Сколько лет учиться в школе в россии

Психологические особенности детей младшего школьного возраста - преподавание в начальных классах  - преподавание - образование, воспитание и обучение - сообщество взаимопомощи учителей педсовет.su

Какие новые возможности появляются в младшем школьном возрасте

Новообразования в психологии — это новые психические и поведенческие возможности, которых раньше у ребёнка не было. Какие же новообразования появляются у младших школьников?

Интеллектуализация психологических процессов

Это значит, что в возрасте семи-восьми лет на первый план выходит мышление, которое подчиняет себе все действия и реакции ребёнка:

Восприятие становится произвольным, то есть ребёнок учится самостоятельно выбирать, на что ему обратить внимание. Он перестаёт подчиняться словам родителей: «Посмотри туда, посмотри сюда».
Речь становится контекстной

Маленьких детей бывает довольно сложно понять, потому что они не умеют погружать собеседника в контекст и рассказывать предысторию увиденного ими. Но в младшем школьном возрасте ребёнок учится ставить себя на место собеседника и достраивать свой рассказ, уточнять его, обогащать деталями.
Память становится смысловой, то есть ребёнок учится запоминать или заучивать выбранную им информацию.

Все описываемые процессы взаимосвязаны и влияют друг на друга. И это хорошая новость: если у ребёнка есть трудности, скажем, в речи — её можно подтянуть через развитие памяти и внимания.

Способность анализировать

Ребёнок учится строить прогнозы и делать умозаключения: «Что будет, если…», «Почему так вышло?», «Кто виноват?» и так далее. Тренируя эти навыки в школе, на уроках математики, словесности, окружающего мира, в будущем с их помощью он сможет решать важные и трудные жизненные задачи.

Фото: KATTY ELIZAROVA / Shutterstock

Рефлексия

Ближе к концу младшего школьного возраста дети учатся рефлексии. Если анализ связан с осознанием взаимосвязей во внешнем мире, то рефлексия — это понимание себя самого, оснований своих действий и решений.

Рефлексия бывает формальной («Как это сделать?») и содержательной («Зачем это делать?»). Содержательная рефлексия появляется у детей скорее в подростковом возрасте, но её появление связано с развитием формальной рефлексии именно в младшем школьном возрасте. Если ребёнку восьми-девяти лет трудно ответить на вопрос «Как это сделать?» — это повод задуматься.

Планирование

Четвёртое важное новообразование — планирование своих действий. Оно напрямую связано с развитием анализа и рефлексии: «Если я сделаю это, что последует? Какова будет реакция других людей?» По-настоящему полное планирование, так же как и рефлексия, развивается ближе к подростковому возрасту, но частичное, пошаговое планирование появляется и в младших классах

Очень ценно, если взрослые могут увидеть и поддержать этот процесс.

Самооценка

Способность оценить себя появляется у детей гораздо раньше, но в младшем школьном возрасте она становится дифференцированной. Это значит, что ребёнок может не просто дать общую оценку («Я хороший»), а адекватно оценить себя по множеству разных параметров («В одном я хорош, а другое — не мой конёк»).

Именно поэтому некоторым родителям может показаться, что самооценка их ребёнка упала. Но на самом деле произошла скорее корректировка в сторону нормы. Для малышей характерна несколько завышенная самооценка, связанная с влиянием внимательного и любящего окружения. В школьной среде она не падает — скорее становится более адекватной.

Развитие дифференцированной самооценки делает ребёнка более психологически устойчивым: «Да, я не слишком хорош в спорте, зато отлично умею рисовать».

Общение

Чаще всего в 1-2 классах потребности детей в общении имеют личную направленность. В 3-4 классах начинает формироваться детский коллектив (у ребенка возникает понятие «мы» по отношению к одноклассникам), возникает резкий поворот к интересам сверстников.

У некоторых детей появляются сложности с социализацией в силу темперамента, семейного воспитания и пр. Помочь таким ребятам влиться в коллектив может учитель. Он должен создавать в классе благоприятный микроклимат, подталкивать детей к сближению. Полезны совместные игры, прогулки, иные мероприятия, организованные педагогом вне учебной деятельности. Все это раскрепощает менее общительных ребят, помогает детям лучше узнать друг друга.

Умственное развитие младших школьников

Мышление

В младшем школьном возрасте заканчивается переход к словесно-логическому мышлению и оно становится центральной функцией. Развитие мышления подстегивает процесс обучения, где ребенку приходится включаться в решение различных дидактических задач. При этом оно активно использует такие мыслительные операции как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Поэтому в этом возрасте можно говорить об обратимости мыслительного процесса. Ученик для выполнения задания мысленно может проделать следующие действия:

  • разделить предмет на элементы, а затем воссоединить все части в целостный образ;
  • найти сходства и различия между объектами;
  • определить объект по имеющимся признакам;
  • сосредоточится на нескольких признаках сразу, соотнести их;
  • проследить изменения объекта со временем.

Благодаря обратимому мышлению ребенок способен к рассуждениям, поиску причинно-следственных связей, формированию умозаключений. К концу начальной школы уже могут проявиться индивидуальные особенности мышления, которые указывают на доминирующую позицию в познании – теоретики, мыслители, художники.

Речь

Дальнейшее развитие речи обусловлено изменением социальной ситуации развития, которая способствует расширению круга общения. В процессе обучения ребенку приходится отвечать на вопросы учителя, взаимодействовать со сверстниками. Кроме того, в младшем школьном возрасте дети посещают дополнительные занятия, спортивные секции, кружки. В результате многочисленных ситуаций общения они перенимают новые слова и фразы, проявляют собственную речевую активность.

Показателем уровня развития речи в этом возрасте является контекстная речь, с помощью которой можно описать ситуацию так, чтобы она стала понятной собеседнику без непосредственного ее восприятия. Данным видом речи ребенок овладевает под влиянием систематического общения еще в дошкольном возрасте. Но в полной мере такая способность к описанию событий раскрывается в младшем школьном возрасте. В результате обучения появляется письменная речь, через которую ребенок демонстрирует умение правильно писать слова, строить предложения, расставлять знаки препинания.

Память

Совершенствуется способность хранить и извлекать информацию. Ученик уже разбирается в том, каким образом ему это лучше всего удается: при зрительном контакте, через слуховое восприятие и т. д. Необходимость запоминать учебный материал способствует развитию кратковременной, долговременной и оперативной памяти.

Внимание

Совершенствуется способность концентрироваться на задании. Однако в начале школьного обучения ребенок организует себя по требованию учителя. Поэтому произвольность внимания еще нестабильна. Удержать его можно высокой мотивацией и волевым усилием. Поскольку игра все еще является актуальной и значимой деятельностью для первоклашек, на уроках можно использовать игровые приемы и дидактические игры. Это поможет увлечь ребят. Длительность занятий необходимо начинать с 35 минут и постепенно увеличивать до стандартной продолжительности урока.

Восприятие

Для восприятия детей этого возраста характерна слабая дифференцированность: они часто путают предметы, их свойства. Поэтому это следует учитывать при подаче учебного материала. Младшеклассники лучше воспринимают яркие предметы, подвижные на фоне неподвижных, рисунок или схему. Если ребенок сам участвует в деятельности, это повышает его интерес и материал усваивается лучше.

Воображение

Первоклашкам в большей степени характерно воссоздающее воображение, которое опирается на конкретные предметы. Но в дальнейшем на первое место выступает слово: появляется продуктивное воображение. Ребенок может придумать рассказ на основе имеющихся у него в уме образов, не опираясь на картинки.

Сколько учатся в младших, средних и старших классах за рубежом

Если в двух странах дети учатся по двенадцать лет, это еще не значит, что в данных государствах одинаковый подход к выделению ступеней школьного образования. Например, в Японии и Китае образовательный процесс строится по формуле 6 + 3 + 3, а в Кении первые восемь классов считаются начальной школой, после чего уже можно и не учиться.

А вот в Нидерландах после начальной «восьмилетки» учиться придется. Но или в подготовительной средней школе, которую можно рассматривать как аналог ССУЗа, или в пятилетней старшей – предвузовской. То есть, по факту, формула полного школьного образования 8 + 5.

Единой схемы нет. В США, к примеру, даже в рамках одной страны обучение в начальной школе разное по длительности: первая ступень может охватывать пять классов или шесть. С учетом же обязательного «нулевого» класса для пятилетних детей (в отличие от дошкольного образования, подготовительные классы обязательны и бесплатны) обучение длится тринадцать лет, хотя классов официально дюжина.

В Великобритании обучение 13-летнее. Структура довольно сложная, с региональными особенностями (у Шотландии свой путь). Завершающие ступени обучения – Year 10 и Year 11, после которых тинейджеры сдают экзамен GCSE. Затем можно получить профессиональное образование или проучиться еще два года (Year 12 и Year13), сконцентрировавшись на предметах, которые необходимы для поступления в университет. Этот этап завершается сдачей экзаменов A-Level.

В Италии 13-летнее школьное образование выстраивается по схеме 5 + 3 + 5. Третья ступень платная, обязательное образование восьмилетнее.

В Швейцарии после Primarschule, где младшие школьники учатся 6 лет, наступает 3-летний этап Oberstufenschule. На этой ступени ученики занимаются по программам разной интенсивности. Детям, которые планируют после средней школы поступать в гимназию, учатся Sekundarschule. Учащиеся Realschule выьирают профессиональные школы. В гимназиях, представляющих собой педвузовскую ступень, учатся 4 годы. В итоге – 13 классов.

В Германии тоже начинается разделение по способностям уже на этапе средней школы: Hauptschule, Realschule, Gesamtschule, Gymnasium. Они различаются программами и сроками обучения. Самое длительное обучение в гимназиях, вместе с начальной школой – 13 лет. Окончившим Gymnasium выдается диплом о среднем образовании – Abitur, позволяющий поступить в вуз.

Юные французы после начальной школы поступают… в колледж. Правда, это всего лишь название для средней школы, где обучение начинается в 11 лет. Третьим этапом становится лицей – общий или технологический. Общий – это аналог старших классов для тех, кто будет поступать в вуз. Всего получается 13 классов, но к ним добавляется еще и обязательное дошкольное образование. Да, во Франции все дети должны учиться с трех лет! Получается, что по факту обязательное обучение у французов – 15-летнее.

Характеристика социальной ситуации младшего школьника

Попав в школу, ребенок меняет образ жизни. Он должен освоить роль ученика, научиться жить по новому расписанию дня. Если в детском саду учеба носила номинальный характер и не воспринималась как обязанность, то в школе ребенок обязан следовать учебной программе. Теперь его главный вид деятельности —учебный.

Под влиянием новых жизненных условий у школьника меняется самовосприятие. У него появляются новые интересы, ценности и желания. Отношение взрослых тоже изменяется: теперь к нему предъявляются жесткие требования. Основой самооценки и отношения к другим детям для младшего школьника является отношение к нему учителя. Ключевую роль играют отметки. Отличники и хорошисты занимают лидирующие позиции в классе, троечники становятся аутсайдерами. Личностные особенности ребенка второстепенны, оценка учителя уровня знаний воспринимается как оценка личности.

Главным стремлением младшего школьника становится получение хороших отметок. От этого зависит его положение в компании сверстников (предпочитаемый или отвергаемый), отношения с учителем и родителями.

Восприятие, внимание и память в младшем школьном возрасте

Особенность восприятия младших школьников состоит в его тесной связи с действиями. На данном уровне психического развития восприятие относится в большей мере к практической деятельности ребёнка. Воспринять предмет для него означает что-то делать с ним, менять что-то в нём, произвести определенные действия, взять, потрогать его. Характерной особенностью учащихся здесь является ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В ходе обучения восприятие перестраивается, поднимаясь на более высокую ступень развития. Оно принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности, углубляясь в процессе и становясь более анализирующим, дифференцирующим. Впоследствии оно принимает характер организованного наблюдения.

На этой же стадии происходит развитие внимания, без формирования которого нельзя себе представить процесс обучения

На уроках преподаватель привлекает внимание школьников к учебному материалу, удерживая его длительное время. Младший школьник имеет способность сосредоточено заниматься одним делом от 10 до 20 минут

При этом объём внимания вырастает в 2 раза, растет его устойчивость, переключение и распределение.

Возрастные особенности памяти для этого возраста характеризуются влиянием обучения. Здесь происходит усиление значения и удельного веса словесно-логического, смыслового запоминания, развитие возможности сознательного управления своей памятью и регулированием её проявлений.

По причине возрастного относительного преобладания деятельности первой сигнальной системы у младших школьников в большей мере развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Ребенок в этом возрасте лучше и быстрее запоминает, прочнее сохраняет в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем объяснения, определения и описания.

Уровень развития памяти

В период обучения в начальной школе у ученика развиваются основные виды памяти:

  1. Долговременная. Сюда попадает та информация, которая школьнику в повседневной жизни не нужна, но в определенный момент может потребоваться. В первую очередь в долговременной памяти откладываются сведенья о семье: имена и профессия родителей, адрес, внешний вид дома и улицы.
  2. Кратковременная. Особенность кратковременной памяти — информация сохраняется в течение короткого времени. Ребенок может повторить услышанное сразу, но на следующий день — нет. Для переноса информации в долговременную память необходимо многократное повторение.
  3. Оперативная. Тот объем памяти, который нужен для повседневного использования. Она фиксирует ту информацию, которая регулярно воспроизводится, и может относится как к учебной деятельности, так и к повседневной.

Ключевые направления памяти: произвольность и осмысленность. Произвольная память позволяет школьнику запоминать даже ту информацию, которая ему не интересна. В детском саду увлечь детей можно только подачей информации в игровой форме, а школьник способен учится целенаправленно. Осмысленная обработка информации способствует быстрому запоминанию, появляются рационализированные способы запоминания.

Психологические особенности младших школьников

Замечание 1

Младший школьный возраст — это самый ответственный этап школьного детства. Для этой стадии характерна высокая сензитивность, которая определяет огромные потенциальные возможности для разностороннего детского развития.

Знание и принятие к вниманию психологических особенностей детей данной возрастной группы позволяют педагогам, родителям и другим людям правильным образом выстраивать учебно-воспитательную работу. Именно по этой причине необходимы знания об этих особенностях, включая их учет в работе с учащимися начальных классов.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Среди особенностей младшего школьного возраста необходимо выделить:

  • Психофизиологическое и физическое развитие, которое обеспечивает возможность систематического обучения в школах;
  • Совершенствование работы головного мозга и нервной системы;
  • Высокая утомляемость, неустойчивая умственная работоспособность;
  • Наличие нервно-психической ранимости;
  • Отсутствие способности к долговременному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность;
  • Совершенствование познавательных потребностей, рассуждения, словесно-логического мышления;
  • Изменение способности произвольно регулировать поведение.

В качестве основной особенности этого периода выступает коренное изменение социальной ситуации развития. Ребенок становится «общественным» субъектом, обладая теперь социально значимыми обязанностями, за выполнение которых он получает оценку общества.

Младший школьный возраст — это этап относительно равномерного и спокойного физического развития. У ребенка довольно пропорционально и равномерно увеличиваются рост и вес, выносливость, жизненная ёмкость лёгких.

У младшего школьника происходит функциональное совершенствование мозга, развитие аналитико-систематической функции коры, постепенное изменение соотношения между процессами возбуждения и торможения. Последний процесс становится всё более сильным, но, как и раньше, преобладающим является процесс возбуждения. По этой причине для младших школьников характерна высокая степень возбудимости и импульсивности.

Будет ли в России введена «двенадцатилетка»?

Разговоры об этом ведутся уже давно. В ряде стран постсоветского пространства уже или введено 12-летнее школьное образование, или планируют на него перейти.

У сторонников реформы следующие аргументы: школьная нагрузка постоянно увеличивается, вводятся новые дисциплины, у детей не остается времени на спорт и творчества, а распределение программы на 12 классов могло бы сделать программу более щадящей. Впрочем, есть и другой вариант: реформировать так, чтобы старшие классы давали возможность заниматься вузовской подготовкой более углубленно. Еще один аргумент – необходимость привести в соответствие российскую программу с зарубежными. Но тогда вопрос: с какой именно – с 12-летне или 13-летней? В отличие от Болонской системы, единого школьного стандарта за рубежом нет.

У критиков идеи – свои резоны. Кто-то считает, что 12-летнее обучение сделает молодых людей более инфантильными, кто-то опасается, что из 12 класса сразу будут забирать в армию (тогда уж надо реформировать и систему призыва), а кто-то боится переходного периода – реформы зачастую сопровождаются хаосом, что снижает качество образования. Есть и те, что считают ориентацию на другие страны ненужной.

Наконец, столь масштабная реформа потребует огромных финансовых вложений. Поэтому в ближайшие годы «двенадцатилетка» российским школьникам не грозит.

Мотивация

Мотивация может быть двух видов: достижения цели или избегания неудач. Когда ребенка хвалят и поддерживают, ставят ему цели, за которые поощряют, он приобретает мотив достижения цели. Если же его чаще ругают за то, чего он не сделал или сделал недостаточно хорошо, а победы игнорируют, то у ребенка возникает мотив избегания неудач, «лишь бы не ругали». Он губителен для детской психики, для самооценки. В дальнейшем ребенок всю жизнь будет существовать с такой мотивацией и, весьма вероятно, высот не достигнет

Вот почему крайне важно правильно мотивировать и стимулировать ребенка в этом возрасте

В педагогических работах Ш.А. Амонашвили рекомендует не использовать в начальной школе оценки, особенно низкие, чтобы избежать формирования у детей мотива избегания неудач.

Что такое кризис семи лет и стоит ли его бояться?

Младший школьный возраст начинается с так называемого кризиса семи лет. Возрастные кризисы возникают у детей из-за того, что их возможности и навыки растут, а окружающие не успевают осознать эти изменения и продолжают относиться к нему так же, как и прежде. Или наоборот — иногда у ребёнка не успевают сформироваться новые возможности, а к ребёнку стали предъявлять новые требования. Так, например, у ребёнка может произойти школьная дезадаптация, если его рано отправили в первый класс.

В этот период у ребёнка может ухудшаться поведение, но важно понимать, что он в этом не виноват — он сам не знает, как управляться со своими новыми способностями. Поэтому ребёнок нуждается в поддержке родителей, которым стоит проявить терпение и чуткость — дать своему чаду возможность ошибаться и пробовать новое, с пониманием принимать кривляния и даже ложь.. Кризис семи лет не привязан чётко к возрасту

Он может начаться и в шесть, и в восемь лет. Лучше отследить его помогут характерные признаки:

Кризис семи лет не привязан чётко к возрасту. Он может начаться и в шесть, и в восемь лет. Лучше отследить его помогут характерные признаки:

  • ребёнок теряет интерес к занятиям и вещам, которые ему раньше нравились;
  • демонстративно показывает взрослость: «Я уже не маленький!»;
  • проявляет двойственность в поведении: на смену непосредственности приходит хитрость, манерность, а иногда и попытки лжи и бунта.

Эти изменения могут напугать родителей. Но на самом деле они показывают, что ребёнок готовится подняться на новую ступеньку развития. Он пробует быть более самостоятельным, открывает новые способности в мышлении и поведении. В педагогике этот процесс называется формированием новообразований.

Советы родителям младших школьников

В целом период обучения в начальной школе не является проблемным этапом в развитии ребенка. В основном все дети рады переменам в их жизни. Здесь важен момент адаптации к новым условиям и то, как сами родители будут себя вести.

Главные переживания первоклашек связаны именно с моментами взаимоотношений с близкими людьми. Дети ожидают эмоционального тепла и заботы, а также поддержки на новом этапе жизни. Часто добрые и любящие родители превращаются в оценивающих «домашних учителей», ориентирующихся только на результат. Однако не следует забывать о том, что каждый ребенок ждет любви и внимания просто так, а не только за хорошие отметки и послушание.

Чтобы в отношениях с детьми не возникало проблем, взрослым нужно чаще корректировать собственное поведение. Поэтому необходимо проанализировать общение с ребенком и выстроить его новым актуальным способом. При этом помнить о высокой чувствительности 7-летних детей.

Вот некоторые рекомендации для родителей первоклассников, которые помогут вовремя обнаружить или предупредить многие психологические проблемы:

Беседуйте с ребенком о его школьной жизни: как он ее себе представляет, с желанием ли идет в школу, интересно ли ему там, хочет ли хорошо учиться, появились ли у него новые друзья и прочее.
Старайтесь услышать своего малыша, его переживания и проблемы. Будьте терпимы к недостаткам

Важно, чтобы ребенок понял, что его принимают и понимают в любой ситуации, что он имеет право на собственное мнение и выражение своих чувств, на ошибку.
Всегда будьте готовы оказать помощь в обучении и налаживании отношений со сверстниками и учителями.
Как бы хорошо не был подготовлен ребенок к школе, первое время внимательно следите за его поведением и возможными переменами в нем. Не оставляйте малыша без внимания в этот важный для него период

Родительская забота и помощь ускорят его адаптацию в новом коллективе.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Сакральное число 12

По видимому, распространенность 12-летней системы школьного образования связано с той ролью, которое это число играет в культуре. На протяжении многих веков «дюжина», которую удобно делить на два, три и четыре, лежала в основе счета, системы мер и денежных систем разных государств. До сих пор, несмотря на почти повсеместный переход на метрическую систему, сохранились отголоски этих традиций: год делится на 12 месяцев, циферблат – на 12 часов, в английском есть особые числительные eleven и twelve, да и имперская система мер с футами и дюймами еще не окончательно сошла со сцены.

Двенадцать – привычное для сознания множество. Число красивое, удобное и даже сакральное.

Стоп, но откуда же в тогда появилась 13-летнняя школьная система? Удлинение периода связано в первую очередь с более ранним началом обучения в начальной школе. В странах с 12-летней и 13-летней системами обучение завершается, как правило, в 18 лет (пороговый возраст, повсеместно связанный с понятием совершеннолетия), но там, где 13 классов – в школу идут раньше. Не в шесть лет, а в пять.

По факту, 12-летняя система в США сейчас тоже на самом деле… 13-летняя. Просто Kindergarten там считается нулевым, подготовительным классом. Но этот этап обязателен для всех детей.

Эмоциональное развитие

Когда ребенок поступает в школу его эмоциональное развитие и состояние все больше становится зависимым от опыта, который он получил вне дома. Страхи уже отражают восприятие окружающего мира. Они становятся более осознанными и привязанными к конкретной ситуации: уколы, уроки, природные явления, отношения с другими людьми. Страх может принять форму тревоги или беспокойства.

Иногда у ребенка возникает нежелание идти в школу. Появляются жалобы на головную боль, тошноту, головокружения. Эти симптомы должны насторожить, если нет проблем со здоровьем. Очень часто такие явления могут быть связаны с эмоциональной сферой детей, а именно с боязнью критики учителя, непринятием одноклассниками, страхом перед неудачей и прочее.

В такой ситуации поможет дружески настойчивая заинтересованность родителей в проблемах их ребенка. Нужно постараться выяснить в ненавязчивой форме источник переживаний и предложить вместе найти выход из сложившейся ситуации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: