Классификация болезни
За время изучения алалии и ее лечения была накоплена серьезная база данных, облегчающая классификацию болезни. Чаще всего современные логопеды основываются на методе оценки, предложенном В.А. Ковшиковым. Согласно ему, различают моторную (экспрессивную) и сенсорную (импрессивную) формы. Встречается также смешанная алалия, обладающая признаками обоих видов.
Моторная форма развивается вследствие раннего поражения отдела коры головного мозга, отвечающего за речедвигательный анализ. Малыш полностью понимает, когда к нему обращается, слышит речь, но сам говорить не может. Моторный вид, в свою очередь, подразделяется на афф и эфферентные подвиды. В первом случае развивается дисфункция постцентральной извилины (нижние теменные сегменты, расположенные в левом полушарии). Второй подвид проявляет себя в заторможенности развития премоторной коры (центр Брока, задняя треть нижней извилины в лобной части).
Сенсорная форма, напротив, выражается в проблемах с восприятием звуков (при этом слуховые нервы не поражены) из-за нарушения анализа, синтеза речи в центре Вернике (задней трети височной верхней долевой височной извилины).
Экспрессивная разновидность определяется по специфичным вербальным и невербальным (основанных на неврологической и психологической составляющих) признакам. О проблемах с неврологией свидетельствуют вялая (недостаточная) мелкая моторика пальцев: ребенку сложно дается застегивание пуговиц и завязывание шнурков. Это также выражается в общих двигательных симптомах – неловкости, плохой координации движений. В отдельных случаях малышу сложно управляться с обычными занятиями своих однолеток – складыванием головоломок или мозаики.
Кроме указанных, педиатры иногда отмечают проблемы с памятью, восприятием, рассеянное внимание, трудности с эмоциональными проявлениями. Возможен разброс пациентов по степени активности от полной заторможенности до гиперподвижности, при этом общими будут быстрая утомляемость и недостаточная работоспособность
Побочным эффектом алалии является отставание в интеллектуальном развитии – оно со временем стабилизируется, если вовремя обратить на это внимание и заняться лечением. Одним из самых характерных считают ярко выраженный диссонанс между восприятием ребенком чужой речи и собственными попытками изъясняться (заметны грубейшие отклонения, вплоть до полного отсутствия речи)
При эфферентной форме мозг не в состоянии анализировать речь и управлять соответствующими органами, что иногда приводит к заиканию. Страдает словарный запас (он крайне беден), детям тяжело общаться со сверстниками. Понимание смысла слов дается с трудом, они часто употребляются не к месту и не так, как при нормальном развитии.
Очередная примета экспрессивной формы – подавляющее преобладание для существительных именительного падежа при почти полном отсутствии иных форм речи, проблемы с изменением остальных частей. Связная речь также формируется с нарушениями: ребенок не понимает разницу между разными явлениями, первоочередным и второстепенным, не различает времена и их связь.
Прогноз
Полное выздоровление возможно только при грамотном планировании комплексного лечения и точном соблюдении рекомендаций логопеда-дефектолога. Постепенно артикуляция нормализуется, уровень умственного развития соответствует возрастной норме. Если своевременно не начать коррекцию, симптомы усугубляются, появляется дизартрия, заикание, неврозы и нервный тик. В таких ситуациях логопедическая работа малоэффективна.
Профилактика сенсомоторной алалии не существует. Но можно минимизировать негативное воздействие факторов, провоцирующих патологию. Своевременное лечение способно восстановить пораженные клетки головного мозга. В запущенных случаях окончательно сформировать речевой аппарат удается только к 8-9 годам. Поэтому, при появлении подозрений на речевое расстройство следует обратиться к специалисту и пройти обследование.
Диагностика сенсомоторной алалии
Чтобы своевременно выявить у ребенка сенсомоторную форму алалии, понадобится целый ряд обследований:
- МРТ головного мозга, позволяющее исследовать черепную коробку в трехмерном формате.
- Рентген головы, при помощи которого можно выявить травмы, опухоли или иные патологии мозга и черепа.
- Электроэнцефалография – один из инновационных методов исследований, позволяющий определить реакцию мозга на внешние раздражители и его электрическую активность.
- Эхоэнцефалография – УЗИ головы, при помощи которого можно выявить опухоли и другие аномалии в черепе.
Данные методы диагностики помогут выявить степень поражения мозга, и уже по результатам обследования назначить необходимое лечение.
Помимо этого, нужно будет посетить логопеда, психолога, отоларинголога, которые должны прийти к общему мнению и поставить окончательный диагноз.
Важно помнить, что алалия никак не влияет на интеллект и слух ребенка. Однако, чтобы исключить тугоухость, нужно будет сделать аудиометрию и отоскопию, которые назначит врач отоларинголог
Кроме функкциональных методов, для определения диагноза применяется дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии, которая проводится по условной таблице, включающей в себя оценку следующих критериев:
- Восприятия и понимания речи;
- Слухового восприятия;
- Повторения звуков, слов и отдельных фраз;
- Мимики и жестов при общении;
- Коммуникативных навыков;
- Динамику улучшения речи в целом.
Именно от правильности диагностирования заболевания зависит его дальнейшее лечение, поэтому обычно применяются все вышеперечисленные методы обследования.
Характерные признаки речевого нарушения
Для сенсомоторной алалии характерно тяжелое расстройство артикуляции и понимания речи других людей. Обычно нарушение выявляют у дошкольников. В этом возрасте логопедическая коррекция наиболее эффективна и позволяет полностью восстановить речевые навыки. Дети, прошедшие лечение, смогут в будущем пойти в обычную общеобразовательную школу.
Главный признак сенсомоторной алалии – неправильное восприятие произносимых другими людьми слов без патологий слуха. Такой ребенок либо вообще не воспринимает обращенную к нему речь, либо реагирует на нее неадекватно. При этом малыш способен различить шумы – постукивания, шорох, скрип. При этом реагирование не зависит от громкости шума. Часто дефект сопровождается эхолалией – неосмысленным повторением звукосочетаний или слов. Вместо ответа на поставленный вопрос, ребенок просто повторит его.
При сенсомоторной алалии отмечается ослабление фонематического слуха – умения различать и воспринимать звукосочетания и слова. Словарный запас (и активный, и пассивный) у таких детей сильно ограничен. Они используют слова только в именительном падеже, а их фразы отличаются аграмматичностью.
Дошкольники путают слова, заменяя их схожими по произношению. Труднопроизносимых фонем они стараются избегать. Часто это приводит к появлению заикания или задержке умственного развития.
Легкая форма дефекта проявляется в применении коротких двухсложных фраз, измененной последовательности звуков. Но в целом можно понять, что говорит ребенок. При тяжелой форме малыш способен бессознательно копировать звуки или слова, сопровождая свою речь мимикой и жестами. При этом к речевым присоединяются неврологические нарушения.
Сенсомоторную алалию относят к системным заболеваниям. Поэтому для нее, кроме специфических, – речевых, характерны и другие симптомы:
- нарушение координации и мелкой моторики;
- медлительность и неуклюжесть;
- трудности в развитии навыков самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывания шнурков, расчесывания);
- снижение концентрации внимания;
- повышенная двигательная активность либо, напротив, – заторможенность и утомляемость (зависит от характера поражения клеток головного мозга);
- недоразвитие способностей к произношению и восприятию речи других людей;
- заикание и нарушение артикуляции;
- скудный словарный запас.
Проявляется речевое расстройство на фоне неврологической симптоматики: повышенная речевая активность, при этом понять, что говорит малыш, невозможно, бесконечные бессвязные повторения звукосочетаний, пропуски слогов в словах, полное или ситуативное отсутствие понимания речи других людей, аутизм, тремор мышц.
Лечение моторной алалии у детей
Терапия комплексная, направлена на устранение причины болезни, коррекцию нарушений, воздействие на сенсорную, интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу. С пациентом работают психолог/нейропсихолог, невролог, логопед/дефектолог.
Желательно, чтобы лечение моторной алалии, независимо от признаков, было начато как можно раньше. Оптимальный срок — 3 – 4 года. Дошкольники легко поддаются коррекции, к тому же, в этом возрасте нарушения не зафиксировались. Другим важным условием является регулярность выполнения упражнений.
Медицинская часть коррекции заключается в лекарственной терапии, физиолечении, массаже. Эти процедуры устраняют мозговые нарушения, восстанавливает кровоток в сосудах, улучшают моторную функцию.
Психологическое лечение при признаках моторной алалии у детей направлено на улучшение памяти, внимания, мышления, контроль эмоционально-волевой сферы.
Задержка речевого развития по типу моторной алалии
Моторная алалия – это не только речевые нарушения. Речь идет о полисиндромной патологии, задержке речевого развития, включающей в себя такие расстройства:
- Динамический артикуляционный тип диспраксии. Ребенок лишен способности быстрого переключения между речевыми действиями, что приводит к нарушению слоговой словесной структуры. В течение продолжительного времени малыш лишь повторяет одинаковые слоги (мо-мо, пи-пи, бо-бо), или говорит только первый слог. Даже при появлении возможности озвучивания фраз лепет ещё надолго задерживается в разговоре. Отмечаются звуковые замены, слоговые повторы, пропуски и перестановки. Появление ошибок отличается нерегулярностью: малыш может каждый раз произносить одно и то же слово по-разному. С усложнением речевой деятельности число ошибок увеличивается.
- Вербальный тип диспраксии. Смысло-звуковая схема слова не автоматизируется на протяжении длительного времени. Отмечаются нарушения фонологической организации, каждый раз малыш пытается заново «строить» слово, не применяя уже известный ему шаблон.
- Артикуляционный кинестетический тип диспраксии. У ребенка нарушено произношение звуков, но не обособленных, а в составе речевого потока.
- Оральный тип диспраксии. Отмечается нарушение со стороны динамического орального праксиса: ребенок испытывает трудности при попытках воспроизведения ряда движений языком.
- Нарушения синтаксиса. Старт речи у малыша начинается около 3-х лет, при этом долгое время имеют место лишь простые фразы, с пропуском предлогов, хотя отмечается достаточно хорошее понимание причинно-следственных связей. Подобный признак присутствует и в школьные годы.
- Морфологический дисграмматизм. Малыши зачастую делают ошибки в окончаниях падежей, что особенно заметно во время диалога, а не монолога.
Данный вид речевого нарушения даже на фоне интенсивных корректирующих мероприятий имеет высокую вероятность формирования аграмматической дисграфии. []
Коррекционная работа логопеда
Логопед проводит поэтапную работу по формированию устной речи. Каждый новый этап работы строится на базе достижений предыдущего этапа.
Последовательность обучения:
- Стимулирование подражательной деятельности, расширение объёма понимаемой речи, формирование однословного предложения из аморфных слов-корней.
- Появление первых форм слов, обучение детей умению строить двухсловные предложения, расширение объёма понимания речи окружающих.
- Обучение построению грамматически правильного предложения из 2–3 слов, воспроизведение 3-сложных слов.
- Построение предложений из 3–5 слов, формирование простейших навыков связной речи, формирование правильного звукопроизношения.
- Расширение объёма предложения, обучение словоизменению, умению строить сложные предложения.
Сенсомоторная алалия — симптомы
Первые симптомы сенсо-моторной алалии можно выявить у ребенка по достижении двух лет, то есть тогда, когда малыш уже способен понимать обращенную к нему речь и произносить самостоятельно некоторые слова.
Как правило, отклонения видны сразу. Если ребенок не реагирует на своё имя, не выполняет элементарных действий или не разговаривает, то назначают комплексное лечение, в котором родителям предстоит приложить немало усилий. Выявить первые симптомы помогут педиатр, детский невролог и психолог.
У детей дошкольного возраста могут появиться такие симптомы болезни как:
- Неразвитость мелкой и крупной моторики;
- Неуклюжесть, неловкость движений;
- Неспособность выполнять простые действия;
- Нарушения осанки;
- Леворукость;
- Бегающие зрачки.
Среди симптомов, имеющих психологический характер выделяют:
- Гиперактивность ребенка, неусидчивость, или же, напротив, малоподвижность;
- Проблемы с памятью, невнимательность;
- Быстрая утомляемость;
- Повышенная нервная возбудимость, немотивированная агрессия.
Ребенок с алалией испытывает такие проблемы как непонимание обращенной к нему речи, он плохо произносит звуки, резко реагирует на речь других людей вследствие непонимания слов. При общении ребенок использует жесты и мимику.
Слабый иммунитет у ребенка, отсутствие физической активности также способствуют развитию алалии.
Моторная алалия.
Алалия моторная (a. motoria; лат. motor двигательный) — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное в затруднении овладения активным словарным запасом и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи. В основе Алалии моторной лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми.
Причины моторной алалии.
Причиной моторной алалии является — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (Брока центр) и его проводящих путей, либо снижение функциональной активности данного центра.
Алалия моторная развивается при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя (отсутствие согласования слов в роде, падеже и числе, неправильное употребление предлогов, отсутствие в речи отглагольных форм, перестановка слогов и звуков внутри слова и др.). Имеет место выраженная бедность словарного запаса.
Моторная алалия лежит в основе нарушений школьных навыков типа дислексии и дисграфии, а также нарушений пространственного гнозиса и расстройств моторики в виде апраксии; она сочетается с локальной и рассеянной неврологической симптоматикой и поражением структур доминантного полушария, определяющего возможности экспрессивной речи. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с нарушениями интеллектуального развития.
Речевая карта для неговорящих детей с алалией
После подтверждения наличия у ребенка алалии логопед ставит его на учет и заводит специальную индивидуальную речевую карту. Документ представляет собой перечень вопросов, диагностических результатов и показателей. Все данные врач регулярно вносит в карту, что помогает прослеживать динамику коррекции речевых нарушений, выяснять оптимальные пути лечения.
Речевые карты могут носить общий (обобщенный) или развернутый характер. В первом случае, как правило, описывается только анамнез и прочие общие сведения. Развернутый вариант содержит в себе всю информацию о результатах обследований, о текущем состоянии проблемы, о словарном запасе малыша, о выполняемых ним заданиях. Чаще всего документ ведется до момента поступления ребенка в школу.
Что обязательно включается в речевую карту?
- Общая информация (сводные данные о ребенке и его родителях, короткая характеристика пациента).
- Анамнез (данные о рождении, этапе новорожденности, перенесенных заболеваниях, раннем речевом развитии, общем состоянии здоровья малыша).
- Показатели исследования неречевой деятельности (картина зрительного наблюдения за пациентом, данные о мелкой и общей моторике, слуховой внимательности, зрительном восприятии, ощущениях ритма).
- Показатели, полученные в ходе диагностики речевых нарушений (демонстрируют состояние механизма произношения звуков и аппарата артикуляции, качество звуковоспроизведения и речевой моторики).
- Качество дыхательной и голосовой деятельности (частота, типовая принадлежность и длительность дыхательных движений, оценка голоса).
- Показатели фонематической речевой сферы и восприятия, понимания речи, лексики и грамматического строя, состояния связной речи (если таковая присутствует).
В завершающей части речевой карты специалист записывает логопедическое заключение, в котором обозначает диагноз и составляет рекомендуемую схему коррекции. Документ дополняется заключениями врачей других специальностей: невропатолога, отоларинголога, психотерапевта и др. []
Причины алалии
Головной мозг ребенка является довольно уязвимым к воздействию различных трав и патологических процессов, которые могут возникать как во время внутриутробного развития плода, так и в первые годы жизни малыша. Во время вынашивания ребенка значительное воздействие на его развивающийся мозг могут оказать следующие факторы:
- употребление матерью алкоголя;
- изменение гормонального фона организма;
- прогрессирование в женском организме различных видов инфекций, которые вызывают патологии у плода;
- падения во время беременности;
- травмы различного характера;
- отслоение плаценты;
- постоянное нахождение матери в состоянии стресса, депрессии.
Воздействие таких факторов на организм беременной женщины приводит к тому, что новорожденный начинает страдать гипоксией хронического характера.
Во время родовой деятельности спровоцировать поражение мозга у ребенка могут:
- нахождение в течение длительного времени головки плода в тазу женщины;
- слабые схватки;
- сильное переохлаждение новорожденного малыша;
- проблемы с дыханием сразу после рождения.
Все это может оказать отрицательное воздействие на организм ребенка и даже провести к летальному исходу.
Алалия у детей после рождения может быть вызвана следующими заболеваниями:
- краснуха;
- соматические патологии;
- менингоэнцефалит;
- травмы и ушибы головы.
Симптомы
При такой форме расстройства, как сенсорная алалия, ребенок не умеет понимать речь, которая была обращена к нему. Если нарушение имеет тяжелую форму, то может наблюдаться абсолютное безразличие ребенка к любым звукам, независимо от характера их происхождения. Пациент не реагирует на свое имя, не может отличить речь взрослого от любых других звуков в пространстве. Если форма нарушения легкая, то ребенок может демонстрировать понимание отдельных слов из обихода.
При сенсорной алалии речевая активность ребенка достаточно высока, однако он произносит только простые звуки, смысл которых не может быть понятен окружающим. Повторять слова за взрослыми ребенок не в состоянии, также он не может сопоставить предметы и слова.
Отличительный признак этого типа алалии — многократное повторение каких-либо звуков без понимания смысла произнесенного.
Диагностика
задача логопеда
Общая картина:
https://youtube.com/watch?v=LRkHC38TAao
Кабинет невролога:
Тесты помогут диагностировать сенсомоторную алалию
- Ребенок знает свое имя?
- Знает свой возраст?
- Откликается или хотя бы понимает, когда вы зовете его?
- Уже начал говорить (не звуки, а простые слова: дай, мама, папа)?
- Знает значение большего количества слов, чем может произнести?
- Иногда есть ощущение, что ребенок глухой?
- Иногда повторяет заданный вопрос вместо ответа?
- Иногда возникает бессвязная речь с использованием повторяющихся звуков/слогов?
- Умеет просить или молчит, когда что-то нужно?
- Хотя бы иногда использует указательный жест?
- Смотрит вам в глаза, когда общаетесь, играете с ним, переодеваете?
- Может сесть на колени, не избегает тактильного контакта?
- Умеет самостоятельно принимать пищу (некоторые продукты)?
- Не противится общению с ровесниками (хотя бы некоторыми)?
- С вашей помощью или самостоятельно уверенно шагает по лестнице (не подворачивает ноги, чувствует опору)?
- Не против пройтись пешком?
- Довольно энергичен (нет впечатления, что устает слишком быстро)?
- Просит прочитать сказку?
- Есть предпочтения в книгах?
- Положительно относится к музыке (любой жанр)?
- Умеет собирать пирамидку?
- Умеет сортировать предметы по цвету и другим признакам?
- Умеет бегать?
- Может перешагнуть через препятствие (игрушка, фантик) или теряется?
- Может интуитивно понять, как использовать предмет, хотя ребенка этому еще не учили?
- Может сопоставить 2 детали пазла?
- Пробует ловить мяч или играет в другие подвижные игры?
- Пытается рисовать?
- Пробует самостоятельно одеваться?
- Когда видит знакомые предметы на картинках, может назвать их?
- Полноценно играет с игрушками (обычно не использует куклу, как подставку, машинку не разбирает на части, чтобы рассматривать, молотком стучит не по гирлянде, а по гвоздю)?
Прогнозы преодоления моторной алалии и мнение современных специалистов
Прогноз преодоления данной формы алалии, в основном, благоприятный. Но все зависит от того, когда была начата коррекционная работа. Чем раньше родители обратились за помощью к специалистам, тем эффективнее она будет. Некоторые, услышав, что их ребенок начал говорить, прекращают домашние занятия.
Это неправильно, ребенок «проскочил» этапы, которые проходили дети с нормальным речевым развитием. Если первые слова появились только в три года, малыш будет стремиться общаться с окружающими фразами. Но он не умеет их правильно строить, звукопроизношение нарушено, поэтому его речь будет непонятна большинству взрослых и детей.
Поэтому обязательно продолжайте занятия с логопедом и другими специалистами. Нужно корректировать еще и неврологическую симптоматику, чтобы развитие ребенка было гармоничным. В современной логопедии вопрос об алалии изучен гораздо больше, но наблюдается тенденция того, что специалисты все чаще ставят этот диагноз, не проведя более подробной диагностики.
Некоторые современные логопеды предлагают необычные методы по преодолению алалии: используют нестандартный материал на занятиях, проводят уроки, подбирая все определенного цвета и т. д. Нестандартные подходы к занятиям довольно спорны: конечно, необычные методики могут быстрее «запустить» речь у ребенка. У более впечатлительных детей это может вызвать еще большее нежелание общаться.
Благодаря современным исследованиям, алалию удается диагностировать в раннем возрасте и рано начать коррекционную работу. Сегодня моторная алалия у ребенка − это не означает получение инвалидности. Если родители выполняют все рекомендации и занимаются с ним дома, дают необходимые препараты, то им удается достичь высоких результатов.
В результате, к моменту поступления ребенка в школу у него могут остаться незначительные признаки речевого нарушения. У него не будет больших затруднений в освоении обычной школьной программы.
Поэтому, если у ребенка есть признаки моторной алалии, родителям нужно быстрее обратиться за консультацией к специалистам. Ранняя коррекция приносит наиболее высокие результаты. Если занятия будут систематическими, и родители будут соблюдать рекомендации, то можно максимально скорректировать речевое развитие ребенка.
Речь при сенсомоторной алалии
Первые «звоночки» обращают на себя внимание уже через несколько месяцев после появления малыша на свет. Он не гулит, а попытки лепета ограничиваются однотонным звучанием
Складывание первых слогов происходит после годовалого возраста, а появление первых слов отмечается не ранее 3-х лет, когда другие дети обычно уже хорошо говорят. Особенности голоса: яркий, звонкий, громкий, с четко обозначенными отдельными звуками, которые не удается соединить в слова. По достижению 5-летнего возраста некоторые слова уже удаются, но на фоне крайне малого словарного запаса речь остается скудной и бедной.
Дополнительные проблемы ребенку с сенсомоторной алалией доставляют слова, похожие по звучанию, но обладающие разным смыслом. В подобной ситуации малыш впадает в ступор, так как на фоне уже сформированного зрительного образа и смыслового значения слова возникает паника и непонимание.
В школьном возрасте дети могут использовать слова только в именительном падеже, с неправильными окончаниями.
Если сочетается сенсомоторная алалия и аутизм, то речевое развитие детей, страдающих ранним детским аутизмом, имеет следующие особенности:
- нарушена коммуникативная речевая деятельность;
- отмечается явная речевая стереотипность;
- преобладают неологизмы, словотворчество;
- наблюдаются частые эхолалии;
- нарушено звукопроизношение, темп и плавность речи.
Характерные признаки имеют сенсомоторная алалия и умственная отсталость:
При сенсорной алалии |
При умственной отсталости |
Дети проявляют заинтересованность, хотят обучаться новому. |
Детям не интересна учеба. |
Принимают постороннюю помощь. |
Неохотно принимают постороннюю помощь. |
Если игрушка выпадает из зрительного поля, дети продолжают её поиски. |
Если игрушка выпадает из зрительного поля, ребенок теряет к ней интерес. |
Обладают самокритикой, понимают собственную неполноценность. |
Слабокритичны к собственным недостаткам. |
С раннего возраста избирательно относятся к близким. |
Избирательность в отношении к близким формируется достаточно поздно. |
Запоминают способы выполнения задания и используют их при выполнении схожих заданий. |
Требуют объяснения инструкции при каждом подходе к выполнению задания. |
Эмоции разноплановые. |
Эмоции бедные. |
Не психически инертны. |
В целом психически не активны. |