Общее поведение:
— Развитие при синдроме Аспергера похоже на швейцарский сыр (т. е., некоторые области развития соответствуют возрастной норме, в то время как другие навыки могут запаздывать или отсутствовать). К тому же, эти дети могут обладать навыками, опережающими на несколько лет детей с нормальным развитием (например, ребенок может понять сложные принципы математики, но не в состоянии вспомнить о том, что нужно записать домашнее задание).
— Иногда у моего ребенка могут происходить нервные срывы («истерики»). В такие моменты, пожалуйста, разрешите ему пойти в «безопасное и спокойное место», где он/она сможет успокоиться
Постарайтесь обратить внимание на то, что произошло перед срывом (например, неожиданное изменение в расписании). К тому же, лучше поговорить с ним/ней после того, как обстановка стала спокойной
— Пожалуйста, создавайте в классе атмосферу, которая поддерживает уважение к различиям и особенностям каждого.
— Пожалуйста, помните, что если мой ребенок обучается чему-либо в одной ситуации, то это не означает, что он/она автоматически вспомнит или сможет перенести усвоенный материал в новую ситуацию.
— Пожалуйста, обращайте внимание на сильные стороны моего ребенка почаще и наглядно. Это придаст ему/ей уверенности, чтобы продолжать двигаться вперед
— Мой ребенок может издавать громкие звуки под влиянием сильных эмоций. Будьте готовы к этому, особенно, когда он/она испытывают трудности. Также, пожалуйста, объясните другим детям, что это просто его/ее способ борьбы со стрессом или страхом.
— Моему ребенку может потребоваться помощь в трудноразрешимых ситуациях. Пожалуйста, найдите время, чтобы помочь ему/ей с этим.
— Мой ребенок хорошо воспринимает позитивную и спокойную форму обучения.
— При разделении детей на команды, пожалуйста, пожалуйста, формируйте группы сами, а не позволяйте детям самим выбирать членов группы, потому что в этом случае увеличивается вероятность того, что мой ребенок останется в стороне или его будут дразнить.
— Если ее/его учеба в классе идет гладко и без проблем, то это значит, что мы сделали все правильно. Это не означает, что мой ребенок «выздоровел»… никогда не имел проблем… или что он больше не нуждается в поддержке. Увеличивайте требования постепенно.
— Если Вы наблюдаете у ребенка приступ ярости или другой эмоциональный всплеск, то это не умышленное поведение. Наоборот, это его реакция на сильный стресс в виде «борьбы или бегства». Представьте, что это «перегрузка электрической цепи». Иногда можно предупредить такие ситуации, если Вы увидите наступление предупреждающих сигналов.
Признаки синдром аспергера
Признаки синдрома Аспергера невозможно выявить по внешнему виду, так как патология является скрытым расстройством, которое характеризует ряд нарушений. Существует триада признаков недуга: это нарушения, проявляющиеся в социальных коммуникациях, при взаимодействии с окружающими и в воображении. При этом чаще всего синдром встречается у мужского пола.
Симптомы становятся заметными с 2-3 лет и могут варьироваться от ярко выраженных, то есть тяжелых, до умеренных. Людям с данным расстройством характерно беспокойство во время общения, сильная тревога, растерянность. Больные обладают педантичностью и перфекционизмом, соблюдая определенный порядок во всем. Наблюдаются сенсорные нарушения, неестественная речь и одержимое увлечение хобби или каким-либо занятием.
Рассмотрим основные признаки синдрома Аспергера:
- Проблемы с поиском друзей и сложность в общении.
- Плохое понимание социальных стимулов и эмоций, чувств других людей.
- Своеобразные, несоответствующие ситуации эмоции и поведение.
- Однотипное мышление и озабоченность собственным миром.
- Одержимое желание довести до конца начатое дело.
- Психологические проблемы при любых изменениях в графике или режиме.
- Многократное повторение слов или действий, однотипное мышление.
- Ограниченные языковые навыки, не разделение интересов с окружающими.
- Эмоциональная скованность, за исключением гнева или расстройства.
- Хорошая механическая память, любовь к чтению, без понимания информации.
- Плохой зрительный контакт и координация, неуклюжесть движений.
- Концентрация на каких-либо мелочах.
- Трудности с восприятием критики от окружающих.
- Проблемы со сном.
С какими трудностями сталкиваются аспи?
Каждый человек с синдромом Аспергера / РАС проживает уникальный опыт, и говорить за других было бы некорректно.
Но есть одна сложность, о которой сказать стоит: аутистичные люди регулярно сталкиваются с непониманием.
Многие люди с РАС выступают за пересмотр отношения к аутичности в целом и признание термина «нейроотличность». В отличие от слов «синдром», «аутизм» и «расстройство», термин «нейроотличность» подчёркивает: это не болезнь. Есть также мнение, что рассматривать аутичность стоит не как отклонение, а как черту характера.
Нейроотличные — меньшинство. Их поведение, манера речи и мышления отличаются от привычного обществу. Поэтому многим людям с аутичностью приходится бесконечно объяснять, почему они ведут себя именно так, а не иначе. Кто-то готов спокойно выслушать и учесть особенности собеседника, а кто-то считает, что человек либо подстраивается под большинство, либо теряет возможность полноценно жить в социуме.
Проявить эмпатию и создать особенные условия для общения с человеком — трудный путь. Гораздо проще требовать от всех подчинения стандарту, а всё «выбивающееся» списывать на слабость и капризы.
Нейроотличным людям приходится регулярно тратить внутренние ресурсы, чтобы что-то доказывать окружающим. Например, что неприязнь к определённым запахам — это не брезгливость, а физиологическая неспособность переносить их, которая не поддаётся контролю и «дрессировке».
Нейроотличные имеют тот же набор прав и свобод, что и нейротипичные. Никто не обязан маскироваться под общество. Абсолютно нормально не смотреть в глаза собеседнику — это не сигнал неуважения или невнимательного слушания. Просто другой паттерн поведения, не несущий вреда и имеющий право на существование.
Вопрос – ответ
Вопрос:
Какое при синдроме Аспергера проводится лечение и необходимо ли оно?
Специального лечения при данном расстройстве не существует. Пациента наблюдает психиатр и при необходимости назначает медикаментозные средства для купирования возникающих психических проблем (тревожность, нарушения сна, фобии). Упор делается в основном на немедикаментозную терапию, призванную социально адаптировать пациента к существованию в обществе (ЛФК, психологические тренинги, методы развития коммуникации, поведенческая терапия, занятия с логопедом). Также рекомендуется специальное питание, как правило, пища должна быть простой и раздельной, без приправ и разных изысков.
Вопрос:
Можно ли избавиться от данного расстройства?
Нет. Дети с синдромом Аспи вырастают во взрослых с синдромом Аспергера. Данный синдром остается на всю жизнь, но пациента можно успешно компенсировать, особенно если он выберет подходящую для своего диагноза работу.
Вопрос:
Как жить с «человеком – аспергером»?
Совместное проживание, особенно брак с таким человеком представляет огромную сложность, но не только и для здоровой стороны, но и для «аспергера». Старайтесь не обращать внимания на его «причуды» — ведь они только для вас являются причудами и капризами. Прощайте ошибки и неуклюжесть, не акцентируйтесь на его особенностях. Где-то необходимы легкие насмешки и тычки, где-то небольшая хитрость.
Вопрос:
Передается ли заболевание по наследству?
Скорее да, чем нет. Ученые склоняются к наследственной предрасположенности данного расстройства, но даже если супруг/а – «аспергер», совсем не обязательно, что дети унаследуют этот синдром.
Синдром Аспергера – что значит, как проявляется
Заболевание получило название в честь детского врача из Австрии Ганса Аспергера. В 1944 г. он подробно описал четырех маленьких пациентов из собственной практики, у которых отсутствовали навыки невербального взаимодействия. У детей было обнаружено ограниченное восприятие чувств окружающих. Они не умели сочувствовать ровесникам, были неуклюжими, из-за этого не могли вписаться в общество. Педиатр назвал отклонение «аутичной психопатией», описав заболевание как социальную изоляцию. В начале 90-х патология стала стандартизированным диагнозом. В МКБ-10 синдрома Аспергера нет, он введен в группу первазивных нарушений развития (F84.0), в которой выделен в отдельную рубрику (код F84.5).
Синдром Аспергера входит в группу заболеваний аутистического спектра. Патология часто возникает у детей, но на протяжении многих лет не дает о себе знать. Проявляется недуг чаще всего у взрослых пациентов. Объясняется это тем, что детей, болеющих синдромом, редко отправляют на прием к психотерапевту. В раннем возрасте интеллект у ребенка высокий, а странности поведения списывают на особенности характера.
Согласно статистическим данным, признаки заболевания встречаются у 0,36-0,71% детей школьного возраста, при этом у 30-50% пациентов недуг остается не диагностированным.
Синдром имеет гендерную предрасположенность, болезнь в 2-3 раза чаще встречается у мужчин.
Заболевание у взрослых проявляется по-разному. Пациенты могут иметь престижную должность, семью, быть успешными в определенных сферах, где не требуется постоянный контакт с людьми. Несмотря на то, у них могут возникать сложности с адаптацией в обществе и восприятием окружающих. У некоторых пациентов заболевание синдром Аспергера протекает параллельно с серьезными психическими отклонениями.
Люди, столкнувшиеся с патологией, если и обращаются к врачам, то чаще всего по причине развития пагубных пристрастий, например, злоупотребление спиртными напитками. Иногда им ставят ошибочные диагнозы, такие как, депрессия, личностное расстройство. В этом случае больному назначается схема лечения, которая не приносит ожидаемого результата, а еще сильнее усугубляет его состояние
Поэтому важно обращаться к профессионалам с большим опытом, которые смогут верно определить патологию и составить эффективную схему лечения.
Психический синдром Аспергера – это разновидность аутизма, которая является пожизненной дисфункцией. Заболевание влияет на то, как человек воспринимает окружающий мир, обрабатывает новую информацию и относится к другим людям. Среди специалистов патологию принято называть «скрытая дисфункция», поскольку выявить ее по внешним проявлениям практически нереально.
Классификация аутизма
Сегодня удалось выявить несколько форм аутизма. Разделяются они не только по степени тяжести, но и по тому, как протекает болезнь, насколько сильно страдают у человека взаимодействие и коммуникация с другими людьми.
Классический аутизм или синдром Каннера известен еще с 1943 года. Это самый ранний аутизм, который начинает проявляться уже в первый год жизни ребенка и полностью диагностируется в 3-4 года. Заболевание включает в себя три важных диагностических симптома: нарушение творческой игры, отсутствие социального взаимодействия, полное нежелание коммуникации с другими людьми.
Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм часто остается недиагностированным, так как ребенок со временем полностью адаптируется в обществе и с помощью прекрасного подражания другим людям ведет себя вполне нормально и адекватно. К сожалению, часто именно аутизм у взрослых, который в большинстве случаев остается невыявленным, имеет такую форму.
Атипичный аутизм еще называется неуточненным глубоким нарушением развития. Его основные проблемы – отсутствие речи и полная невозможность контактировать с другими людьми. Таким детям нельзя поставить диагноз классического аутизма, так как у них может отсутствовать главный симптом – стереотипное или повторяющееся поведение. Во всем остальном обе формы болезни практически идентичны.
Синдром Геллера начинает проявляться в возрасте 4-5 лет. При этом развитие ребенка останавливается, и все навыки, которые имелись у него до этого, теряются. Ребенок перестает любить обниматься, не может больше разговаривать, хотя до этого момента у него была осознанная речь, он больше не умеет рисовать, лепить, ездить на велосипеде. Регресс может идти разными темпами, при этом раньше в развитии крохи никаких особенностей не наблюдалось, и он считался абсолютно здоровым.
Синдром Ретта проявляется исключительно у девочек. При этом наблюдается тяжелое расстройство головного мозга, которое диагностируется в первый год жизни. Конечно, назвать эту болезнь аутизмом можно с большим трудом, однако симптомы у них немного похожи.
К сожалению, определить, какая именно форма заболевания имеется у ребенка или даже у взрослого, самостоятельно и без соответствующего образования невозможно
Поэтому важно как можно раньше при первых же сомнениях обратиться к педиатру, который поможет и подскажет, с каким именно специалистом следует проконсультироваться для подтверждения или опровержения своих догадок
Первые проявления аутизма у детей раннего возраста
Заподозрить неладное родители могут с раннего возраста. Так, например, основной признак аутизма в возрасте до года – это отсутствие зрительного контакта. То есть ребенок всеми силами будет избегать того, чтобы смотреть взрослому в глаза. Также нет никакой реакции на свое имя, хотя малыш прекрасно его знает.
К году у ребенка отсутствует указательный жест, то есть он никак не показывает на тот предмет, который ему хочется получить, или на то, что ему надо достать с полки. Еще один признак – практически полный отказ общаться с окружающими знакомыми людьми, будь то родители, бабушка или дедушка, братья и сестры. К тому же игровая деятельность такого ребенка заметно отличается о той, что наблюдается у здорового ребенка.
В некоторых случаях происходит регресс в развитии: ребенок полностью теряет навыки, которым научился и пользовался до этого. У таких малышей поздно появляется речь, да и разговаривают они крайне редко и с большой неохотой. Присутствует задержка в развитии, появляется стереотипное поведение, отсутствие как таковой игровой деятельности, в которой он копирует действия взрослых.
Основные симптомы синдрома Аспергера у детей:
1. Фиксация внимания ребенка на чем-то одном. Многих детей с синдромом Аспергера интересует одно – два увлечения, на которых ребенок может быть сосредоточен часами. Обычный ребенок интересуется всем и сразу, часто дети играют одновременно с большим количеством игрушек. Это считается нормой
Самой распространённой фразой мам, у чьих детей выявлен синдром Аспергера: «Мой ребенок сосредоточен на чем-то определенном (свои автомобили, синие игрушки, свои книги…), и уделяет этой вещи (увлечению) особое внимание слишком долго»
Симптомы синдрома Аспергера
2. «Маленький профессор». Как правило, ребенок с Синдромом Аспергера звучит, как маленький профессор. Такие дети, как правило, имеют развитые вербальные навыки, но из-за аутизма, вызванного синдромом Аспергера, они могут зацикливаться на разговоре без остановки. Дети с синдромом Аспергера часто говорят официально, слишком необычно для своего возраста, или говорят, совсем как взрослые.
3. Трудности с пониманием социальных сигналов. Социальные трудности – это еще один ключевой признак синдрома Аспергера. Мы с детства учимся понимать не только речь, но и язык тела. О многих движениях мы даже не задумываемся, однако, они часто заменяют или дополняют смысл наших слов. Чтение языка тела (жестов) может быть трудно для таких детей, например, в ожидании своей очереди или во время беседы. Это одна из причин, почему дети не вступают в разговор, они просто говорят, говорят, не понимая по жестам тела и лица собеседника, что ему тоже есть, что сказать. В результате, такие дети становятся изолированными от сверстников, так как не могут поддерживать двустороннюю беседу.
4. Необходимость рутинной дисциплины. Для детей с синдромом Аспергера любое отклонение от плана – это стресс и то, что может вызвать путаницу. Если вы скажете ребенку, который привык принимать душ в 8 вечера, что мы сегодня задержимся в гостях, придем домой в 9, а после примем душ, то такое поведение вызовет у ребенка смятение и путаницу, так как любое отклонение от плана тоже должно быть заранее спланировано. Рутинная дисциплина играет важную роль: душ в 20.00, ужин в 18.00, обед в 12.00 и так далее. Если нужно отойти от плана, то ребенку приходится об этом говорить за несколько дней, чтобы его не спутать.
5. Трудности с эмоциями и их контролем. Часто такие дети становятся более эмоциональными и раздражительными во время психологических перегрузов. Например, многие дети с синдромом Аспергера не могут справиться с эмоциями, если их распорядок или планы идут наперекосяк. Обычно, это описывают, как неспособность контролировать эмоции, когда что-то «не в порядке».
6. Отсутствие эмпатии. Еще один признак синдрома Аспергера у детей – это кажущееся отсутствие сочувствия к другим людям. Многие родители говорят, что их дети не имеют понятия, что у других людей есть чувства, могут быть переживания или страдания. Дети с синдромом Аспергера живут, будто в своем собственном маленьком мире.
7. Не могу понять тонкости речи. Некоторые людям с синдромом Аспергера трудно понять выделение слова интонацией или остроумную фразу «со смыслом». Такие люди понимают слова очень буквально, им сложно понять сарказм или юмор.
8. Необычный язык тела. Другим признаком синдрома Аспергера у детей являются необычные выражения лица и странные позы, также такие дети избегают взгляда в глаза.
9. Задержка развития моторики. Этот признак распространяется на абсолютно все виды моторики, от мелкой моторики рук (почерк) до способности ездить на велосипеде, играть в баскетбол.
10. Сенсорная чувствительность. Многие дети с синдромом Аспергера имеют повышенную сенсорную чувствительность. Как результат, они могут быть крайне чувствительны к определенным ощущениям, будь то яркий свет, громкие звуки или ткань одежды и др.
Если вы думаете, что у вашего ребенка может быть синдром Аспергера, не стоит затягивать поход к специалисту. Синдром Аспергера – это не конец жизни! Диагностика синдрома – это возможность помочь ребенку развиваться в нужном направлении для него. Ведь, глупо заставлять ребенка с синдромом Аспергера учить юриспруденцию, рассчитывая на большие результаты. Зато, есть много других отраслей, где та же способность концентрироваться с удовольствием на чем-то долго может оказаться незаменимой.
Иностранные врачи рекомендуют обращаться в специализированные группы для таких родителей, водить в эту группу своего ребенка. Однако, решение за вами, никто лучше вас не чувствует собственного ребенка, поэтому именно вы знаете, что лучше для него.
Эта статья носит информационный и образовательный характер. Для конкретных медицинских советов, диагностики синдрома Аспергера и лечения, проконсультируйтесь с врачом.
Общие тезисы
Обычно болезнь удается диагностировать в период от 4 до 11 лет. Но эти рамки не являются окончательными. Очень часто человек узнает о своем диагнозе уже во взрослом возрасте, хотя в этот период его распознать сложнее, чем в детстве.
Девушка узнала о своей проблеме, обучаясь в университете, хотя явные признаки расстройства прослеживались с детства. С ранних лет она испытывала трудности в общении с другими детьми, ощущала себя другой, даже говорила маме, что обладает особенным внутренним миром, который боится потерять. Этой особенностью была привязанность к мелочам, которые и позволяли ей улавливать все краски, звуки, запахи и ощущения окружающего мира. Этого она боялась лишиться, опасалась, что станет видеть все в серых тонах.
В университет она поступила на заочное отделение. Параллельно работала и ходила на языковые курсы. Новая обстановка и большое количество людей, скорее всего, послужили толчком к обострению состояния. Все чаще на нее накатывала волна гнева и раздражительности. Если до этого она могла справиться с этим, то теперь ситуация вышла из-под контроля. Плюс ко всему, друзья стали указывать ей на странности в поведении: несоблюдение элементарных правил общения, отсутствие чувства юмора, неадекватные и неуклюжие реакции на определенные ситуации.
В конечном итоге ей все-таки пришлось обратиться к специалисту. И ей был поставлен диагноз: синдром Аспергера.
Взрослые аспергеры – очень загадочные личности. Сами они замечают, что абсолютно разные. Вы не найдете среди них людей, которые были бы полностью идентичны в поведении.
Аспи утверждают, что их состояние – отнюдь не патология, а своеобразный вариант нормы. Просто это люди с иным видением мира. Многие из них говорят, что, если бы у них была возможность излечиться от расстройства коренным образом, они бы этого не сделали. Их диагноз – весомая часть их характера, и, лишившись её, они не представляют, кем бы стали.
Несмотря на определенные сложности их существования, в их жизни присутствуют и радостные моменты, недоступные обычным людям. Их особая форма восприятия мира, помимо отрицательных аспектов, имеет и положительные стороны. Они, в ходе успешной компенсации, помогают человеку социализироваться в обществе и достичь определенных высот.
История Стивена Шора – преподавателя Бостонского университета, члена Американского общества больных аутизмом и автора автобиографического очерка о своей жизни с СА – тому подтверждение. Он не разговаривал до 4 лет и ему был выставлен диагноз атипического развития с глубокими аутистическими признаками. Его родителям советовали определить мальчика в специализированный интернат, но они этого не сделали.
В настоящее время Стивен является обладателем докторской степени по специальной педагогике. Он помогает раскрыться людям с аутистическими расстройствами, много работает с детьми. Выступает с лекциями и докладами.
Многие психотерапевты в работе с людьми-аспи сходятся во мнении, что их цель – не искоренить болезнь, а обнаружить те симптомы, которые становятся источником стресса для их подопечных и мешают нормальному существованию. Специалисты также ищут пути для их преодоления.
Диагностика
Описание любого заболевания или расстройства всегда носит общий характер и важно помнить, что у каждого пациента они протекают индивидуально. Признаки и симптомы синдрома Аспергера у разных людей тоже могут различаться
Чаще всего расстройство диагностируют в подростковом возрасте, когда становятся очевидными проблемы социальной адаптации. Часто родители списывают симптомы на возраст ребёнка, а не на особенности развития.
При этом ранняя диагностика дается специалистам гораздо проще, чем у взрослых. Одна из причин — с возрастом у людей уменьшаются различия между синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом. Эти понятия часто путают или используют как синонимы. Расстройства отличаются не сильно, однако при синдроме Аспергера в детстве у ребенка обычно речь развивается без задержек. Либо, например, люди с высокофункциональным аутизмом еще менее эмпатичны, чем с синдромом Аспергера.
Именно поэтому диагностикой всегда занимаются психиатры. Перед специалистом встает достаточно сложная задача диагностики, наблюдения и сбора анамнеза для того, чтобы поставить диагноз синдрома Аспергера.
Можно ли вылечить синдром Аспергера
Синдром Аспергера — врожденная особенность развития, вылечить его невозможно, но возможно научиться с ним жить
Человеку с синдромом Аспергера важно пройти процесс адаптации к этим особенностям и принять своё отличие от других людей
Без поддержки близких и психотерапевтической работы со специалистами появляется риск того, что человек может уйти от социального взаимодействия в мир фантазии. Еще один возможный «побочный эффект» отсутствия психотерапии и поддержки — развитие высокомерия и обвинение других людей в своих трудностях. Все это может стать причиной еще большей социальной изоляции и депрессии. Поэтому одна из важных задач сопровождения и психотерапии человека с синдромом Аспергера — признание и принятие им своих особенностей и того, что он в прямом смысле думает не так, как другие люди, и что это не делает его плохим.
Психотерапевтическую работу с пациентом важно подкреплять просветительской работой с его родственниками: рассказывать им об особенностях проявления синдрома Аспергера. Еще одна задача — найти оптимальные способы взаимодействия
При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста важно уделять внимание навыкам совместной игры, основанным на сотрудничестве. Также необходимо развивать навыки отслеживания и интерпретации эмоциональных сигналов других людей. Для этого часто используется методика «Социальных историй», которую разработала американский педагог Кэрол Грей
Суть методики в том, чтобы прорабатывать и обсуждать с детьми различные ситуации социального контакта. Такая работа помогает ребёнку продуктивнее интегрироваться в среду сверстников
Для этого часто используется методика «Социальных историй», которую разработала американский педагог Кэрол Грей. Суть методики в том, чтобы прорабатывать и обсуждать с детьми различные ситуации социального контакта. Такая работа помогает ребёнку продуктивнее интегрироваться в среду сверстников.
При психотерапевтической работе с подростками и взрослыми специалисты уделяют внимание навыкам регулирования потока и интенсивности сенсорных стимулов, а также способствуют развитию контакта со своими чувствами и выработке набора инструментов для эмоциональной саморегуляции. Это помогает снижать уровень стресса и тревоги
Скидка 25% по промокоду AOLT на первую сессию с автором статьи
Статья оказалась для вас полезной? Поставьте ей ниже лайк. А если кажется, что автор текста может помочь с вашей проблемой, запишитесь к нему на первую сессию со скидкой 25% по промокоду AOLT
Записаться на сессию