В цифрах
- По разным данным, в мире от СДВГ страдает около 10% детей.
- Расстройство дефицита внимания проявляется и у взрослых. 30% «перерастают» этот синдром либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни. Во взрослом возрасте синдром диагностируют у 2–4% людей.
- В России уровень распространенности заболевания среди детей 7,6%.
- У мальчиков диагноз подтверждается в 5 раза чаще, чем у девочек.
- В 80% случаев, если болезнь не лечить, в зрелом возрасте накладываются другие психические отклонения — расстройства развития нервной системы, связанные с употреблением психоактивных веществ, тревожные расстройства, нарушение сна, синдром беспокойных ног.
Медицинские расходы
Стоимость — главный фактор, когда речь идет о том, как заболевание влияет на кого-то. Планы лечения и лекарства могут быть дорогими, а планирование оплаты может вызывать стресс. Исследование 2007 года показало, что «стоимость болезни» для человека с СДВГ составляет 14 576 долларов в год. Это означает, что СДВГ обходится американцам в 42,5 миллиарда долларов ежегодно — и это консервативные оценки распространенности СДВГ.
Лекарства и лечение — не единственные затраты, которые следует учитывать при диагностике СДВГ. К другим факторам, которые могут увеличить стоимость, относятся:
- расходы на образование
- потеря работы
- ювенальная юстиция
- расходы на здравоохранение
Совет 6 — Учите делиться с вами переживаниями
Налаживание эмоциональной связи с ребенком — важный аспект его общения с вами. Это даже вопрос доверия ребенка к вам. Насколько в будущем он будет прислушиваться к вам, делиться своими переживаниями и проблемами.
Простой способ сблизиться с ребенком, стать значимым человеком в его жизни, тем, кому он будет доверять свои секреты и тайны. Достигаем этого эффекта через совместное чтение классической художественной литературы.
Сначала вы читаете крохе, позже он сам постепенно научится читать. Совместное переживание за кого-то, как за героя истории, очень сближает. Развитие чувственной сферы ребенка происходит именно через такое чтение.
Так он учится сострадать другим, показывать свои эмоции. Тут помогают именно слезы переживания за других от прочитанного. Тогда все страхи рассеиваются, и он легко засыпает. Когда плачет за других или говорит вслух о том, что чувствует сам в этих переживаниях, он проходит в этом определенный этап развития его чувственной составляющей.
Развивая чувственную сферу, ваш ребенок сам не будет задирать или обижать других детей. Он будет переживать за них. Сможет найти нужные слова, чтобы избежать конфликтных ситуаций.
Важно знать! Для детей со зрительным вектором — этот аспект наиболее важный. Это особенный путь их развития
Читаем, как избежать травли одноклассниками, тут.
Поход к психиатру у нас чаще всего ассоциируется с таблетками: «Вот сейчас моему ребенку что-то пропишут, лекарства не помогут, а их последствия для здоровья непредсказуемы». Насколько оправдан этот страх медикаментозного лечения?
Это правда: далеко не каждый родитель пойдет вместе с ребенком к психиатру. Люди по-прежнему боятся обращаться за помощью, так как этот ее вид стигматизирован. Пойти к психиатру – это все равно что признаться в своей беспомощности и опозориться на весь белый свет. Я советую начать с визита к клиническому психологу, который проверит психические функции ребенка, измерит их с помощью различных тестов, и если эти показатели выходят за границы нормы, то он порекомендует обратиться к психиатру. К сожалению, в нашей детской психиатрии действительно распространен фармакоцентрический подход, то есть каждый второй врач считает своим долгом и обязанностью выписать ребенку какую-то таблетку. Но первая линия помощи при СДВГ — это, конечно, немедикаментозная помощь. Это помощь психологов, коррекционных педагогов, семейных психологов, ни в коем случае не лекарства.
Концентрация внимания
Тренируйте концентрацию внимания. Без нее мы становимся похожи на несчастного Сизифа, вынужденного толкать в гору свой камень. Недостаток концентрации – причина незавершенных вовремя проектов, недостигнутых целей, потраченных зря лет жизни. Человек, не умеющий концентрироваться на деле, предпочитает продуктивной работе отвлечения, далеко уводящие от целей. Чтобы оценить умение концентрироваться, задайте себе несколько вопросов:
- Сколько времени в сутки я трачу на ненужную ерунду – соцсети, телевизор, болтовню?
- А сколько уходит на отдых во время работы? Никто не спорит – делать паузы необходимо. Но если они слишком длительные, или повторяются каждые десять минут, это отрицательным образом сказывается на работе.
- Каких результатов я мог бы достичь сегодня, если бы потратил предыдущей месяц с максимальной отдачей?
Время имеет значение – используйте его правильно
Старайтесь концентрироваться на выполняемой работе в течение одного часа по несколько подходов в день. По истечении часа делайте небольшие перерывы. Через какое-то время у вас будет получаться фокусироваться на работе в течение более длительного интервала.
5 приемов для повышения концентрации внимания
Уделите время качественному и своевременному приему пищи
Большинство людей страдает различными заболеваниями, возникшими из-за ненормированного, низкокачественного питания. Достижение любой цели требует в первую очередь хорошей физической формы. Для этого необходимо отрегулировать свой прием пищи, рассмотреть полезность продуктов, которые вы чаще всего употребляете.
Если вы страдаете перееданием, психологи рекомендуют быть очень осознанным во время приема пищи. Старайтесь отслеживать свое желание постоянно есть — не является ли это «заеданием» проблем.
Екатерина Бурляева, терапевт-диетолог, заведующая консультативно-диагностическим центром «Здоровое и спортивное питание», утверждает, что привыкшие постоянно переедать люди не могут ограничиться нормальным количеством пищи, им постоянно кажется, что они голодны.»
Таким образом, своевременный прием полезной пищи является неотъемлемым фактором здорового образа жизни.
Игры на развитие краткосрочной памяти
«Хлопни в ладоши». Вырежьте из картона большие фигуры: квадрат, круг и треугольник. Водящий придумывает для каждой фигуры действие, например хлопнуть в ладоши (квадрат), топнуть ногой (круг), коснуться носа (треугольник). Чтобы объяснить детям суть игры, водящий показывает фигуры или указывает на них по очереди (квадрат, круг, треугольник и т.д.) и выполняет соответствующее действие. Затем он только показывает фигуры по порядку, а дети выполняют действия все вместе. Наращивайте темп игры. Время от времени меняйте задание, чтобы детям приходилось отказываться от только что усвоенной привычки: предложите коснуться ног (квадрат), поднять руки (круг), подпрыгнуть (треугольник). Продолжайте демонстрировать фигуры по порядку.
«Я еду в отпуск и беру с собой…» Первый играющий называет предмет, начинающийся с буквы «А». Второй играющий повторяет этот предмет и добавляет собственный, на букву «Б». Третий повторяет оба предмета, добавляет еще один, на букву «В», и т.д.
Контроль над телом и эмоциями
Другой важной — и сложной — задачей для детей является сохранение контроля над собой. Поэтому мы должны помочь им выработать эти навыки и научить принимать правильные решения, когда они расстроены. Используйте метод, с которым вы, вероятно, уже знакомы: научите их делать глубокий вдох или считать до десяти
Используйте метод, с которым вы, вероятно, уже знакомы: научите их делать глубокий вдох или считать до десяти.
Помогайте им выражать свои чувства. Позвольте им топнуть ногой или ударить подушку. Даже маленькие дети обладают способностью остановиться и подумать, вместо того чтобы бить кого-то кулаками или обижать словами. Чем больше они будут упражняться в рассмотрении альтернатив всевозможным выпадам, тем более сильным будет становиться их верхний мозг.
Многие также опасаются идти на прием к психиатру, потому что после присвоения диагноза ребенка могут поставить на учет, а это в будущем может сказаться на его социализации и карьере.
Самой постановки на учет не стоит бояться — мало ли у кого карточка лежит в диспансере, а вот проблема социального отвержения людей с особенностями развития действительно существует: по сути, в будущем при устройстве на работу им грозит поражение в правах. Конечно, если ребенок с СДВГ наблюдался у психиатра и потом выберет специальность, не связанную с военным делом, вождением пассажирского транспорта и т. д., этот факт его биографии не будет иметь критического значения. Однако если специальность связана с точными техническими науками, госсектором, то могут возникнуть сложности. Я знаю одного одаренного парня, специалиста по IT-технологиям, который пришел устраиваться в институт космических исследований. Его там стали проверять и выяснили, что в 5 лет он наблюдался с энурезом у врача-психиатра в детской поликлинике, и ему там завели карточку. Это создало моему знакомому большую проблему при трудоустройстве. Врач этой поликлиники отчитывался перед службой найма, сколько он провел приемов, какой диагноз был у мальчика. И такие моменты, конечно, нужно учитывать. Но на мой взгляд, польза от того, что ребенок получает профессиональную психиатрическую помощь, намного важнее.
Самоконтроль ≠ саморегуляция
Самоконтроль — это преодоление негативных эмоций и мыслей, подавление автоматических реакций. Суть навыка заключается в том, чтобы «не действовать». Ребенок с развитым самоконтролем не заплачет и не начнет драться с малышом, который забрал лопатку.
Саморегуляция — умение управлять эмоциями, чувствами и поведением при взаимодействии с окружающими людьми. Речь о том, как «действовать» в подобных ситуациях. Ребенок из примера выше не только не расстроится, а попробует придумать игру, которая заставит малыша потерять к лопатке интерес.
Если говорить метафорично, самоконтроль помогает потушить пожар, который уже случился. Саморегуляция позволяет его не допустить, соблюдая нормы пожарной безопасности.
Самоконтроль помогает ребенку контролировать эмоции, мысли, поведение и избегать соблазнов. К примеру, малыш с хорошим самоконтролем не устроит истерику в супермаркете, если вы откажетесь купить ему игрушку.
Саморегуляция же гораздо шире самоконтроля. По мнению нейробиолога Клейбоу, она состоит из умения контролировать себя, эмпатии и креативности. На отказ купить игрушку ребенок с развитой саморегуляцией не зарыдает, а постарается понять причину. Или узнает, сможет ли он заслужить игрушку.
Еще пример. Самоконтроль поможет ребенку преодолеть злость, если другой запустит в него бумажный самолётик в садике. Ребенок с высоким уровнем саморегуляции оценит обстановку, постарается понять, почему товарищ так поступил. Возможно, он напрямую спросит об этом, чтобы решить проблему. Саморегуляция помогает проанализировать чужие эмоции и чувства, чтобы выбрать адекватную модель поведения.
Или представьте: ускакал мячик, и малыш не смог его поймать. Самоконтроль поможет сдержать слезы. Саморегуляция подскажет взять другую игрушку и продолжить игру.
Самоконтроль, терпение или выдержка?
Все эти понятия тесно связаны друг с другом, так как без одного не будет остальных. Самоконтроль нужен человеку для того, чтобы научиться выбирать правильный алгоритм своих действий, предварительно оценивая текущую ситуацию и возможные последствия. Ребенок должен с ранних лет уметь контролировать эмоции во время недовольства и психологической эйфории, действия – во время капризов и т.д.
Выдержка – это практически синоним самоконтроля, но с более узкой точки зрения. Это понятие означает, что человек должен держать свои эмоции в себе в ожидании наступления какого-либо определяющего события.
Что касается терпения, то без него сложно себе представить любой процесс жизнедеятельности. Без терпения невозможно высидеть скучную лекцию, дождаться своей очереди в столовой, приезда домой на транспорте, изучать сложные темы, выполнять большие домашние задания и т.п. Что бы человек не делал, он всегда сталкивается с данным явлением. Если у ребенка не будет развито терпение, то он точно вырастит в избалованного и эгоистичного подростка, и тогда его уже не получится переучить.
Самоконтроль, выдержка и терпение – три качества, которые должны быть развиты в каждом ребенке, потому что от них напрямую зависит его будущее. Неусидчивый и нетерпеливый школьник всегда испытывает проблемы с учебой, из-за чего по ЕГЭ набирает минимум баллов. С такими результатами государственного экзамена он теряет шансы поступления в университет на бюджет, чем ставит родителей в затруднительное финансовое положение.
Обучение в ВУЗе также будет складываться сложно, как и школе, так что о светлых перспективах на рынке труда можно забывать. Ни одна уважающая себя компания не возьмет на работу наглого специалиста с сомнительным уровнем знаний, который не может держать себя в руках.
Отдельно стоит отметить, что дети, которые не отличаются терпением и самоконтролем, чаще остальных сверстников испытывают трудности с подготовкой к экзаменам.
Нравственность
Когда дети могут принимать здравые решения, контролируя себя и руководствуясь в своих действиях сопереживанием и самопониманием, у них развивается здоровое и активное чувство нравственности, представление о том, что правильно и неправильно.
Здесь мы тоже не можем ожидать абсолютной устойчивости из-за незаконченного развития их мозга. Но все же следует как можно чаще поднимать вопросы, касающиеся морали и этики, в ситуациях повседневной жизни.
Другой способ поупражнять эту функцию мозга — предлагать гипотетические ситуации, что нравится многим детям: «Ты бы стал перебегать улицу на красный свет, если бы близко была машина? Если бы хулиган приставал к кому-то, а вокруг не было взрослых, что бы ты сделал?».
Суть в том, чтобы заставить ребенка размышлять о своих действиях и обращать внимание на мотивы собственных решений. И безусловно, учитывайте, какой пример вы подаете своим собственным поведением. Если вы учите ребенка честности, щедрости, доброте и уважению, он должен видеть, что вы воплощаете эти ценности в своей жизни
Если вы учите ребенка честности, щедрости, доброте и уважению, он должен видеть, что вы воплощаете эти ценности в своей жизни
И безусловно, учитывайте, какой пример вы подаете своим собственным поведением. Если вы учите ребенка честности, щедрости, доброте и уважению, он должен видеть, что вы воплощаете эти ценности в своей жизни.
Быть оптимистом и не бояться признавать свои ошибки
Можно разобрать ситуацию с ужином в детском саду. Один из детей нечаянно роняет тарелку с запеканкой на пол, отчего та вдребезги разбивается. Реакция малыша может быть разной: испугается, что воспитатель начнёт ругаться, попытается сбежать, чтобы потом утверждать, что это не он сделал. Лучше всего научить ребёнка признавать свои ошибки, не уходить от ответственности, однако не делать из случившегося трагедии, и даже в неприятности увидеть проблески лучшего. Пусть он лучше растёт оптимистом: битая посуда – к счастью, хорошо, что никто не порезался. К оптимисту быстрее присоединится другой ребёнок, который поделится своим ужином (всё равно запеканка пересоленная). А когда такой ребёнок станет старше, то ему будут помогать в жизни умение отвечать за свои поступки и даже чуточку притянутый оптимизм, он сможет отстаивать собственное «я» и достойно выходить из сложных ситуаций.
Инициатива и самостоятельность у детей
Когда ребёнок взрослеет и познаёт мир вокруг себя, он естественным образом стремится к независимости. Шаг за шагом он осваивает все навыки, которые понадобятся ему, чтобы жить одному, учиться, работать, дружить, заводить семью и реализовывать мечты. Этому процессу часто вредит излишний контроль со стороны родителей. Беспокойство за безопасность ребёнка часто выливается в гиперопеку. Порой родители ограничивают свободу действий детей даже в довольно взрослом возрасте, опасаясь, что самостоятельно ребёнок не справится с возможными проблемами. Такая особенность воспитания чревата сложностями в личностном становлении ребёнка: человек, которого чрезмерно опекали в детстве, вырастает нерешительным и безынициативным. Есть прямая связь между самостоятельностью ребёнка и уверенностью в собственных силах у взрослого человека, которым этот ребёнок станет.
Уметь твёрдо отказывать
Отзывчивость и доброта – замечательные качества. Но ребёнок должен знать, что когда его добротой окружение начинает пользоваться, то дружба превращается в манипулирование. Уступить свой обед, сделать соседу контрольную в ущерб себе, таскать чьи-то портфели – обычно причиной таких ситуаций является страх ребёнка прослыть жадиной, стать изгоем, с которым перестанут общаться. Ему нужно объяснить, что лежит в основе настоящей дружбы и чем следует дорожить на самом деле. А если он встречает шантаж и вымогательство, то должен научиться твёрдо отказывать, защищая собственные интересы.
Стоит ли раскрывать диагноз СДВГ при поступлении в детский сад и в школу? Должны ли воспитатели и педагоги знать о том, что ребенок имеет особенности развития?
Мне кажется, диагноз нельзя скрывать ни в коем случае. Нужно обязательно объяснить воспитателям, педагогам и психологам в детском саду, какие у вашего малыша особенности, почему он ведет себя именно так, какие простые стратегии могут скорректировать его поведение. Если педагоги мало знакомы с диагнозом СДВГ, родители могут порекомендовать им специализированную литературу. Для школьной системы образования дети с гиперактивностью и дефицитом внимания самые неудобные. Как правило, педагоги стараются от них избавиться, потому что они — возмутители спокойствия: нарушают дисциплину, безобразничают, не могут контролировать свое поведение, не реагируют на дисциплинарные воздействия
Но хороший, профессиональный учитель поймет, что проблемы такого ребенка обусловлены его психическими особенностями и обратит на это внимание родителей
Можно ли решить проблему системно?
Психологи предлагают иное решение проблемы — изменить школьную среду таким образом, чтобы детям с синдромом дефицита внимания было легче учиться: маленькие классы, более частые перерывы между уроками, чередование умственной и физической активности.
В России существуют специализированные классы для детей с особенностями развития. Но в условиях, когда остальные дети учатся по другим правилам, направление ребенка в специализированный класс само по себе может стать травмирующим событием. И ученики, как правило, воспринимают это как наказание или как признание их «умственно отсталыми».
Так что еще неизвестно, кто поступает правильнее — американцы, которые пичкают своих детей амфетаминами, или наши учителя, навсегда записывающие их в «отстающие».
Анна Фенько
7) Надеваем пальто
Вот классический способ научить малыша надевать пальто. Он достаточно легкий и к тому же забавный.
-
Расстелите пальто. Расстегнутый детский жакет раскиньте на полу изнанкой вверх и у капюшона усадите ребенка. В этом случае пальто перед малышом будет лежать «вверх ногами».
-
Наклон. Попросите малыша сесть, как лягушка, и, нагнувшись над одеждой, просунуть руки в рукава.
-
Переворачиваем. По вашей команде малыш должен перекинуть пальто через голову — руки дальше продвинутся в рукава, а оно само окажется на спине.
-
Осталась «молния». Теперь малыш должен потянуть вверх «молнию», чтобы пальто оказалось застегнутым. Тут придется потренироваться.
-
Полезный совет. Порой с «молнией» не все так просто. Если у вас нет времени первое время контролировать правильное ее использование, выбирайте вещи на удобных липучках.
СДВГ и другие состояния
СДВГ не увеличивает риск других состояний или заболеваний. Но некоторые люди с СДВГ, особенно дети, с большей вероятностью столкнутся с рядом сосуществующих состояний. Иногда они могут усложнить социальную ситуацию или усложнить учебу.
Некоторые возможные условия сосуществования включают:
- неспособность к обучению
- расстройства поведения и трудности, включая антиобщественное поведение, драки и оппозиционное вызывающее расстройство
- тревожное расстройство
- депрессия
- биполярное расстройство
- Синдром Туретта
- злоупотребление алкоголем или наркотиками
- проблемы с ночным недержанием мочи
- нарушения сна
«Нация риталина»
Казалось бы, никакой катастрофы — одни родились, чтобы просиживать штаны в офисе, а другие — чтобы ставить рекорды, прыгая на мотоцикле с моста. Проблема в том, что в современном обществе, прежде чем стать кем-то, необходимо получить образование. Хотя бы среднее. А среднее образование во всем мире рассчитано на среднего ученика, без всяких особенностей префронтальной коры.
Любые отклонения рассматриваются либо как намеренное нарушение правил — и тогда вам направо, в кабинет директора за очередной взбучкой, либо как заболевание — и тогда вам налево, в кабинет психиатра, за таблетками. В России, как и в большинстве европейских стран, предпочитают взбучку, в США — таблетки.
Несколько лет назад американский психолог Ричард Де Гранпре выпустил книгу «Нация риталина», которая стала в Америке сенсацией. Он проанализировал данные и показал, что 4 миллиона американских детей уже принимают риталин, а через несколько лет их число удвоится и составит 15 процентов всех детей.
Это становится рутиной. Ребенок идет в школу, получает несколько замечаний учителя, его отправляют к психиатру, тот ставит диагноз и выписывает риталин. Все счастливы: учителя получают послушного ребенка, психиатр — свой гонорар, родители — быстрое решение воспитательной проблемы, а фармацевтические компании — миллиардные прибыли.
Но что получает ребенок? Психостимулятор из группы амфетаминов, воздействующий непосредственно на химические процессы в головном мозге, и вызывающий побочные эффекты в виде головной боли, бессонницы, потери аппетита, и при отмене препарата — многократное усиление тех симптомов, с которыми он призван бороться. А это означает, что риталин необходимо принимать постоянно.
Сторонники медикаментозного решения проблемы утверждают, что риталин эффективен в 80 процентах случаев и не вызывает химической зависимости. Костыли тоже не вызывают химической зависимости. Но если человека не научить ходить без костылей, ему придется пользоваться ими всю жизнь.
Именно это, по мнению Де Гранпре, и происходит с детьми, принимающими психофармакологические препараты. Они получают временное решение школьных проблем вместо того, чтобы приспособиться к своим особенностям и научиться жить с ними.
Подготовка к школе
Внимание, речь, координация. Многие специалисты считают, что начинать готовить ребенка к обучению нужно как можно раньше
И дело не в том, чтобы он умел быстро читать и писать
Многие специалисты считают, что начинать готовить ребенка к обучению нужно как можно раньше. И дело не в том, чтобы он умел быстро читать и писать.
Раньше считалось, что синдром дефицита внимания и гиперактивности с годами проходит. Но анатомические особенности мозга не меняются — просто человек с годами приспосабливается к ним и изобретает собственные оригинальные способы концентрации — например, прыгает с парашютом или идет на футбольный матч, чтобы «выпустить пар». Если же ребенок не учится справляться со своим состоянием без помощи лекарств, он обречен принимать их всю жизнь.
Тем не менее, многие родители считают спасением риталин и появившийся недавно его аналог аддерал. Аддерал выписывают даже трехлетним детям, несмотря на то, что он относится к группе амфетаминов и может вызывать привыкание. Однако вред от лекарств неочевиден и может проявиться годы спустя. А ребенок страдает уже сейчас — от своих школьных неудач, бесконечных замечаний учителей, насмешек и непонимания окружающих. Страдают его гордость и самооценка, он теряет веру в себя и шанс построить успешное будущее.
5) Знакомство с вилкой
До трех лет вашему малышу желательно успеть «пообщаться» со всеми столовыми приборами.
Найдите вилку по возрасту. Вилка для малышей — с тремя зубчиками, мягкая и легкая для пока еще не окрепшей ручки. Покажите, как правильно держать этот прибор.
Начните с пищи, которую легко наколоть. Дайте крохе тарелку (желательно глубокую, во избежание выскакивания пищи при попытке ее наколоть). Тренироваться с этим прибором лучше всего на такой пище, как ломтики картофеля или нарезанная кружочками морковь.
Пробуйте вместе. Будьте готовы в первое время придерживать вилку вместе с рукой малыша и помогать накалывать кусочки.
Дайте свободу. Потренировавшись вместе, отступите — пусть ребенок справляется сам, а при необходимости делайте подсказки.
Полезный совет. Во время обеда сидите вместе с ребенком
Это нужно не только для того, чтобы привить ему хорошие манеры, — важно еще и ободрить, когда что-то не получается.
Подготовить дошкольника к конфликтным ситуациям
Задача родителей и педагогов — помочь ребёнку вырасти психологически здоровым, позитивно социализированным человеком. Чтобы прийти к этому, в подготовке к конфликтам со сверстниками мы последовательно используем две методики: «Контейнирование эмоций» и «Уроки вежливости и любезности».
Контейнирование эмоций
Если ребёнок жалуется дома, что его обижают сверстники, важно поддержать его, помочь прожить свои эмоции и не обесценивать их. Это первый шаг в решении вопроса. Чтобы прожить эмоцию, часто бывает достаточно ею поделиться
Но маленькие дети не умеют распознавать свои чувства. Зато компетентный взрослый может помочь, разделив их. Например, сказать:
Чтобы прожить эмоцию, часто бывает достаточно ею поделиться. Но маленькие дети не умеют распознавать свои чувства. Зато компетентный взрослый может помочь, разделив их. Например, сказать:
— Я вижу, как ты злишься. Понимаю, как тебе было обидно.
Это и называется контейнированием эмоций: мы, как большой контейнер, забираем себе часть боли ребёнка, разрешаем открыто поплакать, проговорить вслух свои ощущения. После важно помочь в поиске «ответственного решения». Как только он успокоился, можно сказать:
— Мы немного позлились, пообижались, а теперь давай подумаем, как с этим разбираться
— Мы немного позлились, пообижались, а теперь давай подумаем, как с этим разбираться.
Нужно вместе найти такое решение, которое поможет впредь не попадать в подобные ситуации или понять, как исправить случившееся. Можно предложить на выбор 2-3 варианта действия и поддержать в их осуществлении.
Уроки вежливости и любезности
Научить дошкольника простому методу самозащиты помогут «Уроки вежливости и любезности». Такие уроки мы проводим только в позитивной атмосфере, когда все спокойны, а эмоции уже «сконтейнированы». Практические знания усваиваются лучше всего непосредственно после социально неблагоприятных ситуаций, но можно и работать наперёд.
Каждый урок состоит из трёх этапов:
1. Помогаем представить ситуацию с помощью наводящего вопроса: «А бывает так, что кто-то без спроса прикасается к тебе, толкается или даже бьёт?» Ждём, когда ребёнок согласится. Проговариваем, что понимаем, как это обидно, и предлагаем решение. Если он не согласен или молчит, можно добавить: «У меня так бывает, у многих других людей тоже. Давай покажу, что мы делаем в таких случаях».
2. Демонстрируем решение: «Посмотри, что можно сделать». Выставляем обе руки вперёд, скрещёнными ладонями в сторону воображаемого обидчика и произносим: «Стоп! Шаг назад! Мне неприятно!» Это действие со словами повторяем несколько раз.
В Голландии с первых дней в школе учат обозначать и защищать свои границы. Отвечать «Стоп! Перестань! Мне не нравится» в случаях, когда кто-то обижает. Малыши (там в первый класс идут в 4 года) произносят фразу по очереди, громко и уверенно. И это работает
3. Предлагаем самому попробовать остановить воображаемого агрессора. Возможно, в первый раз он будет не готов повторить фразы и движения. Не стоит настаивать: лучше через некоторое время показать ещё раз.
Следует каждый раз повторять все 3 этапа урока. Нужно быть готовым к тому, что урок придётся провести порой более десятка раз, прежде чем ребёнок начнёт применять его в жизни. Ведь для закрепления навыка понадобится время и многократные повторения.
Польза описанных упражнений не только в формировании навыка, но и в проживании своих негативных эмоций. Непрожитые эмоции притягивают повторные похожие ситуации и проявляются с новой силой. Зашкаливание эмоций — это всегда результат их регулярного подавления. Поэтому начинаем мы именно с проговаривания того, что чувствует ребёнок.
Контейнирование эмоций — способ не раниться, не разрушаться от собственных эмоций, а проживать их безопасно для других членов социума. Это своего рода терапия, которую может проводить каждый родитель.
Уроки вежливости и любезности — практическое продолжение в подготовке к конфликтам
Поэтому важно проводить их вторым шагом, когда все эмоции озвучены и прожиты.
В комплексе эти методики приносят плоды: ребёнок становится спокойнее и увереннее, он не боится конфликтов. С такой базой проще научить его прояснять отношения со сверстниками самостоятельно.
Контейнирование эмоций и уроки вежливости и любезности помогают психологически подготовить к конфликтным ситуациям, а для их решения существует отдельный метод.
Что делать
Диагноз СДВГ должны поставить несколько специалистов — невролог или невропатолог, а также нейропсихолог или клинический психолог и психиатр. Только убедившись в верности диагноза, следует принимать меры, отмечает РБК.
- Помочь могут препараты, которые улучшают работу мозга и активируют функцию внимания, однако принимать их нужно при назначении врача.
- Также при диагнозе эффективна когнитивно-поведенческая терапия у психолога, который поможет скорректировать СДВГ.
Также врачи отмечают, что здоровый образ жизни — главный помощник для людей с СДВГ. Чтобы минимизировать перепады настроения, успешно бороться с тревожностью и сохранять спокойствие, они советуют следить за питанием, распорядком дня и заниматься спортом
Кроме того, эксперты советуют планировать свое время и правильно организовывать рабочее пространство, убирая с него лишние предметы, — это поможет сконцентрировать внимание на задачах
Варианты реагирования на ситуацию
Часть родителей откровенно призывает сразу дать обидчику в нос. Для них агрессия при защите своей сферы обитания выглядит как гарантия того, что впредь этого ребёнка никто обидеть не посмеет, поскольку среди сверстников он получит уважение и статус. Однако подобное поведение отталкивает многих детей, которые не захотят дружить с таким драчуном. Кроме того, такой ребёнок с большей вероятностью может оказаться в компании, где агрессия является нормой, в которой царит принцип «прав тот, кто сильнее».
Если ребёнок в ответ на конфликтную ситуацию будет идти на агрессию, то он не сможет научиться обсуждать момент, признавать свою вину, находить пути решения проблемы, компромиссы, договариваться, принимать извинения. У него реакцией на обиду будет агрессия, которая заменит важные эмоции: печаль, ярость, гнев, разочарование, обиду и пр. В результате ребёнок будет путаться в своих чувствах, что будет иметь печальные последствия.
Напротив, другая группа родителей стремится любой ценой избежать конфликтов. Их пугает любая (своя или чужая) агрессия, поэтому они рекомендуют своим детям не обращать внимания, не провоцировать, не общаться с обидчиком. Боясь открытого противостояния, такие дети вынуждены жертвовать своими ценностями и правами, комфортом, чувствовать себя бессильными и беззащитными.
Практикуйте паузы.
Научите своего ребенка останавливаться в стрессовых ситуациях. Например, если ваш ребенок злится из-за сложной домашней работы или работы по дому и начинает срываться на вас, постарайтесь не кричать в ответ.
Вместо этого предложите вам обоим разойтись по комнатам, пока вы оба не остынете. (Сердитый ребенок никого не слушает. Вы также будете демонстрировать, как проявлять терпение.) Времени на небольшую прогулку или перекус может быть достаточно, чтобы все успокоились.
Также паузы помогут разбивать сложные задачи на сегменты, которые проще выполнить. При выполнении домашнего задания предложите ребенку провести мозговой штурм и записать идеи, как лучше его выполнить. Затем сделайте перерыв, прежде чем начать их реализацию.
Как формировать у ребенка способность к самообладанию
Подражая находящимся рядом людям, ребенок формирует навыки. Он копирует слова, жесты, эмоции, поступки. Без внимания не остается ни реакция взрослых на раздражители, ни поведение в конфликтных ситуациях. Даже младенец понимает, когда его хвалят, а когда ругают, чувствует он и родительскую тревогу, даже если мама и папа стараются ее не выдавать.
Фразы, эмоциональные реакции откладываются в сознании детей, а затем активизируются в жизненных ситуациях. У плаксивой мамы непременно будет плаксивая дочка, а грубый отец увидит проявление грубости у своих детей.
Если взрослый является эмоционально нестабильной личностью — это непременно скажется на ребенке. Депрессивные мамы или импульсивные папы, которые излишне эмоционально реагируют на все, повышая голос, разбрасывая вещи и проявляя агрессию, даже не задумываются, какой урон наносят детской психике. Сначала такое поведение родителей вселяет тревогу. Ребенок становится капризным, плохо спит, постоянно чего-то боится, часто плачет без повода — психика трактует присутствие родственников как опасность. Это состояние будет постепенно переноситься на весь окружающий мир — малыш будет воспринимать его как агрессивный и опасный. В будущем он начнет воспроизводить скопированное поведение близкого родственника — будет капризным, импульсивным, истеричным.
Со спокойными и понимающими родителями ребенок будет адекватно реагировать на трудности, проявлять любовь и заботу, принимать решения, активно действовать — он впитает в себя эти качества. Самообладанию ребенка могут научить только родители, обладающие этим качеством.
Принятие здравых решений
Один из самых больших родительских соблазнов — принимать решения за своих детей, чтобы они всегда делали только правильные вещи. Тем не менее мы должны как можно чаще давать детям возможность самим попрактиковаться в принятии решений.
Принятие решений требует, чтобы ребенок призвал на помощь свои так называемые исполнительные функции — контроль поведения, планирование и противодействие искушениям в следовании своим решениям, целенаправленность действий, сосредоточенность. Коротко говоря — самоконтроль. Именно это происходит, когда высшие отделы мозга взвешивают различные варианты. Рассматривая несколько конкурирующих альтернатив, а также последствия выбора каждой из них, ребенок упражняет свой верхний мозг.
Для очень маленьких детей это упражнение должно сводиться к очень простому выбору. Например, уместен вопрос: «Ты хочешь сегодня надеть голубые ботиночки или белые?». Потом, когда дети становятся старше, следует дать им больше ответственности в принятии решений и позволить разбираться с настоящими дилеммами. Например, если у вашей десятилетней дочери возникли накладки с расписанием — на субботу назначены и загородный поход девочек-скаутов, и матч плей-офф ее футбольной команды, и она физически не может быть в двух местах одновременно — поощряйте ее принять самостоятельное решение.
Деньги на карманные расходы — еще один замечательный способ предоставить ребенку возможность практики в решении сложных дилемм. Опыт принятия решений о том, купить ли компьютерную игру сейчас или продолжать копить на новый велосипед, — мощный способ поупражнять верхний мозг.
Главное — дать детям возможность побороться с сомнениями и принять последствия собственных решений. Сопротивляйтесь желанию спасать ситуацию даже тогда, когда они совершают небольшие ошибки и принимают не самые лучшие решения. Ведь ваша цель не в достижении исключительно идеальных решений прямо сейчас, а в оптимальном развитии высшего мозга ребенка.