Как же понять что у ребёнка дисграфия?
Существуют множество диагностик, например которые включают в себе анализ письменных работ, обследование устной, а так же письменной речи.
Приведём пример одной из методик, исследование нарушения письменной речи у учащихся (Садовниковой И.Н., Ипполитовой А.Г., Репиной З.А., Ермаковой И.И)
После диагностики, составляется и проводится коррекционная работа по преодолению дисграфии, это подразумевает устранения нарушений звукопроизношений, а так же развития фонематических процессов, грамматики, связной речи, а так же лексики.
Теперь давайте рассмотрим причины дисграфии, овладение техникой письма состоит в очень тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи таких как: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Отсюда следует, что в основе развития данного нарушения могут лежать те же функциональные и органические причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку психоречевого развития.
Недоразвития или поражение головного мозга, в различных периодах ,может приводить к последующим появлениям дисграфии.
Пренатальный, натальный, постнатальный периоды: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка. А так же социально-психологические факторы, например, двуязычие в семье, неправильная к тому же нечеткая речь в социуме , или же вовсе дефицит каких либо речевых контактов, так же может быть причиной невнимательность взрослых людей к речи ребёнка, или же наоборот очень раннее обучение грамоте при отсутствии у него психологической готовности..
Дети с ЗПР, так же с различными нарушениями речи, и дети с конституциональной предрасположенностью составляют группу риска при возникновении у них дисграфии.
У взрослых же данное заболевание, чаще всего формируется после нейрохирургического вмешательства, опухоли головного мозга, или же черепно-мозговой травмы.
В медицинской терминологии
Ринолалия рассматривается только как синдром гнусавости. Гнусавость — изменение тембра голоса и искажённое произношение звуков, обусловленное нарушением резонаторной функции носовой полости. Различают два варианта гнусавости:
- гнусавость закрытая (rinolalia clausa), наступающая в результате нарушения проходимости полости носа или носоглотки . Этот дефект соответствует логопедическим понятиям ринофония/палатофония (см. ниже).
- гнусавость открытая (rinolalia aperta), характеризующаяся тем, что во время произнесения всех звуков речи воздух проходит не только через рот, но и через нос.
1.Общие сведения
Такое общеизвестное явление, как гнусавость, только на уровне обыденного сознания или псевдомедицинских практик может показаться самоочевидным, простым, не требующим особых разъяснений. В действительности же этот сложный акустический феномен обусловлен патологическими изменениями в уникальном фонационно-артикуляционном (речезвуковом) аппарате человека, могущими возникать под действием множества причин и принимать ряд существенно разных клинических форм.
Следует отметить, что объем и содержание самого понятия «гнусавость», а также терминология, используемая в посвященных данному феномену текстах, – различаются в зависимости от того, к какой именно медицинской специальности относится публикация – к фониатрии, логопедии, детской или общей оториноларингологии, ЛОР-хирургии и т.д. В несколько разном значении употребляются, в частности, такие термины, как ринолалия («носовая речь»), ринофония («носовой звук»), палатофония/лалия (небный звук/речь). В англоязычной литературе можно также встретить выражение «гиперназальная речь», эквивалентное русскому «говорить в нос», и т.д.
В целом, гнусавость голоса и/или речи представляет собой серьезную проблему, нарушающую социальное функционирование, снижающую качество жизни и, – даже при умеренной выраженности, – исключающую пригодность к ряду профессий. Устранить данное нарушение, как правило, достаточно сложно, для этого требуется время и значительные усилия, в т.ч. от самого пациента.
Обязательно для ознакомления! Помощь в лечении и госпитализации!
Классификация
- Открытая. Наблюдается при неполном разделении или отсутствии преграды между носовой и ротовой полостью, когда звук проникает через ротовую носовую полости.
- Закрытая. Наблюдается при наличии препятствий в полости носа, либо в носоглотке. В зависимости от места расположения анатомического препятствия выделяют переднюю и заднюю закрытую ринолалию. Характерным является пониженный физиологический носовой резонанс.
- Смешанная. Наблюдается при недостаточном разделении носовой и ротовой полости и наличии анатомических препятствий. Характерна гнусавость и отсутствие носовых звуков.
Перечисленные виды ринолалии могут быть функциональной или органической природы.
Виды ринолалии (схема)
Открытая ринолалия
Нарушается тембр согласных и гласных «А», «И», «У». При постановке заключения используются пробы:
- проба Гутцмана (ребенку предлагают пропеть гласные «А», «И», при этом пальцами логопеда то зажимаются, то разжимаются носовые ходы — в результате звук «И» слишится глуше, под пальцами чувствуется вибрация);
- проба с использованием фонендоскопа (ребенка просят произнести гласные «И», «У» — в «оливе» слышится непонятный гул).
Функциональная открытая ринолалия возникает после операций по поводу аденоидита или после постдифтерийного пареза и характеризуется слабым подъемом мягкого неба.
Органическая открытая ринолалия:
- приобретенная (патология языкоглоточного и блуждающего нервов, травмы, давления опухолевидных образований);
- врожденная (этиология: расщипление мягкого или твердого небе, укорочение мягкого неба).
Виды врожденных расщелин неба
Механизм нарушений:
- отсутствие небно-глоточного затвора;
- непонимание ребенком разницы между носовым и ротовым звучанием голоса;
- модификация локализации и способа артикуляции звуков из-за аномалии, сниженного мышечного тонуса.
- гипертонус мимических мышц.
При органической ринолалии диагноз ставится еще в младенческом возрасте. Такие дети с первых дней жизни имеют проблемы с питанием и дыханием, чаще, чем их здоровые сверстники, подвержены респираторным заболеваниям.
Сиптоматика
Логокоррекция при открытой ринолалии
Результативность проводимых мероприятий зависит от анатомо-физиологического состояния рото-носовой области и комплексности медицинских и психолого-педагогических мер.
Цель дооперационного логовоздействия состоит в том, чтобы предупредить возможные вторичные отклонения в психофизическом развитии ребенка, такие как устные аграмматизмы, бедный лексический запас в дошкольном возрасте и специфические ошибки при чтении и на письме в школьном. В ходе коррекции широко используются упражнения на активизацию коры больших полушарий, игры на развитие фонематического слуха, логоритмика, приемы арттерапии, семейная психотерапия.
Закрытая ринолалия
Характерной особенностью является затруднение дыхания разной степени вплоть до полной заложенности носа. Логопат вынужден держать рот в приоткрытом состоянии рот из-за невозможности полноценного носового дыхания.
Исследователи подразделяют закрытую ринолалию на функциональную (мягкое небо при произнесении носовых сонор приподнимается, заслоняя доступ воздуха в носоглотку) и органическую (анатомическая непроходимость в новой полости).
Этапы логопедической работы
- Начальный. Дифференциация носового и ротового выдоха, выработка краткого и длительного носового выдоха.
- Постановочный. Постановка и автоматизация фонем «М», «Мь», «Н», «Нь».
- Заключительный. Работа над голосообразованием и звучностью гласных звуков. Дифференциация согласных по назальности и неназальности изолированно, в слогах, словах, предложении и тексте.
Смешанная ринолалия
Объединяет причины и комбинирует симптоматику предыдущих 2-х видов ринолалии.
В целом прогноз благоприятный. Однако ускорить положительную динамику можно путем включения родителей в процесс коррекции с последующей интеграцией и социализацией ребенка-ринолалика.
Лечение и логопедическая коррекция
Данный дефект звукопроизношения требует комплексного медико-педагогического и ортопедического подходов.
• Лечение.
Лечение (ортопедическое) — закрытие дефекта твёрдого и мягкого нёба временным обтуратором. Мягкий резиновый обтуратор требуется уже при кормлении ребёнка. Жесткий обтуратор изготавливается индивидуально и носится вплоть до хирургического закрытия дефекта дна носовой полости и нёбной занавески. Лечение (хирургическое) — операция по восстановлению целостности дна носовой полости. Применяется в более позднем возрасте.
• Логопедическая коррекция.
Логопедическая работа должна начинаться как в период ношения обтуратора, подготовки артикуляционного аппарата к операции по закрытию дефекта твёрдого и мягкого неба, так и после успешно проведённого оперативного закрытия. Пластика неба производится начинается только после того, как появились все молочные зубы. Согласно образному выражению хирурга А. А. Лимберга (1925) хирургическое лечение только строит стенки и клапаны «музыкального инструмента», обучение игре на нём должны взять на себя логопеды (цит. по: О. В. Правдина, 1973, с. 75).
Помимо чисто тренировочных и коррекционных логопедических упражнений, при устранении симптомов гнусавости могут использоваться и механические приспособления, например, фонендоскоп М.Зеемана (трубка с двумя «оливами», одна из которых вставляется в ноздрю, а другая в наружный канал уха), артикуляторы Пискунова, логопедические проволочные зонды A.Hutzmann и Ф.Рау (см. Инструменты логопедические).
В настоящее время дефекты твёрдого и мягкого неба успешно оперируются в раннем возрасте (начиная с нескольких дней жизни) в зависимости от вида, величины дефекта и общего состояния новорожденного ребёнка. Раннее закрытие дефекта способствует нормализации актов глотания пережевывания пищи и несомненно у детей прооперированных в ранние сроки не возникает проблем с речью как у детей у которых была проведена коррекция в более поздние сроки
Для получения информации о результатах ранних коррекций целесообразно воспользоваться не только информацией специалистов занимающихся данной проблемой, но и принять во внимание данные предоставляемые родителями детей прооперированными в ранние сроки, которые делятся опытом на форумах по данным вопросам («Улыбки наших детей» и др.)
Лечение
Лечение при гнусавости зависит от заболевания, которым оно вызвано.
Если гнусавость вызвана насморком и заложенностью носа, то можно использовать назальные капли или спреи: Називин, Галазолин, Санорин, Тизин, Отривин и т.п.
Если причина более серьёзная, может потребоваться серьёзное хирургическое вмешательство: устранение анатомического дефекта, установка глоточного арбитуратора, хирургическая коррекция деформация носоглотки.
При необходимости производят удаление полипов, аденоидов и опухолей. После операции необходимо проводить массаж рубцов нёба, следить за правильностью нёбно-глоточного смыкания.
Дополнительно применяется физиотерапия, психотерапия и продолжительное лечение у логопеда. Хирург лишь устраняет причину гнусавости, но правильно произношению звуков может научить только логопед.
Занятия с логопедом для лечения гнусавости включают в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, логопедический массаж мягкого и твёрдого нёба и правильно выговаривание и постановка звуков.
Упражнение
При открытой и закрытой ринолалии следует выполнять артикуляционные упражнения для языка:
- Язык нужно вытянуть вниз до подбородка и зафиксировать его таким образом на 5-10 секунд.
- Произвести колебания высунутым языком от одного уголка рта к другому.
- Широко открыть рот, высунуть язык и произвести вращения по кругу, имитируя стрелки часов.
Второй комплекс упражнений для лечения гнусавости:
- Упражнение по методике Емельянова. Произносите гласные в следующем порядке «уоаэы». При звуке «ы» сделайте хороший зевок.
- Пропевайте вокальные упражнения и ваши любимые песни на звуки «у», «о», «ю».
- «Зевок». Несколько раз сделайте зевательные движения. Это упражнение очень эффективно для правильного дыхания.
- Звуки «му» и «ну». Произносите эти слова медленно, разделяя буквы: «м, у, н, у».
- Пейте воду очень маленькими глотками. Это стимулирует поднятие и напряжение язычка.
При открытой гнусавости очень важно научиться правильно дышать. Для этого нужно выполнять простые упражнения: надувание щёк, мыльных пузырей, имитировать задувание огня
При устранении гнусавости нужно приучать больного говорить отрывисто, очень чётко, медленно, широко открывая рот
Важно уметь отличать правильное произношение звуков от неправильного
При гнусавости голоса у ребёнка будет очень полезен регулярный массаж мягкого нёба. Его цель – стимулирование подвижности нёба, активизация его движения.
Если ребёнок маленький, массаж должны делать родители:
- Чистой подушечкой указательного пальца правой руки производится растирание границы между твёрдым и мягким нёбом, чтобы стимулировать рефлекторное сокращение мышц носоглотки.
- Повторить это действие, когда ребёнок произносит букву «а».
- Произвести зигзагообразные упражнения от левого края границы нёба до правого и в обратном направлении.
- Указательным пальцем производятся лёгкие надавливающие и толкательные движения мягкого нёба.
Массаж нельзя проводить сразу после приёма пищи, так как он может вызвать рвотный рефлекс.
Лечение гнусавости у детей нужно проводить тщательно и своевременно, при запущенной форме дефекты речи могут вызвать замкнутость, нервозность и даже озлобленность у ребёнка.
Обычно гнусавость требует длительного лечения и больших усилий как со стороны врача-логопеда, так и со стороны родителей.
Лечение и логопедическая коррекция
Данный дефект звукопроизношения требует комплексного медико-педагогического и ортодонтического подходов.
Лечение
Лечение (ортодонтическое) — закрытие дефекта твёрдого и мягкого нёба временным обтуратором. Мягкий резиновый обтуратор требуется уже при кормлении ребёнка. Жесткий обтуратор изготавливается индивидуально и носится вплоть до хирургического закрытия дефекта дна носовой полости и нёбной занавески.
Лечение (хирургическое) — операция по восстановлению целостности дна носовой полости. Применяется в более позднем возрасте.
Логопедическая коррекция
Логопедическая работа должна начинаться как в период ношения обтуратора, подготовки артикуляционного аппарата к операции по закрытию дефекта твёрдого и мягкого неба, так и после успешно проведённого оперативного закрытия. Пластика неба производиться начинается только после того, как появились все молочные зубы. Согласно образному выражению хирурга А. А. Лимберга (1925) хирургическое лечение только строит стенки и клапаны «музыкального инструмента», обучение игре на нём должны взять на себя логопеды .
Помимо чисто тренировочных и коррекционных логопедических упражнений, при устранении симптомов гнусавости могут использоваться и механические приспособления, например, фонендоскоп М.Зеемана (трубка с двумя «оливами», одна из которых вставляется в ноздрю, а другая в наружный канал уха), артикуляторы Пискунова, логопедические проволочные зонды A.Hutzmann и Ф.Рау (см. ).
В настоящее время дефекты твёрдого и мягкого неба успешно оперируются в раннем возрасте (начиная с нескольких дней жизни) в зависимости от вида, величины дефекта и общего состояния новорождённого ребёнка. Раннее закрытие дефекта способствует нормализации актов глотания пережевывания пищи и несомненно у детей прооперированных в ранние сроки не возникает проблем с речью как у детей у которых была проведена коррекция в более поздние сроки
Для получения информации о результатах ранних коррекций целесообразно воспользоваться не только информацией специалистов занимающихся данной проблемой, но и принять во внимание данные предоставляемые родителями детей прооперированными в ранние сроки, которые делятся опытом на форумах по данным вопросам («Планета солнечных зайчиков», «Улыбки наших детей» и др.)
Коррекция
Для устранения ринолалии используется комплексный подход – хирургическое вмешательство сочетают с физиотерапией, психотерапевтической и логопедической помощью.
При органических формах ринолалии необходимо хирургическое исправление анатомических дефектов лица (велофарингопластика, хейлоуранопластика), а также септопластика, удаление полипов, аденоидов, опухолей глотки и др. При функциональных формах ринолалии основной движущей силой коррекции является физиотерапия, логопедия, психотерапия.
Коррекционную работу у детей необходимо начать как можно раньше, чтобы уже к 12-15 годам ребенка достичь желаемого эффекта. Важнейшая составляющая успешной коррекции – подбор опытного логопеда. Ранняя логопедическая помощь включает в себя следующее:
- Исправление произношения звуков. Коррекция тембра голоса.
- Формирование правильной артикуляции.
- Контроль правильности речевого и физиологического дыхания (дыхательная гимнастика). Обучение правильному положению языка, лицевых мышц. Контроль направления воздушной струи, формирующей звуки.
- Настройка коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции речи.
- Профилактика дислексии, дисграфии.
- Логопедический массаж (массаж твердого и мягкого нёба).
- Расширение словарного запаса ребенка, формирование слухового внимания и дисциплины вслушиваться в слова окружающих.
Артикуляционные упражнения
Данные упражнения для языка, щек и губ будет полезно выполнять как при открытой, так и при закрытой ринолалии:
- «Удав» — сложить язык в трубочку, чтобы он стал длинным и узким, затем медленно высунуть язык изо рта (повторить 5-7 раз).
- «Часы» — широко открыть рот, узким языком выполнять движения по кругу, касаясь губ, на подобии того, как стрелка часов движется по циферблату.
- «Метроном» — рот широко открыт, а узкий язык движется от одного уголка рта к другому согласно ритму «раз-два».
- «Лиана» — узкий язык нужно свесить к подбородку и держать такое положение 5 секунд (повторить 5-7 раз).
- «Взлет-посадка» — рот широко открыт, язык взлетает вверх к носу, затем опускается вниз к подбородку согласно ритму «раз-два».
- «Игла» — рот закрыт, а язык поочередно на секунду касается каждой щеки.
Если же для коррекции ринолалии потребовалось хирургическое вмешательство, то после операции обязательно проводится логопедическая работа по обучению пациента произносить звуки в новых анатомических условиях. Для этого проводится дыхательная гимнастика, массаж рубцов нёба, выработка правильного алгоритма направления воздушной струи при произношении фонем, упражнения по лексике, грамматике.
Эффективность коррекции при ринолалии зависит от целого ряда факторов, как внешних, так и внутренних, например, степени выраженности анатомических дефектов, сроков начала коррекции, правильности подобранного лечения, возраста пациента, состояния слуха, интеллекта, психического развития и др. Коррекционная работа при ринолалии должна быть четко организована, а врач и пациент должны строго соблюдать дисциплину при проведении занятий, поскольку для устранения ринолалии требуется проводить упражнения регулярно, без пропусков, чтобы быстрее сформировать правильные навыки произношения звуков.
При функциональной открытой ринолалии прогноз, как правило, благоприятный и зависит от правильности проведения лечения у логопеда. При органической ринолалии многое зависит от успешности операции, а также сроках начала коррекционной работы у логопеда.
Профилактика
Можно выделить несколько направлений профилактики ринолалии у ребенка:
- На этапе беременности – беременная женщина должна избегать таких заболеваний, как краснуха, паротит, токсоплазмоз, грипп, которые способны привести к возникновению у ребенка расщелин губы, твердого или мягкого нёба.
- На этапе формирования речи у ребенка – устранение анатомических дефектов, всестороннее обучение правильному произношению звуков, в том числе и с привлечением специалиста, препятствование копирования ребенком гнусавого голоса одного из родственников, сверстников или просто посторонних людей.
- Профилактика приобретенной ринолалии – избегание травм головы, лица, носа, инфекционных заболеваний, переохлаждения, кровоизлияний в головной мозг, профилактика опухолей.
- Регулярные профилактические визиты ребенка к логопеду для контроля правильности развития речи.
Дополнительно статьи на данную тему: