Постановка и автоматизация звука [з]

Постановка звука з, артикуляция звука з

Веселые стихи про букву З для детей

Сегодняшний завтрак «Завтра,— думал я вчера, — Сяду завтракать с утра. Завтрак тут, а где же завтра? Я сегодня сел за завтрак. (В. Берестов)

Зайка, заинька-дружок! Посиди со мной часок. — Ни минуты не могу — В гости к ежику бегу. Он вчера меня встречал. Есть морошку приглашал. (Ф. Бобылев)

Зайке холодно в лесочке — Свяжем серому носочки. (А. Пудваль)

Зайка Едет зайка на трамвае, Едет зайка, рассуждает: «Если я купил билет, Кто я: заяц или нет». (А. Шибаев)

Зачем у маленькой хозяйки Зеленый зонтик взяли зайки? Затем, чтоб прятаться от волка Под этим зонтиком из шелка. (Г. Сатир)

Заяц зайцу говорит: — Мне бы волчий аппетит! — В аппетите мало толку, Мне бы зубы как у волка. (В. Викторов)

Занят заклинатель змей Звонкой музыкой своей. А под музыку, друзья, Затанцует и змея. (В. Берестов)

Резиновую Зину Купили в магазине, Резиновую Зину В корзине принесли. Она была разиней. Резиновая Зина, Упала из корзины — Измазалась в грязи. (А. Барто)

Рано солнышко встает И спешит на огород: — Все ли, овощи, в порядке? Как дела на вашей грядке? Одолела вас дремота? Шевельнуться неохота? Всем командую: подъем! Физзарядку проведем. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз, Потянись, Окончательно проснись. Сбрось с себя ночную лень — Впереди рабочий день. Надо к вечеру успеть Помидорам — покраснеть. Баклажанам — посинеть, Дыне с тыквой — пожелтеть. Надо к ужину поспеть. (Т. Полякова)

Зебу не знает ни снега, ни вьюги. Он и родился, и вырос на юге. К пальмам и к южному небу привык. Хотя он всего только бык… (Б. Заходер)

Земляничка Земляничка Возле пня всем сказала: — Нет меня! — Оглянулась и потом Притаилась под листом. Солнца луч ее нашел. Закричал: — Нехорошо! Обманула! Ай-ай-ай! Земляничка, вылезай! — Покраснела ягода и сказала: — Ябеда… (Л. Фадеева)

Знать бы, зачем Залилась спозаранку В замерзших зарослях Крошка-зарянка? Знать бы, зачем, Заглядевшись в зенит, Звонко и весело зяблик звенит? Знать бы, зачем Зашуршала змея? Знать бы, зачем Зеленеет земля? (В. Лунин)

Хотят ко дню рождения Мне подарить щенка, Но я сказал: «Не надо! Я не готов пока!» (С. Михалков)

Какие могут возникать сложности при работе со звуками З и ЗЬ? Полезные советы.

Совет первый. Если у ребенка не получается звук З, то причина может быть в недостаточном развитии органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков поможет справиться с этой проблемой . Подробный комплекс артикуляционной гимнастики в пошаговых описаниях и видео Вы найдете в статье «Как научить ребенка произносить звуки С и СЬ».

Совет второй. Если у ребенка не получается сделать в середине языка желобок при произнесении звука З, то скорее всего у него недостаточно развиты мышцы языка. Нам помогут упражнения:

  • Попросите ребенка широко улыбнуться (растянуть губы) и удерживать губы в этом положении. При растянутых губах нужно высунуть распластанный язык наружу и подуть на его кончик. Получится желобок посередине языка. Упражнение проводится перед зеркалом.
  • Если желобок не получается, то попросите ребенка высунуть широкий кончик языка наружу. Положите ребром чайную ложку на середину языка. Сделав в нем небольшое углубление, попросите ребенка выдувать воздух по этому желобку. Можно дуть на ватку или на тоненькую полоску бумаги, тогда будет наглядно виден результат упражнения. Как только ребенок будет легко делать данное упражнение, можно попросить его убрать язык за нижние зубы (сохраняя положение губ). Получится звук С. При добавлении к нему голоса получается звук З.
  • Описанное выше упражнение можно делать со стеклянным пузырьком (стеклянная баночка или бутылочка из аптеки). Научите ребенка свистеть в пузырёк так, чтобы кончик языка слегка опускался наружу или касался краев пузырька. По желобку в середине языка идет воздух и в результате получается свист. Сначала попробуйте сами посвистеть перед зеркалом, а потом уже покажите упражнение ребенку. Если желобок в середине языка у него не получается, положите вдоль языка тонкую круглую палочку.

Совет третий. Если ребенок при произнесении звука З высовывает язык между губами

(поэтому звук искажается), то проведите такое упражнение. Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, а зубы плотно закрыть. И посвистеть как насос сссссс. А потом попеть как комарик ззззззз. Язык при сжатых зубах автоматически будет упираться в нижние зубы, и получится правильный звук.

Более подробно о способах постановки звуков С и З Вы узнаете из видео педагога-логопеда о постановке свистящих звуков.

Звук З появился. Теперь перед нами стоит важная задача – автоматизировать данный звук в речи ребенка.

Последовательность проведения упражнений по закреплению правильного произношения звука З:

  • 1. упражнения с изолированным звуком,
  • 2. звук в слогах,
  • 3. звук в словах,
  • 4. звук во фразах, стихах, рассказах, диалогах, скороговорках.

Сначала идет работа со звуком З, а затем с его мягким вариантом – звуком ЗЬ. Для каждого этапа подбираются игры, скороговорки, потешки, стихи, картинки.

Постановка звука

Существует несколько способов постановки звука «З» для логопедов:

Постановка по подражанию

Ребенку объясняют, как должны располагаться и двигаться органы речевого аппарата, и как звучит «З». Он повторяет за логопедом как изолированный звук, так и слоги, его содержащие. При этом способе постановки для наглядности используют карточки, макеты, иллюстрации. Это делает процесс звуковоспроизведения понятным и осознанным.

Механический способ постановки

При постановке звукопроизношения этим методом положение речевых органов корректируется вспомогательными средствами, например, зондами, шпателями или пальцами.

Так, при межзубном дефекте язык отодвигается за нижние передние зубы шпателем; а при губно-зубном — нижнюю губу придерживает логопед.

Постановка от опорных звуков

Опорные звуки имеют похожий с нарушенными механизм воспроизведения, но произносятся ребенком верно. Поэтому постановка проблемного звука на их основе приносит хороший результат. Опорными для звука «З» являются «И» и «Ф», как и для «С». Коррекционная работа над «З» начинается после постановки «С». Они различаются лишь тем, что для произнесения «З» задействуется голос.

Постановка «З» от «И»:

  • растягиваем губы в улыбку и произносим протяжно «И»;
  • не меняя положения, пробуем только выдыхать воздух с шумом;
  • когда услышим пусть не слишком акустически чистый «С», переводим его голосом в «З»;
  • предлагаем малышу положить ручку на горлышко и ощутить, как оно “гудит”;
  • закрепляя звучание, звеним подольше.

А проговаривание звука «Ф» дает возможность отработать правильно направленную струю воздуха. Поставить звук «З» можно еще от «Ш» и «Т».

Постановка «З» от «Ш»:

  • тянем «Ш»;
  • двигаем язычок к нижним резцам до упора;
  • при получении свистящего «С» подключаем голос;
  • имитируем комариный звон.

Постановка «З» от «Т»:

  • на выдохе тянем непрерывно «Т»;
  • продолжаем и улыбаемся;
  • чем сильнее улыбка, тем тоньше получается свистящий «С»;
  • далее — по известному алгори к «З».

Дифференциация от созвучных звуков

У дошкольников возникает проблема с различением парных звуков. «З» они нередко меняют на «С». Для решения такой проблемы педагог предлагает игры на дифференциацию.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях:

  • развитие слуховой дифференциации;
  • закрепление произносительной дифференциации;
  • формирование фонематического анализа и синтеза.

Сначала логопед просит прочувствовать разницу в произношении с помощью руки, которая располагается на шее.

Потом дети ставят открытую ладонь перед ртом и ощущают разницу в воздушной струе, которая выходит при произношении похожих звуков.

На следующем этапе проводится работа с речевым материалом со смешиваемыми звуками. Проводятся упражнения на деление слов на группы с разными буквами, гимнастические игры с хлопками и иными движениями.

Автоматизация звука З

Этап звуковой автоматизации — это закрепление связей, отраженных на вокальном материале.

Автоматизация произнесенного звука передается, когда ребенок правильно произносит его изолированно с многократными повторениями.

Работы по автоматизации звука производятся в течение 10 минут. Работа выполняется 2 раза в неделю в специализированных классах и ежедневно дома с родителями. Во время урока в первую очередь отмечаются успехи ребенка, аккуратно исправляя ошибки.

Звук «Z» обрабатывается в несколько этапов:

  1. По слогам (прямые, обратные, со слиянием согласных). Дети повторяют за учителем комбинации звуков ЗА-ЗА, ЗУ-ЗУ, ЗЕ-ЗЕ, ЗО-ЗО, ЗИ-ЗИ.
  2. Прописью (в начале слова, в середине, в конце). Автоматизация в словах сначала выполняется на основе слогов (zu — зуб), затем в словах со слиянием согласных. Слова постепенно выбираются от односложного к многосложному.
  3. В пазлах и скороговорках:
    для-для-для, для-для-для.
    Коза гонится за Зиной.
    Зоо-зоо-зоопарк, зоо-зоо-зоопарк.
    Посадите козу в загон.
    Зы-зы-зы, зы-зы-зы.
    Колокол козла.
    Ze-ze-ze, ze-ze-ze.
    Дадим козье сено.
  4. В рассказах. Дети составляют короткие и длинные рассказы со словами, содержащими букву «Z».
  5. Разговорный. Тренируйте звук в повседневной спонтанной речи, проверьте произношение взрослых. Одновременно с развитием фонематической стороны речи происходит обогащение словарного запаса и формирование грамматической структуры речи.

Вы можете автоматизировать звук «Z», используя серию изображений:

  • среди предложенных раскрашенных объектов выбрать те, которые имеют звук «Z»;
  • разделите изображения на группы с буквой «Z» в начале слова, в середине и в конце;
  • отдельные изображения со звуками «S» и «Z».

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

1. Упражнения для губ.

  • «Улыбка»: максимально растяните губы в улыбке. Зубы должны быть закрыты. Держите губы в таком положении несколько секунд. Повторить несколько раз.
  • «Трубочка»: зубы сомкнуты, губы вытянуты вперед.

2. Упражнение на развитие воздушного потока: умение с силой выдувать воздух через сложенные губы в трубку. Воздушная струя должна быть сильной и холодной. Повторить несколько раз.

«Футбол» — нужно взять небольшой кусочек ваты. Это будет мяч. Поставьте импровизированные ворота. Ребенку нужно сильно ударить по флису и попытаться забить гол

Обратите внимание на направление воздушного потока. Он должен быть крепким, холодным, губы похожи на «трубочку»

3. Упражнения по языку.

«Почистите нижние зубы» — улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка «почистите» нижние зубы изнутри, двигая языком из стороны в сторону.

Постановка звука

Существует несколько способов постановки звука «З» для логопедов:

Постановка по подражанию

Ребенку объясняют, как должны располагаться и двигаться органы речевого аппарата, и как звучит «З». Он повторяет за логопедом как изолированный звук, так и слоги, его содержащие. При этом способе постановки для наглядности используют карточки, макеты, иллюстрации. Это делает процесс звуковоспроизведения понятным и осознанным.

Механический способ постановки

При постановке звукопроизношения этим методом положение речевых органов корректируется вспомогательными средствами, например, зондами, шпателями или пальцами.

Так, при межзубном дефекте язык отодвигается за нижние передние зубы шпателем; а при губно-зубном — нижнюю губу придерживает логопед.

Постановка от опорных звуков

Опорные звуки имеют похожий с нарушенными механизм воспроизведения, но произносятся ребенком верно. Поэтому постановка проблемного звука на их основе приносит хороший результат. Опорными для звука «З» являются «И» и «Ф», как и для «С». Коррекционная работа над «З» начинается после постановки «С». Они различаются лишь тем, что для произнесения «З» задействуется голос.

Постановка «З» от «И»:

  • растягиваем губы в улыбку и произносим протяжно «И»;
  • не меняя положения, пробуем только выдыхать воздух с шумом;
  • когда услышим пусть не слишком акустически чистый «С», переводим его голосом в «З»;
  • предлагаем малышу положить ручку на горлышко и ощутить, как оно “гудит”;
  • закрепляя звучание, звеним подольше.

А проговаривание звука «Ф» дает возможность отработать правильно направленную струю воздуха. Поставить звук «З» можно еще от «Ш» и «Т».

Постановка «З» от «Ш»:

  • тянем «Ш»;
  • двигаем язычок к нижним резцам до упора;
  • при получении свистящего «С» подключаем голос;
  • имитируем комариный звон.

Постановка «З» от «Т»:

  • на выдохе тянем непрерывно «Т»;
  • продолжаем и улыбаемся;
  • чем сильнее улыбка, тем тоньше получается свистящий «С»;
  • далее — по известному алгоритму от «С» к «З».

Постановка от артикуляционных упражнений

Артикуляционные упражнения наиболее любимы детворой. Это взрослым важно знать, что они развивают подвижность языка, щек, губ, разрабатывают подъязычную уздечку и самым наилучшим образом способствуют четкому звукопроизношению. А малыши с удовольствием причесывают язычок,

А малыши с удовольствием причесывают язычок,

пекут блинчики,

улыбаются, как лягушата,

чистят зубки.

Виды неправильной артикуляции

Нарушения в произношении «З» можно разделить на 2 группы:

  • выражающиеся в искаженном произношении свистящих (сигматизмы);
  • выражающиеся в замене на другие звуки (парасигматизмы).

Виды сигматизмов:

  1. Межзубный. Кончик языка располагается между зубами. Речь приобретает «шепелявость».
  2. Боковой. Боковой край языка прижимается справа или слева к коренным зубам. Язык заваливается набок.
  3. Носовой. Воздух при говорении выходит в носовую полость. Носовой сигматизм встречается у детей с расщеплением или параличом неба.

Виды парасигматизмов:

  1. Призубный. Язык при произношении звука «З» упирается в сомкнутые зубы. Из-за этого происходит замена «З» на «Д».
  2. Шипящий. Губы при произношении сильно округляются, на языке не образуется желобка. «З» меняется на мягкий «Ж».
  3. Смягчительный. Рот недостаточно открывается, зубы не отрываются друг от друга. В результате звук получается мягче, чем требуется.
  4. Замены по глухости. Губы вытягиваются в длинную трубочку, язык не упирается в зубы, отсутствует звонкость звука.

Если не исправить дефекты звукопроизношения, то в школьные годы у ребенка сформируется неграмотная устная и письменная речь, возникнут проблемы с чтением и пониманием прочитанного.

Кроме того, проблемы со звукопроизношением могут возникать в результате повреждения речевых отделов головного мозга.

Основные причины речевых отклонений

Дефекты суставов появляются из-за многих факторов. Большинство из них временны и легко поддаются коррекции, однако есть нарушения речи, требующие немедленного вмешательства логопеда. Ведь системное и длительное затрудненное произношение слов может быть признаком определенной патологии.

Однако если серьезных нарушений здоровья ребенка нет и некоторые буквы не произносятся, это может быть следствием других факторов:

  • нарушение внутриутробного развития;
  • травма при родах;
  • наследование;
  • отсутствие связи;
  • асоциальные условия жизни;
  • растяжение челюсти;
  • тяжелые травмы головы;
  • потеря слуха.

Поэтому первые занятия с ребенком по восстановлению чистоты речи принесут только положительный эффект.

Автоматизация звука З

Этап автоматизации звука — закрепление рефлекторных связей на речевом материале.

К автоматизации поставленного звука переходят, когда ребенок корректно произносит его изолированно при многократном повторении.

Работу по автоматизации звука проводят в течение 10 минут. Работу проводят 2 раза в неделю на специализированных занятиях и каждый день в домашних условиях с родителями. Во время занятия в первую очередь отмечают успехи ребенка, мягко исправляя ошибки.

Звук «З» отрабатывается поэтапно:

  1. В слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Дети повторяют за педагогом звукосочетания ЗА-ЗА, ЗУ-ЗУ, ЗЭ-ЗЭ, ЗО-ЗО, ЗИ-ЗИ.
  2. В словах (в начале слова, середине, конце). Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (зу — зуб), затем в словах со стечением согласных. Слова подбираются от односложных до многосложных постепенно.
  3. В загадках и скороговорках:
    а-за-за, за-за-за.
    За Зиной гонится коза.
    Зу-зу-зу, зу-зу-зу.
    Поместим в загон козу.
    Зы-зы-зы, зы-зы-зы.
    Колокольчик у козы.
    Зе-зе-зе, зе-зе-зе.
    Сено мы дадим козе.
  4. В рассказах. Дети составляют короткие и длинные рассказы со словами, которые содержат букву «З».
  5. В разговорной речи. Отработка звука в спонтанной бытовой речи, контроль над произношением со стороны взрослых. Одновременно с развитием фонематической стороны речи происходит обогащение словаря и формирование грамматического строя речи.

Автоматизировать звук «З» можно с помощью серии картинок:

  • выбирать из предложенных нарисованных предметов те, в которых есть звук «З»;
  • разделить картинки на группы с «З» в начале слова, в середине и в конце;
  • отделить картинки со звуками «С» и «З».

Продолжи фразу

Мчится без оглядки. Лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу. Хвост короче уха. Живо угадай-ка, Кто же это? … (Зайка.)

Ясными ночками гуляет мама с дочками. Дочкам не твердит она: — Спать ложитесь, поздно! Потому что мать — луна, А дочурки … (звезды).

Просыпаюсь утром рано Вместе с солнышком румяным, Заправляю сам кроватку. Быстро делаю … (зарядку).

Много бед таят леса, Волк, медведь там и лиса! Наш зверек живет в тревоге, От беды уносит ноги. Ну-ка, быстро отгадай-ка. Как зверек зовется? … (Зайка.)

Я сижу, едва не плача, Очень трудная … (задача).

Крыша в шапке меховой, Белый дым над головой. Двор в снегу, белы дома. Ночью к нам пришла… (зима).

В коридоре топот ног, То зовет всех в класс … (звонок).

Виды неправильной артикуляции

Нарушения в произношении «Z» можно разделить на 2 группы:

  • выражается в искаженном произношении сибилянтов (сигматизмов);
  • выражается как замена других звуков (паразигматизм).

Типы сигматизмов:

  1. Межзубный. Кончик языка находится между зубами. Речь приобретает шепелявость».
  2. Боковая сторона. Боковой край языка прижимается вправо или влево к коренным зубам. Язык отваливается набок.
  3. Носовой. При разговоре воздух выходит в носовую полость. Носовой сигматизм возникает у детей с волчьей пастью или параличом.

Виды паразигматизма:

  1. Приубный. Язык, когда он издает звук «З», упирается в сомкнутые зубы. По этой причине «Z» заменяется на «D».
  2. Шипеть. Губы при произношении сильно округляются; на язычке не образуется бороздка. «Z» меняется на мягкое «F».
  3. Смягчающее. Рот недостаточно открывается, зубы не расходятся. В результате звук получается мягче, чем нужно.
  4. Замены глухоты. Губы втянуты в длинную трубку, язык не упирается в зубы, звука нет.

Если не исправлять дефекты звукового произношения, в школьные годы у ребенка разовьется неграмотная устная и письменная речь, возникнут проблемы с чтением и пониманием прочитанного.

Также проблемы со звуковым произношением могут возникать из-за повреждения речевых участков мозга.

Самоконтроль — залог успешной работы над проблемным звуком

Чтобы вся проделанная работа увенчалась успехом, надо принять во внимание такой фактор, как умение ребенка контролировать свое произношение. Занятия с логопедом, общение с родителями — это только часть времени, где за речью ребенка установлен контроль. В остальное время, в том числе и при общении со сверстниками, ребенок должен научиться следить за своей речью сам. Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь

Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь.

Как, впрочем, и в том, что из него вырастет целеустремленный, открытый к общению человек.

Какие могут возникать сложности при работе со звуками З и ЗЬ? Полезные советы.

Совет первый. Если у ребенка не получается звук З, то причина может быть в недостаточном развитии органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков поможет справиться с этой проблемой . Подробный комплекс артикуляционной гимнастики  в пошаговых описаниях и видео Вы найдете в статье «Как научить ребенка произносить звуки С и СЬ».

Совет второй. Если у ребенка не получается сделать в середине языка желобок при произнесении звука З, то скорее всего у него недостаточно развиты мышцы языка. Нам помогут упражнения:

  • Попросите ребенка широко улыбнуться (растянуть губы) и удерживать губы в этом положении. При растянутых губах нужно высунуть распластанный язык наружу и подуть на его кончик. Получится желобок посередине языка. Упражнение проводится перед зеркалом.
  • Если желобок не получается, то попросите ребенка высунуть широкий кончик языка наружу. Положите ребром чайную ложку на середину языка. Сделав в нем небольшое углубление, попросите ребенка выдувать воздух по этому желобку. Можно дуть на ватку или на тоненькую полоску бумаги, тогда будет наглядно виден результат упражнения. Как только ребенок будет легко делать данное упражнение, можно попросить его убрать язык за нижние зубы (сохраняя положение губ). Получится звук С. При добавлении к нему голоса получается звук З.
  • Описанное выше упражнение можно делать со стеклянным пузырьком (стеклянная баночка или бутылочка из аптеки). Научите ребенка свистеть в пузырёк так, чтобы кончик языка слегка опускался наружу или касался краев пузырька. По желобку в середине языка идет воздух и в результате получается свист. Сначала попробуйте сами посвистеть перед зеркалом, а потом уже покажите упражнение ребенку. Если желобок в середине языка у него не получается, положите вдоль языка тонкую круглую палочку.

Совет третий.  Если ребенок при произнесении звука З высовывает язык между губами (поэтому звук искажается), то проведите такое упражнение. Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, а зубы плотно закрыть. И посвистеть как насос сссссс. А потом попеть как комарик ззззззз. Язык при сжатых зубах автоматически будет упираться в нижние зубы, и получится правильный звук.

Более подробно о способах постановки звуков С и З Вы узнаете из видео педагога-логопеда о постановке свистящих звуков. 

Звук З появился. Теперь перед нами  стоит важная задача – автоматизировать данный звук в речи ребенка.

Последовательность проведения упражнений по закреплению правильного произношения звука З:

  • 1.       упражнения с изолированным звуком,
  • 2.       звук в слогах,
  • 3.       звук в словах,
  • 4.       звук во фразах, стихах, рассказах, диалогах, скороговорках.

Сначала идет работа со звуком З, а затем с его мягким вариантом – звуком ЗЬ. Для каждого этапа подбираются игры, скороговорки, потешки, стихи, картинки.

Как вызвать звук З по подражанию?

При отсутствии звуков З и ЗЬ или их замене другими звуками прежде всего можно попробовать вызвать звук З по подражанию.

Попросите ребенка спеть песенку комара зззззз.

  • Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком посередине).
  • Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».
  • Попросите малыша повторить ее.

Поиграйте с ребенком в комаров – закрепите звук «з». Напомните малышу, как летом комары в лесу поют свою песню: «зззз» и надоедают нам. Пусть ребенок будет комаром в лесу и петь песенку комара «ззз», а Вы будете от него убегать в дом и прятаться.

При игре с группой детей одна половина детей «гуляет в лесу», другая изображает комаров и звенит «ззз». Потом дети меняются ролями.

После того, как дети позвенят как комары, покажите им разницу артикуляции звука С и звука З. Усядьтесь перед зеркалом

И сравните звуки с («песенку насоса») и звук з («песенку комара») Обратите внимание детей на то, что звук С – «песенка насоса» — звучит тихо, а песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса

И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.

Продемонстрируйте эти необычный ощущения ребенку .Сначала положите руку ребенка себе на шею, когда Вы говорите звук З. Пусть он ощутит вибрацию во время произношения Вами звука «з». Потом попросите ребенка положить одну руку тыльной стороной Вам на шею, а другую руку — себе на шею и спойте вместе с ним песенку комарика «ззззз». Детям обычно очень нравится это задание, неожиданные для них новые ощущения.

Сравните со звуком С – «песенком насоса». Потяните звук сссс. Дрожания – вибрации нет! Скажите ребенку, что звук С – это звук глухой, тихий, наш голос спит. А звук З громкий, звонкий, голос звонко поет песенку ззззз.

Очень часто этого упражнения и объяснения бывает достаточно, чтобы в речи ребенка появился звук З.

Игры и упражнения на автоматизацию звука [З] в слогах:

  1. Упражнение «Повтори слоговые цепочки»:

Просите ребенка произносить ЗА-ЗА-ЗА и при этом шагайте пальчиками по


, выполняя задания. Когда ребенок научится говорить эти слоги, можно переходить к другим или чередовать их.

ЗА — ЗО — ЗУ ; ЗА — ЗУ — ЗО ЗА — ЗО — ЗА — ЗУ; ЗА — ЗУ — ЗЫ

2. Автоматизация звука в прямых слогах:

ЗА – ЗА – ЗА – ЗА – ЗА ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ ЗО – ЗО – ЗО – ЗО – ЗО ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ – ЗУ

3. Автоматизация звука в обратных слогах:

АЗЗ – ОЗЗ – УЗЗ – ИЗЗ ЕЗЗ – ЁЗЗ – ЮЗЗ – ЯЗЗ

4. Звук в интервокальных слогах:

АЗА – АЗО – АЗУ – АЗЫ УЗА – УЗО – УЗУ – УЗЫ ОЗА – ОЗО – ОЗУ – ОЗЫ ЫЗА – ЫЗО – ЫЗУ – ЫЗЫ

5. Автоматизация звука в слогах со стечением согласных:

ЗНА – ЗНО – ЗНУ – ЗНЫ ЗМА – ЗМО – ЗМУ – ЗМЫ ЗВА – ЗВО – ЗВУ – ЗВЫ ЗДА – ЗДО – ЗДУ – ЗДЫ

Полезные советы:

  1. В начале каждого занятия по автоматизации звука проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
  2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука (см. артикуляционную гимнастику).
  3. Слова произносим медленно, четко выделяя звук . Слова повторять 2-3 раза.
  4. Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
  5. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
  6. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.

На нашем сайте Вы можете скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: