нерва;
  • повреждение языкоглоточного нерва;
  • травма неба.

Также ринолалия открытого типа может проявиться после операции по удалению аденоидов. Несколько занятий с логопедом исправят ситуацию.

Обследование при открытой ринолалии

Для диагностики открытой ринолалии логопед-дефектолог активно применяет методику Гутсцмана:

  1. Ребенок садится на стул, выравнивает спину.
  2. Врач просит произнести звуки «а», «и». Делать это нужно непрерывно, поочередно.
  3. В это время логопед открывает и закрывает носовые проходы ребенка.

Если есть дефекты, крылья носа будут давать вибрацию. Так быть не должно.

Причины врожденной ринолалии

Если деформации происходят у крохи, когда он находится в утробе мамы, это можно увидеть на УЗИ. В этом случае врачи здраво оценивают ситуации, могут предложить родителям оперативное вмешательство сразу после рождения малыша.

Такие ситуации в большинстве случаев дают положительный эффект. Проблему удается устранить еще до ее появления. Ребенок благополучно развивается, с его речевым аппаратом все в порядке.

Почему может возникнуть врожденная ринолалия:

  • в 1 триместре беременности женщина перенесла серьезный недуг (ветрянка, корь, токсоплазмоз);
  • вредные привычки мамы;
  • контакт с токсическими элементами – если женщина работает с вредными веществами, сразу после зачатия ей лучше уволиться;
  • нарушение работы щитовидной железы у мамы, гормональный дисбаланс.

Именно для того чтобы увидеть отклонения в развитии ребенка, врачи и настаивают на проведении УЗИ.

Хирургическое лечение детей с открытой ринолалией

Если у ребенка наблюдаются дефекты лица («заячья губа», искривление носовой перегородки, деформация губ и прочее), без помощи хирургов не обойтись.

Есть несколько типов операций, которые могут предложить специалисты:

  1. Хейлопластика. Врач восстанавливает губы ребенка.
  2. Уранопластика. Устраняет дефекты носоглотки.

Эти операции можно проводить даже новорожденным. Специалисты уверяют, что в этом случае они переносятся даже легче. У деток не остается психологической травмы.

В некоторых случаях ребенку могут понадобиться два типа операции. Проходят они в несколько этапов:

Все зависит от тяжести недуга и вида расщелины. В некоторых случаях врач вынужден ждать год, а то и больше, чтобы проведение операции было возможным. В это время малыш проходит все необходимые диагностические мероприятия.
Проведение хейлопластики. Операция сложная, выполняется под общим наркозом. Помимо устранения дефектов с губами, врач одновременно делает пластику, чтобы лицо ребенка выглядело эстетически.
Послеоперационный период длится 3-5 дней. В это время к работе подключается логопед. Его задача – постановка звуков, правильное формирование речевого дыхания.
Далее следует операция уранопластика. Врач работает с небом ребенка и носовыми проходами. Это нужно для того, чтобы звуки были четкими, восстановился тембр голоса

Это важно! Если родители ограничиваются проведением только хейлопластики, произношение носовых звуков так и будет затруднено.
Занятия с логопедом. Они начинаются прямо в стационаре. Чем младше карапуз, тем больше у него шансов на положительный результат

Специалист следит за ротовым и носовым выдохом ребенка, налаживает его артикуляцию.

Чем младше карапуз, тем больше у него шансов на положительный результат. Специалист следит за ротовым и носовым выдохом ребенка, налаживает его артикуляцию.

Клинико-педагогическая классификация нарушений речи

Клинико-педагогическая классификация основано на предельной детализации дефектов, их соотношения к видам и формам расстройств. Отклонения речи делят на устные и письменные.

К устным относятся:

1.    дисфония — в анамнезе проблемы с голосовым аппаратом, характеризующиеся видоизменением или расстройством голоса с возможными фонаторными или вокальными нарушениями. Дисфония бывает органической или функциональной

2.    афония — полное отсутствие голоса, больной говорит шепотом из-за поражения гортани, функциональной недостаточности мышечной системы. Афония может быть гортанной, паралитической, спастической, истерической

3.    брадилалия — замедление речевого темпа в речи, письме. Голосовая артикуляция становится нечеткой, монотонной. В зависимости от тяжести патологии, ей присваивают одну из трех степеней

4.    тахилалия — чрезмерно быстрое говорение (20-30 звуков в секунду), не сопровождающееся дефектами лексического, фонетического, логического характера

5.    заикание — логоневроз мышечного аппарата, приводящий к прерывистому ритмическому состоянию речи

6.    дислалия — выраженные проблемы звукопроизношения при нормальном слухе и сохранении связей с центральной нервной системой

7.    ринолалия — искажение артикуляции из-за дефектов строения носоглотки. В просторечии это расстройство называют гнусавостью

8.    дизартрия — ограничение подвижности мягкого неба, языка, губ из-за которого страдает произношение

9.    афазия — отсутствие или дефицит речевых навыков из-за локального поражения головного мозга

10.    алалия — повреждение зон коры головного мозга, органического происхождения, на стадии развития плода и в раннем возрасте. Речь нарушена либо отсутствует.

К письменным нарушениям относятся:

1.    дислексия — при сохранении здоровой обучаемости, наблюдаются сбои в овладении чтением или письмом

2.    дисграфия — повторение специфических ошибок в письме при здоровых интеллектуальных способностях. Например, ребенок путает парные согласные, переставляет буквы местами, пишет зеркально или не дописывает слова

3.    дизорфография — устойчивые, частотные искажения орфографии во время письма.

Психолого-педагогическая классификация нарушений речи

Психолого-педагогическая классификация позволяет выделить общую картину проявления патологических проблем. С ее помощью возможно обеспечить специальные программы обучения и воспитания с ориентацией на логопедию.

В этой интерпретации к видам нарушения речи относятся:

●    фонетико-фонематические дефекты — когда проблема возникает из-за дефектов звукового произношения и восприятия

●    ОНР — расстройства, связанные с многосторонними нарушениями звуковой и смысловой систем

●    заикание — иногда сочетается с ОНР, но также может считаться как самостоятельное расстройство коммуникативной функции вследствие логоневроза.

Площадка для оптимизма

Опыт специалистов и статистика подтверждают благоприятное развитие (психическое и школьная успеваемость) детей с врожденными расщелинами, при условии раннего коррекционного комплексного вмешательства. Они посещают школу, кружки, а реабилитация речи вскоре полностью завершается с выходом на нормальный уровень произношения.

Имеется много людей, которые после операции по поводу расщелины нёба успешно окончили институты (с отличием), поступили в аспирантуру и некоторые стали учеными. Семейная жизнь тоже сложилась благополучно.

Счастливым или несчастным человека делают только его представления, а не внешний мир!

Диагностика заболевания

Обследование проводится несколькими врачами поэтапно, после чего формируется план лечения. Ребенок с этим заболеванием посещает логопеда, дефектолога, психолога, фониатора, невролога, а также специалистов, которые должны разработать план подготовительного этапа для исправления дефекта – отоларинголога, ортодонта, челюстно-лицевого хирурга.

Диагностика делится на 2 этапа – медицинская и обследование устной речи. С целью медицинской диагностики палатолалии и других отклонений используют риноскопию, фарингоскопию, рентгенографию, электромиографию и другие исследования.

При логопедическом исследовании выполняются следующие тесты:

  • проба Гутцмана;
  • исследование звукопроизношения гласных и согласных;
  • исследование фонематических процессов;
  • исследование просодической стороны речи;
  • проверка состояния чтения и письма.

Комплексным результатом диагностики является лечебный план и план коррекционной работы с логопедом.

Дошкольный (3-7 лет)

Это период активного развития фонематического восприятия звуков родного языка. Это важнейший навык, необходимый для слухового контроля за собственным произнесением. Хотя еще отмечается неправильное произнесение шипящих, свистящих, мягких, к 4-5 годам ребенок дифференцирует все звуки. Словарный запас продолжает увеличиваться, к 6 годам он составляет 3-4 тысячи слов. Значения слов уточняются, их использование становится все более правильным. Ребенок пытается уловить логику возникновения слова, возникает активное словотворчество (вместо «перчатка» – «пальчатка»). Грамматика речи усложняется, к 4 годам устанавливается структура простых предложений. В 5 лет появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Ребенок может построить короткий рассказ из 40-50 предложений, что свидетельствует об успешном овладении монологической речью. Формируется контекстная речь – обобщенная, лишенная наглядной опоры.

Причины

Причины ринолалии у детей могут быть самыми разными.

Врожденная – то, что произошло во время беременности, влияет на отточенный механизм развития плода:

  • Болезни мамы – краснуха, принесенная дочкой подруги из садика, токсоплазмоз от поглаженной уличной кошки, даже банальный грипп.
  • Генетика – страшная штука: даже если у двоюродной бабушки мужа была расщелина, вы находитесь в зоне риска. Не говоря уже и о прямом родстве.
  • Гормональные сбои.
  • Работа на опасных предприятиях и контакт с сильной химией.
  • Пара выпитых рюмочек или десяток сигарет, от которых «ничего не случится» — и результат будет, как говорится, налицо.
  • Перегрузки матери, нервное напряжение и серьезные потрясения.

Приобретенная – травмы небной части после заболеваний или неудачного хирургического вмешательства. Малейший рубец, возможно, будет препятствием в дикции.

Закрытая ринолалия

Характеризуется пониженным физиологическим
носовым резонансом во время произношения
звуков речи. Речевой выдох направлен
только через рот при всех звуках.

При данной форме ринолалии резко страдает
произношение и гласных звуков, которые
лишаются некоторых тоновых характеристик,
что значительно обедняет их звучание.
Они смазаны, имеют мертвый неестественный
оттенок.

Основные причины: 1) органические
изменения в носовом пространстве,
закрывающие проход воздушной струи в
носовую полость; 2) функциональные
расстройства мягкого неба, небной
занавески, небно-глоточного клапана,
который пропускает воздух в носовую
полость.

В соответствии с классификацией причин
закрытая ринолалия
подразделяется наорганическую ифункциональную.

Органическая закрытая ринолалиявозникает вследствие анатомических
изменений в носовой или носоглоточной
полости. В этом случае необходимо
хирургическое вмешательство, устранение
причины непроходимости носовой полости.
Как правило, с устранением этих причин
носовое дыхание нормализуется и дефект
исчезает. Если же улучшения речи не
происходит, то в дальнейшем проводят
те же логопедические упражнения, что и
при функциональном нарушении.

В зависимости от локализации поражения
анатомических структур — полости носа
или полости носоглотки — М.Зееман
подразделяет органическую закрытую
ринолалию на два вида: переднюю закрытую
ринолалию
и заднюю закрытую ринолалию:

Передняя закрытая
ринолалия

Задняя закрытая
ринолалия

Причины: хронический
насморк, приводящий к гипертрофии
слизистой носа, разращения в носовой
полости (полипы, опухоли), искривление
носовой перегородки

Возникает при
уменьшении носоглоточной полости.
Причины: разращения в носоглотке
(большие аденоидные разращения,
фибромы, носоглоточные полипы, опухоли
носоглотки)

При функциональная закрытой ринолалиикаких-либо органических повреждений
в носовой или носоглоточной полости не
отмечается. Наблюдается гиперфункция
(повышенная функция) мягкого неба, оно
всегда приподнято и преграждает путь
воздушной струе в носовую полость,
воздушная струя идет через рот. При
функциональной закрытой ринолалии
тембр носовых и гласных звуков может
быть нарушен сильнее, чем при органической
ринолалии. Чаще всего это нарушение
возникает у детей с невротическими
расстройствами. Причина заключается в
поражении центральной нервной системы,
а не самого мягкого неба. Встречается
часто, но не всегда правильно распознается.
В некоторых случаях функциональная
закрытая ринолалия сохраняется как
привычная после удаления аденоидов.

Коррекционная работа по устранению
функциональной закрытой ринолалии
включает те же направления, что и при
органической закрытой ринолалии, но,
учитывая, что в данном случае нарушение
носит центральный характер, в некоторых
случаях логопедическое воздействие
является недостаточным, и требуется
консультация врача-невролога.

Коррекция

Лечение ринолалии основано на комбинации следующих средств:

  • Оперативное вмешательство.
  • Работа логопеда, отоларинголога и психотерапевта.

Известный специалист Ипполитова А.Г. пишет, что логопедия – наилучший помощник в лечении ринолалии.

Упражнения и игры

Постановка звуков при ринолалии с детьми должна производиться в игровой форме. Вы здесь – не сторонний наблюдатель, а такой же участник, показывающий каждое действие на личном примере. Возможно применять такие упражнения:

Укладываемся на ровную поверхность. «Впомни-ка, мы с тобой однажды видели лягушку? Как она смешно надувает пузико! Давай-ка попробуем. Вдох – живот стал большой-пребольшой. А теперь квакушка станет сдувать пушинки с одуванчика. Медленно и аккуратно, чтобы не пропустить ни одну – фуух»

Очень важно – не допускать резкого выдоха, ведь именно плавный «спуск» воздуха после диафрагмального наполнения кислородом необходим для коррекции фонационного дыхания. На животик можно положить небольшой шарик – маленькие любят смотреть за тем, как он скатывается, если животик опускается

Ваш лучший друг – мыльные пузыри. Их выдувание — не только веселая забава, но и полезность.

Для отработки дыхания подойдет игра «Дегустатор». Пытайтесь вместе понюхать продукты в магазине и на кухне. Затем можно завязать глаза – и попытаться угадать, что есть что. Отличной наградой станет угаданная вкусняшка.

Грейте друг другу ладошки и щечки теплым дыханием. Задувайте свечки или спички.  Дуйте на одуванчики. Пойте песенки без слов. Можно придумать еще тысячи аналогичных игр.

Вам предстоит ежедневно работать вместе с вашим чадом. Помните, что ему нужна поддержка и помощь – без чуткого родительского контроля он едва ли готов систематически выполнять рекомендации. Радуйтесь даже мельчайшим успехам, хвалите свое солнышко – и прогресс не заставит себя долго ждать.

https://youtube.com/watch?v=vHHy240ANb4

Психолого-педагогическая классификация и коррекция нарушений речи

Психолого-педагогическая, или педагогическая классификация (по Р. Е. Левиной) подразде­ляет нарушения на 2 группы: нарушения средств общения и на­рушения при применении этих средств. Но тут коррекция нарушений речи будет проходить иначе.

Нарушения средств общения включает 2 подгруппы:

фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка. Хотя речевые расстройства могут быть различными, дефект формируется вследствие нарушения восприятия и про­изношения фонем.

общее недоразвитие речи (ОНР) включает различные полимор­фные дефекты речи. Происходят наруше­ния в формировании всех компонентов речевой систе­мы, относящихся к звукосмысловой стороне. Характерны более позднее развитие речи, бедный словарный запас, раз­личные дефекты произношения, аграмматизмы. При об­разовании фонем имеются нарушения. Степень недоразвития может быть различной: речь может отсутствовать совсем или быть лепетной. Речь может быть развернутой, но иметь различные элементы фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Нарушением применения средств общения является заикание, кото­рое иногда может сочетаться с ОНР.

Но в педагогической классификации нарушения письма и чте­ния не рассматриваются как самостоятельные наруше­ния. Обычно они входят в первую группу классификации в ка­честве необратимых последствий нарушений.

Смешанная ринолалия

Некоторые авторы выделяют смешанную ринолалию — состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причина — сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбо-глоточного контакта функционального и органического происхождения.

Типичные сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого расщепления мягкого нёба и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях препятствуют утечке воздуха через носовые ходы при произнесении оральных звуков. Состояние речи ухудшается после аденотомии, так как возникает нёбно-глоточная недостаточность и проявляются признаки открытой ринолалии.

Поэтому логопеду следует тщательно обследовать строение и функцию мягкого нёба, установить, какой вид ринолалии (открытая или закрытая) сильнее нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения носовой непроходимости и предупредить родителей о риске ухудшения тембра голоса. После операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.

Этапы логопедической работы при ринолалии с детьми

Логопедическая работа при ринолалии разделяется на несколько этапов, каждый из которых имеет собственное значение. Обычно методика логопедического воздействия при ринолалии включает в себя:

  1. Составление характеристики ребенка.
  2. Логопедическое обследование с составлением речевой карты.
  3. Подготовку заключения.
  4. Логопедическое воздействие до операции.
  5. Логопедическое воздействие после операции.

Каждый из этапов одинаково важен и пропускать хоть один из них не рекомендуется.

Логопедическая характеристика на ребенка с ринолалией

Для составления характеристики используется медицинская карта ребенка, проводится беседа с родителями, изучается полный медицинский анамнез, включая пренатальный период. В большинстве случаев ринолалия появляется из-за врожденных проблем, поэтому выявить их удается еще до родов или сразу после них. Для логопеда оказывается полезной любая информация: как питался малыш, какие операции и в каком возрасте ему проводили, как он развивался. Полученная информация заносится в речевую карту для дальнейшей работы.

Логопедическое обследование детей с ринолалией

Этот этап не отличается уникальностью. Подобным образом проводится исследование при любом другом речевом нарушении. Всего изучается 5 разделов развития речи. Они представлены ниже в таблице.

Основные разделы логопедического обследования

Изучаемый раздел Методы и способы обследования
Особенности артикуляционного аппарата Логопед изучает строение речевого аппарата, выявляет его анатомические дефекты:
  • Есть ли расщелины и каков их характер.
  • Насколько сохранена подвижность языка, губ.
  • Симметричны ли носогубные складки.
Особенности дыхания
  • Какой тип физиологического и речевого дыхания используется.
  • Как проходит воздушная струя.
Состояние голоса Отмечается тембр, сила, длительность, выраженность назального оттенка.
Особенности звукопроизношения Изучается произношение гласных и согласных фонемов, артикуляционные позы.
Особенности речи В каком состоянии находится развернутая речь, достаточно ли развит словарный запас.

Логопедическое заключение при ринолалии

Заключение включает в себя информацию, полученную из всех перечисленных выше этапов, а также общие рекомендации и план работы. Ринолалия – это в логопедии широко распространенное заболевание, требующее комплексной работы, поэтому свое заключение специалист передает врачам, дефектологам, педагогам, которые также будут участвовать в коррекционном процессе.

Логопедическая работа до и после операции

Поскольку ринолалия определяется как нарушение, сочетающее в себе голосовые проблемы (гнусавость) и дыхательные (неправильный поток воздуха), основными направлениями работы становится ими они. Коррекция артикуляции, звукопроизношения, автоматизация речи не отличаются от таковых же при любых других речевых болезнях.

Работа над голосом при ринолалии начинается с постановки гласных фонем. С их помощью можно начать использование вокальных упражнений, которые и становятся основным инструментом в коррекции голосовых особенностей.

Работа над дыханием при ринолалии призвана научиться контролировать воздушную струю. Для этого проводятся упражнения на постановку физиологически правильного дыхания. Эффективным оказывается чередование носового и ротового вдоха/выдоха.

На дооперационном и послеоперационном этапе упражнения не меняются, но до устранения дефекта большее внимание уделяется дыханию и голосу, а после – именно звукопроизношению, хотя остальные направления работы также присутствуют

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: