Ринолалия, характеристика нарушения, причины возникновения, симптоматика

Ринолалия у детей: открытая, закрытая, смешанная. причины речевого нарушения, лечение и коррекция

Введение

Среди врожденных пороков развития одно
из первых мест занимают расщелины
верхней губы
, твердого и мягкого неба.
Частота такой патологии составляет 1
случай на 600-700 рождений. Основной речевой
дефект у таких детей — открытая органическая
ринолалия
.

В данном учебном пособии рассматриваются
причины и патогенетические механизмы
ринолалии, дается анализ структуры
дефекта, первичных и вторичных отклонений
развития у детей с данной патологией,
предлагается характеристика программы
диагностики и коррекции нарушений
звукопроизношения и тембра голоса
при
данном нарушении.

Учебные материалы предназначены
студентам дефектологического факультета
специальности «Логопедия» и
направлены на дальнейшее совершенствование
подготовки логопедов — их профессиональных
практических умений и навыков по
коррекции первичного дефекта и вторичных
отклонений развития у детей с ринолалией.

Цель данного пособия: ознакомление
студентов с основными понятиями и
закономерностями общего, речевого и
психического развития детей с
челюстно-лицевой патологией, с
анатомо-физиологическими механизмами
речи при ринолалии, с методами диагностики
и коррекции голоса и речи при данном
нарушении.

Основные задачи данной дисциплины:

ознакомление студентов с этиологией
и патогенезом ринолалии;

— ознакомление с приемами и методами
медико-психолого-педагогической
диагностики состояния детей с врожденными
расщелинами губы и неба;

— формирование теоретических и практических
представлений о комплексном подходе к
устранению данной речевой патологии;

— ознакомление студентов с методиками
коррекционного воздействия при ринолалии.

Студенты, изучившие дисциплину
«Ринолалия», должны знать:

— этиопатогенетические механизмы
ринолалии;

— клиническую и психолого-педагогическую
характеристику детей с ринолалией;

— основные методики коррекционного
воздействия при ринолалии.

Студенты должны уметь:

проводить обследование детей с
ринолалией;

— определять первичные и вторичные
нарушения в структуре речевого дефекта;

— осуществлять выбор коррекционных
методик, планировать и проводить
коррекционную психолого-педагогическую
работу в до- и послеоперационный периоды
с детьми с врожденными расщелинами губы
и неба.

Студенты должны владеть навыками:

— составление протокола обследования,
анализ материалов обследования, отбор
речевого и дидактического материала
для логопедических занятий.

Коррекция

Лечение ринолалии основано на комбинации следующих средств:

  • Оперативное вмешательство.
  • Работа логопеда, отоларинголога и психотерапевта.

Известный специалист Ипполитова А.Г. пишет, что логопедия – наилучший помощник в лечении ринолалии.

Упражнения и игры

Постановка звуков при ринолалии с детьми должна производиться в игровой форме. Вы здесь – не сторонний наблюдатель, а такой же участник, показывающий каждое действие на личном примере. Возможно применять такие упражнения:

Укладываемся на ровную поверхность. «Впомни-ка, мы с тобой однажды видели лягушку? Как она смешно надувает пузико! Давай-ка попробуем. Вдох – живот стал большой-пребольшой. А теперь квакушка станет сдувать пушинки с одуванчика. Медленно и аккуратно, чтобы не пропустить ни одну – фуух»

Очень важно – не допускать резкого выдоха, ведь именно плавный «спуск» воздуха после диафрагмального наполнения кислородом необходим для коррекции фонационного дыхания. На животик можно положить небольшой шарик – маленькие любят смотреть за тем, как он скатывается, если животик опускается

Ваш лучший друг – мыльные пузыри. Их выдувание — не только веселая забава, но и полезность.

Для отработки дыхания подойдет игра «Дегустатор». Пытайтесь вместе понюхать продукты в магазине и на кухне. Затем можно завязать глаза – и попытаться угадать, что есть что. Отличной наградой станет угаданная вкусняшка.

Грейте друг другу ладошки и щечки теплым дыханием. Задувайте свечки или спички.  Дуйте на одуванчики. Пойте песенки без слов. Можно придумать еще тысячи аналогичных игр.

Вам предстоит ежедневно работать вместе с вашим чадом. Помните, что ему нужна поддержка и помощь – без чуткого родительского контроля он едва ли готов систематически выполнять рекомендации. Радуйтесь даже мельчайшим успехам, хвалите свое солнышко – и прогресс не заставит себя долго ждать.

https://youtube.com/watch?v=vHHy240ANb4

Классификация

Классификация ринолалии напрямую зависит от типа и тяжести нарушения строения ротоглотки и носовой полости:

  • по конструкции различают открытую и закрытую ринолалию;
  • по причинам возникновения – органическую и функциональную.

Открытая ринолалия подразумевает отсутствие преграды между ротовой и носовой полостью, необходимой для нормального развития речи. При попытке говорить воздушная струя, которая должна выходить через рот и быть более мощной, распределяется и выходит через нос/рот одновременно, что провоцирует носовой резонанс.

Закрытая ринолалия наблюдается, когда в носоглотке имеется препятствие, которое мешает воздуху правильно выходить через нос. Этот тип дефекта подразделяется еще на два подтипа – передняя (когда анатомическое препятствие располагается в полости носа) и задняя (когда оно находится в носоглотке).

Смешанная ринолалия наблюдается, когда сочетаются первые два типа – имеется и недостаточность небно-глоточного кольца, и непроходимость носа. Для этого состояния характерна одновременная гнусавость, и отсутствие носовых звуков.

Органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная наблюдается у детей со следующими отклонениями:

  • волчья пасть, палатолалия;
  • заячья губа;
  • укорочение мягкого неба;
  • скрытые расщелины твердого неба;
  • отсутствие маленького язычка в горле;
  • раздвоение маленького язычка.

Причины возникновения ринолалии

Причины появления ринолалии могут быть разные – врожденные и приобретенные в процессе жизни и в результате медицинских манипуляций.

Среди врожденных причин выделяют:

  1. Аномалии строения челюсти – «заячья губа»;
  2. Патологические изменения неба – «волчья пасть»;
  3. Расщелины, дефекты строения маленького язычка, миндалин, укорочение неба.

Врожденные аномалии развития ребенка появляются вследствие патологий беременности и следующих причин:

  • при инфекционных заболеваниях матери на начальных сроках беременности – грипп, краснуха, паротит, некоторые другие;
  • токсическое воздействие химических производств;
  • прием лекарственных препаратов без согласования с врачом;
  • вредные привычки – пристрастие к наркотикам, курение;
  • эндокринные заболевания;
  • стрессы, негативные эмоции.

Наиболее сильное воздействие эти факторы оказывают на 7-8 неделе срока, отрицательно влияя на формирование эмбриона.

К сведению: большое влияние на вероятность развития патологии оказывает наследственный компонент. Если у какого-то из близких родственников имеются врожденные дефекты строения носа или глотки, риск появления ринолалии возрастает.

Болезни, травмы и медицинские вмешательства становятся причиной приобретенных деформаций носа и ротоглотки. К провоцирующим факторам и причинам открытой формы ринолалии относят:

  1. рубцы и шрамы неба;
  2. парез и паралич мышц ротовой полости;
  3. новообразования, которые давят на нервы и закрывают проходы для воздуха.

Закрытую ринолалию вызывают болезни и травмы носа и носовых проходов. Причин появления препятствий для прохода звуковых потоков воздуха много:

  • отечность и разрастание слизистых;
  • новообразования в носовых проходах;
  • полипы;
  • деформации носовой перегородки;
  • аденоиды;
  • появление избыточной миндалины.

Рубцы могут появиться после удаления миндалин или аденоидов в результате послеоперационных осложнений. Нередко причиной закрытой ринолалии являются неврологические патологии и психологические нарушения в поведении детей – желание воспроизвести чужую искаженную речь, подражание ей.

Слайд 28При органической закрытой ринолалии прежде всего должны быть устранены причины непроходимости носовой

полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях.Эффективность логопедической работы по устранению ринолалии зависит от состояния носоглотки, функции uvula, от возраста ребенка. Важным фактором является и способность ребенка различать назальный тембр голоса от нормального. На начальном этапе занятий рекомендуются дыхательные упражнения, цель которых состоит в дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха. Это достигается сначала упражнениями с дутьем, а затем чередованием краткого и длительного носового выдоха. Одновременно осуществляется активизация мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. Следующим этапом является работа над дифференциацией ротового и носового выдохов. Это подготавливает возможность постановки и автоматизации назальных звуков: губно-губно-го смычного м и переднеязычного смычного н.

Чем опасно

Безразличие с таким диагнозом — не лучшая идея.

Если не принимать меры, прогнозы с таким заболеванием, увы, неутешительны.

  • При повреждениях лицевой области наблюдается отклонение от норм прироста веса. Любая еда будет просто-напросто вытекать из лишнего отверстия в области лица. Как следствие – малыши позже начинают ползать и ходить.
  • Следующий немаловажный фактор – повышение риска отоларингологических заболеваний в три раза. Без консультации лора – возможность слышать утрачивается полностью или частично, что впоследствие выражается в плохой обучаемости и задержках умственного развития.

Отмечены и другие неприятные симптомы:

  • Повышенное внутричерепное давление – а значит, здравствуйте, сильнейшие головные боли.
  • Карапуз будет острее реагировать на любые изменения, часто плакать и тяжело засыпать, поскольку ему будет свойственна повышенная возбудимость.
  • В более старшем возрасте отмечается лунатизм, склонность к унынию и низкий интерес к окружающему миру.
  • К школе ребенок уже четко будет осознавать, что с ним что-то не так. Ведь другие детишки говорят куда понятнее. Это будет вызывать чувство собственной «неправильности», породит комплексы и зависть по отношению к сверстникам. Некоторые носители данного отклонения становятся жертвой насмешек, глубже замыкаясь в себе и теряя связь с окружающим миром.
  • Сказывается это и на учебе: трудно отвечать у доски под улюлюканье и хохот толпы. А следовательно, готовьтесь к нежеланию учиться.

Дифференциальная диагностика ринолалии

Диагностика ринолалии, как правило, не составляет трудности для специалистов, однако определенные проблмы возникают при определении вида ринолалии. Для того чтобы такая дифференциальная диагностика стала эффективной, пациенту необходимо пройти обследование у следующих узких специалистов:

  • отоларинголога;
  • дефектолога;
  • логопеда;
  • невролога;
  • ортодонта;
  • фониатра;
  • педиатра и т.д.

Обследование у узких специалистов позволяет выявить этиологию заболевания, максимально точно охарактеризовать характер патологических изменений и выраженность всех симптомов

Важное значение имеют следующие инструментальные методы диагностики:

  • рентгенография носоглотки;
  • риноскопия;
  • электромиография;
  • фарингоскопия и т.д.

Эти методики позволяют визуализировать характер патологических изменений и их выраженность у каждого конкретного пациента.

Безусловно, наиболее значимым является обследование у логопеда, который, используя ряд прогрессивных методик, сможет оценить следующие параметры:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • его подвижность;
  • нарушения голоса;
  • параметры физиологического и фонационного дыхания и т.д.

Для диагностики открытой ринолалии используют методику Гутцмана, которая основана на том, что пациент произносит поочередно звуки «а» и «и», а врач при этом открывает и закрывает носовые ходы. При наличии патологических изменений очень явственно ощущается вибрация крыльев носа, а при зажатых носовых ходах звуки значительно заглушаются. Таким образом, возможна диагностика открытой формы ринолалии.

формы ринолалии, устранение ринолалии, гимнастика мягкого нёба, упражнения для щек, губ, языка

Ринолалия

Формы ринолалии и особенности звукопроизношения
Открытая ринолалияДиагностикаПрогнозЗакрытая ринолалияСмешанная ринолалияНарушения голоса при ринолалии
Можно указать три основные причины патологии голоса при врожденных
незаращениях нёба.Нарушения речи при ринолалии
Письменная речьУстранение ринолалии
Родители должны отдавать себе полный отчет в том, что оперативное лечение не обеспечивает нормальной речи, а только создает полноценные анатомо-физиологические условия для воспитания правильного произношения.Ваш ребенок не один:частота рождаемости и причины появления

Пренатальная диагностика-профилактика ринолалии

Мои рекомендации будущим родителям

Обратите внимание! профилактикипланирование семьиЛогопедическое обучение
Оценка состояния речиЭтапы и методики логопедического обучения Обратите внимание:Предостережения для родителей
Обратите внимание:Первый этапВторой этапТретий этапЧетвертый этапДо операции решаются следующие задачи:После операции коррекционные задачи намного усложняются:Гимнастика мягкого нёбаОчень важно постоянно контролировать ребенка при выполнении этих упражнений, так как на первых порах ему бывает трудно ощущать утечку воздуха через носовые ходы.Особенности артикуляции заключаются в следующем:Этому служат упражнения так называемой артикуляционной гимнастики, развивающие губы, щеки, язык. Упражнения для щек и губ:Упражнения для языка:Перечисленные упражнения не следует давать все подряд!Рекомендации молодым специалистам
Ваши сомнения
Советую родителям

Литература

— Ермакова И. И

Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 1984
— Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия. — М., 1983
— Нарушения речи у дошкольников. Сост. Р. А. Белова-Давид, Б. М. Гриншпун. — М., 1969
— Чиркина Г. В. Дети с нарушением артикуляционного аппарата. — М, 1969
— Логопедия. Учебник для пединститутов по специальности «Дефектология» под ред. Волковой Л. С. — М: Просвещение, 1989
— Соболева Е. А. Ринолалия: общие сведения о ринолалии; классификация врожденных расщелин губы и неба; причины, механизмы, формы ринолалии и др. — М: АСТ
Астрель, 2006

Автор статьи: Оксана Макерова,
специально для портала «Солнышко»
Опубликовано 21 января 2009 г.

Комментарии к статьеРинолалия24.01.2009, 15:26Дарина05.02.2009, 20:36Гальцева Марина08.02.2009, 12:20Юлия!30.03.2009, 19:28ПРАСКОВЬЯ21.04.2009, 23:03Татьяна23.04.2009, 12:57ольга21.09.2009, 19:59Наталья17.11.2009, 12:27альмира03.12.2009, 14:31Ольга06.12.2009, 20:19лариса26.02.2010, 15:02Марина22.03.2010, 20:34гость30.03.2010, 23:45лилия05.05.2010, 22:04Лариса27.05.2010, 16:23Наталья29.12.2010, 05:31Лариса20.11.2011, 17:56Оксана12.02.2012, 03:08Юлия04.11.2012, 21:18Ирина15.09.2013, 18:03Елена13.09.2018, 14:26Инна

И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 1984
— Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия. — М., 1983
— Нарушения речи у дошкольников. Сост. Р. А. Белова-Давид, Б. М. Гриншпун. — М., 1969
— Чиркина Г. В. Дети с нарушением артикуляционного аппарата. — М, 1969
— Логопедия. Учебник для пединститутов по специальности «Дефектология» под ред. Волковой Л. С. — М: Просвещение, 1989
— Соболева Е. А. Ринолалия: общие сведения о ринолалии; классификация врожденных расщелин губы и неба; причины, механизмы, формы ринолалии и др. — М: АСТ
Астрель, 2006

Автор статьи: Оксана Макерова,
специально для портала «Солнышко»
Опубликовано 21 января 2009 г.

Комментарии к статьеРинолалия24.01.2009, 15:26Дарина05.02.2009, 20:36Гальцева Марина08.02.2009, 12:20Юлия!30.03.2009, 19:28ПРАСКОВЬЯ21.04.2009, 23:03Татьяна23.04.2009, 12:57ольга21.09.2009, 19:59Наталья17.11.2009, 12:27альмира03.12.2009, 14:31Ольга06.12.2009, 20:19лариса26.02.2010, 15:02Марина22.03.2010, 20:34гость30.03.2010, 23:45лилия05.05.2010, 22:04Лариса27.05.2010, 16:23Наталья29.12.2010, 05:31Лариса20.11.2011, 17:56Оксана12.02.2012, 03:08Юлия04.11.2012, 21:18Ирина15.09.2013, 18:03Елена13.09.2018, 14:26Инна

Закрытая ринолалия

Характеризуется пониженным физиологическим
носовым резонансом во время произношения
звуков речи. Речевой выдох направлен
только через рот при всех звуках.

При данной форме ринолалии резко страдает
произношение и гласных звуков, которые
лишаются некоторых тоновых характеристик,
что значительно обедняет их звучание.
Они смазаны, имеют мертвый неестественный
оттенок.

Основные причины: 1) органические
изменения в носовом пространстве,
закрывающие проход воздушной струи в
носовую полость; 2) функциональные
расстройства мягкого неба, небной
занавески, небно-глоточного клапана,
который пропускает воздух в носовую
полость.

В соответствии с классификацией причин
закрытая ринолалия подразделяется наорганическую ифункциональную.

Органическая закрытая ринолалиявозникает вследствие анатомических
изменений в носовой или носоглоточной
полости. В этом случае необходимо
хирургическое вмешательство, устранение
причины непроходимости носовой полости.
Как правило, с устранением этих причин
носовое дыхание нормализуется и дефект
исчезает. Если же улучшения речи не
происходит, то в дальнейшем проводят
те же логопедические упражнения, что и
при функциональном нарушении.

В зависимости от локализации поражения
анатомических структур — полости носа
или полости носоглотки — М.Зееман
подразделяет органическую закрытую
ринолалию на два вида: переднюю закрытую
ринолалию
и заднюю закрытую ринолалию:

Передняя закрытая
ринолалия

Задняя закрытая
ринолалия

Причины: хронический
насморк, приводящий к гипертрофии
слизистой носа, разращения в носовой
полости (полипы, опухоли), искривление
носовой перегородки

Возникает при
уменьшении носоглоточной полости.
Причины: разращения в носоглотке
(большие аденоидные разращения,
фибромы, носоглоточные полипы, опухоли
носоглотки)

При функциональная закрытой ринолалиикаких-либо органических повреждений
в носовой или носоглоточной полости не
отмечается. Наблюдается гиперфункция
(повышенная функция) мягкого неба, оно
всегда приподнято и преграждает путь
воздушной струе в носовую полость,
воздушная струя идет через рот. При
функциональной закрытой ринолалии
тембр носовых и гласных звуков может
быть нарушен сильнее, чем при органической
ринолалии. Чаще всего это нарушение
возникает у детей с невротическими
расстройствами. Причина заключается в
поражении центральной нервной системы,
а не самого мягкого неба. Встречается
часто, но не всегда правильно распознается.
В некоторых случаях функциональная
закрытая ринолалия сохраняется как
привычная после удаления аденоидов.

Коррекционная работа по устранению
функциональной закрытой ринолалии
включает те же направления, что и при
органической закрытой ринолалии, но,
учитывая, что в данном случае нарушение
носит центральный характер, в некоторых
случаях логопедическое воздействие
является недостаточным, и требуется
консультация врача-невролога.

Коррекция

Даже если не требуется хирургическая операция, с ребенком постоянно будут работать логопед и дефектолог

Важно добиться правильной артикуляции и постановки звуков. Сделать это можно при помощи массажа, специальных упражнений, игр

Устранение ринолалии с помощью массажа и упражнений

Логопедический массаж помогает восстановить мышцы языка, губ. Специалист аккуратно массирует неба ребенку. При этом малыш не должен чувствовать дискомфорт.

Также массажу подвергаются щеки и носогубные складки.

Все упражнения должны проходить в виде игры. Логопед предлагает:

  • дыхательную гимнастику;
  • надувание шариков;
  • задувание свечей;
  • гимнастику языка.

Важно, чтобы специалист заинтересовал ребенка. Монотонные упражнения будут ему неинтересны, лечение окажется неэффективным

Артикуляционные упражнения

Упражнения при ринолалии могут быть следующими:

  1. Круговыми движениями облизывать губы.
  2. Открыть рот и стараться языком дотянуться до кончика носа.
  3. Языком касаться внутренней части щеки.

Все они направлены на укрепление мышц языка, которые после ринолалии очень слабые, неразвитые.

В каждом случае логопед подбирает индивидуальные программы коррекции речевого аппарата ребенка. Задача родителей – выполнять советы специалиста, заниматься с малышом.

Что это такое

Начнем с основ. Ринолалия, по определению Соболевой Е.А., заключается в неестественном тембре и некорректном произношении из-за нарушений речевого аппарата в результате прямого соединения между носовой и ротовой полостью.

Когда мы проговариваем носовые согласные («м», «н»), мягкое небо опускается. Это позволяет нам спокойно вдохнуть воздух. Если же заменить их на ротовые гласные (допустим, «о», «а») – небо поднимается вверх, соприкасаясь со стенками глотки, куда тотчас же проникает воздушный поток.

Если этого смыкания не получается – увидим искажение речи.

Со стороны это заметно по следующим признакам:

  1. Звучание голоса, как при сильном насморке (что является ключевым отличием от дизартрии).
  2. Неспособность четко проговаривать и гласные, и согласные.

Причины

Причины ринолалии у детей могут быть самыми разными.

Врожденная – то, что произошло во время беременности, влияет на отточенный механизм развития плода:

  • Болезни мамы – краснуха, принесенная дочкой подруги из садика, токсоплазмоз от поглаженной уличной кошки, даже банальный грипп.
  • Генетика – страшная штука: даже если у двоюродной бабушки мужа была расщелина, вы находитесь в зоне риска. Не говоря уже и о прямом родстве.
  • Гормональные сбои.
  • Работа на опасных предприятиях и контакт с сильной химией.
  • Пара выпитых рюмочек или десяток сигарет, от которых «ничего не случится» – и результат будет, как говорится, налицо.
  • Перегрузки матери, нервное напряжение и серьезные потрясения.

Приобретенная – травмы небной части после заболеваний или неудачного хирургического вмешательства. Малейший рубец, возможно, будет препятствием в дикции.

Слайд 20Воспитание фонематического слуха. Решаются 2-е задачи:Научить разбирать звуки речи окружающих.Дифференцированно воспринимать

собственное произношение. Это работа зависит от степени сохранности собственного произношения, возраста ребенка и владения грамотой. При знакомстве с изолированными звуками, особенно с маленькими детьми, используются наглядные образы: гудит поезд УУУ, поет комар ЗЗЗЗЗ. Звуки и слова произносят четко и громко. На первом дооперационном этапе не различают из близких акустических групп (шипящих/свистящих). При наличии функционально-глоточного абтуратора возможна полная нормализация произношения еще до операции. К началу постановки звуков должны быть окончены занятия по постановки диафрагмально-реберного дыхания.

Слайд 31ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ Обследование детей — ринолаликов проводится комплексно логопедом и

врачами различных специальностей и преследует ряд общих и частных целей и задач.Остановимся на задачах логопедического обследования.Прежде всего, необходимо представить общую картину нарушений речи, выделив основной дефект и вторичные нарушения. Известно, что ринолалия может наблюдаться в чистом виде и выступать в комбинации с другими речевыми расстройствами

В процессе обследования необходимо выяснить первичный дефект и показать его влияние на возникновение других речевых расстройств.В логопедической работе при ринолалии важно учитывать личностные особенности больных. Обследование ребенка с ринолалией должно выявить особенности его психического развития и подчеркнуть возможности развития личности

Подробное исследование симптоматики нарушения речи и других высших корковых функций обследуемого ребенка позволит правильно диагностировать нарушение и определить потенциальные возможности развития ребенка и пути коррекции его дефекта.Обследование ребенка начинается с изучения подробного анамнеза (со слов матери). Эти сведения должны отражать семейное положение и состав семьи, уровень развития и род занятий родителей и членов семьи; отношение к ребенку в семье и в среде его товарищей; отношение ребенка к своему дефекту.

Слайд 3412. Особенности голоса ребенка. Его характер во время речи (крикливый, хриплый

и т. д.).13.Общий характер деятельности речевого аппарата в процессе речи (особенно при чтении стихотворений)

Здесь важно отметить, хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли его артикуляция во время речи; отмечается активность губ в речевом процессе, активность языка, щек, лобных мышц, наличие синкинезий.14.  Исследование звукопроизношения. Обследование начинается с гласных звуков и проводится в следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, е, ю, й.Фиксируем в карте обследования положение языка при произнесении каждого звука, наличие синкинезий лицевых и мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции.15.Далее обследуется характер артикуляции всех согласных звуков в соответствии с их расположением в таблице 2

При этом сначала отмечается произношение звука в сочетаниях типа афа, ава и т. д. (положение согласного между двумя гласными позволяет наблюдать, какие движения выполняет язык, а затем фиксируется произношение изолированных согласных звуков, чтобы лучше проследить, какие мимические и лицевые мышцы принимают участие в реализации заданной артикуляции и насколько активны в это время крылья носа).16. Исследование развернутой речи: наличие у ребенка развернутой речи и возможность ее использования, осуществление процесса коммуникации

Слайд 17Дооперационный (подготовительный) 1 этапОсновная цель — не допускать компенсаторных патологических навыков,

создать базу для развития нормальной речи. В этот период готовят мягкое небо к небно-глоточному смыканию, стараются предотвратить дистрофию мышц глотки, создают предпосылки для правильного образования: опуская корень языка и укрепляя кончик, активируя губы и щеки.Предварительная подготовка сокращает сроки восстановления после операции.Ермакова предлагает начинать с гласных а,э для развития подвижности сегментов неба.а)упражнения с гласными а, э вводятся на первом занятии, широко открыв рот ребенок повторяет их – язык подвинуть к зубам. Начинают с двух кратного повторения, через 4-5занятий переходят к смешанному и немного растянутому произношению- а-э, э-а по 2-3раза, 6-8 раз в день.б) для поднятия мягкого неба используют имитацию глоточного рефлекса и позевывание, оба упражнения дети повторяют по подражанию 3 раза подряд 6-8раз в деньв) сухое проглатывание (проглатывание собственной слюны), делать не более 3 раз.Еще до операции готовим артикуляционный аппарат к правильному голосообразованию.Начинают работу с обычной артикуляционной гимнастики: высовывать, убирать,поднимать, опускать , двигать влево — вправо, расслаблять блинчиком и напрягатьжалом.

Слайд 338. развитие речи. Когда у ребенка появился лепет, какова была его

активность? Когда и как начали формироваться первые слова? С какого времени пользуется полными словами? Когда появилась фразовая речь? Знает ли ребенок стихи и сказки? Не отмечает ли мать каких-либо трудностей в развитии речи у ребенка и как она их оценивает?9.      психические особенности ребенка. Как ребенок ориентируется в окружающей обстановке? Как выражает свое удовольствие, чем и как выражает отрицательное отношение к тому или иному явлению? Какие игрушки и игры любит ребенок? Его отношение к книгам и картинкам? Чем занимается самостоятельно? В чем требуется конкретная помощь? Усидчив или отвлекаем?10.  Выявляются навыки самообслуживания: может ли себя обслужить (одеться, самостоятельно есть, не поперхивался ли в раннем детстве и как ест в настоящее время);11.  лечение ребенка. Выясняются сроки хирургического вмешательства (оперирование губы, неба), применение медикаментозного лечения и логопедического воздействия во все периоды жизни ребенка; результаты этого воздействия. (Необходимо познакомиться с соответствующей медико-педагогической документацией.)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: