Содержание
-
Слайд 1
-
Слайд 2
Говорят, обращаются, но не слышат, друг друга, не откликаются….
Требуют ответственности от другого, но желают снять ответственность с себя….
Критика превалирует, напряжение нарастает! Неизбежны жалобы и конфликты. -
Слайд 3
-
Слайд 4
1. Главная идея взаимодействия педагога с родителями – это сотрудничество! Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимоотношений.
2. Цель: — Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. — Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
— Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. -
Слайд 5
Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы утратили своё значение из-за малой эффективности, недостаточной обратной связи. Всё шире используются новые, активные формы, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка. Этим и интересны родительские собрания в нетрадиционной форме.
-
Слайд 6
Преимущества современных подходов к организации взаимодействия ДОУ с семьей:
— положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
— учет индивидуальности ребенка;
-родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребёнка, которое они считают нужным;
-это укрепление внутрисемейных связей;
-возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
-возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений. -
Слайд 7
Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей:
открытость детского сада для семьи ( каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
— диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
-
Слайд 8
Функции работы ДОУ с семьей.
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно — воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.
Психолого — педагогическое просвещение родителей.
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
Помощь отдельным семьям в воспитании детей.
— Взаимодействие родителей с общественными организациями поселка.
Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующей и специалистами.
-
Слайд 9
1. Опирается на инициативу родителя и предлагает свое.
2. Узнает о ребенке у родителя и вместе с ним оценивает ребенка.
3. Не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.
4. Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи.
5. Помогает родителям создавать для ребенка успешную деятельность для самореализации личности.
6. Помогает родителям в правильности семейного воспитания, иногда учится у родителей.
7. Не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.
8. Высшая цель и содержание работы – ребенок. -
Слайд 10
-
Слайд 11
«Круглый стол» по любой теме;
тематические выставки;
семейные спортивные встречи;
конкурс семейных талантов;
день открытых дверей;
«День добрых дел» (помощь в организации развивающей среды группы);Инновационные формы
семинар-практикум;
тренинги;
семейные гостиные;
занятия –практикумы;
совместные проекты;
мастер-класс;
сайт ДОУ;
открытые занятия и мероприятия;
дни творчества детей и их родителей на стенде детского творчества;
«Посади дерево» -
Слайд 12
Разные фото
-
Слайд 13
ВЫВОД
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй.
-
Слайд 14
Посмотреть все слайды
Слайд 13Работа с родителями эффективна, если ориентирована на потребности конкретной семьи.
Психолог, ориентируясь на запросы родителей, должен превыше всего ставить интересы
ребенка. Тактика психолога будет более эффективной, если на диагностическом этапе ему удастся определить основные проблемы самих родителей: синдром неуверенного родителя – жалоба на ребенка (несоответствие развития или поведения должному идеалу), проблема «не знаю, как…»; отношение к ребенку пессимистичное, без достаточной близости, без уважения; запрос — «помогите исправить»; личностное неблагополучие родителя – жалоба на свои переживания и состояние, неадекватные эмоции, действия; запрос состоит в эмоциональной поддержке; поиск союзников — жалоба на «третьих лиц» (привести их поведение в соответствие с моралью и справедливостью), запрос – «помогите заставить».
Слайд 23группа «Играя, обучаюсь» — для детей от 3 до 7 лет, обеспечивающая освоение ребенком социального
опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирование основ готовности к школьному обучению;Консультативная помощь, психолого-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей дома— для родителей детей в возрасте от 1 года до 7 лет, создается с целью обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.Основные задачи :оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста; проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;оказание всесторонней помощи родителям и детям 5-7 лет, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.
Слайд 15Игра на сплочение » Встреча руками»Ведущий: Встаньте, пожалуйста, в круг, так
чтобы Ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пусть Ваши руки:сначала найдут друг друга;познакомятся;проявят симпатию;потанцуют;подерутся;помирятся;попрощаются. Молодцы, садитесь на свои места. Ответьте на вопросы:Легко ли было выполнить это упражнение?Что мешало?Также это упражнение направлено на сплочение нашей команды.Упражнение «Грецкий орех»Ведущий: Сейчас я перед вами из мешочка высыплю грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному
Вам дается 1 мин, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты. Запомните свой орех, чтобы затем его найти.(В центре круга из мешочка высыпаются орехи по числу участников, родители их разбирают.)Ведущий: Теперь я пройду по кругу и соберу в мешочек орехи
Перемешаю. Высыплю обратно на пол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех.(Участники тренинга выполняют задание.)Ведущий: Ответьте, пожалуйста, на вопрос:По какому принципу вы нашли свой орех? (Цвет, форма, размер, дефекты и т. д.)На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться — одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и люди, и в частности дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые «черточки». Нужно их только почувствовать и понять.ИГРА 1. «Пирамида любви»Цель:воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.Ход игры:- Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем нам присуще это чувство, но все мы по-разному его выражаем «Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу.- Расскажите и вы, кого и что любите вы!- А сейчас, давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что – то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё самое любимое и класть руку (выстраивают пирамиду).- Вы чувствуете тепло рук?
— Вам приятно это состояние?- Посмотрите, какая высокая получилась пирамида.
Высокая, потому что, мы любим и любимы сами.
Слайд 8Основные задачи работы с родителями : установить партнерские отношения с семьей
каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно:“Давайте познакомимся! ”. На первом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы. Второй этап – “Давайте подружимся! ”. На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, “круглые столы”, игровые семинары. Третий этап называется “Давайте узнавать вместе”. На этом этапе можно говорить о функционировании родительско – педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев)
Слайд 8Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе напрямую зависит от полноценного взаимодействия
в его рамках всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся и
их родителей.Само понятие здоровья включает в себя состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов
В данном аспекте важно выделить три составляющие здоровья:· физическое (экология, спорт, правильное питание);· социальное (способность общаться с другими людьми без конфликтов);· психологическое (умение понимать других, делать выбор и нести за него ответственность, адекватное социальное поведение и др.)Основа психологического здоровья – полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Образование является наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей
Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Соотнесение себя и семьи у взрослого и ребенка в известном смысле зеркально: для взрослого семья — производное от «я», для ребенка «я» — производное от семьи.
Публикация «Инновационные формы работы с родителями в детском саду» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Наше дошкольное образовательное учреждение проводит планомерную целенаправленную работу с родителями. В августе воспитатели каждой возрастной группы разрабатывают план взаимодействия с семьёй на учебный год. Этот план фиксируется в общем годовом плане учреждения.
Наш детский сад использует следующие направления в работе с родителями:
— информационно – аналитическое;
— досуговое;
— познавательное
— наглядно – информационное.
Информационно – аналитическое направление
В данной форме сотрудничества детского сада с семьей следует отметить существование официального сайта БДОУ «Междуреченский детский сад» в сети Интернет, на котором родители могут получить интересующую их информацию.
Информационно-аналитическая форма направлена на выявление интересов, запросов родителей через тестирование, опрос.
Анкета, как один из видов работы воспитателя нашего сада с родителями. Мы с помощью анкеты получаем данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Анкеты бывают разные по темам. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на вопросы воспитания детей и учитываем их в дальнейшей работе.
Досуговое направление
Используя Досуговые формы организации мы устанавливаем теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми. К данной форме организации относятся совместные праздники, развлечения, досуги, семейные конкурсы, выставки, и т. п.
Познавательное направление
В нём мы стремимся обогатить родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Наглядно–информационное направление
Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, ознакомить родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях нашего детского сада. Позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателей; напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Наглядно- информационное направление включает в себя: родительские уголки, папки- передвижки, групповые альбомы, советы, рекомендации, памятки для родителей,
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Слайд 19В настоящее время работники ДОУ находят новые, нетрадиционные формы работы с
родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Семейный клуб. Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Семейные клубы — динамичные структуры. Сотрудничество специалистов, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений в духе равноправия партнеров. Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон (контакт)доверия». Месяц добрых делМероприятия, организованные по инициативе родителей Досуговые формы организации общения с родителямиМастер-классы«Встречи с интересными людьми»Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному
Важно только — избегать формализма.
Слайд 103. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве
своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. 4. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом. 5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.
Слайд 9Перед началом работы родители формулируют общие правила, в необходимости которых
они убеждаются в ходе работы. Введение правил позволяет проводить работу
более направленно и организованно. В качестве ориентира можно использовать правила групповой работы, принятые в тренинге: принципы «здесь и теперь», доверия и откровенности, участия и конфиденциальности. В каждой группе могут быть приняты свои правила.Среди факторов, определяющих эффективность групповой работы, можно выделить: — степень инициативы, самостоятельности и ответственности за результаты общей работы каждого члена группы; — степень взаимопонимания, взаимоподдержки; — готовность к продуктивному сотрудничеству; — совместимость; — удовлетворенность проделанной работой и т. д.
Слайд 20 Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей —
установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Вариативные формы дошкольного образования Целью образовательной политики в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование. Реализация поставленной цели решается в рамках следующих приоритетных направлений:
доступность дошкольного образования: развитие вариативных форм дошкольного образования;
развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования: обеспечение доступности образования и определение образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями;
психолого-педагогическая поддержка семьи: оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье.
Слайд 11Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителейНаименование
Информационно-аналитические
Досуговые Познавательные Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские С какой целью используется эта формаВыявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотностиУстановление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьмиОзнакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детейОзнакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детейФормы проведения общения Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, Проведение социологических срезов, опросов, анкетирование. Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставкахСеминары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека дляИнформационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек
Наглядно- информационные
Наглядно- информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателей. Наглядно- информационное направление включает в себя: родительские уголки, папки- передвижки, групповые альбомы, библиотечки для родителей, родительскую почту, советы, рекомендации, памятки для родителей, информационные бюллетени, тематические и адресные листовки проблемного характера, с пропагандой определенных идей и событий. Чтобы отойти от стандартных родительских уголков, можно выпустить стенды настольной тематической информации, составленные по запросам и заявкам родителей, стенды-презентации, где сами родители могут презентовать, например, творчество своего ребенка
Важно организовать стенд, где есть возможность выразить благодарность родителям за оказанную помощь
Семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Слайд 16Н.В. Самоукина выделяет следующие типы ошибок семейного воспитания: излишние помощь,
контроль и опека над ребенком (гиперопека); споры родителей о том,
как нужно любить ребенка (материнская, отцовская любовь к ребенку и любовь бабушки к внукам); ограждение ребенка от переживаний и страданий (родители недостаточно открыты и искренни с ребенком); отсутствие постоянного психологического контакта родителей с ребенком (ежедневное внимание, совместные занятия, разговоры по душам); психологическое подавление ребенка (авторитарность родителей); в общении с ребенком родители не контролируют свои эмоции (вспышки гнева, раздражения): родители занимают пассивную пессимистическую позицию по отношению к ребенку (гипоопека).
Слайд 6 Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и
ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Разнообразные формы работы с родителями через содержание образовательных областей:«Познание» — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду. «Социализация» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок …
«Безопасность» — информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов. «Здоровье» — знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов» …
Слайд 14 «Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума,
своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательная школа, музыкальная школа, дом культуры, библиотека и др. В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это — первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? «Запускается» рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.
Слайд 27Взаимодействие родителей с образовательным учреждением также связано с реализацией ряда обязанностей
и прав всех участников образовательного процесса: родителей и педагогов.Родители прежде всего обязаны выполнять устав образовательного учреждения (Закон РФ «Об образовании»). В соответствии с Законом РФ «Об образовании» , родители, помимо права «выбирать формы обучения, образовательные учреждения», имеют право «защищать законные интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением».Роль, обязанности и ответственность ДОУ при взаимодействии с родителями основываются на признании ст. 10. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, согласно которому «семье… должны предоставляться… помощь… пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании».Необходимость оказания помощи семьям «в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей». Именно с этой целью государство «обеспечивает развитие сети детских учреждений», одновременно реализуя право детей, родители которых работают, «пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми» (Конвенция о правах ребенка, ст. 18, п.п. 2 и 3). Оказание такой помощи основано на уважении свободы родителей выбирать не только учрежденные государственными властями образовательные учреждения, но и другие, отвечающие минимуму требований для образования, установленному