Прогноз для детей с расстройством
Прогноз зависит от сопутствующих расстройств, начального состояния пациента и своевременного оказания помощи. Если коррекцию начали проводить после 6 лет, скорее всего, добиться полной нормализации не удастся. Возможно, в старшем возрасте ребенок сможет говорить четко и внятно, размер его словарного запаса достигнет нормы, но вторичные проблемы останутся. Из-за отсутствия общения со сверстниками замедляется умственное и психическое развитие, что опасно пограничными расстройствами личности. Ребенок может всю жизнь испытывать сложности с социализацией и адаптацией.
При своевременном обращении к врачу и отсутствии тяжелых сопутствующих патологий прогноз благоприятен. При должной мотивации со стороны взрослых и самого пациента удается частично или полностью устранить симптоматику. Такие дети чаще всего в дальнейшем посещают общие, а не коррекционные образовательные учреждения.
Лечение ЗРР посредством упражнений.
Обычно одновременно с применением домашней и медицинской терапии ЗРР, требуется регулярное проведение занятий с врачом-логопедом. В некоторых случаях требуется помощь детского психолога, специализирующегося в развитии речи у ребенка, а также навыков правильной коммуникации и процессов познания.
Ввиду того, что речевые функции неразрывно связаны со слухом и зрением, уделяется внимание процедурам, влияющим на прогресс познавательного процесса через данные анализаторы. Так, наиболее распространены:
- лечебные дидактические игры (специальные игры, упражнения, логопедическое лото);
- деятельность по созданию рисунков, вылепленных изделий, аппликаций;
- процедуры, направленные на улучшение слуховой и зрительной внимательности;
- расширению активного и пассивного словарного запаса;
- улучшение навыков связного выражения мыслей.
Терапия направлена на устранение основной причины, которой спровоцирована задержка речевого развития. Лечение нарушения подбирается индивидуально в каждом случае и может содержать специальные методики.
Кроме консервативного лечения (медикаментозной, физиотерапии), занятий с логопедом, все более востребованными становятся эффективные неспецифические методы коррекции задержки речи:
- АВА-терапия: интенсивные программы обучения основаны на влиянии внешних факторов на поведение, что дает возможность изменять и формировать поведенческие паттерны;
- работа с психологами особенно эффективна при задержке речи психогенного характера – занятия позволяют нейтрализовать травмирующие факторы и моделировать действенные компенсаторные механизмы;
- комплексы по развитию мелкой моторики: нейробиологи доказали связь между движениями пальцев рук и развитием речи, а также положительное влияние такой активности на функциональные характеристики ЦНС.
Родителям важно помнить, что лечение задержки речевого развития – это всегда комплекс мероприятий. И его наполнение должно зависеть от этиологии патогенеза выявленного синдрома
Поэтому важно провести максимально точную диагностику и найти профессионалов для проведения действенной коррекции выявленных поражений.
Прогноз и профилактика задержки речевого развития.
Если вовремя обратиться за медицинской помощью, то такие дети уже к 5-7 годам догоняют своих ровесников.
При несвоевременном лечении у ребенка могут возникнуть следующие осложнения:
- отставание от ровесников в умственном и психическом развитии;
- увеличение этой разницы с возрастом;
- проблемы с обучением в школе.
Поэтому всегда легче провести профилактику патологии, чем ее лечение. Детей с самого раннего возраста нужно учить высказывать желания, мнение, показывать свои эмоции. Все это в полном объеме должны выполнять родители малыша. С ребенком нужно часто и долго контактировать, чтобы развивать речь, поощрять при достижении результатов.
Начать проводить такую работу нужно еще до появления малыша на свет, в период эмбрионального развития. Рассказывайте о своем настроении, о том, как у вас прошел день, о вещах, которые вы для него приобрели, о том, какие они красивые и яркие. Все эти разговоры способствуют укреплению связи между малышом и мамой, позитивно влияют на развитие иммунитета и речи.
Как можно чаще включайте приятную спокойную музыку (лучше всего классическую). Она хорошо влияет на развитие всех участков мозга.
Для развития речи ребенка ему нужно читать книги, изучать с ним стихотворения. Огромное значение в развитии речи малыша играет мелкая моторика рук. Поэтому ребенка нужно учить рисовать, лепить фигуры из пластилина, играть с ним в пальчиковые игры. Все это можно выполнять в домашних условиях. Даже в том случае, если у ребенка до трех лет отсутствуют проблемы с речью, все равно нужно как можно больше общения для предотвращения проблем в дальнейшем.
Возможные последствия при ЗРР
Симптомы заболевания игнорировать нельзя, родителям следует обращаться за медицинской помощью своевременно, иначе задержка речевого развития приведет к следующим последствиям:
- Отставанию от сверстников в интеллектуальном и психологическом развитии, усугублению ситуации с годами.
- Сложностям в процессе посещения детского сада, обучения в школе и других учебных заведениях.
- Ощущению ребенком дискомфорта в эмоциональном плане. Он думает, что не такой, как все, может закрыться от общения с окружающими.
Во избежание тяжелых последствий рекомендуется как можно раньше начинать развивать ребенка, с раннего возраста разговаривать с ним. Матери необходимо больше внимания уделять себе в период беременности. Нужно всегда помнить, что для здоровья детей необходимы спокойная семейная обстановка и достаточное количество внимания со стороны родителей.
Виды речи
Становление речи у ребенка возможно при двух условия:
- достаточной степени зрелости коры головного мозга;
- определенного уровня развития органов чувств.
Особенно важно для формирования речевых навыков у детей развитие двигательных и слуховых анализаторов. Многое зависит и от окружающей среды, в которой воспитывается ребенок
Так, если малыш получает недостаточно ярких эмоций, он будет отставать, как в физическом, так и в интеллектуальном развитии.
Различают два типа речи:
- Внешняя речь используется людьми для общения. К этой категории относится устная и письменная форма речи.
- Внутренняя речь или «думание» позволяет человеку мыслить, используя его личную языковую базу.
Поскольку речь не является врожденной способностью, родители должны приложить максимум усилий для ее нормального формирования у ребенка.
Несколько случайных отзывов
06.09.2017Анонимно
Огромная благодарность Элердовой М.А. за профессиональную работу и человечность. Волшебный доктор и человек.
01.12.2014Катя Мешкова, 9 лет
Спасибо вам большое, что вылечили меня.
29.09.2019пациент
Большое спасибо за такой толковый приём! Казибекова Акмарал Акмаровна — лучший детский невролог.
Здравствуйте!
С радостью передадим врачу благодарность от вашего имени.
С уважением, «Эдкарик».
12.07.2016Анонимно
Честно скажу, мне угодить трудно. Но «Эдкарик» смог. Пришли на осмотр к ортопеду и на УЗИ, остались очень довольны. Ребенок не пискнул ни разу, хотя он это любит. Очень аккуратные и вежливые врачи, внимательные. Хотелось бы, чтобы в «Эдкарике» появился офтальмолог и прививки детям делали. Приходится ездить к МЭ, а так здесь хочется(((
Смотреть все
Оставить отзыв
Полезные советы для родителей
Простые рекомендации для узнавания и запоминания новых слов будут действенными как при исправлении дефектов, так и для их профилактики:
- Чаще читайте вместе. Для начала выбирайте книжки с привлекательными картинками и малым объемом текста. Подойдут простые стишки, потешки и рифмованные сказки.
- Прочитав страницу, задавайте вопросы, просите показать предметы: «Где тут у нас киска? А что она делает?». Дожидайтесь от малютки реакции, даже если это будет бессвязный набор звуков.
- Чаще бывайте с малышами в новых местах. Впечатления помогут ему раскрыться и заговорить.
- Во время прогулки не молчите: объясняйте и показывайте все, что видите вокруг. Для вас очевидно, что дом – это дом, а кот – это кот. Для крохи же эта информация – открытие. Неловкость перед посторонними пройдет в за пару дней — обучение ребенка важнее стеснения.
- Не предугадывайте любую просьбу маленького чуда. Зачем говорить, если мамуля и так сделает все, что нужно?
Не поддавайтесь на истории знакомых и друзей про «сына подруги, который молчал до школы, а потом золотым медалистом стал». Разумеется, не хочется даже предполагать, что у вашего драгоценного солнышка что-то не в порядке. И все же более разумно преодолевать и корректировать отставание, чем запустить его и столкнуться с более серьезными последствиями в будущем.
Категории
- Анализы и диагностика(0)
- Беременность и роды(88)
- Бесплодие(3)
- Болезни сосудов(1)
- Болезни уха, горла, носа(0)
- Гастроэнтерология(1)
- Генетика и прогнозы(8)
- Гинекология(20)
- Глазные болезни(0)
- Диетология(5)
- Диетология и грудное вскармливание(49)
- Иммунология(4)
- Инфекционные болезни(1)
- Кардиология(3)
- Кожные болезни(7)
- Косметология(1)
- Красота и здоровье(0)
- Маммология(12)
- Маммология для Пап(2)
- Наркология(4)
- Нервные болезни(0)
- Онкология(10)
- Онкология для Папы(3)
- Ортопедия(3)
- Педиатрия(79)
- Первая помощь(0)
- Пластическая хирургия(4)
- Половые инфекции(4)
- Проктология(1)
- Психиатрия(0)
- Психология(16)
- Психология для Папы(6)
- Пульмонология(1)
- Ревматология(2)
- Репродуктивная система мужчины(4)
- Сексология(0)
- Спорт, Отдых, Питание(4)
- Стоматология(1)
- Счастливое детство(18)
- Урология и андрология(7)
- Хирургия(2)
- Эндокринология(1)
Причины ЗРР
Причины задержки речевого развития у детей могут быть многообразными и часто являются результатом сочетания различных факторов.
Они могут включать в себя:
- Генетические факторы. Некоторые дети могут иметь генетические предрасположенности к задержке речевого развития. Если у родителей или других родственников были подобные проблемы, есть вероятность, что это может повлиять на развитие ребенка.
- Проблемы во время беременности и родов. Факторы, такие как преждевременные роды, низкий вес при рождении, осложнения в период беременности или родов, могут повлиять на здоровье ребенка, включая развитие речи.
- Окружающая среда и стимуляция. Недостаточное количество стимуляции, разговоров и общения в раннем возрасте может замедлить развитие у детей. Они нуждаются в обстановке, где им предоставляют возможность слушать, общаться и пополнять свой словарный запас.
- Неврологические и медицинские проблемы. Некоторые медицинские состояния, такие как аутизм, нарушения слуха, афазия, синдром Дауна, а также некоторые неврологические расстройства, могут влиять на способность ребенка осваивать речь.
- Поведенческие факторы. Некоторые дети могут проявлять сниженный интерес к развитию речи из-за сдержанности, неуверенности или ограниченной возможности взаимодействия с окружающими.
- Отсутствие подходящих стимулов. Недостаточное количество разнообразных игр, общения, чтения, воздействия на звуки, может оказать негативное воздействие на формирование речи.
- Другие условия и расстройства. Некоторые дети могут столкнуться с общими состояниями, такими как ожирение, недостаток сна, а также с аутизмом или расстройствами аутистического спектра.
Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и причины задержки речевого развития могут быть разнообразными и индивидуальными. Консультация со специалистами в этой области поможет точно определить и устранить причины задержки
Если симптомы не проходят длительное время – необходимо срочно посетить остеопата.
Диагностика при дислалии
В основе дислалического звукопроизводства при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюсти). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, наиболее распространенными являются короткая подъязычная кость или уздечка верхней губы; реже встречаются макроглоссия (массивный, большой язык), микроглоссия (узкий, маленький язык) и толстые, вздернутые губы. При укорочении подъязычной уздечки больше всего страдает произношение верхнегубных звуков; при аномалии губ страдает произношение губных и губно-зубных звуков. Макроглоссия и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием.
Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелина верхней губы, мягкого и твердого нёба, свидетельствуют не о дислалии, а о ринолалии.
К факторам биологического характера, вызывающим функциональную дислалию, относятся:
- Общая физическая слабость у часто болеющих детей,
- легкая мозговая дисфункция, способствующая задержке речевого развития,
- отсутствие фонематического восприятия, речевых паттернов и их переключения.
Лексико-грамматическая часть речи при дислалии сформирована в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, слоговая структура слов не искажена, правильно употребляются падежные окончания, единственное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.
Диагностическое обследование речи при дислалии начинается с выяснения:
- Особенности течения беременности и родов у матери, заболевания ребенка,
- раннее психомоторное и речевое развитие,
- состояние биологического слуха и зрения,
- опорно-двигательный аппарат (по данным медицинской документации).
Затем логопед исследует структуру и подвижность органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии имитационных упражнений.
Собственно диагностика устной речи при дислалии предполагает обследование состояния произношения и выявление дефектных звуков с помощью соответствующего дидактического материала. Во время логопедического обследования определяется характер нарушения:
- Отсутствие;
- Замена;
- Смешивание;
Искажение звуков в разных позициях — изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со сближением согласных), словах (в начале, в середине и в конце), фразах, текстах.
Затем проверяется состояние фонематического слуха — способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.
Обязательно проводится обследование высших психических функций — памяти, восприятия, внимания, общего развития речи.
Логопедические заключения отражают форму дислалии (механическая или функциональная), тип дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), тип дефектного фонетического произношения (ротацизм, сигматизм и др.).
Коррекционная работа при диагнозе ЗРР
Независимо от причин, приведших к образованию ЗРР, коррекция состоит из двух обязательных направлений: медицинского и психо-педагогического. Медицинское включает в себя прием лекарственных препаратов, проведение различных процедур. Терапия назначается врачом-дефектологом только после тщательного обследования и подтверждения диагноза ЗРР.
Для начала психолого-педагогической работы не обязательно ожидать официального диагноза, достаточно понять, что вызывает у ребенка наибольшее затруднение. В данном случае, чем раньше начнется работа, тем лучше. Многие упражнения и занятия могут проводить сами родители под контролем врача-дефектолога.
Коррекционная работа логопеда и родителей при ЗРР строится по следующим направлениям:
работа по улучшению восприятия речи других людей
Для развития импрессивной речи ребенка важно подробно проговаривать каждую ситуацию, действие, называть предметы;
формирование экспрессивной речи, то есть навыка устного общения. Экспрессивная речь возникает только после того, как ребенок достигнет определенного уровня понимания языка
Для его формирования очень важна эмоциональная близость со взрослым, доверительные отношения;
развитие общей и мелкой моторики. Давно была доказана взаимосвязь двигательной активности и уровня речевого развития, поэтому это направление коррекционной работы очень важно;
работа с артикуляцией;
работа по развитию таких свойств устной речи как тон, темп, ритм, дикция и логические ударения.
Помимо традиционных, в последнее время все чаще используются нестандартные методы коррекции ЗРР: арт-терапия, цветотерапия и другие. Основная цель — заинтересовать ребенка так, чтобы у него было желание заниматься и изучать что-то новое. Именно от этого зависит эффективность упражнений.
Лечение и коррекция
Задержка речевого развития требует комплексного лечения. Невролог назначает лекарственную терапию, которая в комплексе с коррекционными занятиями позволяется запустить речь
Лекарственные препараты
Врачи назначают следующие медикаменты:
Когитум при зрр – распространенное средство, назначаемое детишкам начиная с младшего школьного возраста. Содержимое ампулы переливается в чашечку, после чего выпивается. Разбавлять или маскировать вкус не обязательно – раствор специально адаптирован для приема малышами, имеет приятный сладковатый вкус.
Число ампул, принимаемых ежесуточно, зависит от возраста:
1 штуку – с 7 до 10 лет.
2 штуки – с 10 до 18.
3 – для взрослых, начиная с совершеннолетия.
Однако, нормы могут корректироваться в индивидуальном порядке лечащим врачом, потому самостоятельное назначение препарата – не лучшая идея.
Также при зрр могут назначить:
- Глиатилин
- Пантогам
- Глицин
- Циннаризин
- Магне B6
- Нейромультивит.
Массаж
Массаж при задержке речевого развития показывает крайне высокие результаты. Массировать полезно: мышцы лица, шейную и лопаточную зону, живот, руки.
Грамотная работа массажиста у новорожденных считается одной из лучших профилактических мер для данной проблематики.
https://youtube.com/watch?v=fPQh3nxKIsk
Коррекционная работа
Упражнения и игры будут не менее полезны.
Пальчиковые игры и рисование.
Лото, Бинго – при условии, что цифры заменены словами.
Нажимание кнопок, застегивание молний, игры с ключами и отверстиями.
Пальчиковый театр. Куколок нетрудно сшить из фетра самостоятельно или купить в детском магазине.
Аппликации из цветной бумаги или природных материалов.
Игры с мозаикой – развивают работу пальчиков и полезны при изучении новых цветов.
Кормление птиц – и яркие эмоции, и развитие мелкой моторики.
Используйте игровые пособия, которые рекомендует логопед Наталья Кулакова:
https://youtube.com/watch?v=UyFN1FQDnts
Этапы развития речевых навыков
На протяжении первого года жизни речь ребенка стремительно прогрессирует. Новорожденные дети еще не способны произнести какие-либо звуки, но зато прекрасно умеют сообщать окружающим о своих потребностях с помощью плача. Плач – самый первый и естественный способ общения крохи с родителями и другими людьми.
Возраст ребенка | Речевые навыки |
2 месяца | Время появления первых звуков. Малыш начинает не только вокализировать, но и реагировать, когда с ним беседуют – например, улыбаться или радоваться, видя родителей. |
3-6 месяцев | Начало гуления, повторения одних и тех же звуков, визга и смеха. В этом возрасте малыш внимательно следит за движением губ и пробует скопировать. |
6-9 месяцев | К звукам добавляются слоги и сочетания разных звуков, не носящих смысловой нагрузки, однако подобный лепет играет важную роль в доречевом развитии. |
9-10 месяцев | Формируется понимание речи взрослых, появляются первые слова. Лепет становится мелодичным, с разными интонациями и высотой звучания. |
12-14 месяцев | Осмысленное произношение как минимум 2 слов, выполнение простых словесных указаний и узнавание привычных предметов. |
1,5-2 года | Быстро развивается понимание речи окружающих, растет словарный запас, появляются первые фразы. В этот период клетки мозга готовы к усвоению слов и соединению их во фразы. |
3 года | Усвоение грамматики родного языка. Замедление темпа формирования речи. |
Возраст появления первых слов колеблется с 9 месяцев и до года и 3 месяцев. У мальчиков это происходит обычно позже, чем у девочек.
Когда ребенку исполняется полтора года, важно, чтобы он был обеспечен достаточным объемом речи, которой можно подражать – вот почему родителям стоит следить за тем, насколько правильно и красиво они говорят с малышом. При достаточной пассивной базе кроха скоро переходит к самостоятельному разговору.
Профилактика
Профилактические мероприятия заключаются в следующих советах:
- подготовка к беременности обоих родителей;
- выполнение рекомендаций врача акушера-гинеколога и андролога;
- контроль за течением беременности и комплексная подготовка к родам.
После рождения малыша важно постоянно уделять ему внимание, разговаривать с ним и обучать словам, читать сказки и т. д. Помимо этих мероприятий, следует следить за здоровьем ребенка и своевременно обращаться к доктору при любых симптомах патологии
Помимо этих мероприятий, следует следить за здоровьем ребенка и своевременно обращаться к доктору при любых симптомах патологии.
Задержка развития речи встречается у 3-11% детей. Своевременное обращение к врачу с последующей диагностикой и устранением причин патологии приводит к выздоровлению и формированию здоровой речи.
Что делать при задержке речевого развития?
Многие родители ошибочно считают, что эту проблему «лечат» логопеды, однако они являются педагогами, а не врачами. Логопеды способны лишь научить правильно произносить звуки и выговаривать слова, а заниматься этим эффективно можно только лет с 4-5. Но вы уже поняли, что ждать до 5-летия крайне опасно.
Для начала вам необходимо детально обследовать ребенка и выявить причины патологии речевого развития.
- 1. Посетите сурдолога, оцените слух малыша.
- 2. Пройдите соответствующие возрасту ребенка тесты, оценивающие его развитие: денверский тест, направленный на оценку психомоторного развития; шкалу речевого развития в раннем возрасте; шкалу Бейли, оценивающую развитие грудных детей.
- 3. Пообщавшись с родителями и понаблюдав за малышом, врач должен выяснить, как ребенок сообщает окружающим о своих потребностях. Дело в том, что при снижении слуха, первичных нейрогенных речевых расстройствах, моторной апраксии лицевых мышц дети пристраиваются выражать свои нужды каким-то другим способом (например, показывать пальцем на рот и, произнося какие-то звуки, он пытается сказать «хочу кушать», или принося маме свои ботинки, зовет ее гулять). Этого не происходит при общей задержке развития или аутизме.
- 4. Исключают возможность моторной апраксии лицевых мышц, выясняя, существуют ли затруднения при кормлении и способен ли малыш повторять движения языком.
- 5. Существуют методики сравнения понимания и воспроизведения речи ребенком.
- 6. Подтверждают или исключают недостаточность стимуляции речевого развития, оценивая домашнее окружение ребенка и возможности для общения.
Для диагностики причин нужно обратиться к врачу-невропатологу, логопеду, а при необходимости к детскому психологу и психиатру. Наверняка может потребоваться прохождение специализированных анализов работы мозга – МРТ, ЭКГ, ЭХО-ЭГ и прочие.
Почти в 100% случаях заболевания ЗПРР и ЗРР требуется медикаментозное лечение.
Причины задержки речевого развития
К причинам задержки речевого развития специалисты относят:
- органические нарушения (последствия неблагоприятного воздействия при внутриутробном развитии, различные родовые травмы, следствием которых является гипоксия или асфиксия, и травмы и тяжелые болезни с последствиями до 3 лет);
- генетические заболевания и синдромы;
- психические заболевания;
- нарушения слуха;
- влияние социальных факторов: двуязычная среда, педагогическая запущенность, отсутствие качественной речевой среды у ребенка;
- сопутствующие заболевания (или являющиеся первопричиной): ДЦП, синдром Дауна, ранний аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Методы лечения и методы коррекции детей с задержкой развития речи
Коррекционная помощь ребенку с задержкой речевого развития будет зависеть от ряда причин и сопутствующих диагнозов.
В коррекционно-развивающем процессе помощи ребенку с задержкой речевого развития могут принимать участие следующие специалисты: нейропсихолог, логопед, психолог, дефектолог, невролог и узкопрофильные специалисты при необходимости (лечебной физкультуры и массажа, терапии ЛОР-органов, коррекции слуха, сурдо- или тифлопедагогики).
Например, при причинах социального или педагогического характера, необходимы, в первую очередь: пример грамотной речи, организация адекватной речевой среды, стимуляция речи и развитие познавательных процессов, сопровождение всех действий ребенка проговариванием.
При наличии синдрома Дауна ребенку с задержкой речевого развития первоочередной помощью будет следующая: развитие познавательных процессов и социальных навыков.
Если в основе задержки речевого развития лежит органическое поражение мозга, то коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: медикаментозная поддержка, лечебный массаж, периодическое наблюдение и т.д.
Советы родителям
Чем раньше родители обратят внимание на проблемы в речевом развитии ребёнка и признаки задержки речи, тем проще и успешнее будет восстановление и коррекция. Поэтому если у родителей есть подозрение, что ребенок отстает в развитии, его речь не соответствует уровню развития его сверстников, то единственно верным решением является консультация специалиста
Нейропсихолог проведет диагностику, определит проблему и разработает грамотный план коррекционно-развивающей работы, оптимальную стратегию помощи ребенку. Кроме того, своевременное обращение к специалисту позволит избежать сопутствующих трудностей в развитии психических процессов и познавательных навыках.
А что еще может сделать родитель сам?
- Стимулировать развитие речи ребенка, развивая его «тонкую» ручную моторику (в коре головного мозга центры, отвечающие за артикуляцию и мелкую моторику, расположены очень близко и тесно взаимосвязаны);
- Больше играть и говорить с ребенком, сопровождать речью все его действия («оречевление» процесса;
- Не включать дома постоянным фоном телевизор или музыку: ребенок должен слышать себя, свои звукоподражания взрослым, ведь «не слышу – значит, не говорю»;
- Петь с ребенком, играть в ладошки, потешки, читать простые стишки (развивать чувство ритма, что очень полезно для речи и слухового восприятия ребенка);
- Всячески поощрять словотворчество ребенка;
- Развивать мелкую моторику всевозможными способами (пальчиковые игры, конструкторы, шнуровки, тактильный песок, рисование пальчиками и ножками);
- Помогать освоить жесты («пока-пока», поцелуй, «дай», «там» и др.).