Введение
Среди врожденных пороков развития одно
из первых мест занимают расщелины
верхней губы, твердого и мягкого неба.
Частота такой патологии составляет 1
случай на 600-700 рождений. Основной речевой
дефект у таких детей — открытая органическая
ринолалия.
В данном учебном пособии рассматриваются
причины и патогенетические механизмы
ринолалии, дается анализ структуры
дефекта, первичных и вторичных отклонений
развития у детей с данной патологией,
предлагается характеристика программы
диагностики и коррекции нарушений
звукопроизношения и тембра голоса при
данном нарушении.
Учебные материалы предназначены
студентам дефектологического факультета
специальности «Логопедия» и
направлены на дальнейшее совершенствование
подготовки логопедов — их профессиональных
практических умений и навыков по
коррекции первичного дефекта и вторичных
отклонений развития у детей с ринолалией.
Цель данного пособия: ознакомление
студентов с основными понятиями и
закономерностями общего, речевого и
психического развития детей с
челюстно-лицевой патологией, с
анатомо-физиологическими механизмами
речи при ринолалии, с методами диагностики
и коррекции голоса и речи при данном
нарушении.
Основные задачи данной дисциплины:
— ознакомление студентов с этиологией
и патогенезом ринолалии;
— ознакомление с приемами и методами
медико-психолого-педагогической
диагностики состояния детей с врожденными
расщелинами губы и неба;
— формирование теоретических и практических
представлений о комплексном подходе к
устранению данной речевой патологии;
— ознакомление студентов с методиками
коррекционного воздействия при ринолалии.
Студенты, изучившие дисциплину
«Ринолалия», должны знать:
— этиопатогенетические механизмы
ринолалии;
— клиническую и психолого-педагогическую
характеристику детей с ринолалией;
— основные методики коррекционного
воздействия при ринолалии.
Студенты должны уметь:
— проводить обследование детей с
ринолалией;
— определять первичные и вторичные
нарушения в структуре речевого дефекта;
— осуществлять выбор коррекционных
методик, планировать и проводить
коррекционную психолого-педагогическую
работу в до- и послеоперационный периоды
с детьми с врожденными расщелинами губы
и неба.
Студенты должны владеть навыками:
— составление протокола обследования,
анализ материалов обследования, отбор
речевого и дидактического материала
для логопедических занятий.
Причины
Причины ринолалии у детей могут быть самыми разными.
Врожденная – то, что произошло во время беременности, влияет на отточенный механизм развития плода:
- Болезни мамы – краснуха, принесенная дочкой подруги из садика, токсоплазмоз от поглаженной уличной кошки, даже банальный грипп.
- Генетика – страшная штука: даже если у двоюродной бабушки мужа была расщелина, вы находитесь в зоне риска. Не говоря уже и о прямом родстве.
- Гормональные сбои.
- Работа на опасных предприятиях и контакт с сильной химией.
- Пара выпитых рюмочек или десяток сигарет, от которых «ничего не случится» – и результат будет, как говорится, налицо.
- Перегрузки матери, нервное напряжение и серьезные потрясения.
Приобретенная – травмы небной части после заболеваний или неудачного хирургического вмешательства. Малейший рубец, возможно, будет препятствием в дикции.
Диагностика заболевания
Обследование проводится несколькими врачами поэтапно, после чего формируется план лечения. Ребенок с этим заболеванием посещает логопеда, дефектолога, психолога, фониатора, невролога, а также специалистов, которые должны разработать план подготовительного этапа для исправления дефекта – отоларинголога, ортодонта, челюстно-лицевого хирурга.
Диагностика делится на 2 этапа – медицинская и обследование устной речи. С целью медицинской диагностики палатолалии и других отклонений используют риноскопию, фарингоскопию, рентгенографию, электромиографию и другие исследования.
При логопедическом исследовании выполняются следующие тесты:
- проба Гутцмана;
- исследование звукопроизношения гласных и согласных;
- исследование фонематических процессов;
- исследование просодической стороны речи;
- проверка состояния чтения и письма.
Комплексным результатом диагностики является лечебный план и план коррекционной работы с логопедом.
Симптомы
Симптоматика при ринолалии ярко выражена. Даже родители могут понять, что у ребенка нарушение речевого аппарата.
Признаки следующие:
- Все, что говорит ребенок, окружающие с трудом могут разобрать и понять. При этом гласные и согласные звуки «проглатываются», сливаются в единое целое.
- Речевое развитие наступает поздно. До 2 лет малыш может вообще не говорить. Первые простые слова (мама, папа, баба) даются тяжело.
- Тембр голоса неестественен для ребенка.
- При попытке произнести согласные звуки мимика малыша также неестественная. На лице появляются страшные гримасы.
- С возрастом у крохи проявляется задержка в развитии. Письмо, чтение даются очень тяжело.
- У ребенка низкий речевой запас. Сложные слова он вовсе старается не произносить.
- Врожденные дефекты лица, которые видны невооруженным глазом (искривление носа, «заячья губа»).
- Психические расстройства. Врачи отмечают, что в 30% случаев развития ринолалии у детей отмечаются проблемы с психикой. Они становятся на учет к невропатологу.
- Отчужденность и отдаленность. Дети плохо идут на контакт со своими сверстниками.
Это важно! Если у ребенка наблюдаются признаки, которые описаны выше, не стоит откладывать визит к врачу. Для начала консультацию нужно получить у логопеда-дефектолога. Если диагноз «ринолалия» подтвердился, в обязательном порядке провести полное обследование у других узконаправленных специалистов
Если диагноз «ринолалия» подтвердился, в обязательном порядке провести полное обследование у других узконаправленных специалистов.
Где лечить ринолалию, чтобы быть уверенным в результате
Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» — современный медицинский центр, в котором занимаются пациентами с нарушениями или отсутствием речи, с нарушениями психического развития, с задержками в развитии и так далее. Пациенты с диагнозом Ринолалия
здесь тоже не редкость, и в центре точно знают, как правильно поставить диагноз и какое лечение будет наиболее эффективным.
Специалисты нашего Центра имеют большой опыт работы с пациентами с ринолалией, в их распоряжении современное диагностическое и медицинское оборудование, так что мы готовы решить проблемы любого уровня сложности. Однако необходимо помнить, что на более раннем этапе ринолалии лечение будет менее затратным и более эффективным, поэтому не стоит тянуть с обращением к специалистам.
Дифференциальная диагностика ринолалии
Диагностика ринолалии, как правило, не составляет трудности для специалистов, однако определенные проблмы возникают при определении вида ринолалии. Для того чтобы такая дифференциальная диагностика стала эффективной, пациенту необходимо пройти обследование у следующих узких специалистов:
- отоларинголога;
- дефектолога;
- логопеда;
- невролога;
- ортодонта;
- фониатра;
- педиатра и т.д.
Обследование у узких специалистов позволяет выявить этиологию заболевания, максимально точно охарактеризовать характер патологических изменений и выраженность всех симптомов
Важное значение имеют следующие инструментальные методы диагностики:
- рентгенография носоглотки;
- риноскопия;
- электромиография;
- фарингоскопия и т.д.
Эти методики позволяют визуализировать характер патологических изменений и их выраженность у каждого конкретного пациента.
Безусловно, наиболее значимым является обследование у логопеда, который, используя ряд прогрессивных методик, сможет оценить следующие параметры:
- строение артикуляционного аппарата;
- его подвижность;
- нарушения голоса;
- параметры физиологического и фонационного дыхания и т.д.
Для диагностики открытой ринолалии используют методику Гутцмана, которая основана на том, что пациент произносит поочередно звуки «а» и «и», а врач при этом открывает и закрывает носовые ходы. При наличии патологических изменений очень явственно ощущается вибрация крыльев носа, а при зажатых носовых ходах звуки значительно заглушаются. Таким образом, возможна диагностика открытой формы ринолалии.
Коррекция дефекта
Логопедическая коррекция ринолалии невозможна без устранения дефекта речевого аппарата, поэтому в первую очередь в работу вступает хирург. Существует несколько способов для исправления палатолалии и других недостатков:
- изготовление глоточного обтуратора;
- уранопластика;
- хейлопластика;
- велофарингопластика;
- полипотомия носа;
- удаление новообразований;
- септопластика.
Успех не может быть достигнут при помощи одной лишь операции, требуется упорная работа психотерапевтов и качественная логопедическая коррекция
В процессе работы логопеда следует уделять внимание и физиотерапии для скорейшего достижения результата. При закрытой/открытой форме заболевания не помешает выполнение упражнений удав, метроном, часы, лиана, игла, взлет-посадка и т.д.
Например, палатолалия лечится с большим успехом операционным способом, а также упорной логопедической работой как до операции, так и после
До операции важно автоматизировать те звуки, которые доступны, развивать словарный запас, повышать уверенность, развивать силу голоса, воспитывать фонематический слух. После операции необходимо приспособиться к новым условиям и поставить ранее усвоенные навыки для новой носоглотки
На этом этапе применяется множество методик:
- выработка ротового и носового выдоха (независимо друг от друга);
- устранение гнусавости;
- развитие небно-глоточного смыкания;
- массаж рубцов после операции;
- обучения правильному составлению фраз и предложений.
III. Выявление особенностей звукопроизношения.
Звукопроизношение проверяется также как и при дислалии.
Дошкольникам предъявляется наглядность, школьникам можно предложить тексты.
Отмечается характер нарушений звукопроизношения: дополнительное беззвучное произношение, т. е. артикуляция без фонации, сопутствующие шумы.
Обязательно отмечается разборчивость или неразборчивость, смазанность, носовые резонансы.
При обследовании всех сторон речи, сначала проверяется фонематический слух и восприятие. Обследование идет как при дислалии.
Обязательно подбирается материал с паронимами (люк-лук).
У старших дошкольников и младших школьников проверяется состояние звукобуквенного анализа. Слова берутся с твердыми вариантами согласных звуков. В отличие от дислалии уточняют дифференцирует ли ребенок свои недостатки на слух или знает о них со слов других.
Чем опасно
Безразличие с таким диагнозом – не лучшая идея.
Если не принимать меры, прогнозы с таким заболеванием, увы, неутешительны.
- При повреждениях лицевой области наблюдается отклонение от норм прироста веса. Любая еда будет просто-напросто вытекать из лишнего отверстия в области лица. Как следствие – малыши позже начинают ползать и ходить.
- Следующий немаловажный фактор – повышение риска отоларингологических заболеваний в три раза. Без консультации лора – возможность слышать утрачивается полностью или частично, что впоследствие выражается в плохой обучаемости и задержках умственного развития.
Отмечены и другие неприятные симптомы:
- Повышенное внутричерепное давление – а значит, здравствуйте, сильнейшие головные боли.
- Карапуз будет острее реагировать на любые изменения, часто плакать и тяжело засыпать, поскольку ему будет свойственна повышенная возбудимость.
- В более старшем возрасте отмечается лунатизм, склонность к унынию и низкий интерес к окружающему миру.
- К школе ребенок уже четко будет осознавать, что с ним что-то не так. Ведь другие детишки говорят куда понятнее. Это будет вызывать чувство собственной «неправильности», породит комплексы и зависть по отношению к сверстникам. Некоторые носители данного отклонения становятся жертвой насмешек, глубже замыкаясь в себе и теряя связь с окружающим миром.
- Сказывается это и на учебе: трудно отвечать у доски под улюлюканье и хохот толпы. А следовательно, готовьтесь к нежеланию учиться.
Как проводить логопедическое обследование речи при ринолалии?
При логопедическом обследовании ребенка с ринолалией, можно использовать пробы Гутсцмана для определения скрытой (субмукозной) расщелины.
1. Пробы Гутсцмана:
Сначала ребенка просим попеременно произносить гласные А и И, при этом носовые ходы то зажимаем, то открываем. При открытой форме наблюдается значительная разница в звучании этих гласных: с зажатым носом звуки, особенно И, заглушаются и одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибрацию на крыльях носа.
2. Обследование с помощью фонендоскопа
. Одну оливу логопед вводит себе в ухо, другую — в нос ребенка. При произнесении гласных особенно и слышится сильный гул — это показатель скрытой субмукозной расщелины
.
Открытая ринолалия
При открытой ринолалии воздух одновременно проходит через нос и рот. Данный тип недуга имеет еще одну классификацию:
- Функциональный тип. Врачи отмечают плохую артикуляцию неба. Если вовремя не справиться с проблемой, мышцы языка также ослабнут. Сложные звуки (например, «р») ребенок не сможет произносить.
- Органический тип. Можно выделить врожденную и приобретенную формы.
Причины открытой ринолалии
Они могут быть врожденными или приобретенными в течение жизни.
Причины приобретенной формы следующие:
- паралич;
- неврит лицевого нерва;
- повреждение языкоглоточного нерва;
- травма неба.
Также ринолалия открытого типа может проявиться после операции по удалению аденоидов. Несколько занятий с логопедом исправят ситуацию.
Обследование при открытой ринолалии
Для диагностики открытой ринолалии логопед-дефектолог активно применяет методику Гутсцмана:
- Ребенок садится на стул, выравнивает спину.
- Врач просит произнести звуки «а», «и». Делать это нужно непрерывно, поочередно.
- В это время логопед открывает и закрывает носовые проходы ребенка.
Если есть дефекты, крылья носа будут давать вибрацию. Так быть не должно.
Причины врожденной ринолалии
Если деформации происходят у крохи, когда он находится в утробе мамы, это можно увидеть на УЗИ. В этом случае врачи здраво оценивают ситуации, могут предложить родителям оперативное вмешательство сразу после рождения малыша.
Такие ситуации в большинстве случаев дают положительный эффект. Проблему удается устранить еще до ее появления. Ребенок благополучно развивается, с его речевым аппаратом все в порядке.
Почему может возникнуть врожденная ринолалия:
- в 1 триместре беременности женщина перенесла серьезный недуг (ветрянка, корь, токсоплазмоз);
- вредные привычки мамы;
- контакт с токсическими элементами – если женщина работает с вредными веществами, сразу после зачатия ей лучше уволиться;
- нарушение работы щитовидной железы у мамы, гормональный дисбаланс.
Именно для того чтобы увидеть отклонения в развитии ребенка, врачи и настаивают на проведении УЗИ.
Хирургическое лечение детей с открытой ринолалией
Если у ребенка наблюдаются дефекты лица («заячья губа», искривление носовой перегородки, деформация губ и прочее), без помощи хирургов не обойтись.
Есть несколько типов операций, которые могут предложить специалисты:
- Хейлопластика. Врач восстанавливает губы ребенка.
- Уранопластика. Устраняет дефекты носоглотки.
Эти операции можно проводить даже новорожденным. Специалисты уверяют, что в этом случае они переносятся даже легче. У деток не остается психологической травмы.
В некоторых случаях ребенку могут понадобиться два типа операции. Проходят они в несколько этапов:
Все зависит от тяжести недуга и вида расщелины. В некоторых случаях врач вынужден ждать год, а то и больше, чтобы проведение операции было возможным. В это время малыш проходит все необходимые диагностические мероприятия.
Проведение хейлопластики. Операция сложная, выполняется под общим наркозом. Помимо устранения дефектов с губами, врач одновременно делает пластику, чтобы лицо ребенка выглядело эстетически.
Послеоперационный период длится 3-5 дней. В это время к работе подключается логопед. Его задача – постановка звуков, правильное формирование речевого дыхания.
Далее следует операция уранопластика. Врач работает с небом ребенка и носовыми проходами. Это нужно для того, чтобы звуки были четкими, восстановился тембр голоса
Это важно! Если родители ограничиваются проведением только хейлопластики, произношение носовых звуков так и будет затруднено.
Занятия с логопедом. Они начинаются прямо в стационаре. Чем младше карапуз, тем больше у него шансов на положительный результат
Специалист следит за ротовым и носовым выдохом ребенка, налаживает его артикуляцию.
Чем младше карапуз, тем больше у него шансов на положительный результат. Специалист следит за ротовым и носовым выдохом ребенка, налаживает его артикуляцию.
Симптомы и клинические проявления ринолалии
При открытой органической ринолалии, причиной которой стали различные врожденные аномалии, у малыша с самых первых часов его жизни страдают такие жизненно важные функции, как дыхание и питание. Как правило, сосательный рефлекс у таких детей сохранен, но кормление становиться затруднительным, так как ребенок не берет грудь, а при искусственном вскармливании смесь вытекает через нос, в результате чего новорожденный не получает необходимых ему питательных элементов и значительно отстает в развитии. Так как носовое дыхание нарушено, такие дети часто страдают хроническими воспалительными заболевания органов дыхания, что и становится причиной развития ринолалии. Кроме прочего, врожденные небные расщелины сопровождаются различными нарушениями прикуса, что только способствует возникновению проблем с речью. Нередко это связано с тем, что у таких детей сохранность интеллекта варьируется от нормы до весьма значимых задержек развития.
Развитие речи — как в долингвистический период, так и в период речевого развития — протекает аномально. Отсутствует характерный лепет. Или он очень тихий, едва различимый. Первые слова ребенок начинает произносить уже в возрасте более 2-х лет, его речь неразборчивая и невнятная, ее сложно понять окружающим.
При открытой органической ринолалии все звуки имеют выраженный назальный оттенок, у ребенка нарушена артикуляция и произношение звуков. Все согласные более напоминают звук «х», их невозможно отличить друг от друга. Голос тихий и глухой. Стараясь правильно произносить звуки, ребенок использует мимический аппарат или напрягает мышцы губ, крыльев носа или языка, что только усугубляет положение вещей.
Проблемы с речью отражаются также на слуховом восприятии и способности к фонетическому анализу обращенной речи. Кроме того, из-за ограниченности общения со сверстниками у таких детей достаточно бедный словарный запас и имеются проблемы с письменной речью. Совокупность подобных изменений может привести к тому, что у ребенка с открытой органической ринолалией логопеды вынуждены констатировать общее недоразвитие речи. В возрасте, когда ребенок начинает осознавать свой дефект, к изменениям со стороны речевого аппарата присоединяются различные нарушения психики и связанные с ними наслоения: замкнутость, раздражительность, стеснительность и т.д.
У пациентов с открытой функциональной ринолалией страдает, в большей степени, произношение гласных звуков. Согласные такой ребенок выговаривает достаточно хорошо, что связано с вполне достаточным для этого небно-глоточного смыкания. При закрытой функциональной ринолалии страдает, как правило, лишь тембр голоса, который приобретает неестественный, тусклый, «мертвый» оттенок.
Закрытая органическая ринолалия характеризуется искажением согласных звуков. Ребенок часто меняет звук «м» на звук «б», «н» на «д» и т.д. При такой форме патологии назальное дыхание затруднено, а потому ребенок постоянно дышит через рот, что приводит к тому, что такие дети подвержены различным воспалительным заболевания верхних дыхательных путей, а также часто страдают хроническими формами бронхита и пневмонии, которые имеют рецидивирующее течение.
Этапы логопедической работы при ринолалии с детьми
Логопедическая работа при ринолалии разделяется на несколько этапов, каждый из которых имеет собственное значение. Обычно методика логопедического воздействия при ринолалии включает в себя:
- Составление характеристики ребенка.
- Логопедическое обследование с составлением речевой карты.
- Подготовку заключения.
- Логопедическое воздействие до операции.
- Логопедическое воздействие после операции.
Каждый из этапов одинаково важен и пропускать хоть один из них не рекомендуется.
Логопедическая характеристика на ребенка с ринолалией
Для составления характеристики используется медицинская карта ребенка, проводится беседа с родителями, изучается полный медицинский анамнез, включая пренатальный период. В большинстве случаев ринолалия появляется из-за врожденных проблем, поэтому выявить их удается еще до родов или сразу после них. Для логопеда оказывается полезной любая информация: как питался малыш, какие операции и в каком возрасте ему проводили, как он развивался. Полученная информация заносится в речевую карту для дальнейшей работы.
Логопедическое обследование детей с ринолалией
Этот этап не отличается уникальностью. Подобным образом проводится исследование при любом другом речевом нарушении. Всего изучается 5 разделов развития речи. Они представлены ниже в таблице.
Основные разделы логопедического обследования
Изучаемый раздел | Методы и способы обследования |
Особенности артикуляционного аппарата | Логопед изучает строение речевого аппарата, выявляет его анатомические дефекты:
|
Особенности дыхания |
|
Состояние голоса | Отмечается тембр, сила, длительность, выраженность назального оттенка. |
Особенности звукопроизношения | Изучается произношение гласных и согласных фонемов, артикуляционные позы. |
Особенности речи | В каком состоянии находится развернутая речь, достаточно ли развит словарный запас. |
Логопедическое заключение при ринолалии
Заключение включает в себя информацию, полученную из всех перечисленных выше этапов, а также общие рекомендации и план работы. Ринолалия – это в логопедии широко распространенное заболевание, требующее комплексной работы, поэтому свое заключение специалист передает врачам, дефектологам, педагогам, которые также будут участвовать в коррекционном процессе.
Логопедическая работа до и после операции
Поскольку ринолалия определяется как нарушение, сочетающее в себе голосовые проблемы (гнусавость) и дыхательные (неправильный поток воздуха), основными направлениями работы становится ими они. Коррекция артикуляции, звукопроизношения, автоматизация речи не отличаются от таковых же при любых других речевых болезнях.
Работа над голосом при ринолалии начинается с постановки гласных фонем. С их помощью можно начать использование вокальных упражнений, которые и становятся основным инструментом в коррекции голосовых особенностей.
Работа над дыханием при ринолалии призвана научиться контролировать воздушную струю. Для этого проводятся упражнения на постановку физиологически правильного дыхания. Эффективным оказывается чередование носового и ротового вдоха/выдоха.
На дооперационном и послеоперационном этапе упражнения не меняются, но до устранения дефекта большее внимание уделяется дыханию и голосу, а после – именно звукопроизношению, хотя остальные направления работы также присутствуют
I. Осмотр артикуляционного аппарата.
Логопедическое обследование при ринолалии начинается с осмотра артикуляционного аппарата. Из документов, бесед, осмотра классифицируется вид расщелины.
Выявляется возраст и вид операции, подробно описывается состояние органов артикуляции.
При расщелине верхней губы отмечается ее подвижность, выраженность рубцовых изменений, состояние уздечки.
Описывается небо до операции:
- вид расщелины,
- размер дефекта,
- подвижность сегментов мягкого неба.
Небо после операции описывается следующим образом: форма свода, рубцы, степень их выраженности, длина и подвижность небной занавески.
Небо в норме — в состоянии покоя маленький язычок отстоит от задней стенки глотки на 1-7 мм, свисает от плоскости жевательных поверхностей верхних зубов примерно на 1 мм.
Подвижность небной занавески проверяется при плавном, протяжном произношении , при широко открытом рте.
Отмечается плотность небно-глоточного смыкания и активность боковых стенок глотки при фонации.
При произношении гласных может быть выявлено неподвижность мягкого неба.
Логопед вызывает глоточный рефлекс, прикасаясь шпателем к задней и боковой стенкам глотки. Если функции мягкого неба не нарушены, то должен произойти непроизвольный рывок небной занавески вверх.
Оценивается глоточный рефлекс: отсутствует, сохранный, повышенный или сниженный.
Затухание реакции глоточных мышц может начаться в 5 и заканчиваться в 7 лет. Его оценка необходима для детей, которые будут носить функциональный глоточный обтуратор.
Обследование языка
Обследуется состояние корня и кончика языка, отмечается сдвиг в ротовой полости, излишняя напряженность, вялость, ограничение подвижности.
Ребенок выполняет упражнения:
- иголочка,
- змейка,
- лопаточка,
- лошадка,
- часики,
- качели,
- вкусное варение.
Все упражнения проводятся по подражанию, затем по инструкции перед зеркалом и без него.
Обследование зубного ряда
Состояние прикуса, зубных рядов.
Фиксируют наличие ортодонтического аппарата, цель наложения, плотность фиксации, мешает или не мешает фонации.
В конце осмотра проверяется направленность верхней губы.
Упражнения:
- фокус,
- плюнь,
- задувание легкого предмета в цель.
Дуть с высунутым языком, с зажатыми и открытыми крыльями носа.
I. Осмотр артикуляционного аппарата.
Логопедическое обследование при ринолалии начинается с осмотра артикуляционного аппарата. Из документов, бесед, осмотра классифицируется вид расщелины
.
Выявляется возраст и вид операции, подробно описывается состояние органов артикуляции.
При расщелине верхней губы отмечается ее подвижность, выраженность рубцовых изменений, состояние уздечки.
Описывается небо до операции:
- вид расщелины,
- размер дефекта,
- подвижность сегментов мягкого неба.
Небо после операции описывается следующим образом: форма свода, рубцы, степень их выраженности, длина и подвижность небной занавески.
Небо в норме — в состоянии покоя маленький язычок отстоит от задней стенки глотки на 1-7 мм, свисает от плоскости жевательных поверхностей верхних зубов примерно на 1 мм.
Подвижность небной занавески проверяется при плавном, протяжном произношении , при широко открытом рте.
Отмечается плотность небно-глоточного смыкания и активность боковых стенок глотки при фонации.
При произношении гласных может быть выявлено неподвижность мягкого неба.
Логопед вызывает глоточный рефлекс, прикасаясь шпателем к задней и боковой стенкам глотки. Если функции мягкого неба не нарушены, то должен произойти непроизвольный рывок небной занавески вверх.
Оценивается глоточный рефлекс: отсутствует, сохранный, повышенный или сниженный.
Затухание реакции глоточных мышц может начаться в 5 и заканчиваться в 7 лет. Его оценка необходима для детей, которые будут носить функциональный глоточный обтуратор.
Обследование языка
Обследуется состояние корня и кончика языка, отмечается сдвиг в ротовой полости, излишняя напряженность, вялость, ограничение подвижности.
Ребенок выполняет упражнения:
- иголочка,
- змейка,
- лопаточка,
- лошадка,
- часики,
- качели,
- вкусное варение.
Все упражнения проводятся по подражанию, затем по инструкции перед зеркалом и без него.
Обследование зубного ряда
Состояние прикуса, зубных рядов.
Фиксируют наличие ортодонтического аппарата, цель наложения, плотность фиксации, мешает или не мешает фонации.
В конце осмотра проверяется направленность верхней губы.
Упражнения:
- фокус,
- плюнь,
- задувание легкого предмета в цель.
Дуть с высунутым языком, с зажатыми и открытыми крыльями носа.
Симптомы
Виды ринолалии можно отличить еще в долингвистическом периоде, как правило, постановка диагноза не составляет труда. Органическая открытая форма проявляется следующим образом:
- при кормлении пища, грудное молоко, смеси вытекают через нос младенца;
- попадание воздуха сразу в нижние дыхательные пути из-за щелей (от прохладного воздуха возникают бронхиты, отиты, пневмония, евстахиит, гипотрофия);
- наличие слабого интеллекта – ЗПР, олигофрения, нистагмы, птозы, гиперрефлексии;
- аномальный долингвистический период: отсутствие лепета, беззвучная артикуляция звуков;
- задержка речевого развития;
- речь, которая непонятна окружающим;
- большая часть согласных напоминает звук из-за того, что корень языка приподнят, а кончик опущен и пассивен;
- выраженная гнусавость, глухой тихий голос;
- нарушения письменной речи в виде дислексии и дисграфии;
- недостаточная сформированность словарного запаса;
- при наступлении осознанного возраста – застенчивость, страх общения.
Закрытую органическую ринолалию отличают нарушения артикуляции звуков и произношение носовых звуков , , , , а также замена на и на . Носовое дыхание затруднено или невозможно, что напрямую влияет на тембр голоса.
Функциональная открытая форма отличается неправильным звукопроизношением гласных, согласные при этом получаются неплохо. Функциональная закрытая ринолалия отличается неестественным и тусклым голосом без эмоций.
Где лечить ринолалию, чтобы быть уверенным в результате
Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» — современный медицинский центр, в котором занимаются пациентами с нарушениями или отсутствием речи, с нарушениями психического развития, с задержками в развитии и так далее. Пациенты с диагнозом Ринолалия
здесь тоже не редкость, и в центре точно знают, как правильно поставить диагноз и какое лечение будет наиболее эффективным.
Специалисты нашего Центра имеют большой опыт работы с пациентами с ринолалией, в их распоряжении современное диагностическое и медицинское оборудование, так что мы готовы решить проблемы любого уровня сложности. Однако необходимо помнить, что на более раннем этапе ринолалии лечение будет менее затратным и более эффективным, поэтому не стоит тянуть с обращением к специалистам.
III. Выявление особенностей звукопроизношения.
Звукопроизношение проверяется также как и при дислалии.
Дошкольникам предъявляется наглядность, школьникам можно предложить тексты.
Отмечается характер нарушений звукопроизношения: дополнительное беззвучное произношение, т. е. артикуляция без фонации, сопутствующие шумы.
Обязательно отмечается разборчивость или неразборчивость, смазанность, носовые резонансы.
При обследовании всех сторон речи, сначала проверяется фонематический слух и восприятие. Обследование идет как при дислалии.
Обязательно подбирается материал с паронимами (люк-лук).
У старших дошкольников и младших школьников проверяется состояние звукобуквенного анализа. Слова берутся с твердыми вариантами согласных звуков. В отличие от дислалии уточняют дифференцирует ли ребенок свои недостатки на слух или знает о них со слов других.
Как проводить логопедическое обследование речи при ринолалии?
При логопедическом обследовании ребенка с ринолалией, можно использовать пробы Гутсцмана для определения скрытой (субмукозной) расщелины.
1. Пробы Гутсцмана: Сначала ребенка просим попеременно произносить гласные А и И, при этом носовые ходы то зажимаем, то открываем. При открытой форме наблюдается значительная разница в звучании этих гласных: с зажатым носом звуки, особенно И, заглушаются и одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибрацию на крыльях носа.
2. Обследование с помощью фонендоскопа. Одну оливу логопед вводит себе в ухо, другую — в нос ребенка. При произнесении гласных особенно и слышится сильный гул — это показатель скрытой субмукозной расщелины.