Психолого-педагогические условия успешного развития речевой деятельности ребёнка в целом (формирования речевого умения)
К семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в условиях нормальной речевой и социальной среды).
О.С. Ушакова указывает, что успешное овладение речью зависит от многих условий:
- речевой среды,
- социального окружения,
- семейного благополучия,
- индивидуальных особенностей,
- познавательной активности ребенка.
Ушакова утверждает, что данные условия необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания .
Как выстраивается общение дошкольников с окружающими
Если рассматривать кратко, как прогрессируют формы общения в дошкольном возрасте, то лучше всего обратиться к наработкам известного психолога Лисиной М.И., которая выделила от младенчества до 7 лет четыре уровня общения, обозначив их как форму:
- ситуативно-личностная;
- ситуативно-деловая;
- внеситуативно-познавательная;
- внеситуативно-личностная.
Первые в этом перечне формируются раньше с опорой на конкретные действия, предметы, переживания. К старшему дошкольному возрасту они не исчезают, а частично уступают место более развитым формам, не привязанным к ситуации. Этим переменам способствует развитие у детей речи и словесно-логического мышления.
Высшей формой общения для дошкольного возраста является та, которая способствует осознанию смысла человеческих взаимоотношений, а также усвоению норм и ценностей социума. Следовательно, таковой выступает внеситуативно-личностная форма общения.
Развитие общения ребенка со взрослыми в детстве. Формы общения по М.И. Лысиной
М.И. Лисина представила развитие общения ребенка со взрослым от рождения до 7 лет как смену нескольких целостных форм общения.
Форма общения — это коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, которая характеризуется следующими параметрами:
В результате исследования были выделены четыре основные формы общения, характерные для детей определенного возраста.
Первая форма — ситуативно-личностное общение — характерна для младенчества. Общение в это время зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия между ребенком и взрослым, оно ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка.
Непосредственно-эмоциональный контакт является основным содержанием общения, так как ребенка в основном привлекает личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и другие интересные предметы, остается на втором плане.
В раннем возрасте ребенок знакомится с миром предметов. Он все еще нуждается в теплом эмоциональном контакте с матерью, но этого уже недостаточно. У ребенка развивается потребность в сотрудничестве, которая вместе с потребностью в новых впечатлениях и занятиях может быть реализована в совместной деятельности со взрослым. Ребенок и взрослый выступают в роли организаторов и помощников, совместно манипулируя предметами и выполняя с ними все более сложные действия. Взрослый показывает, что можно делать с различными предметами, как их использовать, и раскрывает перед ребенком те возможности, которые он не может обнаружить. Общение, которое разворачивается в ситуации совместной деятельности, называется.
С появлением у ребенка первых вопросов: «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?», начинается новый этап в развитии общения между ребенком и взрослым. Это внеситуативная — когнитивная коммуникация, которая вызывается когнитивными мотивами. Ребенок отделяет себя от визуальной ситуации, в которой ранее были сосредоточены все его интересы. Сейчас его гораздо больше интересует вопрос: как организовать так, чтобы она открывала для себя мир природных явлений и человеческих отношений? А главный источник информации, ученый, который знает все на свете, тот же взрослый.
В середине или в конце дошкольного возраста должна быть другая форма общения вне дома и лично. Взрослый является для ребенка высшим авторитетом, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без оскорблений, без капризов, без отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна для подготовки к школе, и если она не развилась к 6-7 годам, ребенок психологически не готов к школе.
Следует отметить, что позже, в младшем школьном возрасте, авторитет взрослого сохраняется и укрепляется, и в отношениях между ребенком и учителем в контексте формализованного школьного обучения будет существовать дистанция. Сохраняя старые формы общения со взрослыми членами семьи, младший школьник учится деловому сотрудничеству в учебной деятельности. В подростковом возрасте происходит опрокидывание авторитетов, появляется стремление к независимости от взрослых, тенденция оградить некоторые аспекты своей жизни от их контроля и влияния. Общение подростка со взрослыми в семье и в школе чревато конфликтами. В то же время студенты проявляют интерес к опыту старшего поколения и, определяя свой дальнейший жизненный путь, нуждаются в доверительных отношениях с близкими взрослыми.
Первоначально общение с другими детьми практически не влияет на развитие ребенка /если в семье нет близнецов или детей того же возраста/. Даже младшие дошкольники в возрасте 3-4 лет еще не умеют по-настоящему общаться друг с другом. Как пишет Д.Б. Эльконин, они играют «бок о бок, а не друг с другом».
Формы общения детей со взрослыми
Общение со взрослыми – это, по сути, взаимодействия в «зоне ближайшего развития», поскольку дошкольник задействует свой потенциал, заполняет белые пятна в своих знаниях.
Начиная с 3-летнего возраста, малыш становится активным исследователем всего вокруг.
Потребность в познавательной деятельности и стремление получить ответы на озадачивающие вопросы направляет его к родителям или другим значимым взрослым. Взаимодействие принимает внеситуативный характер и реализуется в двух формах общения, которые идут друг за дружкой.
Внеситуативно-познавательная коммуникативная форма
Общение может иметь ситуативный характер, и ребенок может просить нарисовать такого зайчика, который у него в руках. Но все чаще интерес выходит за пределы ситуаций. Дошкольник спрашивает, где живет зайчик, есть ли у него домик, и тут же продолжает задавать вопросы обо всех известных ему животных.
Взрослый является для ребенка экспертом, который все знает и все умеет. Малыш принимает любой ответ. Зачастую эти ответы подаются в фантазийном или сказочном контексте. Да и как иначе ответить малышу на вопрос в стиле, поет ли Медведица песенки своему Медвежонку?.. Тем не менее, дошкольник удовлетворяет свой актуальный познавательный интерес.
Познавательное общение со взрослым дает ребенку реальные представления о мире и расширяет его понимание причинно-следственных связей между окружающими предметами и явлениями.
Внеситуативно-личностная форма общения
Чем старше становится дошкольник, тем больше он понимает, что социальное окружение гораздо шире и разнообразнее, чем привычная для него среда. Ребенок осознает, что ему нужно научиться, как правильно себя вести и поступать в разных ситуациях. Тем более что он видит различное поведение своих сверстников, которое подталкивает к выводу, что не все ведут себя так, как следовало бы.
Разговаривая со взрослыми, ребенок учится стандартам высказываний и поведенческим культурным нормам. У дошкольника появляются свои авторитеты. Для понимания определенной ситуации он все чаще обращается к тому взрослому, которого считает наиболее компетентным в данном вопросе.
Речевая среда и образец речевой деятельности взрослого
Дополнительное профессиональное образование
Детская практическая психология
- 8 апреля 2024
- 51800
- Диплом с правом работы
Важным в ранние периоды развития речи является общение ребенка со взрослым. Но при этом к речи взрослого предъявляются особые требования.
Речь взрослого для ребенка является образцом для подражания, поэтому она должна быть:
- грамматически правильной,
- интонационно выразительной. Установлено, что раньше всего дошкольник начинает понимать и соответственно реагировать именно на речевую интонацию. Бедность интонации отрицательно влияет на развитие понимания значений слов и усвоение активного словаря.
- негромкой,
- не быстрой,
- четкой и немногословной.
Многословие затрудняет понимание высказываний взрослого и поэтому тормозит формирование активных реакций у ребенка в ответ на обращенную к нему речь .
Что влияет на развитие речи
Всегда интересно анализировать: один малыш уже в 2 года запросто поддерживает диалог, а другой — имеет всего 10 слов в лексиконе. Что же все-таки влияет на формирование речи у детей?
Состояние здоровья и физическое развитие
Логично, что ребенок, имеющий проблемы со здоровьем, может отставать в речевом развитии. Дети с различными нарушениями двигательной сферы, особенно затрагивающими артикуляционный аппарат (например, детский церебральный паралич), позже начнут говорить и будут испытывать трудности с произношением слов. Нарушение слуха будет мешать восприятию обращенной речи, а следовательно, в дальнейшем затруднять звуковоспроизведение.
Дети, которые часто болеют, могут иметь проблемы с речевым развитием, поскольку им не так часто приходится использовать речь для коммуникации с другими людьми (с родными людьми дети зачастую торопятся произносить новые слова, потому что их хорошо понимают и без этого). Сложности с овладением речью и языком могут наблюдаться у малышей с патологией сердечно-сосудистой системы, а также железодефицитом.
Любое нарушение развития (например, расстройство аутистического спектра), интеллектуальная недостаточность и прочие задержки в психическом развитии в большинстве случае сопровождаются теми или иными сложностями с развитием речи.
Окружение и среда, в которой живет ребенок
Общение со взрослыми и вовлеченное внимание являются основой гармоничного созревания любого малыша. Огромное влияние на речевое развитие оказывает социум, в котором растет малыш
Проводились исследования, в которых изучалось развитие речи у детей, оставшихся без родителей. Было замечено, что сироты, усыновленные в приемные семьи, имеют лучшее языковое развитие, чем сироты, находящиеся в специальных учреждениях или приютах для сирот с неблагоприятной обстановкой. Воспитатели в детских учреждениях обычно говорят меньше и, следовательно, никогда не стимулируют детей к разговору или общению
Огромное влияние на речевое развитие оказывает социум, в котором растет малыш. Проводились исследования, в которых изучалось развитие речи у детей, оставшихся без родителей. Было замечено, что сироты, усыновленные в приемные семьи, имеют лучшее языковое развитие, чем сироты, находящиеся в специальных учреждениях или приютах для сирот с неблагоприятной обстановкой. Воспитатели в детских учреждениях обычно говорят меньше и, следовательно, никогда не стимулируют детей к разговору или общению.
У детей, которые растут в семьях с более высоким социальным статусом, быстрее развиваются как экспрессивный, так и рецептивный компоненты речи.
Также влияние на речь оказывают взаимоотношения между членами семьи: когда ребенок растет в благоприятном психологическом климате, где родители хорошо ладят между собой и внимательны друг к другу (в том числе к ребенку), малыш не испытывает стресса, который может мешать созревать его нервной системе.
Пол
Существуют данные, что в общей популяции мальчики действительно начинают говорить позже девочек. На первом году жизни речевое развитие одинаковое у представителей обоих полов, а вот на втором году жизни становится заметна разница между мальчиками и девочками. Однако по прошествии времени навыки становятся схожими.
Наследственность
По мнению ученых, генетическая предрасположенность к освоению речи и языка все же есть. И да, если кто-то из родителей заговорил позже, чем другие дети, у ребенка есть все шансы также несколько отстать в речевом развитии. Однако, если родители отмечают отставание в темпах освоения речи, лучше проконсультироваться со специалистом, чтобы подтвердить лишь временные нарушения, которые пройдут с возрастом.
Билингвизм
По сей день ученые ведут споры относительно того, влияет ли билингвальная среда на темпы речевого развития или нет. Ряд ученых утверждают: когда в семье родители говорят на двух языках, это может замедлить освоение лексикона и грамматических структур, поскольку малыш будет просто путаться в словах и выражениях.
Другие исследователи приводят данные, что, если ребенок слышит с самого рождения речь на разных языках, потенциал развивающегося мозга запросто справится с этой задачей, и малыш будет развивать свою речь без каких-либо проблем, причем на двух языках сразу. В итоге исследователи все чаще приходят к мнению, что двуязычие может стать проблемой в том случае, если изначально есть предрасположенность к темповым задержкам развития речи.
Зачем учить детей общению?
Социальные навыки являются неотъемлемой частью жизни.
Общение – это не просто процесс передачи информации, это способность налаживать взаимодействие в обществе. Умение эффективно общаться развивает у ребенка социальные навыки, которые будут им полезны на протяжении всей жизни.
Общение помогает развивать эмоциональный интеллект.
В процессе общения дети учатся понимать чувства других людей, выражать свои мысли и эмоции. Это способствует развитию эмоционального интеллекта и способности ребенка к эмпатии.
Общение помогает ребенку учиться на ошибках.
В ходе общения дети могут допущать ошибки, но это не повод для стеснения и неуверенности. Наоборот, это возможность для ребенка отточить свои социальные навыки и учиться на своих ошибках.
Умение общаться помогает в будущем.
Способность эффективно общаться – это важный навык, который будет нужен ребенку в будущей карьере и личной жизни. Навыки общения помогают устанавливать контакты, убеждать и вести диалог как на работе, так и в личных отношениях.
Польза умения общаться
Общение является неотъемлемой частью нашей жизни, а умение общаться является ключевым навыком в обществе. Оно помогает нам находить общий язык с другими людьми и решать различные задачи в коллективе.
Для детей умение общаться также очень важно. Оно помогает им развивать свои социальные навыки, которые необходимы для адаптации в обществе
Умение слушать и говорить, выражать свои мысли и идеи, а также понимать и уважать точку зрения других людей является особенно важным для развития ребенка.
Кроме того, умение общаться помогает детям развивать свои коммуникативные и эмоциональные навыки. Оно позволяет им учиться проявлять эмпатию и понимание к другим людям, а также управлять своими эмоциями в различных ситуациях.
Таким образом, умение общаться является не только важным навыком для нашей жизни, но и необходимым элементом в развитии социальных навыков у детей.
Проблемы, возникающие при недостаточном уровне социальных навыков
Проблемы в семейной жизни: Неумение уважительно общаться с близкими может вызвать конфликты и недопонимание в семейных отношениях. Дети с недостаточным уровнем социальных навыков могут испытывать трудности в установлении близких отношений с родителями, братьями и сестрами. Они могут и часто не замечают, что слова или действия могут причинить боль или обиду другим членам семьи.
Проблемы в образовании: В классе дети должны уметь эффективно взаимодействовать со своими товарищами, учителями и другими работниками школы. Если у ребенка низкий уровень социальных навыков, это может привести к трудностям в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми, посредством которых дети получают знания. Отсутствие дружелюбных отношений в классе может мешать учиться и приводить к чувству одиночества.
Проблемы в будущей карьере: Социальные навыки важны не только в детском возрасте, но и в будущей жизни. Большинство профессий требуют от работников умения общаться и взаимодействовать с другими людьми. Дети, которым не удается развить социальные навыки, могут столкнуться со сложностями в будущем, когда попадут на рынок труда. Их могут не принимать на работу или оставлять за бортом карьерного роста.
- Отсутствие дружелюбных отношений в семье;
- Трудности в общении с учителями и сверстниками;
- Проблемы в будущей карьере из-за неумения общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Мотивированная речевая активность ребёнка
Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. О.Н. Сомкова подчеркивает, что исследования последних лет (Г.И. Вергелес, О.В. Солнцева) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности: чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.
Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Успешное развитие связной речи невозможно, если ребенок отвечает лишь из необходимости выполнить задание педагога (воспитатель спрашивает – надо отвечать)
Успешное развитие связной речи невозможно, если ребенок отвечает лишь из необходимости выполнить задание педагога (воспитатель спрашивает – надо отвечать).
При обучении, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением авторитету педагога, когда связная речь представляет собой лишь «полные ответы» на бесконечные вопросы, желание высказаться (мотив речи) угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить стимулом для высказывания детей . Чтобы дети говорили живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, необходимо «ввести детей в роль увлекательного рассказчика» . В частности, в работе В.В
Гербовой было зафиксировано повышение у детей уровня связности речи, ее развернутости, когда они понимали важность задания, чувствовали потребность в связном высказывании
Общение как условие удовлетворения потребностей дошкольника
Прежде чем у ребенка сформируется потребность в том, чтобы общаться с окружающими, он тянется к другим ради комфортных ощущений, ради обретения безопасности, ради получения впечатлений. Эти потребности проявляются с первых дней жизни.
К 3-летнему возрасту на первый план выходит познавательная потребность. Где же ее и удовлетворять, как не в обращении к взрослому?
Малышам нужно сделать столько открытий и понять, как устроен этот мир, что они постоянно нуждаются в разъяснениях и помощи родителей, воспитателей, старших братьев и сестер.
Младшие дошкольники не только задают вопросы. Они стремятся проявить свое Я. Нужно же кому-то адресовать: «Я сам!»
Или обратить внимание на себя таких же детей, заявив «Это мои игрушки», «Смотри, какую куклу мне подарили». Для подобного самоутверждения нужны зрители, слушатели, партнеры
Их обеспечивает общение.
К пяти годам формируется потребность в уважении. Дети демонстрируют то, чему они уже научились, и что знают или умеют делать. В общении со сверстниками часто звучат назидательные фразы: «Посмотри, как нужно делать», «Делай так, как я!». К тому же, в среднем дошкольном возрасте мальчики и девочки нуждаются в равных партнерах по игре. Детские игры – не что иное, как организованный вид общения.
У старших дошкольников актуализируется потребность в том, чтобы рассказать о своих впечатлениях, передать интересную информацию и утвердить свою авторитетность среди сверстников. Поэтому их коммуникации охватывают все больший круг сверстников. Дошкольники уже хорошо выделяют нравственные качества, поэтому они тянутся к тем сверстникам, которые им ближе.
Мы привели малый перечень потребностей, которые дошкольники удовлетворяют в общении с окружающими.
У малышей практически все взаимодействия привязаны к конкретным ситуациям. С взрослением происходит развитие форм общения у дошкольников, и они приобретают внеситуативный характер.
Список литературы
- Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: сценарии// Дошкольное воспитание. — 1998. — № 8. — С. 96–107
- Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения// Вопросы психологии. — 1994. — № 1. — С. 122–127
- Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. — СПб., Речь, 2005.- с. 207
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 72 с.
- Выгодский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Просвещение, 1991.- 190 с.
- Ежова Н. Диагностика ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста// Детский сад от А до Я. — 2006. — № 5. — С. 152–156.
- http://www.gpa.cfuv.ru/attachments/category/66/Сборник Студпрактика 2019.pdf#2
Похожие термины:
-
подсистема педагогического взаимодействия, заключающаяся в индивидуальном взаимодействии педагога с учеником, в общении лицом к лицу. Фронтальное педагогическое общение предполагает общение с
-
от лат. fatuus — глупый) — бессодержательное общение ради самого процесса общения.
-
В учебной работе, прежде всего на уроках, товарищеское общение педагогов и учащихся носит по преимуществу характер открытой (обучающей) воспитательной заботы воспитателя о воспитанниках, воспита
-
выработка тактики и стратегии взаимодействия. Организация совместной деятельности людей. Основные виды И. о. — кооперация и конкуренция.
-
термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представля
-
способ бытия и познания собственного читательского «Я» и читательского мира в межчитательском сообществе на основе обмена мнениями, оценками по поводу прочитанного; это процесс возникновения, у
-
процесс взаимодействия людей и общностей разных национальностей, в котором происходит обмен информацией, деятельностью, опытом, способностями, умениями и навыками.
-
общение между отдельными личностями, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивами, проявляющимися в соответствующих потребностях, интересах, целях и ид
-
общение педагога (педагогов) с учащимися в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования
-
речевые и неречевые акты поведения педагога (взрослого), которое он сознательно строит и воспринимает как меры воспитательного воздействия, прямо или косвенно направленные на формирование лично
-
это профессиональное общение преподавателя с учащимися на занятии или вне его.
-
адекватное восприятие человека, умение проникнуть в его внутренний мир, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, умение понять мотивы его поведения. Учителю необходимо
-
мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкре
-
речевое взаимодействие людей, в процессе которого человек понимает и предъявляет собеседнику свой образ мышления, подтексты вербальных сообщений.
-
Вид общения, целью которого является обмен информацией в профессиональной, коммерческой и некоммерческой сферах деятельности. В ходе Д. о. каждый из участников стремится решить прежде всего актуа
-
разновидность, форма общения, цель которого сформировать определенное представление о собеседнике и/или получить у него какую-либо информацию. Таковым является общение (собеседование) руководит
-
общение, основанное на высокой степени доверия к тому, с кем происходит общение.
-
общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения. Основное значение и непосредственная коммуникативная цель Ф.о. состоят в самом факте об
-
Общение незнакомых или малознакомых людей, в том числе и с лицами, выполняющими служебные обязанности, например, в гостинице с администратором, в поликлинике с врачом и др.
-
Особый вид общения, который строится на основе определенных компьютерных технологий (электронная почта, форумы, блоги, чаты). И.-о. совмещает особенности устной и письменной форм коммуникации.
Некоторые особенности личностного общения
Стремление коммуницировать со взрослым в большой степени зависит от личностных ожиданий дошкольника. Если у ребенка преобладает положительный опыт предыдущих контактов с конкретными взрослыми, он тянется к ним. И наоборот, негативные впечатления перечеркивают желание общаться. Некоторые бабушки удивляются, почему внуки с такой неохотой идут к ним в гости. Они даже не замечают, как ревностно оберегают неприкосновенность своих полок, как строго одергивают ребенка, когда он нарушает привычный порядок в их квартире.
В личностном отношении дошкольник нуждается в теплых эмоциональных связях и в том, чтобы взрослые интересовались им самим, его занятиями и умениями. Ребенок ждет поддержки и сопереживания, он чувствителен к похвале. Это не значит, что следует захваливать детей. Но всегда найдутся достижения, которые стоит отметить.
Любопытно, но наблюдается следующее явление: любящие родители и бабушки-дедушки всегда находят повод поддержать и похвалить ребенка. Если же теплые чувства отсутствуют, ребенка чаще ругают и указывают на его промахи, чем поддерживают.
Детей привлекает положительная эмоциональная окрашенность отношений со значимыми взрослыми. Это тот благоприятный фон, на котором успешно реализуется познавательное и личностное общение.