Гипоталамический синдром

Сдвг у ребенка: симптомы, признаки, лечение

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

Гипердинамический синдром, или синдром дефицита внимания, является одним из проявлений минимальной мозговой дисфункции и сегодня диагностируется у многих детей. Связано это с легким поражением головного мозга органического характера, что проявляется в увеличенной возбудимости и эмоциональной лабильности, некоторых нарушениях речи и движений, трудностях поведения и т. д. Обычно такое расстройство проявляется в первые пять лет жизни ребенка. Это обуславливается расстройством функциональности ЦНС, что происходит под влиянием многих негативных факторов.

Гипердинамический синдром — это нарушение развития и поведения, проявляющиеся в гиперактивности, расстройстве внимания. Такие расстройства впервые обнаруживаются в возрасте до пяти лет. Связано это с нарушением функциональности ЦНС в результате влияния негативных факторов во время беременности матери, родовой деятельности или в первые три года жизни ребенка. Гипердинамический синдром код по МКБ-10 имеет F90 (F90.9).

В неврологии данную патологию принято рассматривать в качестве хронического синдрома, который неизлечим. По данным статистики только 30% детей могут «перерастать» заболевание или адаптироваться к нему по мере взросления.

Гипердинамический синдром у детей может проявляться в виде следующих отклоненияй:

  • тревожность, девиантное поведение;
  • трудности в обучении;
  • расстройства речи;
  • аутизм;
  • расстройство мышления и поведения;
  • болезнь Жиля де ла Туретта.

Обуславливается данная патология незначительным повреждением головного мозга. После травмы здоровые клетки берут на себя функции погибших. Нервная система начинает работать с усиленной нагрузкой, так как на процесс восстановления нервной ткани и протекания возрастного развития нужна энергия. При этом синдроме повреждаются клетки, которые участвуют в процессе торможения, поэтому возбуждение начинает преобладать, что проявляется в нарушении концентрации внимания, регуляции активности.

Психология и синдром дефицита внимания — особенности диагностики: почему нужно перепроверять диагноз

Как было сказано выше, проблема СДВГ относится к самым спорным в педиатрии и психиатрии. Это связано с разнообразным симптомокомплексом и сложностью оценки развития и поведения детей в целом. Очень трудно установить, что является нормой поведения, а что — расстройством. При этом все дети могут капризничать, не слушаться, быть временами рассеянными или плохо учиться, но это не значит, что у них есть психическое расстройство. Кроме этого, не стоит забывать о том, что у каждого ребенка свой характер, и дома, среди родных людей, он может быть одним, возле учителей — другим, а со сверстниками — третьим. Бывает и так, что ребенка не устраивает коллектив, и он замыкается, грустит и плохо учится, а сменив школу или класс, вдруг оживает и преображается. Вот почему диагностика синдрома дефицита внимания затруднена и такой диагноз должен ставить исключительно врач, при этом требуется тщательное наблюдение за пациентом.

Проследить и понять проблему диагностики синдрома дефицита внимания можно,заглянув в историю болезни СДВГ. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (ADHD) впервые обсуждался в начале 20-го века. Первые статьи на эту тему были опубликованы в Лондоне еще в 1902 году. Специалисты, наблюдающие за детьми, обнаружили, что некоторые из них, слишком активны и невнимательны, у них отмечаются моментальные эмоциональные взлеты и падения, такие дети часто попадают в беду. Основные характеристики СДВГ — невнимательность, гиперактивность и импульсивность: эти симптомы приводят к трудностям в соблюдении правил поведения и мешают поддерживать нормальную производительность мозга.

Вроде бы все сходилось и доктор Ши Tier, проводя исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности развил мысль, опубликовав наблюдения в British Medical Journal. Но дальнейшие наблюдения показывали, что разрозненные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности есть чуть ли у всех детей. Врачи и педагоги высказывали мысль, что не может быть того, что целые поколения выросли с патологией! Протесты и заявления вызвали множество новых исследований, которые показали, что только комплекс признаков может считаться болезнью.

Американская психологическая ассоциация, изучив описание патологии и исследования, создала рекомендации для диагностики синдрома. В 1980 году появилось первое описание для гиперактивности, которое звучало, как «гиперактивность детей — ненормальная реакция…”. Но и после этого учеными вносилось множество изменений и точка была поставлена после полного сбора симптомов.

Последнее четвертое издание Диагностического руководства по психическим расстройствам (DSM-Ⅳ) СДВГ описывает СДВГ в трех различных типах: «синдром дефицита внимания», «гиперактивность», «комплекс дефицита внимания и гиперактивностью». При этом в DSM-Ⅳ, синдром дефицита внимания и гиперактивность описаны как девять видов импульсивных симптомов, отметив 6 из которых уже можно подтвердить диагноз. В то же время, каждый из этих симптомов должен проявляться более чем в одной среде, например: в школе и дома. Другие условия правильной диагностики включают в себя возрастные ограничения (от 7 лет) и сопутствующие возрастные симптомы, исключающие какие-либо другие психологические факторы.

В МКБ-10 патология занесена в раздел «Эмоциональные расстройства и расстройства поведениядетства и подросткового возраста» в подраздел «Гиперкинетические расстройства поведения» (F90.1) и «Нарушение внимания и активности» (F90.0).

Чтобы поставить точный диагноз, помимо наблюдения за поведением, необходимо провести ряд функциональных исследований: МРТ — магнитно- резонансную томографию и функциональное сканирование кровотока мозга (FMRI). В прошлом считалось, что СДВГ связано с префронтальной зоной мозга, однако большинство людей страдают от СДВГ из-за слабой функции мозжечка и гипоплазии мозжечка: эти исследования как раз четко показывают состояние мозга и мозжечка в частности.

Внимание! Если доктор ставит диагноз СДВГ только на основании поведения ребенка, немедленно смените клинику. Ваш врач-невролог — не компетентен!

Осложнения

Негативное влияние синдрома на психоэмоциональную, когнитивную и социальную сферы жизни приводят к нежелательным последствиям.

Осложнения СДВГ у детей включают:

Неуспеваемость

Детям с таким диагнозом часто трудно концентрировать внимание, организовывать задачи и выполнять домашнее задание. Эти трудности приводят к отставанию в учебе и плохим оценкам.

Проблемы с поведением

Болезнь приводит к деструктивному поведению, неповиновению взрослым и более высокому риску участия в правонарушениях. Подросткам сложнее соблюдать правила, выполнять работу по дому и ладить со сверстниками.

Когнитивные нарушения. Болезнь негативно влияет на рабочую память, способность решать проблемы и планирование. Эти когнитивные нарушения могут затруднить обучение, достижение целей и самостоятельное функционирование.

Плохие социальные навыки. Дети с СДВГ могут испытывать трудности в социальном взаимодействии, что приводит к неприятию со стороны сверстников и ощущению изоляции. Им может быть сложно поддерживать дружеские отношения и контролировать свои импульсы.

Психоэмоциональное здоровье. Синдром дефицита внимания и гиперактивности часто сочетается с другими психическими патологиями, включая тревожные расстройства и депрессию. Эти коморбидные состояния еще больше усложняют лечение симптомов СДВГ.

Осложнения у взрослых:

  • Профессиональная деятельность. Невозможность грамотно управлять временем, организовать решение сложных задач и поддерживать концентрацию на рабочем месте приводят к снижению трудоспособности больного, неудовлетворенности результатами своего труда и отсутствию карьерных перспектив.
  • Трудности в отношениях. Взрослые с СДВГ часто сталкиваются с межличностными конфликтами. Это связано с непостоянством, забывчивостью и импульсивностью. Симптомы болезни ухудшают отношения с партнерами, семьей и друзьями.
  • Проблемы психического здоровья. Болезнь у взрослых также связана с повышенным риском развития расстройств настроения, сопровождающихся тревогой и депрессией. Люди часто испытывают чувство разочарования, низкую самооценку и хронический стресс.
  • Злоупотребление психоактивными веществами. Больные более склонны к развитию аддикции по сравнению со здоровыми людьми. Это связано с импульсивностью, чувством неудовлетворенности и желанием получить новый опыт. Они быстро привыкают наркотикам или алкоголю в качестве средства преодоления симптомов СДВГ или облегчения чувства беспокойства.
  • Проблемы с финансами и законом. Симптоматика синдром негативно влияет на планирование своих финансов, приводит к неразумной трате денег и получению кредитов. Пациенты сталкиваются с финансовой нестабильности и юридическим проблемам, таким как долги и банкротство.

Тяжесть этих осложнений варьируется от человека к человеку. Своевременное комплексное лечение заболевания значительно снижает риск возникновения негативных последствий

Важно понимать, что никогда не поздно начать работать над собой под руководством грамотного специалиста

Лечение детей с гипердинамическим синдромом

Каждому ребенку, который имеет диагноз ММД, и в частности гипердинамический синдром, необходима консультация ряда специалистов. Чем раньше он пройдет обследование, тем больше шансов скорректировать ситуацию и не допустить развитие вторичных расстройств (дисграфия, дислексия, речевые расстройства, нарушения внимания, познавательной деятельности и т.д.).

С ребенком и его родителями беседуют психолог, логопед, дефектолог и нейропсихолог, при выявлении гипердинамического синдрома любой степени составляют план по его коррекции. При необходимости направляют к неврологу, чтобы получить медикаментозное лечение.

Все методики лечения гипердинамического синдрома у детей, которые активно применяются в настоящее время, можно разделить на несколько групп:

  • нейропсихологические методики (занимают длительное время, потому что помогают строить новые связи головного мозга, чтобы нервная система работала более эффективно);
  • поведенческая психотерапия;
  • семейная психотерапия;
  • медикаментозная терапия;
  • транскраниальная магнитная стимуляция мозга.

Работа с родителями

Родителям тяжело самостоятельно справляться с ребенком, имеющим гипердинамический синдром: они теряются, не знают с чего начать, отчаиваются, когда не все удается. Психолог может оказать поддержку и подсказать, как воспитывать малыша, как с ним общаться, избегая ссор и стрессов.

Психолог и родители работают по следующим направлениям:

Сохранение ресурсов матери. Именно мамы обычно больше сил и внимания отдают гиперактивному ребенку

Поэтому важно оказать им поддержку и научить уделять время для себя, чтобы отдохнуть и восстановиться от физических и эмоциональных нагрузок.
Работа по преодолению сомнений и тревог, а также убеждение в том, что тесная работа со специалистами необходима малышу и оказывает положительное влияние.
Исследование фонового напряжения в семье между всеми ее членами. Часто именно ребенок с нарушением становится тем звеном, на которое обрушиваются все претензии, чтобы снять напряжение.
Диагностика коммуникативных связей между всеми членами семьи: как каждый из них доносит информацию и слышит другого.
Личная терапия матери

Помимо того, что мама должна находиться в ресурсе, чтобы иметь силы на общение с малышом, необходимо, чтобы она находилась в гармонии сама с собой. Любые проблемы и непонимания своего состояния напрямую сказываются на всех домочадцах.

Работа с гиперактивными детьми

Вся коррекционная работа с гиперактивными детьми направлена на реализацию следующих задач:

  • развитие свойств внимания;
  • повышение уровня произвольного контроля за своими действиями;
  • развитие двигательной сферы (координация движений и мелкой моторики);
  • развитие умения релаксировать.

Психолог поможет ребенку снять напряжение, расслабляться с помощью специальных методик релаксации и арт-терапии, создаст атмосферу понимания и сопереживания для малыша, которой ему не хватает дома и в школе.

В связке с логопедом и дефектологом детский психолог работает над снижением импульсивности и формированием привычки усвоения, переработки и применения полученных знаний.

Особенно важно проводить такую работу перед поступлением в школу, чтобы будущий школьник успешно мог справляться со школьной программой и не приобрел дополнительные нарушения в процессе учебной деятельности.

Профилактика гипердинамического синдрома у детей

1. Организуйте режим дня с достаточным временем для отдыха и сна

Регулярные периоды отдыха и сна очень важны для нормализации активности ребенка. Установите правильные часы сна и не допускайте излишнего утомления, особенно перед сном

Не забывайте, что дети в различных возрастах нуждаются в разном количестве сна, поэтому важно учитывать индивидуальные потребности ребенка

2. Поддерживайте активный образ жизни ребенка

Пассивный образ жизни может быть неблагоприятным фактором для развития гипердинамического синдрома у детей

Поэтому важно активно включать ребенка в физические занятия: спорт, танцы, ежедневные прогулки на свежем воздухе. Однако не забывайте о мере, избегайте переутомления и стрессовых ситуаций

3. Питайте ребенка правильно и сбалансированно

Правильное питание играет важную роль в профилактике различных заболеваний, включая гипердинамический синдром. Убедитесь, что рацион вашего ребенка включает все необходимые макро- и микроэлементы, витамины и минералы. Избегайте излишнего употребления сладкой и жирной пищи, предпочитайте натуральные и полезные продукты.

4. Следите за осанкой ребенка и рабочим местом

Правильная осанка и удобное рабочее место также являются важными аспектами профилактики гипердинамического синдрома. Убедитесь, что ребенок сидит правильно за столом, с поддержкой ног и спины. Следите за позой ребенка во время занятий и игр, чтобы избежать перенапряжений и нагрузок на мышцы и суставы.

Соблюдение этих рекомендаций поможет снизить риск развития гипердинамического синдрома у детей. Однако, в случае возникновения любых симптомов или опасений, обратитесь к педиатру для консультации и профессиональной помощи.

Признаки гипердинамического синдрома у детей могут включать частые двигательные срывы, непроизвольные движения, повышенную рефлекторную активность и трудности в контроле своих движений. Дети, страдающие от этого синдрома, часто испытывают трудности в выполнении простых задач и активностей, таких как игра или обучение.

Диагностика гипердинамического синдрома у детей может быть сложной. Она требует наблюдения за поведением ребенка, а также проведения специализированных тестов и обследований

Важно проконсультироваться с педиатром или специалистом в области детской неврологии, чтобы получить правильный диагноз и определить подходящее лечение

Лечение гипердинамического синдрома у детей включает комплексный подход, включающий физическую терапию, регулярные посещения специалистов, таких как психологи и эрготерапевты, и поддержку семьи ребенка. Терапия направлена на снижение уровня двигательной активности и развитие навыков самоконтроля.

Важно подчеркнуть, что каждый ребенок уникален, и лечение гипердинамического синдрома должно быть индивидуальным и адаптированным к его потребностям. Раннее определение и лечение этого синдрома может помочь ребенку преодолеть трудности и достичь более нормализованной жизни

  • Гипердинамический синдром у детей характеризуется повышенным уровнем двигательной активности и трудностями в контроле движений.
  • Диагностика гипердинамического синдрома требует специализированных тестов и консультации с педиатром или неврологом.
  • Лечение гипердинамического синдрома включает физическую терапию, консультации специалистов и поддержку семьи.
  • Каждый ребенок уникален, и лечение должно быть индивидуальным и адаптированным к его потребностям.
  • Раннее определение и лечение гипердинамического синдрома помогает детям преодолеть трудности и достичь более нормализованной жизни.

Гипердинамический синдром у детей является сложным состоянием, требующим внимательного вмешательства и поддержки со стороны медицинского сообщества и родителей. Понимание этого синдрома и его лечение могут значительно улучшить качество жизни детей, страдающих от него, и помочь им реализовать свой потенциал.

Причины гипердинамического синдрома у детей

1. Генетические и наследственные причины:

У некоторых детей гипердинамический синдром может быть связан с наследственными факторами. Исследования показывают, что у детей с родителями, страдающими от гиперактивности или других психических расстройств, вероятность развития гипердинамического синдрома выше.

2. Факторы окружающей среды:

Окружающая среда также может играть важную роль в возникновении гипердинамического синдрома у детей. Некоторые исследования связывают повышенную активность у детей с воздействием токсических веществ во время беременности, перинатальных осложнений, недостаточной физической активности и неправильного режима питания.

3. Нейрохимические и гормональные нарушения:

Исследования показывают, что гипердинамический синдром у детей может быть обусловлен некоторыми нейрохимическими нарушениями. Отсутствие или недостаточное количество некоторых нейромедиаторов, таких как допамин и норадреналин, может привести к нарушениям активности и поведения у детей.

4. Ранние стрессовые ситуации:

Некоторые исследования связывают возникновение гипердинамического синдрома у детей с ранними стрессовыми ситуациями. Повышенная активность и возбудимость детей могут быть реакцией на стресс, вызванный разлукой с родителями, сменой места жительства или другими травмирующими событиями.

5. Патологические нарушения:

Гипердинамический синдром у детей также может быть вызван патологическими нарушениями. Некоторые заболевания, такие как эпилепсия, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (ADHD), аутизм и синдром Ретта, могут сопровождаться повышенной активностью и возбудимостью.

Точная причина развития гипердинамического синдрома у детей может быть сложной и многогранным вопросом. Часто причины возникновения этого синдрома являются комбинацией различных факторов, включая генетические, окружающую среду, нейрохимические и патологические нарушения

Важно проводить дальнейшие исследования, чтобы более полно понять и выявить причины и механизмы данного синдрома

Причины гиперактивности у детей

Точная причина синдрома до конца не определена, но считается, что это сочетание нескольких факторов:

Генетическая предрасположенность: у гиперактивных детей проявления причины семейной предрасположенности хорошо прослеживаются. Если у одного из родственников было диагностировано СДВГ, вероятность того, что у другого члена семьи также разовьется это расстройство, составляет 25-35% по сравнению с 4-6% населения в целом.

Проблемы во время беременности и родов: угроза прерывания беременности, преждевременные роды, тяжелый токсикоз, инфекционные или хронические заболевания матери, злоупотребление спиртным во время беременности и так далее. Согласно статистическим данным, более чем в 80% случаев у гиперактивного ребенока причины и последствия этих состояний будут встречаться в анамнезе.

Особенности функционирования центральной нервной системы, повреждения головного мозга и дисбаланс нейромедиаторов. У людей с СДВГ обнаружен низкий уровень дофамина

Также позитронно-эмиссионная томография головного мозга показывает, что метаболизм мозга у детей с СДВГ ниже в областях, которые контролируют внимание, социальные суждения и движение.

Неблагоприятная экологическая и социальная среда.

Неправильное питание.

На появление гиперактивного ребенка причины оказывают влияние в сочетании друг с другом. Нельзя выделить единый фактор, однако исследования, проводимые в США и Европе, дают возможность предполагать, что возникновение расстройства на 80% зависит от генетики. Но даже если при гиперактивности причинами первой линии являются генетические факторы, для развития полной клинической картины этой патологии необходимо влияние окружающей среды.

Причины СДВГ

Среди причин СДВГ следующие факторы:

Сбои в работе мозжечка или префронтальной коры. Последняя отвечает за образ поведения, устойчивость к нарушениям, развитие самосознания и чувства времени. Мозжечок, в свою очередь, участвует в т. ч. в отключении автоматических реакций, позволяя коре головного мозга, например, детально анализировать информацию.

Генетика. В настоящее время большинство ученых склоняются к тому, что синдром СДВГ – это расстройство, в формировании которого участвует несколько генов.

Дисбаланс нейромедиаторов. Установлено, что может быть ответственен за возникновение расстройства дофамин. У людей с СДВГ, этот гормон достигает слишком высокого уровня. Другие исследования показывают, что у них есть дисбаланс между норадреналином и дофамином. Соответствующий уровень последнего отвечает за желаемое состояние готовности получать и обрабатывать заданную информацию и ориентироваться на один стимул

Дофамин в нужном количестве позволяет отказаться от неактуальной информации и сосредоточить и сохранить внимание на одной задаче. Второй передатчик, норадреналин, отвечает за быстрое распознавание стимула, представляющего угрозу, и мобилизует организм на действие

Существует мнение, что дефицит этого вещества означает, что организм остается в состоянии постоянной стимуляции.

Семейная и школьная среда. Играют ключевую роль в правильном развитии ребенка. Атмосфера и система воспитания, царящая дома и в школе, оказывают очень большое влияние на ребенка. 

Хотя следует с уверенностью констатировать, что СДВГ не является следствием образовательных ошибок, например, отсутствие четко установленных правил и норм, которые должны применяться, или напряженная атмосфера дома могут быть причиной усиления симптомов расстройства.

Лечение гипердинамического синдрома

При выявлении гиперактивности, психомоторного возбуждения и повышенной раздражительности могут назначаться препараты, улучшающие психическое состояние ребенка. В качестве таких препаратов могут использоваться препараты из группы психотропных средств, но только после оценки показаний и проконсультировавшись с педиатром или психиатром.

В случаях, когда гипердинамический синдром связан с нарушениями сердечной деятельности, могут назначаться медикаментозные препараты, направленные на улучшение работы сердца. Это могут быть кардиотоники, седативные препараты или препараты, регулирующие сердечный ритм.

Однако лекарственное лечение не всегда является основным методом терапии. Важным аспектом при лечении гипердинамического синдрома является психологическое и педагогическое сопровождение ребенка.

Психологическое консультирование и занятия с психологом помогут ребенку научиться управлять своим поведением, развить навыки саморегуляции и справляться с эмоциональным стрессом. Также родителям может быть показано обучение правилам воспитания и коммуникации с гиперактивными детьми.

Педагогическая коррекция также играет важную роль в лечении гипердинамического синдрома. Разработка индивидуальной программы обучения, адаптация учебного материала, организация работы в маленьких группах или индивидуальное обучение могут помочь ребенку улучшить концентрацию и эффективность учебы.

Важно регулярно общаться с педиатром и другими специалистами для контроля состояния ребенка и корректирования выбранного лечения. При выявлении каких-либо осложнений или изменениях в состоянии ребенка необходимо незамедлительно обратиться за медицинской помощью

Внимание родителей и окружающих людей, поддержка и понимание помогут ребенку с гипердинамическим синдромом справиться с трудностями и достичь успеха в обучении и развитии

Клиническое проявление и диагностика

Пациенты, страдающие гипердинамическим синдромом, являют собой постоянный образец невнимательности, гиперактивности и импульсивности, что препятствует развитию и характеризуется:

Невнимательностью.

Для уточнения невнимательности необходимо наличие шести или более из нижеперечисленных симптомов у детей в возрасте до 16 лет, либо пяти или более — для лиц в возрасте от 17 лет. Симптомы невнимательности должны присутствовать, по крайней мере шесть месяцев. К таковым относят:

Пациенту не удается уделить пристальное внимание к деталям, что заставляет его делать небрежные ошибки в школьных трудах, в профессиональном или другом виде деятельности.
Больной не способен сохранить концентрацию на своей задаче, в игровой деятельности в том числе.
Создается впечатление, что ребенок не слышит, что ему говорят.
Пациент часто не следует инструкции и не заканчивает школьные, хозяйственные дела или свои обязанности на рабочем месте.
Часто имеет проблемы, связанные с организацией задач и мероприятий.
Избегает, не любит, или не хочет выполнять задачи, которые требуют умственных усилий в течение длительного периода времени, например, школьных домашних заданий.
Часто теряет вещи, необходимые для задач и мероприятий, например, школьные задания, карандаши и ручки, книги, инструменты, кошельки, ключи, документы, очки, мобильные телефоны.
Легко отвлекается на всякие глупости.
Часто забывает о важных мелочах в повседневной деятельности.

Гиперактивность и импульсивность.

Также должны присутствовать минимум полгода шесть или более следующих симптомов гиперактивности и импульсивности у детей в возрасте до 16 лет или пять у взрослых:

Часто ерзает на месте, совершает нелогичные движения руками или ногами в любом положении тела.
Часто оставляет ситуации, когда требуется ожидание.
Проявляет чувство повышенного беспокойства, когда требуется повышенное внимание.
Ребенок не в состоянии принимать участие в развлекательных мероприятиях.
При наблюдении за пациентом, создается ощущение, что это робот, бесконечно действующий от заведенного ключа.
Часто чрезмерно говорит не умолкая.
Выпаливает ответ, прежде чем вопрос будет завершен.
Прерывает других, злоупотребляет вниманием к себе в разговорах или играх.

Кроме того, для постановки диагноза на гипердинамический синдром должны быть выполнены следующие условия:

  • Несколько из вышеперечисленных симптомов присутствуют в возрасте до 12 лет.
  • Основные признаки проявляются одинаково в различных ситуациях, например, дома, в школе, на работе, с друзьями или родственниками и так далее.
  • Существует явное свидетельство, что симптомы мешают или понижают качество социальной или профессиональной деятельности, школьному труду.
  • Симптомы не являются признаками шизофрении или другого психотического расстройства, например, расстройство настроения, тревожное, диссоциативные расстройства или расстройства личности.

Гипердинамический синдром следует рассматривать во всех возрастных группах. Диагноз должен быть поставлен только специалистом психиатром, педиатром или другим врачом, имеющим соответствующую подготовку и знания в диагностике подобных поведенческих нарушений.

Диагноз должен быть основан на полной клинической и психосоциальной оценке. Необходимо анализировать поведение и симптомы в различных областях и найти их отражение в повседневной жизни пациента. Также на адекватной оценке анамнеза, отчетов наблюдателей и наблюдении за психическим состоянием.

Должны учитываться потребности человека, сосуществующие социальные, семейные, образовательные или профессиональные обстоятельства и физическое здоровье. Для детей особенно полезна оценка их родителей или лиц, осуществляющих уход и воспитание. Определении тяжести и вреда от поведенческих расстройств, воздействующих на самого ребенка и его родителей. Обязательно должны учитываться потребности пациента и лиц его окружающих.

При подозрении на гипердинамический синдром необходимо исключить:

  • Ряд условий, таких как заболевания щитовидной железы, беспокойство, депрессия и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.
  • Применение стероидов, антигистаминных, противосудорожных препаратов, бета-агонистов, кофеина, никотина.

Симптомы, сопутствующие расстройства и болезни

В младенческом возрасте у ребенка возникает нарушение биоритма. Младенец плохо спит, имеет нарушенный сон, нерегулярный, частый прием пищи с отрыжкой. Ребенок раздражителен, часто плачет. Психомоторное развитие бывает неравномерным (например, ребенок пропускает ползание, сразу начиная сидеть).

У детей дошкольного возраста проявляется чрезмерная физическая активность, они испытывают беспокойство, чередуют занятия, менее сосредоточены, не могут усидеть на месте. Присутствует аффективная лабильность с приступами агрессии, частые тенденции к деструктивным играм. Типичен длительный период неповиновения, проблемы с самообслуживанием, неуклюжесть. Возникают трудности со сном, иногда – ночной энурез.

В школьном возрасте клиническая картина гипердинамического синдрома преобразуется в характерную форму. С ростом требований к вниманию, концентрации, душевному равновесию трудности становятся очевидными. Они нарушают процесс обучения, осложняют отношения ребенка со сверстниками, учителями, родителями.

Дети не могут сидеть на месте, быть тихими. Они беспокойные, неспособные выполнить конкретную задачу, запланировать деятельность. Ребенок не слушает наставления, трудно принимает участие в игре, требующей соблюдения правил. Социальные проявления несоразмерны возрасту. Дети негативны, не уважают авторитет, имеют проблемы в установлении отношений. Они достигают худших школьных результатов, чем позволяют их интеллектуальные способности. Школьная успеваемость усугубляется ассоциированными нарушениями обучения, мелкой моторики, влияющей на письмо. Типично расстройство зрительной координации (нарушается способность различить правую и левую сторону, общее и частичное, размер и расстояние). Около 50% детей испытывают спонтанное снижение гиперактивности до наступления половой зрелости, обычно около 12 лет.

В подростковом и взрослом возрасте гипердинамический синдром сохраняется у 40-60% людей, но симптомы меняются. Гиперактивность отступает на задний план (или проявляется как чувство внутренней тревоги), сохраняется невнимательность, импульсивность.

Импульсивное поведение приводит к увеличению несчастных случаев, учащению травм. Эмоциональная незрелость сопровождается частыми ощущениями скуки, ухудшения настроения. Из-за снижения самоконтроля в подростковом возрасте повышается риск злоупотребления психоактивными веществами, развития поведенческих расстройств с поиском «адреналиновых» действий. Часто возникает депрессия, тревожное или обсессивно-компульсивное расстройство.

Клиническая картина становится менее выразительной. Из-за снижения гиперактивности пациенты с гипердинамическим синдромом часто включаются в основной диагноз коморбидного расстройства настроения или личности (специфическое расстройство личности, эмоционально нестабильное F60.3 или диссоциальное F60.2).

Факторы риска развития персистирующей формы синдрома:

  • агрессия;
  • поведенческие расстройства в раннем возрасте;
  • низкий интеллект;
  • неповиновение взрослым;
  • плохие отношения со сверстниками.

При сохранении симптомов увеличивается риск семейной заболеваемости СДВГ.

Проявления СДВГ

Клинические проявления заболевания определяются тремя основными симптомокомплексами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

Говоря о невнимательности, чаще всего имеют в виду повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания. При этом чем-то интересным лично им (компьютерные игры, просмотр телепередач, социальные сети) такие люди могут заниматься часами. Кроме этого у них наблюдается дефицит избирательного внимания, что проявляется в повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, особенно если эти стимулы яркие, интересные. Зачастую также снижается переключаемость внимания.

Под гиперактивностью обычно понимают повышенную двигательную активность. Такие люди непрерывно вертят в руках какие-либо предметы, ходят по комнате и так далее. Необходимо отметить, что гиперактивность у взрослых выражена значительно меньше, чем у детей.

Импульсивность проявляется в невозможности контроля над своими импульсами, эмоциональными и поведенческими реакциями. Такие люди часто отвечают, не дослушав вопроса, постоянно перебивают собеседника. Настоящая проблема для таких людей — отказ, пускай даже небольшой. Склонность к риску становится причиной травм и несчастных случаев. Выделяют когнитивную импульсивность (отражающую поспешное мышление) и поведенческую импульсивность (отражающую трудности при подавлении реакций).

Нарушение внимания у взрослых пациентов с СДВГ приводит к снижению продуктивности. При анализе академической успеваемости студентов выявлено, что учащиеся с СДВГ имеют более низкий средний балл, а также чаще испытывают трудности при подготовке к занятиям по сравнению со сверстниками без признаков СДВГ. В целом пациенты с СДВГ реже получают высшее образование. Такие люди характеризуются снижением способности к планированию времени, слабой организацией труда, очень частыми переменами мест работы и увольнениями. Однако уровень безработицы среди них значимо не отличается от уровня контрольной группы [].

Как можно ожидать, взрослые люди, страдающие СДВГ, занимают более низкие профессиональные должности и их доходы меньше, чем у здоровых сверстников. Кроме этого, молодые люди с СДВГ чаще нуждаются в финансовой помощи от членов семьи и социальных служб, по сравнению своими здоровыми сверстниками []. Необходимо сказать о том, что пациенты с СДВГ значительно чаще совершают компульсивные покупки, то есть страдают от шопоголизма []. Пациенты с СДВГ чаще становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий, так как характеризуются агрессивным стилем вождения []. Такие водители часто перестраиваются, не обращая внимания на другие автомобили.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: