Этапы развития детского мозга

Как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным

Какие занятия развивают мозг ребенка

«Прокачивать» головной мозг помогают специальные занятия. Подбирают их в зависимости от возраста ребенка.

Например:

Песочная анимация. Сыпучий, мелкий песок способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности. Ребенок сам (на начальных этапах с помощью взрослого) воспроизводит знакомые сказки. Перестает быть пассивным слушателем. С возрастом привносит что-то свое, изменяя сюжет или придумывая рассказ самостоятельно. Формируется память, воображение. Работа с песком успокаивает.

Ментальная арифметика. Занятие увеличивает скорость мышления, творческие способности
Специальные тренировки улучшают память, внимание. Способствуют развитию логического мышления
Ребенок учится быстрее визуализировать информацию, работать с большим объемом данных. Тем самым формируются новые нейронные сети.

Чтение. Дети развивают речь, пополняют запас слов. Узнают много новой информации, получают развитый вербальный интеллект

В процессе обучения чтению важно не только обучить ребенка складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Надо, чтобы он анализировал прочитанную информацию.

Чтобы ребенок занимался с удовольствием, не терял интереса к занятиям, их проводят в игровой форме. Для работы с маленькими детьми разработаны специальные методики, программы раннего развития.

Любознательность

Прочитала забавный случай, как во время крещения 9 месячного ребенка в Пресвитерианской церкви сначала тихо сидел на руках у своего отца, ожидая своей очереди. Когда родители повернулись лицом к пастору, ребенок узрел у него в руках микрофон и высунув язык попытался отобрать его и лизнуть. Малыш предположил, что это рожок мороженного и нужно срочно проверить эту теорию.

Пастор быстро убрал микрофон, но затем осознал свою ошибку, так как юный исследователь, лишенный возможности получить необходимые данные, страшнее фурии в аду.

Тысячи экспериментов подтверждают, что дети изучают окружающую их среду, выдвигая гипотезы с последовательной самокоррекцией.

Этому стилю свойственны природная агрессия, удивительная гибкость и раздражающая настойчивость. Дети используют подвижный интеллект для получения информации, затем кристаллизуют его в памяти.

ДНК новатора состоит из:

  • способности к творческим ассоциациям
  • раздражающей привычки спрашивать «а что если»…
  • неиссякаемого желания мастерить и эксперементировать

Но в наших, родительских силах, поощрять естественное желание ребенка к исследованию нового и оберегать лишь от жизненно опасных моментов.

Дети-ученые, их лаборатория — весь мир.

Копилка знаний

Кинезиологическая гимнастика.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

«Перекрестные шаги». Благодаря этим упражнениям одновременно активизируются обширные зоны обоих полушарий мозга. Мозг переключается в интегрированный режим работы, что помогает активизироваться для выполнения любой деятельности, быстрее в нее включиться. Можно выполнять сидя или стоя.

  1. Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его.
  2. Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4 – 8 раз), дышите в обычном темпе.

Упражнение лучше делать в медленном темпе, чувствуя, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, возможно, вы выполняете его неправильно – либо слишком высоко поднимаете колено, либо слишком низко наклоняете локоть.


Открыть упражнения

ЭЭГ (электроэнцефалограмма) – метод диагностики, который отображает любые функциональные изменения в работе центральной нервной системы и мозговых структур.

Консультация детского диетолога (нутрициолога)

Правильно подобранное питание на каждом этапе жизни ребенка, включая внутриутробный период, обеспечивает правильное развитие растущего организма, адекватное состояние его здоровья и предотвращает значительное количество хронических заболеваний зрелого возраста.

Игры для развития мозга для детей

Игра – ведущая деятельность ребенка. Начинать с ним играть можно с самого рождения, постепенно подбирая игры, соответствующие возрасту.

Примеры игр:

«Подача и возврат». Малыши – лучшие подражатели. Они активно повторяют все за взрослыми, которые с ними играют. Взрослый произносит звук, делает определенное движение, а ребенок повторяет. Благодаря двухстороннему взаимодействию, укрепляются не только нейронные связи, но и отношения между малышом и родителями.

«Что изменилось»

Тренирует память, внимание. Перед ребенком ставят несколько игрушек (можно начать с 3–4, постепенно их добавляя, если малыш справляется с заданием)

Он должен запомнить, какие игрушки были. Затем отвернуться, закрыть глаза. В этот момент взрослый убирает 1 предмет. Ребенок снова смотрит и говорит, какой игрушки не хватает.

«Пасочки». Игра с песком. Когда из влажного песка делают «куличики», строят замки. Можно проводить не только в песочнице, но и играть со специальным «кинетическим» песком. Он разноцветный. Попутно помогает запоминать цвета, развивать воображение и мелкую моторику.

Мы подготовили список игр для развития ребенка 3-4 и 5-6 лет. Выбирайте наиболее подходящие так, чтобы они нравились малышу. Ведь у каждого свои предпочтения.

Безучастное лицо или влияние эмоций на развитие мозга

Определить внешний катализатор для развития зрения просто — это дневной свет. Искра, которая способствует развитию сознания, гораздо более неуловима и многосложна. Это взгляд мамы на малыша; это папа, который поднимает кроху в ответ на протянутые к нему ручонки; это игра в прятки с улыбками и смехом.

На таком позитивном, отзывчивом общении и ответных реакциях формируется фундамент будущего обучения, поведения и здоровья. По сути, развитие мозга целиком зависит от взаимоотношений малыша с заботливым чутким взрослым.

Невозможно кратковременными объятиями устранить целую жизнь с неизменным «безучастным лицом» рядом или, что еще хуже, со злобой и враждебностью.

Аномалии в развитии мозга

В настоящее время выявлено более 30-ти возможных отклонений в онтогенезе мозга. Каждое из них вызывает отклонения в созревании, некоторые приводят к смерти.

60% аномалий развивается во внутриутробном периоде. Современная диагностика позволяет определить большинство отклонений у плода ещё до момента рождения.

Такие аномалии могут спровоцировать как наследственные факторы, так и влияние окружающей среды на организм матери и дитя. Образ жизни матери играет немаловажную роль в этой проблеме. Курение, злоупотребление алкоголем, наркотическая зависимость, принятие сильнодействующих препаратов, всё это отражается на здоровье плода.

Сбои в прогрессе могут возникнуть и на любом из этапов взросления. Они могут быть спровоцированы травмами, стрессами, проблемами со здоровьем, экологией и другими факторами.

Известны случаи, когда после сильного стресса дети переставали говорить или понимать речь. Травмы головы нарушали циклы зрительной, слуховой поведенческой деятельности, и дети становились, не восприимчивы к обучению и многие другие.

При малейших признаках отклонений, родителям стоит показывать своего отпрыска врачам. В наше время медицина сделала значительный прорыв и многие отклонения сейчас можно корректировать и избавляться от них.

Творчество

Творчество это не художественная школа и не игра на скрипке — это образ мышления, способ выстраивания в голове взаимосвязей между объектами и многое другое. Не лишайте детей возможности в будущем быть новаторами, уверенными в себе, успешными предпринимателями, смелыми творческими личностями.

Исследователи уверены, что творчество отличает всего несколько компонентов:

  • способность воспринимать новые связи между привычными вещами
  • порождение в своем воображении несуществующих идей или предметов
  • творческий процесс требует мужества, дерзости и смелости, так как результат творения у разных людей вызывает разные эмоции, позитивные и негативные.
  • в процессе творчества задействуются системы автобиографической и эпизодической памяти (мы воспроизводим наш опыт обращаясь к нему во времени и пространстве )

Не зависимо от пола творческий предприниматель отличается от административного наивысшей степенью принятия риска и умением справляться с неопределенностью. 

Можно ли предсказать творческие способности у детей? Существует тест Торренса на творческое мышление, ребенку показывают картинку игрушечного кролика и просят улучшить его за 3 минуты, чтобы с ним было веселее играть.

С Максимом мы начали очень рано исследовать краски (гуашь, акварель, пастель), их текстуру, цвет. Вазякали по листку, когда лист заканчивался по себе, по ванной, я очень редко вмешивалась в этот процесс, только когда к концу подходило дозволенное пространство. К двум годам желание рисовать все больше и все шире. Сегодня он меня поразил. Мы достали коробку и нашли старые краски на даче. В детстве часто пели песенку облака-белогривые лошадки, он берет голубую краску смотрит на облака, начинает рисовать и говорит, мама цок-цок.

Нейронаука: книги и основные исследования

Итак, что же следует обязательно прочитать тем, кто интересуется нейронаукой? Литературы на сегодняшний день достаточно много, поэтому перечислим лишь наиболее знаковые исследования.

Так, книга «Мозг: Тонкая настройка. Наша жизнь с точки зрения нейронауки» в популярной форме рассказывает, что же лежит в основе всех наших поступков, эмоций, привычек, воспоминаний, принимаемых решений .

Весьма интересна и книга Евгения Ижикевича «Динамические системы в нейронауке. Геометрия возбудимости и пачечной активности» . Работа посвящена основам математического моделирования нейронной активности и позволяет понять взаимосвязь электрофизиологии нейронов и их динамических и вычислительных свойств. Каждое изучаемое явление описывается с точки зрения математики и биологии. Уточним, что пачечная активность – это один из типов функционирования нейронов. А подробнее вы разберетесь в вопросе, когда прочитаете книгу.

Столь же познавательным является двухтомник «Мозг, познание, разум. Введение в когнитивные нейронауки» . Здесь представлены результаты новейших исследований взаимосвязи особенностей строения мозга, и способностей к познанию. Проще говоря, когнитивные механизмы сегодня при помощи специальной аппаратуры можно наблюдать на уровне работы структур головного мозга.

Особого внимания заслуживает трехтомник «Нейронауки. Исследование мозга». Том 1 посвящен основам функционирования мозга и может быть полезна будущим медикам, нейробиологам и нейрофизиологам .

Том 2 посвящен сенсорным и двигательным системам, выявлению и терапии болезней, поражающих мозг, и может быть рекомендован студентам медицинских университетов и начинающим врачам .

И, наконец, 3 том трехтомника «Нейронауки. Исследование мозга. Мозг и поведение. Меняющийся мозг» может быть интересен всем, кто хотел бы знать о нейронауках больше . Помимо собственно научных исследований, в книге есть рассказы современных нейроученых о своей работе.

Есть кое-что почитать и гуманитариям. Так, книга «Основные проблемы нейролингвистики» посвящена системам речевой коммуникации, процессам кодирования, т.е. формирования, и декодирования, т.е. расшифровки сообщений . Кстати, Александр Лурия является автором принципа, на основе которого работает детектор лжи, и многих других концепций.

Немало интересных размышлений можно найти в книге «Я не есть мозг. Философия духа для XXI века» . Правда, интересно это будет, в основном, тем читателям, кто хорошо знаком с «Философией духа» Гегеля . Многие книги, посвященные нейронауке, скачать можно в свободном доступе; некоторые предлагается купить по доступной стоимости.

А еще рискнем включить в нашу «книжную» подборку специальный выпуск журнала «Социология власти» №2 за 2020 год . Он полностью посвящен гуманитарному и социокультурному аспекту развития нейронаук.

Помимо вышеперечисленных книг и журналов, мы рекомендуем вам изучить нашу программу «Когнитивистика», чтобы быть более «подкованными» в такой сфере, как нейронаука. А еще мы вам желаем много новых интересных знаний и увлекательных открытий и просим ответить на вопрос по теме статьи:

Место психологии в системе наук

Особенно бурное развитие психологической науки наблюдается в последнее десятилетие. Связано это с многообразием теоретических и практических задач, встающих перед ней.

К созданию научных основ разработки важнейших психологических проблем психология приступила еще в прошлом столетии. Современная психология имеет свой особый предмет изучения, свои специфические задачи и методы исследования. Она располагает сетью психологических учреждений, которая очень обширна и представлена институтами, лабораториями, учебными заведениями, готовящими кадры психологов. Кроме этого психология как наука имеет свои журналы и специализированные книжные издательства. Постоянную работу ведут международные психологические конгрессы, а психологи объединяются в научные ассоциации и общества. В настоящее время, безусловно, значение психологии как одной из важнейших наук о человеке осознается повсеместно.

Статья: Современная психология и её место в системе наук

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Возросший интерес к психологии в России практически во всех отраслях современного образования и бизнеса, является особенно показательным. У российского общества появляется потребность в психологических знаниях.

Диапазон и направления психологических исследований на современном этапе значительно расширились, появились новые научные дисциплины, изменился понятийный аппарат психологической науки. Ученые выдвигают новые гипотезы и концепции. В результате происходит непрерывное обогащение новыми эмпирическими данными.

В своей книге «Методологические и теоретические проблемы психологии» Б.Ф. Ломов характеризует современное состояние науки и отмечает, что в настоящее время потребность в более глубокой разработке методологических проблем психологической науки и общей теории резко возрастает.

Без знания природной и социальной сущности человека невозможно понять его психику и поведение.

От места психологии в системе наук зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках. Это место в тот или иной исторический период говорило об уровне развития психологических знаний, об общей философской направленности. В истории духовного развития общества ни одна отрасль знания, как психология, не меняла так часто своего места в системе наук.

В одной из статей уже говорили, что современная психология находится на стыке, т.е. занимает промежуточное положение между философией, естественными, социальными, техническими науками. В этой статье рассмотрим этот вопрос подробнее.

Самоконтроль

Дошкольник сидит перед двумя свежеиспеченными печеньями с шоколадом в лаборатории Уолтера Мичела в Стенфорде.
— Если хочешь, ты можешь съесть только одно из них прямо сейчас. Но если ты подождешь, ты сможешь съесть оба. Мне нужно отойти на пять минут. Если я вернусь и ты ничего не съешь, я позволю съесть тебе оба.

Дети ерзают на стуле, поворачиваются спиной к печенью, сидят на своих руках, закрывают глаза — они пытаются получить два печенья, но попытка трудна.

  • 72% детей детсадовского возраста сдаются и хватают печенья
  • 49% учеников четвертого класса поддаются соблазну
  • и всего 38% учеников шестого класса

Исполнительные функции опираются на способность ребенка отфильтровать отвлекающие мысли, что имеет критическое значение в нашем перенасыщенном внешними раздражителями мире.

Развитие мозга ребенка по годам

Различные области мозга созревают в разное время. Знание этого помогает объяснить эмоциональные и интеллектуальные изменения в детях, подростках и молодых людях. Несмотря на то, что не существует двух детей, развивающихся идентично, учёные, с помощью магнитно-резонансной томографии, делавшейся одним и тем же детям на протяжении нескольких лет, установили взаимосвязь между определёнными этапами развития ребёнка и изменениями в тканях мозга.

Развитие  в 0 – 4 года

Раннее развитие – В первых несколько лет жизни быстрее всего изменяются области мозга связанные с базовыми функциями. К 4-м годам практически полностью развиваются области, отвечающие за основные чувства и общая моторика. Ребёнок может ходить, держать карандаш и самостоятельно кушать.

Ощущения – области, отвечающие за ощущения, например, тактильные, развиты практически полностью.

Зрение – Области мозга, управляющие зрением полностью созрели.

Развитие  в 6 лет

Язык – область мозга, отвечающая за речь – незрелая и окрашена оранжевым цветом, но продолжает быстро развиваться в детях вплоть до 10 лет. Мозг уже начинает процесс «прореживания», уничтожая излишние связи. В последующие годы этот процесс усилится, что может служить одним из объяснений, почему маленькие дети, в отличие от взрослых, так легко выучивают новый язык.

Разум – жёлтые и красные области префронтальной коры головного мозга обозначают, что эти части мозга, ответственные за абстрактное мышление, умение мыслить рационально и эмоциональную зрелость, ещё не развились. Недостаток их зрелости – одна из причин, почему маленьким детям сложно воспринимать большое количество информации и когда им предлагается слишком большой выбор, у детей случаются истерики.

Развитие  в 9 лет

Мелкая моторика – Если общая моторика хорошо развита уже к 5 годам, то развитие мелкой моторики активнее всего развивается между 8 и 9 годами. Детям становится легче писать, а в поделках они выходят на новый уровень аккуратности.

Математика – К 9 годам начинают созревать теменные доли головного мозга. Их развитие позволяет детям овладевать навыками математики и геометрии. Скорость обучения в этом возрасте очень большая.

Развитие  в 13 лет

Рассудительность – префронтальная кора созревает одной из последних среди областей головного мозга. Пока она не развилась, у детей не хватает способности адекватно оценивать риск или строить долговременные планы.

Эмоции – глубоко в лимбической системе растёт способность переживать эмоции. Но эта способность не сдерживается префронтальной корой, которая отстаёт в развитии. Поэтому подросткам часто так трудно сдерживать свои эмоции.

Логика – В этом возрасте очень быстро развиваются теменные доли, которые на рисунке обозначены синим цветом. Интеллект и аналитические способности ребёнка растут.

Развитие  в 15 лет

Специализация – в подростковом возрасте изобилие нервных соединений продолжает уменьшаться. Мало используемые связи будут умирать, чтобы помочь развиваться более активным связям. В результате, внутреннее развитие ребёнка становится более специализированным и эффективным, продуктивным.

Развитие  в 17 лет

Абстрактное мышление – Тёмно синий и фиолетовый цвет созревших областей префронтальной коры головного мозга показывает, почему в старшем подростковом возрасте дети способны иметь дело с гораздо более сложными вещами, чем в детстве. Развитие этих областей ведёт к всплеску социальной активности и проявлению эмоций среди старших подростков. Становятся возможны планирование, оценка рисков и самоконтроль.

Развитие  в 21 год

Высшие психические функции – Хотя, на первый взгляд, кажется, что внутреннее строение практически полностью развилось в подростковом возрасте, области тёмно-синего и фиолетового на этой картинке показывают, что сильный недостаток в эмоциональной зрелости, контроль за импульсами и способность принимать решения сказываются вплоть до достижения совершеннолетия.

Зрелость – мозг 21-летнего молодого человека практически созрел. Но области зелёного свидетельствуют, что даже по достижении официального «взрослого» возраста у нас в мозгу всё ещё есть области, имеющие потенциал для развития. Эмоциональная зрелость и способность принимать решения будут развиваться и в последующие годы.

Как вы видите мозг развивается быстро и активно, но для его функционированности нужны постоянные занятия. Развивайте малышей и себя вместе с mentalar.

Фокусируйтесь на разностороннем, а не на углубленном развитии

Один из способов избежать фокусирования на результатах на этой стадии развития — это поставить в приоритет развитие широкого спектра навыков через разностороннюю деятельность, вместо концентрации на развитии какого-то одного навыка. Открытие для себя видов деятельности в разных областях закладывает в ребенке основу для освоения самых разнообразных навыков. Это лучшее время для привлечения детей к музыке, чтению, спорту, математике, искусству, науке и языкам.

В своей книге «Диапазон» Дэвид Эпштейн (Range, David Epstein) утверждает, что разносторонний опыт часто упускают из виду и недооценивают. В какой-то момент жизни может быть уместно сосредоточиться на совершенствовании конкретного навыка. Но люди, которые изначально разбираются в нескольких сферах и умеют мыслить творчески и абстрактно, — это те, кто процветают в нашем быстро меняющемся мире. Другими словами, нашему обществу нужны всесторонне развитые личности.

Разносторонность особенно важна для детей в возрасте от 2 до 7 лет. Их развивающийся мозг готов впитывать в себя широкий спектр навыков. Этот «период выборки», как называет его Эпштейн, является интегральным. Позже у них будет достаточно времени, чтобы углубиться в изучение определенного навыка.

Стресс

Второе необходимое условие нормального развития мозга, — стабильность. Растущий мозг обладает повышенной чувствительностью ко всем внешним раздражителям.

Как было доказано, «токсичное» окружение, постоянно наполненное высоким уровнем стресса, порождает у младенцев внутренние раздражители. Они действуют как первые угнетающие факторы для развития детского мозга, требуя столько внимания, что он отвлекается от обучения.

Стресс, конечно, присутствует в жизни всех, даже младенцев, например, когда их кормят с опозданием или когда они плачут перед сном. Но когда уровень стресса неизменно высокий, кортизол и другие гормоны стресса промывают мозг маленького ребенка, навсегда меняя его архитектуру.

Последствия изменения мозга из-за стресса — хронические проблемы с поведением, проблемы со здоровьем и трудности в учебе. Ирония в том, что дети, выросшие в среде без хронического стресса, способны лучше справляться с жизненной турбулентностью, прибегая к более конструктивным и менее разрушительным методам восстановления.

Когда дома создается постоянная стрессовая обстановка, когда вербальное общение носит грубый, ругательный и угрожающий характер, спасением для детского мозга становится сверхбдительность, то есть режим постоянной защиты от неизбежного нападения.

«Бей или беги» — это всегда готовая система обороны, просто попытка мозга организовать самозащиту. Проблема в следующем: она настолько здорово охраняет, что мозг в итоге теряет способность отличать неминуемую угрозу от отсутствия угрозы в принципе. Вся его энергия тратится на то, чтобы быть начеку перед лицом неизвестности, и это серьезно влияет на его развитие.

Психология и педагогика

Фактором развития психологической науки, освободившим её от метафизических представлений, является научно-технический прогресс, который выявил теснейшие взаимосвязи психологии с педагогикой. Конечно, эта связь существовала всегда и прекрасно осознавалась передовыми психологами и педагогами.

Еще С.Д. Ушинский (1824-1870) подчеркивал, что для педагогики по своему значению психология занимает первое место среди всех наук. Прежде чем воспитать человека, подчеркивал педагог, его надо всесторонне изучить.

Совершенно особый характер приобретают связи психологии и педагогики в наше время. Многие годы они были лишь внешним приспособлением психологии к педагогике и внешним учетом педагогикой «готовых данных» психологии, например, утверждение о том, что мышление младшего школьника лишено абстрактности и является исключительно конкретным.

Успехи, достигнутые в развитии конкретных психологических исследований, позволяют понять возможности психологии, а также её участие в процессе обучения и воспитания школьников совершенно по-новому. От решения задач, стоящих перед психологической наукой, зависит успешность осуществления педагогических проблем.

Психологические исследования должны проложить новый путь для педагогики, обеспечить поиск нового в деле обучения и воспитания. Научно-технический прогресс предъявляет педагогике большие требования. Возрастает объем информации, обязательной для усвоения, но сама информация быстро устаревает и нуждается в обновлении, поэтому удовлетворить современные требования может только частично.

В этих условиях на первый план выступает проблема формирования качеств мышления, развитие таких способностей, которыми можно было бы воспользоваться и после завершения образования.

Современное образование ставит перед психологией целый ряд актуальных задач:

  • Определение общих закономерностей развития психики в онтогенезе;
  • Характеристика деятельности и личности человека на каждом возрастном этапе;
  • Определение психологических механизмов усвоения человеком общественного опыта;
  • Взаимосвязь воспитания и психического развития человека, психологические основы формирования личности человека в процессе обучения и воспитания;
  • Возрастные и индивидуальные особенности людей, соотношение между ними;
  • Причины психологических отклонений отдельных людей от общего хода развития и разработка методов диагностики этих отклонений.

Вывод

Таким образом, осуществляя общие и частные задачи, современная психология работает в тесном контакте с педагогикой. Такие конкретные отрасли психологии, как педагогическая психология, возрастная психология, взаимодействуют с разделами научной педагогики, теорией и методикой преподавания, дидактикой и др.

Во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и методы исследования.

Психология и общественные науки

Возрастает связь психологии и с общественными науками. Примером является социальная психология. В тесном союзе с социологией она изучает конкретные особенности психологии людей, включенных в большие и малые социальные группы, психологические характеристики самих групп.

Межличностные отношения в малой группе исследуются с помощью различных методов, среди которых можно назвать социометрический метод, разработанный американским психологом, Д.Морено. Проведение социометрии в группе – настоящее искусство, хотя, на первый взгляд, метод простой в применении.

Большую остроту в настоящее время приобретает вопрос межнационального общения. В основе многих национальных конфликтов лежит различие психологии её участников. Эти различия изучает этнопсихология, разрабатывающая психологические методы изучения особенностей образа мира у разных этносов.

Изучением конкретно исторических особенностей потребностно-мотивационных и познавательных процессов людей разных исторических эпох, занимается историческая психология. Совместно с историей и другими дисциплинами реконструируется образ мира людей, от которых остались разного рода рукописи, тексты, предметы быта и др. Задача очень сложная, но её решение помогает современным людям представить жизнь и психологию людей, живших в далеком прошлом.

Как психологическая дисциплина, историческая психология еще формируется, поэтому одной из основных её проблем является проблема методов изучения текстов. На стыке экономики, юриспруденции, политологии также возникли психологические дисциплины – юридическая психология, политическая психология, занимающиеся проблемами «психологического обеспечения» людей, работающих в этой сфере.

Слух и зрение

Способности в распознавании звуков и зрительных образов формируются до 4-5 лет

Важность развития зрения и слуха сложно переоценить, поскольку именно эти чувства помогают детям воспринимать действительность и контактировать с окружающими их людьми и предметами. На протяжении первых месяцев младенцы должны рассматривать движущиеся и неподвижные объекты различных цветов и форм

Благодаря этому мозг как бы учится смотреть. Столь же важно и многообразие звуков, широкий спектр которых способствует распознаванию и обработке информации. По окончании этих процессов в большинстве случаев должна возникать ответная реакция.

Не относитесь к обучению маленького ребенка просто как к прелюдии к “реальному” образованию

Во время этой критической фазы, детский мозг способен уникально усваивать информацию. Если уровень интеллекта определяется способностью к обучению, то детей в возрасте от 2 до 7 лет можно считать самыми умными людьми на планете.

Исследования показывают, что некоторые навыки не могут быть усвоены так же хорошо после этого первого критического периода развития мозга. Например, исследования показывают, что дети в этом возрасте лучше всего готовы для изучения закономерностей языкового развития, что позволяет им овладеть вторым языком на том же уровне, что и родным. Однако, как только дети достигают 8-летнего возраста, их уровень владения языком снижается, и они уже не могут говорить на втором языке также хорошо, как на родном. Такой же эффект обнаруживается при развитии музыкальных способностей, например, идеального слуха.

Примечательно, что родители Эйнштейна не записывали его на уроки физики — той области, которая в будущем привела его к Нобелевской премии. Вместо этого отец Эйнштейна познакомил его со своей работой инженера. Мать записала его на уроки игры на скрипке, потому что хотела, чтобы он любил и ценил музыку. Оба вида деятельности повлияли на комплексное развитие его молодого ума. Заманчиво думать о раннем детском обучении как о подготовке к “реальному» образованию. Но, возможно, именно эти годы имеют наибольшее значение совсем в другом – в оптимальном развитии всей мозговой деятельности.

Правильная похвала

Психологи из Чикагского университета Сьюзан Левин и Сьюзан Голдин-Мидоу изучали последствия похвалы, полученной в раннем детстве. Они анализировали разновидности словесного поощрения, которое слышат от родителей малыши в возрасте от года до трех.

Пять лет спустя ученые проверили, соотносится ли тип мышления ребенка, например пытливость или инертность, с похвалой, полученной в детстве. Связь оказалась поразительной.

Первый этап исследования показал, что уже к четырнадцати месяцам родители привыкают хвалить ребенка в одном стиле, то есть за ум или старание.

Через пять лет выяснилось, что дети, которых в первые три года больше хвалили за процесс, то есть за усердие и усилия, в семь-восемь лет с более высокой вероятностью были склонны к расширению кругозора. Еще более удивительным оказалось, что пытливый ум предопределяет отличную успеваемость по математике и чтению во втором-четвертом классах.

Как было доказано, такие дети обычно уверены, что их успехи обусловлены упорным трудом и преодолением препятствий, а способности можно улучшить благодаря старанию.

Вывод: даже годовалых малышей следует хвалить за старания, а не за врожденные способности.

Продукты питания, которые должен есть ребенок для нормального развития мозга

Какие продукты стоит давать детям, чтобы переносить большие умственные нагрузки и повышать внимательность?

Оказывается, «пища для ума» вовсе не книги, а продукты богатые «умными» элементами:

  • Продукты богатые витамином С, также шпинат, шоколад и квашенная капуста;
  • Клюква — известна как большой источник антиоксидантов, поддерживает работу сосудов;
  • Черника — «омолаживающая» ягода, борется со старением и помогает усваивать информацию в любом возрасте. Черника поддерживает и улучшает зрение;

Правильное питание детей

  • Малина и ежевика — обладает теми же свойствами, что черника;
  • Свекла — способствует улучшению настроения, сосредоточенности и общего физического состояния;
  • Капуста — профилактический продукт от болезни Альцгеймера;
  • Рыба — улучшает работу всех функций мозга;
  • Курага — богатый железом продукт. Железо отвечает за работу левого полушария.

Мозг ребенка

Еще до рождения у ребенка начинает выстраиваться структура головного мозга. У новорожденного крайне мало связей между клетками головного мозга — нейронами. С первых дней происходит активное создание связей между нейронами (синапсы). По современным оценкам, в 1 секунду создается около 2 миллионов новых нейронных связей. Такой активный процесс происходит на протяжении первых нескольких лет жизни ребенка. Закладывается основа мозга, который достанется ребенку в будущем, который определит ход его дальнейшего развития. На развитие мозга оказывает влияние, как родитель, так и среда. В последнее десятилетие проводится множество исследований на эту тему. Так в одном из исследований было показано, что продолжительный стресс значительно тормозит скорость развития мозга. Поэтому ребенку так важна безопасность, забота в первые годы, активное взаимодействие с ним, а также среда, богатая сенсорными стимулами (воздействие на ребенка через его зрение, слух, осязание и т.д.).

Структура мозга Новорожденного, Младенца 1 месяца, Младенца 9 месяцев, Двухлетнего ребенка и Взрослого.

Очень кратко и схематично попытаемся понять ход развития мозга ребенка. На рисунке изображено, как изменяется структура мозга на клеточном уровне. У новорожденного ребенка (Newborn) уже есть нейроны (главные клетки мозга), но они еще не соединены между собой и не работают как надо, поэтому нет осознанных движений, речи и др. проявлений функций мозга. С рождения при сенсорной стимуляции, мозг ребенка начинает активно выстраивать связи между нейронами, преимущественно хаотично, объединяя «все со всем», образовывая огромный «клубок» нейронных связей. Этот процесс продолжительный и со временем сменяется другим, не менее важным процессом — оптимизации и удаления не используемых нейронных связей. Мозг переходит от приоритета количества связей к их качеству. В конце рисунка мы видим, что нейроны мозга взрослого (Adult), имеют меньше связей, чем мозг двухлетнего ребенка (2 Years). Это не говорит нам, что ребенок умнее взрослого, а как раз наоборот, хоть связей между нейронами у взрослого меньше, но они более толстые, его мозг имеет более сильные связи, а значит, может быстрее и лучше ими пользоваться. Для выживания и адаптации к опасному миру, мозг ребенка должен создать триллионы связей (охватить огромный пласт информации окружающего его мира) максимально быстро, чтобы как можно скорее уверенно овладеть не только движениями, но и такими сложными умениями как речь, мышление, жизнь в обществе. Именно поэтому обучение ребенка в раннем возрасте происходит значительно, легче чем взрослого. Так как у взрослого мозг уже сформирован и поэтому намного менее пластичен, а мозг ребенка, практически «чистый лист», который требует заполнения.

Развитие мозга ребенка

Объём мозга новорожденного составляет около 25% от своего будущего взрослого объёма. Первыми развиваются сенсорные отделы мозга, которые отвечают за: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Затем следуют моторные зоны, речевые центры. И лишь потом области, отвечающие за когнитивные функции (познание, мышление) и контроль, их развитие продолжается долгие годы, так как они являются более новыми областями мозга (в эволюционном плане) и поэтому созревают дольше и позже всех.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: