Слайд 334 этапа слухоречевой реабилитации: Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия
с КИ. Длительность 3-12 недель. Этот период связан с развитием у ребенка начального интереса к звукам
Важно активизировать голосовую активность, произнесения звуков и слов по подражанию
Основной период развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. Длительность 6-18 мес. В этот период ребенок начинает понимать часто используемые слова и простые фразы. Наблюдаются выраженные проблемы слухоречевой памяти – ребенок плохо запоминает слова. Необходимо формировать умение различать и узнавать все звуки речи (фонематический слух). Также развиваем слуховой контроль собственной речи и формируем координацию между слухом и артикуляцией.
Почему после слухопротезирования и кохлеарной имплантации необходима помощь сурдопедагога?
Появление в семье ребёнка это долгожданное событие для всех родителей. Многие родители ещё до рождения ребёнка строят планы, мечтают. Но иногда бывают случаи, когда в семье появляется особенный ребёнок, в нашем случае с нарушение слуха. Как только выявили нарушение слуха, ребёнка направляют к врачу-сурдологу, который назначает лечение и в случае неэффективности медицинской терапии, проводит слухопротезирование или направляет на кохлеарную имплантацию. Кроме посещения врача-сурдолога родителям уже на этом этапе необходима помощь сурдопедагога, который научит правильно общаться, покажет как правильно заниматься с ребёнком не только по развитию слуха, речи, но и развитию всех сторон личности.
Стоит сказать, что после того как ребёнок начал носить слуховые аппараты или подключили процессор кохлеарного имплантанта, некоторые родители полагают, что слух и речь теперь будут развиваться дальше если не самостоятельно, то с незначительной помощью логопеда, сурдопедагога. Однако это далеко не так. Несмотря на то, что современный слуховые аппараты и кохлеарные имплантанты позволяют компенсировать большие потери слуха, ребёнок нуждается в интенсивной коррекционной помощи.
Это связано с тем, что развитие слуха у нормально слышащих детей происходит в первые два года жизни. Уже начиная с первых недель жизни ребёнок начинает изучать мир с помощью слуха: реагирует на громкие звуки, на голоса, учится определять источник звука, характеристики звука (длительность, громкость, количество звуковых сигналов); учится определять интонацию. Уже начиная со второго полугодья жизни у ребёнка начинает развиваться более сложные процессы — развитие фонематического (речевого) слуха , в дальнейшем он только совершенствуется. И именно в первые два года мозг учится правильно воспринимать, анализировать слуховые ощущения, в том числе и речь.
Кроме развития непосредственно слуха идёт параллельно развитие связей с другими системами (зрительной, тактильной, двигательной).
Например, если мы услышим слово кошка (киса) мы можем представить как она выглядит, какая мягкая шёрстка у ней, мы знаем какие движения речевыми органами необходимо сделать, чтобы назвать слово «кошка».
Запомните, мы слышим и понимаем — не ухом, а мозгом. То, что в первые два года развивается быстрыми темпами, в последующем развивается с большими трудностями, так как силы организма «перебрасываются» на развитие других более сложных функций.
Наши дети, с нарушенным слухом, часто упускают большую часть этого драгоценного периода, и их мозг не тренируется, не накапливает слуховой опыт. Поэтому, как только у ребёнка определи нарушение слуха, необходима квалифицированная систематическая помощь сурдопедагога. У детей с нарушениями слуха отмечаются сложности в восприятии материала: не всегда слышат безударные слоги, окончания, приставки, предлоги, интонационную окраску речи, часто путают звуки, близкие по звучанию. Всё это отразится и на самостоятельной речи ребёнка.
Именно сурдопедагог поможет вам и вашему ребёнку открыть мир звуков: научит выделять из потока звуки, определять характеристики звуковых сигналов, различать и не путать звуки, слова. Поможет накопить тот слуховой «архив» (звуки, слова, фразы), который необходим для понимания речи, а следовательно, и для развития речи как таковой. Научит ребёнка правильно воспринимать и употреблять в речи слова в соответствии с их родом и падежом, правильно согласовывать слова в предложении и употреблять предлоги и т.д. Это очень долгий и трудоёмкий труд, который требует усилий сурдопедагога, родителя и в первую очередь ребёнка.
Желательно посещать занятия сурдопедагога не реже 3 раз в неделю. В остальное время близкие ребёнка занимаются с ним самостоятельно, следуя рекомендациям сурдопедагога.
Слайд 42Основные направления работы:-Работа по запоминанию, дифференциации и идентификации окружающих бытовых звуков.-Работа
над восприятием просодики речевых стимулов (сила, высота, тембр, ритм, словесное ударение, логическое ударение, интонация).-Работа по восприятию звуков русской речи.-Работа по восприятию слов: длина слова, идентификация слов при закрытом выборе (выбор разного объёма, в речевых рядах, по теме, на отрабатываемые звуки, родственные слова), при открытом выборе.-Работа над восприятием словосочетаний и предложений: фразы по темам, со словами на отрабатываемые звуки, речевые игры, загадки и др.-Работа над восприятием текстов: знакомые стихотворения и тексты (рассказы и тексты); тексты задач, диктанты, рассказы по картинке; отрывки из прочитанных книг, газетных заметок.-Работа над диалогической речью: восприятие ответов на вопросы, вопросы по картине и по знакомому тексту, беседы на различные темы.-Занятия по телефону.-музыкально – ритмические занятия (музыка, текст).
Слайд 15Третье положение «слухового метода». Положение о соотношении спонтанного и целенаправленного обучения в
развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка с КИ. 1.Спонтанное, естественное, интегральное научение. Происходит в течение дня во время ежедневных дел дома, а также режимных моментов в детском саду и школе. Потенциально может происходить 16 час в день, но только при наличии речевой среды. 2.Целенаправленное обучение во время занятий с педагогом или родителями. Происходит очень ограниченное время
Учитывая это обстоятельство очень важно понимать, что оно должно быть направлено на:структурированное развитие навыков, которые у ребенка с КИ плохо развиваются спонтанно.формирование навыков, которые важны для спонтанного развития речи у ребенка на данном этапе.