Советы родителям
Все мы знаем, что ребёнок на первых порах своего развития усваивает то, что ему интересно. Чтобы процесс обучения повествованию по сюжетным картинкам был и полезным, и интересным, следует придерживаться некоторых правил:
- Следите за чёткостью и полнотой предложений в рассказе вашего малыша.
- Задавайте больше вопросов, покажите вашу заинтересованность.
- Постарайтесь быть активными и живо реагировать на ответы ребёнка.
- Записывайте получившиеся предложения, так рассказ малыша станет наглядным.
- Не следует поправлять ребёнка, если он рассказывает по теме картинок. Но если малыш увлёкся и просто попусту болтает, необходимо его направить к предмету рассказа.
- Если вы только начали заниматься с сюжетными картинками, то начните с короткого рассказа.
- Чтобы сразу заинтересовать ребёнка подобными занятиями, попробуйте начать с весёлых картинок. Дети любят юмор не меньше взрослых и с удовольствием расскажут вам смешную историю.
И конечно же, родителям юных рассказчиков необходимо помнить о терпении и тактичности. Со временем малыш всему научится, даже если ему, возможно, потребуется чуть больше времени, чем его сверстникам.
Софья Рогозинская
Части животных
Предложите ребенку подобрать головы и хвосты различных животных. Или пусть он повеселится, создавая новых чудо-зверей!
Что понадобится:
- Изображения животных из журналов или недорогих книжек с картинками
- Ножницы
- Клей
- Листы плотной бумаги
- Вырежьте изображения различных животных. Разрежьте картинки пополам, разделив головную часть и хвостовую.
- Положите половинки картинок с головами на пол или на стол перед ребенком. Достаньте одну из половинок с хвостом и дайте ребенку подобрать к нему соответствующую голову.
- Пусть ребенок наклеит целое животное на лист бумаги. Продолжайте, пока все животные не будут восстановлены.
Варианты игры. Предложите ребенку специально перепутать головы и хвосты, чтобы получились новые смешные звери!
Осваиваемые навыки:
- Осознание собственного тела
- Навыки классификации
- Когнитивные / мыслительные навыки
- Развитие мелкой моторики
Как их можно использовать?
Один из них, уже упомянутый, – картинки для составления короткого рассказа. На нашем сайте вы найдете сюжетные картинки для ребят
Чрезвычайно важно, что изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное сообщение или играть в ролевые игры для дошкольников. Не зря при обучении иностранному языку изучающих просят описать картинку, придумать диалог согласно представленной ситуации, составить ролевые игры. Эта методика применима и при обучении родному языку в рамках детского сада или эстетического центра
Вы можете скачать иллюстрации для составления короткого рассказа и распечатать их для работы
Эта методика применима и при обучении родному языку в рамках детского сада или эстетического центра. Вы можете скачать иллюстрации для составления короткого рассказа и распечатать их для работы.
Методика по развитию речи на основе картинок для составления короткого рассказа несложная. Родителям советуем поиграть с малышом в ролевые игры, разложить перед ним иллюстрации, придумать совместно какую-нибудь историю, рассказ, в котором будут задействованы семья или друзья малыша. Следите за тем, чтобы при описании ребенок не перескакивал с одного действия, предмета на другой, а излагал мысли последовательно, логично. Проведя такой урок один раз, вернитесь к проработанной картинке через некоторое время: спросите у малыша, помнит ли он составленный им рассказ, какие детали он не учел, что мог бы добавить. Серии сюжетных картинок для составления короткого рассказа хороши для уроков по развитию речи в начальных классах, на уроках родного или иностранного языка. Описание иллюстрации, ролевые игры, рассказ на ее основе могут стать хорошей основой для творческой работы. Обычно дети с удовольствием откликаются на подобные задания, поскольку детская фантазия еще не закоренела, ее полет свободен и беспрепятственен.
Методика работы с картинками для детей потребует от родителей внимания и регулярности занятий. Именно семья должна быть заинтересована в развитии малыша. Они должны помочь ему составить рассказ, ролевые игры для дошкольников, а затем вместе их обсудить.
Серии картинок для детского сада или домашнего использования для детей ориентированы на разную тематику. Например, можно составить рассказ на тему «Семья», «Времена года», «Лес», «Дом» и т.д. Методика по развитию речи для детей предполагает всесторонний охват тем, по которым может быть составлен рассказ. Также методика предполагает использование игры для детского сада, в которых будут присутствовать иллюстрации или рассказ на выбранную тематику. В результате серии таких занятий малыши начинают говорить гораздо более связно, логично, прослеживается единая нить в их речи.
Конспект занятия №1 по обучению детей рассказыванию по картине в средней группе.
Тема занятия: «Беседа по картине «Куры»
Задачи:
- учить детей полно и точно отвечать на вопросы по содержанию картины, используя в речи простую распространенную фразу,
- обогащать и активизировать словарь,
- работать над развитием силы голоса.
Подготовительная работа:
- разучивать загадки о петухе,
- беседа о домашних птицах.
Словарь:
кукарекает, кудахчет, пищат, гребешок, бородка, шпоры, пестрые, хвост колесом.
Грамматика:
- винительный падеж существительных: «клюет зернышки», «нашли жучка», «клюнуть жучка», «пьет воду», «ищет червячков»;
- предложный падеж: «на голове», «на ногах», «на пальцах», «на земле»;
- существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Оборудование:
картины «Куры», игрушка «Петух».
Ход занятия.
1. Организация внимания:
— Сначала сядут девочки, потом мальчики.
2. Встреча с петухом.
Его рассматривание.
Логопед достает коробку. Вдруг из нее раздается: «ку-ка-ре-ку!»
— Ой, кто это там кукарекает? Как вы думаете, ребята?
— Петушок.
— Давайте посмотрим (логопед открывает коробку и достает из нее большого игрушечного петуха).
— Здравствуй, петушок (дети здороваются)! Ты зачем залез в коробку?
— Здравствуйте! А я хотел всех ребят разбудить.
— Да ребята давно уже не спят. Смотри мы уже позавтракали и теперь сели заниматься.
— Да? Ну вот, значит, я опоздал.
— Петух огорчается.
— Ну, ты не грусти. Хочешь, мы тебе загадку загадаем? (Петушок со-глашается и дети загадывают ему загадку: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Ночью — распевает, днем — время считает»).
-Ну, это про меня загадка. Да, и днем, и ночью распеваю. Я прямо как будильник. Я очень нужный.
— Да, Петя, ты не только нужный, но еще и очень красивый. Да, ребята? Хочешь мы про тебя расскажем? (Логопед вместе с детьми рассказывает).
— А у меня есть картина, на которой нарисована куриная семья. Хотите посмотреть? (Логопед вывешивает картину). Давайте назовем всех-всех, кто нарисован на этой картине.
— Кто это?
— Расскажите, какой у него гребешок.
— Что у него еще есть на голове?
— Какой у него клюв?
— Какие глаза?
— Какой у петуха хвост?
— Какие у петуха лапы? Что есть на лапах?
— Какого цвета перышки у петуха?
— Что делает петух?
— Какой он?
— А это кто? Какие они?
— Какого цвета цыплята?
— С кем гуляют цыплята?
— Что делает их мама-курица?
— Куда смотрят эти цыплята? Что они хотят сделать?
— Что здесь нарисовано? Что делает эта курица?
— Сколько всего кур здесь нарисовано?
3. Работа над силой голоса.
— Понравилась вам эта картина?
— А тебе, Петя? Давайте покричим, как петух. Что он делает? (Кукарекает). Как он кукарекает громко или тихо?
— А как куры своих детей созывают? (Изображают). Что они делают? (Кудахчут).
— А что делают цыплята? Каким голосом они пищат? (Тонким, тихим).- Изображают.
4. Итог занятия.
Дети прощаются с петухом и приглашают его еще в гости.
Логопед дает оценку ответам детей.
Сочинение сказок
Можно предложить в уже знакомый рассказ включить какой-то сказочный компонент. Предложение придумать, как поступил бы герой, если дать ему волшебную палочку, понравится малышу.
Детям очень нравится придумывать сказки со своим участием. Взрослый может начать придумывать, а потом предложить малышу продолжить. Затем можно перейти к сочинению сказок о любимых игрушках, других детях или предметах. Сказки несут в себе воспитательный компонент. *Можно корректировать поведение малыша, придумывая сказочные сюжеты. Герои попадают в ситуации, в которых оказался ребёнок. Вместе можно предложить герою правильный выход.#
Игровые технологии в обучении рассказыванию для дошкольников помогают поддерживать активный интерес к процессу. *Вместо картинок можно применять театрализацию.# С помощью пальчиковых кукол ребёнок придумывает окончание сюжета.
Если под рукой нет подходящих кукол или специального настольного театра, можно выполнить его своими руками. Героев можно нарисовать и наклеить на картон, а затем их вырезать. *Сочетание игры и образовательных задач даёт хороший результат.#
Дети не только обучаются осознанно решать творческие задачи, но и начинают связно, грамотно выражать свои мысли. Речевое развитие в дошкольном возрасте имеет огромное значение. В школе обычно у детей с хорошим уровнем речевого развития нет проблем с успеваемостью.
Справочно:
Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.
Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).
- «Вконтакте»:
- «Одноклассники»:
- «Инстаграм»:
- «YouTube»:
Сейчас в текущем разделе «Устное сочинение» также читают
Другие статьи по теме:
Как правильно ставить ударения в сложных словах?
как научить ребенка разговаривать
упражнения для речи
Как научить ребенка говорить звук «Р»?
Как научить ребенка говорить звук Л?
Как научить ребенка пересказывать текст?
пальчиковый массаж
Как играть с логопедической куклой
Большакова. Алалия
Интервью с логопедом Мариной Решетко
Рекомендации для родителей детей с задержкой речевого развития; признаки нарушений речевого развития
Нормы психомоторного и доречевого развития ребенка
Интервью с логопедом Оксаной Виноградной, автором логопедических пособий для неговорящих детей
Автоматизация звука «С» в слогах и словах
Если у ребенка не получается составить сюжетный рассказ
Если рассказ ребенка отрывистый, скудный, беден на предлоги и прилагательные, без использования ярких образных оборотов, помогите ему.
Можно использовать наводящие вопросы:
- сколько героев на картинке?
- как он/они выглядят? Во что одеты, какое у него/у них настроение?
- чем он/они заняты?
- какое время суток, время года на картинке?
- Понравилась ли тебе картинка? А герой – хороший или плохой? Ты бы с ним/ними подружился?
Далее ребенок повторяет попытку составления рассказа по тем же карточкам (если не устал). Не беда, если получается пересказ: он тоже обогащает речь новыми словами и оборотами, тренирует память и звуки.
Конечно, составление рассказа – деятельность более сложная чем пересказ, и развивать навык составления рассказа в режиме монолога перед школой следует обязательно.
Как составить рассказ – описание по картинке?
Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ — описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода, помните о следующих моментах:
- Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Одного предложения, типа «Я расскажу о сиамской кошке» будет вполне достаточно.
- Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления). Например, описывая кошку, расскажите, как она выглядит (окрас, шерсть). Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки. Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том, зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит?
- Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.
- Обозначая тему рассказа нужно обязательно упомянуть автора и название картины.
- Рассматривая пейзаж, задайтесь с ребенком вопросами: какое время года изображено на картине? Что нарисовано на переднем плане? На заднем? Какое настроение передает картина?
Рассматривая портрет – сначала назовите человека, изображенного на нем, опишите его пол, возраст. Рассмотрите, во что одет человек? На фоне чего он изображен? Спросите ребенка, как ему кажется, человек, изображенный на картине – какой? Строгий, мечтательный, сильный, слабый? Почему он так решил? - Подводя итоги, нужно высказать общее впечатление и настроение от картины.
Пересказ и устное сочинение
Пересказ – это воспроизведение проработанного по определённой методике текста.
Устное сочинение – составление предложения к каждой картинке так, чтобы в конечном итоге получился связный рассказ. *Начинать подготовку к устным сочинениям нужно с 3-4 лет.# Малышу предлагается несколько картинок, которые нужно разложить в правильной последовательности. Задание развивает логическое мышление. Во время процесса нужно побуждать дошкольника к речевой деятельности наводящими вопросами.
Пример: три картинки, на первой – мальчик чистит зубы, потом завтракает, одевается и идёт гулять.
— С чего начинается утро? (Малыш, скорее всего, расскажет про своё утро.)
— Зачем нужно чистить зубы?
— Чем ты завтракаешь?
— Что нужно сделать перед выходом на улицу?
Потом нужно предложить разложить картинки по порядку.
Следующий шаг, если ребёнок справился, – рассказать, как прошло утро этого мальчика. Ему можно придумать имя.
*Сюжетные картинки нужно выбирать исходя из жизненного опыта детей.# Им будет понятно и интересно описывать сюжеты с изображением игр и бытовых сценок, с которыми малыши сталкиваются каждый день. За основу можно брать сказки и сказочных персонажей.
Требования к сериям сюжетных картинок
1. Реалистичные изображения. Все предметы должны быть узнаваемы.
2. Отсутствие лишних деталей. Ребёнок не должен отвлекаться на дополнительные картинки, если они не предусмотрены в рассказе.
3. Знакомые ситуации, зашифрованные в изображениях.
4. Количество картинок увеличивают с возрастом. Начинать нужно с 3-4 картинок.
Описывать можно не только последовательность действий
Не менее важно научиться описывать один предмет
Графические схемы для устного сочинения
Графические схемы – картинки, связанные с предметом. Они напоминают ребёнку, где этот предмет может использоваться, для чего, какие предметы могут быть связаны с ним.
Пример описания профессии врача
*Картинка 1. Доктор.
Картинка 2. Доктор идёт в поликлинику (она больше знакома детям, чем больница).
Картинка 3. Инструменты врача – градусник, лекарства, стетоскоп.
Картинка 4. Доктор осматривает грустного ребёнка.
Картинка 5. Улыбающийся доктор и прыгающий выздоровевший ребёнок.#
Вопросы к картинкам:
1. Кто это?
2. Где работает доктор?
3. Что нужно ему для работы?
4. Кто приходит к врачу?
5. Для чего нужна профессия доктора?
Должен получиться примерно такой рассказ:
Это доктор. Он работает в поликлинике. У него есть градусник, лекарства и стетоскоп. К доктору приходят заболевшие дети. Он их лечит. Профессия доктора нужна, чтобы дети не болели.
*Такие схемы можно нарисовать самим от руки. По необходимости надо уточнять, что именно нарисовано на картинке.#
Описание можно составлять о профессиях, фруктах, овощах, животных, временах года и т. д.
Схемы для составления описательных рассказов для дошкольников разработаны Татьяной Ткаченко. Это небольшой сборник с самыми ходовыми тематиками для дошкольного возраста.
Схема описания картинки на лексическую тему «Весна»
Сначала предлагается рассмотреть картинку.
Подготовительная беседа:
1. Какие времена года ты знаешь?
2. Какое время года ты видишь?
3. Что происходит весной?
Вопросы для составления рассказа:
1. Какие погодные изменения происходят весной?
2. Почему весной много ручейков?
3. Какие птицы прилетают с юга?
4. Какие цветочки начинают расти весной?
5. Что происходит с деревьями весной?
Схема описания картинки на лексическую тему «Фрукты»
Дана картинка с изображением яблока.
Подготовительная беседа:
1. Какие фрукты ты знаешь?
2. Где растут фрукты?
3. Что делают из фруктов?
Вопросы для составления рассказа:
1. Как называется этот фрукт?
2. Где растёт яблоко?
3. Когда поспевают яблоки?
4. Какой вкус у яблок?
5. Что можно приготовить из яблок?
*По такому принципу можно описывать любые картинки, соответствующие определённым лексическим темам.#
Процедура проведения диагностики
Методика Р. Р. Калининой достаточно проста в применении. Для проведения теста необходим лишь стимульный материал — серия картинок с изображениями различных поступков, а также протокол, в котором экспериментатор фиксирует ответы испытуемого, а также его эмоциональные реакции (их внешние проявления — улыбка, кивок или нахмуренные брови и т. п.).
Тестирование проводится индивидуально в устной форме, поскольку экспериментатору важно выяснить ответы испытуемого в ходе беседы, чтобы зафиксировать его эмоциональные реакции. Тест не ограничен по времени, но ответы ребёнка должны укладываться в разумные временные рамки. Рекомендуется предварять задание следующим объяснением: «Перед тобой карточки с картинками, на которых изображены различные поступки детей
Отложи картинки, на которых изображены хорошие поступки в одну сторону, а те, на которых показаны плохие поступки — в другую. Объясни, почему ты так думаешь»
Рекомендуется предварять задание следующим объяснением: «Перед тобой карточки с картинками, на которых изображены различные поступки детей. Отложи картинки, на которых изображены хорошие поступки в одну сторону, а те, на которых показаны плохие поступки — в другую. Объясни, почему ты так думаешь».
Слайд 37При выборе объекта и его эмоциональной характеристики воспитателю необходимо учитывать возраст
ребенка (детей). Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаза кошки-мамы),места происходящего (я – комната, в которой находится кошачья семья).
От простых и обобщённых эмоциональных характеристик (добрый – злой) переходить к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный…).
Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя «Я – тот-то…», потом описать свое эмоциональное состояние, настроение, характер: далее передать восприятие изображенного на картине глазами выбранного героя; предложить решение проблемной ситуации. Окончание рассказа – восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название.
Проведение теста Р.Р. Калининой среди дошкольников и младших школьников
Для организации диагностики понадобится набор из 8 (для детей 4–5 лет) или 10 изображений (для 6–8-летних испытуемых), а также протокол в удобной для экспериментатора форме. Алгоритм проведения тестирования таков:
- Ребёнок получает карточки с изображениями.
- Организатор определяет задачу: «Разложи картинки в две стопки, чтобы в одной были изображения хороших поступков, а в другой — плохих».
- Взрослому также требуется оговорить следующее: несмотря на отсутствие временных рамок, слишком долго думать над каждой карточкой не стоит.
- После того как малыш классифицирует все картинки, взрослому потребуется снова разложить их перед испытуемым и задать вопросы: «Какое настроение у мальчика?», «Почему ты так думаешь?». Детям 6 лет и старше предлагаются только пары 2, 3, 5, а вопрос звучит так: «Что чувствуют герои картинок, как думаешь?», «Почему?».
Слайд 16Игры на данном этапе: — «Подзорная труба» Цель: упражнение детей в умении
выделять конкретные объекты, изображенные на картине и давать им соответствующие названия.
Воспитатель предлагает рассмотреть картину через волшебную подзорную трубу и назвать только один предмет или одно живое существо
Это активизирует словарный запас дошкольников и развивает их внимание.- «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и т.д. Цель: активизация внимания детей для определения деталей одного объекта.Воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей
Темп работы достаточно быстрый. Предварительно составляется тематический словарь. Последовательность называния объектов может быть любой.
Слайд 18Игры и творческие задания: — Использование волшебника Объединения. Пришел волшебник Объединения
и объединил 2 объекта. Волшебник просит объяснить/, почему он это сделал.
— Игра «Ищу друзей» – найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению.
— Игра «Ищу недругов» – найти объекты, которые между собой «не дружат».
— Игра «Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит» — объяснить причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между 2 объектами.
Воспитатель должен вести детей к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце – подтверждение (вывод).
После установления взаимосвязей педагогу следует подвести итог рассказа – рассуждения
Необходимо осознать мыслительную операцию и вывести правило: «Все объекты на картине связаны, важно доказать это».
Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста
Такой вид рассказывания подойдет для старших дошкольников, 6-7 лет. Он развивает связную речь и творческое мышление. У дошкольников богатая фантазия. Если направить её в нужное русло, можно развивать творческие способности детей.
Смысл творческого пересказа или описания – ребёнок сам придумывает сюжетные линии или концовку.
Начинать нужно с реалистичных рассказов. События вполне могли бы происходить в реальности. Нужно придумать продолжение истории. Самые сложные рассказы связаны с описанием природы. Детям ещё трудно выражать своё отношение к ней.
*Вспомогательные вопросы помогают детям выражать мысли.#
Методика работы с незаконченным сюжетом
1. Ребёнок раскладывает картинки в нужном порядке.
2. Нужно составить по сюжету рассказ.
3. Взрослый даёт инструкцию: «А теперь давай подумаем, что произошло дальше…».
Можно брать те же картинки, что использовались к составлению полных рассказов. Просто последние нужно убрать. Желательно, чтобы ребёнок ещё не сталкивался с ними. В этом случае он просто вспомнит сюжет, а не придумает его.
Взрослому, когда он читает вслух детские рассказы, рекомендуется иногда спрашивать у ребёнка, как он поступил бы в данной ситуации? Или попросить придумать, что произошло бы, если бы герой поступил по-другому
*Домысливания учат ребёнка осмысливать прочитанное и формируют самостоятельное творческое мышление.# Важно на начальных этапах не путать жанры рассказа и сказки. Если рассказ реалистичный, не нужно допускать появления в нём сказочных персонажей и волшебства. *Обучение творческому рассказу дошкольников способствует развитию грамотной речи и развивает мышление.#
*Обучение творческому рассказу дошкольников способствует развитию грамотной речи и развивает мышление.#
После того как дошкольник научился придумывать концовки или даже сюжетные линии, можно приступить к сочинению сказок.
История в картинках
Все любят смотреть на семейные фотографии, вспоминая драгоценные моменты жизни. Узнайте, сможет ли ваш ребенок разложить фото в хронологическом порядке.
Что понадобится:
3 или 4 фото семейного отпуска, дня рождения или иного особенного события
- Перемешайте фотографии и разложите на столе.
- Попросите ребенка вспомнить, что происходило сначала, и выбрать соответствующее фото.
- Потом попросите его выбрать фотографию, на которой изображено то, что было дальше. Продолжайте, пока он не соберет все фото в хронологическом порядке.
- Попросите ребенка рассказать о том, что происходило, от начала до конца, задавая вопросы, чтобы помочь ему вспомнить все более подробно.
Варианты игры. Выберите несколько фотографий, отражающих разные события, и попросите его разложить их по событиям. После этого нужно будет разложить фотографии, посвященному одному и тому же событию, в хронологическом порядке.
Осваиваемые навыки:
- Навыки классификации
- Когнитивные / мыслительные навыки
- Тонкая моторика
- Подготовка к обучению чтению
- Установление последовательности/группировка
- Социальное взаимодействие
Конспект занятия №3 по обученю рассказыванию по серии сюжетных картинок в подготовительной группе.
Задачи:
- упражнять детей в составлении рассказа по серии сюжетных картинок;
- учить развивать сюжет, придумывая продолжение рассказа;
- учить давать оценку поступкам людей, их эмоциональному состоянию.
Словарь:
грустный, печальный, огорчение, веселый, радостный, веселье, стыдно, покраснел, «не смотрит в глаза».
Подготовительная работа:
- чтение стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
- беседы о правилах поведения в обществе, о делах плохих и хороших;
- рассматривание и беседа по данной серии сюжетных картинок.
Оборудование:
серия картинок (4 шт.), мячик.
Ход занятия
1. Организация внимания:
Игра «Скажи наоборот» (логопед называет слово, бросает ребенку мяч, тот возвращает его, произносит слово с обратным значением (радость, грусть, добрый, веселый, трудолюбивый, вежливый, жадный, красивый, ленивый, злой, грустный, щедрый).
2. Вступительная беседа:
— Ребята, вы знаете, что есть поступки плохие и хорошие, если человек совершит хороший поступок, то как про него можно сказать (хороший, справедливый, добрый). А если кто-то поступит плохо, то такому человеку обязательно будет стыдно. Поэтому нужно стараться вести себя так, чтобы потом не пришлось краснеть за свои поступки. Давайте расскажем о том, какие хорошие поступки вы совершили.
3. Рассказывание по картинкам.
— Сегодня мы будем составлять рас сказ про Олега и Мишу (выставляет первую картинку). Ира начнет рассказывать, а мы будем слушать внимательно и дополнять рассказ (Ира рассказывает. После рассказа дети вносят дополнения и поправки).
— Ребята, как в такой ситуации нужно поступить Мише?
— Давайте посмотрим, как же поступил Миша (выставляется вторая картинка). Кто хочет рассказать?
— Кто дополнит рассказ Артема? (Логопед следит за тем, чтобы в своих рассказах дети дали оценку поступку Миши).
— Миша поступил нехорошо. Как вы думаете, ему радостно от того, что он отобрал у Олега игрушку?
— Посмотрим следующую картинку. Вика, расскажи, что было раньше.
— Вам понравился рассказ Вики?
— Людям, которые поступают нехорошо, обычно бывает стыдно за свои поступки. И они даже краснеют от стыда. Посмотрим, стыдно ли Мише (выставляется четвертая картинка).
— Кто хочет рассказать? (Если ребенок в рассказе упускает это, то логопед просит обратить внимание на настроение персонажей картины). 4
Физминутка
4. Физминутка.
Две руки хлопают,
Две ноги топают,
Два локтя вращаются,
Два глаза закрываются.
5. Работа над развитием воображения:
— Дети, подумайте, а что могло произойти дальше? (Дети стали играть вместе).
— А как играть вместе, ведь игрушка-то одна? (Дети высказываю свои варианты)
— А на следующий день, когда мальчики пришли в детский сад, что мог сделать Миша, чтобы порадовать Олега?
— Так как же нужно играть, чтобы никому не было обидно?
— Кто хочет еще раз рассказать про Олега и Мишу (выслушивается 1-2 рассказа с добавлением своего конца истории).
6. Итог занятия.
Логопед дает оценку рассказам детей.
Литература:
- Бородич А.М. «Методика развития речи детей» М. Просвещение, 1981 г
- Гербова В.В. «Учусь говорить» М. Просвещение, 1999 г.
- Глухов В. П. Особенности обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста с ОНР//Дефектология. 1986 №3
Ксейко Л.А.,
учитель-логопед высшей кв. категории
Составление рассказа Осень
Ребенок смотрит на картинки и понимает, о чем идет речь:
- Рассказ о погоде, какое небо, какое солнце, какая погода, особенности осени.
- Что происходит осенью, какая растительность
- Как люди одеваются осенью.
- Как птицы себя ведут осенью.
- Как ведут себя животные осенью.
- Что делают люди осенью, какие работы проводят.
- Чем дети забавляются в это время года.
- Как ведут себя насекомые.
Например:
Пришла осень. Ночи стали длиннее, а дни короче. Солнце уже не греет так сильно и высоко не поднимается. На улицах лужи, потому что часто идут дожди. Ветер дует холодный. Начинается листопад. Листья меняют цвет и опадают. Люди убирают убирают урожай в садах и на огородах.
На улице холодает и люди одевают теплую одежду: плащи, куртки, шарфы и шапки. Обувают ботинки и сапоги. Если пойдет дождь, берут зонтики с собой. Птицы готовятся к зиме и перестают петь. Строят гнезда. Птицы перелетные улетают в теплые края. Осенью птицам нечего есть и становится холодно.
В лесу животные тоже к зиме готовятся. Они запасаются едой. Меняют свои летние шубы на зимние.
Взрослые на полях, в садах и огородах собирают фрукты и овощи.
Дети с родителями ходят за грибами в лес. Гуляют в парках, делают из листьев букеты. Катаются на роликах и велосипедах.
Не видно больше насекомых в лесах. Они залезают в теплые места и впадают в спячку.
https://youtube.com/watch?v=qJn53e0dH2M
Характеристика и цели методики автора Р.Р. Калининой «Сюжетные картинки»
Психологи отмечают, что у детей 5–9 лет активно формируются представления о нравственных составляющих: доброте, уважении, дружбе, вежливости, честности. Методика «Сюжетные картинки» позволяет выявить, насколько ребёнок знаком с перечисленными ценностями. В своё время она была разработана кандидатом психологических наук Румией Рашидовной Калининой, работавшей с детьми, имеющими нарушения в сфере эмоционального восприятия и реакций на внешние события.
Отличительной чертой методики является то, что она затрагивает не только когнитивный аспект (знание моральных норм), но и эмоциональный (личное отношение ребёнка к соблюдению этих норм).
Оценка производится при помощи серии картинок, сюжетом которых являются хорошие и плохие поступки сверстников школьника. Задача тестируемого состоит в том, чтобы рассортировать предложенные карточки с картинками в две группы: хорошие и плохие поступки. То, насколько правильными или безнравственным ребёнок считает то или иное поведение, даёт представление о сформированности моральной составляющей его личности.
Обучение дошкольников работе с серией картинок
На данном этапе последовательность обучения следующая:
- выкладывание картинки в одну линию слева направо;
- нахождение главных персонажей и общие предметы и явления на всех картинках;
- определение места действия на каждой картине и установление связи на основе анализа местоположения героев и предметов;
- определение время событий на каждой картинке (время года, время суток);
- выделение сквозных персонажей, называние их действий и подведение к мысли о целях их действий (зачем делает?);
- установление последовательность действий (что сначала, а что потом?);
- составление связного рассказа с опорой на выложенную серию.
Обработка и интерпретация результатов
Если ребёнок плохо справился с заданием, то стоит задумать о том, чтобы обратиться к психологу
В зависимости от качества выполнения задания малыш получает следующие оценки:
- 0 очков — картинки разложены неправильно, ребёнок не проявляет эмоциональную реакцию на изображённый поступок или отказывается отвечать;
- 1 балл — испытуемый распределил карточки верно, но дать обоснование классификации не смог, также отсутствуют эмоциональные проявления, связанные с сюжетом рисунков, малыш не в состоянии соотнести настроения людей на иллюстрациях с ситуацией;
- 2 очка — тестируемый правильно рассортировал картинки, обосновал свой выбор, но эмоции (при всей адекватности) выражены очень слабо;
- 3 очка — испытуемый корректно разложил рисунки, объяснил выбор, назвал этическую норму и проявил адекватную яркость эмоциональных реакций с помощью мимики, жестов и так далее.
Нормой считается результат в 3 балла. Если малыш неуверенно даёт оценку изображённым поступкам героев и получает 2 очка, то для исправления ситуации психологи советуют больше читать с ребёнком и анализировать вместе с ним поступки героев. Так маленькому человечку будет легче научиться оценивать и свои, и чужие действия. В случае если ребёнок получил 1 балл или вообще 0, без помощи специалиста по возрастной психологии не обойтись.
Тестирование по методике «Сюжетные картинки» не требует много времени, а результат такой простой диагностики может стать первым признаком того, что у малыша есть какие-либо отклонения. Приём позволит разработать стратегию коррекционной работы с тем или иным испытуемым, чтобы помочь ему развиваться гармоничной личностью.