Дипломная работа: фонетико-фонематическое недоразвитие у детей

Логопедические занятия в детском саду: как провести правильно

Роль игровой деятельности в коррекции ФФНР

Замечание 1

Игровая деятельность – основный вид деятельности дошкольника. Она активно используется для решения разнообразных образовательных и воспитательных задач в дошкольной педагогике.

Игра развивает все стороны личности дошкольника. Речь не является исключением. В ходе игровой деятельности, дошкольники усваивают основы устройства окружающего мира, развивается их мышление, активизируется память и логика.

Необходимость использования игровой деятельности в коррекции речевых нарушений обусловлена следующими параметрами:

  • Получение представлений о правильном речевом произношении;
  • Устранение скованности, замкнутости дошкольника, вызванной его речевым расстройством;
  • Формирование навыков коллективного взаимодействия;
  • Социальное развитие личности дошкольника;
  • Развитие навыков переключения внимания дошкольника;
  • Предоставление возможности использования своих речевых навыков в новой обстановке (безопасной среде);
  • Ликвидация концентрации внимания дошкольника на своем речевом дефекте.

Таким образом, игровая деятельность обязательно должна присутствовать на логопедических занятиях. Она хороша тем, что ребенок не чувствует нагрузки, не воспринимает занятия, как что-то навязанное воспитателем, неинтересное, требующее приложение усилий. Кроме того, игры способствуют коммуникативному развитию дошкольника, что особенно актуально при наличии у ребенка ФФНР.

На логопедических занятиях применяются следующие разновидности игр:

  1. Дидактические игры. Данные игры имеют определенные правила. Это помогает сформировать у ребенка основы его взаимодействия в коллективе и поведения. В ходе игр происходит проговаривание каждого игрового действия. Ребенок учиться усваивать правильную речь и воспроизводить ее. Звукопроизношение преобразовывается и совершенствуется, речь приобретает звучность и оптимальный темп. Также, дидактические игры ориентированы на расширение словарного запаса дошкольника.
  2. Музыкальные игры. Они основаны на развитие навыков фонематического восприятия. Они формируют основы слухового внимания ребенка. Дети повторяют услышанные звуки с правильным соблюдением их последовательности.
  3. Подвижные игры. Они ориентированы на оказание воздействия на двигательные процессы организма. Это особенно актуально при ФФНР, поскольку, дети испытывают сложности в развитии двигательной сферы организма. Их движения скованны и неуклюжи, нарушена координация движений. Подвижные игры, применяемые в логопедической коррекции ФФНР называются логопедической ритмикой. Данные игры включают в себя речевое сопровождение. Дети учатся совершать действия одновременно с произношением. Так, формируется определенный темп и ритм их речи, происходит координация движений с речевой работой.
  4. Творческие игры. Они ориентированы на развитие речи ребенка, ее совершенствование. Поэтому, они не используются на ранних этапах логопедической коррекции. Они призваны закрепить и совершенствовать речевые навыки дошкольника. Творческие игры строятся на основании рассказа педагога-логопеда о том, что предстоит делать, поставленной задаче, проблеме, требующей разрешения. Дети учатся воспринимать информацию на слух и воспроизводить ее в практических действиях. Среди творческих игр, применяемых в коррекции ФФНР, можно выделить игры-драматизации и сюжетно-ролевые игры. Они помогают в развитии основ слухового восприятия и правильного речевого поведения и взаимодействия.

Благодаря игровой деятельности осуществляется тренировка речевых навыков дошкольников с ФФНР, они закрепляются и применяются в новых обстоятельствах, дети учатся вести себя в разнообразных речевых ситуациях, у них формируется верное слуховое восприятие, а также устраняется замкнутость и закрытость от коллектива сверстников.

Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия с воспитанниками старшей группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» размещена в разделах

  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Логопедические занятия
  • ОНР. Конспекты занятий
  • ОНР. Общее недоразвитие речи
  • Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
  • Развитие фонематического слуха
  • Старшая группа
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017

* коррекционно-развивающие: развитие слухового внимания, фонематического слуха, развитие зрительного восприятия, развитие общей моторики;

*коррекционно-воспитательные : воспитывать внимательное отношение к слову, положительной мотивации к занятию.

Оборудование: предметные картинки (автобус, сумки 3шт., мальчик, собака, слон, мышь, змея, насос, шуба, сыр, бусы, шоколад, вишня, касса 2 шт., игра «Сундучки», цветные резинки, магниты,

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие. На доску помещена картинка автобуса.

Логопед : Дети! На волшебной автостанции произошла беда! Непослушный мальчишка Саша растерял все сумочки пассажиров. Давайте поможем животным вернуть им их вещи. А чтобы это сделать, нам нужно узнать, чья это сумочка, выполнив задание.

2. Знакомство с темой.

Логопед : Дети, как зовут непослушного мальчугана?

Дети: Саша.

Логопед : Скажи, какие согласные звуки ты слышишь в имени Саша?

Дети: и .

Логопед : Правильно, дети. И сегодня на занятии мы будем продолжать учиться чётко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки и .

3. Основная часть.

Звуковая разминка.

Логопед : Давайте вспомним, как шипит змея? Ш-ш-ш-ш.

Молодцы!

А теперь нужно вспомнить, как свистит насос? С-с-с-с.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются».

Логопед : Дети, давайте вспомним: каким цветом мы обозначаем гласный звук?

Дети: Гласный звук обозначаем красным цветом.

Логопед : А согласный твердый?

Дети: Согласный твердый – синим.

Логопед : А согласный мягкий?

Дети: Согласный мягкий – зеленым.

Логопед : Правильно. Давайте поприветствуем наши пальчики. Большой пальчик правой руки обозначим звуком Ш, на него мы оденем резиночку какого цвета? А остальные пальчики будут гласным звуком А. Каким цветом обозначим этот звук?

А теперь будем по очереди соединять пальчики с большим, произнося получившиеся слоги – ША-ША-ША. (Все пальчики по очереди касаются большого с одновременным произнесением слога ША)

А теперь меняем ручки. Одеваем на большой пальчик левой руки синюю резиночку. Ребята, а какой второй звук мы сегодня повторяем?

Дети: С.

Логопед : Правильно, большой пальчик левой руки обозначим звуком С. (Повторяем).

Упражнение №1. – в словах

Логопед : Дети, давайте найдем хозяина вот этой сумочки. Смотрите, тут записка, в которой хозяин сумочки просит нас сходить в магазин за покупками. На первую кассу относим вещи в названии которых есть звук С, в во вторую – вещи в названии которых есть звук Ш.

Молодцы, дети! С заданием вы справились. И вот вам загадка.

Защищать должна я дом.

Всё обнюхаю кругом.

Вас спасать я брошусь в реку,

Первый друг я человеку.

Лаю, если где-то драка,

Потому, что я — … (Собака)

Ребята, какой первый звук мы слышим в слове СОБАКА?

Какой это звук гласный/согласный, твердый/мягкий?

Отдаем сумочку собаке.

Упражнение №2. в слогах

Логопед : Берем следующую сумочку. А что же тут! Дети, что это выпало из сумочки?

Дети: сундуки/шкатулки.

Логопед : Шкатулки закрыты, чтобы узнать хозяина нужно нам расколдовать их, произнеся заклинание. Повторяйте за мной.

СА-ША-СА — Соня моет малыша.

Шкатулка открылась, а в ней картинка.

Дети, что изображено на этой картинке? Кто сидит на крыше? Какой звук есть в слове КОШКА С или Ш?

СО-ШО-СО, мы играем Хорошо.

Ребята, кто играет в хоккей? Какой звук есть в слове МЫШКА С или Ш?

Правильно. Вот и следующая загадка.

Кто за стенкою шуршит,

Тонким голосом пищит,

Сыр от них не утаишь.

Всем ворам — воришка. (мышь)

Ребята, а какой последний звук мы слышим в слове МЫШЬ?

Отдаем сумочку мышке.

Физминутка «Кошка»

Вот окошко распахнулось, вышла кошка на карниз

Посмотрела кошка наверх, посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась, проводила взглядом мух.

Улыбнулась, потянулась и присела на карниз.

Упражнение №3. «Поймай звук»

Дети, осталась последняя сумочка. Чтобы узнать, чья она, нужно поймать убежавшие из нее звуки!

Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если в слове есть звук С; топните ножками, если есть звук Ш.

С заданием все прекрасно справились, и вот вам последняя загадка.

Ростом он с большую башню,

Но ничуточки не страшный.

Добродушен и силён

Африканский Чудо – (Слон)

Ребята, а какой последний звук мы слышим в слове СЛОН?

Вот и последняя сумочка нашла своего хозяина.

4. Итог занятия.

Ребята, животные благодарны нам за помощь. Теперь они могут ехать дальше.

Что мы сегодня делали на занятии?

Зачем мы это делали? (Мы учились различать звуки С и Ш).

Все молодцы, очень постарались.

Проведение логопедических игр с применением ИКТ технологий для коррекции ФФНР

Коррекция звукового произношения и фонематического восприятия является сложным направлением деятельности логопеда. Они требуют развития артикуляционного аппарата, моторных функций, а также основ слухового восприятия.

Игровая деятельности, применяемая в коррекции ФФНР, носит комплексный характер. В современной педагогике и логопедии актуально применение ИКТ при организации игровой деятельности дошкольников. Коррекционные занятия не являются исключением.

Применение ИКТ технологий в логопедической коррекции ФФНР основано на:

  • Создании мультимедийных презентаций;
  • Включении в каждую презентацию нескольких игр;
  • Постановке и автоматизации звукового произношения в ходе просмотра мультимедийной презентации.

Постановка звуков при применении мультимедийных игр производится поэтапно:

Проведение подготовительной артикуляционной гимнастики. На ней отрабатываются различные движения органами артикуляции, ориентированными на постановку конкретного звука. Здесь же, проводятся упражнения на дыхание и пальчиковая гимнастика.
Использование картинок на мультимедийном проекторе. Может быть применен экран монитора ПК или проектор. Используются разные картинки. Каждая из них ориентирована на произношение конкретного звука, его правильную постановку в слоге, в слове, словосочетании и предложении

Смена картинок привлекает внимание дошкольников. Их красочность заостряет внимание на конкретных звуках и закрепляет в памяти их верное произношение, постановку в слогах и словах

Картинки сменяются по мере верного звукового произношения дошкольником. Могут быть использованы задания на дифференциацию звуков, а также слуховое восприятие отдельных звуков – добавляются аудиокомментарии к презентации.
Закрепление звукового восприятия и произношения. Оно основывается на включение в анимацию новых заданий, элементов. Например, можно добавить мультяшных героев, которые произносят звуки и слова, включить песни. Это зафиксирует внимание дошкольника на конкретном звуке и поможет закрепить их правильное произношение в памяти.

Рабочая программа логопеда

Рабочая программа логопеда в детском саду составляется в соответствии с целевым ориентиром ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) — воспитание всесторонне развитой личности. При этом содержание разработки отражает положения образовательной программы, принятой в ДОУ, и программы коррекции.

Программа включает:

  • сведения о воспитанниках: возрастная категория, диагнозы (речевые дефекты);
  • Список актуальных задач;
  • календарно-тематическое планирование на год;
  • график диагностических мероприятий (беседы с воспитанниками, анкетирование, тестирование);
  • план взаимодействия с другими специалистами ДОУ: воспитателем, музыкальным руководителем, учителем физкультуры, психологом;
  • предполагаемая работа с родителями: консультации, мастер-классы.

Список литературы

Балобанова
В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей
и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного
учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

Варенцова
Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.,
1997.

Выготский
Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

Гвоздев
А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

Гаркуша
Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с
нарушениями речи. – М., 1992.

Гусарова
Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб., 1998.

Ефименкова
Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

Жукова
Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников. – М., 1990.

Журова
Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей
дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.

Каше
Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

Каше
Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического
строя речи. – М., 1978.

Коноваленко
В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной
логопедической группе (для детей с ФФН). – М., 1998.

КоноваленкоВ.В.,
Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я,
моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001.

КоноваленкоВ.В.,
Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у
детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.

КоноваленкоВ.В.,
Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе
для детей с ФФН. – М., 1998.

Кобзарева
Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж,
2000.

Колесникова
Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. –
М., 1998.

Колесникова
Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.

Коррекционно-педагогическая
работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша
Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.

Миронова
С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

Нищева
Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим
недоразвитием речи. – СПб., 2001.

Нищева
Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002.

Новоторцева
Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль, 1998.

Ткаченко
Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.

Ткаченко
Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.

Ткаченко
Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. – СПб.,
1998.

Ткаченко
Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков
звукового анализа. – СПб., 1998.

Ткаченко
Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М.,
2000.

Тумакова
Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М., 1991.

Парамонова
Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.

Пожиленко
Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.

Психокоррекционная
и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.

Филичёва
Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и
обучение. – М., 1999.

Филичёва
Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в
условиях специального детского сада. — М., 1999.

Филичёва
Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.,
1987.

Филичёва
Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.

Фомичёва
М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997.

Фотекова
Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.

Швайко
Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М., 2000.

Швайко
Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1983.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи Фонетико-фонематическое недоразвитие речиСтраница 15

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения же в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь, способствует осознанному овладению произношением звуков речи. Таким образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогают решить две задачи – нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

В целях подготовки детей к обучению грамоте проводятся также следующие упражнения: различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных; выделение любых звуков из состава слова; членение слова на слоги, а слогов на звуки; объединение звуков в слоги, а слоги в слова; определение последовательности звуков в слова; членение предложений на слова.

Речевой материал для занятий подбирается с учётом перечисленных задач, то есть в процессе развития звукопроизношения одновременно и на том же звуковом материале планируются упражнения в анализе и синтезе звукового состава слов, а на более поздних этапах обучения – в письме и чтении.

Учитывая встречающуюся у детей рассматриваемой группы некоторую задержку лексико-грамматического развития, в системе коррекционного обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи. Материал, на котором строятся эти упражнения, подбирается из знакомых детям слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточненные звуки в стадии закрепления.

К концу обучения дети должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка, владеть навыками осознанного звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры, уметь читать и писать слова, предложения и небольшие тексты.

1.2.5. Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с

фонетико-фонематическим недоразвитием речи

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФФНР у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:

1) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

Страницы: 15 

ДЕПО КАРТ , картографическое учреждение России. Основано в 1797. Проводило систематические научные картографические работы, астрономические, геодезические и другие исследования. В 1801-04 в Депо карт была составлена «Подробная карта Российской империи и близлежащих заграничных владений» в масштабе 20 верст в дюйме. С 1812 Военно-топографическое депо карт, в 1822 преобразовано в Корпус военных топографов.

ЛИСТОТЕЛЫ (листовидки) , семейство насекомых отряда привиденьевых. Защитному сходству тела с листом способствует окраска. Ок. 20 видов, преимущественно в тропической Азии.

ФЕДОТОВ Павел Андреевич (1815-52) , российский живописец и рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию («Свежий кавалер», 1846). Критику социально-нравственных пороков крепостнической России сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни («Сватовство майора», 1848), в поздних работах — с острым чувством одиночества и обреченности человека («Анкор, еще анкор!», 1851-52).

Анализ логопедического занятия

Анализ занятия выявляет эффективность организаторских способностей логопеда. При обнаружении недочётов в подготовке или проведении занятия намечаются коррективы в методической деятельности педагога.

Оценивать составляющие занятия можно при помощи балльной системы. Для этого заполняется технологическая карта.

Бланки самоанализа заполняются самим логопедом и хранятся в методической папке специалиста

Таблица: фрагменты анализа логопедического занятия

Составляющая занятия Анализ
Мотивация воспитанников Принцип мотивации к учению достигался через методы:
  • постановки законченных инструкций;
  • включение в занятие современных реалий;
  • создание условий для достижения, а не получения похвалы;
  • проблемные задания, познавательные вопросы.
Дидактические цели Реализованы. Дети, учитывая их индивидуальные особенности, справились. Во время занятия у детей упражнялись и развивались различные психические процессы, а также развитие зрительного внимания (пространственно-временные представления, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логического мышления).
Коррекционно-развивающие упражнения Были включены задания, предполагающие самостоятельную обработку информации, дозирована поэтапная помощь педагога, перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание. Принципы развития и коррекции высших психических функций представляло собой:
  • включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций;
  • задания с опорой на несколько анализаторов.
Источник

Грамотная и красивая речь является показателем развития интеллектуальных способностей. Случается, что ребёнок испытывает трудности в произнесении отдельных звуков или при построении фраз. Своевременное диагностирование речевых дефектов и занятия со специалистом помогут избежать серьёзных проблем в дальнейшем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: