Дети с трудностями в обучении шпоры

Трудности обучения

Проблемы со здоровьем

Эти причины вызваны особенностями ребёнка. Например, если ученик не увидит написанное на доске, не слышит пояснения учителя и при этом боится или стесняется переспросить, проблемы в учёбе неизбежны. 

Но не всё так очевидно. Внешне здоровый ребёнок тоже может быть неуспевающим. Детский нейропсихолог Наталья Никулина отмечает, что к ней на приём попадают дети без диагнозов, но с трудностями в обучении: не могут освоить письмо, чтение, математику. 

Чем помочь ребёнку 

Чтобы разобраться, в чём причина неуспеваемости или отставания, надо провести нейропсихологическую диагностику. На её основе специалист разработает индивидуальный план коррекции. Наталья Никулина приводит такой пример. Если ребёнок быстро устаёт, с трудом удерживает рабочую позу, то можно предположить снижение нейродинамических показателей, например снижение функционирования первого блока мозга, который обеспечивает оптимальное ресурсное состояние нашего организма. Нейропсихолог будет проводить на занятиях соответствующие упражнения. Родителям же стоит придерживаться рекомендаций специалиста.

Основа основ: правила идеального детского завтрака, обеда и ужина

Делимся принципами здорового питания, которые продлевают жизнь и повышают настроение.

Конфликты с учителем

Такие причины неуспеваемости научно называют организационно-методическими или педагогическими, поскольку они напрямую связаны с качеством образовательных стандартов, методов обучения, личностью педагога и его мастерством. 

Ошибки педагога, из-за которых школьники отстают от программы: 

  • перегружает учеников; 

  • не применяет индивидуальный подход; 

  • не пытается закрыть пробелы в знаниях учеников; 

  • не помогает детям преодолеть трудности в обучении; 

  • мало занимается воспитательной работой.

Настроиться на учёбу ученикам также могут мешать стойкая неприязнь и недостаток уважения к учителю. Когда возникают подобные проблемы, наивно думать, что проблема решится сама или её решит сам ребёнок. В этом случае нужно наше активное участие. 

Чем помочь ребёнку 

Обсуждаем проблему вместе

Важно вести разговор нейтрально, не выступая обвинителем ни ребёнка, ни школы. Спокойно выясняем, в чём проблема, по мнению ребёнка

Не стоит вставать на сторону учителя, даже если он прав. Когда на человека нападают толпой, это уже травля. У ребёнка не остаётся опоры, и он чувствует безнадёгу — что никто ему не поможет. Именно поэтому даём понять ребёнку, что в любой ситуации вы на его стороне и бросаться обвинениями и угрозами не станете.

Общаемся с другими родителями — выясняем, есть ли проблема с учителем у кого-то ещё. Практика показывает, что если учитель обладает негативными личностными качествами, то к нему много претензий. Тогда проблему можно решать сообща. Например, если учитель кричит на детей, оскорбляет их, то это будет мешать всему классу, а не только вашему ребёнку. 

Разговариваем с учителем. Здесь важно соблюдать нейтралитет и не идти в школу с настроением всё разгромить, отстаивая интересы ребёнка. Впрочем, если вести себя как провинившийся школьник, тоже ничего хорошего из беседы не получится. Помним, что у нас с учителем общая цель: дать ребёнку знания и воспитать лучшие качества. Поэтому говорим на равных, как партнёры. 

Общаемся с классным руководителем, если проблема с учеником начальной или средней школы. Если ребёнок получает двойки только по химии, а по остальным предметам у него хорошие оценки, то проблема явно в личности педагога.

Если после разговора с учителем и классным руководителем ребёнок по-прежнему ходит в школу как на казнь, приносит оттуда двойки и жалуется на учителя, идём дальше — к медиатору. Так в современных школах называют специалиста, задача которого примирить конфликтующие стороны. Это может быть директор или школьный психолог. Задача медиатора — найти способы помириться. 

Если медиатор не помог и школа настаивает, что в конфликте виноват школьник, то есть смысл сменить учебное заведение — например, перевести ребёнка на домашнее обучение. Вот такой пример приводит наша подписчица, мама второклассника Инга: 

Трудности надо воспринимать как подарок

ss=»stk-reset wp-exclude-emoji ce-element—empty stk-element_no-text» ssmarticle=»»> 

«ÐÑли ÑÑÑденÑÑ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑÑÑ Ð¼Ð½Ðµ, ÑÑо задаÑа оÑÐµÐ½Ñ ÑложнаÑ, Ñ Ð¾ÑвеÑÐ°Ñ â ÑÑо пÑекÑаÑно!» â говоÑÐ¸Ñ ÐоÑлеÑ. ÐоÑÑба Ñ ÑÑÑдноÑÑÑми и ÑÐ°Ð·Ð±Ð¾Ñ Ð¾Ñибок â лÑÑÑее, ÑÑо Ñеловек Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑделаÑÑ Ð´Ð»Ñ Ñвоего мозга. ÐÑли не бÑÐ´ÐµÑ Ð±Ð¾ÑÑбÑ, Ñо не бÑÐ´ÐµÑ Ð¸ ÑезÑлÑÑаÑа.

Ребенка Ñедко наÑÑÑаиваÑÑ Ð½Ð° ÑÑÑдноÑÑи в обÑÑении, Ñак ÑÑо когда он Ñ Ð½Ð¸Ð¼Ð¸ ÑÑалкиваеÑÑÑ, Ñо Ð²Ð¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð² Ð¿Ð°Ð½Ð¸ÐºÑ Ð¸ дÑмаеÑ, ÑÑо Ñ Ð½Ð¸Ð¼ ÑÑо-Ñо не Ñак. Ðо еÑли гоÑовиÑÑÑÑ Ðº боÑÑбе заÑанее, Ñо она бÑÐ´ÐµÑ Ð²Ð¾ÑпÑинимаÑÑÑÑ ÐºÐ°Ðº должное, пÑоÑнеÑÑÑ Ð°Ð·Ð°ÑÑ Ð¸ наÑÑойÑивоÑÑÑ. УÑенÑе назÑваÑÑ ÑÑо «желаÑелÑнÑми ÑÑÑдноÑÑÑми».

Какие последствия могут вызывать трудности школьного обучения

Важно разобраться с трудностями школьного обучения на ранних этапах их возникновения, ведь они могут повлиять на формирование самооценки, мотивации и дальнейшем развитии личности ребенка, а также привести к следующим нарушениям:

  • Дислексия – нарушение чтения, характеризуется трудностями обучения беглому чтению и пониманием прочитанного, несмотря на нормальный или выше среднего интеллект.

  • Дисграфия — нарушение письменной речи, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова.

  • Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма.

  • Дискалькулия — выраженные трудности в изучении или понимании арифметики, такие как: сложности в понимании чисел, знаков, арифметических действий, математических правил.

Что поможет человеку с расстройствами обучения

В первую очередь необходимо научиться самоадвокации — способности отстаивать собственные интересы. Если вы оказались на новой работе или учебе, нужно уметь сообщать другим о своих особенностях и потребностях таким образом, чтобы достигать максимального взаимопонимания.

Например, на задания, для выполнения которых требуется применить навыки чтения и письма, человеку с дислексией и дисграфией должно выделяться больше времени. На учебе можно попросить у преподавателя его конспект. В образовательных учреждениях западных стран существуют специальные программы для людей с такими расстройствами.

При дисграфии может помочь развитие мелкой моторики. Также нужно тренироваться выражать свои мысли на бумаге и каждый раз проверять орфографию и синтаксис.

«Большинство людей, взрослея, адаптируется к тем дефицитам, которые у них есть. Если человек понимает, что у него что-то не получается, он учится делать это по-другому — например, использует только те слова, в написании которых уверен», — считает Ирина Пасечник.

С возрастом у нас снижается пластичность мозга. Поэтому, по словам Пасечник, коррекция расстройств обучения уже не будет такой эффективной, как в детстве, но всё же улучшения возможны. Психолог рекомендует активности вроде единоборств и йоги: «Такие занятия требуют сложной координации, благодаря чему развивают взаимодействие различных зон мозга и очень помогают не только телу, но и, как ни странно, голове».

Физическая активность действительно может быть полезна. Дислексию часто связывают с мозжечком — областью мозга, как раз отвечающей за координацию движений. В Великобритании в рамках исследования провели эксперимент, в ходе которого участники (дети) на протяжении месяцев выполняли простые физические упражнения. В результате испытуемые улучшили не только моторные навыки, но и языковые способности и добились прогресса в чтении.

Некоторые ученые, например профессор Йельского университета Салли Шайвитц, считают, что физические упражнения не способны вылечить дислексию, но помогают людям с такой проблемой чувствовать себя увереннее и бороться с тревогой.

Самое главное при наличии расстройств обучения — сделать ставку на свои сильные стороны. В чем же нужно искать плюсы и как их использовать?

Как проходит коррекция трудностей в обучении по методу Татьяны Гогуадзе?

Основа метода – активное применение психофизических тренировок, через которые достигается:

  • согласованная работа полушарий мозга при обязательном доминировании левого полушария;
  • формирование правильной нейродинамики чтения и письма;
  • повышение выносливости к монотонным нагрузкам;
  • улучшение психоэмоционального состояния ребёнка, в том числе улучшение работы центральной нервной системы;
  • развитие силы воли, мотивации к учёбе;
  • повышение уровня самоконтроля и самодисциплины.

Какие конкретно нужно выполнять психофизические упражнения, можно прочитать в нашем отдельном материале.

Уникальность методики Татьяны Гогуадзе по коррекции трудностей с обучением у детей заключается в том, что все упражнения можно освоить и делать самостоятельно!

Начать заниматься можно уже сегодня и самостоятельно!  С чего надо начать? Об этом можно узнать на онлайн-диагностике.

Для достижения более быстрого и нужного эффекта рекомендуется пройти онлайн-диагностику, которая поможет родителям, да и самому ребёнку лучше разобраться в своих проблемах и узнать истинные причины трудностей с обучением.

Онлайн-диагностика позволяет:

  • точно понять, если ли у ребёнка рассогласованность в работе полушарий мозга;
  • оценить его текущее состояние, в том числе психоэмоциональное;
  • определить соотношение логики и интуиции, выявить склонности ребёнка к определённому виду деятельности;
  • спрогнозировать поведение в разнообразных жизненных ситуациях.

И главное – семье даются конкретные рекомендации по самостоятельной коррекции трудностей с обучением, гармонизации психоэмоционального состояния ребёнка, оздоровлению образа жизни. Ребёнок также узнает, какой физической активностью ему лучше заниматься, чтобы решить свои проблемы с учёбой, а от каких видов спорта лучше отказаться.

Кроме того, онлайн-диагностика проходит в эмоционально комфортных для ребёнка и его родителей условиях, не требует от них ресурсных затрат и выполнения различных тестов. Всю информацию о ребёнке и его трудностях с обучением мы получаем из анкетных данных, а также по результатам видеокомпьютерной психодиагностики по методу Ануашвили.

Выбрав онлайн-диагностику:

  1. Вы получаете 60 минут экспертного общения с автором методики и руководителем Центра Дислексии – Татьяной Валерьевной Гогуадзе.
  2. Поймёте, что происходит с вашим ребёнком и почему он отказывается от учебных занятий даже дома, где его все поддерживают.
  3. Получите на электронную почту протокол с рекомендациями по выходу из кризиса обучения.
  4. В уже точно будете знать, какие упражнения нужно делать вашему ребёнку для коррекции трудностей с обучением с учётом его индивидуальных личностных особенностей.

Онлайн-диагностика – это первый шаг к решению проблем с обучением у вашего ребёнка. Она поможет понять текущие трудности с учёбой и их причины, поможет отслеживать происходящие изменения в динамике, потому что диагностику в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе можно и даже рекомендуется проходить на регулярной основе.

Об онлайн-диагностике и особенностях её проведения вы также можете узнать из следующих материалов на нашем Дзен-канале:

  • Об онлайн-диагностике в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе.
  • Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе работает в онлайн-режиме!

И подписывайтесь на наш Telegram-канал, где мы также пишем о преодолении трудностей в учёбе, передовых методах диагностики дислексии, дисграфии, СДВГ, даем советы по воспитанию и обучению детей.

Методы коррекции

Первоначальным этапом коррекции всегда является диагностика, позволяющая составить оптимальную программу для каждого ребенка. Например, если у ребенка присутствуют нарушения речи, связанные со стереотипностью используемых слов, коротких фраз, а для того, чтобы его окончательно понять, необходимо задавать дополнительные вопросы, то трудности касаются программирования речи. В случае, когда используются предложения различной длины, но при этом присутствует замена конкретных понятий более обобщенными, встречается большое количество местоимений, то есть смысл заняться уровнем переработки слухоречевой информации. Полную диагностику проводит специалист — нейропсихолог.

Чтобы школьная успеваемость повысилась, а недостатки поведенческой сферы сгладились, необходимо достаточное развитие сенсомоторного базиса – основных психических функций (мышления, памяти, внимания). Добиться этого невозможно, требуя от ребенка сосредоточения через силу и принуждение, поскольку это не педагогический, а нейрофизиологический аспект. Эффективными будут методы, развивающие исключительно недостающий уровень – это естественные процессы познания мира, такие как игры, бег, прыжки, а также прочие формы активности, расширяющие сенсомоторную сферу.

Вместо репетиторов по всем предметам и различных развивающих ранних программ рекомендуется сосредоточиться на развитии необходимых мозговых структур и нейронных связей. Это возможно с применением метода нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис.

Курс Томатис направлен на то, чтобы:

Как проходит коррекция нарушения школьных навыков в нашем центре?

В нашем центре первичная консультация проводится в форме консилиума: прием ведут сразу несколько специалистов (по желанию клиента). В консультации участвует логопед, нейропсихолог, дефектолог и специалист по Томатис-терапии (клинический психолог). Состав сотрудников может меняться в зависимости от конкретной ситуации (предварительная запись обязательна).

Консультация длится 60 минут. При необходимости расширенного нейропсихологического обследования оно назначается дополнительно, поскольку занимает много времени (от 2 часов и более, в зависимости от поставленных задач).

После диагностического этапа специалисты предлагают коррекционный маршрут для ребенка, который может включать:

По желанию родителей заключение может быть оформлено письменно на бланке центра

Часто школьные учителя принимают во внимание наличие специфических нарушений чтения/письма/счета и учитывают этот факт при выставлении оценок

Другие статьи на эту тему:

МИФ 1: Дислексия – это приговор! Можно прощаться с мечтами об успешной карьере и даже высшем образовании.

Родители – народ тревожный, они склонны преувеличивать. Их можно понять, так как речь идет о самых важных в жизни созданиях – любимых детях. Это, кстати, не так уж и плохо, ведь мы знаем, что лучше перестраховаться, а профилактика полезнее, чем попытки исправить уже запущенное

Однако также важно иметь доступ к объективной информации, а не питаться страхами

Что правда?

Трудности с чтением и письмом требуют внимания. При пассивном наблюдении можно действительно попасть в ловушку и довести ситуацию до момента, когда пробелы в знаниях восполнить будет уже крайне затруднительно. Необходимо вовремя диагностировать нарушения, привлечь специалистов для помощи и найти свои способы полноценно учиться.

Что неправда?

Слухи о том, что ребенок с дислексией не сможет получать отличные оценки, успешно сдать экзамены и поступить в высшее учебное заведение, сильно преувеличены. Родители в чатах наперебой передают из уст в уста страшные истории о «сыне коллеги», которому дислексия напрочь испортила жизнь. Ужас вызывает и прохождение ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии, фиксирующей проблемы.

Считается, что «диагноз» поставит крест на будущем школьника. В то время, как такая справка как раз открывает ему новые возможности.

Как на самом деле

Все наоборот! Чем раньше вы займетесь коррекцией речи, чтения, письма и счета, тем скорее ребенок освоит учебный материал, приспособится и легко встроится в процесс обучения. Регулярные коррекционные занятия дают положительную динамику, и тогда с трудностями можно вовсе попрощаться!

Коррекция простыми способами

Решение этой проблемы кажется родителям непосильным трудом, что само обращение к специалистам отнимает время, а хлопот у нас и без того хватает. В реальности же для профилактики и на раннем этапе более, чем достаточно бывает самостоятельных занятий дома между делом или во время игры. В вебинарах Ассоциации вы найдете массу простых и эффективных игр и упражнений на исправление и отработку любых навыков: речевых, переключения внимания, пространственного и фонематического восприятия.

Пример игры-упражнения

Попробуйте вот такую простую игру. Предложите детям закрыть глаза и послушать тишину. Через минуту спросите, что им удалось услышать и что это может быть. Вы и сами удивитесь, сколько разных звуков мы не замечаем. Такая тренировка повысит умение ребенка выделять и различать звуки, что является базой для развития речи.

Для тренировки звукопроизношения можно использовать простые скороговорки; чтобы развить речевой аппарат, поможет простейшая артикуляционная гимнастика – надувать и покусывать губы, понимать и опускать верхнюю и нижнюю губу.

Подобные упражнения разработаны и для коррекции чтения, дискалькулии, работы с мышцами речевого аппарата, звукового анализа, мышления и памяти.

Как сдать экзамены

Для учеников с трудностями существуют специальные условия сдачи ОГЭ и ЕГЭ. При послаблениях у школьников появляется даже больше преимуществ. Это никоим образом не влияет на аттестат, он в точности такой же, как и у всех других детей и имеет государственный статус.

Документы в высшее учебное заведение вы можете подать на общих основаниях, ваш балл по результатам ЕГЭ будут рассматривать среди прочих в конкурсе. Что касается внутренних экзаменов в колледже, стоит знать, что руководство запрашивает их в первую очередь для особенностей обучения в дальнейшем.

Чтобы окончательно развеять этот миф, имейте в виду, что многие успешные люди прошлого и наши современники, имея похожие трудности в детстве, добились даже большего, чем их одноклассники без таких проблем. В свое время с трудностями сталкивались крупнейшие предприниматели в области информационных технологий Стив Джобс и Илон Маск. Кэрол Грейдер получила Нобелевскую премию по физиологии и медицине, а Генри Форд создал настоящую автомобильную империю. Среди дислексиков невероятное количество творческих людей – писателей и художников, режиссеров и музыкантов. Список настолько велик, что всех и не перечислишь. Это лишь доказывает, что интеллектуальные способности ребенка никак не связаны с появлением нарушений чтения и письма.

Теперь все в ваших руках! Желаем вашим детям отличных оценок и успехов в будущем!

Микросоциальные причины

И ещё один существенный пласт проблем бывает в семье. Полноценно решить их поможет психолог. В этой статье мы собрали рекомендации из серии «скорая помощь». 

Демотивация к учебной деятельности

Хорошо, если удалось сформировать у ребёнка внутреннюю мотивацию и он учится, потому что ему нравится. Педагоги отмечают, что у детей сложности с мотивацией, потому что семья её не сформировала, а часто помешала. Так, некоторые родители сами себе противоречат: требуют хороших оценок, но при этом обесценивают систему образования.

Как исправить

Стараемся избегать двойственных суждений в ключе: «В наше время учили качественнее, а сейчас только создают видимость» или «Школа не даёт знаний, а только калечит психику». Вместо этого отзываемся о школе с восхищением и интересом, вспоминаем мотивирующие истории из собственной школьной поры. 

Недостаток внимания 

Многие родители перегружены на работе и погружены в свои проблемы. На качественное общение с ребёнком не остаётся ни сил, ни времени. Максимум такие родители могут спросить: «Как оценки в школе?». В этом случае ребёнку кажется, что родителей интересуют не его жизнь и личность, а только оценки. И специально снижает результаты. 

Как исправить

Спрашиваем у ребёнка: «Что сегодня было интересного?». Интересуемся его жизнью. Так поймём, что у него на душе, что он предпочитает, с кем дружит, какие у него достижения, неудачи, планы, как он оценивает разные события. Стараемся беседовать не на бегу или между делом, а выделяем время для обстоятельного разговора.      

Чрезмерная критика

Если ребёнок не успешен в учёбе, то, скорее всего, он переживает по этому поводу. Плюс на него давят учителя. Если ещё и дома ему читают нотации за плохие оценки, кажется, что весь мир против. То же самое бывает и со взрослыми, когда у них проблемы на работе. Если после выговора руководителя и бесед на повышенных тонах с коллегами ещё и домашние добавляют критики, жизнь становится невыносимой. 

Как исправить

Находим в достижениях и личности ребёнка то, чем он может гордиться, и акцентируем на этом внимание. Пусть он чувствует себя успешным, а не неудачником

Для этого достаточно сдвинуть фокус внимания.

Неадекватные требования

Если родители считают детей собственным проектом и оценивают свою успешность через их достижения, это проблема. Ребёнок — отдельная личность и вовсе не обязан соответствовать высоким идеалам родителей. Психологи отмечают, что завышенные требования порождают в ребёнке неуверенность в себе. Это будет мешать в учёбе и вообще в жизни. 

Как исправить

Позволяем ребёнку быть самим собой. Не навязываем свои несбывшиеся мечты и не требуем быть круглым отличником.

Атмосфера в семье

Взаимоотношения между членами семьи, по наблюдению педагогов-психологов, сказываются на успеваемости. Если обстановка напряжённая, родители ссорятся, наказывают детей за малейшую провинность, то и ждать хороших результатов не стоит.  

Как исправить

Уважаем, понимаем и заботимся обо всех членах семьи. Устраиваем семейные ритуалы: совместные здоровые ужины, дружные прогулки и другие выходы в свет. В такой здоровой атмосфере ребёнку будет проще учиться.

 

И напоследок главное. Оценки в школе важны, но отношения с ребёнком дороже. В любой непонятной ситуации помним об этом приоритете. И не забываем показывать, что любим ребёнка и всегда на его стороне. 

Сенсомоторная интеграция как фактор, влияющий на уровень успеваемости

Незначительные нарушения сенсорной интеграции могут вызывать неуспеваемость в школе, впервые проявляются в начале обучения. Понятие сенсорной интеграции подразумевает не только обработку поступающих в мозг сенсорных импульсов, но также их упорядочивание, благодаря чему у человека складывается определенное представление как о себе самом, так и об окружающей среде.

Если процессы сенсорной интеграции незначительно нарушены (неврологи при обследовании признают ребенка полностью здоровым), то ребенок, который не вызывал никаких опасений в своем уровне развития, может столкнуться с трудностями школьного обучения. Новые виды деятельности (такие как чтение и письмо, а также арифметический счет) ставят перед психикой ранее не выполняемые сложные задачи, для успешной реализации которых необходима высокая степень развития сенсорной интеграции.

Стоит понимать, что сбои могут начаться не только в когнитивных процессах, но также и в поведенческой сфере – например, при постоянном нервном перенапряжении от новых социальных правил и требований учебы. В таком случае при отсутствии должной поддержки ребенок может начать пропускать занятия, у него развиваются психосоматические реакции, часто это выражается в снижении самооценки. В дальнейшем ситуация только усугубляется, поскольку возможности быстро восстановить пробелы в знаниях нет.

Классификация трудностей при обучении

Есть два подхода классификации трудностей, испытываемых ребенком при обучении.

  1. По школьным предметам – сконцентрирован на выделении предмета, сложного для обработки в сравнении с остальными. При этом подходе можно говорить о сложностях с чтением или письмом, математическими операциями. Проблема в данных областях может решаться педагогом, детским психологом, дефектологом и нейропсихологом, причем в некоторых случаях упускаются первопричины, а восстанавливается только следствие.
  2. Второй подход к классификации основан на нейропсихологических особенностях и выяснении, недоразвитие каких функций ведет за собой определенные видимые изменения. Например, один лишь процесс письма построен на регуляции произвольных действий, переработке аудиальной и кинестетической информации, оперировании визуальными образами. За каждый процесс отвечает соответствующий отдел головного мозга, и в зависимости от того, где именно находится проблема, возникает специфическое нарушение письма.

Применяя принципы нейропсихологического подхода, классификация трудностей обучения происходит на основании типологии допускаемых ошибок:

Все описанные ошибки имеют циклическую природу, что приводит к нестабильной работоспособности ребенка. Чтобы предотвратить когнитивную перегрузку и угасание мотивации учиться, необходимо составлять план обучения с учетом дробной и кратковременной нагрузки.

Хвалите в меру (и правильно)

Большинство любящих родителей уверяют своих детей, что они очень умные. Ребенок думает: «О, отлично, я умный». Но позже, когда начинаются ошибки, эта установка может пошатнуться и ученик решает, что не такой уж он молодец, а слова взрослых — просто попытка подбодрить его.

Конечно, не нужно впадать в крайности и говорить ребенку, что он глуп. Лучше вообще отказаться от любых ярлыков вроде «умный» и «глупый». Они приводят к ложному убеждению, что когнитивные способности фиксированы и не могут меняться, а ведь это совсем не так.

Вместо слов «Ты такой умный» лучше сказать: «Мне нравится твой подход, ты отлично справился с этим заданием».

Все курсы английскогоНачните говорить с первого урока →

Демоурок бесплатно и без регистрации!
Пройдите урок, узнайте о школе и получите промокод на занятия по английскому языку
Попробовать

Преимущества дислексии

Для вида Homo sapiens чтение — относительно недавнее изобретение (появилось вместе с письменностью примерно в IV тысячелетии до н. э.). В ходе этого занятия наше мышление «переключается» в специальный режим работы. Если взрослых, далеких от литературы, учить читать, их мозг меняется особым образом. Это показывает исследование Станислава Диана, известного французского нейробиолога. В ходе эксперимента испытуемые теряли способность обрабатывать определенные виды визуальной информации — например, они стали хуже воспринимать лица и шахматные доски.

Знаменитый художник Мариц Эшер — автор многочисленных визуальных парадоксов. Он изображал «невозможные фигуры» — представляющие собой оптическую иллюзию трехмерные объекты, которые не могут существовать в реальности. Его известная литография «Водопад», например, имеет структуру треугольника Пенроуза.

Группа психологов изучала способность людей распознавать такие фигуры. Оказалось, что дислексики справлялись заметно лучше других. Исследователи предположили, что так происходит потому, что они склонны обрабатывать визуально-пространственную информацию не локально (часть за частью), а целиком и сразу (холистически).

Так что в мифах, выставляющих людей с расстройствами обучения в выгодном свете, есть изрядная доля правды. Например, в англоязычном интернете гуляет утка, что больше 50 % сотрудников NASA — дислексики. «Это не так, — отвечает NASA в твиттере, — но они суперумные».

Исследователи обнаружили связь между этим расстройством и способностью работать с информацией, полезной в астрономии. Например, дислексики превзошли других в поиске черных дыр!

В и его авторы сравнивали способность студентов запоминать размытые изображения, похожие на рентгеновские снимки, — и дислексики снова отличились. Так что их таланты могут пригодиться в медицине и во многих других областях.

Ричард Роджерс, знаменитый архитектор и один из создателей Центра Помпиду, — дислексик. По его собственному признанию, он не умел читать до 11 лет, был не в состоянии учить стихи и делать домашнюю работу. Его называли тупицей. Еще будучи ребенком, Роджерс хотел сброситься с крыши.

«Дислексия, однако, помогла мне осознать, что на слова людей, говоривших: „Ты не можешь сделать это!“ — не стоило обращать внимания. Я не воспринимаю „не“ слишком серьезно», — рассказал Ричард.

Он считает, что дислексия позволяет шире смотреть на вещи, забывать «нормальные» способы работы и переворачивать всё с ног на голову.

Внимание людей с расстройством чтения, действительно, распределено шире «нормы». Например, на коктейльной вечеринке «обычный» человек будет фокусироваться на «центральных» звуках, а дислексик — на тех, что находятся на периферии

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо «п» пишет «б», вместо «т» — «д», неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните «предложение» — «бретлошение» и «предложение» — «придложение». В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого «дисграфик» не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

Дисграфия — это не психическое заболевание, но и не «пройдет само». Это расстройство письменной речи, связанное с работой мозга.

Обратитесь к профессионалам — центру психотерапии «Алвиан» в отделение детской психотерапии и нейропсихологии, которое работает со случаями дисграфии, дислексии, заикания и другими особенностями развития детей. Лицензия № ЛО-77-01-009904. 

Обращайтесь по тел.:+74999400734 или +79150066186 — WhatsApp

На правах рекламы

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая «не ходит одна»: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: