Воспитание детей в японии

Воспитание детей в японии: ребенок, родители, дом и школа

Будет ли такая методика работать на благо воспитания в России

Конечно, за счёт развития информационных технологий сегодня нам стало доступнее знакомиться с традициями других стран, да и путешествуют люди сегодня гораздо больше, чем раньше. Что-то нас удивляет, что-то явно противоречит нашему менталитету, а какие-то вещи мы начинаем «примерять» на себя. Так, родители могут задуматься, как будет работать японская методика воспитания на российских детях.

Сегодня люди много путешествуют, и вполне естественно, что они начинают «примерять» на себя традиции других стран

Такой эксперимент, скорее всего, будет обречён на провал. Ведь менталитет у японцев и россиян слишком отличается. Первые очень щепетильны к требованиям закона, правилам, инструкциям.

У японок над материнскими чувствами всё же преобладает здравый смысл. Например, в этой стране рано темнеет, летом детям одним здесь можно гулять лишь до шести часов вечера, зимой же — до пяти. И после указанного времени нельзя встретить на улице ребёнка без сопровождения взрослого.

Естественно, малыш с ранних лет наблюдает, как родители строго соблюдают предписанные правила и начинает вести себя так же. Для сравнения, если у нас ребёнок видит, что папа регулярно паркуется в неположенном месте, при этом бравируя своим нарушением правил, то и сын будет осознавать, что и ему можно делать многие запрещённые вещи. Именно поэтому понятие детской вседозволенности в Японии и России совершенно разное.

Наши дети и так зачастую слишком избалованы, чтобы открыто разрешать им делать всё, что хочется.

Ещё один момент — в воспитании многих русских детей (в отличие от японских) активно участвуют бабушки. Мама же постоянно находится на работе, да и в остальное время не слишком жаждет проявлять свои педагогические способности (ведь есть, на кого всегда можно оставить малыша). А когда ребёнку начинают предъявлять разные требования (бабушки, как правило, балуют, мама более строгая), то может вырасти капризный человек, не признающий авторитетов.

В нашей стране в воспитании детей активно участвуют бабушки, чего нет в Японии

Принципы воспитания детей

Современный подход к процессам воспитания позволяет выделить следующие принципы воспитания:

  1. Принцип единства, целостности и взаимосвязи компонентов, слагающих воспитательный процесс. На личность необходимо воздействовать с разных сторон через взаимосвязь процесса воспитания и самовоспитания, систему целей, требование необходимости использования комплекса соответствующих воспитательных средств и методов. Принцип предполагает комплексное применение всех звеньев и составляющих многостороннего воспитательного процесса, а также требует учитывать факторы, участвующие в воспитании (семья, учебное заведение, общественность, трудовой коллектив, согласованность и единство и их действия).
  2. Ведущая роль преподавателя в воспитательной деятельности. Преподаватель воплощает в себе целостность и единство воспитательного процесса, гарантирует согласованность его частей и последовательное использование его принципов. Наиболее эффективным средством воспитательного воздействия является личный пример преподавателя. Преподаватель организует все виды активности обучающихся, все виды деятельности, их учебу, труд, устанавливает порядок и объем упражнений и заданий, сроки их выполнения, обеспечивает материально и организационно возможность решения любой воспитательной задачи, осуществляет регулярную помощь в работе, учебе, оценку и контроль качества и количества труда, стимулирует морально и материально затраченные усилия.
  3. Принцип организации активной деятельности воспитуемых. Активное руководство преподавателя должно сочетаться с активной деятельностью учащихся и воспитанников. Эффективное развитие личности возможно только в процессе его собственной активной деятельности. Воспитатель выступает в роли организатора различных видов деятельности, поощрять их творчество.
  4. Принцип связи воспитания с жизнью. Воспитательная деятельность подчинена государственной стратегии воспитания согласно идеологическим установкам в государстве, на формирование необходимого социального типа личности, на всестороннее развитие личности, жизненное и профессиональное самоопределение.
  5. Принцип гуманизма в воспитании. Базируется на возможности получения положительных результатов воспитания и предполагает опору на положительные задатки, присутствующие в каждой личности. Необходимо выявлять и развивать положительные черты, опираясь на которые можно решать задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. Эффективное решение воспитательных задач невозможно без сочетания доверия и уважения.
  6. Принцип опоры на коллектив. Воспитательный эффект во многом обусловлен воздействием микрогрупп, в которых происходит процесс воспитания личности. Существенным фактором воспитательного процесса выступает микроклимат в данных группах. Данный принцип требует умения определять характер малых групп, разбираться в индивидуальных особенностях людей и регулировать социально-психологический климат групп.
    1. Принцип использования самовоспитания. Самовоспитание — самостоятельная целенаправленная деятельность, которая ведет к наиболее полному развитию, реализации и совершенствованию личности. Принцип требует овладения воспитанниками главными приемами самовоспитания: саморегуляции, самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Замечание 2

Все принципы воспитания тесно между собой взаимосвязаны, обнаруживают единство и целостность процесса воспитания, помогают понять пути повышения его эффективности.

Некоторые авторы выделяют также такие принципы воспитания, как: принцип культуросообразности, личностного функционирования, субъективного контроля, принцип веры в ребенка, принцип включения ребенка в значимую деятельность, принцип народности, трудолюбия, ориентации на ценностные отношения, принятия ребенка как данности. Отдельно выделяется демократизм как принцип воспитания.

Ступени японского воспитания

Методы воспитания в стране восходящего солнца едины для всех районов – от мегаполисов до скромных провинций (см. также: проводим грамотное воспитание ребенка до года). Однако в государствах с иным менталитетом и традициями они нуждаются в корректировке с учетом привычных устоев. Воспитание по-японски включает такие этапы:

  • возраст 0-5 лет, дитя считают «императором»;
  • возраст 6-15 лет, ребенка называют «рабом»;
  • возраст 16 и старше, когда ребенок становится «равным».

Нежный возраст ребенка-«императора»: дозволено практически все

До 5 лет японский малыш не знает никаких запретов. Родители могут только предостерегать его фразами: «здесь грязно», «этот предмет опасен» и другими. Мир для ребенка практически не имеет границ (в разумных пределах), однако когда он обжегся или упал, всю вину за случившееся мама берет на себя. Большую часть времени он проводит с ней, пока не наступает время поступать в сад или школу.

В Японии не положено, чтобы подруги и дети помогали матери семейства по хозяйству, мыли посуду, убирали. Она должна успевать все сама, содержать в порядке дом.

Роль отца в «императорском» возрасте не так велика. Он появляется на выходных, посещая с чадом парки аттракционов или развлекательные комплексы. На младшее поколение не принято повышать голос, читать нравоучения, «учить» уму-разуму, наказывать телесно.

На отцов маленьких детей в основном возлагаются вопросы досуга

Принцип «не ругать до 5 лет» иногда работает против мам и бабушек, которые воспитывают маленьких диктаторов, обращающихся с родителями, как с прислугой. Когда малыш делает что-то очень плохое, его не отругают, не поставят в угол. Единственная реакция взрослых – слова о том, что это «нехорошо», «действительно опасно» и так далее. Усмирить пыл малыша позволяет «угроза отчуждения», которая оказывает эффективное действие на детей.

«Угроза отчуждения» по японским традициям

Традиционно японское общество состоит из групп, а не отдельных индивидуумов. Так сложилось годами, ведь сообща легче выживать в не всегда простых условиях. Одиночество тяжело переносится как взрослыми, так и детьми. Самая страшная угроза для японцев любого возраста – отлучение от семьи, клана, противопоставление действий ребенка принципам, принятым в коллективе.

Общественного порицания в стране нет. Ребенок волен вести себя на людях как угодно, за что не получит выговор от посторонних. Однако маленького хулигана успокоить довольно легко. Для этого маме стоит лишь сказать ему: «Будешь продолжать в том же духе, над тобой все будут смеяться». Этого достаточно, чтобы малыш задумался о своем поведении и повел себя, как принято.

Несмотря на мнимую вседозволенность, родитель является авторитетом для ребенка и всегда может повлиять на малыша

Почему ребенка 6-15 лет называют в Японии «рабом»?

С 6 лет в жизни японской детворы все кардинально меняется. Ребята идут в школу и на первое место выходит дисциплина, жестко регламентируется внешний вид и поведение. Начальная и средняя школа в Японии бесплатны, учебный год стартует в апреле. Существует строгое деление на младшую, среднюю и старшую школу. Последнюю оканчивают те, кто планирует поступать в ВУЗ, обучение здесь ведется за деньги.

Ежегодно учащиеся одной параллели распределяются по классам случайным образом. Получается, что ученик попадает в новый коллектив, где половина сверстников не знакомы или плохо знакомы. Подобная перетасовка развивает чувство коллективизма, согласно которому ученик должен находить общий язык со всеми ровесниками.

Школа в Японии — место, где соблюдается дисциплина, царит сдержанная атмосфера. Дети ходят в форме, регламентируемой учебным заведением (зимний и летний варианты шьют на заказ). По окончании уроков уборка школьной территории и школы ложится на плечи учеников, поскольку уборщиков здесь нет. Принцип, регламентируемый начальной и средней школой – социальное равенство. «Будь как все!» — этому учит система японских школьников.

После 6 лет на первое место у ребенка выходит школа — к ней относятся очень серьезно

К ребенку, перешагнувшему подростковый рубеж, начинают относиться, как к взрослому. С 15 лет юноши и девушки четко осознают ответственность перед семьей и государством за свои поступки, строго соблюдают правила, установленные в обществе. На публике и в общественных местах они следуют положенным традициям, однако в свободное время ведут себя, как хочется. Они носят любимую одежду (нередко, в европейском стиле) или противопоставляют себя западному обществу, закаляют тело и дух, подобно самураям.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста

Педагоги часто говорят о важности гендерного подхода в воспитании детей детсадовского и младшего школьного возраста, ведь проблемы пола в современном мире очень актуальны. По мнению специалистов именно отсутствие грамотного гендерного обучения приводит к тому, что мужчины все чаще становятся слабыми, трусливыми и беспомощными, а женщины, вынужденные взваливать на свои плечи мужские проблемы становятся агрессивными, могут дать сдачи обидчикам не хуже мужика. Родители должны понимать, что их чадо уже в возрасте двух-трех лет ощущает себя человеком определенного пола, но окончательное становление и закрепление гендерных ролей у детей происходит только к семи годам

Если за этот период своей жизни ребенок не получит правильного гендерного воспитания, различия между полами могут быть попросту стерты

Родители должны понимать, что их чадо уже в возрасте двух-трех лет ощущает себя человеком определенного пола, но окончательное становление и закрепление гендерных ролей у детей происходит только к семи годам. Если за этот период своей жизни ребенок не получит правильного гендерного воспитания, различия между полами могут быть попросту стерты.

По мере взросления проблема будет только усугубляться, и повзрослевший ребенок уже не сможет выполнять своих функций в обществе. Такая ситуация приводит к тому что в обществе все больше появляется агрессивных женщин, не желающих иметь детей, и ленивых мужчин, не берущих на себя никакой ответственности. Именно поэтому психологи всерьез озабочены этой проблемой и настоятельно рекомендуют уделять гендерному воспитанию дошкольников как можно больше времени.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста это далеко не новинка в педагогике. Издавна воспитание подрастающего поколения производилось в соответствии с их полом: мальчики старше трех лет воспитывались гувернерами или дядьками, в крестьянских семьях они всегда помогали отцу. Девочки воспитывались мамами, бабушками и нянями, которые их обучали рукоделию и основам ведения хозяйства.

Воспитание – категория педагогической науки

Воспитание — одно из важнейших понятий педагогики наряду с такими понятиями, как образование, обучение, социализация, развитие.

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют модернизации школьного образования в направлении личностного развития учащихся, раскрытия их внутреннего мира, формирования духовности, нравственности, становления активной жизненной позиции. Однако в современном информационном обществе практически любой человек может легко найти множество пособий по организации учебного процесса в начальной школе, которые содержат пошаговую разработку учебных занятий, игр и внеклассных мероприятий. Однако профессиональному педагогу необходимо глубокое знание научных основ своей деятельности. В то же время учителям часто не хватает таких современных, актуальных знаний. Поэтому учебник начинается с теоретических основ образования.

Категория — это наиболее общее или специальное априорное понятие, используемое при построении теорий.

Воспитание является одной из основных категорий педагогики и отражает целенаправленный, сознательно направляемый процесс и результат развития личности. Чтобы понять суть этой категории, необходимо соотнести ее с другими — воспитанием, обучением, социализацией, развитием.

Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся социально значимым достижением и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностей, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, отвечающих его образовательным потребностям и интересам (статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. (далее — Закон об образовании). Функция образования — передача знаний, социального опыта, культуры, ценностей от поколения к поколению. В этой связи важен не только сам факт передачи, но и определенное усиление процесса наследования, что является залогом развития человечества.

Образование — это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и общественно принятых правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ст. 2 Закона об образовании).

Таким образом, современное образование уже не может быть изолировано от воспитания и сосредоточено только на образовании. Воспитание — это процесс и результат целенаправленного взаимодействия педагога и учащегося и является неотъемлемой частью образования.

Развитие — это изменение, связанное с переходом от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. Развитие человека происходит под влиянием различных факторов, то есть движущих причин совершаемых изменений. Основные факторы человеческого развития можно разделить на три группы:

Внешние факторы развития:

  • природной и социальной среды;
  • целенаправленная деятельность общества и его институтов.

Внутренние факторы развития:

  • Индивидуальные психофизиологические особенности организма;
  • Наследственность и генетика.

Субъективные факторы развития:

  • Самодеятельность, духовность, способность человека к самосовершенствованию;
  • Автодидактика.

Мальчики и девочки

Традиции воспитания мальчиков и девочек в японском обществе отличаются. Сын – опора семьи. Воспитание личности будущего мужчины связано с традициями самураев, воспитанием мужества и умения переносить невзгоды. В Японии считается, что мужчине нечего делать на кухне, это дело женщин. Зато мальчикам полагается посещать после школы различные кружки и занятия, что не является нужным для девочек.
Основы воспитания японских детей – многочисленные традиционные праздники. Среди них и такие, которые можно позаимствовать любой стране: День физкультуры и День благодарности труду, День мам (аналог 8 марта) и День пап. А еще есть Праздник мальчиков и отдельный День девочек.
В день мальчиков изображения разноцветных карпов поднимаются в воздух. Почему именно эта рыба ассоциируется с мальчиками в Японии? Карп способен долго плыть против течения и это символ готовности будущего мужчины к преодолению трудностей жизни. Раньше этот день был днем посвящения в самураи. А день девочек несет иную символику: в этот день принято делать разноцветные красивые рисовые лепешки, похожие на тортики, украшенные фигурками императорской четы.

Традиционная система воспитания и ее применимость в современном мире

Определение 1

Традиционный подход к воспитанию – это организация учебно-воспитательной деятельности, базирующаяся на классно-урочной системе обучения с применением традиционных направлениях воспитательного воздействия, возникшей и совершенствовавшейся на протяжении длительного исторического периода развития общества.

Традиционное воспитание возникло практически одновременно с развитием общества и проявлялось в различных формах, в зависимости от культурного и исторического этапа социального развития.

К традиционным формам воспитания относится воспитание в родовой и соседской общине, воспитание в Древнем Риме, в крестьянских семьях, советское воспитание.

Замечание 1

Ядро традиционной системы воспитания характеризовалось инвариантностью т.е. методика осуществления учебно-воспитательной работы оставалась постоянной на протяжении всех этапов общественного развития.

Основными параметрами традиционной системы воспитания являются:

  1. Базирование на принципе субъект-объектных взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Учащийся в такой системе рассматривается в качестве объекта, на которого оказывается воспитательное воздействие педагога. Равноправие сторон в данном случае не предусмотрено. Статус учащегося находится на более низком уровне, тогда как, педагог обладает полным авторитетом. Традиционная система рассматривает педагога, в качестве единственного полноценного и полноправного субъекта образовательной системы, являющегося своеобразным творцом, деятельность которого ориентирована на воспитание и обучение будущего гражданина. Деятельность педагога нацелена на создание определенного конечного результата, без учета мнения, желания и потребности объекта воздействия. При этом задается нормативный тип поведения, который должен стать итогом его учебно-воспитательной работы.
  2. Традиционное воспитание основывается на трех составляющих: наказание, поощрение и верность избранному педагогом пути. Учебно-воспитательный процесс, по своей сути, является наставничеством педагога, его принуждением к принятию учащимися единственно верного, по его мнению, пути. Авторитет педагога непререкаем и не может подвергаться сомнению или критике. В процессе учебно-воспитательной работы, знания и навыки прививаются посредством методов и средств, избранных педагогом. В случае соблюдения всех правил и требований, успехов в различных направлениях деятельности, учащиеся поощряются, а при несоблюдении правил подвергаются наказанию. Воспитание проходит по, так называемому, «методу кнута и пряника».
  3. Традиционное воспитание реализуется на практике, посредством применения таких форм, как: нотации, поучения, принуждение, приведение жизненных примеров, привитие моральных норм. Не поощряется критическое мышление, выражение собственной точки зрения.
  4. Воспитание носит монологичный характер. Это объясняется тем, что право выбора, голоса, возможность суждения и оценивания принадлежит только педагогу. Ребенку приходится подчиняться системе и «делать так, как надо».
  5. Воспитание носит массовый, коллективный характер. Индивидуальный подход к личности каждого ребенка не предусмотрен.
  6. Приоритет авторитетности и жизненного опыта при возникновении проблемных ситуаций.

Традиционная система воспитания характерна для такого общества, которое характеризуется постоянством и однообразием. В нем идеи, взгляды, ценности не претерпевают изменений и не развиваются. Особенно актуальной традиционная система оказалась для эпохи социализма. Поскольку, именно в этом обществе существует равновесное состояние, устраняются и контролируются, возникающие противоречия, создаются условия гармонии взаимоотношений большинства его членов.

Однако, на современном этапе общественного развития, традиционное воспитание становится все менее актуальным и продуктивным. Ее применение приводит к серьезным проблемам в воспитательной сфере, развивает кризис воспитания. Жизненные ориентиры теряет большинство населения, расширяется пропасть между поколениями, отсутствует социальная ответственность и возникает мировоззренческий хаос.

Традиционное воспитание следует преобразовывать, развивать и модернизировать. Воспитанник должен превратиться из объекта воспитания в его полноправного субъекта, способного самостоятельно выбирать пути и направления развития, оценивать их значимость и эффективность.

Традиции и современность

Традиционная японская семья — это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж — добытчик, жена — хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влияние западной культуры, и японские женщины все больше пытаются совмещать работу и семейные обязанности. Однако до равноправия с мужчинами им еще далеко. Их основным занятием по-прежнему остается дом и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой, в которой он работает.

Такое разделение ролей находит отражение даже в этимологии. Широкоупотребительным словом по отношению к жене является существительное канай, которое буквально переводится «внутри дома». А к мужчине принято обращаться сюдзин — «главный человек», «хозяин». Субординация прослеживается и в отношениях к детям. В японском языке нет слов «брат» и «сестра». Вместо них говорят ани («старший брат») и отоото («младший брат»), анэ («старшая сестра») и имоото («младшая сестра»). Поэтому идея выше- и нижестоящего никогда не покидает сознание ребенка. Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей, он считается «наследником престола», хотя престол — это всего-навсего родительский дом. У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей.

Раньше браки в Японии заключались по сговору: мужа и жену выбирали родители, принимая во внимание социальное и имущественное положение. Сейчас японцы все чаще женятся по взаимной симпатии. Но родительский долг явно превалирует над эмоциональными связями

В Японии тоже бывают разводы, но их процент значительно ниже. Сказывается ориентация японцев на групповое сознание, при котором интересы группы (в данном случае семьи) ставятся выше индивидуальных

Но родительский долг явно превалирует над эмоциональными связями. В Японии тоже бывают разводы, но их процент значительно ниже. Сказывается ориентация японцев на групповое сознание, при котором интересы группы (в данном случае семьи) ставятся выше индивидуальных.

Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко. Амаэ — так называют матерей в Японии. Этому слову трудно подобрать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, которое воспринимается детьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «воспользоваться чем-то», «быть избалованным», «искать покровительства». Он передает суть отношений матери и ребенка. При рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины, его высушивают и кладут в традиционную деревянную коробочку размером чуть больше спичечного коробка. На ней позолоченными буквами выбито имя матери и дата рождения ребенка. Это символ связи мамы и младенца.

В Японии редко увидишь плачущего кроху. Мать старается сделать так, чтобы у него не было для этого повода. Первый год ребенок как бы остается частью тела матери, которая целыми днями носит его привязанным за спиной, ночью кладет спать рядом с собой и дает грудь в любой момент, когда он захочет. Японская промышленность даже выпускает специальные куртки со вставкой на молнии, которые позволяют носить спереди ребенка. Когда малыш подрастет, вставка отстегивается, и куртка превращается в обычную одежду.

Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла.

Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами.

Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты.

Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников — День мальчиков — в воздух поднимают изображения разноцветных карпов.

Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.

Развитие гуманистической педагогики

Современные гуманистические педагоги стремятся предать данному мировоззрению конструктивную этическую основу, которая направлена на обеспечение высокой жизнеспособности личности в обществе перед лицом насущных социальных, правовых и прочих проблем.

По сути гуманизм – эта выгодная альтернатива непреложным догмам и иррациональному мышлению.

Гуманистическая педагогика учитывает тот факт, что знание создается людьми, которые имеют разные убеждения и ценности.

Это означает, что современный образовательный процесс должен обладать плюралистическим характером, то есть иметь несколько независимых и несвязанных друг с другом основ знаний и методологий познаний.

Ребенок должен узнать о всех достижениях культуры и технологий, ознакомиться с альтернативными точками зрения видения картин мира.

Знания не должны быть основаны на главенствовании определенной доктрины и мышления, а вместе с ними и формирование единственно правильного выбора.

Личность сама делает свободный выбор в соответствии со своим мировоззрением и придерживается индивидуального образ мышления.

Гуманизм проповедует свободу выбора каждого человека, в том числе и ребенка

Выводы о ценности деятельности выносятся самим учеником.

Из всего многообразия идей человек выбирает те, которые наиболее походят ему по наклонностям и потребностям его сущности.

Индивид должен помнить о множестве имеющихся возможностей и разнообразии культурных ценностей.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что объективная независимая от догм подача информации ученику позволяет ему сделать определенные выводы самому, понять истинное богатство жизненных возможностей и создать индивидуальную картину мира.

Максимальная объективность и корректность – это добродетели, к которым должны стремится современные педагоги, так как любая личность или мировоззрение имеет право на уважительное отношение к себе, обладает равной ценностью и достоинством.

Гуманизм открывает большое поле для индивидуальной свободы, не ограниченное доминирующим политическим или социальным мировоззрением.

Главная задача стоит при этом в приобщении индивидуальной личности к общечеловеческим ценностям.

Японское мировоззрение

Один из главных принципов японского стиля жизни является фраза «Всему свое место». Парадокс японского воспитания заключается в том, что из дитя, которому разрешено все, вырастает дисциплинированный гражданин.

Когда ребенку исполняется 6 лет, он попадает в систему правил и ограничений. Он идет в школу и в его жизнь входит дисциплина, регламентируемый внешний вид и поведение. Не подчиниться этому никак нельзя, так как это делают все. Принцип системы воспитания японских школьников «Будь как все». Иначе можно стать изгоем и «потерять лицо». А это самое страшное, что может случиться в Японии. Японец не представляет себя вне коллектива, вне какой – то группы, на которые разбито все общество.

Японская мать не станет давить на ребенка, доказывая свою правоту. Она косвенно будет подводить ребенка к мысли, что он поступает неправильно, показывая на примере и подводя его к желаемому результату. Поэтому японский метод воспитания называют «вразумляющий».

Если возникает какая – то ссора, японские мамы не отстраняются от детей, а усиливают общение с ними.

Основные принципы отечественной системы воспитания

Современная отечественная система воспитания наряду с общепризнанными основными принципами использует следующие принципы:

Принцип общественной направленности воспитания. Воспитание должно быть направлено на подготовку воспитанника к активной общественной жизни, на поддержание государственного строя, его органов власти и институтов, формирование социальных и гражданских качеств на основе принятых в государстве идеологии, то есть на реализацию социального заказа и формирование социально нужного типа личности. При рассогласовании целей гражданского общества, государства и личности осуществление этого принципа невозможно.

Принцип взаимосвязи воспитания с трудом и жизнедеятельностью воспитанника. Реализуется через: привлечение обучающихся к посильной общественно-полезной деятельности; ознакомление с основами современного производства, расширение их кругозора, привитие культуру труда; подготовка обучающихся к осознанному выбору профессиональной деятельности; использование краеведческого материала местности на уроках и во внеурочной деятельности.

Принцип опоры на положительные качества в воспитаннике. В задачи любого воспитателя и преподавателя входит нахождение в каждом конкретном случае основного ведущего звена. В воспитательном процессе можно опираться исключительно на терпение, сотрудничество, участие воспитателя в судьбе воспитанника; недопустимы конфронтация и противопоставление сил и позиций

Важно создание позитивного воспитательного фона при высоком уровне организации труда и отдыха, при спокойной деловой обстановке, заботе друг о друге
Не стоит акцентировать внимание на недостатках и промахах обучающихся

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: