Советы родителям
Итак, если вы стали счастливым родителем первоклассника, то вам помогут простые советы, как легко пережить такой ответственный момент как адаптация к школе:
- Будите ребёнка ласково: пусть у него будет хорошее настроение на весь день!
- Не спешите. Правильно рассчитывайте время – это ваша задача.
- Не запугивайте ребёнка перед выходом в школу! Просто желайте ему удачи и хорошего дня.
- Забирая ученика после школы, не приставайте к нему с бесконечными вопросами по поводу школы. Пусть ребёнок расслабиться, отдохнёт.
- Если Вы видите, что малыш чем-то опечален, — дайте ему время, пусть он расскажет о своей проблеме сам.
- Если учитель высказал вам замечания по поводу вашего ребенка, воспринимайте это сдержанно. Желательно, чтобы ребёнка при этом разговоре не присутствовало.
- Не заставляете ребёнка выполнять домашнее задание непосредственно после прихода из школы.
- Не требуйте выполнять сразу все задания – устраивайте перерывы.
- Поощряйте самостоятельность первоклассника при выполнении упражнений. Если ему потребуется помощь – он скажет.
- Не ставьте ребёнку условий.
- Лучше всего, когда все члены семьи поддерживают одну тактику воспитания ребёнка и общения с ним.
- Не игнорируйте жалобы малыша на самочувствие – это может быть показателем переутомления.
- Сказки перед сном никто не отменял. Будьте ласковы с первоклассником, помогите ему успокоиться и заснуть.
Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия проживания и обучения и увидите, с какой лёгкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.
Что такое дислексия и дисграфия в школе
Раньше детей, у которых были трудности с обучением и письмом называли невнимательными и лентяями. Сейчас все изменилось, и врачи определили, что эти нарушения — следствия определенного диагноза — дислексия.
Как понять, что у человека дислексия:
- он пишет очень неразборчиво;
- он плохо ориентируется в тетради и постоянно пропускает строки и клетки;
- он не может охватить слово целиком и поэтому плохо и медленно читает.
Врачи выделяют еще один диагноз — дисграфия.
Дисграфия может выражаться в:
- переставлении букв и цифр местами;
- одинаковых и повторяющихся ошибках;
- неслитном письме;
- путанице между левой стороной и правой;
- изменении структуры слова.
Все эти особенности связаны со спецификой нервной системы. Иногда дислексия и дисграфия проходят самостоятельно, а иногда сопровождают человека на протяжении всей жизни, но их признаки могут стать не такими явственными.
Дислексия — это не препятствие к успеху. Например, Леонардо да Винчи тоже страдал дислексией, но это не помешало ему обрести мировую известность.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Методы лечения дисграфии
Когда установлен сам факт нарушения письма и факторы его обусловливающие, можно приступать к коррекционным мероприятиям. Процесс исправления дисграфических нарушений достаточно долог. Родителям надо готовиться к длительным и регулярным посещениям логопеда.
Логопедические занятия
Во время занятий логопед поможет ребенку научиться дифференцировать звуки.
Дети учатся работать с текстом, формировать рассказ по картинке и строить грамматически правильные предложения от простых до сложных.
Предполагается развитие слогового анализа: дети обучаются разделять слова на слоги, выделять гласные. Данная работа в дальнейшем позволит устранить такие проблемы как пропуски гласных, добавление лишних букв.
Будет проводиться работа по исправлению почерка.
Используя методические материалы и многолетние индивидуальные наработки, специалисты помогают ребенку гармонично и грамотно исправить имеющиеся недостатки.
Но надо понимать, что лучшее исправление недостатков — это предотвращение формирования негативно влияющих факторов.
Профилактика дисграфии
Лучшая профилактика дисграфии – это чтение. На ранних этапах очень полезно, когда родители читают детям, с раннего детства приучают к книгам. Правильность или несовершенство устной речи в школьном возрасте непременно «ложится» на письмо.
Русский фольклор очень благоприятен для формирования навыков речи. Проговаривая с детьми потешки, вы способствуете развитию у ребенка правильного фонематического восприятия, формируете слоговой состав слова, закладываете личную культуру. Потом, когда ребенок овладевает чтением самостоятельно, оно должно стать неотъемлемой частью развития ребенка. Рассказы, сказки и книги обязательно надо подбирать в соответствии с умением и уровнем развития ребенка. Введение более сложной литературы допускается, только если ребенок сможет понимать смысл прочитанного.
Достаточно часто мамы, пытаясь развить ребенка, начинают разучивать с ним произведения, которые не подходят ребенку по возрасту. Ребёнок, обладая хорошей памятью, с легкостью заучивает большие трудные тексты, декламирует их, но не понимает смысла! Такой подход не только не приносит пользы, но и наносит существенный вред для формирования речи ребенка.
Также очень важно еще на ранних этапах развития формировать у ребенка общую и мелкую моторику – для этого подходят танцы, гимнастика, спортивные секции, аппликации, работа с пластилином и многое другое.
В настоящее время дети до 3-х, а иногда и до 5-ти лет находятся в памперсах. Насколько вредно само их ношение – отдельный вопрос, но одним из следствий подобной практики является то, что ребенок не сигнализирует о позывах. Это – один из факторов, задерживающий ребенка в общем развитии, что проявляется и на уровне речи: сдвигаются темпы речевого развития, фразовая речь у детей начинается после 3-х лет, и в большинстве случаев –неправильная.
Длительное пользование соской нарушает своевременное и правильное формирование звукопроизношения. Язык, как правило, становится вялым и малоподвижным, сдвигаются сроки формирования возрастных звуков, что впоследствии приводит к нарушению формирования фонематического слуха и – как заключительный результат – к ошибочному написанию на письме.
Еще одной из основных причин образования нарушений речи и дисграфии является аденоидит. У детей с хронической формой этого заболевания очень длительное время отсутствует носовое дыхание, что заставляет их осуществлять вдох и выдох через рот. При таких условиях ребенку трудно правильно произносить звуки, язык становится малоподвижным. Поэтому следует своевременно обращаться к специалистам для лечения лор-органов.
Соблюдая эти несложные рекомендации, можно грамотно и гармонично развить своего малыша, предохранив его от неправильного формирования речи и избежать впоследствии любых речевых нарушений!
Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к нашим специалистам, которые правильно поставят диагноз и назначат лечение.
Оцените, насколько был полезен материал
Спасибо за оценку
Эффективные методики для работы с детьми с дисграфией
Существуют множество методов для работы с дисграфией. Например, методика «схема слова» предполагает соотнесение картинки написанному слову. Сперва школьник называет предмет по картинке, затем видит название написанным и соотносит звук и букву, а затем уже наоборот, при произнесении звука, пишет букву. Методика Эббингауза в различных вариациях предполагает заполнение пропуска необходимой буквой. Методика «начальная буква» позволяет находить как картинки, так и слова, которые начинаются на определённую букву.
Метод «структура» углубляет нас в анализ слова: ребёнок считает количество гласных и согласных. Можно так же предложить школьнику исправить ошибки в тексте, или составить слово из букв, которые есть. Стоит отметить, что некоторые задания могут быть выполнены более успешно, а некоторые – очень тяжело или вообще не выполнены. Не отчаивайтесь. Начинайте с самых простых заданий и скрупулёзно объясняйте малышу как правильно. Поверьте, он не понимает вовсе не для того, чтобы вас позлить. Занимайтесь постоянно, даже в перерывах между походами к специалисту. Для этого так же существуют домашние упражнения.
Пусть меня научат
Диагноз «дислексия» или «дисграфия» обычно ставится детям, окончившим первый класс. Однако сейчас многие родители начинают учить наследников грамоте еще до поступления в школу, и уже при зачислении в первоклашки специалисты могут выявить малышей из «группы риска», а по результатам первого полугодия — определить, кто из них действительно демонстрирует признаки дислексии. Многолетние наблюдения логопедов свидетельствуют: работа с шестилетками эффективна на 70%, в то время как занятия с учениками начальной и средней школы — только на 20-30%. В младших классах речевые нарушения серьезно осложняют обучение чтению и письму, а в старших — усвоение грамматики и ряда гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда из-за трудностей с письменной речью встает вопрос о невозможности пребывания ребенка в общеобразовательной школе. Но чаще всего при помощи учителя и родителей логопед в силах справиться с проблемой. Помните только, что логопед — не репетитор, который «поднатаскает» ваше чадо и обеспечит ему хорошие отметки. Этот специалист подготавливает почву для успешного овладения и правильного применения навыков письменной речи. Именно поэтому он зачастую ведет работу, которая на первый взгляд далека от тетради и ручки: тренирует речевой слух, учит делить слова на слоги и понимать различные речевые конструкции.
Нарушения письма и чтения часто связаны со сбоями в работе головного мозга. Поэтому помимо занятий с логопедом детям часто необходимы специальные препараты, регулирующие мозговую деятельность (их назначает невролог). Бояться не надо — во-первых, сильнодействующих лекарств из-за дислексии никто не пропишет, а во-вторых, правильно подобранные медикаменты помогут малышу быстрее справиться с трудностями.
Профилактика и коррекционная работа
Предупредить развитие дислексии легче, чем скорректировать. Профилактика заключается в проведении подвижных и развивающих игр
Важно с самого раннего возраста тренировать мелкую моторику, зрительное и речевое восприятие. Полезно демонстрировать картинки сначала с живыми и неживыми объектами, а затем с буквами и словами
Коррекция проводится после обнаружения первых нарушений. Чем позже родители обратятся к логопеду, тем больше времени понадобится на устранение отклонений. Проводится комплексная работа
Особое внимание уделяется звуковой стороне языка. Ребенка учат различать похожие звуки, например «с» и «ц»
Логопед работает над произношением клиента: дыханием, артикуляцией, автоматизацией звуков.
Не менее важно развивать психические процессы: память, восприятие, внимание. Для этого подходят различные игры по типу «Узнай по голосу», «Подбери по форме». Для совершенствования связной речи потребуются упражнения на интонацию, а также работа со словарем, словообразованием
Занятия с дошкольниками проводятся в игровой форме
Для совершенствования связной речи потребуются упражнения на интонацию, а также работа со словарем, словообразованием. Занятия с дошкольниками проводятся в игровой форме.
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается
Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
Игровые способы коррекции дислексии и дисграфии
Потрясающим трудом, который предлагает все возможные игровые методы коррекции упомянутых проблем принадлежит И.Н. Садовникову и называется «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников». Этот подход состоит из пяти интересных блоков, которые можно подать малышу как весьма увлекательный процесс. Первый блок направлен на формирование устной речи, второй – оптико-пространственных представлений, третий – на развитие временных представлений, четвёртый – развитие ритмических способностей, ну а пятый – развивает руки для письма.
Приведём лишь часть примеров таких заданий. Например, при развитии устной речи, применяется упражнение «хлопок», во время которого школьник должен хлопать, если слово начинается на определённую букву. Или перевести звуки в «кружки», с помощью которых можно составить все возможные слова.
Таким образом, ребёнок не будет выполнять «сухие» задания, он будет «распутывать» буквы от других букв, следить за стрелками, ходить и двигаться.
Многие из этих упражнений так же можно взять за основу профилактических мероприятий. Рассмотрим ещё некоторые.
Что такое дислексия?
Итак, начнём с рассмотрения понятия дислексии. Под ней подразумевают стойкие нарушения детьми, которые они допускают при чтении. Однако, не все ошибки подходят под это понятие. Основные ошибки связаны с плохим соотнесением звуковых фонем и обозначений этих звуков. Однако Лалаева исследовала эту проблему подробно и в результате получила целых пять видов дислексий у детей.
- Фонематическая дислексия может быть связана:
- с проблемами распознания важных признаков фонем языка. Например, мягкости и твёрдости, звонкости или глухости буквы. Таким образом, малыш не будет понимать почему «коса» не может читаться как «коза», и не видеть разницу между словами «мел» и «мель»;
- искажение структуры слова пропусками букв или добавлением лишних, например, из «марки» может получиться «мака», а «росла» измениться в «росала»;
- Семантическая дислексия связана с механизацией чтения, без понимания и смысловой обработки. Таким образом девочка как осознанный образ будет отличаться от механического его обозначения. И малыш прочтёт «де-воч-ка», не связывая эту структуру с самим словом и понятием. Здесь неверное соотнесение фонем и звуков идёт в контексте недосформированных процессов обобщения.
- Аграмматическая дислексия наслаивает на несформированный процесс обобщения морфолдогический момент. То есть, в этом случае, ребёнок будет путаться с падежными окончаниями, соотнесением времён и родов в контексте. Таки образом получаются фразы типа «мой кошка», «такая город», «книга интересный», «он потом сделал» и т.д. Кроме того, малыш может «застревать» или «предвидеть» букву. Например, «на траве траса» или «на раре роса».
- Мнеститечкая дислексия выражается в сложности воспроизведения ряда последовательных символов (букв, слов). Ребенок может пропускать звуки, сокращать количество слов в предложении. В последствии малыш стремиться использовать очень короткие фразы.
- Оптическая дислексия выражается в смешении схожих букв. Например, таких которые различаемы небольшим дополнением «Л» и «Д», «Ш» и «Щ». А также тех, что имеют «зеркально» похожие виды: «З» и «С», «Р» и «Ь» или состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: «Т»-«Г» и «Н»-«П».
Симптомы и причины дислексии
Конечно, основными симптомами дислексии можно считать трудности в овладении чтением как таковым. Однако существуют и ряд других показательных симптомов:
- нарушение координации, неуклюжесть, плохая способность планировать движения;
- плохое запоминание слов и рифм, даже с которыми только что столкнулся;
- часто не понимает того, что прочитал (при этом общее интеллектуальное развитие не страдает);
- имеет Синдром Дефицита Внимания, плохо планирует деятельность и понимает (выполняет) просьбы;
- ребёнок при чтении может тереть глаза, косить, теребить книжку, близко подвигать её к глазам, прикрывать один глаз, жаловаться на плохое зрение (при объективно диагностируемой норме);
- при чтении быстро устаёт, жалуется на головную боль;
- под любым предлогом пытается избежать чтения;
- имеет так же проблемы с выделением похожих геометрических фигур.
Наиболее часто встречающиеся теории утверждают причиной дислексии особенности развития ЦНС, а также в особенностях структуры задних отделов левого полушария головного мозга. Всё более популярными так же становятся теории о «семейных» дислексиях. Редко проблема может выступать в виде социальной запущенности. Но, дислексия не связана с проблемами зрения и слуха. А также движений как таковых.
Есть ещё один подход, который говорит о возможности возникновения дислексии в сфере неправильного развития плода. Например, при недостаточном снабжении плода кислородом (обвитии пуповиной, проке сердца у матери, преждевременной отслойки плаценты и т.д.). А также – при серьёзных болезнях во время беременности (краснухи, герпесе, кори), интоксикации или отравлении (алкогольном, наркотическом, медикаментозном).
История изучения дислексии
На протяжении большей части истории человечества феномен дислексии оставался загадкой и вызывал непонимание. В античные времена и Средневековье упоминания о проблемах с чтением и письмом встречались, но не рассматривались как нечто особенное. Люди с такими трудностями считались ленивыми, невежественными или одержимыми демонами.
Ситуация начала меняться в эпоху Возрождения, когда возникло понимание ценности образования. Появились первые попытки обучать тех, кто по непонятным причинам не мог овладеть грамотой. Но и тогда дислексия не воспринималась как особое состояние. Перелом произошел лишь в XIX веке, когда стали появляться научные исследования, указывающие на то, что причина проблем с чтением и письмом может крыться в особенностях мозга. Сам термин «дислексия» был введен в 1887 году немецким офтальмологом Рудольфом Берлином для описания набора симптомов, связанных с трудностями в чтении, которые нельзя объяснить отсутствием образования или другими физическими причинами, такими как проблемы со зрением.
В начале ХХ века проблема стала привлекать все большее внимание психологов, неврологов и педагогов. Примечательный вклад внес, в частности, британский врач и психоаналитик Сэмюел Томенд Ортон, который в 1920–30-х годах провел ряд исследований с детьми, у которых наблюдалась дислексия
Он заметил, что это часто сопровождается трудностями не только с чтением, но и с письмом и орфографией, и предложил комплексный подход к изучению явления. Была описана роль нарушений мозговой деятельности, открыты генетические маркеры. Это помогло доказать, что дислексия — результат особенностей развития нервной системы, а не лень и глупость.
На этом, однако, изучение феномена дислексии не остановилось. Последующие десятилетия принесли множество новых важных открытий, позволивших существенно расширить представления об этом явлении. С развитием нейробиологических исследований стало известно, что при дислексии нарушены связи и работа целых отделов мозга, участвующих в процессах чтения и речи. Современные методы нейровизуализации (МРТ, ПЭТ) помогают получить детальную картину этих нарушений.
Параллельно велись интенсивные исследования в области когнитивной психологии и педагогики. Было показано, что у людей с дислексией часто наблюдаются трудности не только с чтением, но и с другими когнитивными функциями, такими как рабочая память, зрительно-пространственная ориентация, речевая обработка информации. Кроме того, стало ясно, что условия обучения играют важную роль: использование определенных методик и технологий может либо обострять, либо помогать компенсировать проблемы, связанные с дислексией.
Экономика образования
Синдром дефицита внимания: что такое СДВГ и почему диагноз не приговор
Коррекция дисграфии при помощи логопедической работы
Для того, чтобы наладить письменную речь, логопеду необходимо диагностировать и восполнить пробелы в произношении звуков, фонематическом восприятии, развить грамматическую сторону речи и расширить словарный запас ребенка.
В занятия по коррекции дисграфии входят:
Работа над правильной артикуляцией и воспроизведением звуков.
Тренировка фонематического слуха.
Анализ звуков, а также работа над пониманием звукобуквенного состава слова.
Тренировка письма включает регулярное проведение диктантов, поиск указанных педагогом букв в тексте, игры в слова, запоминание написания букв.
Важное место занимает также упражнения для мелкой моторики и улучшению межполушарных связей.
Все логопедические занятия строятся с обязательным учётом психологических особенностей ребенка, его речевого развития и типа проявлений дисграфии
Кроме того, важно выработать у учащегося положительный настрой к работе и психологическую составляющую речи, стимулировать его к занятиям и достижению результата
Дисграфия у детей накладывает негативный отпечаток на весь процесс обучения, поэтому родители должны вовремя отслеживать процессы развития речи у своего ребенка и при появлении тревожных звоночков обращаться к логопеду для коррекции.
Социальная
Дети, не посещавшие детского сада, могут столкнуться с проблемой общения с одноклассниками. В детском саду ребёнок проходит процесс социализации, где он приобретает коммуникативные навыки и способы построения отношения в коллективе
В школе учитель не всегда уделяет этому внимание. Именно поэтому ваш ребенок снова будет нуждаться в помощи родителей
Будьте внимательны к сообщениям ребёнка о его взаимоотношениях с одноклассниками. Попытайтесь помочь добрым советом, поищите ответ в психолого-педагогической литературе. Старайтесь подсказать ему, как преодолеть конфликтную ситуацию. Поддерживайте контакт с учителем и родителями тех детей, с которыми у вашего малыша сложились отношения. Сообщайте учителю о тревожных ситуациях
Помните о том, как важно защитить собственного ребёнка, а также научить его самого преодолевать препятствия
Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть толерантным к мнениям других.
Советы как повысить успеваемость ребёнка
Как только вы определите причину школьной неуспеваемости, сразу появится план, как её устранить.
Разобраться с недостаточной подготовкой, отсутствием интереса и мотивации, трудностями с концентрацией внимания быстро помогут специалисты — нейропсихолог, дефектолог, логопед. Они проведут диагностику, дадут заключение и практические советы, как помочь ребёнку восстановить успеваемость.
Если же причиной трудностей в школе стала высокая нагрузка, то лучше всего вместе подумать, что можно убрать из расписания занятий. Возможно, это будет временное решение, пока у малыша не пройдёт адаптация к школьной жизни.
Завышенные ожидания родителей “лечатся” с помощью честного разговора с самим собой. Постарайтесь ответить себе, что для вас важнее — всеобщее признание со стороны или счастливый ребёнок?
Если же причиной проблем с обучением стали неприятности с окружением в школе, то здесь без разговора с учителем или родителями одноклассников не обойтись.
Причины дисграфии
За все время изучения данной проблемы исследователи так и не пришли к единому мнению о причинах её возникновения. Одни авторы согласны с советским невропатологом Ткачевым, считавшим, что причиной возникновения нарушений чтения и письма, является плохая память детей. Т.е. они плохо запоминают буквы, слоги, звуки и в связи с этим не могут соотнести звуки с буквами.
Но существует и другое мнение, которое так же нашло своих последователей среди исследователей данной патологии, например, советского психиатра Мнухина С.С., который настаивал на том, что причиной данных проблем являются негативные наследственные факторы, такие как алкоголизм, психопатии, эпилепсия родителей, родовые травмы. Так же было замечено, что наряду с нарушением письма у детей присутствует ряд и других признаков. Например, таким деткам трудно рассказать о себе – назвать адрес, имена родителей; ошибочно называют времена года, путают дни недели с месяцами; не могут воспроизвести в строгой последовательности счет, названия дней недели даже после многократного повторения.
В настоящее время разрозненность мнений сохраняется в первоначальном виде. Современные авторы также выделяют две возможные группы причин. Первая связана c наследственным фактором, наличием похожих проблем у родителей и близких родственников. Ко второй группе причисляют органические нарушения в перинатальный или постнатальный период. Неравномерность развития мозговых структур плода в период беременности приводит к неправильному формированию некоторых функций.
Но в современном обществе формируется и третье направление, которое соотносят с причиной формирования нарушения чтения и письма – это воздействие современной социальной среды и, следовательно, данный тип нарушения носит приобретённый характер. Т.е. у таких деток нет наследственных факторов, а также отсутствуют и органические поражения мозговых структур. Это означает, что нарушение сформировалось под воздействием неправильно подобранных форм обучения: несвоевременное начало обучения ребенка грамоте, формирования навыков письма в недопустимо раннем возрасте, применение обучающих материалов, не соответствующих возрасту и зрелости ребенка.