Невротическое заикание у детей

Логоневроз (заикание)

4.Лечение

В настоящее время практикуется множество эффективных методик лечения заикания. Первоочередной задачей является нормализация отношения к расстройству и выработка конструктивной, сотрудничающей позиции у самого пациента, а также у его ближайших родственников

Столь же важно исследовать и, если необходимо, скорректировать систему внутрисемейных отношений. Применяются различные психотерапевтические приемы релаксации, отвлечения, копинга (преодоления) страхов и психических блоков, обучения аутосуггестивным техникам, десенсибилизации

Разработаны системы специальной логопедической гимнастики, массажа, дыхания. Иногда применяется медикаментозная поддержка (транквилизаторы, спазмолитики, антидепрессанты), в других случаях она не показана и нецелесообразна.

При выявлении органической патологии ЦНС назначается курс адекватного неврологического лечения или нейрохирургическое вмешательство (по показаниям).

Что такое невротическое заикание

Невротическое заикание развивается вследствие тонико-клонических и тонических судорог артикуляционной мускулатуры. Происходит спазм мышц, которые участвуют в разговоре: языка, гортани, мягкого неба.

Провоцирующим фактором является стресс, психологическая травма в детском возрасте. Возникает обычно в 4 – 5 лет, когда дети начинают активно разговаривать. Однако он может развиться и в более раннем, и в более старшем возрасте.

Наиболее часто причиной невротического заикания являются следующие ситуации:

  • хронический стресс — конфликт в семье или со сверстниками;
  • физический недуг и связанные с ним комплексы;
  • отсутствие взаимопонимания с родителями, практикование физического наказания с их стороны;
  • острая психическая травма — гнев, испуг, страх, стресс.

Еще одна из причин — наследственность. У таких деток с рождения имеется функциональная недостаточность речевого аппарата, что в итоге приводит к заиканию. Поэтому нельзя терять бдительность: не допускайте эмоционального перенапряжения, стрессов. Воспитание и общение должны строится на полном контроле родителями своих эмоций: не срывайтесь на малыше, не кричите на него и не ругайте. Старайтесь находить компромиссы и решайте вопросы с заботой, любовью.

В некоторых семьях родители склонны форсировать развитие ребенка, в том числе речь. С ребенком постоянно занимаются, предъявляются повышенные требования, не учитывающие индивидуальные особенности. Нагружают его чтением, заставляют разучивать сложные слова, стихи. Очевидно, что это непосильные нагрузки в физическом и психическим отношениям. Рано или поздно эта причина приводит к срыву, истерикам, в том числе нарушению речи.

Если в семье уже есть заикающийся человек, малыш может ему подражать.

Как это происходит

Нарушение произношения появляется из-за спазма мышц аппарата, участвующего в речи: мягкого нёба, губ, языка или гортани. При этом судороги мышц гортани называют голосовыми, а остальные артикуляционными. Термин «заикание» родился из-за схожести ощущений с икотой.

Третьим типом судорог считаются дыхательные. При этом человеку не хватает воздуха для произношения слова. Он старается захватить его ртом, из-за чего не может связно произносить речь.

От них импульсы передаются на смежные структуры, откуда доходят до мышц. Эти компоненты называют первичными. При передаче возбуждения на участки, отвечающие за психику и эмоции, и подключении логофобии возникают вторичные изменения. Они более характерны для взрослых пациентов, нежели для детей.

Схема логопедического занятия

Длительность занятий определяется возрастом ребёнка. Для детей 3-5 лет она ограничена 10-20 минутами. Если сделать сразу весь комплекс упражнений не получается, можно провести небольшую физкультминутку. А если время пролетает незаметно и ещё остаются силы, стоит увеличить продолжительность тренировки речи.

В начале занятия нужно сделать небольшую разминку. Для этого проводится дыхательная гимнастика. Это помогает увеличить объём выдыхаемого воздуха, чтобы облегчить процесс разговора и удлинить фразы. Ведь именно это становится препятствием на пути к плавной речи у заикающегося ребёнка.

Дыхательную гимнастику нужно проводить в форме игры. Существует несколько основных упражнений:

  1. Ребёнок ложится на спину, и ему предлагается изобразить животом море, на волнах которого качаются его любимые игрушки: глубокий вдох через нос, надувая живот — волна, медленный выдох через трубочку — штиль (повторить не менее 3-х раз).
  2. В таз набирается вода и туда запускаются парусные корабли, которым нужно помочь добраться до другого берега: ребёнок дует, изображая ветер.
  3. Налить в стакан воды и опустить туда соломинку для питья: ребёнок дует в трубочку, изображая в стакане бурю или кипение зелья.

Игровые упражнения помогут наладить плавный и длинный выдох, а также будут для ребёнка весёлым совместным занятием. Продолжить его можно произношением отдельных слов и предложений хором. Это окажет поддержку и послужит примером правильной плавной речи. Главное при этом выбрать медленный темп и соблюдать правильный ритм.

После этого можно поиграть с ребёнком в эхо, когда он повторяет за родителем сказанное слово или предложение. Это помогает наладить автоматизацию речи. В таком случае не придётся думать во время разговора, как правильно произносить звуки, что позволит уменьшить волнение во время диалога.

Для побуждения к речи можно загадывать загадки, сочинять истории по рисунку или составлять одну из нескольких. Хорошего эффекта можно добиться разучивая песенки. Вокализация помогает добавить плавности течению голоса. Этот приём используют и в жизни: при затруднении в произношении слов, их можно попробовать пропеть. Часто это снимает спазм и позволяет дальше общаться спокойно.

Так как речь связана с мелкой моторикой, полезными будут занятия по совместному изготовлению поделок. Это улучшает координацию и артикуляцию. Во время рукоделия нужно как можно больше разговаривать с ребёнком. Он будет занят, что позволит расслабить его во время разговора и снять напряжение с мышц.

Как помочь самому себе не заикаться

Одновременно с занятием с логопедом и психологической помощью страдающий заиканием человек должен и сам прикладывать силы к собственному выздоровлению.

  • Прежде всего, нужно научиться расслабляться. Начиная говорить, можно перебирать четки, скрещивать пальцы, сгибать и разгибать лист края листа бумаги.
  • Заикание – это невроз, проявляющийся в момент волнения, тревоги. Справиться с ним позволят медитационные практики, которые не так уж и сложно освоить.
  • Еще один вариант успокоения и расслабления – фитотерапия. Среди легких растительных седативных средств – шалфей, чабрец, лаванда, мята. Из них можно заварить чай или сделать настой.

Очень важно правильное дыхание. Уменьшить заикание позволят регулярные повторения дыхательных упражнений из гимнастики цигун и йоги.  Они дают возможность в нужное время выводить воздух из легких, контролировать силу вдоха-выдоха.
Не концентрируйся на собственном голосе во время говорения – неровная речь способствует тому, что  можно упустить нить разговора

Лучше акцентироваться на содержании, а не форме.
При предчувствии наступлении спазма лучше замолчать, сделать паузу, вдохнуть. Не зря пауза является одним из  основных средств художественной выразительности у актеров в театре. Сделайте и вы так же – и в глазах собеседника сразу будете выглядеть значимей и глубже.
Неплохим вдохновляющим моментом может стать художественный фильм «Король говорит», получивший в свое время престижную кинопремию Оскар. Его главный герой ­– монарх Великобритании Георг VI прошел очень непростой путь, избавившись от заикания с помощью логопеда Лайонела Лога.
Можно сделать самомассаж горла и шеи мягкими движениями – это снимет спазм.
Чтобы не перегружать мускулатуру гортани и рта большую часть дня лучше помолчать.

Причины развития заикания

Заикание наиболее часто развивается у детей дошкольного возраста. Большую роль играет тот факт, что окончательное формирование полушарий головного мозга завершается примерно к пяти годам — у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможения. Эти самые реакции с легкостью превращаются в двигательную активность, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не совсем четко. Дети, часто воспринимая на слух различные звуки и слова и не понимая их значения, могут просто смешивать их в кучу. Когда ребенок учится разговаривать, его центральная нервная система испытывает колоссальные нагрузки, в результате которых могут возникать сбои в ее работе, приводящие к заиканию.

В возникновении логоневроза может сыграть важную роль фактор подражания. Если в семье, или в ближайшем окружении ребенка, присутствует человек, страдающий заиканием, то дети могут перенять эту манеру разговора. При очень раннем развитии речи, когда у маленького человека набирается большой словарный запас, а голосовой аппарат не до конца сформирован, он может просто не справляться с огромным количеством звуков — ребенок старается выдать информацию чуть ли не непрерывным потоком, что является нормой.

Вот еще несколько факторов, которые могут спровоцировать появление логоневроза (заикания):

  1. Когда в семье нездоровый психологический климат и ребенок получает недостаточно внимания, он может заикаться намеренно для привлечения этого самого внимания.
  2. Если воспитание слишком строгое и за малейшую провинность следует порицание или наказание, дети становятся излишне пугливыми и зажатыми, что способствует появлению недуга.
  3. Когда родители пытаются вырастить из своего чада маленького полиглота, и в очень раннем возрасте начинают обучение языкам, не окрепший мозг не в состоянии согласовать информацию, ведь даже основной родной язык ребенок освоил не до конца. Особенно это заметно в двуязычных семьях.
  4. Иногда, чтобы удивить родных и знакомых, родители учат с детьми длинные и сложные стихи, чтобы на семейном торжестве похвастаться способностями своего отпрыска. Но мало того, что головной мозг не готов к подобным экспериментам, так еще и речевой аппарат не в состоянии вынести такие нагрузки.
  5. Если ребенок рождается левшой и его насильственными методами переучивают на правую руку, этот процесс является причиной довольно сильного стресса, что повышает риск возникновения логоневроза.

Мальчики имеют гораздо большую склонность к заиканию, чем девочки. Просто ввиду физиологических особенностей все двигательные функции у девочек окончательно формируются намного раньше — эта особенность касается и развития артикуляционного аппарата.

В группу риска попадают дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, родовые травмы головы, инфекционные болезни, поражающие центральную нервную систему, различные черепно-мозговые травмы и иные патологии, затронувшие работу нервной системы. Перенесенные психические травмы, стрессовые ситуации также увеличивают шансы появления заикания. Причем, причины, вызвавшие психологическое расстройство и продолжительность их воздействия, абсолютно не играют ни какой роли: дефект речи может вызвать как короткий испуг, так и длительное состояние волнения или страха.

Обратите внимание: наследственная предрасположенность современной наукой не доказана, хотя подобные предположения высказываются очень часто. У взрослых заикание встречается гораздо реже чем у детей и, как правило, приходит из детства

Причины возникновения логоневроза у взрослых, по большому счету, мало отличаются от детских причин, поэтому рассматривать их отдельно не имеет большого смысла

У взрослых заикание встречается гораздо реже чем у детей и, как правило, приходит из детства. Причины возникновения логоневроза у взрослых, по большому счету, мало отличаются от детских причин, поэтому рассматривать их отдельно не имеет большого смысла.

Как лечить

Лечение проводится совместно с психологом, неврологом и логопедом.

Обязательной составляющей терапии являются занятия с логопедом. Специалист подбирает индивидуальную схему коррекции заикания. Сначала нужно устранить старый речевой стереотип: быструю прерывистую речь, повторение слов и слогов. Логопед учит малыша расслабляться, чтобы сформировать навык плавной речи. Таким образом создается новый речевой стереотип. В дальнейшем он закрепляется упражнениями с повторением звуков, слогов, слов, предложений и целого текста.

Если причиной является хроническая травмирующая ситуация — необходимо ее устранить. С ребенком занимаются психолог или психотерапевт. Проводятся сеансы психотерапии, психокоррекция, арт-терапия, музыкотерапия. Эти методы помогают расслабиться, меняют отношение маленького пациента к своему состоянию. Они также являются профилактическим средством от вторичных речевых нарушений.

Логопед учит малыша расслабляться, чтобы сформировать навык плавной речи.

Важно мотивировать у ребенка, чтобы у него было желание заниматься. Так он будет больше стараться

Когда причиной невротической формы заикания у детей являются конфликты в семье, показано семейное консультирование и терапия всем членам семьи. Родственникам необходимы выработать навык самообладания, ведь для выздоровления ребенку нужна благоприятная и спокойная домашняя атмосфера. Окружающим также необходимо следить з своей речью: она должна быть понятной, спокойной, с доброжелательным тоном.

Родителям нужно понять, что лечение не ограничиваются кабинетом логопеда. Дома тоже нужно заниматься с ребенком. При этом нужно обязательно учитывать эмоциональное состояние малыша.

Проблемы по части неврологии решаются медикаментозными препаратами: седативными средствами, ноотропами, витаминными комплексами. Врач может назначить физиотерапию, массаж, рефлексотерапию.

В сложных случаях показана гипнотерапия.

Упражнения при невротическом заикании

Количество занятий и их длительность зависят от возраста ребенка и степени тяжести патологии. Обычно сеанс длится 15 – 20 минут.

Комплекс начинается с разминки — дыхательной гимнастики с целью увеличения объема выдыхаемого воздуха, чтобы малыш мог строить длинные фразы:

  1. Малыш лежит на спине и животом изображает море — делает вдох через нос, надувает животик, выдыхает через трубочку. Упражнение нужно сделать три раза;
  2. Ребенок дует на воду в стакане через трубочку, изображая шторм, аквалангиста или кипение воды;
  3. В тазик с водой запускаются кораблики — сделанные из бумаги, или роль корабликов могут выполнять любые игрушки. Нужно дуть на кораблики, чтобы они доплыли до другого края тазика.

Упражнения можно дополнить произношением слов или предложений. При этом вы произносите слова, и просите малыша делать то же самое. Говорите медленно и соблюдайте ритм.

Следующее упражнение — «эхо». Вы произносите слово, ребенок за вами повторяет.

Полезны для развития речи отгадывание загадок, составление устных рассказов по рисунку, разучивание песен. К слову, пение позволяет добиться плавного произношения. Его рекомендуют использовать в повседневной жизни. Например, какое-то слово кажется вам трудным в произношении. Попробуйте его пропеть: пение снимает спазм и вы заметите, что легко произносите слово.

Положительно сказываются рисование, лепка, плетение, оригами. Известно, что мелкая моторика связана с речью. Даже здоровым малышам рекомендуют такие занятия. А деткам с невротическим заиканием они помогут улучшить координацию и артикуляцию.

Можно сказать, что заикание проходит само собой или с возрастом?

Заикание само собой не проходит. Эта проблема имеет склонность усиливаться со временем. Сами собой  проходят физиологические итерации в детском возрасте. Итерации — такие запинки, которые появляются в речи, когда дети учатся применять языковую систему в новых ситуациях. Но отличить физиологические итерации от истинного заикания может только специалист, по результатам комплексного обследования. Если вам кажется, что ребёнок начал заикаться, вы должны записаться на диагностику к логопеду, неврологу и детскому психиатру. Лучше перестраховаться и принять меры вовремя, чем ждать, когда запинки станут усиливаться и инициальное заикание перейдет в хроническую форму. Не опасайтесь визита к такого рода специалистам. Именно детский психиатр может определить истинную природу данного нарушения, выявить причину и назначить правильную схему лечения, если это необходимо.

Лечимся

  • Ортопедические стельки и полустельки предназначены для перераспределения нагрузки на отделы стопы при длительном стоянии и ходьбе.

  • Существуют китайские, японские, тайские, тибетские, гавайские, африканские массажные системы. Все они направлены на восстановление энергетики человека.

  • Галокамера — специально оборудованное помещение в котором создаются условия соляной пещеры (спелеошахты) для восстановления функции бронхов и внешнего дыхания.

  • Пластика груди — это операция направленна улучшение формы молочных желез с целью улучшения их внешнего вида

  • Лечение больных наркоманией проводится только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Наиболее эффективным является тот вариант, когда больной наркоманией сам осознает свою болезнь и ощущает потребность в излечении.

Причины особенностей говорения

Заикание происходит от русского слова «икать». Скорее всего, что в давние времена кому-то показалось, что запинающийся человек икает. На самом же деле это не так. К слову, на других языках такой дефект обозначают термином типа «спонтанное движение языка». Давайте разбираться, что же это такое.

Человек, страдающий логоневрозом, испытывает спазм при произнесении некоторых слов, у него нарушена плавность речи, ее темп. В этом виноваты судороги – непроизвольные сокращения при работе артикуляционного аппарата. Поэтому звуки или слоги повторяются. Кроме этого, заикающийся индивид может испытывать нервный тик, совершать руками непроизвольные движения, теребить одежду.

Специалисты возлагают вину появления дефекта на:

  • детскую травму в возрасте от 1 до 3 лет, когда речь активно формируется. Это может быть какое-либо страшное или травмирующее психику событие – болезнь, смерть близкого человека, конфликты в семье. Возможен и сильный испуг от криков родителей, внезапно появившейся огромной собаки и т.п.;
  • болезни нервной системы, мозга, т.е. биологические причины. К ним относятся перенесенные в детстве травмы головы, менингит, внутриутробные поражения мозга и родовые травмы;
  • ускоренное развитие речи ребенка. Родители, пытаясь сделать свое чадо вундеркиндом, заставляют его учить непонятные стихотворения, сложные слова;
  • невротические переживания. Люди любых возрастов, совершенно нормально говорящие в обычной жизни, начинают заикаться при публичных выступлениях, на сцене, в особо ответственных ситуациях. К слову, логоневроз такого типа самый частый.

Необходимо отметить, что девочки реже страдают заиканием, чем мальчики. Утверждается, что это связано с гендерной особенностью мозга и нервной системы. Все дело в том, что у представительниц слабого пола правое полушарие, отвечающее за эмоции, всегда активно, им можно капризничать и плакать. Потому они вполне адаптированы к такому состоянию. А для сильного пола это не характерно, и если у них оно сильно возбуждается, то левое – рациональное, начинает конфликтовать с правым, развивается заикание. Так же обстоит дело и с левшами – среди них много заик, ведь правое полушарие у них тоже активно. 

Многие взрослые с таким недостатком маскируют его междометиями типа «кхм», «ммм», «эээ». Так они вроде бы скрывают наличие проблемы, но все равно речь получается некрасивой, прерывистой, и слушать такого индивида довольно тяжело.  

Итак, логоневроз – это психосоматическое заболевание, которое можно диагностировать и комплексно лечить. Этим занимается логопед, невролог, также необходима психологическая помощь.

Причины заикания:

  • повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
  • последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
  • генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
  • последствия перинатального поражения ЦНС;
  • склонность к судорожному реагированию;
  • различные повреждения головного мозга;
  • травмы, последствия инфекционных и эндокринных заболеваний;
  • нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
  • дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
  • при попытке переучить левшу в детском возрасте;
  • дефицит ласки, любви, понимания у ребенка.

В трехлетнем возрасте у маленьких детей происходит развитие коордиционной системы речевых движений и вербального мышления. Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью. Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них имеют склонность к судорожности. Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.

Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку. Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание. Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту, самостоятельно это не пройдет.

Вылечить заикание у детей надо еще до школы. Для того, чтобы понять как избавится от заикания, родители с детьми в возрасте 2-5 лет обращаются к логопеду.

Нарушения речи наблюдающиеся в пубертатном периоде, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

Основные причины логоневроза

Речевые нарушения часто возникают именно в детском возрасте. Заикание развивается у детей от 2 до 5 лет, то есть тогда, когда дети только учатся говорить. С каждым последующим годом вероятность возникновения патологии снижается, при этом заикание часто встречается именно у мальчиков.

Факторы, влияющие на развитие патологии:

  • Патологии при вынашивании плода (инфекционные процессы, кислородное голодание).
  • Ранние роды и травмы в процессе рождения.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Лабильная нервная система, которая выражается в ранимости, повышенной раздражительности и нервозности.
  • Индивидуальные особенности речевого развития. К примеру, раннее изучение иностранного языка может спровоцировать данное расстройство по причине того, что ребенок элементарно еще не освоил свой собственный язык.

Психологические и социальные факторы:

Излишне требовательное отношение к малышу, постоянный контроль и придирки.
Отсутствие единой стратегии в воспитании.
Сильные эмоциональные переживания.
Личные страхи малыша

Дети могут бояться темноты, наказаний со стороны родителей.
Сильный испуг, вызванный разными факторами.
Отсутствие эмоционального контакта с родителями, их недостаточное внимание в период формирования речевой функции.
Резкая смена обстановки. Малыш может негативно воспринять изменение привычных для него условий: смена детского сада, места жительства и т. д.
Различные стрессы и психотравмы, вызванные особенностями обстановки, в которой существует ребенок (частые ссоры внутри семьи, непростые отношения между детьми и т. д.).

Иногда в речи детей может наблюдаться такой феномен как «ложное заикание». Это состояние нельзя назвать патологическим, ведь ребенок может просто копировать речь своих родителей. Иными словами, если папа или мама заикаются, то малыш может повторять за ними услышанные звуки и особенности речи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: