Симптомы или как проявляется аутизм
Аутизм, как правило, начинает проявляться достаточно рано — до второго года жизни. Распознать его можно по специфическим симптомам.
Самый ранний признак детского аутизма – это отсутствие указательного жеста вдаль и понимания, когда ребенку показывают на какой-либо объект.
Тревожным знаком также является выполнение действий чужими руками. Например, если ребенок хочет, чтобы ему достали что-то с высокой полки, то он может потянуть взрослого за руку к полке, а затем начать поднимать его руки вверх. При этом подобное действие повторяется постоянно.
Настораживать также должны отсутствие зрительного контакта и реакции на свое имя, возникновение слишком бурной реакции на мелкие раздражители (например, громкий разговор) и в тоже время безразличие к серьезным раздражителям (например, боли).
К нехарактерным проявлениям болезни относят наличие редких способностей (острый слух, усиленное внимание и так далее).
Родителям также стоит обратить внимание на следующие моменты:
Если вы пришли с ребенком в гости или к врачу, где есть игрушки, приносит ли ребенок вам или специалисту заинтересовавшие его игрушки (без просьбы, чтобы просто поделиться радостью)?
Ребенок, не имеющий отклонений в психическом развитии, всегда делится со взрослыми своей радостью, удивлением и ждет ответной реакции. Маленький аутист – нет.
Ваш ребенок бесстрашен или наоборот боится обычных предметов?
Аутисты могут не понимать опасности и, например, бежать навстречу движущемуся автомобилю. Они также могут не бояться того, чего страшатся другие дети. И, напротив, бояться того, что никого не пугает (например, звука пылесоса).
Играет ли ребенок в игры, связанные с какой-то отдельной деталью игрушки, может ли надолго увлечься подобным занятием?
Странные игры и излишнее внимание к каким-то деталям должны настораживать. Например, если ребенок крутит колесо машины более 5 минут и наблюдает за этим процессом.. Есть ли у ребенка нетерпимость к каким-либо звукам, цветам, материалам? Тянет ли он все в рот, хоть уже и не младенец?
Есть ли у ребенка нетерпимость к каким-либо звукам, цветам, материалам? Тянет ли он все в рот, хоть уже и не младенец?
Из-за сенсорной перегрузки аутист может закрывать уши в шумном помещении (например, в торговом центре), бояться до истерики каких-то материалов (например, песка) или же всех предметов определенного цвета. Любые ситуации, связанные с предметом нетерпимости могут вызвать истерику, так называемый мелтдаун.
Повторяет ли ребенок за взрослым как эхо или транслирует рекламу много раз подряд?
У аутистов могут возникать эхолалии – неосознанное автоматическое повторение слов за другим человеком. Например, вы задаете вопрос, ребенок не знает, как на него ответить, волнуется и повторяет за вами вопрос. Он также может повторять слова из рекламы, говорить выученными шаблонными фразами.
Есть ли у ребенка странные движения?
У больных данным недугом часто имеются навязчивые движения. Они могут крутить что-то в руках, размахивать пальцами перед глазами и тем самым расслабляться и успокаиваться. Это называется самостимуляцией. Запрещать ее нельзя ни в коем случае. Если она социально неприемлема (например, связана с гениталиями), надо помочь ребенку найти другой способ успокоения.
Пропадали ли у ребенка уже приобретенные навыки?
Аутизм может начать проявляться с самого раннего детского возраста и вызывать задержку в развитии. А может проявиться и позднее – в виде потери уже имеющихся навыков в возрасте от 1.5 до 3 лет.
Избирателен ли ребенок в еде?
Если ваш ребенок отдает предпочтение только определенной пище, например, ест только детское баночное питании (не любое, фирма и цвет пачки имеют значение), то это также может быть признаком аутизма.
Инициирует ли ребенок контакт с детьми в детском саду (гостях, во дворе)?
Если ближе к трем годам и старше он крайне неловок в общении со сверстниками, не понимает их занятий и что от него хотят – это может быть симптомом аутизма.
Имеются ли сильные перекосы в развитии?
Например, ребенок не может ответить на вопрос утвердительно или отрицательно, но зато знает алфавит на нескольких языках. Или умеет читать в свои 3 года, но не может сказать о том, что проголодался.
Лечение аутизма
Расстройства аутистического спектра не поддаются полному излечению, но при своевременно начатой комплексной терапии удаётся снизить выраженность их проявлений.
Терапия может включать в себя различные подходы
Однако особое внимание уделяется психокоррекционным занятиям с психологом, логопедом, педагогом-дефектологом.. Начиная с двухлетнего возраста применяется когнитивно-поведенческая терапия, которая позволяет развить коммуникативные и социальные навыки
Во время сеансов малыши играют с тренировочными материалами и обучаются таким навыкам, как имитация и взаимное внимание (с игрушкой). Так они постепенно готовятся к социальному взаимодействию. Затем они учатся общаться непосредственно со взрослым терапевтом, сначала в основном невербально (то есть без языка).
Начиная с двухлетнего возраста применяется когнитивно-поведенческая терапия, которая позволяет развить коммуникативные и социальные навыки
Во время сеансов малыши играют с тренировочными материалами и обучаются таким навыкам, как имитация и взаимное внимание (с игрушкой). Так они постепенно готовятся к социальному взаимодействию
Затем они учатся общаться непосредственно со взрослым терапевтом, сначала в основном невербально (то есть без языка).
По мере того, как дети прогрессируют, они учатся взаимодействовать и общаться со своими сверстниками и правильно использовать язык. При необходимости в рамках этой терапии можно практиковать повседневные действия, такие как посещение туалета.
АВА-терапия (прикладной анализ поведения) — это комплекс техник, используемых для коррекции определенного поведения и развития социальных навыков. Она основана на традиционных поведенческих стратегиях, таких как поощрение за соответствующее поведение и игнорирование или препятствование ненадлежащему поведению. ABA является одним из наиболее широко изученных и часто используемых методов лечения детей с аутизмом.
Логопедия рекомендуется, когда ребенок имеет нарушения развития речи, скудный словарный запас. Во время занятий специалист учит правильно произносить слова, использовать соответствующий тон голоса, понимать и использовать язык тела, а также задавать вопросы и отвечать на них.
Улучшать социальное взаимодействие также можно в рамках групповой терапии. Эта форма терапии подходит для детей более старшего возраста, подростков и взрослых с расстройством аутистического спектра. Подход особенно перспективен для тех, у кого когнитивные способности, по крайней мере, средние.
Во время групповых занятий пациенты отрабатывают навыки социального взаимодействия с другими людьми, общения (вербального и невербального), планирования действий. Терапия также включает в себя работу с собственными эмоциями (так называемый «контроль импульсов»), например, гневом и злостью.
К другим терапевтическим методам относятся зоотерапия (например, взаимодействие с лошадьми или дельфинами), арт-терапия, музыкальная терапия и так далее.
Медикаментозные средства используются для облегчения таких симптомов расстройства аутистического спектра, как повышенная раздражительность, агрессивность, бессонница, гиперактивность, повторяющееся поведение.
Рисперидон является наиболее часто применяемым препаратом у детей в возрасте от 5 до 16 лет для лечения симптомов аутизма (раздражительности, самоповреждающего или агрессивного поведения). Препарат назначают в виде таблеток, покрытых пленочной оболочкой или капель.
Лечащий врач также может назначить своему пациенту противосудорожные средства, транквилизаторы, антидепрессанты и т.д.
ABA-терапия и поддержка
Учитывая сложный характер заболевания, дети с РАС получают огромную помощь от междисциплинарных терапевтических групп, включающих в себя экспертов из различных областей. В эти команды, как правило, входят ABA-терапевты, психологи, тьюторы, педагоги, логопеды, специалисты по трудотерапии, а также врачи.
Для детей с РАС существует несколько основных методов терапевтической работы. Некоторые из наиболее распространенных подходов включают в себя:
-
анализ поведения (ABA-терапия) – это комплексная интенсивная обучающая программа, которая использует подтвержденные методы работы для подкрепления положительного поведения, а также с целью уменьшения проявлений деструктивного или мешающего обучению поведения. Показано, что ABA-терапия улучшает коммуникативные, социальные и профессиональные навыки.
-
Модель развития индивидуально-дифференцированных особенностей (DIR) представляет собой терапевтическую программу, сфокусированную на эмоциональном развитии ребенка. DIR характеризуется как подход:
-
развивающий (D-Developmental);
-
учитывающий индивидуально-личностные особенности (I-Individual-difference);
-
предусматривающий построение взаимоотношений со значимыми для ребёнка людьми (R — Relationship-based).
-
В модели DIR и родители, и терапевты следуют примеру ребёнка, участвуя в совместной игре, в дальнейшем направляя его во всё более сложных взаимодействиях.
Система TEACCH – программа, способствующая вовлечению в деятельность, обучению гибкости, независимости и самоэффективности посредством стратегий, которые основаны на сильных положительных сторонах и основных трудностях людей с РАС. В основе программы лежит идея структурированного обучения, когда учебный класс поделён на зоны, в каждой из которых ребёнок обучается отдельным навыкам и умениям.
*Чтобы специалист смог подобрать оптимально подходящую ABA-программу, важно, чтобы ребенок прошёл предварительную оценку у специалиста по диагностике аутизма. Такая диагностика может проводиться психологами, а также тьюторами и сертифицированными поведенческими аналитиками (в нашей стране наибольшее распространение имеют ABA-терапевты и тьюторы в области прикладного анализа поведения)
Психологи играют особенную роль, помогая детям всех возрастов, а также взрослым с РАС справляться с конкретными проблемами, связанными с этим расстройством.
Профилактика и рекомендации аутизма
Профилактика аутизма у детей затруднена, поскольку нет точных данных о причинах возникновения расстройства.
Однако многие врачи считают, что ребенок может родиться с врожденными дефектами, если мать во время беременности подвергалась воздействию различных неблагоприятных факторов. Например, употребляла наркотические вещества или часто болела инфекционными заболеваниями.
Предотвратить рождение ребенка с аутистическим расстройством нельзя, но можно увеличить шансы на рождение здорового малыша, изменив образ жизни:
-
Регулярно проходить медицинские осмотры во время беременности, полноценно питаться, больше двигаться, принимать рекомендуемые лекарственные средства и витамины.
-
Избегать употребления алкогольных напитков, психотропных веществ и лекарств, противопоказанных к применению во время беременности.
-
Сдавать анализы на внутриутробные инфекции TORCH-инфекции. К ним относятся краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус и герпес. Заражение ими на ранних сроках беременности может спровоцировать пороки развития у плода.
В качестве меры вторичной профилактики заболевания можно обозначить своевременное выявление симптомов заболевания у ребенка и незамедлительное обращение к детскому психиатру в случае необходимости.
Список литературы:
Коррекция аутизма у детей: реабилитационные программы
Большинство коррекционных программ, призванных помочь ребенку-аутисту, основаны на поведенческой терапии. Она подразумевает поощрение ребенка за правильное, желаемое поведение и игнорирование неверного или нежелательного поведения. Предполагается, что ребенок будет стремится повторять именно тот опыт (применять ту поведенческую модель), за которую его поощряют.
Наиболее известны сегодня такие программы, по которым осуществляется коррекция аутизма у детей:
-
Программа «АВА». При этом подходе все навыки, которые даются ребенку тяжело, разбиваются на мелкие действия. Каждое из них разучивается с ребенком отдельно. Например, ребенку-аутисту дается инструкция: «Подними руку». При необходимости педагог дает пример (сам поднимает руку ребенка), поощряя за верное действие каждый раз. После нескольких попыток «задание – пример – вознаграждение» от ребенка требуется самостоятельное выполнение инструкции. Если он выполняет ее верно, то получает награду. Когда количество усвоенных ребенком навыков становится достаточно велико, происходит их усложнение и генерализация.
Специалисты отмечают, что методика АВА, с ее пошаговым разучиванием огромного количества предметов и действий, требует колоссального времени и усилий (домашние занятия занимают 30 и больше часов в неделю). Самим родителям редко удается справиться с такой задачей. Поэтому коррекция аутизма с помощью программы АВА обычно требует привлечения к процессу нескольких специалистов, которые по очереди работают с ребенком. С финансовой стороны это доступно очень небольшому проценту семей, воспитывающих ребенка-аутиста.
-
Программа «Игровое время». В отличие от АВА, эта программа, по мнению автора, не требует от родителей обязательных многочасовых занятий с ребенком. Однако консультации супервайзера все-таки требуются. Методика основана на шести основных стадиях развития, через которые, по мнению автора, проходит здоровый ребенок. У ребенка-аутиста эти стадии частично или полностью пропущены, и задача состоит в том, чтобы их наверстать, помочь ребенку их пройти.
Программа «Игровое время» не предполагает слишком жесткой «дрессуры», как при АВА-терапии. Изначально специалист или родитель, наоборот, подстраиваются к ребенку, имитируя его действия, чтобы установить первичный контакт.
-
Программа «РМО» (развитие межличностных отношений). Она основана на том, что у ребенка с РАС по неизвестной причине нарушена способность к эмпатийным связям, не возникает интерес к общению. Методика также опирается на некие вехи, стадии эмоционального развития, которые проходит здоровый ребенок (ответная улыбка, зрительный контакт, умение поддержать игру и т. д.). Задача – помочь ребенку с диагнозом ранний детский аутизм пройти эти стадии и восстановить интерес к общению с людьми.
В отличие от АВА метода, здесь не используется никаких «наград» за выполненное действие. Подразумевается, что наградой становятся сами позитивные эмоции, которые ребенок научается испытывать от контакта с людьми.
-
Эмоционально-уровневый подход. В ее рамках детский аутизм рассматривается авторами как первазивное нарушение, в результате которого в первую очередь страдает эмоциональная сфера. Поэтому, аналогично программе «РМО», эмоционально-уровневый подход нацелен именно на развитие и коррекцию эмоциональной сферы ребенка-аутиста.
Достигается это с помощью игр на эмоциональное заражение, осуществлять которые может как психолог, так и родитель ребенка.
-
Сенсорно-интегративная терапия. Основана на том, что детский аутизм часто сопровождается снижением у ребенка способности адекватно обрабатывать те потоки информации, которые он получает из различных сенсорных каналов. Это могут быть ярко выраженные сенсорные перегрузки (например, ребенок не переносит прикосновений, громких звуков или ярких цветов). А может быть и выраженный сенсорный дефицит (ребенок-аутист наблюдаемо пытается добрать недостающие ощущения через аутостимуляцию).
При методе сенсорной интеграции может использоваться комната Монтессори, «сухой бассейн», игры с неструктурированным материалом, тактильные игры и т. д.
Ранний детский аутизм: подходы к коррекции
Специалисты в разных областях ищут и предлагают свои подходы к коррекции аутизма:
-
Медикаментозная терапия (обычно назначается психиатром и невропатологом). Она не предполагает как такового излечения ребенка. Медикаментозное воздействие применяется при аутизме с целью коррекции поведения ребенка и нивелирования различных патологических состояний.
-
Биомедицинское лечение аутизма у детей (сочетание специальных диет с приемом витаминов, БАДов, противовирусными и противогрибковыми комплексами).
-
Применение физиотерапии и электростимуляции мозга в лечении ребенка-аутиста.
-
Метод биоакустической коррекции аутизма. Биоакустическая коррекция предполагает прослушивание ребенком акустически преобразованной собственной энцефалограммы.
-
Вспомогательные методы коррекции детского аутизма (реабилитация ребенка-аутиста с помощью анималотерапии, арт-терапии и т. д.).
Описанные выше методы родители выбирают и «берут на вооружение» исходя из состояния ребенка. Однако большинство специалистов признают, что основным инструментом помощи ребенку-аутисту была и остается психологическая и педагогическая коррекция. Она предполагает специальные занятия, игры с аутичным ребенком, особый педагогический подход. Медикаментозная и прочие виды коррекции могут выступать лишь вспомогательным инструментом.
Однако психологических методик, по которым сегодня происходит коррекция раннего детского аутизма, тоже существует немало. В чем их отличия? Как понять, какую лучше выбрать?
Системный выбор реабилитационных мероприятий
Точное знание устройства психики ребенка позволяет выбрать наиболее действенные меры реабилитации. За основу берутся природные свойства, заданные ребенку, например:
-
Для аутичного малыша с кожным вектором полезны массажи, игры с неструктурированным материалом, лепка и т. д. От природы таким детям задан логический склад ума, они хорошо усваивают навыки счета – поэтому уместны будут игры с учетом этих свойств. Кожные дети нуждаются в четком режиме дня и высокой двигательной активности, что позволяет существенно снизить проявления «расторможенности» и «полевого поведения». Подробнее об этом здесь.
-
Ребенок-аутист с анальным вектором, напротив, будет предпочитать сидячее времяпрепровождение. Ему требуется предсказуемость событий, поскольку все новое вызывает у него сильный стресс. Такой ребенок требует намного больше повторений, чтобы усвоить материал. Его нельзя торопить или обрывать, пока он не закончил начатое дело. Подробнее об этом можно прочесть здесь.
-
Ребенка со зрительным вектором может увлечь театр теней, калейдоскоп, другие игры со светом и тенью. Системный подход позволяет существенно сократить истеричность и страхи, свойственные такому ребенку.
От природы каждому ребенку в среднем задано 3-5 векторов, каждый из которых закладывает определенные особенности и свойства психики. Успешная коррекция поведения при аутизме требует от родителей и педагогов точного знания всех психических свойств, заданных ребенку.
Что такое детский аутизм
Под термином «расстройства аутистического спектра» понимается разнородная группа нарушений нейропсихического развития, связанная с аномальным развитием головного мозга. Все патологические состояния, которые включены в нее, имеют различное происхождение и сходные симптомы.
Основным определяющим признаком РАС является триада проявлений: отклонения в социальном взаимодействии, нарушения общения, стереотипные формы поведения. Степень их выраженности значительно варьируется. Для установления диагноза «ранний детский аутизм» необходимо появление этих проблем в первые три года жизни, однако само расстройство обнаруживается во всех возрастных группах.
Откуда берется РАС
Достоверно причины заболевания до сих пор неизвестны, однако предполагается, что патология имеет многофакторное происхождение. Основная роль в возникновении РАС принадлежит сочетанию средовых и генетических факторов.
Спонтанные и наследственные генетические поломки.
На сегодняшний день обнаружено более 100 генов, ассоциированных с расстройствами аутистического спектра. На значимую роль наследственности указывает высокая вероятность рождения особенных детей с РАС в семьях, где уже имеется ребенок с данной патологией.
Кроме того, риск появления ребенка, страдающего аутизмом, прямо пропорционально увеличивается с возрастом родителей. Это связано с повышением количества мутаций при образовании спермы у мужчин старшего возраста.
Генетическими синдромами с вероятной клинической картиной РАС являются: синдром Мартина-Белл (хрупкая Х-хромосома), туберозный склероз, фенилкетонурия, синдром Прадера-Вилли, синдром Дауна, синдром Фелан-МакДермид и другие.
Факторы внешней среды.
Они могут оказывать негативное влияние на внутриутробное развитие мозга или нарушать функционирование генов у лиц с наследственной предрасположенностью к РАС. Выявлена взаимосвязь между развитием аутизма и следующими перинатальными проблемами:
- внутриутробные инфекции;
- травматичные роды;
- недоношенность плода;
- избыточный вес и гестационный диабет у матери;
- прием женщиной лекарств на основе вальпроевой кислоты во время беременности;
- употребление беременной женщиной наркотиков, алкоголя, никотина и т.д.
Аутизм и прививки
Современные научные исследования убедительно подтверждают отсутствие причинно-следственной взаимосвязи между развитием РАС и вакциной от краснухи, кори и паротита (MMR). Статья, написанная коллективом предвзятых авторов в начале 1990-х годов о якобы существующей ассоциации MMR и аутизма, была отозвана и признана мошеннической.
Другие детские прививки также не повышают риск аутизма. Многолетние исследования в отношении консерванта тиомерсала и адъювантов алюминия, содержащихся в некоторых инактивированных вакцинах, достоверно доказывают безопасность этих компонентов.
Диагностика аутизма
Хотя аутизм можно диагностировать уже в возрасте от 16 до 18 месяцев, средний “возраст” диагноза составляет около 4-х с половиной лет, а некоторых людей и вовсе не удаётся продиагностировать на аутизм до наступления зрелого возраста – безусловно, оперативная диагностика важна для своевременного понимания проблемы и постановки коррекционно-терапевтического плана работы с РАС. Современные исследования аутизма показывают, что раннее его предупреждение имеет колоссальное значение.
Если у родителя имеется хоть малейшее подозрение, что ребёнок имеет признаки расстройства, не стоит откладывать диагностику.
Диагностика и коррекция аутизма в системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Звуковой вектор является доминантным в человеческой психике. По этой причине звуковая травма становится причиной лавинообразного нарушения в развитии всех остальных векторов, заданных ребенку от рождения. Специалисты неслучайно определяют аутизм именно как первазивное, то есть всепроникающее нарушение.
В результате ребенок-аутист часто демонстрирует целую палитру разнообразных поведенческих отклонений. Например:
-
Если помимо звукового, ребенок обладает еще и кожным вектором, ему задана особая чувствительность кожных покровов. От природы это активные, подвижные дети. При аутизме развитие кожного вектора ребенка нарушается, и он может демонстрировать непереносимость тактильного контакта или, наоборот, навязчивую потребность в нем, вместо обычной подвижности формируется гиперактивность и «полевое поведение» и т. д.
-
Если помимо звукового, ребенок обладает также анальным вектором, ему от природы задана особая усидчивость и медлительность, консервативность, стремление к привычному укладу жизни. При аутизме мы наблюдаем нарушенную картину в развитии анального вектора, чрезмерную ригидность вплоть до ступора, «ритуальность», агрессию и аутоагрессию.
-
Если помимо звукового, ребенок наделен еще зрительным вектором, у него от природы особая восприимчивость к свету, цвету и форме, большой эмоциональный диапазон. При аутизме мы наблюдаем нарушенное развитие зрительного вектора: аутостимуляции (стереотипные игры) со светом и тенью (разглядывание пальцев или игрушек на просвет), природная эмоциональность превращается в истеричность и множественные страхи.
Это лишь несколько примеров того, насколько страдает целиком все развитие психики при детском аутизме. Системно-векторный подход к коррекции аутичных состояний дает точное понимание, какие методы будут эффективны для каждого конкретного ребенка, с учетом его природных свойств.
Осложнения аутизма
К основным неблагоприятным последствиям аутизма относятся:
-
деградация личности;
-
нетрудоспособность;
-
нарушение когнитивных функций, снижение уровня интеллекта;
-
агрессия, нанесение самоповреждений;
-
судороги, эпилепсия;
-
тяжелые нарушения поведения;
-
сложности с социальной адаптацией;
-
плохая успеваемость в школе;
-
психические заболевания (фобические тревожные расстройства, депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство и т.д.);
-
снижение качества жизни членов семьи.
Перечисленные осложнения аутизма возникают при тяжелой стадии недуга и позднем обращении за медицинской помощью. При своевременном обращении к врачу и вовремя начатых психокоррекционных мероприятиях прогноз заболевания благоприятный
Родителям при этом важно соблюдать ряд рекомендаций:
Принять своего ребенка таким, какой он есть и перестать сравнивать с другими детьми
Вместо того чтобы сосредотачиваться на том, чем он отличается от остальных и чего ему «не хватает», лучше обратить внимание на его особенности и маленькие успехи. Ребенку так необходимо чувство безусловной любви и принятия.
Придерживаться распорядка дня
Аутичные дети, как правило, добиваются лучших результатов, когда они следуют четко структурированному графику. Можно составить расписание для своего ребенка с регулярным временем для приема пищи, терапии, школы и времени сна
Важно свести нарушения этих правил к минимуму. Если изменения в расписании неизбежны, следует подготовить к ним ребенка заранее.
Поощрять хорошее поведение
Положительное подкрепление имеет большое значение для ребенка с РАС, поэтому следует хвалить его, когда он ведет себя правильно или осваивает новый навык (конкретно указывая, за какое поведение его хвалят).
Научиться улавливать невербальные сигналы, которые аутичные дети используют для общения. Необходимо обращать внимание на звуки, которые они издают, выражение лица и жесты, которые используют, когда устали, проголодались или хотят спать. Чаще всего дети с РАС капризничают потому, что взрослые не улавливают их невербальные сигналы. Истерика — способ сообщить о своем разочаровании и привлечь внимание.
Обратить внимание на сенсорную чувствительность ребенка. Многие аутисты гиперчувствительны к свету, звуку, прикосновению, вкусу и запаху. Некоторые из них напротив «недостаточно чувствительны» к сенсорным раздражителям. Важно выяснить, какие образы, звуки, запахи, движения и тактильные ощущения вызывают «плохое» или деструктивное поведение ребенка, а что вызывает положительную реакцию.
Сохранять позитивный настрой и не сдаваться. Невозможно предсказать течение расстройства аутистического спектра. Поэтому не следует делать поспешных выводов о том, какой будет дальнейшая жизнь вашего ребенка. Как и у всех, у людей с аутизмом есть целая жизнь, чтобы расти и развивать свои способности.
Раннее медицинское вмешательство — самый эффективный способ ускорить развитие ребенка и сгладить симптомы аутизма.
Поэтому если вы заметили у своего чада какие-либо признаки расстройства, не откладывайте визит к врачу. Чем раньше будет поставлен диагноз и назначено лечение, тем благоприятнее будет дальнейший прогноз.