Ринолалия: причины, классификация, особенности коррекции

Ринолалия в логопедии. что это такое, причины, классификация, симптоматика, коррекция

Симптомы ринолалии

При открытой органической ринолалии, причиной которой стали различные врожденные аномалии, у малыша с самых первых часов его жизни страдают такие жизненно важные функции, как дыхание и питание. Как правило, сосательный рефлекс у таких детей сохранен, но кормление становиться затруднительным, так как ребенок не берет грудь, а при искусственном вскармливании смесь вытекает через нос, в результате чего новорожденный не получает необходимых ему питательных элементов и значительно отстает в развитии.

Так как носовое дыхание нарушено, такие дети часто страдают хроническими воспалительными заболевания органов дыхания, что и становится причиной развития ринолалии. Кроме прочего, врожденные небные расщелины сопровождаются различными нарушениями прикуса, что только способствует возникновению проблем с речью. Нередко это связано с тем, что у таких детей сохранность интеллекта варьируется от нормы до весьма значимых задержек развития.

Развитие речи — как в долингвистический период, так и в период речевого развития протекает аномально. Отсутствует характерный лепет. Или он очень тихий, едва различимый. Первые слова ребенок начинает произносить уже в возрасте более 2-х лет, его речь неразборчивая и невнятная, ее сложно понять окружающим.

При открытой органической ринолалии все звуки имеют выраженный назальный оттенок, у ребенка нарушена артикуляция и произношение звуков. Все согласные более напоминают звук «х», их невозможно отличить друг от друга. Голос тихий и глухой. Стараясь правильно произносить звуки, ребенок использует мимический аппарат или напрягает мышцы губ, крыльев носа или языка, что только усугубляет положение вещей.

Проблемы с речью отражаются также на слуховом восприятии и способности к фонетическому анализу обращенной речи. Кроме того, из-за ограниченности общения со сверстниками у таких детей достаточно бедный словарный запас и имеются проблемы с письменной речью. Совокупность подобных изменений может привести к тому, что у ребенка с открытой органической ринолалией логопеды вынуждены констатировать общее недоразвитие речи. В возрасте, когда ребенок начинает осознавать свой дефект, к изменениям со стороны речевого аппарата присоединяются различные нарушения психики и связанные с ними наслоения: замкнутость, раздражительность, стеснительность и т.д.

У пациентов с открытой функциональной ринолалией страдает, в большей степени, произношение гласных звуков. Согласные такой ребенок выговаривает достаточно хорошо, что связано с вполне достаточным для этого небно-глоточного смыкания. При закрытой функциональной ринолалии страдает, как правило, лишь тембр голоса, который приобретает неестественный, тусклый, «мертвый» оттенок.

Закрытая органическая ринолалия характеризуется искажением согласных звуков. Ребенок часто меняет звук «м» на звук «б», «н» на «д» и т.д. При такой форме патологии назальное дыхание затруднено, а потому ребенок постоянно дышит через рот, что приводит к тому, что такие дети подвержены различным воспалительным заболеваниям верхних дыхательных путей, а также часто страдают хроническими формами бронхита и пневмонии, которые имеют рецидивирующее течение.

Что такое ринолалия

Нарушение тембра голоса и проблемы со звукопроизношением, которые развиваются на фоне неправильного небно-глоточного смыкания, в медицине классифицируется как ринолалия. Это заболевание встречается достаточно часто, по статистике, 1 случай на 800 человек. В некоторых случаях ринолалию рассматривают как сопутствующее нарушение при других проблемах с речью, но официальная наука логопедия выделяет ее в самостоятельную патологию.

Несмотря на то, что рассматриваемое заболевание называют гнусавостью или ринофонией, но это не точно характеризует его. В основе проблемы лежат самые различные расстройства и поэтому для ее решения привлекают самых разных специалистов – ортодонты, стоматологи, психологи, отоларингологи и других.

Рекомендуем прочитать об операции заячья губа. Из статьи вы узнаете о причинах развития патологии, симптомах и видах патологии, вариантах хирургического исправления дефекта.

А здесь подробнее о пластике уздечки верхней губы.

Классификация по степени тяжести ринолалии

Определение ринолалии и классификация были бы неполными, без разделения по выраженности дефекта. Специалисты выделяют три степени ринолалии:

  1. Легкую – звукопроизношение сформировано практически нормально, но имеется некоторая назальность в произношении.
  2. Средняя – примерно половина фонемов и артикуляционных поз не сформирована или воспроизводится неправильно, назальность выражена умеренно.
  3. Тяжелая – артикуляция большинства фонемов нарушена, внешне слышна яркая гиперназальность.

Лечебные мероприятия определяются в зависимости от выявленного типа дефекта и степени его выраженности, а также времени появления. Если речь идет о врожденной проблеме, оперативное вмешательство производится в первые 2-3 года жизни. Коррекция функциональных форм проводится по мере необходимости и включает в себя в большей мере логопедическую работу.

Классификация поражения действительно сложна, поскольку причиной болезни может стать огромное количество самых разных анатомических дефектов речевого аппарата, но своевременное врачебное вмешательство и внимательная педагогическая коррекция может помочь достичь очень хорошего результата и свести нарушение к норме за небольшой промежуток времени. При этом чем раньше начнется процесс, тем выше вероятность полного устранения поражения.

Нарушения речи при ринолалии

При ринолалии речь развивается с опозданием (первые слова появляются к двум годам и значительно позже) и имеет качественные особенности. Импрессивная речь развивается относительно нормально, а экспрессивная претерпевает некоторые качественные изменения.
В первую очередь следует отметить крайнюю невнятность речи больных. Появляющиеся у них слова и фразы малопонятны для окружающих, так как формирующиеся звуки своеобразны по артикуляции и звучанию.
Неполноценность речи при ринолалии сказывается на формировании всех психических функций больного и в первую очередь — на становлении личности. Нарушение речи как средства коммуникации затрудняет поведение больных в коллективе. Часто их общение с коллективом одностороннее, а результат общения травмирует детей. У них развивается замкнутость, застенчивость, раздражитель.
Целенаправленная работа по преодолению дефекта речи способствует становлению положительных черт характера, стирает развитие высших психических функций.

Чем опасно

Безразличие с таким диагнозом — не лучшая идея.

Если не принимать меры, прогнозы с таким заболеванием, увы, неутешительны.

  • При повреждениях лицевой области наблюдается отклонение от норм прироста веса. Любая еда будет просто-напросто вытекать из лишнего отверстия в области лица. Как следствие – малыши позже начинают ползать и ходить.
  • Следующий немаловажный фактор – повышение риска отоларингологических заболеваний в три раза. Без консультации лора – возможность слышать утрачивается полностью или частично, что впоследствие выражается в плохой обучаемости и задержках умственного развития.

Отмечены и другие неприятные симптомы:

  • Повышенное внутричерепное давление – а значит, здравствуйте, сильнейшие головные боли.
  • Карапуз будет острее реагировать на любые изменения, часто плакать и тяжело засыпать, поскольку ему будет свойственна повышенная возбудимость.
  • В более старшем возрасте отмечается лунатизм, склонность к унынию и низкий интерес к окружающему миру.
  • К школе ребенок уже четко будет осознавать, что с ним что-то не так. Ведь другие детишки говорят куда понятнее. Это будет вызывать чувство собственной «неправильности», породит комплексы и зависть по отношению к сверстникам. Некоторые носители данного отклонения становятся жертвой насмешек, глубже замыкаясь в себе и теряя связь с окружающим миром.
  • Сказывается это и на учебе: трудно отвечать у доски под улюлюканье и хохот толпы. А следовательно, готовьтесь к нежеланию учиться.

формы ринолалии, устранение ринолалии, гимнастика мягкого нёба, упражнения для щек, губ, языка

Ринолалия

Формы ринолалии и особенности звукопроизношения
Открытая ринолалияДиагностикаПрогнозЗакрытая ринолалияСмешанная ринолалияНарушения голоса при ринолалии
Можно указать три основные причины патологии голоса при врожденных
незаращениях нёба.Нарушения речи при ринолалии
Письменная речьУстранение ринолалии
Родители должны отдавать себе полный отчет в том, что оперативное лечение не обеспечивает нормальной речи, а только создает полноценные анатомо-физиологические условия для воспитания правильного произношения.Ваш ребенок не один:частота рождаемости и причины появления

Пренатальная диагностика-профилактика ринолалии

Мои рекомендации будущим родителям

Обратите внимание! профилактикипланирование семьиЛогопедическое обучение
Оценка состояния речиЭтапы и методики логопедического обучения Обратите внимание:Предостережения для родителей
Обратите внимание:Первый этапВторой этапТретий этапЧетвертый этапДо операции решаются следующие задачи:После операции коррекционные задачи намного усложняются:Гимнастика мягкого нёбаОчень важно постоянно контролировать ребенка при выполнении этих упражнений, так как на первых порах ему бывает трудно ощущать утечку воздуха через носовые ходы.Особенности артикуляции заключаются в следующем:Этому служат упражнения так называемой артикуляционной гимнастики, развивающие губы, щеки, язык. Упражнения для щек и губ:Упражнения для языка:Перечисленные упражнения не следует давать все подряд!Рекомендации молодым специалистам
Ваши сомнения
Советую родителям

Литература

— Ермакова И. И

Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 1984
— Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия. — М., 1983
— Нарушения речи у дошкольников. Сост. Р. А. Белова-Давид, Б. М. Гриншпун. — М., 1969
— Чиркина Г. В. Дети с нарушением артикуляционного аппарата. — М, 1969
— Логопедия. Учебник для пединститутов по специальности «Дефектология» под ред. Волковой Л. С. — М: Просвещение, 1989
— Соболева Е. А. Ринолалия: общие сведения о ринолалии; классификация врожденных расщелин губы и неба; причины, механизмы, формы ринолалии и др. — М: АСТ
Астрель, 2006

Автор статьи: Оксана Макерова,
специально для портала «Солнышко»
Опубликовано 21 января 2009 г.

Комментарии к статьеРинолалия24.01.2009, 15:26Дарина05.02.2009, 20:36Гальцева Марина08.02.2009, 12:20Юлия!30.03.2009, 19:28ПРАСКОВЬЯ21.04.2009, 23:03Татьяна23.04.2009, 12:57ольга21.09.2009, 19:59Наталья17.11.2009, 12:27альмира03.12.2009, 14:31Ольга06.12.2009, 20:19лариса26.02.2010, 15:02Марина22.03.2010, 20:34гость30.03.2010, 23:45лилия05.05.2010, 22:04Лариса27.05.2010, 16:23Наталья29.12.2010, 05:31Лариса20.11.2011, 17:56Оксана12.02.2012, 03:08Юлия04.11.2012, 21:18Ирина15.09.2013, 18:03Елена13.09.2018, 14:26Инна

И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 1984
— Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия. — М., 1983
— Нарушения речи у дошкольников. Сост. Р. А. Белова-Давид, Б. М. Гриншпун. — М., 1969
— Чиркина Г. В. Дети с нарушением артикуляционного аппарата. — М, 1969
— Логопедия. Учебник для пединститутов по специальности «Дефектология» под ред. Волковой Л. С. — М: Просвещение, 1989
— Соболева Е. А. Ринолалия: общие сведения о ринолалии; классификация врожденных расщелин губы и неба; причины, механизмы, формы ринолалии и др. — М: АСТ
Астрель, 2006

Автор статьи: Оксана Макерова,
специально для портала «Солнышко»
Опубликовано 21 января 2009 г.

Комментарии к статьеРинолалия24.01.2009, 15:26Дарина05.02.2009, 20:36Гальцева Марина08.02.2009, 12:20Юлия!30.03.2009, 19:28ПРАСКОВЬЯ21.04.2009, 23:03Татьяна23.04.2009, 12:57ольга21.09.2009, 19:59Наталья17.11.2009, 12:27альмира03.12.2009, 14:31Ольга06.12.2009, 20:19лариса26.02.2010, 15:02Марина22.03.2010, 20:34гость30.03.2010, 23:45лилия05.05.2010, 22:04Лариса27.05.2010, 16:23Наталья29.12.2010, 05:31Лариса20.11.2011, 17:56Оксана12.02.2012, 03:08Юлия04.11.2012, 21:18Ирина15.09.2013, 18:03Елена13.09.2018, 14:26Инна

Мероприятия по коррекции ринолалии

Коррекция ринолалии должна иметь комплексный подход. Как правило, врожденные аномалии строения лицевого черепа подлежат хирургической коррекции. Дефекты врожденного характера устраняют при помощи пластической хирургии. Такие операции направлены на восстановление анатомического строения органов носа и глотки, а также устранение косметических дефектов. Кроме того, некоторым пациентам необходимы оперативные вмешательства по поводу удаления полипов носа, аденоидов и других патологических образований, мешающих нормальному назальному дыханию. Также требуется коррекция прикуса и деформаций верхней челюсти у врача-ортодонта. Кроме того, необходимы общеукрепляющие процедуры и санация ЛОР-органов, которая необходима для предупреждения нарушения слуха.

Логопедическая коррекция, направленная на устранение ринолалии, включает:

  • формирование правильной работы артикуляционного аппарата;
  • нормализацию дыхания — как в физиологическом, так и в речевом аспекте;
  • коррекцию произношения;
  • решение проблем с фонетическим восприятием, если таковые имеют место;
  • устранение назального тембра голоса;
  • предупреждение дисграфии;
  • закрепление навыков свободного общения;
  • работу над увеличением словарного запаса;
  • контроль общего развития речи и т.д.

Совокупность данных мероприятий позволяет социализировать ребенка и восстановить, в некоторой степени, речевые функции. Помимо прочего, ребенку, страдающему ринолалией, требуется помощь психологов.

Признаки заболевания

Ринолалия бывает открытой, закрытой и смешанной. Течение открытой формы заболевания сопровождается нарушением приема пищи, напряженной мимикой во время разговора. Ребенок неправильно произносит отдельные гласные звуки. Характерно наличие врожденных расщелин на лице.

На фоне других заболеваний наблюдаются интеллектуальные нарушения. У одних ребят может быть незначительная задержка психического развития, а в иных случаях — олигофрения тяжелой степени. Иногда встречаются птоз, нистагм и усиление рефлекторных реакций. Гримасы возникают из-за напряженности лицевой мускулатуры: так дети пытаются говорить правильно.

При закрытой ринолалии больные испытывают трудности с произношением согласных звуков. Изменяется речь: она становится отрывистой. По причине заложенности носа пациенты используют для дыхания рот. Дети склонны к частым простудам. В некоторых случаях голос может иметь тусклый, очень слабый оттенок.

Классификация и характеристика видов заболевания

Характеристика структуры речевого дефекта при ринолалии позволяет разделить заболевание на 3 основные группы:

  1. Закрытая – появляется, когда некое препятствие не дает воздушной струе выходить через нос.
  2. Открытая – отличается наличием постоянного сообщения между носом и ротовой полостью. Воздушная струя свободно попадает в нос и рот во время говорения, из-за чего проявляются характеристики заболевания.
  3. Смешанная – сочетает в себе признаки обоих видов болезни. Носовые фонемы при этом обычно отсутствуют.

Каждому виду нарушения свойственны свои характеристики, причины, звукопроизношение.

Характеристика дефекта при ринолалии закрытого типа

Проблема такого вида заболевания кроется в низком носовом резонансе во время говорения. Независимо от того, какие фонемы произносятся, воздушная струя проходит через рот. Естественно, что при этом страдают все носовые звуки, а в особенности твердые/мягкие М и Н. Кроме проблем с носовыми согласными, неправильно звучат и гласные. Они теряют свою тональность, смазываются, становятся неестественными.

Характеристика открытой ринолалии

Формирование дыхания при ринолалии открытого типа затрудняется из-за преграды между ротовой и носовой полостью. Струя воздуха при этом серьезно ослабляется, поскольку вынуждена проходить одновременно через рот и нос. Тембровое произношение всех звуков нарушается, но особенно заметен дефект на носовых фонемах. Чаще встречается органическое открытое заболевание. Оно свойственно физически слабым детям, чей мышечный тонус нарушен.

Характеристика смешанной ринолалии

Структура заболевания ринолалии смешанного типа сочетает в себе факторы обоих видов нарушения, а потому внешне она проявляется по-разному, в зависимости от того какая проблема выражена сильнее. Оттенок голоса становится назальным, больной говорит «в нос» и это очень заметно для окружающих. В любом случае изменяется как артикуляционная, так и акустическая характеристика речи ребенка с ринолалией.

Где лечить ринолалию, чтобы быть уверенным в результате

Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» — современный медицинский центр, в котором занимаются пациентами с нарушениями или отсутствием речи, с нарушениями психического развития, с задержками в развитии и так далее. Пациенты с диагнозом Ринолалия здесь тоже не редкость, и в центре точно знают, как правильно поставить диагноз и какое лечение будет наиболее эффективным.

Специалисты нашего Центра имеют большой опыт работы с пациентами с ринолалией, в их распоряжении современное диагностическое и медицинское оборудование, так что мы готовы решить проблемы любого уровня сложности. Однако необходимо помнить, что на более раннем этапе ринолалии лечение будет менее затратным и более эффективным, поэтому не стоит тянуть с обращением к специалистам.

Дифференциальная диагностика ринолалии

Диагностика ринолалии, как правило, не составляет трудности для специалистов, однако определенные проблмы возникают при определении вида ринолалии. Для того чтобы такая дифференциальная диагностика стала эффективной, пациенту необходимо пройти обследование у следующих узких специалистов:

  • отоларинголога;
  • дефектолога;
  • логопеда;
  • невролога;
  • ортодонта;
  • фониатра;
  • педиатра и т.д.

Обследование у узких специалистов позволяет выявить этиологию заболевания, максимально точно охарактеризовать характер патологических изменений и выраженность всех симптомов

Важное значение имеют следующие инструментальные методы диагностики:

  • рентгенография носоглотки;
  • риноскопия;
  • электромиография;
  • фарингоскопия и т.д.

Эти методики позволяют визуализировать характер патологических изменений и их выраженность у каждого конкретного пациента.

Безусловно, наиболее значимым является обследование у логопеда, который, используя ряд прогрессивных методик, сможет оценить следующие параметры:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • его подвижность;
  • нарушения голоса;
  • параметры физиологического и фонационного дыхания и т.д.

Для диагностики открытой ринолалии используют методику Гутцмана, которая основана на том, что пациент произносит поочередно звуки «а» и «и», а врач при этом открывает и закрывает носовые ходы. При наличии патологических изменений очень явственно ощущается вибрация крыльев носа, а при зажатых носовых ходах звуки значительно заглушаются. Таким образом, возможна диагностика открытой формы ринолалии.

Причины ринолалии

По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью»), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой»), укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба. Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом, гриппом, краснухой, паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза.

Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.

Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.

Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке. Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки, полипов носа, гипертрофии слизистой, опухолей полости носа. Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами, полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.

Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.

Классификация ринолалии и её этиологические причины

По характеру патологических нарушений небно-глоточного смыкания можно выделить следующие формы патологии:

  • закрытая ринолалия, которая возникает вследствие пониженного в силу ряда физиологических причин носового резонанса;
  • открытая ринолалия, которая характеризуется свободным одновременным прохождением воздушной струи через нос и рот.

Среди этиологических причин возникновения данного патологического состояния можно выделить основные органические и функциональные расстройства. Так наиболее частые причины закрытой формы ринолалии — это функциональные нарушения небно-глоточного смыкания или органические нарушения носового пространства.

К органическим причинам возникновения закрытой ринолалии можно отнести различные заболевания или изменения, которые приводят к плохой проходимости носа и затрудненному носовому дыханию. Среди таких причин можно выделить следующие:

  • хроническая гипертрофия задних нижних раковин слизистой оболочки носа;
  • аденоидные разрастания;
  • полипы носовой полости и т.д.

Функциональная закрытая ринолалия часто отмечается у детей и наблюдается при нормальной проходимости носа.

Причины открытой ринолалии также могут быть органическими или функциональными. Органические причины можно условно разделить на врожденные и приобретенные. Врожденная открытая ринолалия органического происхожденияь в большинстве клинических случаев возникает из-за расщепления мягкого или твердого неба, которое носит врожденный характер. Приобретенная форма открытой ринолалии возникает вследствие паралича мягкого неба или при возникновении в силу различных причин отверстия между ротовой и носовой полостями.

Функциональная открытая ринолалия наблюдается у детей с вялой артикуляцией. Кроме того, нередко развивается у детей с истерией, подчас имеет характер не столько самостоятельного дефекта, сколько дефекта подражательного.

К органическим причинам открытой ринолалии можно отнести врожденные несращения лица и неба, а именно:

  • расщелина верхней губы;
  • расщелина верхней губы и альвеолярного отростка;
  • расщелина мягкого или твердого нёба;
  • подслизистые расщелины неба и т.д.

Вышеперечисленные патологии возникают еще в пренатальный период и являются следствием негативного воздействия на плод различных внешних и внутренних факторов. К таким фактором относят прием различных лекарственных препаратов (как правило, гормональных), инфекционные заболевания матери во время беременности, психические потрясения беременной, алкоголь, курение и сочетание нескольких факторов одновременно.

В данном случае выраженность ринолалии будет зависеть от величины и формы врожденного дефекта.

Симптомы ринолалии

При открытой органической формы болезни, спровоцированной врожденным расщеплением лицевой кости у новорожденных, затрудняются дыхание и питание.

Молоко вытекает из носа во время грудного вскармливания, поэтому младенец медленно набирает вес, недополучает полезные микроэлементы. Носоглотка плохо согревает воздух, кислород быстро проходит в нижние дыхательные пути.

У малышей с аномалиями строения неба или открытой формой ринолалии появляются такие болезни:

  1. Гипотрофия.
  2. Евстахиит.
  3. Понимания.

Врожденные аномалии часто сопровождаются неправильным прикусом.

Часто у малышей возникают неврологические признаки:

  1. Нистагм.
  2. Птоз.
  3. Гиперрефлексия.

В течение долингвистического периода наблюдается тихая артикуляция звуков и невнятный лепет. Ребенок с ринолалией дольше учится говорить, произносит первые четкие слова после 2-х лет. Окружающие постоянно слышат от невыразительные и трудно различимые звуки.

Артикуляция серьезно нарушается, искажается произношение звуков. Корень языка немного приподнимается, кончик опускается, после чего согласные звуки похожи на «х».

Для открытой формы свойственен назальный оттенок звучания. Голос у ребенка слишком тихий и глухой. Мышцы лица слишком сильно напрягаются при желании произносить слова четко, в результате малыш корчит гримасы и ухудшает впечатление от собственной речи.

Дислексия и дисграфия развивается в результате неправильного слухового различения и фонематического анализа. Словарный запас плохо формируется из-за нехватки речевых контактов у малышей с ринолалией.

Вторичные психические расстройства возникают, когда дети осознают и сильно переживают по поводу своего состояния.

Развиваются такие личные качества:

  1. Застенчивость.
  2. Замкнутость.
  3. Раздражительность.

Произношение гласных звуков затрудняется при открытой форме. Согласные произносятся нормально, поскольку небо хорошо смыкается.

Носовые звуки плохо произносятся при закрытой органической форме болезни. Тембр голоса тоже меняется по причине затруднения носового дыхания.

Малыши вынуждены дышать через рот. У них повышается предрасположенность к простудным заболеванием или астеническому синдрому. При закрытой форме болезни голос становится тусклым и неестественным.

Устранение ринолалии

Эффективность логопедической работы по устранению ринолалии зависит от состояния носоглотки, от возраста ребенка. Важным фактором является и способность ребенка различать назальный тембр голоса от нормального.
Логопедические занятия с ребенком необходимо начинать в дооперационный период, чтобы предотвратить возникновение серьезных изменений в функционировании органов речи. На данном этапе подготавливается активность мягкого нёба, нормализуется положение корня языка, усиливается мышечная деятельность губ, вырабатывается направленный ротовой выдох. Все это, вместе взятое, создает благоприятные условия для повышения эффективности операции и последующей коррекции. Через 15−20 дней после операции специальные упражнения повторяют; но теперь основной целью занятий является развитие подвижности мягкого нёба.
Родители должны отдавать себе полный отчет в том, что оперативное лечение не обеспечивает нормальной речи, а только создает полноценные анатомо-физиологические условия для воспитания правильного произношения.
Необходимо также настраивать родителей на каждодневное закрепление всех достигнутых результатов.
Нередко бывает так, что соматическая ослабленность ребенка с ринолалией, наличие речевого дефекта вызывает у родителей постоянную тревогу, беспокойство по любому поводу, потребность в чрезмерной опеке малыша, недоверие к его возможностям.

Коррекция дефекта

Логопедическая коррекция ринолалии невозможна без устранения дефекта речевого аппарата, поэтому в первую очередь в работу вступает хирург. Существует несколько способов для исправления палатолалии и других недостатков:

  • изготовление глоточного обтуратора;
  • уранопластика;
  • хейлопластика;
  • велофарингопластика;
  • полипотомия носа;
  • удаление новообразований;
  • септопластика.

Успех не может быть достигнут при помощи одной лишь операции, требуется упорная работа психотерапевтов и качественная логопедическая коррекция

В процессе работы логопеда следует уделять внимание и физиотерапии для скорейшего достижения результата. При закрытой/открытой форме заболевания не помешает выполнение упражнений удав, метроном, часы, лиана, игла, взлет-посадка и т.д.

Например, палатолалия лечится с большим успехом операционным способом, а также упорной логопедической работой как до операции, так и после

До операции важно автоматизировать те звуки, которые доступны, развивать словарный запас, повышать уверенность, развивать силу голоса, воспитывать фонематический слух. После операции необходимо приспособиться к новым условиям и поставить ранее усвоенные навыки для новой носоглотки

На этом этапе применяется множество методик:

  • выработка ротового и носового выдоха (независимо друг от друга);
  • устранение гнусавости;
  • развитие небно-глоточного смыкания;
  • массаж рубцов после операции;
  • обучения правильному составлению фраз и предложений.

Оценка состояния речи

В возрасте 2,5 — 3 лет логопед, специализирующийся на обучении детей с врожденными расщелинами нёба, может оценить состояние речи ребёнка. В ходе стандартного обследования логопед определяет: тип физиологического дыхания, фонационный выдох, положение языка в ротовой полости. Для оценки способа и места образования звуков используются доступные для ребенка этого возраста логопедические тесты, основанные на произношении определенных слов. Именно их звуковой набор (П, Б, Т, К, А, О, И, У) позволяет определить наличие компенсаторных гримас и оценить степень выраженности гнусавости (гиперназализации) и носовой эмиссии (утечки воздуха). Таким образом, при наличии речевой патологии может быть осуществлена её чёткая диагностика. Поставленный диагноз: ринофония — свидетельствует о нарушении речи, характеризующимся увеличением носового резонанса голоса, ринолалия — включающее, помимо вышесказанного, неправильное звукообразование.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: