Общее недоразвитие речи как вид системного речевого нарушения

Общее недоразвитие речи (онр) – комплексная помощь.

Клинико–педагогическая классификация

Клинико-педагогическая классификация опирается на медицинский аспект нарушения, и на основе психолого-лингвистических критериев выделяет две группы нарушений: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Виды нарушений устной речи

Нарушения внешнего высказывания

  • Дисфония (афония) — отсутствие голоса или расстройство речи вследствие патологических изменений голосового аппарата: голос либо совсем отсутствует (афония), либо происходят различные изменения и нарушения в силе и тембре, выражающееся в охриплости, слабости голоса, гнусавости.
  • Брадилалия — патологически медленный темп речи вследствие поражения головного мозга. При брадилалии речь сильно замедляется, становится нечеткой, теряется способность издавать расчлененные звуки, растягиваются гласные.
  • Тахилалия — патологически быстрый темп речи (около 20–30 звуков в секунду, это примерно в два раза выше нормального темпа речи), часто сопровождающийся повторением или пропуском слов, незамеченным говорящим. При тахилалии фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи не нарушаются.
  • Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата и характеризующееся частым повторением или удлинением звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.
  • Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата, которое проявляется в заменах, искажениях и смешениях звуков родной речи. Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата.
  • Ринолалия (гнусавость) — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата: струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. При ринолалии речь ребенка становится монотонной, невнятной, гнусавой, нарушается произнесение все без исключения звуков родной речи.
  • Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствии поражения центральной нервной системы. Чаще всего дизартрия связана с ранним детским церебральным параличом, но может возникнуть у ребёнка в любом возрасте из-за перенесенных им инфекций мозга.

Нарушения внутреннего оформления высказывания

  • Алалия — полное отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего являются органические повреждения речевых зон головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевом периоде развития. Тяжелые степени алалии выражаются у детей в полном отсутствии речи или в наличии лепетных отрывков слов, в лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченным словарным запасом, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.
  • Афазия — речевое расстройство (утрата) уже сформировавшейся речи. Причинами афазии у ребёнка могут быть перенесённые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания нервной системы.

Виды нарушений письменной речи

  • Дисграфия — нарушение письма, не связанное ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма: искажение и замена букв, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении. Тяжёлая форма дисграфии называется аграфией и проявляется в полной неспособности к овладению письму.
  • Дислексия — нарушение речи, вызванное поражением центральной нервной системы, при котором у ребёнка нарушается сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит и нарушает слоговой состав слов. Из-за этого у малыша искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии — алексия, неспособность к чтению.

Подготовительные мероприятия

Перед тем как начать постановку любого звука и проводить автоматизацию, необходимо создать условия для его появления. Для этого нужно развивать речевое дыхание.

При воспроизведении любой фонемы весь воздух идет в ротовую полость. Если он слабый или его нет, то не будет чистого произношения. Для его развития используют гимнастику Стрельниковой и разного рода тренажеры.

Их принцип работы одинаковый. Например, перед дошкольником кладут картину луга в цветах. На ромашке сидит божья коровка, вырезанная из бумаги. Ее нужно аккуратно сдуть.

Внимание ученика концентрируют на том, что нужно сделать вдох носом и силой выдохнуть через рот. Если действия осуществлены правильно, божья коровка будет сдута с картинки

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не надувал щеки. Если это происходит, то можно слегка держать их ладонями.

Полезно дуть на султанчики, ветродуйчики, перья. Словом, все, что может показать движения воздуха. Ни в коем случае нельзя проводить занятие без визуализации. Дошкольник попросту не поймет, что от него требуется.

Артикуляционная гимнастика

Для постановки звука «Р» при дизартрии и других необходимо подготовить органы речи. Из-за повышенного или пониженного тонуса, плохого уровня чувствительности движений ребенку сложно выполнить некоторые позиции. Например, поднять кончик языка к зубным альвеолам.

Комплекс упражнений подбирается индивидуально для каждой группы звуков.

Например, для свистящих он включает:

  • «Блинчик» — плоский язык кладется на нижнюю губу и слегка прикусывается языком. Процесс сопровождается произношением звука «пппппппп».
  • «Лопата» – широкий язык кладется на нижнюю губу и удерживается несколько секунд.
  • «Часики» – рот открыт, язык не касается губ и зубов, передвигается из стороны в сторону.

Гимнастику проводят до тех пор, пока не будет идеального воспроизведения. Нельзя пренебрегать этим этапом. Без способности сделать «чашечку» (при открытом рте язык высовывается и поднимаются его края) невозможно говорить о произношении «Ш».

Автоматизация звука.

Когда у вас получилось произнести звук правильно, начинается следующий этап – этап автоматизации звука. Автоматизация – это умение произносить звук, не задумываясь, как это происходит. Автоматизация начинается с произнесения изолированного звука, длительного, короткого.

Как только получилось усвоить изолированное произнесение звука, задача усложняется. Теперь необходимо научится произносить его в слогах. Например, звук учимся произносить в прямых слогах Са, со, су, сы и т.п., в обратных слогах ас, ос, ус, ыс и др.

Слова состоят из слогов, поэтому следующий этап автоматизации звука – это автоматизация в словах. Причем слова подбираются с учетом сложности (Пример: сначала мы произносим короткие слова из 3-4 звуков, затем более сложные, с разными слоговыми сочетаниями).

Наши слова складываются в словосочетания и предложения. Это следующий этап автоматизации. В этот период ученик и логопед составляют и повторяют словосочетания, предложения. Множество интересных способов знает логопед, что сделает автоматизацию интересной и полезной.

Заключительными этапами автоматизации являются закрепление навыка в текстах и самостоятельной речи. Работа по автоматизации в тексте строится аналогично, а базой являются уже не единичные слова, а предложения и тексты. Это могут быть рассказы, сказки, загадки, стихи. Логопед старается подбирать те тексты, в которых концентрация закрепляемого звука высока. Тексты можно просто повторять, но лучше пересказывать и отвечать на вопросы.

И последний этап – это автоматизация в самостоятельной речи. Это время, когда человек в собственной речи использует правильный звук, может заметить свои ошибки, исправить себя сам. Часто требуется особая помощь близких людей. Нужно аккуратно указывать, если допущена ошибка, и, главное, поддерживать. Ведь так трудно себя постоянно контролировать.

Работа по автоматизации считается законченной, когда старый звук исчез из речи.

Автоматизация звука в речи, так же как и процесс постановки звуков, занимает у разных людей разное время. Вот два жизненных примера.

Сережа, 6 лет, нарушение произношения звуков , , , . С мальчиком была проведена подготовительная работа: развитие подвижности органов артикуляции и тренировка речевого выдоха. Поставить звук удалось за два занятия методом подражания. Логопед дал пошаговую инструкцию, а ребенок повторил. Автоматизация изолированного звука и звука в слогах трудностей не вызвали. А при автоматизации в словах столкнулись с проблемой. Язык в никакую не хотел вставать правильно, дома родители не выполняли рекомендации логопеда. Поэтому на этот этап потребовалась больше времени. Весь период автоматизации, до конечного самостоятельного использования в речи занял около трёх месяцев.

Аня, 25 лет, нарушение произношения звука . Девушка решила исправить свое неправильное произношение, так как готовилась стать мамой. На первом же занятии с логопедом выяснилось, что звук поставлен еще в детском возрасте, но не был автоматизирован. Удалось «зарычать» через несколько подготовительных упражнений, а период автоматизации занял долгое время – год. Автоматизация звуков у взрослых занимает больше времени. Не смотря на то, что человек взрослый, работа по автоматизации строится точно так же: изолированно, слоги, слова, предложения, тексты и самостоятельная речь. Девушка каждый день выполняла домашние задания, поэтому достаточно быстро приблизилась к автоматизации в самостоятельной речи. Здесь и возникли трудности. Кроме тотального контроля за своей речью приходилось испытывать психологический дискомфорт, так как новый звук звучал утрированно. Поэтому автоматизация в самостоятельной речи началась с общения в кругу семьи и только потом за пределами дома: на работе, в обществе. С того времени прошло уже несколько лет исправленный звук звучит обычно и сама Аня говорит, что не понимает, как раньше могла картавить, ведь это неудобно.

Таким образом, автоматизация звука – это важный этап в «приобретении» нового правильного звука. Главная задача логопеда – это введение звука в обыкновенную повседневную речь. Автоматизация считается завершенной, если человек уже не хочет говорить по-старому и использует только новый навык в повседневном общении.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.

3 уровня речевого развития при общем недоразвитии речи

Компонет языковой системы

I уровень

II уровень

III уровень

Словарный запас

  1. Резко отстает от нормы. Активный словарь: использует
    небольшое количество слов–корней;
  2. слова не имеют точного соотношения с
    реальными предметами и действиями.
  1. Отстает от нормы – ограниченный запас общеупотребляемых
    слов;
  2. не знает слова обозначающие части тела, животных, их детенышей, одежды,
    мебели, цвета, формы, размеры.
  3. в состав словаря входят: существительные,
    глаголы, предлоги, местоимения, союзы.
  1. Приближен к норме. В словаре преобладают существительные и
    глаголы;
  2. неточное употребление многих слов.

Фразовая речь

Отсутствует.

В речи использует лепетные элементы, которые
отражают ситуацию, при этом активно использует мимику, жесты,
звукоподражание.

  1. пользуется простой фразой 2-3 слова. Активно использует
    мимику, жесты;
  2. высказывания бедны,
    ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых
    предметов и действий.

Развернута.

Использует многословные предложения из 4-5
слов. Сложные предложения даются трудно.

Понимание речи

Носит ситуативный характер. Трудности понимания
грамматического оформления речи, при понимании речевого обращения основной
упор делается на лексическое значение слов.

Понимание обращенной речи осуществляется за счет
различения некоторых грамматических форм: ед. ч. и мн. ч., муж. и жен. рода.
Трудности в понимании форм числа и рода прилагательных.

Приближено к норме.

Недостатки понимания изменений
значения слов, выражаемых приставками, суффиксами, нарушение понимания
логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные связи,
временные и пространственные отношения

Грамматический строй речи

Использует в речи корневые слова, грамматические категории
отсутствуют

Грубо нарушена:

  1. замены  падежных окончаний;
  2. ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов;
  3. при изменении существительных по чис­лам;
  4. отсутствие согласования прилагательных и существительных,
    числительных и существительных;
  5. пропуски предлогов, их замена;

Наблюдаются аргамматизмы: ошибки в согласовании
числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде,
числе, падеже.

Звукопроизношение

Произношение звуков носит диффузный характер, в силу
неустойчивой артикуляции

Не сформировано.

Может быть нарушено произношение всех
групп звуков, в речи присутствуют искажения, замены, смешения

Искажено.

  1. нарушено произношение нескольких групп звуков;
  2. нестойкие замены, смешения, пропуски.

Слоговая структура слова

Грубо нарушена.

Слово часто сокращается в речи до одного
слога

Нарушена.

При произнесении слова, контур остается, а
звуконаполняемость страдает: перестановка, добавление, замена слогов, звуков

Ошибки в звуконаполняемости слова: сокращение слогов,
перестановка и замена звуков, сокращение при стечении согласных в слове.

Фонематическое восприятие

В зачаточном состоянии, слуховое восприятие нарушено.

Не сформирован звуковой анализ и синтез.

  1. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия;
  2. у детей самостоятельно не формируется готовность
    к звуковому анализу и синтезу слов.

Коррекцию ОНР требуется проводить на ранних этапах развития ребенка. Если упустить момент, не научить ребенка дошкольного возраста говорить правильно, то последствия в школьной жизни могут быть очень серьезными: личностные нарушения, вторичные нарушения чтения и письма, трудности в овладении школьной программой.

Если вы заметили, что постоянно поправляете речь своего ребенка, а он не перестает делать ошибки, произносит слова неправильно, не может четко и ясно выразить свои мысли, воспользуйтесь услугами логопеда. Он продиагностирует вашего ребенка, проанализирует причины речевого недоразвития, и даст рекомендации по поводу возможной коррекционной работы. Сочетание Вашего стремления и профессиональные знания и умения логопеда принесут свои положительные плоды! Удачи!

Записаться на консультацию Вы можете по телефону 8-909-282-50-83

Записаться на консультацию

Патогенез

Общее недоразвитие речи формируется у детей на фоне других первичных дефектов. Это афазия, алалия, когда у ребенка грубо расстраиваются активная речь, ее понимание. В других случаях ОНР развивается при анатомических пороках речевого аппарата — это ринолалии, дизартрия. При таких дефектах распадается звукопроизношение, слоговой состав, лексика и грамматика речи.

По данным исследователей дошкольники с ОНР отстают от сверстников не только по речевым показателям, но и интеллектуально, физически. Это связано со сроками созревания речи, возможностью познавать новое, социализироваться.

Постановка звука [Й]

Комплекс упражнений:

  • «почистим зубки»,
  • «иголочка»,
  • «горка»,
  • «катушка»,
  • «язык силач».

Способы и приёмы постановки звука .

Часто удаётся поставить звук по подражанию. Полезно присоединить показ артикуляции и тактильное ощущение экспираторной струи при длительном произнесении .

Ребёнок произносит несколько раз сочетание или . Выдох несколько усиливается в момент произнесения , и сразу без перерыва произносится . Можно ставить звук сразу в словах, где звук первый.

Ребёнок произносит слог , повторяя его несколько раз. Во время произнесения логопед шпателем нажимает на переднюю часть спинки языка, отодвигая его несколько назад до получения нужного звучания.

Произнося длительно звук , обратить внимание на очень тонкую щель между зубами и усиленный выдох. Если звук заменяется звуком , следует провести дифференциацию, опустить кончик языка вниз шпателем либо по показу

Если звук заменяется звуком , следует провести дифференциацию, опустить кончик языка вниз шпателем либо по показу.

Что значит ОНР?

Если логопед пишет в заключении общее недоразвитие речи – это значит, что ребенок будет направлен в логопедическую группу детского сада для коррекции симптомов выявленной проблемы. В заключении после аббревиатуры «ОНР 1 (2, 3 или 4) степени» обязательно дается расшифровка, какой диагноз послужил причиной общей недоразвитости речевого аппарата. К примеру «ОНР 1 степени (заикание)» или «ОНР 2 уровня (алалия)». Такая расшифровка позволяет спланировать коррекционные техники для исправления выявленного дефекта.

Заместитель декана кафедры дошкольной дефектологии МПГУ М. Лынская отмечает, что постановка диагноза ОНР без указания причин речевой незрелости является неправильной и свидетельствует о безграмотности специалиста, проводившего обследование. Это аналогично записи невролога в карте пациента, перенесшего инсульт, «головные боли в анамнезе».

Также, по мнению Лынской, ставить диагноз ОНР при органических поражениях органов слуха, синдроме Дауна и ЗПР (задержке психического развития) некорректно. Поскольку эти патологии не относятся к логопедии, требуют консультации профильных врачей и назначения медикаментозного лечения.

Проблемы с артикуляцией и фонетическим пониманием произносимого провоцируют нарушения формирования письменной речи (дислексия, дисграфия).

Три клинические группы ОНР

Специальные исследования детей с ОНР показали, что у детей с данной патологией существует также и клиническое разнообразие проявлений, в связи с этим выделяются три клинические группы ОНР:

Первая группа — имеются признаки общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-пси­хической деятельности. В развитии проявляются черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произ­вольной деятельности.

Отмечаются малые неврологические дисфункции в виде нарушений регуляции мышечного тонуса, недостаточности тон­ких дифференцированных движений пальцев рук.

Дети этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе, а в дальней­шем – в особых условиях обучения.

Вторая группа — осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенетически-энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. Часто у детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в виде легких парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка, обусловливающие проявления стертой дизартрии. Автоматизированное выполнение двигатель­ных заданий и воспроизведение даже простых ритмов оказываются невозможными.

Отмечаются нарушения познавательной деятельности, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью, незрелостью эмоционально-волевой сферы, лабиль­ностью, повышенной аффективной возбудимостью или, напротив, повышенная тормозимость, неуверенность. Исследо­вания выявляют локальную недостаточность отдельных видов гнозиса, праксиса. Дея­тельность носит непродуктивный характер.

Третья группа — наиболее стойкое и специ­фическое речевое недоразвитие — моторная алалия. У детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга, и в первую очередь зоны Брока. Имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения.

Характерными признаками являются: выраженное недоразвитие всех сторон речи, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи, несформированность слоговой структуры слов, трудность актуализации даже хорошо знакомых слов, характерна крайне низкая ре­чевая активность. Чем выше интеллект ребенка и чем он критичнее относится к своей речи, тем более у него выражены вто­ричные компенсаторные формы общения с окружающими, с помощью мимики и жестов.

Пичкобий А.В.,
учитель-логопед

Гимнастика для постановки звуков

В коррекционную программу при дизартрии обязательно включают пальчиковые игры. Их можно делать и дома с родителями. Например, такие:

  1. Считалка «Мальчик-пальчик, где ты был?». Малыш раскрывает ладонь и на каждую строчку считалки касается большим пальцем каждого пальчика — указательного, среднего, безымянного и мизинчика.
  2. «Изображаем животных». Это аналог «Театра теней». Малыш раскрывает ладошку, оттопыривает вверх большой палец — изображает собачку. Поднимает и опускает мизинец — собачка лает. А если прижать безымянный палец и мизинец большим пальцем к ладони, а средний и указательный пальцы поднять вверх, получится зайчик, который шевелит ушками.
  3. Массаж рук. Техника зависит от тонуса рук.

При спастичности нужно расслабление: поглаживать ручки: от кончиков пальцев вверх к ладошкам и до плеч. Затем повторить движение сверху вниз.

При гипотонусе мышцы нужно укреплять. Для этого родители активно разминают, растирают пальчики и ладошки. Движения стимулирующие.

Характеристика особенностей развития патологии

Все дети с недоразвитием речи начинают говорить достаточно поздно, не раньше, чем в 3-4 года. Речь малопонятна, неправильно оформлена — как с точки зрения лексики, так и фонетики и грамматики

Вследствие того, что нарушена вербальная деятельность ребенка, у него могут наблюдаться нарушения памяти, умственной деятельности, а также отсутствуют познавательный интерес и внимание

Для детей с ОНР 1 уровня характерна достаточно упрощенная речь. Часто они используют «лепет» вместо слов или отдельные слова, которые не понятны вне ситуации. Такие дети сильно жестикулируют, пытаются передать смысл своих высказываний через язык мимики и жестов. Словарный запас ребенка с данным уровнем ОНР очень беден и состоит из отдельных звуков или их сочетаний, лепета и ограниченного количества обиходных слов, которые могут быть сильно искажены. Дети не в состоянии понять смысл многих слов и грамматических оборотов. Многие звуки не доступны для произношения, нарушен фонематический слух, то есть ребенок не различает звуки. Артикуляция нечеткая, а произношения звуков носит очень непостоянный характер.

При нарушениях речи 2 уровня, кроме лепета и жестов, дети способны воспроизводить достаточно простые предложения, состоящие максимум из трех коротких слов. Высказывания носят ситуативный характер, однотипные и достаточно бедные по своему содержанию. Словарный запас такого ребенка сильно отстает от лексического запаса его сверстников и возрастной нормы, дети не знают и не понимают значения многих слов. Более того, грамматический строй речи также значительно нарушен. Ребенок не понимает разницы между единственным и множественным числом, не умеет изменять слова по числам и падежам, неправильно употребляет предлоги и т.д. Такие дети абсолютно не готовы к звуковому анализу.

У детей с диагностированным 3 уровнем общего недоразвития речи присутствует фразовая речь. Это означает, что они достаточно сносно могут построить небольшое связное предложение, состоящее из 2-3 недлинных слов, но затрудняются составлять более длинные и сложные предложения. Такие дети хорошо пользуются глаголами и существительными, но трудно усваивают наречия и прилагательные, нередко путают названия предметов или заменяют одни глаголы другими. Нередко они путают окончания и неправильно или неуместно употребляют предлоги. Еще одна характерная особенность — сложность построения причинно-следственных связей, а также связей временных и пространственных. Фонетический склад речи у детей с данной формой нарушений тоже нарушен, но в несколько меньшей степени, чем при нарушениях 1 и 2 уровней.

У детей с 4 уровнем ОНР словарный запас достаточно богат и разнообразен, они способны воспроизводить не только большие и сложные по структуре предложения, но и пересказывать небольшие рассказы. Правда при этом они часто теряют суть и основную мысль изложения и «зацикливаются» на незначительных деталях. В некоторых клинических случаях дети с данным уровнем ОНР путают отдельные звуки или испытывают определенные затруднения при словообразовании, а также имеют достаточно невысокий уровень фонетического восприятия.

Хотя все уровни общего недоразвития речи имеют свои особенности, каждое из этих состояний требует своевременной диагностики и, в той или иной степени, поддается коррекции.

Лечение ОНР

Коррекция звукопроизношения при ОНР начинается с посещения логопеда, который изучает данные обследования маленького пациента у педиатра, психолога, невролога и других специалистов, обстоятельно беседует с родителями о том, как развивается речь дошкольника.

В ходе последующей диагностики выявляется способность ребенка к связной речи, ее грамматическое состояние, звучание и лексический запас

И что важно — у детей с ОНР обязательным является диагностирование всех психических процессов, например, слухоречевой памяти

Далее врач составляет логопедическую характеристику, где подробно описывает состояние речевых функций ребенка, выносит заключение о степени ОНР и его клинической форме.

Логопедическая характеристика ребенка 5 лет с ОНР 3 уровня выглядит примерно так:

Степень выраженности речевого недоразвития определяет, какая коррекционная работа должна быть проведена.

Ее задачами являются:

При 1 уровне ОНР с детьми занимаются индивидуально или в небольших подгруппах из-за особенностей их психики. В силу того, что они могут не понимать речь в полном объеме, уроки проходят в игровой форме с участием сказочных персонажей.

Эти занятия расширяют кругозор, развивают самостоятельную речь на основе подражания, а также внимание, память, мышление. Звукопроизношение на этой стадии не столь важно, как правильное выстраивание словоформ, употребление предлогов и окончаний. Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение

Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение.

Дети овладевают навыками правильного употребления существительных в уменьшительно-ласкательной форме, координации различных частей речи между собой (зеленое яблоко, много яблок, два яблока; я стою, он стоит, они стоят). Работа над произношением исправляет ошибки при замене одних звуков другими, пропуске их и перестановке, а также улучшает звучание.

В коррекционной работе с детьми 3 уровня делается акцент на развитие навыка связной речи. Совершенствуются лексика, фонетика и грамматика.

Дети учатся определять оттенки основных цветов, образовывать прилагательные от существительных (хлебный, деревянный, лимонный), использовать в своей речи приставочные глаголы (пришел, зашел, ушел), обращать внимание на окончания в словосочетаниях. Словарный запас пополняется тематически, например, «одежда», «продукты питания», «игрушки» и т.д. Продолжается работа по улучшению звукопроизношения

4 уровень является заключительным этапом реабилитационных мер по восстановлению речевой функции, после которого речь ребенка уже соответствует норме, и он готов к обучению в школе. Все привитые навыки развиваются. Правила грамматики, лексики и фонетики активно используются при построении фраз и предложений.

Особое внимание уделяется употреблению синонимов (радостный — счастливый — веселый — задорный) и слов с переносным значением (золотые руки, каменное сердце, волчий аппетит), которые придают богатство речи. Дети переходят к освоению чтения и письма. Семьи, где уделяется много внимания общему, и в частности речевому, развитию ребенка, имеют все шансы избежать или уменьшить количество проблем с детской речью. А мамам в период беременности надо оберегать здоровье свое и будущего малыша

Семьи, где уделяется много внимания общему, и в частности речевому, развитию ребенка, имеют все шансы избежать или уменьшить количество проблем с детской речью. А мамам в период беременности надо оберегать здоровье свое и будущего малыша.

Дислалия

Фонетические нарушения речи — это группа речевых расстройств, представленная нарушениями, при которых ведущим симптомом является нарушение произношения. Интеллектуальное и духовное развитие ребенка в данном случае соответствует возрасту. Могут наблюдаться сопутствующие нарушения внимания, поведенческие расстройства и двигательные нарушения.

К этой группе относится дислалия (простая, сложная) или иначе — «грубая речь».

Дислалия — это нарушение фонетического произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. На практике может наблюдаться нарушение (дислалия) или затруднение (паралалия) в произношении одной из фонем родного языка.

Мономорфная (простая) Затрагивается один или несколько звуков из одной группы звуков ( С-З-Ц или Ш-Ж-Ч ).

Полиморфная (сложная) Затронуты несколько тонов из разных групп ( С-Р-К-Ш ).

Физиологические (возрастные) Нарушения произношения в возрасте до 5 лет, связанные с недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет она проходит сама по себе. Это единственная форма дислалии, которая может присутствовать у всех людей на определенном этапе развития.

Функциональная: Нарушения произношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функции центральной нервной системы, слухового и периферического артикуляционного аппарата. Нарушена способность добровольно принимать и сохранять определенные положения органов артикуляции, необходимые для произнесения звуков. Нарушения произношения могут быть связаны с неспособностью различать, дифференцировать фонемы. Часто изолированное использование звука не нарушается, а изменяется в спонтанной речи. Степень тяжести определяется тяжестью дефекта и количеством нарушенных звуков.

Органическая (механическая: Вызваны наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата (пороки развития — прогнатизм, прогнатизм, «толстый» язык, короткая уздечка и т.д.).

Причины функциональной дислалии: Соматическая: Физические и неврологические нарушения вследствие длительных хронических заболеваний (расстройства пищеварения, частые простуды). Социальная: Пренебрежение воспитанием (родители не исправляют языковые недостатки детей и не показывают примеры правильного произношения). Билингвизм в семье (Когда родители говорят на разных языках, ребенок вставляет другой язык в один. Например, французский + русский = горловой звук «Р»). Неправильное произношение в окружении ребенка (через подражание). Неправильная артикуляция Выбор неправильной артикуляции Недоразвитие фонематического слуха. Физический слух может быть сохранен, в то время как фонематический слух нарушен.

Причины органической (механической) дислалии: Органические — связанные со строением органа (язык, десна, зуб и т.д.). Наследственные — передается из поколения в поколение (редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть и т.д.). Врожденные — дефекты, развившиеся во время внутриутробного развития. Приобретенные — дефекты, развившиеся при рождении или позже в жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: