Новости мбу цппмисп № 9

Инклюзия: как распознать ребенка с речевыми нарушениями по его письменной работе?

Требования к дефектологу

Конечно, базовое требование к логопеду-дефектологу и со стороны организаций, и со стороны клиентов в частной практике – это профильное образование. Его можно получить в вузе или на специализированных курсах, где выдают диплом о дополнительном профессиональном образовании на базе высшего или средне-специального образования, например, в нашей академии, по окончании курса «Специальное дефектологическое образование». И, конечно, нужно не просто иметь диплом, но и уметь применять все полученные знания и инструменты на практике.

Много требований выдвигается к личным качествам специалиста:

В первую очередь – это любовь к детям, умение находить к ним подход.

Терпение и стрессоустойчивость – еще один важный момент, так как работать с особенными детьми гораздо сложнее, чем со здоровыми. До них труднее донести информацию, это занимает больше времени и усилий со стороны педагога. 

Эмоциональная устойчивость тоже поможет в работе

Важно не принимать близко к сердцу проблемы со здоровьем подопечных, их ситуацию, уметь ограничивать сопереживание, так как чрезмерное погружение и пропускание через себя всех проблем – это прямой путь к быстрому выгоранию.

Постоянное повышение квалификации, желание развиваться в профессии, узнавать новое и заниматься самообразованием.

Творческое начало поможет найти новые способы работы и взаимодействия с разными детьми.  

Дефектолог должен иметь знания из разных сфер: психологии, педагогики, медицины. Он должен понимать, как какие отклонения влияют на развитие ребенка в общем и развитие речи в частности. Он должен уметь правильно провести диагностику, знать как минимум несколько способов решения проблем и подобрать тот, который будет наиболее эффективен в работе с конкретным ребенком.

Особенности работы педагога-дефектолога

Деятельность профессионала в области дефектологии зависит от его специализированности. Ребенок нуждается в его методах, когда появляются проблемы, не решающиеся в ходе классического обучения. Дефектолог должен быть специалистом в том нарушении, которое присуще малышу. А именно, в речевом, зрительном, слуховом или интеллектуальном. К примеру, если речевое нарушение возникло на фоне задержки умственного развития, ведущим педагогом станет олигофренопедагог.

Приведем наглядный пример: если у ребенка проблемы со слухом, работа педагога направлена на развитие невербального общения. Если проблемы связаны со зрением, проходит обучение пространственной ориентировки.

Причины задержки речевого развития

К причинам задержки речевого развития специалисты относят:

  • органические нарушения (последствия неблагоприятного воздействия при внутриутробном развитии, различные родовые травмы, следствием которых является гипоксия или асфиксия, и травмы и тяжелые болезни с последствиями до 3 лет);
  • генетические заболевания и синдромы;
  • психические заболевания;
  • нарушения слуха;
  • влияние социальных факторов: двуязычная среда, педагогическая запущенность, отсутствие качественной речевой среды у ребенка;
  • сопутствующие заболевания (или являющиеся первопричиной): ДЦП, синдром Дауна, ранний аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Методы лечения и методы коррекции детей с задержкой развития речи

Коррекционная помощь ребенку с задержкой речевого развития будет зависеть от ряда причин и сопутствующих диагнозов.

В коррекционно-развивающем процессе помощи ребенку с задержкой речевого развития могут принимать участие следующие специалисты: нейропсихолог, логопед, психолог, дефектолог, невролог и узкопрофильные специалисты при необходимости (лечебной физкультуры и массажа, терапии ЛОР-органов, коррекции слуха, сурдо- или тифлопедагогики).

Например, при причинах социального или педагогического характера, необходимы, в первую очередь: пример грамотной речи, организация адекватной речевой среды, стимуляция речи и развитие познавательных процессов, сопровождение всех действий ребенка проговариванием.

При наличии синдрома Дауна ребенку с задержкой речевого развития первоочередной помощью будет следующая: развитие познавательных процессов и социальных навыков.

Если в основе задержки речевого развития лежит органическое поражение мозга, то коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: медикаментозная поддержка, лечебный массаж, периодическое наблюдение  и т.д.

Советы родителям

Чем раньше родители обратят внимание на проблемы в речевом развитии ребёнка и признаки задержки речи, тем проще и успешнее будет восстановление и коррекция. Поэтому если у родителей есть подозрение, что ребенок отстает в развитии, его речь не соответствует уровню развития его сверстников, то единственно верным решением является консультация специалиста

Нейропсихолог проведет диагностику, определит проблему и разработает грамотный план коррекционно-развивающей работы, оптимальную стратегию помощи ребенку. Кроме того, своевременное обращение к специалисту позволит избежать сопутствующих трудностей в развитии психических процессов и познавательных навыках.

А что еще может сделать родитель сам?

  • Стимулировать развитие речи ребенка, развивая его «тонкую» ручную моторику (в коре головного мозга центры, отвечающие за артикуляцию и мелкую моторику, расположены очень близко и тесно взаимосвязаны);
  • Больше играть и говорить с ребенком, сопровождать речью все его действия («оречевление» процесса;
  • Не включать дома постоянным фоном телевизор или музыку: ребенок должен слышать себя, свои звукоподражания взрослым, ведь «не слышу – значит, не говорю»;
  • Петь с ребенком, играть в ладошки, потешки, читать простые стишки (развивать чувство ритма, что очень полезно для речи и слухового восприятия ребенка);
  • Всячески поощрять словотворчество ребенка;
  • Развивать мелкую моторику всевозможными способами (пальчиковые игры, конструкторы, шнуровки, тактильный песок, рисование пальчиками и ножками);
  • Помогать освоить жесты («пока-пока», поцелуй, «дай», «там» и др.).

🤓Дефектолог и логопед — в чём разница?

Дефектолог, так же, как и логопед, занимается речевыми проблемами людей разного возраста, но преимущественно детскими.

Отличие состоит в том, что дефектолог работает с пациентами, нарушения речи у которых связаны с отклонениями их психофизического развития от нормы, и может начинать заниматься с ними уже с 1 года. В помощи дефектолога нуждаются пациенты, страдающие:

  • детским церебральным параличом;
  • аутизмом;
  • умственной отсталостью;
  • расстройством речи из-за слуховых или зрительных нарушений;
  • отставанием психического развития из-за патологий внутриутробного развития;
  • олигофренией;
  • неврозами.

Логопед — решает проблемы с речью, дефектолог находит глубинную причину проблем

Задача специалиста-дефектолога состоит не только в коррекции произношения звуков, но также в том, чтобы поднять уровень развития пациента:

сконцентрировать внимание;
улучшить память; развить мышление. Если потеряно зрение, дефектолог-тифлопедагог, с помощью объёмных книг, даёт возможность своим пациентам составить представление о том, что их окружает

Если потеряно зрение, дефектолог-тифлопедагог, с помощью объёмных книг, даёт возможность своим пациентам составить представление о том, что их окружает.

Логопед помогает здоровым людям (чаще всего детям, начиная 3-х лет), у которых не наблюдается патологий в развитии:

  • улучшить дикцию;
  • научиться правильно произносить отдельные звуки;
  • откорректировать интонацию;
  • увеличить запас слов;
  • связно формулировать мысли;
  • грамотно составлять предложения;
  • сформировать навыки правильной письменной речи.

Показания для обращения к логопеду-дефектологу.

Логопед-дефектолог вам может понадобиться, когда у деток:

Расстройство аутистического спектра. Оно выражается нарушением социальных контактов, стереотипностью поведения, нежеланием ребенка идти на зрительный контакт и другими проявлениями.

Детский церебральный паралич – группа расстройств двигательного характера, которые формируются на фоне повреждения структур мозга в перинатальном периоде.

Нарушения речи, спровоцированные проблемами со зрением (слабовидящие и слепые дети) и со слухом (глухие и слабослышащие дети).

Задержка психического развития. Может возникать на фоне внутриутробных инфекций, недоношенности плода, патологий беременности и т.д. В этом случае нарушения затрагивают не только речь, но и высшие психические функции.

Умственная отсталость. Она сопровождается нарушениями речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и моторики.

В ряде случаев при сохранном интеллекте, но при неустойчивости эмоционально-волевой сферы и поведения, ребенку может быть рекомендована работа с логопедом-дефектологом.

Но! Обращаем ваше внимание. Указанный выше перечень особенностей НЕ лечит логопед-дефектолог

Он лишь «сглаживает» и корректирует нарушения на фоне данных заболеваний.

Профилактика речевых нарушений

Вот основные шаги, которые можно сделать для избежания нарушения речи у детей:

Профилактические осмотры детей дошкольного возраста у психоневролога, окулиста, оториноларинголога, логопеда, стоматолога, дают возможность выявить дефекты речевого развития в самом зачатке, когда шанс успешной коррекционной работы значительно выше.
Активное эмоциональное и речевое общение с первых дней жизни ребенка — необходимое условие его правильного развития. Проявляйте интерес, симпатию, нежность, дружелюбие, умиление, радость, любовь. И разговаривайте. А еще пойте колыбельные. Душевное общение — это наилучшая профилактика от любых болячек.
С малышом постарше занимайтесь пальчиковой гимнастикой. Выполнение определенных действий пальцами рук внешне выглядит, как игра, но в это время в организме запускаются сложнейшие процессы, которые формируют будущую речь вашего крохи. Массаж пальчиков и ладошек под любимый стишок создает образы, прививает чувство ритма, тренирует память, поднимает настроение. По мере взросления детки с удовольствием закручивают крышки, лепят, конструируют, складывают мозаику, рисуют, пересыпают крупы, застегивают молнии и замочки. Эти занятия для мелкой моторики способствуют развитию речи.
Занятия артикуляционной гимнастикой делают подвижными язычок, щечки, губки и помогают предотвратить нарушение речи у детей. Ее желательно выполнять регулярно, от простых упражнений к сложным. Для того, чтобы ребенку было понятно, где должен находиться язык при произношении того или иного звука, как открывать рот и надо ли вытягивать губы, лучше заниматься перед зеркалом.
Дыхательная гимнастика, разумеется, в форме игры, тоже не менее полезна. Мыльные пузыри, игры на дудочке или губной гармошке, бульканье через соломку в стакане с водой, надувание шаров помогают сформировать навык регулировать поток воздуха, увеличивать продолжительность выдоха, дышать равномерно.
Читайте сказки, стишки, потешки, скороговорки. Разыгрывайте сценки, спектакли. Сочиняйте сценарии. Учите наизусть стихи. Разгадывайте загадки. Играйте в словесные игры.
Гуляйте, по возможности, на природе — в лесу, сквере, парке

Замечайте, как живут насекомые, обращайте внимание на краски вокруг, наблюдайте за облаками. Общение с природой раскрепощает, обогащает эмоции, снимает мышечные зажимы, убирает страхи, воспитывает открытость и доверие миру.
Обеспечьте ребенку благоприятную и доброжелательную атмосферу дома

Помогайте ему правильно проходить стрессовые ситуации. Воспитывайте у него желание помогать, заботиться, сопереживать и обязательно верить в себя, отстаивать свою точку зрения, договариваться, идти на компромисс.

Давайте постараемся сделать все, что в наших силах, чтобы избежать проблем с речью у наших детей.

Где можно выучиться на дефектолога

Выпускников школ обучают на коррекционных педагогов в педагогических высших учебных заведениях, в которых имеется дефектологическая кафедра. Помимо собственно профильных предметов, студенты получают знания о психологических особенностях детей с нарушенным развитием и начальные медицинские сведения об анатомии зрительного, слухового и речевого аппаратов.

Некоторых педагогов и медиков интересует, есть ли возможность получить специальное коррекционное образование в ускоренном варианте (то есть на краткосрочных курсах). Нет, стать дефектологом можно лишь при поступлении в педагогический институт. Однако срок получения второго высшего образования, действительно, уменьшится и займёт 2-3 года.

Таким образом, логопед – это тот же коррекционный педагог, но более узкой направленности. Цель его работы – исправление речевых недостатков. Дефектолог же является учителем широкого профиля, развивающим способности ребёнка. Оба этих педагога занимаются развитием детей, поэтому не бойтесь обращаться за помощью к квалифицированным специалистам.

Как стать дефектологом

Для того чтобы начать работать по этой специальности, нужно получить профильное высшее или среднее образование. В педагогических вузах и колледжах есть дефектологический факультет, на котором можно выучиться на коррекционного преподавателя.

В программу обязательно включают следующие дисциплины:

  • анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
  • общая, возрастная, специальная педагогика и психология;
  • речевые практики;
  • нормативно-правовые основы профессиональной деятельности;
  • генетика;
  • психолого-педагогическая диагностика лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Люди, у которых есть профильное психологическое или педагогическое образование могут переквалифицироваться в дефектолога. В таком случае обучение займёт всего несколько месяцев вместо 4—5 лет.

Необходимые качества специалиста

Для успешного выполнения своей работы дефектолог должен уметь легко устанавливать контакт с детьми и поддерживать комфортную для них атмосферу во время занятий, иметь навыки обучения письму и чтению с помощью нестандартных методов.

Помимо профессиональных знаний, важны личные качества специалиста. Такая работа подойдёт людям, которые:

  • имеют организаторские способности;
  • умеют быстро принимать решения;
  • внимательны и терпеливы;
  • психологически устойчивы;
  • любят как детей дошкольного возраста, так и подростков;
  • могут проявить строгость, когда это необходимо;
  • коммуникабельны;
  • неравнодушны к чужим проблемам.

Кроме того, у педагога должна быть грамотная речь, чёткая дикция и хорошая память. Важны и интуитивные способности. Они пригодятся для подбора подходящей методики.

Кому противопоказана специальность

У этой специальности есть некоторые медицинские ограничения. Не получится получить профессию дефектолога у людей, страдающих:

  • нарушениями зрения, слуха или речи;
  • психическими расстройствами;
  • заболеваниями ЦНС;
  • судорогами или потерей сознания;
  • проблемами с вестибулярным аппаратом или сердечно-сосудистой системой.

Условия труда

Работа довольно сложная, весь день дефектолога проходит в условиях высокой нервно-психической, эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативной нагрузки. К тому же почти всё время коррекционный педагог находится на ногах.

Заработная плата у дефектолога маленькая. В Москве труд специалиста оплачивается в размере 22—100 тысяч рублей, для регионов сумма скромнее, меньше почти в 2 раза.

Однако у талантливых специалистов есть перспектива карьерного роста. Самые опытные и успешные преподаватели могут получить научную степень и должность директора.

Рабочее место

Дефектологи трудоустраиваются как в государственные, так и в частные учреждения. Это могут быть практически любые заведения, где есть дети, например:

  • школы;
  • детские дома, сады и интернаты;
  • медицинские и реабилитационные центры;
  • санатории.

Часто дефектологи с больши́м опытом работы дают частные уроки. Занятия в таком формате могут проходить как с одним, так и с несколькими детьми сразу.

Плюсы и минусы профессии

Как и большинство других специальностей, профессия коррекционного педагога имеет свои достоинства и недостатки.

К плюсам можно отнести:

  • оказание помощи другим людям;
  • работа с детьми;
  • востребованность специальности;
  • возможность карьерного роста;
  • многогранность дефектологии как науки.

Важная и нужная для общества профессия. Несмотря на большое количество положительных моментов, есть и некоторые отрицательные стороны. Минусы у профессии дефектолога следующие:

  • постоянные психоэмоциональные нагрузки;
  • успешность работы зависит не только от специалиста, но и от родителей, учителей и врачей;
  • небольшая заработная плата;
  • много должностных обязанностей;
  • ежедневное общение с людьми;
  • возможность возникновения конфликта с родителями или детьми.

Помимо этого, специалист должен постоянно изучать дефектологию. Посещение семинаров, вебинаров и чтение профессиональной литературы — неотъемлемая часть жизни успешного специалиста.

https://youtube.com/watch?v=NWSvGJaj1cw

Механизмы возникновения

Врожденное речевое нарушение возникает из-за повреждения головного мозга во время беременности. Различные осложнения беременности (токсикозы, инфекции, эндокринные и венерические болезни, резус-конфликт) приводят к тому, что развитие плода нарушается, а центры, отвечающие за речь, перестают функционировать нормально. Существует наследственная предрасположенность к дефектам артикуляционного аппарата (неправильная анатомия гортани, голосовых связок и т. д.).

Патологическое течение родов может привести к нарушению работы головного мозга ребенка. При этом родовая травма может и не быть массивной. Использование различных стимуляторов, неправильная техника проведения родов могут поспособствовать травме младенца. Ребенок также очень уязвим в первый год жизни. Заболевания и травмы ребенка в этом возрасте могут привести к появлению речевых дефектов.

По мнению ученого М. Е. Хватцева, одна из главных причин речевых расстройств у детей – неблагоприятное влияние окружающей среды. Экзогенно органическими причинами возникновения речевых расстройств называют внешние факторы, влияющие на малыша негативно

К ним относят невнимание родителей, отсутствие общения, стрессовые ситуации и т. д

Отсутствие предметно-практической деятельности приводит к тому, что в мозге не образуются новые связи, необходимые для умственного развития.

В некоторых случаях речь не может развиваться из-за проблем со слухом. Обычно они возникают после повреждения височной доли головного мозга. Ребенок не слышит речи, поэтому соответствующая разговорная модель у него не формируется. При этом артикуляционный аппарат может быть здоровым.

Во взрослом возрасте серьезные дефекты речи могут появиться из-за инсульта. Повреждаются важнейшие центры речи, которые отвечают за восприятие услышанного и собственную речь. Восстановительные меры могут частично реабилитировать пострадавшего.

Виды нарушений речи

Виды расстройства можно понимать и подразделять по-разному. Существует разнообразная группа классификаций, однако многие представляют больше научный, чем практический интерес. В медицинской и педагогической практике принято использовать две классификации нарушений функции речи: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую. Первая включает в себя 4 способа подразделить функциональные отклонения.

Голосовые расстройства:

  • Афония, развивается из-за проблем с голосовыми связками.
  • Дисфония, проявляется охриплостью, нарушениями тембра, тона голоса.
  • Ринофония, как результат поражений мягкого неба: гнусавость голоса, нечеткость речи.

Нарушения ритма и темпа речи:

  • Дислалия: искажение отдельных звуков, их неправильное произношение. Это типичная форма у детей.
  • Дизартрия, нарушение артикуляции.
  • Ринолалия, снижение четкости речи из-за нарушения носового резонирования.
  • Заикание, которое может быть связано как с неврологическими, так и с иными причинами.
  • Иные нарушения ритма и темпа устной речи.

Следующая классификация касается отдельных расстройств устной речи.

Нарушения устной речи

Включают в себя несколько подвидов:

  • Структурные, семантические отклонения. Алалия и афазия. И то, и другое сопровождается неспособностью говорить. При алалии это состояние врожденное, при афазии — приобретенная потеря способности к говорению, коммуникации. Дети с нарушением речи чаще сталкиваются с алалией. Взрослые — с афазией.
  • Расстройства фонационного оформления. Включают в себя отклонения интонационной окраски высказываний и группу изменений, перечисленных выше: дислалию, заикание и пр.

Нарушения письменной речи

Расстройства письменной речи включают в себя два варианта:

  • Дислексию. Люди с дислексией с трудом читают, им тяжело соотносить буквы, произносить вслух слова, ориентироваться в строении предложений, тексте.
  • Дисграфия. Это другое явление, при котором трудности возникают на письме. Может быть самостоятельным отклонением или следствием дислексии.

Психолого-педагогическая классификация предлагает иное, ориентированное на будущую коррекцию, видение ситуации. Этот подход использует две классификации патологического состояния, нарушений речевого аппарата и пр.:

  • Расстройство применения коммуникативных средств (заикание и иные осложнения).
  • Нарушение самих средств общения: общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речевых способностей.

Классифицировать расстройства устной речи можно и по другим основаниям: врожденные (или пренатальные) и приобретенные (постнатальные), а также первичные и вторичные.

Все классификации ориентируются на разные механизмы и особенности патологии и используются для более тщательной диагностики, назначения качественного лечения.

Шпидонов Геннадий Станиславович

Врач-невролог

Ростовский государственный медицинский университет (неврология)

Стаж 10 лет

Так чем же отличается логопед от дефектолога?

Целью работы логопеда является четкая, хорошо интонированная грамотная речь.

Цель дефектолога всеобщее развитие ребёнка, обеспечить готовность ребёнка к обучению и его социализация.

Как видим, цель дефектолога шире, в то время как работа логопеда сфокусирована на речи.

В заключении, хотелось бы привести несколько наглядных примеров из практики:

Оля. К., 8 лет, бабушка привела девочку на консультацию к логопеду. В ходе обследования выяснилось, говорить только первыми слогами слов («Де и гу» девочка идет гулять), затрудняется выполнить простые просьбы, плохо ориентируется в пространстве, путает цвета и фигуры. Слабо развита моторика рук и общая моторика. Девочка не внимательна, легко отвлекается от задания, демонстрирует низкую работоспособность.

Конечно, в этом случае логопед порекомендовал обратиться за консультацией к дефектологу, неврологу, лору, окулисту. Так как для своего возраста девочка демонстрировала не очень хорошие результаты, и только логопедической работы будет не достаточно.

Костя.Ч. 5 лет. Мама привела мальчика на консультацию к логопеду с жалобами на невнятную речь. В ходе диагностики выяснилось, что у мальчика нарушено произношение звуков , кроме этого путает звуки заменяет звук на звук . При этом мальчик хорошо понимает обращенную к нему речь, в ответах на вопросы демонстрирует широкий кругозор, хорошо выполняет задания направленные на диагностику мышления, памяти, внимания.

Во втором примере мы видим, что дополнительной работы для развития ребёнка не требуется, достаточно просто будет поставить звуки и научить ребёнка различать звуки и .

Еще один пример.

На консультацию к логопеду пришла девочка Алиса, 5 лет. В детском саду, где она обучается, педагоги проводили обследование, выявили отставание и посоветовали обратиться к логопеду или дефектологу. Ребенка привели в наш центр и логопед начала работу с малышкой. Обследование показало следующее: общее недоразвитие речи 3 уровня (т.е. нарушены все стороны речи), ЗПР. Речь у Алисы была невнятной, смазанной, многие звуки произносились межзубно, всего было нарушено и не сформировано 9 звуков. Словарный запас очень бедный, грубое нарушение грамматического строя речи (не различала мужской и женский род, все падежи, кроме именительного, смазаны, не понимала конструкции с предлогами). Ребенок не умел считать даже до 5, не знала цифр и букв. Задание «4 лишний» было недоступно для понимания. Лишним был тот предмет, который ребенку не нравился. Фонематическое восприятие было грубо нарушено. Составить даже простой рассказ по картинке девочка не могла, серию картин не понимала. Пример речи: «Алиса пошел парк». (Алиса пошла в парк). Родители сказали, что в саду девочка делает только то, что ей нравится, а то, что у нее плохо получается, даже не пытается сделать.

Логопед разработал план занятий, и начала не с постановки звуков, а с формирования познавательного интереса, с общего развития представлений о мире, с развития внимания, памяти и мышления. Поскольку в центре не было дефектолога, логопед взял эти задачи на себя. В идеале такому ребенку надо было бы посещать занятия двух специалистов: дефектолога и логопеда.

Чем занимаются логопеды

При обнаружении языковых недостатков у ребёнка взрослые обращаются к специалисту в области логопедии. Трудятся они в специальных дошкольных учреждениях и школах (встречаются и в массовых ОУ), коррекционных центрах и пунктах, развивающих кружках и студиях, встречаются и в поликлиниках.

Работают логопеды на основе существующего диагноза, который ставит психолого-медицинская комиссия. Врачи обнаруживают «первоисточник» языкового нарушения, а учителя-логопеды уже классифицируют его и выбирают действенные инструменты для исправления патологии.

Среди родителей бытует широко распространённое мнение: логопеды работают над исправлением неверного произношения звуков. Однако это чрезмерно упрощённый подход, ведь главная цель этих специалистов – совершенствование всей речи. Например, логопед:

  • формирует связную речь;
  • помогает логопату накопить словарь;
  • совершенствует фонематический слух;
  • развивает грамматические навыки;
  • обучает умению словоизменения;
  • исправляет произношение звуков.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: