Виды психических процессов
Понимание чего-либо подразумевает под собой познавательный процесс, который формирует образы окружающей среды. Данный процесс связан с ощущениями, при помощи которых мы собираем внешнюю информацию. К свойствам данного процесса можно смело отнести структурность, предметность, избирательность.
Память является совокупностью особенностей, которые направлены на накопление, сохранение, а также использование навыков. Главной функцией этого процесса является хранение информации, благодаря которой и существует каждая личность. Тренировать память можно и нужно. Все, что для этого нужно делать — ежедневно проходить когнитивную тренировку на Викиум.
Процесс мышления помогает смоделировать закономерности окружающего мира. Благодаря мышлению человек способен воспринимать и менять свои ощущения, воображение и прочее.
Ощущения как процесс возникают, отражая отдельные свойства и состояния внешней среды, а также субъектов. Ощущения направлены на получение информации о качестве, количестве, пространстве. Человек способен испытывать такие ощущения, как: вкус, слух, зрение, обоняние, осязание.
Благодаря воображению, у человека в голове могут всплывать различные картинки, идеи и представления. Развитие воображения максимально положительно сказывается на человеке, помогая ему представить уже окончательный результат действий, направленных на что-либо. К основным свойствам воображения можно отнести следующее:
- получение образа, желаемого будущего при условии, что человек не знает, какие действия необходимо предпринять;
- создание для себя каких-либо ценностей;
- соединение нескольких готовых образов для получения чего-то нового;
Процесс представления заключается в изучении образа или явления, которое на данный момент не существует в настоящем. От воображения этот процесс отличается тем, что он относится к реальности, а не к выдумке. Данная функция, безусловно, зависит и от рода деятельности человека. К свойствам представления можно отнести:
- количество воспроизводимых деталей зависит от заинтересованности человека определенным объектом;
- образ объекта несет конкретную информацию для личности;
- удержание образа возможно лишь непродолжительное время.
Используя речь, люди поддерживают коммуникацию с внешним миром. Речевой процесс напрямую зависит от мышления и представления. Благодаря речи можно воспринимать и передавать важную информацию. К свойствам речи можно отнести понятность, действие и выразительность.
Внимание – один из психических процессов, работа которого тесно переплетается с волевым характером и памятью. Обладая хорошей волей, человек может изменить свое восприятие к чему-либо. Именно благодаря вниманию человек успешно существует в мире
Тренировать его, также как и память, можно и нужно. Наши когнитивные тренировки — к ваши услугам
Именно благодаря вниманию человек успешно существует в мире. Тренировать его, также как и память, можно и нужно. Наши когнитивные тренировки — к ваши услугам.
При помощи эмоций люди выражают оценочное отношение к окружающим объектам. Эмоции и чувства очень похожи между собой, а первый процесс полностью связан со вторым.
Стресс представляет собой реакцию организма человека на раздражающие психику, факторы внешней среды. В психологии отмечают наличие положительного и отрицательного стресса. Первый вариант действует на организм положительно и не является слишком долгим и частым. Отрицательный же стресс приносит для человека множество проблем со здоровьем.
Аффект – эмоциональное состояние человека, зависящее от его характера. Обычно его приписывают к негативным качествам.
Постановка цели напрямую зависит от воли и эмоций, ведь только волевой и эмоционально стабильный человек может прийти к своей цели. А искусству целеполагания можно научиться с помощью нашего одноименного курса.
Умение человека идти к указанной цели, направляя свои решения и действия в нужное русло, называется волей. Она тесно переплетается с процессом мышления, внимания и памятью.
Принятие решений являет собой процесс, за который отвечают сила воли, постановка цели и твердость характера.
Влияние эмоционального опыта на различные познавательные процессы
Ярким примером влияния эмоций на познавательный процесс являются исследования Шафера и Мэрфи. Они указывают на воздействие эмоционального фактора на процессы восприятия. Так, испытуемым было предложено примерно в течение 1/3 секунды смотреть на изображение лица, и запомнить его. Лица были показаны неоднократно, при этом пара из них постоянно подкреплялась вознаграждением (после их демонстрации испытуемый получал 2 или 4 цента, а за экспозицию остальных он сам должен был платить столько же).
Показ каждого лица происходил 25 раз. В ходе эксперимента вознаграждения и наказания распределялись так, чтобы в конце испытуемые могли немного заработать (около 15 центов). Критический момент исследования заключался в том, что была предъявлена двойственная фигура, которая была получена путем сочетания двух профилей. Испытуемым было необходимо определить то лицо, которое они видят на этом двойственном рисунке. Оказалось, что из общего количества 67 предъявлений в 54 случаях испытуемые воспринимали лицо, сопровождаемое позитивным подкреплением. Таким образом, из фона была выделена конфигурация раздражителей, с которой человек связал положительный эмоциональный опыт.
Испытуемые в данном исследовании не знали, за что они получали — вознаграждение или наказание. Тенденция к восприятию того, что получило позитивное подкрепление, была проявлена как бы автоматически. Был сделан вывод, что выявление предмета и точная оценка его свойств связаны с эмоциональным опытом личности.
Представление
Представление – это процесс воспроизведения прошлых образов. Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов», и тем самым обеспечивается возможность понятийно-логического отображения структуры этого класса.
Характеристики представлений:
- Панорамность – выход за пределы перцептивного поля.
- Взаимообособление фигуры от фона.
- Выпадение абсолютных величин (несохранение числа однородных элементов; нарушение воспроизведения абсолютных размеров).
- Преобразование геометрической формы в топологическую схему; схематизация образа.
- Превращение последовательного образа в одновременную структуру.
- Сдвиги в воспроизведении длительности. Это свойство обобщено С. Л. Рубинштейном в виде эмпирического закона заполненного временного отрезка. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.
- Большая прочность сохранения образа временной последовательности по сравнению с временной длительностью.
- В зрительных представлениях происходят сдвиги образа в сторону основных цветов спектра; отдельные конкретные оттенки выпадают.
- Вторичные образы являются менее яркими, более бледными по сравнению с первичными образами.
- Неустойчивость представлений, хорошо известная каждому по собственному опыту. Она выражается в колеблемости, текучести вторичных образов. Можно назвать это свойство дефицитом константности представлений.
- Фрагментарность представлений – непредставленность отдельных сторон, черт, частей предмета, образ которого дан в представлении (выражение дефицита целостности по сравнению с образами восприятия).
- Обобщенность представлений имеет свою специфику – это обобщенность не только единичного предмета, но и класса или категории аналогичных предметов.
Индивидуально-психологические особенности мышления
Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества познавательной деятельности как:
· продуктивность ума;
· самостоятельность;
· широта;
· глубина;
· гибкость;
· быстрота мысли;
· творчество;
· критичность;
· инициативность;
· сообразительность и т.д.
При этом быстрота мышления — это скорость протекания мыслительных процессов.
Самостоятельность мышления — умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления — способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.
Инертность мышления — качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.
Темп развития мыслительных процессов — минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.
Экономичность мышления — число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.
Широта ума — умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.
Глубина мышления — умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.
Последовательность мышления — умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.
Критичность мышления — качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.
Устойчивость мышления — качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.
Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.
Сущность познавательных процессов и их виды
Определение 1 Познавательные процессы – это комплекс психических функций, которые обеспечивают отражение и познание субъектом явлений объективного мира.
Замечание 1
К познавательной сфере личности относятся ощущения, восприятия, воображение, внимание память, мышление, речь. В познании окружающего мира первичным психологическим процессом являются ощущения, которые представляют собой отражение отдельных свойств предметов, оказывающих воздействие на органы чувств человека
Основной частью каждого органа чувств являются рецепторы, т.е. окончания чувствующего нерва. Ощущения объективны и субъективны, если в первом случае в них всегда отражен внешний раздражитель, то во втором случае – они зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека
В познании окружающего мира первичным психологическим процессом являются ощущения, которые представляют собой отражение отдельных свойств предметов, оказывающих воздействие на органы чувств человека. Основной частью каждого органа чувств являются рецепторы, т.е. окончания чувствующего нерва. Ощущения объективны и субъективны, если в первом случае в них всегда отражен внешний раздражитель, то во втором случае – они зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
И. Шеррингтон выделяет три основных класса ощущений:
- экстерорецептивные, возникающие при воздействии на рецепторы внешних стимулов,
- интерорецептивные, образующие органические чувства, например, чувство голода,
- проприорецептивные, помощью которых мозг получает информацию о движении и положении частей тела.
Минимальная величина раздражителя имеет едва заметное ощущение и относится к его нижнему порогу. Человек не ощущает сигналов, интенсивность которых меньше нижнего порога. Максимальная величина раздражителя является верхним порогом чувствительности.
Если ощущения отражают отдельные качества и свойства предметов, то восприятие отражает предмет в целом. Восприятие может быть произвольным и непроизвольным, Произвольное восприятие вызывается особенностями предметов окружения и соответствием их интересам личности. Непроизвольное восприятие заранее поставленной цели не имеет. Восприятие характеризуется такими свойствами, как целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Познавательная сфера человека 400 ₽ Реферат Познавательная сфера человека 230 ₽ Контрольная работа Познавательная сфера человека 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Что касается мышления, то оно позволяет раскрыть недоступное восприятию. Данный психологический процесс связан с открытием нового знания, с творческим преобразованием действительности.
Мышление может быть наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. Условием мышления является проблемная ситуация, а основным его механизмом – анализ через синтез.
Мышление включает в себя воображение – способность представлять несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать.
В основе развития и обучения лежит важная познавательная функция – память, которая может быть непроизвольной и произвольной.
С точки зрения генетики двигательную память считают первичной – это способность запоминать и воспроизводить систему движений.
Разные люди обладают разным типом памяти – зрительной, слуховой, двигательной, которые отличается уровнем своей организации.
Человек с наглядно-образным типом памяти лучше запоминает наглядные образы, звуки, лица, цвет предметов.
Словесно-логический тип памяти дает возможность лучше запомнить словесный и часто абстрактный материал, формулы, понятия.
Эмоциональный тип памяти сохраняет и воспроизводит чувства, пережитые человеком.
Замечание 2
Есть еше феноменальная память, характеризующаяся сильной образностью – человек с такой памятью до мельчайших подробностей, может «видеть» отсутствующий предмет.
Роль познавательных процессов в развитии личности
Познавательные процессы играют важную роль в развитии личности. Они позволяют человеку получать и обрабатывать информацию из внешнего мира, анализировать ее и применять в повседневной жизни.
Основными познавательными процессами личности являются восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Восприятие позволяет нам получать информацию о внешнем мире через органы чувств
Благодаря восприятию мы видим окружающие нас предметы, слышим звуки, ощущаем запахи и вкусы. Восприятие помогает нам ориентироваться в окружающей среде и взаимодействовать с другими людьми
Восприятие позволяет нам получать информацию о внешнем мире через органы чувств. Благодаря восприятию мы видим окружающие нас предметы, слышим звуки, ощущаем запахи и вкусы. Восприятие помогает нам ориентироваться в окружающей среде и взаимодействовать с другими людьми.
Внимание позволяет нам сосредоточиться на определенной информации и игнорировать все остальное
С помощью внимания мы можем выбирать самое важное, исключать лишнее и успешно выполнять задачи. Внимание является основой для концентрации и умения управлять своими действиями
Внимание является основой для концентрации и умения управлять своими действиями.
Память помогает нам сохранять и восстанавливать информацию, полученную ранее. Она позволяет нам учиться на опыте, запоминать правила, навыки и события. Память является основой для формирования опыта и накопления знаний.
Мышление представляет собой процесс обработки информации и решения задач. Оно включает в себя анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и другие операции. Мышление помогает нам решать проблемы, принимать решения и развиваться интеллектуально.
Воображение позволяет нам создавать новые образы, идеи и концепции в нашем внутреннем мире. Благодаря воображению мы можем воспроизводить прошлые события, представлять будущие возможности и исследовать альтернативные варианты. Воображение является основой для творчества и инноваций.
Все эти познавательные процессы взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Развитие каждого из них способствует развитию личности в целом. Чем более разнообразны и активны эти процессы, тем больше возможностей и потенциал развития у человека.
Влияние познавательных процессов на развитие личности
Познавательные процессы играют ключевую роль в развитии личности на всех ее этапах.
В детстве, восприятие и внимание помогают ребенку изучать мир, познавать новые вещи и развивать свои чувства. Память позволяет ему запоминать и использовать знания и навыки, а мышление и воображение помогают ему развивать свои мыслительные способности и фантазию
В подростковом возрасте, познавательные процессы помогают подростку осознавать свои сильные и слабые стороны, строить планы на будущее, принимать важные решения и развивать свою индивидуальность.
В зрелом возрасте, познавательные процессы позволяют взрослому человеку адаптироваться к изменяющимся условиям, совершенствовать свои знания и навыки, развивать свои таланты и достигать успеха в работе и личной жизни.
В старости, познавательные процессы сохраняются, хотя могут измениться в связи с возрастными изменениями. Они помогают пожилому человеку сохранять активность и самостоятельность, преодолевать возникающие трудности и продолжать развиваться как личность.
Таким образом, познавательные процессы играют важную роль в развитии личности на протяжении всей жизни. Они помогают нам познавать и понимать мир, развивать свои способности и повышать качество жизни.
Сенсорно-перцептивная сфера
Это сфера элементарных познавательных процессов, к ним относятся ощущение и восприятие. С одной стороны, они самые древние из всех когнитивных функций, с другой – они основа познания мира, так как обеспечивают поступление в мозг любой информации.
Ощущения
Разнообразные воздействия, которые оказывает мир на человека, называют сигналами, соответственно, органы чувств, отвечающие за прием этих сигналов – это приемники-рецепторы. Ощущения называют еще сенсорными процессами (sensor – с англ. датчик, чувствительный элемент). В ощущениях мы отражаем отдельные свойства, качества предметов, например, цвет, звук, температуру, характер поверхности, вкус и т. д. Ощущения фрагментарны, так как не дают целостной картины мира, и сиюминутны, так как возникают только в момент воздействия раздражителя на орган чувств. Прекратился контакт, и исчезло ощущение.
Мы привыкли считать, что есть пять чувств в соответствии с пятью основными сенсорными каналами, по которым поступает в мозг информация из внешнего мира. Это слух, зрение, обоняние, осязание (тактильные ощущения) и вкус. Ну, иногда мы можем порассуждать о каком-то таинственном шестом чувстве. На самом деле видов ощущений значительно больше пяти. В психологии их разделяют на три группы.
- Экстерацептивные – это как раз те пять видов ощущений, которые мы все знаем. Они возникают от воздействия внешних раздражителей и связаны с работой рецепторов, расположенных на поверхности тела.
- Интерацептивные или органические – это результат обработки сигналов от наших внутренних органов, например, ощущения голода, жажды, сердцебиения, боли.
- Проприцептивные ощущения связаны с работой рецепторов, расположенных в мышцах и связках. Они несут информацию о положении тела, движении (кинестетические ощущения), напряжении мышц и т. д.
Наряду с этими тремя группами иногда обособленно рассматривают, например, вибрационные ощущения – очень древний вид психических явлений, своеобразный атавизм. В процессе эволюции из вибрационных ощущений развилась кожная чувствительность и слух.
Несмотря на важность ощущений, мы практически никогда не имеем дела с ними в чистом виде, точнее, редко осознаем их. Для нас познание начинается с возникновения в головном мозге целостного образа явления. А отвечает за это другой процесс – восприятие
А отвечает за это другой процесс – восприятие.
Восприятие
Данный познавательный процесс называют еще перцепцией и, соответственно, процессы, связанные с ним, – перцептивными. В отличие от ощущений, восприятие – это отражение мира в целостных образах, хоть и оно носит сиюминутный характер. То есть мы воспринимаем, например, дерево, только пока видим его. Стоит отвернуться, как образ восприятия исчезает. А что же остается? То, что сохранилось в памяти.
Так же как и ощущение, восприятие связано с основными сенсорными каналами, поэтому принято говорить о слуховых, зрительных, обонятельных, осязательных и вкусовых образах. Впрочем, более или менее изучены лишь первые два вида. А остальные в психологии исследованы меньше.
Кроме этих пяти видов восприятия, выделяют еще несколько:
- восприятие времени;
- восприятие движения;
- восприятие пространства.
Правда, последнее имеет отношение к визуальным образам, но имеет свою специфику и носит несколько иной характер, чем формирование других зрительных образов.
Восприятие – более сложный, нежели ощущение, когнитивный процесс. Он основан на аналитико-синтетической деятельности мозга, предполагает активность различных его отделов и имеет несколько этапов или стадий:
- обнаружение воздействия;
- различение – собственно восприятие;
- идентификация – сравнение с имеющимися в памяти образами;
- опознание – создание целостного образа.
Восприятие связано с деятельностью и общим психическим состоянием человека. Эта связь называется апперцепцией. В разном эмоциональном состоянии мы воспринимаем одни и те же объекты по-разному – это знакомо всем нам. И чем богаче сенсорный опыт человека, чем больше образов хранится в его памяти, тем богаче и разнообразнее его восприятие. Он видит нюансы оттенков облаков на закате, замечает пение птиц даже среди шума города, ощущает прохладу ветерка и ароматы цветущего луга, в которых может выделить запахи разных цветов.
Теории эмоций
Информационная теория П.В. Симонова: эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью её удовлетворения (при недостатке информации, необходимой для достижения цели); информированность человека о средствах удовлетворения потребности может снимать эмоции.
Когнитивная теория Л. Фестингера: положительные эмоции – если ожидания подтверждаются. Отрицательные – если ожидания не подтверждаются
Биологическая теория П.К. Анохина: положительные эмоции возникают, если результат действия совпадает или превышает ожидаемый результат. Несовпадение ведёт к беспокойству, поиску новых комбинаций, которые привели бы к положительным эмоциям.
Классификация видов эмоциональных явлений
Человек – наиболее эмоциональное существо. Он способен испытывать в разные периоды жизни десятки тысяч оттенков эмоций, но словарь человека ограничен 5-6 тысячью слов, которых недостаточно, чтобы выразить все эти оттенки. Единой классификации эмоций не существует. Представим наиболее распространённую в психологии классификацию (см. рис. 1).
Познавательные процессы и их функции
Психика, если понимать ее как содержание нашего внутреннего мира – очень сложное образование. Все психические явления делятся на 3 группы: процессы, свойства и состояния. Правда, деление это условное, так как все происходящее в нашем сознании взаимосвязано
Внимание и память зависят от воли, эмоциональных состояний и мотивов, мышление влияет на формирование потребностей, а образы воображения способны порождать эмоции не менее сильные, чем реальные явления. И все это так или иначе связано с деятельностью и накоплением опыта
Место познавательных процессов в психике человека
Несмотря на единство и взаимосвязь психических явлений, можно выделить несколько сфер, в том числе познавательную, в которую входят соответствующие процессы. Их еще называют когнитивными (cognito – с латыни «знание»).
Содержание психики – это результат отражения реальности, ее идеальный, субъективный образ. Обеспечивают процесс отражения мира и формирования идеальных образов в нашем сознании когнитивные процессы. Уровень их развития определяет эффективность взаимодействия человека с окружающим миром, а также его психическое и во многом физическое здоровье. То есть проблемы, связанные с познавательными процессами, могут сделать человека неполноценным, умственно отсталым или просто помешать нормально адаптироваться в мире.
Функции познавательных процессов
Когнитивные процессы эволюционно являются самыми «молодыми» психическими явлениями. Даже центры этих процессов находятся в неокортексе – новой коре – самом позднем образовании нашего головного мозга
Исключение составляют более древние внимание и память, которые имеются даже у довольно примитивных живых существ. Но несмотря на молодость, познавательные процессы выполняют важные функции:
- Прием и дифференциация сенсорной информации, поступающей из внешнего мира. В соответствии с каналами восприятия все внешние сигналы распределяются между зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным и вкусовым анализаторами.
- Обработка первичной информации и создание целостных субъективных образов.
- Хранение полученной информации.
- Установление связи между разными областями сенсорного опыта, образами, понятиями, когнитивными конструктами, между новой информацией и уже имеющейся в опыте.
- Создание абстрактных понятий и знаков, выявление закономерностей внешних процессов и явлений. Использование знаковой функции для коммуникации (речь).
- Формирование стратегии поведения и его мотивов.
- Целеполагание, создание перспективных задач деятельности.
- Прогностическая функция – способность предвидеть результаты деятельности и планировать свое поведение.
Совокупность этих функций когнитивных процессов принято называть познавательными или умственными способностями. Чем более эффективно эти процессы выполняют свои функции, тем выше уровень интеллекта человека.
Структура познавательных процессов
Когнитивная сфера имеет разветвленную структуру, что связано со сложностью самого процесса познания мира, который состоит из нескольких этапов:
- получение информации и первичная обработка данных;
- анализ, сравнение, обобщение и синтез;
- запоминание и сохранение информации;
- создание нового знания в виде образов и понятий;
- сложные операции с информацией на высшем уровне сознания и формирование стратегии познания.
В человеческом познании есть своя иерархия, в которой можно выделить высшие и низшие уровни когнитивных процессов. К высшим относится сенсорно-перцептивная сфера, а к высшим – мышление, воображение и знаковая функция, то есть речь. Наряду с этим выделяют еще два познавательных процесса, которые выполняют обслуживающую функцию и не имеют собственного содержания
Это внимание и память
Чувственное познание
Чувственное познание этопервый вид познавательной деятельности доступный человеку. Оно осуществляетсячерез восприятиемира на основе деятельности органов чувств.
- С помощью зрения индивид воспринимает зрительные образы, формы, различает цвета.
- Через осязание он постигает окружающее пространство на ощупь.
- Благодаря обонянию человек может различать более 10000 различных запахов.
- Слух — одно из главных чувств, в процессе познания, с его помощью воспринимаются не только звуки из окружающего мира, но и распространяются знания.
- Особые рецепторы, располагающиеся на языке, позволяют человеку чувствовать 4 основных вкуса: горький, кислый, сладкий, соленый.
Таким образом, благодаря деятельности всех органов чувств формируется целостное представление о предмете, объекте, живом существе, явлении. Чувственное познание доступно всем живым существам,но имеет ряд недостатков:
- Деятельность органов чувств ограничена, особенно у человека. Например, собака обладает более сильным обонянием, орел-зрением, слон – слухом, ехидна — осязанием.
- Часто чувственное познание исключает логику.
- Опираясь на деятельность органов чувств, индивид вовлекается в эмоции: прекрасные образы вызывают восхищение, неприятный запах –отвращение, резкий звук – испуг.
()
По степени познания окружающего пространства принято выделять следующие виды чувственного познания:
1 вид- ощущение. Оно представляет отдельную характеристику предмета, получаемую благодаря деятельности одного из органов чувств.
Пример. Настя ощутила запах горячего хлеба, проходя по улице, его принесло ветром из пекарни, в которой как-раз пекли хлеб. Петя увидел на витрине магазина полку с апельсинами, но у него не было с собой денег, чтобы зайти и купить их.
2 вид- восприятие. Это совокупность ощущений, создающая целостную картину, общий образ предмета, явления.
Пример. Настя привлеклась вкусным запахом, зашла в пекарню и купила там хлеб. Он был еще горячим, с хрустящей корочкой и Настя съела сразу половину за обедом. Петя попросил дома маму купить апельсины, в магазине напротив дома. Они были крупные, яркого цвета, но на вкус оказались кислыми и противными. Петя не смог доесть даже один фрукт полностью.
3 вид – представление. Это память об объекте, предмете, исследованном ранее, благодаря деятельности органов чувств.
Пример. Почувствовав знакомый запах хлеба, Настя сразу захотела обедать, она хорошо помнила хрустящую корочку, свежего горячего батона. Петя, посетив именины друга, скривился при виде апельсинов на столе, он сразу вспомнил кислый вкус недавно съеденного фрукта.
Восприятие
40. Восприятие часто принято называть:в) перцепцией,41. Впервые понятие перцептивных действий было выдвинуто в:когнитивной психологиив) гештальт психологии42. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта при:а) его непосредственном взаимодействии с этим объектомотсутствии воспринимаемого предмета43. Образы представлений ______ по отношению к образам ощущении ивосприятия.б) вторичны44. Совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия, — это:б) перцептивная система45. Основным критерием классификации восприятия на восприятие пространства, времена, движения выступает:предмет отраженияв) форма существования материи46. Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит:г) целенаправленность характера деятельности субъекта47. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений:г) осязание48. Субсенсорное восприятие это одно из проявлений:а) бессознательного49. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются:в) иллюзией50. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля иллюстрирует закон:б) фигуры и фона51. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:б) галлюцинациями52. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется:в) апперцепцией53. Феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как _______ восприятия.б) константность54. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и с пониманием сущности предметов, называется:б) осмысленностью55. Константность восприятия _____ свойство.б) приобретенное56. В способности человека узнавать предмет по его неполному илиошибочному изображению проявляется свойство _____ восприята) целостности57. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, зависит главным образом от:г) все ответы верны58. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали, характеризует:в) наблюдательность59. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как:б) быстро прошедшее60. Готовность организма к восприятию предмета или явления определенного вида определяется как:б) установка
82
Повторение
Для прочности усвоения знаний существует непременный дидактический принцип, воспитывающий и чувства — это повторение. На любом занятии это ведущий методический приём с разными формами. Повторение может быть прямым, когда нужно проверить, насколько хорошо усвоен материал, — в формулировках, которые использовались при подаче материала. Например, в детском саду картину можно рассмотреть повторно.
Чаще всего такой приём используют в конце занятия для закрепления полученной информации. Хотя здесь не используется творческое отношение к материалу, этот вид может стать отправной точкой к переходу на более сложные задачи. Например, соотнесение пройденного и уже усвоенного материала с новым или совершенно неизвестным, когда усвоенное помогает научиться обобщению.