Как развивать мелкую моторику у ребенка

Как помочь развить крупную моторику?

Поскольку именно крупная моторика в дошкольном возрасте во многом будет определять развитие мелкой, заниматься с ребенком необходимо с рождения. Хорошая новость: никаких специальных методик, приспособлений и дополнительного образования не потребуется — только желание и положительный настрой!

  • С самого раннего возраста выкладывайте кроху на живот: благодаря этому упражнению лучше начинают работать мышцы спины и шеи. Помогайте ребенку учиться переворотам: завлекайте игрушками, ласково зовите к себе.

Как только ребенок научится переворачиваться, переносите все занятия для развития на пол — и в целях безопасности, и для того, чтобы малыша окружало больше стимулов. В таких условиях малыш быстрее осваивает новые навыки и развивает уже имеющиеся.

Выполняйте с малышом самую простую гимнастику, занимайтесь с фитболом, плавайте в ванной дома. Самые элементарные упражнения приносят огромную пользу для освоения навыков крупной моторики, положительно влияют на скорость и качество их развития у детей младшего дошкольного возраста.

Старайтесь минимально ограничивать свободу ребенка в момент освоения новых движений: манежи, ходунки, поводки для обучения ходьбы — все эти методики только тормозят развитие ребенка. Поощряйте попытки малыша исследовать дом, на детской площадке вместе лазайте на всех лестницах, придумывайте новые игры. Используйте слово «нельзя» только в случае реальной опасности.

Когда ребенок подрастет, танцуйте вместе с ним, делайте зарядку, играйте в «догонялки» и другие активные игры. Эти занятия для развития в ненавязчивой форме помогают ребенку тренировать свою координацию и выносливость.

Велосипед, самокат, беговел. Разные по принципу работы, но схожие по цели предметы помогут разнообразить прогулки, а также научат координировать действия конечностей. И это не единственная польза таких занятий для развития. У любителей этих средств передвижения лучше развито межполушарное взаимодействие в головном мозге, что сказывается на речевых и интеллектуальных способностях.

Как происходит развитие крупной моторики?

Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни. Благодаря работе крупных мышц тела (мышц рук, ног, туловища) выполняются ходьба, стояние и сидение, бег, прыжки; сюда же можно отнести езду на велосипеде, плавание, бросание предметов, удары по мячу, навыки самообслуживания и многое другое.

Именно благодаря хорошо развитой крупной моторике можно достигнуть успехов в освоении более мелких и точных движений. Например, если ребенок будет плохо сидеть, это нарушение станет препятствием к рисованию, другим занятиям для развития и играм за столом.

Первое, чему учатся дети раннего возраста, — уверенно держать головку. Чем чаще мама или папа выкладывают кроху на живот, тем лучше они осваивают этот навык. Дальше им становятся доступны перевороты. Примерно с 2–3 месяцев у детей появляется желание переместить вес своего тела сначала на бок, а затем и на живот. Позднее они осваивают и обратное упражнение — переворот с живота на спину.

Научившись хорошо и быстро переворачиваться, дети раннего возраста знакомятся с миром, лежа на животе. Чем больше свободы они ощущают, тем интереснее им самим осваивать новые навыки крупной и мелкой моторики. Факт, что дети, которые проводят много времени на полу, быстрее начинают ползать и сидеть, связан с тем, что родители не ограничивают их в движениях и перемещениях из-за страха, что они упадут. И правильно, ведь благодаря таким играм и упражнениям у ребенка появляется возможность познавать мир в полном объеме!

Почувствовав уверенность в своих силах, дети раннего возраста пытаются освоить и изучить новые границы: им хочется перемещаться не только при помощи переворотов, но и ползком. Кто-то начинает этот этап, ползая по-пластунски, кто-то сразу переходит к упражнениям по ползанию на четвереньках. Точный возраст освоения этого навыка крупной моторики сложно назвать, но в среднем в 6–8 месяцев дети уже умеют ползать. Параллельно с этим тело малыша готовится к освоению сидения — важнейшего навыка, который возможен только в том случае, если мышцы туловища и спины, поддерживающие позвоночный столб, могут обеспечить вертикальное положение. Примерно к 9 месяцам ребенок самостоятельно садится.

Теперь, когда ребенок понял, как вокруг много возможностей для игр и веселых упражнений, его следующая задача — встать. Ближе к году малыши осознают пользу этого навыка крупной моторики и начинают предпринимать попытки встать у опоры, а чуть позже перестают держаться за нее руками и свободно поворачивают корпус в разные стороны, встают и приседают без помощи взрослых. Научившись этому, дети раннего возраста постепенно начинают делать свои первые шаги. Хождение — венец развития крупной моторики, то, чего ждут от всех малышей. Ребенок учится контролировать свое тело, находить баланс, развивает координацию — только получив все эти навыки, он начинает ходить. Сначала вдоль опоры, затем — от предмета к предмету. Чаще всего первые шаги ребенок делает приблизительно в год, но нет повода беспокоиться о нарушениях в развитии и заниматься их коррекцией, если самостоятельная ходьба начнется немного позже.

После года начинают появляться и совершенствоваться более сложные, но не менее важные для повседневной жизни навыки крупной моторики — прыжки, бег, катание на велосипеде или самокате, плавание и прочие занятия, очень важные для развития. Нервная система уже готова осуществлять сложные по уровню координации и точности движения.

Как развивать у детей до года

Многие родители только и мечтают, чтобы их малыш активно развивался и как можно быстрее стал ходить. Не стоит забывать, что ползание – это тоже один из методов развития

Важно знать, что ползая, ребенок приспосабливается к безопасному способу ориентирования в пространстве и развивает свои пальчики и ладони при опоре руками на что-либо. Также ползание влияет на задействование всех мышц, что сказывается на физическом развитии ребенка

Существует несколько правил, благодаря которым малышу можно привить активность в движениях рук:

  1. чтобы занятия привели к должному результату, они должны быть ежедневными;
  2. не стоит посвящать занятиям много времени и утомлять ребенка, достаточно тренировать пальчики в течение 2-3 минут;
  3. необходимо хвалить малыша за его успехи, поощряя поцелуями и объятьями;
  4. для занятий лучше всего использовать предметы разной фактуры и величины, это поможет научить ребенка управлять руками и при этом изучать свойства предметов, которые его окружают;
  5. необходимо следить за чистотой используемых предметов, т. к. малыши до года стремятся все поместить в рот.

У детей до 3-х месяцев

Первые три месяца ребенку будет полезен массаж пальцев. Его необходимо делать несколько раз в день во время бодрствования, купания или при засыпании.

Что нужно делать:

  • медленно проглаживать по очереди все пальчики от ладошки до кончика;
  • разминайте пальчики, особенно кончики;
  • щекотать ладошки в тот момент, когда малыш разжимает кулачки;
  • аккуратно разжимать кулачки, поглаживая пальчики и сгибая их.

У детей c 3-х до 5-ти месяцев

На третьем месяце жизни ребенок начинает лучше управлять руками. Здесь главное – не упустить развитие мелкой моторики в период активного и резкого хватательного рефлекса. Для этого нужно подкладывать малышу игрушки под ладошки.

Необходимо подавать ему в руки предметы даже на короткие периоды, длительность захвата со временем будет увеличиваться, и ребенок станет с интересом изучать их

Важно менять игрушки и подавать с различных направлений, чтобы пальцы и ладони малыша могли ловко поворачиваться. Нужно стимулировать его тянуться руками к лицу мамы или папы, а также к игрушкам

Когда ребенок начнет хорошо работать обеими ручками, можно надеть ему на ладошку варежку, чтобы он учился снимать ее.

Важно продолжать пальчиковый массаж, чтобы быстрее снять мышечный тонус с рук. Можно поиграть в игры с пальчиками (к примеру, в «сороку») или разгибать и сгибать пальцы под ритмичную музыку

У детей с 5-ти до 7-ми месяцев

В этом возрасте малыш активно исследует игрушки и сравнительно долго держит их в руках.

В данный период полезны колечки и бусины, которые интересно перебирать пальцами. Для этого необязательно покупать игровые центры или специальные развивающие игрушки, достаточно сделать бусы своими руками, нанизав на шнурок различные предметы.

Также малыш с удовольствием будет нажимать на кнопки. Полезными в данном случае окажутся детские музыкальные инструменты с клавишами, старая клавиатура от компьютера и различные интерактивные игрушки.

Необходимо развивать ребенка тактильно. Для этого понадобится несколько мешочков с разным содержимым (например, мукой, горохом, фасолью, гречкой, песком и т. п.).

Полезна будет для малыша игра с пуговицами, бантами, шнурками и лентами. Он захочет развязать банты, сорвать пуговицы или достать шнурки и ленты.

У детей с 7-ми до 9-ти месяцев

Активная хватка малыша значительно возрастает именно в этом возрасте. Он начинает интересоваться новыми объектами, хочет их потрогать, пробует разобраться, для чего они предназначены и что с ними можно сделать. Ребенок будет развиваться и при ощупывании губок, мыльных принадлежностей, прищепок, поролона, пищевых лотков и т. д.

В 7 месяцев малышу можно купить:

  • игрушки для купания;
  • пирамидку, текстильные кубики;
  • развивающие игрушечные центры или развивающие игрушки, в которых требуется что-либо нажимать, перебирать или двигать;
  • резиновые пищалки, предназначенные для сжатия в ладонях.

У детей с 9-ти месяцев до 1 года

Нетрудно заметить успехи малыша в этот период. Он делает их буквально ежедневно. У него появляются любимые игрушки и занятия, которые могут отвлечь его на более продолжительное время, чем раньше.

В этом возрасте малышу подойдут игрушки, требующие «калибровки» (например, стаканчики или матрешки, которые можно вставить друг в друга). Также его заинтересуют различные емкости и коробочки, которые можно открыть или закрыть.

Особенности развития мелкой моторики левши

Родители замечают, что малыши до 3 лет могут спокойно пользоваться и правой, и левой рукой. И многих волнует вопрос, какую руку ребенок выберет себе для письма, не надо ли переучивать, если этой рукой окажется левая, и что делать, чтобы этого не допустить.

Лучшее, что мы можем посоветовать: родители, выдыхайте. Вы никак не сможете повлиять на этот процесс (если только речь не идет о насильственном переучивании, что категорически не рекомендовано современными педагогами и детскими психологами).

В наши дни принята точка зрения, согласно которой бороться с леворукостью нельзя: это может привести к повышенной физической и психоэмоциональной утомляемости и к развитию у ребенка таких невротичных проявлений, как, например, тревожность, нервные тики и заикание. Дети могут становиться раздражительными, расторможенными или, наоборот, демонстрировать пониженный фон настроения и хроническую боязнь неудач. Поэтому насильственное переучивание категорически не рекомендовано современными подходами в психологии и педагогике детства.

Возраст выбора руки у детей очень индивидуален. Некоторые внимательные родители замечают, что уже в 7 – 9 месяцев младенец действует преимущественно одной рукой. Некоторые дети не могут определиться почти до школы. Влиять на этот процесс нельзя, ребенок должен сделать самостоятельный выбор. Наблюдения психологов говорят о том, что если ребенок раннего возраста (0 – 3 года) не смог определиться с выбором ведущей руки, то в большинстве случае в 4 – 5 лет стойкое предпочтение одной из рук сформируется.

Поэтому все, что вы, родители, можете сделать, — это продолжать пальчиковую гимнастику обеих рук, не ограничивать ребенка в движении, какую бы руку он ни выбирал для манипуляций с предметами, и любить малыша таким, какой он есть.

Мы рассказали о том, какую роль в развитии ребенка играет мелкая моторика. Теперь вы знаете, какие занятия, игры и игрушки помогают организовать этот процесс. Желаем вам, чтобы эти занятия приносили вашему малышу и пользу, и удовольствие. Со своей стороны, уважаемые родители, будьте уверены, что вы делаете все возможное для гармоничного развития ребенка, если вы не только стараетесь организовать для него питательную развивающую среду, но и находите время для участия в его играх и общения с ним.

На что стоит обратить внимание

Ошибочно считать, что тренировка подвижности пальцев актуальна исключительно для дошкольников – не меньше она нужна и ученикам младших классов. Когда малыши изучают текстуры различных объектов, пробуют держать и перемещать их, они также развивает и свой интеллект. На кончиках пальцев располагается множество нервных окончаний, которые стимулируют разные отделы коры головного мозга. Поэтому тактильное изучение предметов и совершение движений руками способствует развитию речи ребенка, его логики, памяти, внимания и многих других умственных способностей.

Конечно, чтобы добиться такого эффекта, нужно заниматься регулярно. Выбирая задания, стоит учитывать не только возраст малыша, но и уже имеющиеся у него навыки. Только так удастся соизмерять нагрузку, делая ее одновременно посильной и неутомляющей. Еще одним важным фактором, влияющим на эффективность занятий, является присутствие элементов игры в обучении. Именно они позволят сделать учебу наиболее увлекательной и интересной

Важно учесть все эти нюансы при выборе методики развития мелкой моторики у школьника или ребенка дошкольного возраста

«Пальчиковые» игры

«Пальчиковые» игры представляют собой своеобразную инсценировку каких-либо историй, чаще всего, рифмованных, с использованием пальцев. Начинать играть в такие игры можно даже до одного года, а затем продолжать, немного усложняя движения пальцев. Играть же можно вплоть до окончания младшего школьного возраста.

Большинство таких игр подразумевает использование двух рук, благодаря чему дети начинают разбираться в том, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и т.д. Для получения наибольшего эффекта, эти упражнения для пальцев необходимо выстраивать таким образом, чтобы попеременно менялись напряжение, расслабление, сжимание и разжимание кистей рук, а также были задействованы изолированные движения всех пальцев.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

По мере взросления человека и его потребность в хорошей координации движений пальцев повышается. Родители малышей, посещающих детский сад, знают что уже в 3-4 года ребята активно начинают заниматься творчеством: изготавливают поделки из подручных материалов, лепят из пластилина или из теста, рисуют, раскрашивают картинки, делают аппликации. Такая работа над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важнейшей частью подготовки к обучению в 1 классе.

Однако занятий в садике часто недостаточно, чтобы малыши полноценно расширяли свои способности, поэтому педагоги дошкольного образования рекомендуют заниматься с ними дополнительно. Выбирайте такие игры и упражнения, которые требуют мелких выверенных движений:

  • плетение из веревочек – поспособствует развитию подвижности пальцев, а также поможет научиться шнуровать обувь.
  • различные виды творчества (лепка, создание поделок, рисование) и игры с мелкими предметами станут отличным дополнением к занятиям в детском садике.
  • сборка пазлов и конструкторов, которая является увлекательным и полезным досугом для всей семьи.

Если дошкольник хорошо управляет пальцами и всей кистью руки, то в дальнейшем ему проще будет привыкнуть правильно держать ручку и карандаш, выводить ровные и аккуратные символы. Уже на первом году обучения в школе ученикам придется осваивать письмо, переходя от начертания черточек и крючочков в прописях до написания полноценных букв и цифр в тетрадях. Проблема состоит в том, что к 7 годам даже те дети, которые активно занимались в садике и дома, не всегда обладают необходимыми для письма навыками. Поэтому развивать мелкую моторику рекомендуется еще в дошкольные годы, но и этот процесс нужно организовать правильно.

Творческие занятия

Развитию мелкой моторики способствуют практически все творческие занятия, которые проводятся с дошкольниками, такие как:

Рисование

Для самых маленьких самое полезное и доступное – это рисование пальчиковыми красками. По мере взросления ребенок осваивает мелки, карандаши, фломастеры, кисти.
Помимо обычного рисования, детям предлагают специальные упражнения, например:

— Повторение заданного узора (ребенку предлагают нарисовать фигуру или узор по указанному образцу)

— Обводка фигуры (необходимо обводить контур фигуры, нарисованный пунктиром на бумаге )

— Проведение дороги через лабиринт, обводка заданной траектории

— Обводка контуры фигуры сплошной линией, не отрывая руки от бумаги

— Закрашивание контуров

— Соединение фигур, элементов линиями

— Рисование контуров предметов по опорным точкам

Рисование предметов с помощью трафаретов

— Рисование орнамента

— Дорисовывание половины симметричной фигуры

Работа с пластилином, глиной, соленым тестом.

Изготовление бус (чем старше ребенок, тем меньше должен быть размер нанизываемых бусинок), помпонов.

Плетение из шнурков, ниток, тесьмы, проволоки, наматывание клубков. Для младших школьников – шитье, вышивка, вязание, валяние.

Вырезание из бумаги, склеивание объемных фигур

Аппликации из любых материалов

Игры с крупой – пересыпание, «рисование» на подносе с манкой, аппликации и поделки с использованием крупы, бобовых, макарон, семян растений.

Оригами (складывание из листа бумаги различных моделей без использования ножниц и клея)

Определение

М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия, другие психологи, педагоги и физиологи посвятили жизнь изучению свойств и особенностей мелкой моторики. Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц. При застегивании пуговок, рисовании, лепке усиливается работа речевых отделов мозга.

Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением

Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека

Таким образом, под понятием логопедического термина «мелкая моторика рук » подразумевается комплекс умственных и физиологических процессов. Задействуются зрительная, костная, мышечная, нервная системы. От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития речевой функции.

Игра и развитие мелкой моторики у детей

Маленького человечка нельзя заставлять силой что-нибудь выполнить. Итог будет один – слезы и капризы.

Запомните! Только при помощи игр мы развиваем мелкую моторику у малышей и тем самым способствуем расширению их кругозора.

Гимнастика для маленьких пальчиков

Очень важно развивать гибкость пальцев рук, так как скоро малышу предстоит осваивать навыки письма. Гибкость также поможет формированию аккуратного и разборчивого почерка

Инсценировка маленьких стишков и сказок будет способствовать не только развитию моторики рук, но и запоминанию, а также научит ребенка фантазировать. Простой стишок-потешку про шатающегося бычка со временем можно превратить в целое представление с добавлением слов и мелких театральных реквизитов. Например:

  •  добавить разную интонацию – грустную или комедийную;
  •  дорисовать на пальчиках глазки, носик, ротик, копытца;
  • построить шатающийся мостик.

Следите за временем! Не утомляйте ребенка, особенно если ему нет еще и года

Лучше прекратить игру через 3-4 минуты, чем стараться удерживать внимание

Игры с мелкими предметами

Лучше всего подойдут детям постарше, которые уже отличают предметы друг от друга и знают их свойства. Можно предложить ребенку на ощупь, с закрытыми глазами определить, что это такое.

Пуговицы, бусинки, камешки, орехи – все эти предметы можно перекладывать, пересыпать.

Бусинки и пуговицы можно нанизывать на нитку, а из семян и крупы – выкладывать картинки на столе.

Песок

Все дети обожают строить фигурки из песка. Необязательно сидеть на улице в песочнице, наберите в ведерко песок, промойте его. Для ребенка станет увлекательным занятие – поиск мелких предметов, спрятанных в коробке с песком. Это занятие принесет несомненную пользу для развития мелкой моторики рук.

Предложите пальчиками нарисовать на песочной поверхности простой рисунок или буквы.

Аппликация

Покажите, что бумагу можно не только мять и рвать на мелкие клочки, а можно вырывать кусочки, которые затем приклеивать на другой лист бумаги, составляя узор.

Объясните малышу правила пользования ножницами, доверьте ему что-нибудь вырезать.

Не оставляйте ребенка наедине с острыми предметами. Если малыш начинает баловаться – заберите у него ножницы, спокойно объясните причину, не поддавайтесь на слезы.

Лепка

Все малыши любят лепить. Материал для лепки – тесто, пластилин, глина.

Если вы боитесь, что пластилин и глина отправятся в рот, то тесто станет самым прекрасным материалом для первых фигурок. Если вы самостоятельно готовите тесто для пельменей или печенья, то даже кроха чуть старше года сможет слепить колобка или маленькую колбаску. Научите кроху пользоваться маленьким пластмассовым ножичком для теста, и процесс лепки станет занимательней. С детьми постарше вы можете собирать более сложные композиции из глины и пластилина.

Шнуровка

Существует много разных игр с использованием шнуровки. Но намного интересней – будет изготовленная игрушка своими руками, например, из коробки от набора конфет. Через хаотично расположенные отверстия по очереди протягивайте шнурки (ленточку), создавая паутинку для паучка.

Раскраски нашего детства

Вспомните, как сами сидели за столом, неловко держа карандаш и чуть высунув язык, старательно раскрашивали картинку.

Приучайте своего ребенка к аккуратности с первого момента, тем самым вы способствуете чувствовать прекрасное, учите сочетать цвета, развиваете творческое мышление.

Рисование

Учить рисовать можно начинать красками без кисточки. Макаем пальчик в краску и учим ставить первые следы и кляксы на бумаге.

Затем даем ребенку карандаш, фломастер, ручку. Для начала можно научить:

  • обводить контур ладошки, стакана, формочек;
  • рисовать по намеченному контуру;
  • дорисовывать рисунок.

После можно приступать к выполнению более сложных рисунков.

Способы развития моторики у малышей до года и после разнообразны. Главное правило – используйте игровые элементы, тогда обучение превратится в легкий и необременительный процесс.

Мелкая моторика рук играет важную роль в развитии памяти, речи, мышления. Игровой процесс поможет не только сформировать необходимые навыки, но и выявить скрытые таланты малыша.

Игры и развитие мелкой моторики для ребенка до года

Читайте далее:

Потешки про пальчики для малышей

Развитие мелкой моторики лепкой из пластилина

Развитие ребенка через рисование красками и пластилином

Visited 1 times, 1 visit(s) today

Развиваем мелкую моторику

Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.

Массаж

Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

  • Разминание ладоней, кистей.
  • Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
  • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков «марлбс».

Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.

Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:

  • Прищепка
    Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
  • Разминка с помощью Су-Джок
    Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
    Дети катают их по ладоням сверху вниз.

Пальчиковые игры

Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.

Ножки

Пальцы делают шагательные движения по столу

Очки

Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.

Идем за грибами

Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.

Стул и стол

Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.

Лодочка

Используется стих:
Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),
Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).

Ножницы

Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.

Пальчиковые краски

Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.

Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет — животных, дома, машины, геометрические фигуры.

Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.

Аппликация

Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.

В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).

Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.

Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.

Лепка

Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.

Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.

Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.

Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой оказывают на организм ребёнка превосходное развивающее, оздоравливающее и тонизирующее действие. Однако проводиться они всегда должны под присмотром кого-то из взрослых, чтобы ребёнок случайно не поранился или не съел что-то из вышеназванных предметов.

К таким играм относятся:

  • Рисунки из крупы. Берётся кусочек картона, и ребёнок рисует на нём любое изображение, например, солнышко. Затем нужно взять самый безопасный клей и нанести его по контуру рисунка, а ребёнок должен положить на эти линии, например, горох, фасоль или гречку. Такая игра служит прекрасной тренировкой мышц кистей и пальцев.
  • Упражнение с использованием щипцов. Нужно дать ребёнку щипцы и попросить его складывать в бутылку, имеющую узкое горлышко, бусинки, горошинки и т.п.
  • Упражнение с использованием пинцета. Ребёнку даётся пинцет, и он с его помощью перекладывает из какой-то одной ёмкости в другую и сортирует маленькие игрушки или ту же крупу. Кроме этого, очень эффективно, если малыш будет перекладывать пинцетом небольшие игрушки или крупу в какую-то фигурную ёмкость, к примеру, в формочку для льда или выпечки пирожных.
  • Сортировка мелких предметов по размеру, форме и цвету. Попросите ребёнка рассортировать крупу, пуговицы или бусинки по цветам, размеру или форме.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Раннее детство – это не только веселая и беззаботная пора, но своеобразная тренировочная площадка для повышения уровня навыков малышей. Еще до того, как они приблизятся к старшему дошкольному возрасту и начнут готовиться к 1 классу, им нужно приобрести знания и умения, без которых образовательный процесс невозможен.

Родители понимают это, а потому стараются всячески развивать способности своих детей: изучают с ними цвета и формы предметов, дают представление о пространственной ориентации, развивают устную речь

Но помимо всего перечисленного, также нужно уделять внимание и развитию мелкой моторики у детей раннего возраста

Именно от уровня моторного развития зависит то, как быстро дошкольник научится пользоваться столовыми приборами и письменными принадлежностями, сможет самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы и завязывать шнуровку на обуви. Чтобы дошкольник успешно справляться с этими и другими задачами, ему нужно регулярно тренироваться, улучшая подвижность и силу нажатия пальцев.

При этом заниматься с малышами можно практически с рождения. Так, например, младенцам можно массировать пальцы рук, делать с ними легкую пальчиковую гимнастику. В 2-3 года можно играть в пальчиковые игры, параллельно читая детям веселые стишки и потешки. Так они смогут улучшать свои навыки в увлекательном игровом формате.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: