Графические диктанты Рабочая тетрадь для детей 5 6 лет ФГОС ДО

Графические диктанты для детей дошкольников и школьников

Графические диктанты для дошкольников

Для детей 5-6 лет нужно выбирать изображения с крупными клетками. Преподнести такое задание лучше родителю или педагогу в виде игры. Можно распечатать бесплатно любой рисунок, который будет интересен ребенку. Не нужно бояться помогать малышу, постарайтесь вовлечь его в такую интересную и познавательную игру.

Рисунки по клеткам детям 6-7 лет даются только после того, как он освоит графику: научится работать в тетрадях в клетку, будет ориентироваться на бумаге, сможет зафиксировать крайнюю точку на листе.

Советы по выполнению задания

В процессе выполнения графического диктанта нельзя ругать ребенка. Многие дети этого возраста путают право и лево. Просто объясните еще раз и помогите малышу, чтобы не отбить у него желание познавать что-то новое и трудиться.
Если диктант проводится в устной форме, не нужно торопиться. Дети должны успевать подумать.
В проведении подобных занятий важен перерыв. Дошкольникам он необходим каждые 10-15 минут

Можно сделать зарядку для глаз и рук, поиграть в подвижные игры.
Обращайте внимание на осанку ребенка, положение его руки.
По завершению диктанта похвалите малыша, порадуйтесь его успехам.

Время занятий для детей от 5 до 7 лет – не более 20 минут. По истечению этого времени ребенок не будет усваивать всей необходимой информации, а умственная деятельность существенно снижается.

Правила выполнения графического диктанта

Чтобы у ребенка не возникло отвращение от выполнения диктанта, нужно строго придерживаться правилам выполнения графического диктанта.

Первое и самое важное правило, никогда не спешите. Если ребенок не успевает за педагогом, то следует снизить темп диктовки, в противном случае высок риск, что картинка не получится и пользы от такого диктанта не будет

Второе правило – подробно и точно объяснить, что требуется от ребенка. Непонятное задание будет выполнено неправильно.

Инструкция к диктанту

Любой диктант всегда начинается с точки на листке бумаги с которой будет начинаться диктант. В некоторых случаях точку может поставить педагог, чтобы ребенок мог спокойно начать выполнение задания.

Если ребенок еще ни разу не писал графический диктант, ему нужно помочь. Нарисуйте на листке бумаги направления движения карандаша стрелочками так, чтобы ребенок понял в каком направлении следует провести линию, чтобы получилась заветная фигура. Поначалу дети ориентируются на стрелочки, но написав пару диктантов они становятся не нужны, и дошкольники на слух воспринимают направления движения карандаша. По мере приобретения опыта, дети сами выбирают куда поставить начальную точку, от которой будет написан графический диктант.

Во время диктанта преподаватель должен четко проговаривать каждое действие, четко произнося направление: вверх или вниз, влево или вправо

Обязательно заострите внимание на том что одна клетка – это один шаг. Необходимо также объяснить детям как рисуется горизонтальная линия, а как вертикальная

Эти навыки помогут дошкольнику справится с поставленной задачей на отлично.

Обязательно подготовьте уже готовый результат графического диктанта, для того чтобы по завершению задания ребенок смог оценить правильность выполненной им задачи. В случае ошибок, разъясните где ученик допустил ошибки и обязательно похвалите его за старания.

Сколько времени ребенок может выполнять графический диктант

Время выполнения графического диктанта зависит от возраста ребенка. Поэтому следует опираться на временные рамки установленные психологами для разных возрастных групп:

  • детям дошкольного возраста 5 лет следует заниматься не более 15 минут, иначе дети устанут и потеряют концентрацию, а следовательно, и интерес к уроку.
  • с ребятами шестилетнего возраста это время можно увеличить до 20 минут.
  • ну а первоклашки способны выдерживать уроки до 30 минут.

На первый взгляд графические диктанты кажутся ненужными, но это не так

В первую очередь они развивают в ребенке усидчивость и внимание, тем самым помогая подготовиться к школе

Полезные советы

В процессе освоения математической науки, методики “Весёлые клеточки” и новых понятий у малыша и мамы возникают некоторые трудности. Преодолеть их помогут советы опытных педагогов.

Перед началом занятий четко и понятно объясните ребенку, что вы хотите получить в итоге, зачем нужны эти уроки, какие знания получит дошкольник. Эта информация необходима будущему первокласснику для мотивирования действий, заинтересованности в процессе обучения.

Не спешите ругать за ошибки. Разберите их вместе, исправьте. Наладьте дружественную атмосферу.

Не загружайте ребенка сложными схемами типа динозавра с первых уроков. Должно пройти некоторое время, чтобы детсадовец прочно усвоил понятия лево – право, вверх – вниз. Подбирайте картинки с учетом индивидуальных особенностей развития интеллекта, скорости выполнения рисунков. Отдавайте предпочтение симметричным рисункам для медлительных малышей, повторяйте для них инструкцию несколько раз.

Сложно даются маленьким ученикам наклонные линии. Заранее объясните, что такое диагональ, как ее прокладывают, разрешите пользоваться линейкой.

Следите за осанкой, положением рук. Листок должен лежать на столе прямо, спинка не сгибаться в процессе письма.

Соблюдайте тишину, если детсадовцам сложно сосредоточиться

Детям с гиперактивностью, рассеянным внимание, ЗПР лучше проводить индивидуальные занятия, печатать схемы из онлайн-источников для дополнительных упражнений дома.

Радуйтесь положительному результату. Даже если итог работы средний, обязательно хвалите дошкольника за старания.

Делайте перемены

В промежутках между упражнениями читайте веселые стихотворения для разминки пальчиков, попрыгайте, поиграйте.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Правила выполнения

Графические диктанты, во время которых нужно нарисовать геометрический орнамент, лучше использовать на математических уроках, например в 1 классе. Выполнение связано с системой координат, счетом, геометрическими фигурами. Методика проведения состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовьте для ученика лист бумаги в клеточку. У себя держите готовый вариант диктанта.
  2. Поставьте точку на ученическом листке. Это будет начало отсчета. Или попросите дошкольника сделать это самостоятельно, объяснив, сколько места нужно отступить.
  3. Нарисуйте на бумаге для ребенка, только начинающего обучение, стрелочки, которые указывают направления сторон. Так легче получить правильный результат. На последующих занятиях подсказки уже не понадобятся.
  4. Объясните, что 1 шаг – это клетка. Если делаем 2 шага, линия проходит 2 клетки.
  5. Учитель диктует условия работы поэтапно.

На готовом листе для педагога есть рисунок, координатная плоскость, состоящая из стрелок, цифр. Например, чтобы нарисовать елочку, проложите линию по горизонтали в 1 клеточку, по вертикали – 3 клеточки, наискосок – 3 клеточки и так далее. Чаще это просто стрелочки и цифры без слов.

Педагог проговаривает, какие линии, куда, на какое расстояние чертят дошкольники. Инструкции даются друг за другом, не торопясь.

  1. После выполнения письменных заданий, получения результата сделайте выводы об уроке, стараниях дошкольников.

    Пожурите за невнимательность, если ребенок отвлекался по пустякам, или похвалите за достижения и хорошо выполненное задание.

Способы выполнения

Существует несколько методик осуществления графического диктанта, каждая из которых имеет определенные преимущества и отличается сложностью исполнения. Подбирая способ проведения работы, также нужно учитывать возраст учеников. Виды графических диктантов:

Слуховой. Предполагает черчение изображения под диктовку преподавателя. Педагог в устной форме сообщает, сколько шагов и в каком направлении нужно сделать. После завершения диктанта получившиеся изображения сверяются с образцом. Такая методика способствует развитию внимания и концентрации, ее рекомендуется применять для детей от 6 лет.

По образцу. Педагогу требуется распечатать макеты изображения и положить на каждый стол. Ученики должны копировать их в свой бланк. Чтобы рисунок получился, нужно внимательно смотреть на образец и повторять линии. Подобные занятия рекомендуется проводить начиная с 4-5 лет. При этом подбирать изображение нужно, учитывая интересы ученика. Девочкам лучше давать рисунки с животными или цветами, а мальчикам – геометрические фигуры и машинки. Такая методика способствует выработке усидчивости и терпения

Кроме того, она поможет развить зрительное внимание.

Симметрия. Такой диктант представляет собой изображение, которое выполнено только с одной стороны. Ученику нужно самостоятельно дорисовать половину картинки, строго повторяя первую часть изображения.

Для начала детям рекомендуется давать самые простые изображения и лишь постепенно увеличивать сложность. Продолжительность времени для выполнения подбирается с учетом возраста детей, степени подготовки и усидчивости. Специалисты советуют придерживаться таких временных рамок:

  • для малышей 5 лет оптимальное время – 12-15 минут;
  • с дошкольниками время выполнения диктанта можно увеличить до 20 минут;
  • первоклашкам дают более сложные графические диктанты, на исполнение которых уходит до получаса.

Выполнение графического диктанта способствует развитию математических навыков, также учит усидчивости и внимательности. Регулярное проведение подобных заданий подготавливает чадо к школе и упрощает процесс адаптации. Именно поэтому приучать малыша к созданию изображения под диктовку рекомендуется с самого детства – с 3-4 лет. Во время первых занятий родителям нужно помогать чаду и хвалить его за минимальные успехи. При возникновении сложностей в исполнении задания можно обратиться за помощью к профессиональным педагогам.

Необходимые инструкции

Для проведения развивающего занятия с маленькими детьми и старшими дошкольниками понадобится:

  1. тетрадь в клетку для каждого ребенка. Для младших дошколят лучше выбрать крупную клетку, для старших и первоклассников – мелкую;
  2. простые и разноцветные карандаши;
  3. ластик;
  4. бланк с образцом картинки;
  5. инструкция для педагога;
  6. линейка, если черточки длинные или идут по диагонали;
  7. картотека с рисунками.

Первое занятие будет пробным. На нем нужно объяснить малышам принцип работы, цели и задачи упражнения “Рисуем по клеточкам”. Постарайтесь сделать урок веселым, увлекательным, чтобы юный ученик заинтересовался.

Устную инструкцию давайте четко, внятно. Проговорите с детьми все этапы работы:

  • Давайте создадим волшебную картинку из разных черточек. Это будут заколдованные фигурки. Вам нужно их расшифровывать, делая записи на листе бумаги.
  • Если вы выполните мои указания и просьбы правильно, не перепутаете право, лево, будете внимательно считать клетки, то получите удивительный результат.
  • Я буду говорить: «Рисуем на бланке линию влево на 2 клетки, вправо – на 4 клетки». Вы проводите красивую и ровную черту, не отрывая руку от бумаги.
  • Давайте потренируемся вместе на доске. Начертим в качестве примера под диктовку совсем легкий рисунок. А потом вы сделаете другой вариант без подсказок и, например, нарисуете вазу.

После выполнения простого логического задания предлагайте дошкольникам боле сложные схемы для самостоятельной работы. Получив правильный ответ, обязательно хвалите ребят. Распечатайте похвальные грамоты, звездочки, сделайте доску личностного роста для каждого ученика.

Если у детей возникает много трудностей с подобными упражнениями, педагог должен провести анализ методики, частых ошибок. Желательно вести протокол уроков, заносить в него итоговый результат за каждое занятие. Таким образом, прослеживается динамика развития навыков, умений дошколят.

Возможно, уровень сложности картинок не подходит по возрасту, развитию умений, навыков.

Если ребёнку всего 4 года или немного больше, то используйте более простые шаблоны, увеличьте время на выполнение задания. Не нужно самостоятельно разрабатывать, составлять описание к картинкам для диктантов.

Графические диктанты по клеточкам

Графические диктанты по клеточкам для 1 класса помогут педагогу расположить детей к учебному процессу и предотвратить такие распространенные трудности, как неусидчивость, рассеянность и неразвитость орфографической зоркости.

Занимательные диктанты помогут развить в школьнике внимательность, воображение.

Задание преподносится учителем в нескольких вариантах:

  • повтор рисунка по исходной картинке;
  • воспроизведение изображения под диктовку педагога с соблюдением всей последовательности.

Последний вариант широко используется для школьников, которые уже перешли в 3 класс. Это тот возраст, когда должно быть хорошо развито пространственное мышление.

Педагогу или родителю важно уметь расположить ребенка к обучению в игровой форме. Школьник должен понимать, что такое задание – это не экзамен для него, а просто игра

В образовательной программе графические диктанты способствуют тому, что ребенок сможет овладеть элементарными навыками, которые помогут ему при решении более сложных задач в процессе обучения грамоте и счету.

Нельзя ругать ребенка. Если что-то не выходит, просто помогите ему и подскажите, какие знания помогут ему справиться с задачей. В ином случае, ученик может просто потерять интерес, что впоследствии приведет к неправильному восприятию образовательного процесса в целом.

Что такое графический диктант

Необычные дидактические занятия, на которых нужно рисовать по клеточкам, нравятся дошкольникам. Они не требуют от ребенка глубоких знаний, сильного напряжения ума. К таким методам работы относятся и графические диктанты по клеточкам.

Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаги и в результате получает картинку животного или какого-нибудь предмета. Делать это несложно. Нужно только внимательно слушать педагога, проводить карандашом черточки влево, вправо, вверх или вниз. Развивая моторику, малыш учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя и радоваться успехам однокашников.

Если дошкольник зазевается, отвлечется, то картинка не сложится

Ребенок осознает важность настроенности на урок, бдительности и серьезности в процессе будущего обучения в школе

Для графических диктантов используют простые картинки. Например, домик, собака, машина, ракета. Изображения должны быть знакомы малышам, не требовать длительного времени исполнения.

Польза математических диктантов

Графический диктант для дошкольников — полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе в детском саду, дома. В ДОУ воспитатели чаще используют пособия авторов: Д.Б. Эльконина, О.А. Холодовой. К.В. Шевелев разработал целый курс поэтапных занятий с детьми 4–5 лет, 5–6 лет, а также первоклассниками. Специальные тетради Шевелёва развивают следующие навыки и умения у дошколят из подготовительной группы:

координация движений;
внимание;
память;
усидчивость;
воображение;
словарный запас;
мелкая моторика;
орфографическая зоркость.

Одновременно с физическими навыками ребенок повышает самооценку. Он осознает необходимость восприятия инструкции на слух. Делает работу четко и быстро, не отвлекаясь на птичку в окошке или смех соседа по парте.

Еще одной задачей графической математики является расширение кругозора. Подбирать картинки нужно по возрасту и уровню развития малышей, но это только на первых порах. Позже рисуйте изображения, которые незнакомы дошкольникам. После начертания такой арифметической задачи на листе бумаги расскажите историю о необычном животном, познакомьте с местом обитания, покажите фотографию.

Числовые задания под диктовку хорошо адаптируют детсадовцев к школе. Учат шестилеток самостоятельности, ориентированию в новом пространстве. Это поможет в освоении программы начальной школы, при знакомстве с новым коллективом, педагогом.

Умение держать карандаш, выполнять устные инструкции, расшифровывать текст, писать – отличная база для подготовки к первому классу.

Можно попросить ребенка распечатывать листы, шаблоны, помочь в интерпретации инструкции. Это помогает познакомить будущего дошкольника с офисной техникой, воспитать уважение к старшим.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: