Сенсорное занятие в детском саду: учим познавать мир с помощью чувств

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Этапы сенсорного познания

У детей в период раннего детства формируется определенное качество сенсорной культуры. Отталкиваясь от вышесказанного, сенсорное воспитание выдвигает разные цели для их дальнейшей реализации.

В младенческом возрасте до достижения детьми годовалого возраста, сенсорное воспитание занимает первостепенную позицию и практически может считаться единственным видом воспитания

В это время важно дать малышу первоначальные знания о многообразии внешних явлений, учить заострять внимание на свойствах предметов. Когда малыш учится хватать, выполняя определенные движения, приспособить их к форме предметов, их размеру и расположению. Сенсорное воспитание важно как для развития органолептической деятельности, так и для общего психофизического развития

У младенцев, испытывающих «сенсорное голодание», часто наблюдаются недостатки в развитии

Сенсорное воспитание важно как для развития органолептической деятельности, так и для общего психофизического развития. У младенцев, испытывающих «сенсорное голодание», часто наблюдаются недостатки в развитии

Когда малышу исполняется год, сенсорные задачи значительно усложняются. Накапливается знание о внешних свойствах предметов. В течение года нужно познакомить малыша с 6-ю цветами (из цветовой гаммы исключаем голубой), а также черным и белым. В игровой форме осуществляем знакомство с геометрическими простыми формами. Постарайтесь, чтобы дети усвоили и начали понимать значение терминов «форма», «цвет» и «такой же».

В период 2-3 года малыш пробует произвести некоторые действия, которые преследуют определенную цель: составить простой узор из элементов мозаики, в хаотической последовательности нарисовать рисунок, соорудить элементарные конструкции из кубиков

Это первые попытки ребенка воссоздать какой-то воображаемый предмет, объект. На первых порах обучения важно, чтобы ребенок обращал внимание на свойства предметов при совершении определенной деятельности. К концу 3-го года при положительной динамике развития ребенок способен находить отличия по цвету, величине, форме, положении в пространстве, находить различия в звучании и тембре голоса, узнавать знакомые мелодии

Для какого возраста подходят сенсорные коробки

Сенсорные коробки можно делать на разный возраст: для малышей подойдут крупные неопасные предметы, для детей постарше можно устраивать тематические игры.

Если у вас в семье есть ребенок, которому около года, попробуйте сделать не одну большую, а несколько маленьких сенсорных коробок и расставить их в разных частях комнаты, особенно там, куда ребенок любит заползать.

Когда малыш найдет какую-нибудь из них, он сможет с удовольствием все изучить, потрогать, пошуршать и насладиться новыми тактильными ощущениями, а заодно он потренируется брать пальцами разные предметы. Предметы в каждую коробочку можно собрать по какому-либо принципу: цвету, фактуре (например, все из ткани или из дерева) или форме (коробочку с мячиками).

Можно собрать разные звенящие предметы (не забудьте про крышки от кастрюль), а можно положить несколько разных ложек. Главное — подбирать для коробочек только то, что малыш не сможет проглотить и чем он не сможет себя поранить.

Для детей постарше замечательно будет соединить тематические игры с сенсорными опытом. Со снегом, ледяными кубиками, ледяными «айсбергами» (замороженными в баночках из-под сметаны) можно поиграть в Северный или Южный полюс, Новый год, фабрику мороженого. С фасолью разных цветов, травой — в ферму или зоопарк. Гальку, черную фасоль, черные макароны (покрашенные пищевыми красителями), какао, молотый кофе можно использовать для игры в огород, в раскопки окаменелостей.

Песок, манка, аквагрунт, вода подойдут для игры с морскими животными. Рис или макароны, покрашенные в зеленый цвет, будут отличной ареной для игры с животными и насекомыми. Камни, песок, сахар-рафинад и крупные макароны пригодятся для игры в стройку. Можно сделать сезонные коробки: например, солома, желтые и красные листья, желуди, каштаны отлично передадут настроение осени. А яркие цветы, камни, трава и зеленые листья подходят для весенней и летней коробки.

Сенсорная коробка с мельницей, с ситом

Для детей, которые уже хорошо освоили совок, можно предложить и другие приспособления для игры, например, мельницу или сито.

Один совет: для сенсорной коробки с мельницей нужно брать крупу помельче – пшено или манку, т.к. более крупные зерна будут застревать в отверстиях, блокируя мельницу.

При помощи сита вы можете научить малыша отделять от манки фасоль, пуговицы или маленькие игрушки. В общем сыграть в Золушку В ходе этого опыта у ребенка складывается четкое представление о совместимости размеров, он понимает, что в мелкие дырочки сита крупные зернышки или предметы никак не поместятся.

Мотивирующее начало сенсорного занятия

Началом любого развивающего занятия для детей должен обязательно быть мотивирующий момент, который вызовет интерес к дальнейшей деятельности. Именно от организационного вступительного слова зависит ход урока. Самый лучший вариант для мотивирующего начала — моделирование проблемной ситуации. Могут использоваться как реальные, так и сказочные мотивы, герои. Второй вариант, как правило, наиболее интересен детям. У них появляется возможность помочь любимому герою из книги, мультфильма и т. д.

Возможны закрепление ранее изученного материала, быстрый опрос, тест на сообразительность. Похожий вариант — предложить детям проверить свои умения (к примеру, отправиться в Страну знаний с королевой).

И третий вариант — ссылка на прошлый опыт, уже проведённые занятия. Связанные между собой занятия с интригой в конце вызовут гораздо больший интерес у детей.

«Знакомство с сенсорной комнатой»

Это занятие проводится у первой младшей группы при первичном знакомстве с сенсорной комнатой. Подходящим для него мотивирующим началом является приветствие с игрушками.

Воспитатель в начале урока говорит: «Ребята, посмотрите, сколько игрушек поджидало нас в этой волшебной комнате. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Давайте помашем игрушкам ручкой и весело поприветствуем их».

Занятия в сенсорной комнате вызывают у детей большой восторг и интерес

«Помощь друзей»

Цель этого занятия — создание положительного эмоционального настоя, снятие напряжения, развитие мышления, внимания и т. д. И для такого урока отличным мотивирующим началом может стать игра «Комплименты».

Воспитатель предлагает ребятам встать перед зеркалом и сделать грустное выражение лица. Дети должны попытаться поднять друг другу настроение: каждый по очереди говорит своему соседу комплимент. Эта игра может не только улучшить эмоциональное состояние детей, но и развить зрительное и тактильное восприятие, а также умение передавать мысли с помощью речи, стимулировать творческую и поисковую активность.

«У страха глаза велики»

Это занятие способствует раскрепощению детей, разрушению патологических стереотипов о страхе и тревожности, развитию координации и мелкой моторики. В качестве мотивирующего начала можно прочитать детям рассказ С. Афонькина «Как побороть страх». В этом рассказе речь идёт о том, что довольно часто мы сами придумываем себе страхи, которым нет места в реальной жизни. Воспитатель после прочтения может предложить детям познакомиться со страхами поближе, избавиться от них.

Что должен знать дошкольник

Своевременное сенсорное восприятие на этапе дошкольного возраста — главное условие познавательного развития растущего человека, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, формирования эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию окружающего мира. 

Пробелы в сенсорном развитии малыша трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем периоде. В школьном возрасте эти пробелы могут проявиться в виде отставания в развитии, затрудняющего овладение знаниями основ наук.

Поэтому в течение дошкольного возраста ребёнок должен приобрести представления:

  • о цвете (цвета радуги);
  • величине (большой, маленький, средний и т. п.);
  • форме (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник);
  • вкусе (сладкий, горький, солёный, кислый);
  • запахе;
  • массе (тяжёлый, лёгкий);
  • положении в пространстве (право, лево, внизу, вверху, близко, далеко и т. п.);
  • ориентировании во времени (утро, день, вечер, ночь и час);
  • звучании предметов (громко, тихо, высоко, низко);
  • речевом слухе (гласные, согласные, твёрдые, мягкие);
  • материале (мягкий, твёрдый, пушистый, гладкий и т. п.).

Для тех, кто спешит получить знания, в Домашней школе «Фоксфорда» есть программа ускоренного обучения в начальной школе. За один учебный год ребёнок пройдёт 1 и 2 классы. Подробности о формате можно узнать здесь.

<<Форма аттестации>>

Геометрическая плоскость

Данная развивающая методика формирует пространственное мышление у малыша после года. Цель пособия – создавать разные геометрические фигуры с помощью канцелярских резинок. Конечно, крохе до года будет тяжело справиться с данным упражнением – надеть на колышки резинку – однако, малыши более старшего возраста смогут справиться с поставленной задачей и проектировать различные предметы на доске (домик с крышей, машинку и т. д).

Как создать Монтессори материалы своими руками? Возьмите дома любой старый журнал, самоклеящуюся пленку и кнопки с наконечником из пластмассы. Обклейте обложку журнала пленкой и воткните кнопки на равном расстоянии. У вас получилась доска для развития навыков пространственного мышления.

Как используется доска? На кнопки сверху надевается канцелярская резинка, с помощью которой можно формировать геометрические фигуры различной формы. Малыш сначала должен представить фигуру, а потом обозначить ее с помощью надетой на кнопочки канцелярской резинки.

Одной из сложных для малюток задач является шнуровка обуви. Конечно, можно покупать обувь на липучках, однако, навык шнурования необходимо отработать. Из фанеры или плотного картона необходимо вырезать доску-заготовку в форме бабочки и проколоть отверстия, в которые можно вдевать шнурок. Можно сделать деревянные заготовки для шнурования.

Материалы для развития мелкой моторики

В младенчестве мелкую моторику хорошо активизируют пальчиковые игры. Но уже с года-полутора требуется что-то более серьёзное.

Секретный мешочек

Эта игра надолго увлечёт ребёнка.

  1. Соберите несколько маленьких предметов, хорошо знакомых вашему малышу. Например, ненужный ключ к замку, крышечка от бутылки, игрушка из Киндер Сюрприза.
  2. Сшейте мешочек из двух прямоугольников ткани и сложите туда предметы.

У игры есть два варианта. Первый: вы предлагаете ребёнку достать определённый предмет наощупь. Второй: он просто вынимает первый попавшийся и с закрытыми глазами угадывает, что именно достал.

Рамки-вкладыши

Игра развивает логику, аккуратность и мелкую моторику. Помогает освоить геометрические формы. Представляет собой набор картонных квадратов с вырезанными в них фигурами. Отдельно ребёнку предлагаются сами фигурки, которые должны без труда входить в отведённые им места в квадратах.

  1. Плотный картон разрежьте на квадраты со стороной 10 см.
  2. Внутри каждого квадрата-основы нарисуйте геометрические фигуры и аккуратно вырежьте их канцелярским ножом.
  3. Посередине каждой фигурки пришейте пуговицу, потянув за которую ребёнок сможет без проблем доставать «пазлы» из квадрата.

Деткам от полутора лет не стоит предлагать больше 4 карточек. А малышам с трёх лет можно давать их уже по 10-15 штук. Необязательно ограничиваться геометрическими фигурами — вырезайте животных, грибы, фрукты и т. д.

Шнуровки

Эта «развивалка» известна многим родителям. Очень полезная вещь, активизирующая мелкую моторику, фантазию и обучающая малыша навыку завязывания шнурков.

  1. Из картона вырежьте любую интересную фигурку. Если нет времени, сгодится и просто прямоугольник картона.
  2. Дыроколом или ножницами сделайте в нём отверстия. Если ваш ребёнок уже освоил обычную шнуровку, то необязательно ограничиваться двумя рядами дырочек. Сделайте их 3 или 4 — пусть человечек творит.
  3. Дайте малышу шнурки и покажите, как можно шнуровать и завязывать бантик.

Рамка с застёжками

Эта классическая игрушка Монтессори развивает мелкую моторику и учит базовым навыкам, необходимым ребёнку в повседневной жизни.

  1. Возьмите старую рамку для фотографий или пяльцы. Если ничего подходящего не нашлось, просто сделайте рамку из толстого картона.
  2. Найдите старую рубаху, или брюки — любой предмет одежды, на котором есть застёжки (пуговицы, крючки, липучки, молнии, кнопки). Застегните их и вырежьте из вещи прямоугольник на пару сантиметров шире и выше, чем ваша рамка.
  3. Натяните на рамку лоскут с застёжкой посредине, края ткани заверните за рамку и приклейте, приколите кнопками или пришейте их сзади.

Можете сделать несколько таких рамочек с разными видами застёжек.

https://youtube.com/watch?v=yntM-0UiXMg

Скользящие мягкие шарики

Этот материал совершенствует координацию движений, мелкую моторику и цветовое восприятие. Он представляет собой подносик, в котором на высокой ножке закреплён полый цилиндр. К этой конструкции прилагаются 4 мягких шарика. Ребёнок один за другим проталкивает шарики в цилиндр, последний выталкивает первый с противоположной стороны.

Как сделать дома такую конструкцию? Довольно просто.

  1. Возьмите пустую бутылку из-под шампуня — это будет опора. Роль полого цилиндра может выполнить картонная втулка от туалетной бумаги.
  2. Внутри бутылки канцелярским ножом прорежьте отверстия по диаметру втулки и аккуратно вставьте её туда.
  3. Бутылку приклейте на крышку от обувной коробки. В качестве шариков подойдут помпоны или мотки вязальных ниток. При необходимости, укоротите втулку или уменьшите количество шариков до трёх.

Игры на развитие сенсорного восприятия для малышей

«Кухонные» игры

Самая обычная кухня самой обычной семьи — кладезь дидактических материалов для полезных и очень увлекательных сенсорных игр.

Вам пригодятся:

  • крупы;
  • бобовые;
  • макароны;
  • сухофрукты.

Как играть:

  1. Использовать в качестве мозаики, составляя узоры. А если добавить пищевые красители, то игра станет ещё увлекательней.
  2. Пересыпать из одной баночки в другую руками или маленькой ложечкой.
  3. Сделать собственный арсенал перкуссионных инструментов: в несколько закручивающихся ёмкостей неплотно насыпать разные материалы. У каждой такой ёмкости будет своё уникальное звучание.
  4. Насыпать в невысокую ёмкость с достаточно большой поверхностью и позволить ребёнку от души поелозить в этой ёмкости ручками.
  5. Смешать несколько материалов (два вида макаронных изделий или фасоль двух цветов и т.п.) и попросить малыша разложить их по разным баночкам. Чем старше карапуз, тем больше материалов можно смешивать.

Развивающая доска (бизиборд)

Одним из самых интересных материалов для детей в системе монтессори является бизиборд. Это специальный стенд из дерева, на который крепятся всевозможные элементы начиная от шпингалета до выключателя. Смысл — в безопасности научить ребёнка обращаться со взрослыми предметами. Если обычно малютке запрещено вставлять вилку в розетку, здесь это всего лишь отдельное упражнение. Такие пособия могут быть выполнены в виде кубика, где каждая грань наполнена интересными задвижками и дверцами на петлях. Начинать заниматься с бизибордом можно уже с 2 лет.

Если вы не владеете искусством обработки дерева, лучше попросить помочь папу сделать заготовки. Для создания ручной игрушки монтессори понадобятся следующие материалы:

  • ДСП или любая ровная доска;
  • саморезы;
  • клей Момент;
  • липучки, молнии, шнурки, крючки для различных застёжек;
  • разнообразные замки, шпингалеты, задвижки, выключатели, цепочки.

Обработайте поверхность доски, чтобы на ней не было зазубрин и неровностей. Можно покрыть её безопасным лаком. Далее нужно закрепить все необходимые элементы. Вы можете расположить их в случайном порядке или нарисовать фон. Например, дерево, где на каждой ветке будет свой тренажёр для маленьких ручек. Перед тем как давать игрушку ребёнку, убедитесь, что все детали надёжно закреплены и отсутствуют острые края.

https://youtube.com/watch?v=UuOqzW9CnIY

Наполнитель

  • фасоль, горох, чечевица;
  • крупа (манка, овсянка, пшено, рис, гречка, пшеница, кускус) – обычная или окрашенная с помощью красителей;
  • кукурузные хлопья;
  • макароны (паутинка, ракушки, трубочки, спиральки, бантики, звездочки);
  • вареные спагетти;
  • мука, картофельный или кукурузный крахмал;
  • орехи, семечки;
  • какао, кофе;
  • желе;крупная и мелкая соль;
  • шишки, желуди, каштаны;
  • земля, песок, кинетический (живой) песок;
  • галька, камни;
  • гидрогелевые шарики, или аквагрунт;
  • ракушки;
  • мох, листья, трава, цветы, засушенные ягоды, солома;
  • снег (зимой),
  • лед (в любое время года из морозильной камеры);
  • кусочки нарезанной бумаги, бумажные салфетки (целые, порванные на кусочки, скомканные в виде шариков);
  • вата, ватные диски, ватные шарики;
  • лоскутки ткани;
  • пряжа, нитки;
  • кусочки поролона;
  • помпоны;
  • пуговицы;
  • канцелярские скрепки;
  • древесные опилки, скорлупки от орехов;
  • блестки;
  • вода;
  • мыльный раствор;
  • пена для бритья.

_________________________________

Занятия и материалы для детей младше 1 года

Прежде всего, предназначена методика Монтессори для детей старше 3 лет, однако реализовать некоторые её принципы можно и в значительно более раннем возрасте.

Лучшие развивающие игры для детей до года, представленные в статье детского психолога, помогут родителям ещё успешнее развивать маленького ребёнка.

Необходимо оборудовать детское помещение таким образом, чтобы кроха смог свободно двигаться. Для этого необходимо на пол постелить мягкий мат или матрас, а рядом установить зеркало (его нужно обязательно закрепить).

Ближе к 12-месячному возрасту возле зеркала нужно установить перекладину, чтобы ребёнок смог понемногу вставать и, придерживаясь, передвигаться в вертикальном положении.

Что касается дидактических материалов, то в этот возрастной период работает принцип – чем больше сенсорики, тем полезнее для малыша.

Необходимо выбирать такие предметы, которые можно:

  • потрогать;
  • послушать;
  • перекладывать из ручки в ручку.

До года ребёнку могут понадобиться несколько важных пособий, которые обычно имеются в каждом доме, где поселился новорождённый малыш.

  • мобили. Для развития зрительного восприятия у малыша младше 1 месяца пригодится мобиль с чёрно-белыми изображениями и игрушками. Затем можно брать подвески с предметами основных оттенков;
  • шумящие игрушки. Можно взять традиционные погремушки, бубенцы, прочие музыкальные инструменты. Шумящие игрушки своими руками – тоже неплохой вариант. Для изготовления потребуются бутылочки, коробки, баночки, в которые засыпают камешки, крупы;
  • игрушки для захвата. 3-месячный ребёнок активно учится хватать предметы. С этой целью ему предлагаются палочки из дерева, пластика, которые удобно удерживать и перекладывать из ладошки в ладошку;
  • коробки с мелкими предметами. Для совершенствования тактильных ощущений и расширения знаний об окружающем мире пригодится коробочка с различными небольшими предметами, различными по фактуре. Родитель должен следить, чтобы кроха не тащил их в рот.

Все подобные упражнения можно и нужно сопровождать детскими песенками, потешками, стишками. Также можно включать классические музыкальные произведения.

Понятие сенсорики

Сенсорика происходит от латинского слова ‘sensus’, что означает восприятие. Другими словами так можно назвать человеческую способность составлять собственное представление о том, как устроен мир, через свои ощущения и личное восприятие.

Для детей сенсорное развитие напрямую связано с формированием представления о таких важных свойствах предметов как форма, цвет, запах, вкус, пространственное расположение, размер. До трехлетнего возраста дети очень быстро и интенсивно развиваются в психическом, физическом и интеллектуальном плане.ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: сенсорные коробки для детей от 1 года

Не последнюю роль в успешности процесса развития играет степень сенсорного воспитания крохи — как он видит, слышит и осязает мир вокруг себя.

В чем же заключается столь высокое значение сенсорного развития детей 2-3 лет (подробнее в статье: что должен уметь делать ребенок в 2-3 года?)? Ответ состоит в том, что сенсорное развитие детей раннего возраста — это:

  • базовый фундамент для умственного развития,
  • развитие наблюдательности и внимания,
  • положительное влияние на эстетические чувства,
  • расширение воображения,
  • возможность освоения новых способов познания предметов и мира,
  • приобретение сенсорных эталонов,
  • постижение навыков учиться и изучать,
  • помощь в увеличении словарного запаса,
  • влияние на развитие многих видов памяти, среди которых зрительная, моторная, слуховая, образная и другие.

Незатратные игрушки и тренажеры для сенсорного развития младшей группы

Детки в младшей группе учат основные цвета, определяют самые простые формы предметов и тренируют слуховой аппарат, расширяя свой опыт в плане ощущений. Дидактические забавы не должны быть сложными и длинными по времени, а атрибуты и тренажеры нужны яркие и интересные, но простые:

Забавы с пуговицами, бусинами, бобовыми. Нет привычки копить пуговицы? Придется купить разного размера основных цветов по 10 штук примерно. С рассыпными пуговками играем таким образом: перекладываем из коробочки в коробочку, выкладываем дорожку, цветок, другие фигуры, при этом учим цвета и различаем понятия «один – много».

Простейший сенсорный коврик: просто нашиваем пуговки на плотную ткань. Детям нравится перебирать эти кружочки.

На основе сенсорного коврика делаем тренажер: изготавливаем какие-то детали с петельками и надеваем на пуговицы на коврике. Или шагаем дальше: создаем панно из ткани, где изображены деревья, например. На деревьях – пуговицы, а плоды у нас сшиты отдельно с петелькой. Вот и вешаем плоды на деревца.

Просто очаровательная идея для развития сенсорики: из пластиковой бутылки изготавливаем поросенка, обшив его тканью или разукрасив. В горлышко-ротик вкладываем «корм» – пуговицы, бусины, фасоль, горох и т.п.

  • Сенсорные мешочки: шьем небольшие мешочки и зашиваем в них разные материалы – крупы разного размера, бобовые, шуршащие ткани. Для развития обоняния наполняем мешочки пряными травами, кофе и т.п. При этом несколько экспонатов нужно сделать с одинаковым наполнителем, чтобы малыш умел находить их и отличать от других.
  • Дидактические кубики: дети этого возраста могут ставить их один на другой по 2-3-4, поэтому рисунок на кубиках должен составлять единый узор, чтобы малыш задействовал мышление. Либо для изучения цвета сделайте кубики основных цветов и предлагайте разные варианты игры. Хороши кубики из разных материалов: связанные из ниток, сшитые из ткани, изготовленные из гладкого и фактурного картона.
  • Тренажеры-шнуровки, застежки, задвижки, змейки, прищепки и т.д. Как их сделать, можно найти в Интернете.
  • Маракасы – делаем из пластиковых бутылок и наполняем сыпучими материалами – развиваем слух.

Дидактические игры своими руками

Дидактические развивающие игры необязательно покупать в специализированном магазине. Можно их создать своими руками и привлечь к процессу ребенка. Это вызовет у него желание учиться новому в процессе игры. В качестве оборудования подойдут предметы из домашнего обихода, с которыми человек сталкивается ежедневно. Это познакомит дошкольника с объектами быта и позволит избежать дополнительных денежных трат.

Пальчиковый сухой бассейн

Сухой бассейн — игра на развитие мелкой моторики, которая включает в себя пальчиковую гимнастику. Глубокую миску высотой 12-15 см на половину заполнить сухим горохом. Ребенок опускает кисти рук в наполнитель, перебирает горошины, рассыпает их. Таким образом происходит самомассаж пальцев рук.

Игра бусы из соленого теста

Детям предлагается создать бусы в подарок маме из разноцветных колечек. Педагог заранее лепит колечки из соленого теста и подсушивает в духовке. Тесто можно купить в магазине или сделать самим. Для этого понадобится:

В игре бусы из соленого теста дети на нитку нанизывают бусы.

  • мука — 1 стакан;
  • соль — 1 стакан;
  • крахмал — 1 ст. л.;
  • вода — 1 ½ стакана;
  • цветная гуашь.

Крахмал развести в ½ стакане холодной воды, залить 1 стаканом кипятка. Половину стакана получившегося раствора смешать с мукой и солью. Замесить тесто, покрасить в разные цвета. Сформировать колечки.

На занятии дети нанизывают бусинки на шнурок и формируют украшение.

Пособие “разложи яички в свои домики”

Педагог закрашивает картонный контейнер для яиц в 4 цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Коробочки от шоколадных яиц (киндер-сюрприза) оклеивает соответствующей цветной бумагой. Дети раскладывают разноцветные яйца в подходящие ячейки.

«Тактильная коробка»

Основа интерактивного пособия — короб, кастрюля, пластиковый контейнер с крышкой. Она наполняется природными материалами (крупой, песком, мукой, ракушками, камнями, листьями). Можно добавить в коробку бумагу, вату, ткань, игрушки. Дополняют коробку инструментами — ложкой, лопаткой, стаканами, формами для кексов. Ребенок изучает наполнение коробки, учится манипулировать разными предметами, знакомится с различными тактильными ощущениями. Можно играть с содержимым коробки по заданию взрослого или оставить место для свободного творчества дошкольника.

Игра «разноцветные палочки»

Цветные счетные палочки — пособие Кюизенера. Оно представляет собой комплект из 116 пластмассовых палочек 10 разных цветов и размеров. Самая маленькая палочка имеет длину 10 мм, следующие увеличиваются на 10 мм. Палочки одной длины окрашены одинаково. Использование пособия позволяет развить у детей представление о числе на основе счета и измерения, сформировать пространственные понятия, изучить соотношение «больше-меньше». Палочки можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине.

Чудесный мешочек

Для игры понадобятся большой плотный тканевый мешок и различные мелкие предметы: галька, фигурки, шарики и бусинки, монетки, ткань, шишки. В ходе игры развивается тактильное восприятие. Дети по очереди опускают руку в мешок и описывают предмет, который нащупали. Задача — угадать, какой предмет находится в мешке. Занятие проводят как индивидуально, так и в группе в детском саду.

Конструктор

Конструирование — деятельность, которая направлена на создание новых объектов из небольших частей. Собирая детали конструктора, ребенок развивает фантазию, мелкую моторику, мышление, изучает цвета и формы.

«Паучок на полянке»

Для игры понадобится пластиковое прозрачное ведро с крышкой, в нем делают отверстия для шнуровки и крепления дополнительных деталей. На крышку из цветной бумаги наклеивается паучок. Глаза делают из крышек от пластиковых бутылок, раскрашивают в подходящие цвета, соединяют с основой. К лапкам добавляют шнурки, которые вставляют в отверстия. Из них ребенок «плетет паутину».

В ведерко складывают мелкие предметы и ленты, которые можно проталкивать через отверстия разного диаметра. Вариантов манипуляций с пособием множество, поэтому дети каждый раз придумают новую игру с паучком.

Ход встречи:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем мастер – классе «Сенсорное развитие детей». Повестка нашей встречи (знакомство с повесткой).

Воспитатель показывает родителям выставку «Игры для развития сенсорики».

Беседа с родителями.

Воспитатель: Уважаемые родители, что такое сенсорное развитие? (ответы родителей).

Сенсорное развитие ребенка — это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и речи детей данного возраста.

Практическая часть

Игра «Чудесный мешочек»

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.

Игра «Собери цветок».

Родители собирают цветок по листикам. Собрали. Надеваем цветные накидки. Теперь мы бабочки. Под музыку кружимся. Музыка закончилась, сели на цвета одного цвета с накидкой.

Дидактическая игра «Собери капельки»

Для этой игры надо вырезать из картона разноцветные капельки и контуры стаканчиков.

Игровое задание: родителю предлагается собрать капельки в стаканчик такого же цвета.

Игра «Шагаем в пробках»

Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «Лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Динамическая пауза

Давайте мы с вами выполним упражнение «Мы- команда! Вам необходимо быстро и четко выполнять задание. Постройте, используя всех игроков,следующие фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.

Вы наверно немного устали, давайте отдохнём!

Игра «Самомассаж рук»

Игры развивают мелкую моторику рук. Катать маленький мячик между ладонями, карандаш, грецкий орех).

Я катаю мой орех, чтобы стал крупнее всех,

Научусь я два ореха между пальцами держать,

Это в школе мне поможет, буквы ровные писать.

— Сегодня познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! (раздать родителям памятки).

Алгоритм разработки проекта по сенсорике

Этот алгоритм состоит из трёх этапов:

  1. Информационно-аналитический.
  2. Творческий.
  3. Заключительный.

Информационно-аналитический этап включает в себя подготовку плана сенсорных занятий для конкретной возрастной группы. Воспитатель должен:

  • приготовить игры, методические материалы, направленные на сенсорное развитие детей;
  • при необходимости пополнить сенсорную зону группы новым оборудованием;
  • проанализировать индивидуальные особенности и навыки каждого ребёнка.

По результатам проведения данного этапа воспитатель определяет цели сенсорных занятий, подготавливает необходимое для их осуществления оборудование, вводит корректировки в план занятий на основе индивидуальных особенностей членов группы.

Творческий этап предполагает:

  • создание сенсорного стенда в группе детского сада;
  • консультации и собрания родителей;
  • изготовление игр и методических материалов (что пересекается с предыдущим этапом).

На этом этапе осуществляется знакомство детей с новыми методическими материалами и проводятся сенсорные занятия.

Сенсорный стенд составляется воспитателем с учётом возрастной группы, целей и задач обучения и других факторов

Заключительный этап представляет собой подведение итогов проекта сенсорного развития в конкретной группе.

Итоги

С самого раннего детства, у каждого ребёнка должны быть свои обязанности. Приучайте его заботиться о членах семьи. Просите, например, его принести тапочки или пульт, выкинуть что-нибудь в мусорное ведро. Приобщайте его к различной домашней работе, давая мелкие поручения. Помогая другим, малыш учится быть ответственным, лучше взаимодействовать с людьми, а также, чувствует себя важным и нужным. И еще, если кроха проявляет инициативу, не останавливайте его. Хорошо, когда он предлагает вам свою помощь, пусть даже не совсем и вовремя. Не нужно подавлять его желание помогать.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: