Диагностика развития мелкой моторики рук

Моторика рук для развития речи: пальчиковые игры с детьми

Обведение рисунков по точкам

Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано. Затем ребенок обводит рисунок по точкам.Оценивание результатов:Высокий уровень — работа выполнена аккуратно.Средний уровень — допускает неточности, небрежность.Низкий уровень- работа не выполнена.

Очень важное значение при развитии малыша и подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики руки. Но следует помнить, что потребность писать у дошкольников выражена в меньшей степени, чем интерес к чтению

Выполнять графические упражнения и писать 6-7 летние дети, как правило, не любят. Им трудно и, следовательно, неинтересно. То, что чувствуют первоклассники при написании письменных букв, вы можете испытать на себе, если возьмёте ручку в свою нерабочую руку и попробуете писать.

Не поленитесь и проведите диагностику развития мелкой моторики руки своего малыша. Вы сразу увидите над чем нужно еще поработать. Чем крепче пальчики ребёнка, тем легче будет ему научиться писать и тем красивее и ровнее будет его почерк. Поэтому не забываем об упражнениях для развития мелкой моторики руки ребёнка.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счёт мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движения. Для развития мелкой моторики рук используют следующие приёмы и упражнения:

  • массаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • графические упражнения;
  • лепка из глины, пластилина;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание верёвочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
  • рисование спирографом;
  • выполнение «закручивающих» движений (закручивание гаек в конструкторе);
  • штриховка;
  • вырезание ножницами;
  • игры на бумаге в клеточку;
  • вязание (девочка в 6 лет уже прекрасно может освоить эту науку);
  • специальные упражнения для развития мозга;
  • графические диктанты.

Взрослому необходимо обращать внимание на успехи ребёнка в графической деятельности, тем самым, стимулируя интерес к письменным упражнениям и повышая его самооценку.Во время занятий рисованием, штриховкой нужно следить за тем, чтобы ребёнок правильно сидел за столом и правильно держал карандаш, а также не забывайте о весёлых физкультминутках

Готовность руки к овладению письмом

Рисование простых узоров (рис. 4 и 5) на листе нелинованной бумаги мягким простым карандашом. Если ребенок, хорошо справляется с заданием, значит достаточно готов к работе, которая его ожидает при обучении письму. Если же нарисованные им узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму и т.д., это свидетельствует о том, что ребенок плохо управляет движениями своей руки, пальцев.

  • Высокий уровень — узоры продолжает правильно
  • Средний уровень — допускает ошибки в чередовании элементов либо в пропуске какого-то из них
  • Низкий уровень — продолжить узор не может, выполняет путем прямого копирования заданных элементов.

Что значит развивать мелкую моторику?

Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения

Это важно не только для выработки красивого почерка, надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий. Развитию мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором

Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.

Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий:

  • упражнения с мелкими предметами;
  • графические задания;
  • пальчиковые игры.

В свете подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы

При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не  оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.    

Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 – 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием. Для этого воспитателю и родителям предлагается воспользоваться картотекой упражнений для развития мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет.

Графические задания

Большинство таких заданий выполняются на  подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, разукрашки.

Контуры

На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.

Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.

Дождик

На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно  выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий. 

Волны

Нужно обвести кораблик и нарисовать волны на воде

Следует обратить внимание, что линии разного вида (прямые и изогнутые). 

Следует дорисовать линии плавники, навести чешуйки.

Узорная штриховка

На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.

Дорисуй рисунок

Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:

  • дорисуй клетку тигренку;
  • дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй;
  • дорисуй бабочку и т.д.

Соедини точки

Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.

Развивай глазомер

В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель.

  • помоги зайчику попрыгать по кочкам;
  • попади мячом в корзину;
  • помоги восстановить волейбольную сетку;
  • порази цель в тире.
  • Рисуй с нажимом
  • В этом задании нужно выполнить штриховку, делая правильный нажим:
  • заштрихуй облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;
  • заштрихуй стаканы — один с водой (она почти прозрачная), другой с соком (намного темнее);
  • заштрихуй листочки, делая их разными по интенсивности цвета.

Повторение рисунка по клеточкам

Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.

Графические диктанты

На карточках в клетку можно предложить детям выполнить графические диктанты. В таких заданиях указывается количество клеток и направление движения линии. В случае правильного выполнения диктанта на карточке появляется изображение какого-то предмета.  Читайте подробнее о том, Как проводить графические диктанты в детском саду.

Игры на развитие мелкой моторики в детском саду

Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.

Такие игры с прищепками не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цветов

Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ

Вид игры Примеры дидактических разработок
Пальчиковая гимнастика со стихами и потешками
  • «Пальчиковая гимнастика для детей 2–3 лет».
  • Корчагина Ирина «Пальчиковые игры для детей 2–3 лет».
  • Макашова Миляуша «Картотека пальчиковых игр для детей 2–3 лет».
Пальчиковые игры (гимнастика для рук)
  • «Пальчиковые игры для детей 3–4 лет в детском саду».
  • Шабан Ирина «Картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года)».
  • Гладышева Евгения «Дидактические игры по развитию мелкой моторики рук».
Игры на развитие тактильных ощущений
  • «Сенсорные игры для развития тактильных ощущений».
  • Селезнёва Татьяна «Сенсорное развитие детей 3–4 лет через дидактические игры».
Самомассаж рук с мягким мячом, шишками, орехами, карандашами
  • Хамзина Ильмира «Игры с мячом. Развитие мелкой моторики. Практические рекомендации».
  • Масина Марина «Упражнения с природным материалом для развития мелкой моторики».
  • Утте Инесса «Игры и упражнения с еловыми и сосновыми шишками в развитии ручной моторики у детей старшего дошкольного возраста».
Шнуровка, откручивание крышек, болтов
  • «Игры для развития мелкой моторики своими руками».
  • Опринчук Антонина «Игры для развития мелкой моторики своими руками».
  • Кудрявцева Лариса «Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Игры с прищепками, скрепками, нитками, пуговицами
  • «Игры с предметами для развития мелкой моторики».
  • «Игры для развития мелкой моторики у детей дошкольников 5–6 лет».
  • Игры для развития мелкой моторики рук».
  • Быкова Татьяна «Картотека игр на развитие мелкой моторики».
Творческий труд, игры с бумагой, рисование
  • Пшенникова Мария «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
  • Кузьмина Ольга «Оригами как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников».
  • «Игры на развитие мелкой моторики для детей 5–6 лет в детском саду».
  • «Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы».

Teст Домик

Тест рассчитан на детей 5,5-10 лет. Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития сенсомоторной координации и тонкой моторики рук.

Ребенку дается задание нарисовать такой же домик, как на образце. Во время работы ластиком пользоваться нельзя!По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать следующее:

  • какой рукой ребенок рисует (правой или левой);
  • как он работает с образцом, часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;
  • быстро или медленно проводит линии;
  • отвлекаемость во время работы;
  • высказывания и вопросы во время рисования;
  • после окончания работы предложить проверить, все ли нарисовано.

Обработка материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считаются:

  • отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла)
  • увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь)
  • неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла)
  • неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл)
  • отклонение прямых линий более чем на 30 от заданного направления (1 балл)
  • разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв)
  • залезание линий одна за другую (1 балл)

Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов. Но следует учитывать возраст. Ребёнок в 5,5 лет редко получает 0 баллов. А вот если десятилетний заработал более 1 балла, то это серьёзный сигнал.

Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду

Для правильного планирования работы педагог должен проводить диагностику развития мелкой моторики воспитанников ДОУ. Диагностика проводится по следующим критериям:

  • Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых ребёнок должен удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.
  • Динамические нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги (проверяется скоординированная работа обеих рук).
  • Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определить методом ощупывания форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластмасса, дерево.
  • Величина тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой какого-то предмета, можно сжимать ладонь воспитателя.
  • Умение координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).
  • Работа щепоти руки. Анализируется, как ребёнок держит ручку, в какой руке, когда пишет; получается ли выполнить растирание комочка соли кончиками пальцев.

Для верного определения уровня развития ребёнка важно проводить диагностику в комфортной для малышей обстановке

Видео: диагностика мелкой моторики детей 4–5 лет

Смотрите это видео на YouTube

Развитие мелкой моторики начинается с первых месяцев жизни. Каждый новый предмет ребёнок стремится потрогать, подвигать, даже попробовать на вкус. Эти действия заложены самой природой. Взрослым нужно только помочь маленькому человеку получить больше информации из окружающего мира, научить его правильно двигаться, развивать речь, воспитывать характер. Ведь от этого зависит интеллектуальное и творческое развитие личности. И родители, и воспитатели должны сделать всё необходимое, чтобы ребёнок смог полностью раскрыть свой потенциал и в будущем стал успешным человеком.

Графический диктант

Тест на выявление умения строить свою деятельность по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.Ребенок получает лист бумаги в клетку, на котором обозначены 4 точки (опорные), они служат началом выполнения задания.Инструкция для ребёнка: проводить следует только те линии, которые я буду диктовать. Когда проведешь линию, жди, пока я не скажу, как проводить следующую. Следующую линию надо проводить там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги, (рис. 8).Оценивание результатов (тренировочный узор не оценивается).Уровни:высокий — диктант выполняет точно и правильно продолжаетсредний — в диктанте допускает ошибки, которые воспроизведены и в самостоятельном продолжениинизкий — задание не выполняет.

Обучать писать графические диктанты нужно постепенно, начиная с самых простых упражнений.

Рекомендую развивающее интересное пособие:

О. Наумова «Математические диктанты по клеточкам»

Занимаясь по этой книге, ребенок пошагово, плавно переходя от одного задания к другому, научится писать математические диктанты по клеточкам. Обучение будет в радость и вам, и вашему малышу.

  • В книге 65 упражнений, составленных в игровой увлекательной форме.
  • Все задания построены по принципу «от простого к сложному».
  • Задания вызывают у ребенка интерес.
  • Ребенок сможет выполнять упражнения самостоятельно.

Польза для ребенка:

  • развитие пространственного мышления;
  • тренировка внимания;
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • научится ориентироваться на листе бумаги;
  • развитие  воображения и памяти;
  • легче овладеет письмом;
  • станет более уверенным в себе.

Теппинг — тест

В квадратах (рис. 7 см. выше) ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек.Работа в максимальном темпе продолжается 30 секунд. Через каждые 3 секунды ребенку дают команду к переходу к следующему квадрату. Затем осуществляется подсчет количества проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек за 30 секунд (используется простой мягкий карандаш).Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы (максимального темпа), а затем количества точек в последнем квадрате в сравнении с первичным свидетельствует о его работоспособности, в котором по вертикали отмечается количество точек, а, но горизонтали — временные отрезки» (рис. 7а).

График изменения работоспособности (выносливости)

Если вначале ребенок работает быстрее, а затем идет снижение кривой, это свидетельствует о его быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или ровная линия свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Желательно это проводить для обеих рук.Обязательным условием теста является работа в максимальном темпе без остановки.

Тест Лабиринт

Оценивается умение соблюдать правила.Детям предлагаются лабиринты (рис. 10). Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта.Инструкция для ребёнка:

  • поставь карандаш в центр лабиринта и, пока выход не будет найден, не отрывай карандаш от бумаги
  • сразу начинай движение карандашом, не пытаясь предварительно просматривать путь следования
  • не задевай линии лабиринта, не пересекай их (это будет считаться ошибкой)
  • нельзя поворачивать назад (это тоже ошибка)Время выхода из каждого лабиринта — не более одной минуты, количество ошибок в каждом случае — не более пяти.

Работу с лабиринтами трудно переоценить

Лабиринты помогают сосредотачиваться, удерживать внимание и прекрасно тренируют память и технику чтения. Упражнения с лабиринтами необходимы для детей, испытывающих трудности в обучении

4+

7+

9+

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА 14.01.2015 01:05

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА

Физическое и психическое воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы

Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь

 Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги»). Особенно четко надо произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

Вы должны приучить ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда ему будет  легче перенять артикуляцию взрослых.

К сожалению, во многих семьях наблюдается либо безразличное отношение взрослых к речевым проблемам ребенка, либо выдвигаются такие требования к речи, которые не соответствуют его уровню развития. В результате у многих малышей пропадает желание правильно говорить, они боятся произнести какой-либо звук или слово неправильно.  Поэтому, на любое высказывание ребенка необходимо реагировать, и эта реакция должна быть только положительной.

Чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое произношение слов, нужно развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, учить слушать речь, различать звуки при произношении.

Чтобы играть, нужно знать правила игры и рассказать их ребенку. Например: «Сынок, давай поиграем в игру «Что делают из металла?». Кто больше скажет слов – тот и победил». Правила игры: повторяться нельзя, быть внимательным, запоминать, какие слова уже говорили.

Примеры игр, которые не требуют много атрибутики и не займут много времени у родителей.

«Что делает мама на кухне?» ( Варит, режет, готовит, моет, жарит, трет, давит, вытирает, зажигает, пробует, солит, наливает, выливает, разливает, убирает, достает). Вот сколько у мамы дел и забот, а чем можешь ты помочь маме на кухне? А что могут сделать другие члены семьи?

«Как называются предметы мебели на кухне?», «Как ты думаешь, кто потрудился, чтобы сделать нам мебель?» (Лесник, лесоруб, художник-дизайнер, столяр, ткач).

Выдели слово.

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Подумай, не торопись.

Предложите ребёнку несколько заданий на сообразительность:

— Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

— Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)

— Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на «А»; что начитается на «С», в середине слова звук «Т» и.т.д.

Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

Шутки — минутки.

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры:

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами. 

Развиваем пальчики с дошкольниками

Пальчиковая гимнастика для дошкольников может быть еще более сложной. Дети после 3 лет способны запоминать, повторять за взрослыми, проговаривать определенные слова или даже целые стишки, проделывать более сложные последовательные манипуляции пальчиками, фантазировать. Поэтому картотека таких игр может включать разнообразные потешки, сюжетные пальчиковые игры, в которых нужно обыгрывать определенные действия с помощью пальцев, представляя их то животными, то крыльями, то ножками. В таких занятиях полезно использовать музыкальное сопровождение.

Итак, чем старше ребенок, тем сложнее и разнообразнее могут быть упражнения на моторику рук.

  1. В 3–4 года дети могут рисовать сюжетные картинки, лепить определенные предметы (а не просто мять пластилин), собирать довольно сложные модели из конструктора, строить башни и домики из кубиков. Для развития тактильных ощущений полезны «трогательные» упражнения (можно, например, «познакомить» одноименные пальцы малыша и взрослого, прижимая их друг к другу поочередно, или подключать к играм предметы разной фактуры: мех, камень, дерево, шелк, перья, металл).Сейчас полезно осваивать технику шнуровки. Для этого можно приобрести или смастерить самим специальные пособия-картинки с отверстиями, через которые будет продеваться шнурок. Соревнуясь с ребенком, родители придадут игре азарта и веселья. Кто первый «нашнурует» волны, елочки, лесенки? Застегивание кнопок и пуговиц также можно отрабатывать в форме соревнования. Еще один прекрасный способ задействовать пальцы рук – рисование пальчиковыми красками. Вот уж где простор для творчества и оттачивания мелких движений!
  2. В 4–5 лет в дополнение к вышеизложенным упражнениям детки в состоянии нанизывать большие бусины на нить, выкладывать рисунки из пуговиц, камешков, строить замки или куличики из песка. Большую роль в подготовке руки к письму играют штриховка, обведение рисунков по контуру, раскрашивание, вырезание деталей, выкладывание мозаичных аппликаций из рваной бумаги. Сейчас ребенок уже может рисовать не только прямые, но и ломаные линии, завитушки, волны и даже полностью человечка. Можно усложнить задание: пусть нарисует картину с помощью только геометрических фигур. Выполняя пальчиковую гимнастику, ребенок уже может повторять за взрослым весь сюжет игры: и проговаривая, и показывая в движении.
  3. 5–6 лет – возраст на пороге школы. Сейчас с помощью моторики рук нужно не только воздействовать на речевые зоны мозга, но и параллельно готовить руку к письменным нагрузкам: не просто держать ручку или карандаш, но и уметь довольно долго писать. Полезно, например, обводить линии, рисунки и фигуры в детских прописях, собирать мозаику из самых мелких деталей по инструкции. В этом возрасте дети прекрасно воспринимают «пальчиковый кукольный театр». Пальчиковые куклы смастерить совсем несложно, а представления, которые с их помощью можно показывать, вызовут восторг не только у ребенка, но и у всей семьи. Кроме того, обычные пальчиковые игры можно усложнить. Например, не показывать ничего ребенку, а попросить его обыграть конкретный сюжет. Или использовать игры, подразумевающие самомассаж рук (растирание, разминание, похлопывание). Также сейчас весьма полезно пришивать пуговицы, нанизывать мелкие бусины, складывать фигурки оригами. На этом этапе все важнее связь моторики не только с речью, но и с координацией, логикой, памятью.

Но главное, о чем стоит помнить родителям: мы развиваем речь детей не только с помощью мелкой моторики. Наоборот, это лишь одно из средств, помогающих стимулировать или корректировать речь малыша.

Кроме того, если ребенок умеет пользоваться красками, ножницами, шнурками, иголкой, карандашом, это поможет ему в развитии и обучении независимо от того, есть у него проблемы с речью или нет.

Заключение

Вот уже скоро закончится последний этап пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным возрастом. Скоро перед детьми распахнет двери школа и начнется новый период жизни. Как войдет ребенок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, в огромной мере зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного детства. А приобрел он, считаю, немало.

Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям пройдет быстро, если у него достаточно развиты познавательные интересы, умение произвольно управлять своим поведением, подчинять частные цели более значимым. Ребенок способен широко использовать основные мыслительные операции, у него хорошая память, развито умение контролировать свои действия. И если к семи годам он научился в игровой форме управлять своими пальцами, руками, т.е. у него хорошо развита мелкая моторика и координация движения пальцев он овладел основными графическими навыками, то этого будет вполне достаточно для дальнейшего обучения письму в школе.

Таким образом,  уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни; ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.  Увеличение времени отводимого на самостоятельную и особенно на совместную деятельность, дает возможность больше времени уделять индивидуальному общению с ребенком, удовлетворению его потребностей, развитию личности

В этом плане творческо-художественная продуктивная деятельность наиболее эффективна. В частности, ручной труд, также  является важным и значимым  средством развития мелкой моторики у детей

 Увеличение времени отводимого на самостоятельную и особенно на совместную деятельность, дает возможность больше времени уделять индивидуальному общению с ребенком, удовлетворению его потребностей, развитию личности. В этом плане творческо-художественная продуктивная деятельность наиболее эффективна. В частности, ручной труд, также  является важным и значимым  средством развития мелкой моторики у детей.

Список использованной литературы

  1. Аксенова М. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи. //Дошкольное воспитание. 1990 — № 8 — С.62.
  2. Бабаева Н. У школьного порога. М., 1992.
  3. Баренцова Н. Готовим руку к письму. //Дошкольное воспитание. 1996 -№2 — С. 89
  4.  Богатеева 3. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием. //Дошкольное воспитание. 1987 — №8 С. 49-53.
  5. Васина В. В. Занимательное азбуковедение. М., 1994.
  1. Гаврина С. Е. Развиваем руки — что бы учиться и писать и красиво рисовать. «Академия развития», 1998.
  2. Каше Т. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. Москва. Просвещение.
  3. Корякина Л. В. Веселые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 1996 — №5 -С. 33-35.
  4. Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. /СПб, 1997.
  5. Потапова Е. Н. Писать красиво может каждый. //Семья и школа. 1991 — №11 — С. 10-12
  6. Рузина М. Поиграем? //Дошкольное воспитание. 1997 — №5 С. 73-75.
  7. Синицына Е. Умные пальчики. М., 1998. Корякина Л. В. Веселые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 1996 — №5 -С. 33-35.
  8. Ткаченко Т. А. Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. //Дошкольное воспитание. 1986 — №3 — С. 36.
  9. Толбанова А. Пальцы помогают говорить. //Дошкольное воспитание. 1988 — №9 С. 81-82; 1989 — №10 С.94-95.
  10. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. Санкт-Петербург 1997.
  11. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика / М., 2002
  12. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, 1996.
  13. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. / СПб, Изд. «Лань», 1998.
  14. Черных Е.В. Подготовка руки ребенка к письму.// Начальная школа. 1993 — №5 — С. 20-21.// Начальная школа. 1994 — №8 С. 12-13.
  15. Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 5-7 летнего возраста, М., Педагогика 1988.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: