Глава 16. психология детей младенческого и раннего возраста

Психическое развитие детей

Подростковый возраст

Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».

Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.

Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.

Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.

Тревожность у ребенка

Детская тревожность не является нарушением, она скорее представляет собой негативное состояние психики. Психоэмоциональное развитие ребенка может сопровождаться тревожностью с младенческого возраста. Проявления беспокойного состояния у младенцев – плаксивость, плохой аппетит или сон. С возрастом строение центральной нервной системы усложняется, поэтому и эмоциональные переживания ребенка становятся комплексными. Если родители вовремя не обращают внимания на детскую тревожность, впоследствии это может отразиться на адаптации в школьных условиях. В некоторых случаях постоянное беспокойство может быть признаком задержки психоэмоционального развития. Как же определить, что ребенок подвержен этому неприятному переживанию?

Тревожность – это повышенная склонность к беспокойству, опасениям. Она бывает ситуативной (возникающей как реакция на неприятные события), а также постоянной (когда ребенок беспокоится постоянно). Ситуативная тревожность может быть оправдана, однако постоянная тревожность требует вмешательства.

Признаки повышенной тревожности у ребенка:

  • Настороженность;
  • Подавленное настроение в течение длительного времени;
  • Трудности с общением;
  • Конфликтность, мрачное восприятие мира;
  • Низкий уровень самооценки.

Причины возникновения тревожности:

  • Неблагоприятный климат дома (ссоры родителей, крики);
  • Серьезный испуг (происшествие на воде или пожар, встреча с пугающим животным);
  • Большое количество времени, проведенного за просмотром ТВ. Психологи предостерегают: часто причиной детских страхов могут быть отрицательные персонажи из мультфильмов;
  • Недружелюбная обстановка в детском саду, насмешки сверстников. Иногда тревожность ребенка повышается из-за поведения воспитателя, например, если он угрожает детям или наказывает их. Также малыши, которые подвергаются насмешкам одногруппников, ощущают себя беспомощными и униженными, что приводит к повышению тревожности.
  • Высокие требования родителей, авторитарность;
  • Тревожность может повысится у ребенка вследствие постоянного ожидания неприятностей. Ребенок ощущает, что взрослые не ждут от него ничего хорошего. Это происходит в случаях с пьянством или приступами агрессии взрослых, а иногда и просто из-за плохого настроения родителя.

Детское беспокойство: выявить и обезвредить

Для начала рассмотрим основные признаки повышенной тревожности у детей:

  • В неприятной ситуации ребенок постоянно что-то крутит или теребит в руках;
  • Скованность движений, повышенная напряженность;
  • Плохая концентрация внимания, ребенок постоянно теряет или роняет свои вещи;
  • Потливость;
  • Вздрагивание при неожиданных звуках;
  • Дрожание рук;
  • Нарушения сна и/или аппетита;
  • Жалобы на кошмары;
  • Ребенок часто испытывает смущение, краснеет, или, наоборот, бледнеет;
  • Плаксивость, повышение пульса, частые позывы к мочеиспусканию;
  • Жалобы на головную боль или боль в животе.

Чтобы психоэмоциональное развитие ребенка не пострадало от высокого уровня тревожности, необходимо регулярно проводить корректирующие занятия по снятию этого состояния. Среди способов преодоления повышенного беспокойства у ребенка выделяют специальные коррекционные игры, методы арттерапии (например, рисование), обучение навыкам релаксации.

Одной из коррекционных игр, которая должна перерасти у ребенка в ежедневную привычку замечать хорошее каждый день, является игра «Копилка успеха». Необходимо взять банку или коробку, и вместе с ребенком украсить ее. Также заранее нужно заготовить листочки бумаги. Когда ребенок будет возвращаться со школы, он должен записывать хотя бы одно свое достижение за текущий день. Записи могут быть такими: «Хорошо выполнила задание по математике», «Сделала красивую поделку». Даже в самом плохом дне ребенок обязательно должен научиться находить что-нибудь хорошее.

Тревожное состояние часто сопровождается мышечными зажимами в области верхнего плечевого пояса, шеи, лица. Чтобы снять накопившееся напряжение, полезно научить ребенка техникам глубокого дыхания, использовать массаж. Можно использовать игру под названием «Драка». Она помогает расслабить мускулы лица и рук, наладить дыхание. Попросите ребенка вообразить следующую ситуацию: «Вы с другом не поладили. Еще чуть-чуть – и начнется драка. Сделай глубокий вдох, сожми челюсти. Зафиксируй пальцы рук, как можно сильнее сожми кулаки. А теперь попробуй затаить ненадолго дыхание. Может быть, не стоит драться? Выдохни и расслабься. Драка отменяется!».

Эмоциональное развитие дошкольников

Эмоционально-волевое развитие ребенка дошкольного возраста обусловлено появлением новых потребностей и интересов. Если раньше главными мотивами для ребенка служили собственные цели, то теперь все меняется и появляются новые стимулы к действию – общественные интересы. За счет этого к семи годам уже хорошо развиты социальные эмоции и переживания. Чувства крохи начинают в меньшей мере зависеть только от ситуации, они становятся более глубокими и теперь могут быть вызваны мыслительными действиями.

Новой ступенью в эмоциональном развитии детей становится формирование предвосхищения эмоций, когда появляются переживания, связанные с возможными действиями или их результатами. Еще одним проявлением становится умение предугадывать реакцию других людей на поступки.

Эмоции детей второго и третьего года жизни

На втором году жизни эмоциональная сфера ребенка тесно связана с предметной деятельностью (успешность или неуспешностъ). Эмоциональные реакции на этом этапе может уже вызываться более разнообразными причинами, чем у младенцев. Они характерны для:

  • Объектов, с которыми предстоит действовать,
  • Ситуации в целом,
  • Действий самого ребенка,
  • Получаемого самостоятельно результата,
  • Игровых моментов с участием взрослого.

Как и в прошлый возрастной период, интерес к объекту сочетается с неумением действовать, что способно вызвать недовольство, гнев и огорчение. Отрицательные реакции показывают то, что способ действия еще не сформировался, поэтому ребенку необходима помощь.

Замечание 2

Во многих случаях положительные эмоции помогают отражать уровень удовлетворения потребности (познавательная, двигательная и др.). Переживания в это время уже относятся именно к умению и результатам, которые присущи для самостоятельности человека. По этой причине можно говорить о последующей социализации эмоций.

К концу второго года жизни ребенок уже получает удовлетворение от игры. В это время проявляются переживания, относящиеся не только к условным действиям, но и к сюжету. Дети радуются как самому действию, так и тому, что оно осуществляется в организованной ими игре.

К трем годам у ребёнка, который поглощен сюжетом и выполнением роли, неудачи предметного характера не способны вызвать негативных эмоций, как это было раньше. Его переживания в этой ситуации напрямую связаны с сюжетной стороной игры. Он изменяет сюжет. Например, неудовольствие и опасение ребенка может быть вызвано тем, что кукла может испачкать себе платье.

Сюжетные переживания показывают то, что предметная направленность деятельности теперь стала уступать место игровой. В этом случае на первый план выдвигается не сам образ конкретного предметного действия в игре, а обобщенный образ игровой ситуации.

Эмоциональный отклик на игровые события способен отражать не только высокий уровень развития игры, но и ее эмоциональную значимость для детей. В раннем возрасте происходит развитие высших чувств, предпосылки которых складываются в младенческий период.

К трем годам уже отчетливо проявляются эстетические чувства. Ребенок переживает характер музыки (веселая или грустная, плавная или бодрая). Он хорошо понимает настроение близких людей. Любовь и симпатия к ним приобретает в этот период новые формы.

Малыш стремится получить похвалу, одобрение, при этом огорчается, если их не получает. Освоение детьми речи способствует тому, что некоторые слова могут снова приобрести условно-эмоциональное значение, способность выражения положительного или отрицательного отношения к ребенку со стороны взрослых. Слово теперь включено в эмоциональные процессы, изменяет их течение.

Стадии развития

Особенности эмоционально-волевой сферы у дошкольников различного возраста:

  1. От рождения до 1 года. Нормальной линией развития считается признание родителей, умение отличать близких людей и реагировать на их присутствие, мимику, голос.
  2. От 1 года до 3 лет. В этот временной промежуток формируется минимальный уровень самостоятельности и уверенности в себе. Коррекция эмоциональной сферы требуется, если ребенок сомневается в собственных силах, наблюдаются нарушения в двигательных навыках, слабо развита речь.
  3. От 3 до 5 лет. Эмоциональное развитие дошкольников проявляется в активном познании окружающего мира, живом воображении, подражании поведению и поступкам взрослых. Дополнительные обследования с корректирующими занятиями проводятся, если у ребенка наблюдается постоянная вялость, отсутствие инициативы, подавленность.
  4. От 5 до 7 лет. В это время в эмоциональной сфере ребенка зарождается выраженное чувство долга и стремление к достижению цели. Наблюдается достаточно быстрое развитие коммуникативных и познавательных навыков.

Полезные игры

Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.

Художник.

Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.

Кто куда?

Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.

Крошка Енот.

Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.

Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.

Младший школьный возраст

Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.

Что это значит?

  • Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
  • Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
  • Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
  • Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
  • Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.

Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в коллективе, подчиняться школьной дисциплине.

Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.

Эмоциональное развитие детей раннего возраста

Дошкольный возраст является очень важным в эмоциональном развитии ребёнка. Оно связано с возникновением новых интересов, увлечений, потребностей. Появляются общественные мотивы, которые направлены не только на достижение своих целей. Именно поэтому в этот период  интенсивно развиваются эмоции социальные.

Развитие эмоций у детей проходит быстро и интенсивно. Ведь эмоции очень важны для малыша. Они помогают ему воспринимать окружающий мир, реагировать на внешние проявления. Эмоциональное развитие дошкольников начинается с возникновения предвосхищения, заставляющего искренне переживать из-за тех или иных результатов своей деятельности. Сколько радости бывает, когда малыш получает нужный результат. Теперь ребёнок понимает, что выполняя задания, достигая целей, он получит положительную оценку от окружающих его людей.

В возрасте до семи лет мир ребёнка состоит из большого количества эмоций. Из стандартных чувств, таких как страх или радость, развиваются более сложные: ревность, обида, грусть, радость, гордость. Помимо этого в эмоциональном плане развиваются и жесты крохи, интонация, движения. Именно в этот период малыш узнаёт, что эмоции можно выражать при помощи мимики.

Дети живут чувствами, которыми они пытаются в меру своих умений управлять. Именно поэтому малыши подвержены резким перепадам настроения. Они с лёгкостью могут долго смеяться над чем-то, а потом вдруг резко обижаются на что-то, плачут. Особенно это ярко выражено у эмоционально нестабильных деток. Когда любая активная и весёлая игра заканчивается слезами из-за переполняющих кроху положительных эмоций. Не стоит забывать и то, что особенностью эмоционального развития детей дошкольного возраста является переживание огромного количества эмоций за небольшой временной промежуток.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста зачастую зависит от следующих факторов:

  • развитие эмоциональной сферы ребенка интенсивно происходит в момент общения со сверстниками. При условии конкуренции двух ровесников у детей появятся негативные эмоции друг к другу. Однако, в момент групповых соревнований нет собственных интересов. Малыши разделяют общие интересы группы. А на этом фоне личные переживания и мелкие неудачи не так заметны, а соответственно нет такой сильной эмоциональной реакции;
  • при занятиях на кружках, в секциях ребёнок учится испытывать чувства, которые связаны напрямую с восприятием;
  • ребёнок эмоционально развивается в играх, в которые ребёнок полностью погружается, сопереживая выбранным персонажам;
  • при «трудотерапии», которая направлена на то, чтобы кроха достиг положительных результатов для окружающих.

Таким образом, дети являются оптимистами, которым присуще жизнерадостность, бодрость, открытость. Все эмоции, выражаемые ребёнком дошкольного возраста, проявляются через движения, мимику, интонацию.

Теги по теме:
развитиедети 3-7

Юношеский возраст

Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.

Взрослеть сложно в любом возрасте – и в 3 года, и в 7, и в 15 лет. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло.

Ощущение и восприятие

Основой развития всех психологических процессов у ребенка раннего возраста является его собственная активность, что проявляется в общении со взрослыми, в предметном манипулировании, самостоятельном передвижении и тому подобное.

Оперируя предметами, ребенок выделяет их новые признаки, всесторонне обследует их глазами и губами, рассматривает их при разном освещении, в разных положениях и связях с другими вещами, познает их свойства, прежде всего формы.

Особенно интенсивно развивается у ребенка на этой стадии зрительная чувствительность, а также эстетическая чувствительность рук, манипуляция предметами. На 3 — м году дети хорошо распознают основные цвета и некоторые их оттенки, усваивают названия цветов.

Быстро развивается слух. Расширяются возможности сенсорного воспитания детей этого возраста, что обеспечивает их перцептивную, моторную и речевую активность, обусловливает развитие фонематического и музыкального слуха. На конец 3-го года жизни ребенок уже практически ориентируется в окружающей среде, а именно: в знакомой комнате, дворе, различает направления (вперед, назад, вверх, вниз).

Что формирует эмоциональное состояние ребенка

Можно выделить следующие виды развития эмоциональной сферы детей:

  • развитие эмоционального реагирования;

  • формирование эмоциональной экспрессии;

  • развитие эмпатии;

  • формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;

  • развитие словаря эмоциональной лексики.

В ходе проведения ряда исследований и обобщения опыта по диагностике эмоционального состояния ребенка определили, что соответствующее развитие дошкольников имеет свои характеристики в соответствии с возрастной группой.

Сфера эмоций детей от 1 года до 3 лет характеризуется отсутствием чувств сострадания, определенными эмоциональными реакциями, обусловленными неумением ребенка осознанно выбирать, принимать решения, крайней формой проявления эгоизма. Но в это же время происходит и зарождение самопознания малыша: он отзывается на имя, узнает себя в отражении зеркала, учится самостоятельности, все чаще употребляет местоимение «Я», проявляя таким образом завышенную самооценку.

Этот возрастной период больше других восприимчив к оценке взрослого. В силу того, что малыши не умеют толком оценивать и видеть последствия тех или иных собственных действий, дети хорошо реагируют на такую оценку, она для них крайне важна.

В возрасте от 4 до 5 лет дети способны переживать более разнообразные эмоции. Период активного впитывания новой информации, получение разнообразных знаний и умений провоцируют расширение эмоционального спектра детей, изменение их потребностей.

Чувства ребенка не ограничиваются радостью или страхом. Малыши испытывают ярость и сострадание, бодрость, печаль и ревность, стеснение, удивление и еще множество иных экспансивных состояний. При выражении своих переживаний ребенок прибегает к использованию различных интонаций, а его настроение начинает выдавать мимика.

С 4 до 6 лет психоэмоциональное состояние малышей отличается более спокойным фоном, алгоритм проявления эмоций выстраивается по цепочке: желание – представление – действие – эмоция».

Этот возраст отличается от предыдущих периодов стараниями детей предвосхитить и предвидеть результат их действий, они начинают задумываться о том, что о них подумают со стороны, как оценят. У ребенка зарождаются новые мотивы деятельности, он отчетливо начинает понимать необходимость проведения оценки своего поведения.

В развитии эмоционального состояния детей дошкольного возраста можно выделить следующие особенности:

  • в силу своего возраста ребенок не умеет управлять своими переживаниями и эмоциями;

  • малыш постепенно учится проявлению чувств в период социальной адаптации;

  • к старшему дошкольному возрасту переживания детей становятся более разумными и осознанными;

  • старшие дошкольники осваивают умения проявлять высшие формы чувств (нравственные, эстетические, интеллектуальные).

Именно в общении со сверстниками и взрослыми у детей развивается их эмоциональная сфера. Причиной задержки экспансивного развития ребенка может стать дефицит эмоциональных контактов в детском возрасте, что зачастую оставляет неизгладимый след на всю жизнь. В связи с этим именно на воспитателей детского сада ложится задача по экспансивному сближению сверстников-одногруппников.

Лучший источник чувств и эмоций дошкольника – поступки людей, человеческие взаимоотношения. Благодаря им ребенок учится проявлять гнев и сочувствие, радость и печаль, нежность и множество других составляющих этой сферы.

Развитие эмоционально-волевой сферы

Атмосфера жизни в семье, постоянные эмоциональные связи становятся их источником и примером, который дети после 2-х лет быстро перенимают, подражают. Важную роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка играют слова-оценки взрослых, которые связаны с соответствующим выражением лица, мимикой, жестами, отношением к ситуации.

Источником эстетических эмоций ребенка являются встречи с яркими, блестящими, цветными, мелодичными, ритмичными явлениями. Дети сразу замечают яркий бантик, бусы, пряжку на сумке, эмоционально относятся к ярким рисункам, любят слушать музыку, двигаются под музыку. Дети 2-х, 3-х лет проявляют особый интерес к сказкам, стишкам, потешкам.

Наряду с развитием положительных эмоций в детях раннего возраста формируются негативные эмоциональные состояния. Они сердятся, боятся, завидуют, ревнуют, чувствуют досаду, застенчивость, обидчивость. Негативные эмоции у детей, являются реакциями на ту или иную неблагополучность в их жизни.

Повторяясь, такие эмоции приводят к формированию неправильной внутренней позиции ребенка. На конец раннего возраста эмоциональная жизнь ребенка становится достаточно богатой. У них появляется устойчивое отношение к определенным лицам, которое не зависит от ситуации. Под влиянием социальных отношений детей формируется самолюбие.

Мышление

Характерные особенности мышления дошкольника проявляются в осознании им количества тех или иных вещей. На этом этапе проходит усвоения таких математических понятий как «одинаково», «больше», «здесь два» и тому подобное.

Первые обобщения в раннем мышлении осуществляются на основе отдельных, наиболее заметных признаков, порой и вовсе несущественных.

Например, словом «гага» ребенок называет гуся, чайник, и зайца, потому что все они нарисованы одним цветом (так называемые сенсорные обобщения), словом «ля» называет радио, телевизор, пианино, и каждого, кто поет (функциональные обобщения).

В связи с обогащением опыта дети начинают употреблять слова в их обобщенном значении, мысленно объединяя предметы по их существенным признакам, выполнять некоторые задачи в наглядно-речевом и мнимо-языковом плане.

Работа над EQ

EQ — международное сокращение, обозначающее эмоциональный интеллект. Под данным термином понимают способность ребенка осознавать свои эмоции, связывать их с желаниями и поступками. При низких показателях EQ наблюдается противоречивое поведение, недостаточный контакт со сверстниками, неспособность выразить свои потребности, агрессивность и страх.

Эффективные игры на развитие эмоционального (коммуникативного) интеллекта:

  1. «Довольный слон». Для проведения игры потребуются картинки с изображением мордочек животных. Ведущий поднимает карточку со схемой эмоции и просит найти картинку с животным, который испытывает то же чувство.
  2. «Пиктограммы». Необходимо заранее заготовить два набора карточек (разрезанный и целый). Разрезанные пиктограммы перемешиваются в общей массе, цель ребенка — собрать целый шаблон.

Второй вариант предполагает парную игру. Один из детей выбирает половину изображения и описывает ее своему собеседнику, цель — найти вторую половину картинки. При несовпадении необходимо дать объяснение, почему именно эта картинка была выбрана.

  1. «Как дела?». Наиболее простая игра, позволяющая определить настроение и эмоции детей с аффективным поведением. Нужно предложить ребенку из стопки карточек с изображением эмоций выбрать ту, которая соответствует его настроению (сейчас, час назад, вчера).
  2. «Испорченный телефон». Оригинальная игра по развитию эмоционального интеллекта, которую можно проводить с детьми старше 3 лет. Вся «телефонная сеть» закрывает глаза, бодрствующим остается только первое звено. Ведущий показывает ему эмоцию и предлагает передать следующему. Передача осуществляется только мимикой и жестами. После того как действие дойдет до последнего игрока, ведущий, начиная с конца, спрашивает о том, какая эмоция передавалась и почему, сложно ли было понять участника.

Эмоциональное развитие младенцев

В возрасте до двух месяцев ребенок уже способен выражать эмоции. Они возникают в зависимости от ощущений малыша. Он также находит способы самоуспокоения, например, сосет большой палец. Психоэмоциональное развитие ребенка – это способность к выражению своих переживаний, а также к их контролю.

В младенческом возрасте ребенок:

  • Может показывать грусть или радость – при дискомфортных ощущениях ребенок плачет, когда испытывает позитивные ощущения – гулит, агукает;
  • Любит тактильный контакт, ласку;
  • Может выражать свои переживания внезапной переменой настроения;
  • Постепенно учится использовать мимику для того, чтобы окружающие знали о его настроении.

Для того, чтобы психоэмоциональное развитие ребенка в этом возрасте проходило без нарушений, мать должна вовремя реагировать на его сигналы, распознавать их. Например, если малыш плачет, и мать берет его на руки, то он чувствует, что его понимают. Когда мать перекладывает ребенка, если он показывает, что устал – тогда он знает, что его ощущения важны и ценны.

Установлено, что уже в возрасте 3-х месяцев поведение ребенка со взрослыми направлено на восприятие их настроения. Малыши ожидают от родителей проявления эмоций. Был проведен эксперимент, в течение которого родитель, внезапно прерывая эмоциональное общение с ребенком, должен был сделать «каменное» лицо. Младенец сначала удивлялся и пытался вернуть расположение родителя гулением, движениями. Если родитель продолжал быть безучастным, малыш показывал признаки страдания и тревоги: он отворачивался и начинал сосать палец.

Советы родителям

Для нас многие вещи давно стали обыденными и мы уже не придаем им значения, в то же время у юного создания они могут вызвать шквал эмоций и произвести на него большое впечатление.

  • Попробуйте создать энциклопедию эмоций. Найдите картинки, иллюстрирующие самые разные эмоции, и вклейте их в альбом, создавая книгу. Теперь у вас есть отличная энциклопедия, с помощью которой вы можете знакомить своего карапуза с разными эмоциональными состояниями людей, рассказывая и наглядно показывая их крохе.
  • Предложите юному актеру потренироваться изображать эмоции. Попросите малыша нахмуриться, как будто он расстроен, или улыбнуться, как ему улыбается солнышко каждое утро, разозлиться, словно у него отобрали любимую игрушку и многое другое, что вам подскажет собственная фантазия.

Конечно, эмоции дарованы нам от природы с самого рождения и уже на первом году жизни, кроха может сказать взрослому о своем состоянии, проявив соответствующие эмоции, но это не говорит о том, что не нужно обращать внимания на эту сторону развития малыша, как личности. Хочется еще раз упомянуть о том, что богатство эмоций дарит нам возможность в полной мере наслаждаться красотой окружающего нас мира всю жизнь, а не только в детстве.

Внимание

С развитием активности ребенка неуклонно расширяется круг объектов, которые привлекают ее внимание. Начиная со 2-го года, ребенок присматривается, прислушивается к ним, рассматривает их

Предметом ее внимания становятся живые и неживые объекты, взрослые и дети, музыка, песни, рисунки в книжке, отражение в зеркале.

Больше всего привлекает внимание все, что движется, меняется, раскрывая какие-то свои новые стороны. На этом этапе не сами объекты, а действия с ними больше всего привлекают ребенка

Он может 10-20 минут играть в любимую игру, любимой игрушкой.

Внимание в раннем возрасте развивается от безусловно-рефлекторного сосредоточения к условно-рефлекторному, от самопроизвольной формы до первых проявлений произвольного (действие по указанию, преодолению трудностей). Объем внимания в раннем возрасте еще очень узкий

Внимание легко отвлекает каждый новый, более яркий объект. Эта его особенность дает возможность взрослым отвлекать внимание ребенка от непозволительной для него вещи, от нежелательного воздействия

В конце 3-го года слово может вызвать внимание и направить его, что создает условия для проведения коротких занятий в группах детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: