Содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
Сенсорное воспитание ориентировано на развитие у детей представлений об окружающем мире и предметах. Все рождаются с готовыми органами чувств, обладают зрением, слухом, возможностью осязать предметы. Но это только предпосылки правильного развития. Задачей сенсорного воспитания является обучение восприятию предметов, а также изучению многообразия признаков.
Сенсорное развитие детей 2-4 лет
С самого раннего развития в детском саду проводится диагностика сенсорного развития малышей от 2 до 3 лет. Все исследования проводятся в игровой форме с использованием эталонов. Например, чтобы понять, различает ли малыш понятие величин, ему предлагают простейшую пирамидку.
Узнать, есть ли у ребенка представление о формах, можно с помощью вкладышей Монтессори. Они представляют собой игрушку с отверстиями, в которые нужно вставлять фигуры такой же формы. Эта техника очень популярна. Многие детские сады полностью проводят обучение по этой методике.
В младшей группе основа программы сенсорного развития направлена на определение основных направлений, таких как:
- цвет;
- форма;
- величина.
В расписании занятий выделяется отдельный урок по сенсорному воспитанию. Он строится на играх, основанных на эталонах. В процессе игры дети должны научиться взаимодействовать с предметами. Только в ежедневном игровом подходе формируются устойчивые представления.
В дальнейшем от того, как малыш научился видеть, чувствовать и представлять, зависит умственное развитие. Самым подходящим возрастом для начала сенсорного воспитания считается именно возраст от двух до тех лет. В этом возрасте ребенок очень интересуется игрушками, у него просыпается интерес ко всему новому. Чтобы процесс обучения проходил правильно, необходимо придерживаться следующих принципов:
Надо как можно чаще предлагать ребенку для ознакомления новую игрушку
У детей с двух лет еще очень непроизвольное внимание, им тяжело долгое время сосредоточится на одном предмете.
Игры должны быть занимательного содержания
Детям интересны те игрушки или дидактические материалы, с которыми можно совершать какое-либо действие
Например, разбирать на части.
Во время продумывания занятий важно обращать внимание, чтобы было соответствие возрастам, возможностям психологии ребенка.
Сенсорное обследование должно проходить поэтапно, с постепенным усложнением материала.. Важно! В каждой игре должен быть элемент научности
Работая с детьми нужно подводить их к осознанию понятий о свойствах предметов!
Важно! В каждой игре должен быть элемент научности. Работая с детьми нужно подводить их к осознанию понятий о свойствах предметов!
Знакомство с цветом
1-2 года. Цвет, форма, величина
С обретением навыка ходьбы сенсорное развитие идет по пути координации уже полученных навыков и получению нового опыта использования воспринимаемой информации. Восприятие постепенно уходит на второй план, выполняя обслуживающую функцию, основой для получения новой информации становится мышление, формирование логических связей.
Обретя навыки создания новых предметов из простых элементов, малыш перейдет от предметной стадии к игровой. В 2 года малыш захочет использовать максимальное количество разнообразных игровых навыков для насыщения своего сенсорного опыта, развития новых умений, познания окружающего мира.
Этот возраст самый благоприятный для знакомства с такими важными знаниями:
- Цвет;
- Форма;
- Размер;
- Расположение в пространстве;
- Вес;
- Вкус;
- Части тела и т.д.
Отдельную роль в успешности освоения этих знаний играет слово. Видя предмет, трогая его, слыша от родителей название, ребенок формирует важные нейронный связи. Закрепленный образ создает представление о признаках предмета. На этой основе чуть позже появится возможность анализировать новые объекты, вычленяя знакомые черты. Так, зная, что мяч круглый, к трем годам малыш сможет сравнить с ним солнце, арбуз. Сможет понять, что огурец зеленый как трава и т.д.
Обратимся к методической литературе
Я постараюсь обозначить задачи и немного пройтись по методам сенсорного развития для малышей, но понятно, что в одной статье я не смогу охватить все, поэтому завтра расскажу по среднему садиковскому возрасту 4-5 лет. Также предлагаю вашему вниманию несколько методических изданий, которые помогут более глубоко изучить эту тему.
Прежде всего, можете принять участие в офлайн-вебинаре «Воспитание сенсорной культуры ребенка. Что является фундаментом умственного развития ребенка?» в объеме 4 часа. По итогам участия вы можете получить соответствующее свидетельство. Это полезно и для аттестации в ДОУ, и также для самообразования.
Также рекомендую обратить внимание на книгу Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста
1-3 года» с помощью которой вы познакомитесь с методикой организации и проведения занятий для указанной возрастной категории.
А также советую приобрести наглядно-дидактический комплект с мультимедийным приложением «Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей раннего возраста: 8 дидактических карт формата А4 на картоне и электронное пособие». На данный момент цена снижена более чем в два раза, не упустите такой шанс купить этот комплект по минимальной цене.
Предпосылка к успешному обучению
Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» — это восприятие.
Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.
На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.
Сенсорное восприятие — главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.
В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:
- восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;
- восприятие величины;
- цветовое восприятие;
- восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;
- временное восприятие;
- восприятие телесных манипуляций;
- восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.
- и т.д.
Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.
Роль родителей в сенсорном воспитании
Отец и мать всегда играют большую роль в освоении сенсорики ребенком. Именно родители закладывают в детском мозге базис знаний и умений для дальнейшей жизни. И от того, как родители донесут до малыша эталоны сенсорики, зависит его дальнейшее успешное обучение и жизнь в целом.
Специалисты считают, что идеальное время для развития сенсорных навыков – возраст после 1 года. Малыш становится любознательным, ему все довольно интересно, и правильные занятия и игры с крохой в этот период будут способствовать его гармоничному психоэмоциональному и умственному развитию. В этот период малыш готов получать информацию о мире через органы чувств при непосредственном взаимодействии с предметом
И на первом этапе важно трогать, смотреть, нюхать, слушать; на следующем этапе — сравнивать, сортировать, сопоставлять (по форме, размеру, весу, температуре и т. д.)
Так идет формирование эталонов и представлений об основных свойствах среды (и мира в целом) – цвет, форма, размер, вес, температура поверхности и т. д.
Педагоги дают родителям некоторые рекомендации по развитию сенсорики у ребенка.
- Ежедневные разговоры с малышом, пересказ увиденного за день и обсуждение событий. Все разговоры должны сопровождаться эталонами. Например, попросите кроху описать цвет увиденной машины, размер дерева за окном или вкус купленной конфеты.
- Обязательно отвечайте на все интересующие ребенка вопросы. При этом ответы не должны быть обобщенными. Постарайтесь максимально понятно для детского возраста изложить суть того или иного ответа.
- Учите кроху мимическому выражению эмоций (злой, хитрый, огорченный, счастливый).
- Играйте в пантомимы, показывайте движение и звуки животных.
- Ежедневно занимайтесь с ребенком физической активностью и массажем. Тактильное воздействие на определенные точки тела стимулирует умственную деятельность.
- Занимайтесь с детьми младшего дошкольного возраста лепкой, рисованием, играми в песке.
- Заведите домашнее животное и научите малыша ухаживать за ним (наливать воду, расчесывать шерсть, кормить).
- Приобретите или сделайте сами игрушки и предметы для развития сенсорики. Это могут быть мешочки с крупами или камешками, панели с выключателями, кнопками, веревочки с лоскутками и бусинками.
Методика Железновых. Развиваемся под музыку
Одной из наиболее эффективных методик раннего развития слуха считается методика Железновых «Музыка с мамой», принцип которой состоит в подаче учебного материала в игровой форме. Мамам для занятий с ребенком по этой методике следует лишь заниматься со своим чадом под веселые мелодии, песенки и потешки.
Играйте, лепите, рисуйте, танцуйте и даже засыпайте под музыку и вы откроете необычайные способности малыша, о которых даже и не догадывались. Методика включает в себя серии с колыбельными, песенками-потешками и пальчиковыми играми.
Для самых маленьких предусмотрены такие сборники, как «Первые уроки» – для малышей от 2 месяцев до 2 лет, в которые входят песенки с элементом игры. Под эту музыку малыш будет хлопать в ладошки вместе с взрослыми, танцевать с мамой у нее на ручках и делать гимнастику. Для детей от 6 месяцев разработан сборник «Мамины уроки», который станет незаменимым помощником в общении с малышом. Забавные песенки-игры помогут маме накормить маленького гурмана, одеть, искупать, уложить спать, весело и задорно провести время со своим любимым карапузом.
Типы восприятия и наблюдения.
При психологическом изучении особенностей восприятия людей, а также в человеческой практике выделяют следующие основные типы восприятия и наблюдения: синтетическое, аналитическое, аналитико-синтетическое и эмоциональное.
У людей с синтетическим типом восприятия проявляется явная склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Учитель с этим типом восприятия весьма кратко и обобщенно характеризует учащихся: «Дисциплинированный, исполнительный, добросовестный» или «Разболтанный, невоспитанный», не уделяя должного внимания анализу причин проступков. Сами поступки детей очень быстро перестают быть существенными для учителя. Прочным оказывается его общее мнение об ученике.
Люди аналитического типа в меньшей мере проявляют склонность к обобщенной характеристике явлений действительности. Они стремятся выделить и проанализировать прежде всего детали, частности, скрупулезно вникая во все обстоятельства, подробности. Преувеличенно внимательно относясь к деталям, такие люди нередко затрудняются понять основной смысл явлений. Учитель подобного типа восприятия, тщательно и подробно анализируя заслуги или проступки ученика, не замечает основных черт его личности.
У людей, обладающих аналитико-синтетическим типом восприятия и наблюдения, в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов — с их объяснением. Этот тип в жизни встречается чаще других. Восприятие и наблюдение людей такого склада наиболее благоприятны для деятельности.
Встречаются, наконец, люди, для которых характерно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление прежде всего выразить свои переживания, вызванные этим явлением. Восприятия и наблюдения таких людей путанны, неорганизованны. Это люди эмоционального типа восприятия. У них обнаруживается повышенная эмоциональная возбудимость на самые разнообразные раздражители
Предметное отражение окружающей действительности они подменяют излишним вниманием к своим переживаниям
В повседневной деятельности учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия учащихся. В процессе обучения и воспитания встает чрезвычайно важная задача — формировать у школьников умение наиболее объективно отражать окружающий мир.