Что должен уметь ребенок перед первым посещением детского сада
Обычно детей отдают в сад не раньше, чем в два года. К этому возрасту малыш должен обладать некоторыми навыками.
- Малыш должен уметь самостоятельно кушать. Не по всем правила этикета, конечно же, но хотя бы часть пищи должна попадать в рот. Ничего страшного, если двухлетний малыш разливает часть супа на пол, воспитатели яслей к этому привыкли. Главное научить своего ребенка кушать, чтобы он не остался голодным. Малыш старше трех лет должен уметь опрятно кушать и пользоваться вилкой. Объясните ребенку, что есть нужно аккуратно, не разговаривая во время еды и не набивая полный рот пищей.
- Ребенок в два года хотя бы через раз должен ходить на горшок. И, желательно, самостоятельно проситься. Если малыш еще не умеет этого делать, вам придется носить в сад памперсы. Но лучше всего, конечно, заранее научить ребенка хотя бы жестами показывать, что он хочет на горшок. Детки старшего возраста должны уметь пользоваться туалетной бумагой.
- Чтобы ребенок не болел, его нужно приучить к гигиене. Перед едой и после прогулки воспитатели отправляют малышей мыть руки. Очень хорошо, если ребенок умеет делать это самостоятельно.
- Развивайте речь малыша. Прекрасно, если ребенок может говорить и в состоянии рассказать, что с ним происходило.
Какие вещи вам понадобятся?
Лучше всего уточнить этот вопрос у воспитателей, но стандартный список выглядит примерно так:
- 1-2 пары колготок или носочков;
- 2 маечки;
- 3-4 пары трусиков (при необходимости и памперсы);
- Теплая кофта или свитер;
- Сменная обувь (обязательно с твердым задником и закрытым носком);
- Пижама;
- Слюнявчик;
- Полотенце;
- Носовые платки или салфетки;
- Спортивная форма (шортики или штаны и футболка);
- Сменная одежда.
Для того чтобы вас зачислили в садик, потребуются следующие документы: заявление, оригинал паспорта (одного из родителей), медицинская карта, свидетельство о рождении ребенка. Если есть документы, подтверждающие право пользования льготами – приносите и их.
Чем раньше вы сделаете выбор – тем лучше, ведь о километровых очередях в государственные садики не слышал только ленивый. В частных садиках с этим проще, но все равно лучше не затягивать!
В чём причина: ребёнок не может привыкнуть к детскому саду
Какой бы ни был хороший сад, для ребёнка, который только начинает его посещать, это большой стресс. Психологи объясняют: малыш привык постоянно находиться с мамой или другими родственниками, и вдруг его оставляют на незнакомой территории с совершенно чужими людьми. Конечно, кроха не воспринимает это событие в контексте, что его бросили, это не так. Но некоторым детям могут не нравиться новые правила, режим или дисциплина. Однако не все дети относятся к дошкольному учреждению враждебно. Специалисты выяснили, ребёнок, который с рождения знает, что такое режим, умеет самостоятельно убирать за собой игрушки, привык заниматься и выполнять различные упражнения, будет видеть в группе возможность проявить себя, завести побольше друзей и проявить свои умения.
Успешная адаптация во многом зависит от родителей: в первую очередь нужно выяснить, что не нравится малышу или это просто желание подольше быть с мамой
Причины, по которым малыш не хочет ходить в сад в 2 и 3 года — таблица
2 года | 3 года |
Часто дети в этом возрасте ещё находятся на грудном вскармливании или сосут соску. Невозможность получить грудь в любой момент является большим стрессом для малыша, который привык к этому. Тоже самое касается и пустышки: в большинстве случаев воспитатели против того, чтобы кроха брал соску с собой в группу. | Не привыкли к режиму: дети, которые приучены делать все в любой момент и не контролировались распорядком дня, часто не хотят ходить в сад. Трёхлетнего малыша намного сложнее приучить к определённому распорядку дня, чем двухлетнего. |
Неумение делать многие вещи самостоятельно: двухлетние дети ещё не могут полностью одеваться сами, держать ложку и набирать пищу, некоторые даже не могут пить из чашки, а только из бутылочки или поильника. Воспитатели, конечно, помогут ребёнку, но уделять время ему одному у них не будет физической возможности. | Не хотят есть еду, которую предлагают в саду. Эта проблема знакома многим родителям: чем старше ребёнок, тем сложнее приучить его к незнакомым блюдам. К трём годам малыш уже определился с любимыми блюдами, поэтому не хочет пробовать что-то новое. |
Страх: дети, особенно маленькие, часто боятся, что мама просто не вернётся за ними. Для этого следует чаще говорить с ребёнком, объяснять, что вечером родители обязательно заберут его из группы домой и никак иначе. | |
Не нравятся воспитатели: возможно, кроха просто ещё не привык к новым взрослым людям, которых он должен слушаться, как родителей. Стоит поговорить с ребёнком по этому поводу, ведь бывают ситуации, когда воспитатели обижают детей. Но двухлетний малыш ещё не может полностью выразить свои мысли. Поэтому перед тем, как отдавать ребёнка в группу, родителям рекомендуется познакомиться с воспитателями, побыть некоторое время в группе и понаблюдать за методами воспитания детей. Если принципы педагога отличаются от взглядов родителей, стоит найти другую группу или сад, где маму и папу всё будет устраивать. | Не нравится выполнять задания: убирать игрушки, заниматься различными упражнениями. К этому также нужно привыкнуть, родители понимают, что ребёнка нужно приучать к порядку, развивать его не только психологически, но и физически. Как только малыш привыкнет к новым друзьям, ему захочется выполнять все действия вместе с ними. |
Незнакомая обстановка: дети привыкают к своему дому или квартире, парку или детской площадке. Но вдруг их оставляют на чужой территории ещё и на длительное время. Не стоит переживать, малыш обязательно станет воспринимать детский сад родным, но для этого нужно время. Психологи рекомендуют первое время обязательно давать малышу в группу любимую игрушку или несколько: с одной он будет спать, а другую носить с собой на площадку. Так кроха будет чувствовать себя не одиноким в новом месте. |
Бывают ситуации, когда воспитатели в группе просто замечательные, а ребёнку они все равно не нравятся. В этом случае родителям стоит поговорить с педагогами и выработать определённый план. Например, малыш просто обожает собирать конструктор, пусть воспитатели примут активное участие в этом процессе: помогут крохе. Дети тянутся к людям, которые интересуются тем же, что и они.
Социализация ребенка в детском саду
Дети посещают садик не только в силу семейных обстоятельств, но и для лучшей социализации и подготовки к следующему важному этапу — школе. Являясь ближайшим окружением малыша в течение дня, сверстники создают эмоциональный, интеллектуальный и социальный фон, в котором проходит становление личности каждого из них
Если ребенок дерется или кто-то проявляет агрессию по отношению к нему, нужно вовремя учиться справляться с такими ситуациями.
Доброжелательные взаимоотношения с детьми из группы важны и для того, чтобы всегда быть принятым в игру, и для хорошей самооценки, и для успешной тренировки навыков социального взаимодействия, без которых человеку невозможно реализоваться в обществе.
Воспитатели, чуткие и внимательные к потребностям ребенка, проводящего весь день в отрыве от семьи, играют не меньшую роль в том, будет ли их подопечный бежать в сад вприпрыжку или вяло плестись позади вас. Отношения с ними, особенно в первое время, не менее важны для малыша, чем с детьми.
Как ребенку строить хорошие отношения с детьми? Конечно, для начала ему понадобятся навыки устанавливать контакт. Вероятнее всего, он пробовал осваивать их еще в самом раннем детстве на игровой площадке с другими малышами. Классическое «Привет, я — Миша/Маша, а как тебя зовут? Давай играть вместе?» — проводник в мир игры.
На первых порах навыки партнерской игры довольно просты и неплохо отработаны на родителях. Ребенок взрослеет, и в какой-то момент ему потребуется умение вовлекаться в коллективную игру с правилами, о которых подчас надо будет вести настоящие переговоры
Чтобы игра не прерывалась и ее участники не расходились разочарованными, детям важно соблюдать регламенты.
Навыки самоконтроля, которые начинают формироваться в этом возрасте (но будут продолжать развиваться все школьные годы), позитивный настрой, открытость, умение быть гибким, делиться, подстраиваться и договариваться — все эти необходимые качества не раз сослужат добрую службу ребенку, чтобы быть принимаемым другими детьми, считаться хорошим партнером по играм, а со временем и верным другом.
Наконец, способность разбираться в собственных чувствах и уважать чувства окружающих помогут ребенку выстраивать отношения с людьми, основанные на доверии и взаимопонимании, не попадать в ситуации, когда он может оказаться глух к личным потребностям и переживаниям других.
Подготовка ребенка к яслям
Процесс подготовки ребенка индивидуален, но есть основные навыки, которыми должен владеть кроха, чтобы легче «прижиться» в яслях:
- Быть приученным к твердой пище (само собой разумеется, за пару месяцев до яслей начинаем отучать чадо от детского питания или грудного вскармливания);
- Отказаться от соски (самый злостный враг, старайтесь быстрее отучить от нее чадо);
- Уметь засыпать самостоятельно (если вы каждый раз сидите и укачиваете ребенка по два часа, чтобы он заснул, в яслях малышу будет с непривычки очень трудно);
- Проситься на горшок (без комментариев);
- Уметь пить из обычной чашки и есть ложкой (поильники и непроливайки оставьте дома, и начните приучать дитя к обычной посуде).
Первый раз в яслях не должен продолжаться более 1-2 часов, постепенно время можно увеличить, пока ребенок полностью не адаптируется – это процесс индивидуальный: кому-то хватает недели, а для кого-то проходит месяц.
Родительские собрания в детском саду
Родительское собрание в средней группе «Азы воспитания»
Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребёнка?»
Устный журнал на тему: «Зачем человеку детство?»
Общее родительское собрание в средней группе — Подготовка к школе
Конспект родительского собрания «Игра — не забава»
Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня» (деловая игра)
Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»
Родительское собрание в средней группе «Какие игрушки нужны детям»
Родительское собрание (совместно с детьми) «Готовим детей к школе. Что это значит?»
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь — то говорит, словно реченька журчит»
Собрание для родителей «Воспитываем добротой»
Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей
Семинар — практикум для родителей «Играем пальчиками» (средняя группа)
Деловая игра «Под защитой закона»
Материал для родительской конференции «Советы родителям будущих первоклассников»
План-конспект интеллектуальной игры с детьми подготовительной и старшей группы и родителями по ПДД «Семейная гостиная»
Конспект родительского собрания «Можно ли обойтись без наказаний?»
Конспект родительского собрания-диспута по Конвенции о правах ребенка «Защитим наших детей»
Родительское собрание «Именины Мишутки» во II младшей группе
Родительское собрание в подготовительной группе: «Роль игры в организации поведения ребенка»
Выступление на родительском собрании в подготовительной группе «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»
Конспект родительского собрания «Азбука прав ребенка»
Родительское собрание в детском саду «Ребенок и компьютер»
Родительское собрание в детском саду «Посеешь привычку — пожнешь характер»
Круглый стол для родителей в средней группе «Организация детского питания»
Конспект творческой встречи с родителями и детьми «Учимся общаться с ребенком»
Выступление на родительском собрании «Воспитание правильной осанки детей дошкольного возраста»
Родительское собрание «Дом, в котором мы живем»
Родительское собрание во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»
Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе»
Адаптация ребенка к детскому саду
Возможно, в первые дни вы будете оставлять ребенка только на несколько часов, постепенно увеличивая длительность пребывания. Не торопите события, если малышу понадобится время, чтобы научиться обходиться без вас до самого вечера. Впрочем, некоторые дети сразу готовы проводить большую часть дня в саду, и ваша неуверенность только смутит их.
Поэтому с первого дня следите за поведением и настроением ребенка, когда вы приходите за ним, а также справляйтесь у воспитателей о том, как малыш провел день. Исходите из ваших семейных обстоятельств и психологического состояния ребенка и остановитесь на золотой середине. Большинство детей окончательно адаптируется к новому укладу жизни в течение 1 – 2 месяцев.
Предупредите воспитателей обо всем, что важно знать о вашем ребенке: кашу не любит, днем не спит, подвижный, бывает шумным, но обожает, когда читают книги, хорошо поет и с готовностью помогает, особенно если его назначить «главным помощником». Так в детском саду будет меньше вопросов и претензий к вашему малышу, а у вас — к самому воспитателю
И конечно, необходимо сообщить обо всех заболеваниях ребенка, а также если ваш сын или дочь не до конца освоили некоторые важные для сада операции (проситься на горшок, например). Родительские подсказки помогут воспитателям найти правильный подход к вашему чаду, что может решить громадное количество проблем периода привыкания к новой обстановке.
- В первый день, придя утром в сад, не торопитесь уйти. Спокойно дождитесь, когда ребенок снимет верхнюю одежду, разместит ее в своем шкафчике (помогите, если малыш не очень ловко справляется сам), пройдите вместе с ним в группу, познакомьтесь с воспитателями, поговорите с другими родителями, понаблюдайте, как ваш ребенок постепенно вовлекается в жизнь детского коллектива.
- Убедившись, что все в порядке, попрощайтесь с малышом. Не уходите «по-английски»! Ваше внезапное исчезновение может так перепугать ребенка, что если он решит, что вы не вернетесь, то в следующий раз не захочет отпустить вас. Заверьте малыша в том, что обязательно придете забрать его, и сообщите, когда именно.
- Как только вы попрощались с ребенком, уходите. Не подглядывайте за ним в попытках удостовериться, что все в порядке, и не возвращайтесь, если услышите, что он расплакался. Это расстроит вас и создаст неправильные причинно-следственные связи в голове у малыша. Будьте уверены: в первый день воспитатели приложат все усилия, чтобы никто не раскис всерьез, так что вашего кроху быстро успокоят.
- По окончании рабочего дня, забирая ребенка из сада, старайтесь проводить вечер вместе: готовьте еду, накрывайте на стол, ужинайте вместе всей семьей, почитайте на ночь, посекретничайте перед сном. Пусть малыш видит, что с походом в детский сад в остальной его жизни ничего не изменилось: его все так же любят и так же заботятся о нем.
- Ваши выходные теперь семейные дни. Хотя бы в первое время. Не перегружайте нервную систему ребенка отлучением его от вас с супругом и на неделе, и на уикенд, запланировав для себя встречи с друзьями, а для вашего чада — посещение бабушки с дедушкой. Придумайте на первые выходные что-то особенно интересное, желанное для малыша, будь то поход в парк аттракционов, изучение энциклопедии доисторических животных или поклейка фосфоресцирующих звезд на потолок в детской.
- Интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду. Что ему особенно нравится, что для него оказалось новым, с кем из ребят он готов подружиться, удается ли ему заснуть на тихий час, что вкусного на обед. Вы можете услышать много полезного, ведя простую беседу о разных аспектах детсадовской жизни: как воспитатели обращаются с детьми, что предпринимают, чтобы урегулировать конфликты между ними, разрешают ли не спать во время дневного сна и не есть нелюбимое блюдо.
- Вы значительно облегчите пребывание своего малыша в детском саду, если будете внимательны к его рассказам по дороге домой и за ужином и по результатам сможете вовремя сообщить воспитательнице, что требовать от вашего чада съесть перловую кашу так же бесполезно, как заставлять его спать в тихий час, а самому малышу подсказать, как вести себя с согруппником, отбирающим у него игрушки.
Особенности работы группы кратковременного пребывания в яслях для наилучшей адаптации к дошкольному учреждению
Группы кратковременного пребывания – это адаптационные специальные группы в садах для пребывания малышей на 2-3 часа. Каковы особенности такой группы?
- Возможность облегчить адаптацию к яслям и саду.
- Возможность посещать группу вместе с мамой.
- Помощь маме в развитии и адаптации малыша с помощью наглядных примеров.
- Группы рассчитаны на возраст ребенка 1-3 года.
- Образовательная программа включает в себя всестороннее развитие крохи – лепка, рисование, знакомство с буквами и счетом, танцы, мелкая моторика, развитие речи и формирование необходимых навыков, и пр.
Новости МирТесен
Профилактика болезней
Предугадать, как отреагирует организм маленького человека на изменения, сложно, но болезни неминуемы. В силах родителей укрепить иммунитет ребенка, чтобы любые хвори протекали кратковременно и легко.
* Ввести в привычку пить ромашку на ночь. Это природный антисептик – самое мягкое средство очищения организма. Есть сезонные овощи и фрукты, зелень между приемами пищи, как отдельное блюдо. На дворе начало июня? Значит на столе абрикосы, черешня и клубника; июль – персики, сливы и так далее по календарю. Зимой – это замороженные ягоды (брусника, клюква, облепиха).
* Закаливать себя и ребенка обливанием. Есть научное название старинному обычаю — криотерапия. Не холод является причиной болезней, и даже не сквозняки, а боязнь холода. Начинают прививать привычку обливаться с прохладной воды, только ножки. Постепенно градус понижают и приучают обливаться с макушки (или с лица).
И все-таки такие вещи, как больничный, стоит обговорить с работодателем заблаговременно: можно ли вам спокойно «сидеть на больничном» с малышом или есть варианты выполнения работы дома. Чтобы в случае недомогания малыша не «стрессовать» ещё и из-за недовольства начальника.
Выход из декрета: как подготовиться маме
Вам пора вспомнить о других сторонах жизни, снова выйти в большой мир и – вернуться на работу? Мы расскажем, как сделать это красиво и уверенно.
Читать далее
Как бы ни осуждало общество работающих мам, отдающих детей в год в ясли, ещё больше оно осуждает тех, кто их вообще в сад не отдает. Поэтому, права только та мама, которая уверена в своем выборе!
Памятки по мерам социальной поддержки семей
Внимание!
« Право на ежемесячную выплату на детей от 3 до 7 лет в размере 4745 руб. имеют семьи, среднедушевой доход которых ниже 9641 руб. Семьям, которые получают какие-либо меры поддержки на детей, указанная выплата будет назначена автоматически (без подачи заявления). Малообеспеченные семьи, которые не являются получателями мер поддержки, заявление на назначение выплаты могут подать через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (https://gosuslugi.ru), посредством почтовой связи, либо на адрес электронной почты учреждения социального обслуживания населения по месту жительства. Осуществление выплаты начнется не позднее 01.06.2020» .
Зона движения (от 0 до 12 месяцев)
Специальный мат или обычный коврик, одеяло. Рядом у стены располагается зеркало ближе к году появляется поручень у зеркала
Полка с игрушками с закруглёнными краями
Первые игрушки – это мобили. Первый мобиль — мобиль Мунари (с 2 — 3 недель)
Цель: учит концентрировать внимание и следить за объектами, стимулирует визуальное восприятие ребенка
Мобиль «Октаэдры» (с 2 – х месяцев)
Состоит он из трёх восьмигранников, красного, синего и жёлтого цветов.
Цель: учить концентрировать внимание и следить за объектами, знакомство с цветом и формой
Мобиль Гобби (с 2 – 3 месяцев)
Цель: научить ребёнка сосредотачиваться и следить за движениями объектов, знакомство с цветом и формой.
Мобиль «Танцующие человечки» (к 3-4 месяцам)
Цель: научиться сосредотачиваться и следить за движениями фигурок, знакомство с цветом и формой, научиться контролировать движения рук.
С 4 – 5 месяцев над ребёнком подвешивается кольцо
Цель: научиться хватать подвешенное кольцо руками, развитие концентрации внимания, координации движения рук.
С рождения можно предлагать ребёнку мяч Такане
Цель: научиться следить за мячом, хватать, пинать, стимулирует к ползанию, ходьбе, бегу, развивает координацию глаз-рука.
«Лялька» «Гремелка»
Соединённые круги (с 3 месяцев)
Цель: при ощупывании и перекладывании из руки в руку диски активизируют взаимодействие полушарий мозга, стимулируют развитие движений запястья и кисти
Сквиш (с 5 месяцев)
Цель: научиться сжимать и растягивать рукой шары на стержнях, соединённых резинками, развитие моторных навыков ребенка, визуального восприятия предметов и их изменение.
Бусы на шнуре (с 5 месяцев)
Цель: захват рукой, перекладывание и перехват, стимулирует самостоятельное движение, обогащает сенсорный опыт
К 9 месяцам ребенок активно начинает ползать, ходить
Тележка – каталка
Цель: научиться катить тележку стоя, стимулирует к ходьбе, развивает чувство равновесия, координацию движений, способствует развитию самостоятельности у ребёнка
Скат для мяча (с 10 – 11 месяцев)
Цель: научиться носить мяч обеими руками, опускать в отверстие, развитие зрительно – моторной координации, чувства равновесия и навыков локомоции
Лестница «Три ступеньки» (с 9 месяцев)
Цель: научиться ходьбе вверх и вниз по ступенькам, развитие мускулатуры, чувства равновесия, координации движений, навыков локомоции, чувства самостоятельности и успешности
Ответы на самые распространенные вопросы о посещении яслей
Кто имеет право на первоочередное посещение ясельных групп?
- из многодетных семей;
- матерей-одиночек, при наличии справки из ЗАГС о произведении записи в графе «отец» со слов женщины;
- беженцев и переселенцев;
- из семей военных, следователей, судей, прокуроров;
- педагогов;
- находящиеся под опекой;
- инвалидов I и II группы;
- из семей, имеющих студентов очной формы обучения;
- военных в запасе;
- имеющие брата или сестру уже посещающих выбранный сад.
Кто может ходить в сад бесплатно?
- Детям-инвалидам или страдающим туберкулезом;
- Малышам с дефектами в развитии;
- Детям инвалидов I и II группы.
- сотрудников милиции (работающим, уволенным в запас по ранению, погибшим при исполнении);
- военнослужащих;
- пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;
- из семей с низким уровнем дохода;
- вторым и последующим детям, если их старшие братья и сестры посещают этот сад;
- разведенных женщин, матерям и отцам одиночкам, сотрудникам учреждений образования, при утрате кормильца.
Должен ли ребенок обладать навыками самообслуживания, чтобы его взяли в ясли?
- самостоятельно кушать при помощи ложки;
- пить из чашки;
- отказаться от соски и бутылочки;
- умываться, использовать мыло и полотенце;
- ходить на горшок или просить воспитателя помочь ему это сделать;
- уметь занимать себя самостоятельно на протяжении некоторого времени.
Какие плюсы и минусы есть у ясельных групп?
- Социализация и дополнительная коммуникация. Дети, посещающие ясли, растут более общительными и коммуникабельными. Легче вливаются в новый коллектив и заводят новые знакомства. Но это касается только открытых, активных малышей. Замкнутые крохи могут негативно отреагировать на большое скопление детей;
- Быстрое обучение. Благодаря постоянному нахождению в коллективе и наблюдению за ровесниками, ребенок быстрее осваивает все необходимые навыки, учится новым вариантам исследования и игры;
- Режим. Если есть проблемы с налаживанием режима в домашних условиях, то посещение ясельной группы позволит быстро и легко перестроить ваше чадо на нужный темп жизни;
- Иммунитет. Первое время малыш будет достаточно часто болеть. Период адаптации к новому месту и коллективу часто сопровождается постоянными простудами, насморком, другими детскими инфекциями. Каким бы минусом это не казалось, в итоге у ребенка разовьется достаточно крепкий иммунитет, позволяющий легче справляться со сторонними инфекциями.
- Адаптационный период. Некоторое время малыш будет находиться в стрессовом состоянии. Непривычная обстановка, долгая разлука с мамой могут выливаться в стресс, проявление негативных эмоций, перепады настроения;
- Перенасыщенные группы. В больших городах достаточно остро стоит вопрос о количестве детей в группах (до 20-23 человек);
- Отсутствие обучающей программы. В ясельных группах у воспитателей не стоит задача заниматься обширным развитием малышей.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок начал ходить в ясли»
Обновлено 20.03.2014 09:32
Период начала систем аттического посещения детского учреждения очень сложен для каждого ребенка. Е.О.Смирнова отмечает, что врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую. При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается за 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20- 40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. Могут замедляться темпы развития. Для того чтобы сделать процесс адаптации менее болезненным, необходимо, чтоб родители и сотрудники детского сада поддерживали тесный контакт. Это могу быть и посещение воспитателями ребенка на дому( конечно, с согласия родителей), и приход мамы или бабушки ребенка в группу детского сада в первые дни и недели, и постепенное привыкание ребенка к яслям: сначала мама приводит его только на прогулку, потом на один- два часа в группу, позже- на несколько часов подряд оставляет его с воспитателями. Желательно, чтобы родители знали: даже если ребнок легко и быстро привык к яслям, не следует оставлять его здесь на 8- 10 часов. Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим,окружающие его взрослые, дети, обстановка, пища,- очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребнка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить помочь убрать игрушки, прочитать его любимую сказку, докормить обедом, предложить поиграть в лото). С целью получения дополнительной информации о ребенке можно использовать различные анкеты и просто беседовать с родителями. Если родители решили привести ребенка в ясли, им необходимо прийти накануне к воспитателю, рассказать о своем ребенке и поинтересоваться, не ожидается ли на следующий день приход нескольких новых детей. В первые дни и недели посещения яслей, когда малыш испытывает эмоциональную перегрузку, родители должны поддерживать дома спокойную обстановку, не перегружать ребенка новой информацией, не посещать многолюдные места и не принимать дома шумные компании. Скорее всего, если вы постараетесь выполнить все эти условия, ваш малыш прекрасно справится с изменениями в его жизни. Задача родителей в это время — быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми.
Итак:
- Установите тесный контакт с работниками детского сада.
- Приучайте ребенка к яслям постепенно.
- Не оставляйте ребенка в яслях более чем на 8- 10 часов.
- Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
- Поддерживайте дома спокойную обстановку.
- Не перегружайте ребенка новой информацией.
- Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.
Как родителям строить отношения с воспитателями
Налаженный контакт родителей с воспитателями прямо или косвенно будет влиять на восприятие ребенком детского сада в позитивном ключе. Как выстроить взаимоотношения со взрослыми, фактически заменяющими малышу вас в течение дня?
Сделайте воспитателя своим союзником. Регулярно интересуйтесь у него, как чувствует себя ваш ребенок в течение дня, как у него складываются отношения с другими детьми, испытывает ли он какие-либо сложности из-за отсутствия тех или иных навыков. Попросите дать вам рекомендации по коррекции поведения, если таковые имеются, или советы, как помочь малышу адаптироваться к условиям детского сада. Педагоги и воспитатели не решат всех ваших родительских проблем, они — ваши помощники. Если они поймут, что вы не сильно интересуетесь вопросами воспитания собственного ребенка, то и сами не будут демонстрировать особого рвения в этом направлении.
Если воспитатель сам инициирует разговор с вами, не отвергайте мнение со стороны, будьте внимательным слушателем. Взаимоотношения малыша с людьми не из ближнего круга строятся совсем на другой почве, чем с родственниками. И это ребенку пока только предстоит понять и усвоить на собственном опыте. Как человеку со стороны, воспитателю заметнее пробелы в тех или иных социальных навыках малыша, и, если он готов поделиться с вами своими наблюдениями, цените это.
Будьте всегда приветливы, сдержанны и вежливы, демонстрируйте уважительное отношение к педагогам. В своем поведении ребенок во многом ориентируется на вас, и он обязательно, увидев вашу обходительность с воспитателями, усвоит такой же настрой и модель поведения, что непременно будет ими оценено
А это важно, так как их отношение к вам волей-неволей транслируется и на вашего малыша.
Терпеливо относитесь к критике в ваш адрес и в адрес ребенка. Помните, что поучать — личностная особенность педагогов и воспитателей, это сама суть их профессии
Простите им их маленькую «слабость», в конце концов, без этой черты — желания учить — человеку нечего делать на педагогической стезе. Подскажите воспитателю, как в какой-нибудь особой ситуации можно договориться с вашим ребенком (например, в случае, если он отказывается принимать определенную еду или спать во время тихого часа).
Постоянно демонстрируйте готовность помогать воспитателям, если нужно повлиять на собственного ребенка, лояльность, даже если не всегда и не во всем согласны с правилами детского сада. Если ваш малыш продолжает посещать его, значит в общем и целом вы принимаете условия договора.
Соблюдайте распорядок дня учреждения, не забывайте предупреждать воспитателей об изменениях в режиме пребывания вашего ребенка в саду, если вы планируете забирать его пораньше домой или на дополнительные занятия. Сообщайте, когда малыш заболевает или по другим причинам не будет посещать детский сад. Отсутствие обратной связи от родителей по этим вопросам — частый повод для недовольства со стороны воспитателей.
Старайтесь не перегружать воспитателей информацией утром, когда приводите ребенка в сад, и вечером, когда забираете его: интенсивные потоки приходящих и уходящих людей могут не только снизить градус внимания к вашим словам, но и помешать педагогам уделять время остальным детям (вы бы не захотели, чтобы одним из них когда-нибудь оказался ваш ребенок). Узнайте, когда воспитателю удобно вас выслушать: возможно, он предложит обсудить все волнующие вас вопросы во время тихого часа или вечерней прогулки
Это в ваших интересах, чтобы педагог смог уделить вам все свое внимание.
Возраст, приходящийся на период посещения детского сада, — важнейшая веха в психическом развитии ребенка, этап выработки навыков взаимодействия с социальной средой, закладки основ характера, становления личности. То, как ваш малыш пройдет через все испытания на пути взросления, будет определять дальнейший его успех в жизни и социуме.
Закладывайте основы этого успеха с самого раннего детства, формируя в ребенке способность устанавливать, развивать и поддерживать хорошие социальные связи с другими людьми. Станьте лучшим помощником малышу в его адаптации к внешнему миру. И возможно, сад станет вашим лучшим помощником в воспитании ребенка!
Подготовка мамы. Покой в душе
Поколениями мам проверено: если мама будет страдать от одной лишь мысли от необходимости расставания с малышом, если её будет мучить чувство вины или страх, всё ли хорошо с её деточкой, ребёнок будет испытывать самые отрицательные эмоции при посещении детского сада.
Как говорит Вадим Зеленд в легендарной книге «Трансерфинг реальности»: «создайте намерение; если вы хотите купить газету, вы же идёте и покупаете её, а не полгода думаете об этом». Так же и в вопросе о переменах в жизни: «примите их, если вы сами притянули эти изменения». Не стоит грызть себя, душа – не яблоко.
Практика
* Если решение о выходе на работу уже принято, а ясли выбраны, надо превратить «начало социализации» в праздник! Больше радости, больше совместных походов: в магазин за вещами для садика, к зданию, где кроха скоро будет играть.
* Если есть возможность, стоит познакомить ребенка с воспитателями. Для этого нужно самой показывать ребенку спокойствие и доверие к этим людям, доброжелательное к ним отношение. Если ребенок видит, что мама в присутствии другого взрослого спокойна и уверенна, то ребенок спокойнее будет оставаться с этим человеком.
* Большинство опытных мам считают, что «вводить» сад в жизнь ребенка нужно неспешно и деликатно: от одного-двух часов, наподобие игры в детской комнате, оставаясь вместе с ним в течение нескольких дней, затем оставлять малыша, ко времени пребывания прибавлять по часу. Первое время, возможно, даже первые две недели, водить до дневного сна.
Вместе читаем
В помощь маме: книги о жизни в детском саду для совместного с малышом чтения. Бесспорный бестселлер в тематике «мамы всегда возвращаются» — это Сара Нэш «Самые нежные объятия в мире».
Как устроена жизнь в новом месте? Замечательные краткие ответы в книге Эмили Бомон «В детском саду. Энциклопедия для малышей». Или книга «В Детском саду» из серии «Первые книги малыша. Учим новые слова». Эти книги ребенок сможет листать и рассматривать самостоятельно.
И ещё парочка: Ольга Громова «Зайка идет в детский сад» (из серии книг про Зайку) и «Мишка Ушастик в деском саду» Чеслава Янчарского (истории жизни игрушек из детского сада).
Сохрание грудного вскармливания
Есть ещё один важный пункт в подготовке, в первую очередь, мамы: сохранение ГВ. Момент спорный: одни мамы за прекращение грудного вскармливания — оборвать все связующие нити, чтобы бы ребенок был эмоционально стабилен. Этого же мнения придерживаются и владельцы частных яслей.
Вторые за сохранение ГВ — та самая естественная связь, оберегающая, защищающая и поддерживающая ребенка в момент кризиса (а ясли – это все-таки стресс для малыша, как бы весело их не называли «игрой»). Утром и/или вечером малыш прикладывается к груди, и оба успокаиваются во время сокровенного ритуала. «Мама рядом – и я в безопасности».
Когда малыш уже пошёл в ясли, пригодится такой совет одной из наших читательниц: «не выпускать из рук» ребенка, то есть компенсировать дневную норму ласки и нежности вечерними объятиями и вниманием. Замечательная традиция, полезная каждому и в любом возрасте!