Образование звуков
Процесс звуко- и голосообразования хорошо изучен на протяжении последних десятилетий. Акустический компонент речи возникает в результате работы мускулатуры периферического аппарата. Это работает следующим образом. При начале разговора, человек бессознательно делает медленный выдох. Поток воздуха из легких попадает в гортань, связки которой находятся в определенном положении, соответствующем требуемому звуку. Кроме того, язык, губы и нижняя челюсть также принимают необходимое положение. Вибрация голосовых связок в гортани при прохождении потока воздуха и создает звук, который корректируется органами ротовой полости.
Функции голосового аппарата
Голосовой аппарат человека выполняет несколько основных функций:
1. Фонетическая функция. Главная задача голосового аппарата — производить звуки, необходимые для речи. С помощью голосовых связок дыхание периодически прерывается, что создает вибрации и образует звуковую волну. Затем эти звуковые волны обрабатываются другими органами речи, формируя различные звуки и слова.
2. Защитная функция. Голосовой аппарат способен производить громкие звуки, которые могут быть использованы для предупреждения и защиты
Например, крик или громкий свист могут привлечь внимание окружающих людей и помочь в опасной ситуации
3. Эмоциональная функция. Голосовой аппарат позволяет выражать эмоции и чувства через изменение тона, интонации, громкости и тембра голоса. Например, мощный и громкий голос может выражать гнев или раздражение, тогда как нежный и мягкий голос может передавать любовь или сочувствие.
4. Социальная функция. Голос является одним из основных средств коммуникации между людьми. Голосовой аппарат позволяет передавать информацию, общаться и выполнять различные роли в обществе. Например, с помощью голоса мы можем выражать свои мысли и идеи, участвовать в дискуссиях и делиться эмоциями.
Итак, голосовой аппарат человека играет важную роль в речи, защите, эмоциональном выражении и социальном взаимодействии. Без него было бы невозможно общение и передача информации, что делает его незаменимым органом человека.
Осложнения болезни
Прогноз и возможные осложнения нарушения речи зависят от типа патологии:
- Хорошо поддается коррекции дизартрия. Патологию можно устранить полностью, без каких-либо последствий. В тяжелых случаях наблюдается частичное улучшение произношения.
- Самая главная опасность заикания – нарушение социализации. Человек начинает избегать общения, высок риск развития комплекса неполноценности. Пациент может стать раздражительным.
- Дислалия, выявленная на начальном этапе и в раннем возрасте, хорошо поддается лечению.
- Избавиться от афазии без осложнений можно в том случае, если терапия начата в детском возрасте. В запущенных случаях заболевание может привести к полной потери речи.
При обнаружении проблем с речью некоторые пациенты пытаются избавиться от отклонения собственными силами, ищут разнообразные методики борьбы с нарушением в интернете. Однако самостоятельно устранить патологию невозможно, т.к. в некоторых ситуация требуется подбор лекарственных средств или терапия у узконаправленных специалистов, например, у психиатра или логопеда.
Также нельзя лечить дисфункцию речевого аппарата народными методами. Разнообразные заговоры и отвары не принесут ожидаемого результата. Для восстановления речи требуется применение профессиональных методик, проверенных на практике годами.
Нарушение речевого аппарата
Теперь, когда мы знаем, из чего состоит голосовой аппарат человека и как он работает, рассмотрим основные проблемы, которые могут его коснуться. Проблемы с произношением слов, как правило, возникают от несформированности речевого аппарата. Когда отдельные части артикуляционного отдела заболевают, это отражается на правильности резонирования и четкости произношения звуков
Поэтому важно, чтобы органы, которые задействованы в формировании речи, были здоровыми и работали в полном согласовании
Речевой аппарат может быть нарушен по разным причинам, так как это довольно сложный механизм нашего организма. Однако среди них есть проблемы, которые встречаются чаще всего:
- Дефекты в строении органов и тканей.
- Неправильное использование речевого аппарата.
- Расстройства соответствующих отделов центральной нервной системы.
Если у вас есть проблемы с речью, не стоит откладывать их в долгий ящик. И причина тут не только в том, что речь является важнейшим фактором в формировании человеческих отношений. Обычно люди, у которых нарушен речевой аппарат, не только плохо говорят, но и испытывают трудности в дыхании, пережевывании пищи и прочих процессах. Поэтому, устранив недостаток речи, можно избавиться от целого ряда проблем.
Маленькие подражатели
– Сколько времени обычно требуется для исправления нарушений речи?
– Этот вопрос индивидуальный. Например, у ребенка все хорошо, мышцы в норме, нервная система работает исправно, но в семье, допустим, картавит один из родителей. А речь развивается на подражании, и ребенок тоже может начать картавить по аналогии. Но если этому ребенку показать, как правильно ставить язычок, то хватит буквально пары занятий, чтобы скорректировать. Так же происходит, если в семье кто-то заикается. Но если у ребенка дизартрия – тяжелое нарушение речи, в таком случае все зависит от того, насколько родители будут серьезно решать проблему вкупе с логопедом, неврологом, массажистом и т. п.
– До какого возраста важно скорректировать звуки?
– В идеале нужно привести все звуки в порядок до шести лет, чтобы подготовиться к школе. Если нарушения сложные или ими начали заниматься поздно, то срок сдвигается. Бывает, что родители не хотят идти к неврологу и принимать лечение, в таком случае работа логопеда будет сложнее и дольше. Зачастую все зависит от комплексного подхода.
– Можно ли скорректировать речевые нарушения у взрослого человека?
– Бывает, что обращаются и подростки, и взрослые люди. Всем можно помочь, главное – желание. Но еще зависит от состояния речевых мышц. Взрослые часто обращаются после установки брекетной системы, логопед обучает их инфантильному глотанию и помогает преодолеть сложности, поскольку брекеты – это инородный предмет, из-за которого возникает «каша во рту».
– Как помочь ребенку достичь результата? Какие еще специалисты задействованы в работе над речью?
– К работе с нарушениями речи, особенно это касается дизартрии, нужно подходить комплексно. Я всегда при необходимости направляю к остеопату, неврологу, врач рекомендует массаж, физиолечение или медикаментозное. И обязательна помощь родителей в выполнении домашнего задания. Я даю такие задания и видеорекомендации для того, чтобы ребенок занимался и самостоятельно. При поддержке всей семьи результат достигается быстрее. Такой большой командой мы идем к успеху.
Диагностика и лечение
Пациентам с серьезными нарушениями речи требуется лечение у соответствующих специалистов. То, какой именно метод терапии будет применен, будет зависеть от причин, спровоцировавших имеющийся дефект.
Так, например, детям, которые страдают задержкой речевого развития, будет необходима консультация у детского психолога. Проблему пациентов с дефектами строения речевого аппарата решит хирургическое вмешательство. Незначительные недостатки речи помогут исправить занятия с логопедом.
Наиболее серьезными считаются речевые нарушения, вызванные неврологическими причинами. В этом случае лечение может быть более длительным, сложным и дорогостоящим.
Признаки, отличающие гласные звуки о согласных
1. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом. 2. Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования. 3. При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом. Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.
Слайд 8 Нарушения речи при снижении слухаНа развитии речи тугоухих (слабослышащих) детей
сказывается время наступления тугоухости, степень снижения слуха, общее состояние ребенка и характер медико-педагогического воздействия в каждом конкретном случае. Даже незначительная тугоухость, наступившая до того, как сформировалась речь, приводит к ее недоразвитию. Тугоухость часто бывает следствием осложнений на уши после перенесенных болезней: гриппа, скарлатины, кори, повторяющихся насморков. Внимательные, заботливые родители стремятся не допускать насморка и других болезней носоглотки, вызывающих заболевание ушей.Если у ребенка обнаружилась значительная степень тугоухости, его необходимо направить в специальное учебное заведение.При легких степенях тугоухости дети обычно посещают общую школу, а учителя помогают ребенку развивать речь, консультируясь с логопедом.
Артикуляционный аппарат[править]
Ротовая полость человека
Выделяют следующие органы артикуляции — язык, губы, челюсти, твердое и мягкое нёбо. Подвижными, активными органами артикуляции являются язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть.
Губы образованы круговой мышцей рта, которая регулирует состояние ротовой полости и способность удовлетворять потребность в пище. Особенность ротового отверстия при звукообразовании определяется работой мышц дна ротовой полости, губ, языка, мягкого нёба и задней стенки глотки. Благодаря слаженной работе мышечной ткани форма полости рта меняется, что имеет влияние на артикуляцию звуков, особенно гласных.
Нёбо — перегородка, которая отделяет полость рта, носа и глотки. Состоит из 2 отделов — твердого и мягкого. Твёрдое нёбо — костное образование, разобщающее сверху полость рта и носа. Сверху кость покрыта слизистой оболочкой, которая плотно сращена с надкостницей. Твердое нёбо — неподвижный компонент, от него зависит то напряжение, которое необходимо для образования того или иного звука. Задний отдел — мягкое нёбо — состоит из мышечной ткани. Передний край присоединятся к заднему краю твердого нёба, а задняя часть свободно свисает, образуя нёбный язычок.
В нормальном состоянии во время произнесения звуков, кроме носовых (М М’ Н Н’) у человека полость носа отделена от полости рта занавеской мягкого нёба. Оно подвижно за счет мышечной ткани, именно это и позволяет нёбной занавески подниматься и опускаться. Одновременно с этим, сокращаются мышцы задней стенки глотки, на которой образуется валик. Это образование называют нёбно-глоточным кольцом.
Речевой аппарат и дефекты
Степень сформированности аппарата речи определяет качество произношения звуков. Заболевания любого из отделов проявляются ухудшением звукопроизношения и меняют характеристики голоса человека. Задача логопедов и врачей при выявлении фониатрических симптомов − выявить причины их появления и подобрать методы, позволяющие устранить дефекты.
В связи со сложностью строения речевого аппарата, возможных причин нарушенного звукопроизношения много. Диагностические мероприятия всегда должны иметь комплексный характер и подбираться индивидуально для каждого человека. Выделяют несколько причин развития речевых дефектов, которые встречаются наиболее часто:
- органические нарушения строения отдельных структур;
- их функциональная незрелость, обуславливающая неправильные движения в процессе разговора;
- неврологические нарушения в тех отделах центральной и периферической нервной системы, которые участвуют в образовании и формировании звуков.
При указанных дефектах человек часто отмечает нарушения дыхания, глотания пищи и жидкости. Подобные симптомы постепенно приводят к снижению уровня качества жизни и могут стать причиной нарушенной адаптации в обществе, депрессии и других негативных последствий. При задержке речевого развития и других дефектах следует всегда обращаться за профессиональной помощью к врачам или логопеду. Специалисты проведут необходимые обследования и подберут коррекционные мероприятия для устранения органического или функционального дефекта.
Голосовой аппарат человека имеет сложное строение и состоит из трех основных частей: дыхательной, голосовой и артикуляционной, или звукопроизносящей. Все структурные отделы действуют согласовано, определяя не только голос человека, но также формирование и произношение всех звуков и слов. Регуляцией процесса речи занимается центральная нервная система, а именно, кора больших полушарий, подкорковые экстрапирамидные системы и ядра черепно-мозговых нервов. Знание анатомии позволяет своевременно выявить изменения в органах речи, в первую очередь, располагающихся в ротовой полости.
Реализация речевой функции
За звучание речи ответственны два центра — сенсорной и моторной речи. Первый помогает воспринимать фонемы, различать их между собой, второй же необходим для воспроизведения звуков, слов и предложений. В психологии принято выделять две разновидности речи:
- импрессивную, то есть понимание чужой устной и письменной речи;
- экспрессивную, произносимую вслух с определенной интонацией, ритмом, темпом.
Интересно, что здоровый грудной ребенок в первый год своей жизни может воспроизводить до 75 кратчайших звуков, то есть на физиологическом уровне способен к изучению любого языка мира. В дальнейшем все зависит от того, на каком языке общаются в его семье.
Чтобы научиться грамотно говорить, каждый человек должен понимать, какие подсистемы имеются в русском языке. К ним относятся:
- Фонетика. Наука о звуках речи — фонемах, правилах их артикуляции с позиции физиологии.
- Семантика. Помогает пониманию значений каждого лексического элемента.
- Синтаксис. Позволяет разобраться в том, как происходит формирование предложений из отдельных слов.
- Лексика. Изучает словарное богатство языка.
Звуки речи в русском языке подразделяются на согласные (представляют собой шумы) и гласные (тоны). Первые делятся на глухие и звонкие, твердые и мягкие, а вторые — на ударные и безударные. Эти признаки принято именовать смыслоразличительными. В русском языке 42 фонемы, из которых 36 согласных и 6 гласных.
Конфликт тезиса и понятия «человек» на примере негров
Если мы возьмем времена рабства в Соединенных Штатах Америки, то получим яркий пример конфликта тезиса и понятия. В то время общество не считало негров людьми. Наука, конечно, говорила: чернокожие – это такие же homo sapiens, как и белые. Но ученые вкладывают свой смысл в тезис «человек», для них человеческое существо – вопрос физиологии. Большинство же обычных людей вкладывали в этот тезис различные морально-этические качества. Негры, по мнению общества того времени, не вписывались в эти рамки и нормальным было сказать: «Негр – это не человек». Вот так и произошел конфликт тезиса и понятия между различными сферами.
Признаки задержки речевого развития
Заметить отклонения в речи можно еще с первых месяцев жизни ребенка
Особое внимание нужно уделять детям, родившимся от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом или тяжелыми родами. Также в группе риска находятся недоношенные и маловесные дети
В первые месяцы обращайте внимание на звучание крика. Для малыша в этот период крик является средством взаимодействия с окружающим миром
У детей с соответствующим норме речевым развитием он − чистый, звучный. А у малыша с задержкой речи крик тихий или слишком громкий, похож на всхлипывания или вскрики. У некоторых он может отсутствовать.
Важные этапы в вербальном развитии младенца − это гуление и лепет. У детей с нарушениями речи гуление и лепет не имеют интонационной окрашенности. А если у малыша глухота, то стадия лепета (повторение одинаковых слогов) отсутствует
Стоит обратить внимание на развитие речи, если малыш не реагирует на обращение взрослого, слишком долго находится на стадии лепета или «лепетных слов»
У таких малышей лепет не выступает как средство коммуникации с окружающими людьми. Также у них могут наблюдаться негативные реакции на новую обстановку или людей, появляется избирательность в общении и играх с предметами. Это может стать причиной отставания в вербальном направлении. Ребенок с нарушениями речевого развития не понимает обращенную к нему речь, не подражает за взрослыми. Если вы заметили у малыша эти признаки − вам стоит обратиться к логопеду.
Чтобы предупредить трудности в речевом развитии важно больше общаться с малышом, поощрять его стремление ко взаимодействию с окружающим миром. При признаках отклонения от нормы стоит обратиться за консультацией к логопеду
Когда ребенок становится старше, то и признаки нарушения речевого развития становятся более ярко выраженными. Поэтому поощряйте малыша в стремлении к общению и познанию окружающего мира.
Профилактика речевых нарушений
Вот основные шаги, которые можно сделать для избежания нарушения речи у детей:
Профилактические осмотры детей дошкольного возраста у психоневролога, окулиста, оториноларинголога, логопеда, стоматолога, дают возможность выявить дефекты речевого развития в самом зачатке, когда шанс успешной коррекционной работы значительно выше.
Активное эмоциональное и речевое общение с первых дней жизни ребенка — необходимое условие его правильного развития. Проявляйте интерес, симпатию, нежность, дружелюбие, умиление, радость, любовь. И разговаривайте. А еще пойте колыбельные. Душевное общение — это наилучшая профилактика от любых болячек.
С малышом постарше занимайтесь пальчиковой гимнастикой. Выполнение определенных действий пальцами рук внешне выглядит, как игра, но в это время в организме запускаются сложнейшие процессы, которые формируют будущую речь вашего крохи. Массаж пальчиков и ладошек под любимый стишок создает образы, прививает чувство ритма, тренирует память, поднимает настроение. По мере взросления детки с удовольствием закручивают крышки, лепят, конструируют, складывают мозаику, рисуют, пересыпают крупы, застегивают молнии и замочки. Эти занятия для мелкой моторики способствуют развитию речи.
Занятия артикуляционной гимнастикой делают подвижными язычок, щечки, губки и помогают предотвратить нарушение речи у детей. Ее желательно выполнять регулярно, от простых упражнений к сложным. Для того, чтобы ребенку было понятно, где должен находиться язык при произношении того или иного звука, как открывать рот и надо ли вытягивать губы, лучше заниматься перед зеркалом.
Дыхательная гимнастика, разумеется, в форме игры, тоже не менее полезна. Мыльные пузыри, игры на дудочке или губной гармошке, бульканье через соломку в стакане с водой, надувание шаров помогают сформировать навык регулировать поток воздуха, увеличивать продолжительность выдоха, дышать равномерно.
Читайте сказки, стишки, потешки, скороговорки. Разыгрывайте сценки, спектакли. Сочиняйте сценарии. Учите наизусть стихи. Разгадывайте загадки. Играйте в словесные игры.
Гуляйте, по возможности, на природе — в лесу, сквере, парке
Замечайте, как живут насекомые, обращайте внимание на краски вокруг, наблюдайте за облаками. Общение с природой раскрепощает, обогащает эмоции, снимает мышечные зажимы, убирает страхи, воспитывает открытость и доверие миру.
Обеспечьте ребенку благоприятную и доброжелательную атмосферу дома
Помогайте ему правильно проходить стрессовые ситуации. Воспитывайте у него желание помогать, заботиться, сопереживать и обязательно верить в себя, отстаивать свою точку зрения, договариваться, идти на компромисс.
Давайте постараемся сделать все, что в наших силах, чтобы избежать проблем с речью у наших детей.
Периферический и центральный отделы речевого аппарата[править]
Элементами отделов речевого аппарата являются:
Грудная клетка с лёгкими, бронхами и трахеей. Основой речи является дыхание. Речь образуется в фазе выдоха, в котором воздушная струя выполняет голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание во время произнесения слов отличается от обычного. Во время речи выдох намного длиннее вдоха (вне речь продолжительность вдоха и выдоха примерно равна). Соотношение длительности примерно 1:8. Также в моменты речи число дыхательных движений вдвое меньше. Фаза выдоха перестает быть пассивной и становится управляемой. Для продолжительного речевого выдоха необходим большой запас воздуха, поэтому объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличен. Длительность и глубина регулируется активным участием мышц брюшной стенки и внутренних межреберных мышц. Иннервация мышц осуществляется грудными и шейными спинномозговыми нервами, а также блуждающим нервом. В управлении речевым дыханием принимают участие подкорковые структуры и отделы коры полушарий.
Параметры дыхания | Спокойное дыхание | Речевое дыхание |
---|---|---|
Длительность вдоха к длительности выдоха | 1:1,3 | 1:5 (8) |
Количество дыхательных движений за 1 минуту | 16-20 | 8-10 |
Объем выдыхаемого воздуха | 500-600 см3 | 1500-2000 см3 |
Участие выдыхательных мышц и диафрагмы | Не учуствуют | Участвуют |
Характер вдоха | Через нос | Через рот |
Голосовой элемент — гортань, с находящимися в ней голосовыми складками (связками). Гортань имеет вид широкой короткой трубки, состоящей их хрящей и мягких тканей. Сверху гортани расположена глотка, снизу — трахея. В месте перехода глотки в гортань имеется хрящевой надгортанник. У мужчин гортань крупнее, голосовые складки длиннее и тоньше. Голосовые складки женщин имеют длину в среднем 18-20 мм, у мужчин — 20-24 см. Иннервация гортани происходит с помощью симпатического нерва и двумя ветвями блуждающего нерва — верхним и нижним гортанными нервами. Иннервация глотки происходит с помощью третьей ветви троичного нерва, языкоглоточного и блуждающего.
Язык, губы, челюсти, твердое и мягкое нёбо, находящиеся в ротовой полости, составляют артикуляционный аппарат. Сюда же входит и надставная труба — система полостей выше гортани (глотка, рот и нос). Эта система является резонаторной, что позволяет усилить голос, придать тот или иной тембр. Также в окраске голоса принимает участие мягкое небо, кости черепа и грудной клетки.
Слайд 26Различают следующие виды афазий:Амнестическая афазия- снижена способность называть предметы, хотя больной
может их охарактеризовать. Если при этом подсказать первую букву или слог, то больной вспоминает необходимое название.Афферентная моторная афазия -нарушена способность отбирать необходимые звуки, больной постоянно сбивается на близкие по артикуляции звуки. Может сопровождаться нарушением самостоятельного письма и письма под диктовку.Динамичная афазия- характеризуется нарушениями сложной устной и письменной речевой деятельности. Больной сохраняет способность повторять отдельные слова, называть предметы, понимает речь других людей, но не может формулировать фразы («телеграфный стиль»).Семантическая афазия- нарушено понимание логико-грамматических конструкций типа «сестра мужа» или «муж сестры», «оттепель перед морозами», пословиц, поговорок. Обычно сопровождается нарушениями счета, восприятия пространственных отношений.Сенсорная афазия — нарушается способность различать звуковой состав слова, возникают трудности в понимании звучащей речи.Эфферентная моторная афазия— проявляется в нарушениях принципа последовательности. Больной может выговаривать отдельные звуки, но не способен объединить их даже в простые по форме слова.
Реабилитация детей с дислексией
Важно своевременно, в 1-2 классах, начать оказывать помощь, чтобы компенсировать дислексию и предотвратить социальную дезадаптацию. Помощь должна быть комплексной:
- психолого-педагогическая коррекция нарушений чтения;
- медикаментозное лечение: ноотропы (Ноотропил, Фенотропил, Пантогам, Кортексин, Семакс и т.д.);
- психотерапевтическая помощь в семье.
Чтобы овладеть навыками чтения, ребенку необходимо заниматься со специалистами и дополнительно делать задания дома. Все это можно совместить на онлайн-платформе SLOGY.RU, где учеба проходит в дистанционном формате.
Определение болезни
Наивысшая функция человека – это речь, которая связана со способностью ощущать, мыслить и запоминать информацию. Люди могут правильно произносить разнообразные звуки только в том случае, если головной мозг работает нормально. Также в процессе формирования речи участвуют артикуляционный аппарат и дыхательная система.
За речь отвечают 2 механизма, на основе которых выделяют следующие речевые разновидности: импрессивная и экспрессивная. Каждая из них имеет определенные особенности и уникальную клиническую картину нарушений.
Импрессивная речь отвечает за умение людей воспринимать чужие слова и осознавать услышанные фразы. Мозг мгновенно проводит анализ всех звуковых элементов сказанного слова, в результате чего происходит его понимание. Расстройство речи по данному типу связано с отклонением в работе зрительных и слуховых анализаторов. Также оно может быть вызвано патологиями головного мозга. При развитии данного нарушения люди прослушивают по отдельности каждую фразу, но не могут разобрать ее смысл. Слова, обращенные к себе, они игнорируют. При воспроизведении идентичных фраз наблюдается подмена звуков. В результате пациент не может воспринимать окружающих, при этом и сам дезориентируется в пространстве.
Экспрессивная речь характеризуется возможностью разговаривать, складывать предложения из слов, писать разные фразы. Подобное нарушение речи у взрослых сопровождается скудным словарным запасом. Воспроизведение звуков идет с некоторыми отклонениями. Больной не может правильно построить фразу, составлять логические предложения. Данная патология связана с психологическими расстройствами пациентами, нарушениями в работе артикуляционного аппарата и мозга.
Дошкольный (3-7 лет)
Это период активного развития фонематического восприятия звуков родного языка. Это важнейший навык, необходимый для слухового контроля за собственным произнесением. Хотя еще отмечается неправильное произнесение шипящих, свистящих, мягких, к 4-5 годам ребенок дифференцирует все звуки. Словарный запас продолжает увеличиваться, к 6 годам он составляет 3-4 тысячи слов. Значения слов уточняются, их использование становится все более правильным. Ребенок пытается уловить логику возникновения слова, возникает активное словотворчество (вместо «перчатка» – «пальчатка»). Грамматика речи усложняется, к 4 годам устанавливается структура простых предложений. В 5 лет появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Ребенок может построить короткий рассказ из 40-50 предложений, что свидетельствует об успешном овладении монологической речью. Формируется контекстная речь – обобщенная, лишенная наглядной опоры.