Обучение младших школьников с легкой степенью умственной отсталости составлению рассказов по серии сюжетных картин

Обучение младших школьников с легкой степенью умственной отсталости составлению рассказов по серии сюжетных картин

Сюжетные картинки – маленькие истории

Сюжетные картинки могут представлять собой одну картинку либо серию картинок, объединённых по смыслу. Для старших дошкольников подойдут картинки, на которых изображено не только какое-то действие героя иллюстрации, но и имеется множество подробностей. Рассказ по одной картинке нелегко составить даже младшему школьнику, да и не всех детей можно заинтересовать этим занятием. Другое дело – серия сюжетных картинок. Их может быть от трёх до пяти-семи. Встречаются книжки-картинки, где рассказ представлен только картинками в определённой последовательности

Они отлично развивают связную речь и внимание ребёнка.

Но всё же серия отдельных картинок более функциональна. При их использовании на развивающих занятиях ребёнок научится составлять связный рассказ путём использования логического мышления.

Обучение дошкольников работе с серией картинок

Обучение дошкольников работе с серией картинок является важным компонентом развития их когнитивных и визуальных навыков. Это помогает развивать их способность к организации, анализу и классификации информации, а также улучшает их речевые и социальные навыки. На данном этапе последовательность обучения следующая:

  • выкладывание картинки в одну линию слева направо;
  • нахождение главных персонажей и общие предметы и явления на всех картинках;
  • определение места действия на каждой картине и установление связи на основе анализа местоположения героев и предметов;
  • определение время событий на каждой картинке (время года, время суток);
  • выделение сквозных персонажей, называние их действий и подведение к мысли о целях их действий (зачем делает?);
  • установление последовательность действий (что сначала, а что потом?);
  • составление связного рассказа с опорой на выложенную серию (задавайте вопросы о содержании картинок и попросите детей рассказать о своих мыслях и впечатлениях на основе наблюдений).

Как их можно использовать?

Один из них, уже упомянутый, – картинки для составления короткого рассказа. На нашем сайте вы найдете сюжетные картинки для ребят

Чрезвычайно важно, что изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное сообщение или играть в ролевые игры для дошкольников. Не зря при обучении иностранному языку изучающих просят описать картинку, придумать диалог согласно представленной ситуации, составить ролевые игры. Эта методика применима и при обучении родному языку в рамках детского сада или эстетического центра

Вы можете скачать иллюстрации для составления короткого рассказа и распечатать их для работы

Эта методика применима и при обучении родному языку в рамках детского сада или эстетического центра. Вы можете скачать иллюстрации для составления короткого рассказа и распечатать их для работы.

Методика по развитию речи на основе картинок для составления короткого рассказа несложная. Родителям советуем поиграть с малышом в ролевые игры, разложить перед ним иллюстрации, придумать совместно какую-нибудь историю, рассказ, в котором будут задействованы семья или друзья малыша. Следите за тем, чтобы при описании ребенок не перескакивал с одного действия, предмета на другой, а излагал мысли последовательно, логично. Проведя такой урок один раз, вернитесь к проработанной картинке через некоторое время: спросите у малыша, помнит ли он составленный им рассказ, какие детали он не учел, что мог бы добавить. Серии сюжетных картинок для составления короткого рассказа хороши для уроков по развитию речи в начальных классах, на уроках родного или иностранного языка. Описание иллюстрации, ролевые игры, рассказ на ее основе могут стать хорошей основой для творческой работы. Обычно дети с удовольствием откликаются на подобные задания, поскольку детская фантазия еще не закоренела, ее полет свободен и беспрепятственен.

Методика работы с картинками для детей потребует от родителей внимания и регулярности занятий. Именно семья должна быть заинтересована в развитии малыша. Они должны помочь ему составить рассказ, ролевые игры для дошкольников, а затем вместе их обсудить.

Серии картинок для детского сада или домашнего использования для детей ориентированы на разную тематику. Например, можно составить рассказ на тему «Семья», «Времена года», «Лес», «Дом» и т.д. Методика по развитию речи для детей предполагает всесторонний охват тем, по которым может быть составлен рассказ. Также методика предполагает использование игры для детского сада, в которых будут присутствовать иллюстрации или рассказ на выбранную тематику. В результате серии таких занятий малыши начинают говорить гораздо более связно, логично, прослеживается единая нить в их речи.

Обучение дошкольников работе с серией картинок

На данном этапе последовательность обучения следующая:

  • выкладывание картинки в одну линию слева направо;
  • нахождение главных персонажей и общие предметы и явления на всех картинках;
  • определение места действия на каждой картине и установление связи на основе анализа местоположения героев и предметов;
  • определение время событий на каждой картинке (время года, время суток);
  • выделение сквозных персонажей, называние их действий и подведение к мысли о целях их действий (зачем делает?);
  • установление последовательность действий (что сначала, а что потом?);
  • составление связного рассказа с опорой на выложенную серию.

Рассказ по серии сюжетных картин по плану

  1. Однажды… таком-то месте… тот-то персонаж (назвать его)… делал то-то для того, чтобы…
  2. Потом он делал (смотреть на 2 сюжет)….
  3. Аналогично по каждому кадру побуждаем ребенка рассказывать о персонаже, его действиях и целях.
  4. Подведение итога, заключения. В итоге получилось …, поэтому можно сказать, что он (назвать персонаж) такой-то.
  5. Придумывание название получившемуся рассказу.
  6. И как итог попросите их рассказать их историю, используя картинки в качестве поддержки.

Серия картинок для рассказывания. Тема  «Сказка про Ёжика» по рассказу В. Сутеева

(Изображение кликабельно, открывается в новой вкладке)

В дальнейшем можно дополнить составленный рассказ

Важно не заставлять ребёнка к работе по сюжетным картинкам, а включать эту деятельность в игровой сюжет. Можно предложить ребенку рассказать интересную историю любимой кукле или мишке

Можно предварительно подобрать загадки или короткие стихи, созвучные по тематике сюжету серии картин.

Важно помнить, что при обучении дошкольников работе с серией картинок необходимо поддерживать их интерес и учитывать их возрастные особенности. Другой вариант работы по развитию связной речи, это прием использования картин известных художников

На странице содержится альбом с подборкой картин и текстов описаний

Другой вариант работы по развитию связной речи, это прием использования картин известных художников. На странице содержится альбом с подборкой картин и текстов описаний.

В сети достаточно много пособий, в которых предлагаются оригинальные материалы для развития связной речи на логопедических занятиях и при самостоятельных занятиях родителей с детьми дошкольного возраста. Одним из таких пособий является Составляем рассказ по серии сюжетных картин Воробьевой Т. А. В пособии приводится методика обучения составлению рассказов по серии сюжетных картинок. На каждый рассказ предлагаются четыре связанные одним сюжетом  картинки плюс рекомендуемая опорная лексика:  существительные, прилагательные и глаголы. При выполнении приведенных заданий решаются следующие коррекционные задачи:

  • расширение и активизация  словарного запаса;
  • развитие самостоятельной связной речи;
  • совершенствование грамматического строя речи.

Издание хорошо иллюстрировано. Картинки узнаваемые. Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений, родителям. Рекомендовано для занятий с детьми 4-6 лет.

Процедура проведения диагностики

Методика Р. Р. Калининой достаточно проста в применении. Для проведения теста необходим лишь стимульный материал — серия картинок с изображениями различных поступков, а также протокол, в котором экспериментатор фиксирует ответы испытуемого, а также его эмоциональные реакции (их внешние проявления — улыбка, кивок или нахмуренные брови и т. п.).

Тестирование проводится индивидуально в устной форме, поскольку экспериментатору важно выяснить ответы испытуемого в ходе беседы, чтобы зафиксировать его эмоциональные реакции. Тест не ограничен по времени, но ответы ребёнка должны укладываться в разумные временные рамки. Рекомендуется предварять задание следующим объяснением: «Перед тобой карточки с картинками, на которых изображены различные поступки детей

Отложи картинки, на которых изображены хорошие поступки в одну сторону, а те, на которых показаны плохие поступки — в другую. Объясни, почему ты так думаешь»

Рекомендуется предварять задание следующим объяснением: «Перед тобой карточки с картинками, на которых изображены различные поступки детей. Отложи картинки, на которых изображены хорошие поступки в одну сторону, а те, на которых показаны плохие поступки — в другую. Объясни, почему ты так думаешь».

Ход НОД

Дидактическая игра «Подберём слово»

— Какое время года сейчас? (Ответы воспитанников)

Инструкция. У меня снежинка. Мы будем передавать её по кругу. Получивший снежинку ответит на вопрос: зима какая?

Дыхательная гимнастика «Снежинки»

Инструкция. Правильно. Зима ветреная, холодная, снежная, студёная. Сейчас мы проверим, какой ветер можно создать, подув на волшебные снежинки. (Задание «У кого дальше улетит снежинка»). Вам нужно вдохнуть носом, а выдохнуть ртом. Условие: ваши плечи не должны подниматься. Вот так падает, и кружится снег зимой.

Упражнение на применение предлогов

Стимулировать применение предлогов «на, под, в, из, за», обозначающих пространственное расположение предметов.

— Вы очень сильно подули на снежинки. Все картины разлетелись по группе и перепутались. Надо восстановить порядок.

— Давайте найдем изображения. Отвечайте так: моя карточка была…. (Ответы малышей: под стулом, на подоконнике, за мольбертом, в коробке…. Одна картинка не из серии).

Слайд 5 Предметные картины – на них изображены один или

несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» – автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров). Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. М. М. Конина считала, что разные типы картин должны по-разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку. Предметные картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия. Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием, например (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова (М., Планета, 1992). Используются и репродукции картин мастеров искусства: пейзажные картины: А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; К. Юон «Мартовское солнце»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень» и др.;     натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

Пересказ и устное сочинение

Пересказ – это воспроизведение проработанного по определённой методике текста.

Устное сочинение – составление предложения к каждой картинке так, чтобы в конечном итоге получился связный рассказ. *Начинать подготовку к устным сочинениям нужно с 3-4 лет.# Малышу предлагается несколько картинок, которые нужно разложить в правильной последовательности. Задание развивает логическое мышление. Во время процесса нужно побуждать дошкольника к речевой деятельности наводящими вопросами.

Пример: три картинки, на первой – мальчик чистит зубы, потом завтракает, одевается и идёт гулять.

— С чего начинается утро? (Малыш, скорее всего, расскажет про своё утро.)

— Зачем нужно чистить зубы?

— Чем ты завтракаешь?

— Что нужно сделать перед выходом на улицу?

Потом нужно предложить разложить картинки по порядку.

Следующий шаг, если ребёнок справился, – рассказать, как прошло утро этого мальчика. Ему можно придумать имя.

*Сюжетные картинки нужно выбирать исходя из жизненного опыта детей.# Им будет понятно и интересно описывать сюжеты с изображением игр и бытовых сценок, с которыми малыши сталкиваются каждый день. За основу можно брать сказки и сказочных персонажей.

Требования к сериям сюжетных картинок

1. Реалистичные изображения. Все предметы должны быть узнаваемы.

2. Отсутствие лишних деталей. Ребёнок не должен отвлекаться на дополнительные картинки, если они не предусмотрены в рассказе.

3. Знакомые ситуации, зашифрованные в изображениях.

4. Количество картинок увеличивают с возрастом. Начинать нужно с 3-4 картинок.

Описывать можно не только последовательность действий

Не менее важно научиться описывать один предмет

Графические схемы для устного сочинения

Графические схемы – картинки, связанные с предметом. Они напоминают ребёнку, где этот предмет может использоваться, для чего, какие предметы могут быть связаны с ним.

Пример описания профессии врача

*Картинка 1. Доктор.

Картинка 2. Доктор идёт в поликлинику (она больше знакома детям, чем больница).

Картинка 3. Инструменты врача – градусник, лекарства, стетоскоп.

Картинка 4. Доктор осматривает грустного ребёнка.

Картинка 5. Улыбающийся доктор и прыгающий выздоровевший ребёнок.#

Вопросы к картинкам:

1. Кто это?

2. Где работает доктор?

3. Что нужно ему для работы?

4. Кто приходит к врачу?

5. Для чего нужна профессия доктора?

Должен получиться примерно такой рассказ:

Это доктор. Он работает в поликлинике. У него есть градусник, лекарства и стетоскоп. К доктору приходят заболевшие дети. Он их лечит. Профессия доктора нужна, чтобы дети не болели.

*Такие схемы можно нарисовать самим от руки. По необходимости надо уточнять, что именно нарисовано на картинке.#

Описание можно составлять о профессиях, фруктах, овощах, животных, временах года и т. д.

Схемы для составления описательных рассказов для дошкольников разработаны Татьяной Ткаченко. Это небольшой сборник с самыми ходовыми тематиками для дошкольного возраста.

Схема описания картинки на лексическую тему «Весна»

Сначала предлагается рассмотреть картинку.

Подготовительная беседа:

1. Какие времена года ты знаешь?

2. Какое время года ты видишь?

3. Что происходит весной?

Вопросы для составления рассказа:

1. Какие погодные изменения происходят весной?

2. Почему весной много ручейков?

3. Какие птицы прилетают с юга?

4. Какие цветочки начинают расти весной?

5. Что происходит с деревьями весной?

Схема описания картинки на лексическую тему «Фрукты»

Дана картинка с изображением яблока.

Подготовительная беседа:

1. Какие фрукты ты знаешь?

2. Где растут фрукты?

3. Что делают из фруктов?

Вопросы для составления рассказа:

1. Как называется этот фрукт?

2. Где растёт яблоко?

3. Когда поспевают яблоки?

4. Какой вкус у яблок?

5. Что можно приготовить из яблок?

*По такому принципу можно описывать любые картинки, соответствующие определённым лексическим темам.#

Слайд 10Виды рассказов детей по картинеОписание предметных картин – это связное последовательное

описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.5. Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Другие статьи по теме:

Как правильно ставить ударения в сложных словах?
как научить ребенка разговаривать
упражнения для речи
Как научить ребенка говорить звук «Р»?
Как научить ребенка говорить звук Л?
Как научить ребенка пересказывать текст?
пальчиковый массаж
Как играть с логопедической куклой
Большакова. Алалия
Интервью с логопедом Мариной Решетко
Рекомендации для родителей детей с задержкой речевого развития; признаки нарушений речевого развития
Нормы психомоторного и доречевого развития ребенка
Интервью с логопедом Оксаной Виноградной, автором логопедических пособий для неговорящих детей
Автоматизация звука «С» в слогах и словах

Советы родителям

Все мы знаем, что ребёнок на первых порах своего развития усваивает то, что ему интересно. Чтобы процесс обучения повествованию по сюжетным картинкам был и полезным, и интересным, следует придерживаться некоторых правил:

  • Следите за чёткостью и полнотой предложений в рассказе вашего малыша.
  • Задавайте больше вопросов, покажите вашу заинтересованность.
  • Постарайтесь быть активными и живо реагировать на ответы ребёнка.
  • Записывайте получившиеся предложения, так рассказ малыша станет наглядным.
  • Не следует поправлять ребёнка, если он рассказывает по теме картинок. Но если малыш увлёкся и просто попусту болтает, необходимо его направить к предмету рассказа.
  • Если вы только начали заниматься с сюжетными картинками, то начните с короткого рассказа.
  • Чтобы сразу заинтересовать ребёнка подобными занятиями, попробуйте начать с весёлых картинок. Дети любят юмор не меньше взрослых и с удовольствием расскажут вам смешную историю.

И конечно же, родителям юных рассказчиков необходимо помнить о терпении и тактичности. Со временем малыш всему научится, даже если ему, возможно, потребуется чуть больше времени, чем его сверстникам.

Софья Рогозинская

Возрастные этапы обучения рассказыванию

Процесс обучения рассказыванию по картинной серии проходит через различные возрастные этапы, которые отражают развитие коммуникативных и языковых навыков у детей.

Младший возраст

(обогащается словарь, формируется внимание к отдельным деталям картины, совершенствуется умение отвечать на вопросы по их содержанию).
Средний возраст. Обучение с опорой на вопросы логопеда, а затем по образцу.
Старший возраст

Самостоятельное составление рассказа, помощь взрослого в придумывании начала и концовки повествования.
Подготовительная группа. Самостоятельное описание каждой картины из серии, после чего высказывания ребенка объединяются в единый сюжет.

Детям в дошкольном возрасте оптимально предлагать серию картин сначала из 6-8 кадров, а затем из 3-4 кадров.

О пользе и эффективности

Серия сюжетных картинок, как уже было сказано ранее, даёт универсальный эффект, развивая связную грамотную речь, образное и логическое мышление.

Логическое мышление.

Рассматривая именно серию картинок, дошкольник учится в них определять обобщающее звено и на этом основании делать вывод о том, что картинки объединены сюжетной линией. Таким образом формируется аналитическое мышление, а также логическое построение, с помощью которых дети и составляют связный рассказ.

Образное мышление.

Без фантазии составить рассказ по картинке в принципе невозможно. Предположим, серия картинок посвящена ёжику, который нашёл воздушный шарик. Ребёнок задастся вопросом: откуда в лесу появился этот самый шарик? Вот тут на помощь приходит фантазия с воображением: друзья шли на день рождения через лес и один из шариков упустили.

Связная грамотная речь.

Формируется с возраста 4–6 лет, когда ребёнок может ответить на вопрос полным развёрнутым предложением с однородными членами. Для её успешного формирования и тренировки серии сюжетных картин будут очень кстати

Практика составления рассказов, когда перед глазами есть подсказки в виде картинок, поможет ребёнку грамотно и связно отвечать на вопросы, уделяя внимание деталям происходящего.

Конспект занятия №3 по обученю рассказыванию по серии сюжетных картинок в подготовительной группе.

Задачи:

  • упражнять детей в составлении рассказа по серии сюжетных картинок;
  • учить развивать сюжет, придумывая продолжение рассказа;
  • учить давать оценку поступкам людей, их эмоциональному состоянию.

Словарь:

грустный, печальный, огорчение, веселый, радостный, веселье, стыдно, покраснел, «не смотрит в глаза».

Подготовительная работа:

  • чтение стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
  • беседы о правилах поведения в обществе, о делах плохих и хороших;
  • рассматривание и беседа по данной серии сюжетных картинок.

Оборудование:

серия картинок (4 шт.), мячик.

Ход занятия

1. Организация внимания:

Игра «Скажи наоборот» (логопед называет слово, бросает ребенку мяч, тот возвращает его, произносит слово с обратным значением (радость, грусть, добрый, веселый, трудолюбивый, вежливый, жадный, красивый, ленивый, злой, грустный, щедрый).

2. Вступительная беседа:

— Ребята, вы знаете, что есть поступки плохие и хорошие, если человек совершит хороший поступок, то как про него можно сказать (хороший, справедливый, добрый). А если кто-то поступит плохо, то такому человеку обязательно будет стыдно. Поэтому нужно стараться вести себя так, чтобы потом не пришлось краснеть за свои поступки. Давайте расскажем о том, какие хорошие поступки вы совершили.

3. Рассказывание по картинкам.

— Сегодня мы будем составлять рас сказ про Олега и Мишу (выставляет первую картинку). Ира начнет рассказывать, а мы будем слушать внимательно и дополнять рассказ (Ира рассказывает. После рассказа дети вносят дополнения и поправки).

— Ребята, как в такой ситуации нужно поступить Мише?

— Давайте посмотрим, как же поступил Миша (выставляется вторая картинка). Кто хочет рассказать?

— Кто дополнит рассказ Артема? (Логопед следит за тем, чтобы в своих рассказах дети дали оценку поступку Миши).

— Миша поступил нехорошо. Как вы думаете, ему радостно от того, что он отобрал у Олега игрушку?

— Посмотрим следующую картинку. Вика, расскажи, что было раньше.

— Вам понравился рассказ Вики?

— Людям, которые поступают нехорошо, обычно бывает стыдно за свои поступки. И они даже краснеют от стыда. Посмотрим, стыдно ли Мише (выставляется четвертая картинка).

— Кто хочет рассказать? (Если ребенок в рассказе упускает это, то логопед просит обратить внимание на настроение персонажей картины). 4

Физминутка

4. Физминутка.

Две руки хлопают,
Две ноги топают,
Два локтя вращаются,
Два глаза закрываются.

5. Работа над развитием воображения:

— Дети, подумайте, а что могло произойти дальше? (Дети стали играть вместе).

— А как играть вместе, ведь игрушка-то одна? (Дети высказываю свои варианты)

— А на следующий день, когда мальчики пришли в детский сад, что мог сделать Миша, чтобы порадовать Олега?

— Так как же нужно играть, чтобы никому не было обидно?

— Кто хочет еще раз рассказать про Олега и Мишу (выслушивается 1-2 рассказа с добавлением своего конца истории).

6. Итог занятия.

Логопед дает оценку рассказам детей.

Литература:

  • Бородич А.М. «Методика развития речи детей» М. Просвещение, 1981 г
  • Гербова В.В. «Учусь говорить» М. Просвещение, 1999 г.
  • Глухов В. П. Особенности обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста с ОНР//Дефектология. 1986 №3

Ксейко Л.А.,
учитель-логопед высшей кв. категории

Части животных

Предложите ребенку подобрать головы и хвосты различных животных. Или пусть он повеселится, создавая новых чудо-зверей!

Что понадобится:

  • Изображения животных из журналов или недорогих книжек с картинками
  • Ножницы
  • Клей
  • Листы плотной бумаги
  1. Вырежьте изображения различных животных. Разрежьте картинки пополам, разделив головную часть и хвостовую.
  2. Положите половинки картинок с головами на пол или на стол перед ребенком. Достаньте одну из половинок с хвостом и дайте ребенку подобрать к нему соответствующую голову.
  3. Пусть ребенок наклеит целое животное на лист бумаги. Продолжайте, пока все животные не будут восстановлены.

Варианты игры. Предложите ребенку специально перепутать головы и хвосты, чтобы получились новые смешные звери!

Осваиваемые навыки:

  • Осознание собственного тела
  • Навыки классификации
  • Когнитивные / мыслительные навыки
  • Развитие мелкой моторики

Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста

Такой вид рассказывания подойдет для старших дошкольников, 6-7 лет. Он развивает связную речь и творческое мышление. У дошкольников богатая фантазия. Если направить её в нужное русло, можно развивать творческие способности детей.

Смысл творческого пересказа или описания – ребёнок сам придумывает сюжетные линии или концовку.

Начинать нужно с реалистичных рассказов. События вполне могли бы происходить в реальности. Нужно придумать продолжение истории. Самые сложные рассказы связаны с описанием природы. Детям ещё трудно выражать своё отношение к ней.

*Вспомогательные вопросы помогают детям выражать мысли.#

Методика работы с незаконченным сюжетом

1. Ребёнок раскладывает картинки в нужном порядке.

2. Нужно составить по сюжету рассказ.

3. Взрослый даёт инструкцию: «А теперь давай подумаем, что произошло дальше…».

Можно брать те же картинки, что использовались к составлению полных рассказов. Просто последние нужно убрать. Желательно, чтобы ребёнок ещё не сталкивался с ними. В этом случае он просто вспомнит сюжет, а не придумает его.

Взрослому, когда он читает вслух детские рассказы, рекомендуется иногда спрашивать у ребёнка, как он поступил бы в данной ситуации? Или попросить придумать, что произошло бы, если бы герой поступил по-другому

*Домысливания учат ребёнка осмысливать прочитанное и формируют самостоятельное творческое мышление.# Важно на начальных этапах не путать жанры рассказа и сказки. Если рассказ реалистичный, не нужно допускать появления в нём сказочных персонажей и волшебства. *Обучение творческому рассказу дошкольников способствует развитию грамотной речи и развивает мышление.#

*Обучение творческому рассказу дошкольников способствует развитию грамотной речи и развивает мышление.#

После того как дошкольник научился придумывать концовки или даже сюжетные линии, можно приступить к сочинению сказок.

Сочинение сказок

Можно предложить в уже знакомый рассказ включить какой-то сказочный компонент. Предложение придумать, как поступил бы герой, если дать ему волшебную палочку, понравится малышу.

Детям очень нравится придумывать сказки со своим участием. Взрослый может начать придумывать, а потом предложить малышу продолжить. Затем можно перейти к сочинению сказок о любимых игрушках, других детях или предметах. Сказки несут в себе воспитательный компонент. *Можно корректировать поведение малыша, придумывая сказочные сюжеты. Герои попадают в ситуации, в которых оказался ребёнок. Вместе можно предложить герою правильный выход.#

Игровые технологии в обучении рассказыванию для дошкольников помогают поддерживать активный интерес к процессу. *Вместо картинок можно применять театрализацию.# С помощью пальчиковых кукол ребёнок придумывает окончание сюжета.

Если под рукой нет подходящих кукол или специального настольного театра, можно выполнить его своими руками. Героев можно нарисовать и наклеить на картон, а затем их вырезать. *Сочетание игры и образовательных задач даёт хороший результат.#

Дети не только обучаются осознанно решать творческие задачи, но и начинают связно, грамотно выражать свои мысли. Речевое развитие в дошкольном возрасте имеет огромное значение. В школе обычно у детей с хорошим уровнем речевого развития нет проблем с успеваемостью.

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

  • «Вконтакте»:
  • «Одноклассники»:
  • «Инстаграм»:
  • «YouTube»:

Сейчас в текущем разделе «Устное сочинение» также читают

План курсовой работы

Введение.

1. Научно-теоретические основы обучения учащихся с легкой степенью умственной отсталости составлению рассказов.

  • 1.1. Закономерности развития навыков составления рассказов в онтогенезе.
  • 1.2. Особенности развития у учащихся с легкой степенью умственной отсталости навыков составления рассказов.
  • 1.3. Методические аспекты обучения учащихся с легкой степенью умственной отсталости составлению рассказов.

Выводы по 1 главе.

2. Организация, содержание и результаты эмпирического исследования.

  • 2.1. Общая организация эмпирического исследования.
  • 2.2. Изучение особенностей и выявление уровня развития у учащихся 4-го класса навыка составления рассказов.
  • 2.3. Программно-методические аспекты коррекционной работы по обучению учащихся 4 — го класса с легкой степенью умственной отсталости составлению рассказа с использованием серии сюжетных картинок.

Выводы по 2 главе.

Заключение.

Аннотация.

Список использованных источников и литературы.

Приложение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: