Этапы логопедической работы при ринолалии с детьми
Логопедическая работа при ринолалии разделяется на несколько этапов, каждый из которых имеет собственное значение. Обычно методика логопедического воздействия при ринолалии включает в себя:
- Составление характеристики ребенка.
- Логопедическое обследование с составлением речевой карты.
- Подготовку заключения.
- Логопедическое воздействие до операции.
- Логопедическое воздействие после операции.
Каждый из этапов одинаково важен и пропускать хоть один из них не рекомендуется.
Логопедическая характеристика на ребенка с ринолалией
Для составления характеристики используется медицинская карта ребенка, проводится беседа с родителями, изучается полный медицинский анамнез, включая пренатальный период. В большинстве случаев ринолалия появляется из-за врожденных проблем, поэтому выявить их удается еще до родов или сразу после них. Для логопеда оказывается полезной любая информация: как питался малыш, какие операции и в каком возрасте ему проводили, как он развивался. Полученная информация заносится в речевую карту для дальнейшей работы.
Логопедическое обследование детей с ринолалией
Этот этап не отличается уникальностью. Подобным образом проводится исследование при любом другом речевом нарушении. Всего изучается 5 разделов развития речи. Они представлены ниже в таблице.
Основные разделы логопедического обследования
Изучаемый раздел | Методы и способы обследования |
Особенности артикуляционного аппарата | Логопед изучает строение речевого аппарата, выявляет его анатомические дефекты:
|
Особенности дыхания |
|
Состояние голоса | Отмечается тембр, сила, длительность, выраженность назального оттенка. |
Особенности звукопроизношения | Изучается произношение гласных и согласных фонемов, артикуляционные позы. |
Особенности речи | В каком состоянии находится развернутая речь, достаточно ли развит словарный запас. |
Логопедическое заключение при ринолалии
Заключение включает в себя информацию, полученную из всех перечисленных выше этапов, а также общие рекомендации и план работы. Ринолалия – это в логопедии широко распространенное заболевание, требующее комплексной работы, поэтому свое заключение специалист передает врачам, дефектологам, педагогам, которые также будут участвовать в коррекционном процессе.
Логопедическая работа до и после операции
Поскольку ринолалия определяется как нарушение, сочетающее в себе голосовые проблемы (гнусавость) и дыхательные (неправильный поток воздуха), основными направлениями работы становится ими они. Коррекция артикуляции, звукопроизношения, автоматизация речи не отличаются от таковых же при любых других речевых болезнях.
Работа над голосом при ринолалии начинается с постановки гласных фонем. С их помощью можно начать использование вокальных упражнений, которые и становятся основным инструментом в коррекции голосовых особенностей.
Работа над дыханием при ринолалии призвана научиться контролировать воздушную струю. Для этого проводятся упражнения на постановку физиологически правильного дыхания. Эффективным оказывается чередование носового и ротового вдоха/выдоха.
На дооперационном и послеоперационном этапе упражнения не меняются, но до устранения дефекта большее внимание уделяется дыханию и голосу, а после – именно звукопроизношению, хотя остальные направления работы также присутствуют
Слайд 3412. Особенности голоса ребенка. Его характер во время речи (крикливый, хриплый
и т. д.).13.Общий характер деятельности речевого аппарата в процессе речи (особенно при чтении стихотворений)
Здесь важно отметить, хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли его артикуляция во время речи; отмечается активность губ в речевом процессе, активность языка, щек, лобных мышц, наличие синкинезий.14. Исследование звукопроизношения. Обследование начинается с гласных звуков и проводится в следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, е, ю, й.Фиксируем в карте обследования положение языка при произнесении каждого звука, наличие синкинезий лицевых и мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции.15.Далее обследуется характер артикуляции всех согласных звуков в соответствии с их расположением в таблице 2
При этом сначала отмечается произношение звука в сочетаниях типа афа, ава и т. д. (положение согласного между двумя гласными позволяет наблюдать, какие движения выполняет язык, а затем фиксируется произношение изолированных согласных звуков, чтобы лучше проследить, какие мимические и лицевые мышцы принимают участие в реализации заданной артикуляции и насколько активны в это время крылья носа).16. Исследование развернутой речи: наличие у ребенка развернутой речи и возможность ее использования, осуществление процесса коммуникации
Упражнения для речевого дыхания
Целью всех упражнений является преодоление слабости лёгких. Также требуется выработать плавный длительный выдох, то есть ребёнок должен научиться одновременно дышать и говорить, а его речь при этом не должна прерываться, а быть как можно более плавной.
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе развитие речевого дыхания является неотъемлемой частью коррекции дислексии и преодоления других трудностей с обучением. На программах «Успешный Старт», «Тренируйся и учись!» дети учатся правильно дышать, что помогает им лучше читать и аккуратнее писать.
Но и в домашних условиях можно самостоятельно выполнять упражнения для развития речевого дыхания:
- Прыжки на обыкновенной скакалке. Она является отличным тренажёром как для лёгких, так и мозга.
- Бег или продолжительные прогулки (желательно в быстром темпе) на свежем воздухе. Бег отлично тренирует дыхание, во время пробежки улучшается питание кислородом мозга, лёгких, сердца.
- Если не нравится бегать, то рекомендуем начать заниматься скандинавской ходьбой. Результаты будут аналогичны с пробежками.
Но самое эффективная тренировка речевого дыхания – это надувание простых воздушных шариков, так как оно заставляет сделать ребёнка более глубокий вдох и более продолжительный выдох.
Хотите, чтобы ваш ребёнок также писал?
Начните с развития речевого дыхания, которое отлично помогает улучшить почерк!
Коррекция речевого дыхания поможет научиться правильно читать вслух, выработать более аккуратный и ровный почерк, повысить скорость письма и даже выносливость к монотонному труду.
Одновременно организм начнёт получать больше кислорода, снизится уровень стресса, улучшится кровообращение головного мозга, а значит, у детей повысится и способность к обучению. И первый шаг на пути к этому – развитие речевого дыхания!
Устранение ринолалии
Эффективность логопедической работы по устранению ринолалии зависит от состояния носоглотки, от возраста ребенка. Важным фактором является и способность ребенка различать назальный тембр голоса от нормального.Логопедические занятия с ребенком необходимо начинать в дооперационный период, чтобы предотвратить возникновение серьезных изменений в функционировании органов речи. На данном этапе подготавливается активность мягкого нёба, нормализуется положение корня языка, усиливается мышечная деятельность губ, вырабатывается направленный ротовой выдох. Все это, вместе взятое, создает благоприятные условия для повышения эффективности операции и последующей коррекции. Через 15−20 дней после операции специальные упражнения повторяют; но теперь основной целью занятий является развитие подвижности мягкого нёба.Родители должны отдавать себе полный отчет в том, что оперативное лечение не обеспечивает нормальной речи, а только создает полноценные анатомо-физиологические условия для воспитания правильного произношения.Необходимо также настраивать родителей на каждодневное закрепление всех достигнутых результатов.Нередко бывает так, что соматическая ослабленность ребенка с ринолалией, наличие речевого дефекта вызывает у родителей постоянную тревогу, беспокойство по любому поводу, потребность в чрезмерной опеке малыша, недоверие к его возможностям.
Связь дыхания с чтением и письмом
От продолжительности выдоха напрямую зависит длительность фразы, которую ребёнок способен прочитать. Соответственно, чем дольше по времени длится его выдох, тем длиннее будет произносимая фраза. Однако правильное речевое дыхание влияет не только на качество чтения, но также и на письмо.
Почему так происходит? Недостаточно развитое речевое дыхание объясняется слабостью лёгких. Слабые лёгкие не позволяют многим детям быстро и аккуратно писать, потому что во время письма мы обычно проговариваем то, что пишем. А если у ребёнка довольно слабый выдох, а он ещё дополнительно не владеет техникой одновременной работы руки и регулирования ритма дыхания, то в итоге сбивается ритм письма, а вместе с ним начинают прыгать буквы.
Другими словами, чтобы красиво писать, нужно развивать речевое дыхание, чтобы школьнику хватало выдоха для написания нескольких слов.
Но это ещё не всё!
Когда в наш организм кислород поступает в недостаточном объёме, особенно в мозг и мышцы, то снижается физическая и умственная выносливость. Особенно это критично для детей, так как их мозгу начинает не хватать кислорода для нормальной работы, а значит, он не может справиться с учебной нагрузкой.
Отчётливо проблемы с речевым дыханием у школьников проявляются во время выполнения письменных работ, в частности, изложений и диктантов. Из-за нехватки кислорода мозг у детей быстрее устаёт, что приводит не только к ухудшению почерка, но и снижению грамотности: ребёнку становится сложнее применять правила и контролировать то, что он пишет.
Напомним ещё, что нехватка в организме кислорода в сочетании с неправильным дыханием часто становится причиной психоэмоциональных проблем. Происходит одновременное снижение и защитных свойств организма перед различными болезнями.
Слайд 13Речевая симптоматикаРечь при открытой ринолалии страдает больше других функций. Речь при
открытой ринолалии страдает больше других функций, она изначально развивается в патологических условиях, носовой оттенок голоса появляется с лепета, первые слова к 2 годам. Звуки ребенка нечетко различаются между собой. Звукопроизношение нарушается тотально. У детей с расщелинами неба снижение кинестезии и расстройство фонематического слуха, пониженное давление в полости рта , все это притупляет восприятие артикуляции, кроме того многие дети носят съемные зубные протезы и аптураторы, которые закрывают слизистую оболочку неба и ощущение артикуляции еще больше затрудняется.
Слайд 24 Для растяжки верхних рубцов применяется сухое проглатывание. Используется не более
5-6 месяцев. Возобновить имитацию глоточного рефлекса позевывание, полоскание горла, лучше киселем. После операции может развиться такое осложнение как, массивное рубцевание в области небных дужек, это затрудняет открывание рта, артикуляцию, усиливается носовой оттенок. Растянуть рубцы поможет активная жевательная гимнастика. Утех, кто занимался до операции или носил глоточный аптуратор быстро восстанавливаются навыки правильной воздушной среды. В других случаях можно зажать крылья носа пальцами, чтобы ребенок мог ощущать собственную воздушную струю воздуха во рту, и потом ее воспроизвести. В конце этапа возобновляет произнесение гласных в пригрудном регистре. С детьми впервые обратившимися к логопеду после операции одновременно работают над постановкой диафрагмального дыхания, обучают навыку направленной воздушной струи, перемещают язык в передний отдел полости рта.
Признаки нарушения речевого дыхания
Понять, что ребёнок нуждается в формировании речевого дыхания, достаточно просто. Об этом свидетельствуют следующие признаки:
- Многие слова произносятся на выдохе и на вдохе.
- Преобладает поверхностное (грудное) дыхание.
- Во время произнесения фразы постоянно срывается голос, возникают неуместные паузы. Причина – перед началом речи заглатывается слишком мало воздуха.
- Неустойчивый ритм дыхания, который легко нарушается даже при минимальных физических нагрузках или эмоциональной реакции.
- Логоневроз.
Проверить уровень развития речевого дыхания у детей достаточно просто! Предложите им надуть воздушный шарик. Как ни странно, но многие школьники даже в возрасте 10-12 лет не в состоянии будут это сделать. И причина здесь не в качестве изготовления шариков, а в том, что дети не могут набрать в лёгкие требуемый объём воздуха и правильно потом его выдохнуть.
Прогноз ринолалии
Прогноз коррекции ринолалии благоприятный, расстройство устраняется при помощи особых упражнений и занятий логопеда. Эффективность преодоления ринолалии зависит от результатов работы хирурга, а также полнотой, качеством и ранним сроком начала работы с логопедом. Систематическая и достаточно длительная коррекция позволяет предполагать положительную динамику в течение заболевания. При этом материал, предназначенный для коррекции, должен соответствовать возрасту ребенка, быть доступным и понятным для восприятия. Результативность лечения зависит от следующих факторов:
- особенностей личности ребенка и сохранности интеллекта;
- наличия сопутствующих патологий;
- степени компенсаторных возможностей;
- насколько своевременно начата коррекция;
- качества проведенных хирургических вмешательств.
Определяющее значение имеет речевая среда и готовность родителей помогать ребенку всеми доступными способами. Результаты работы могут оцениваться по степени нормализации речевой функции и по отсутствию назального говорения. Систематическое выполнение всех назначений врачей и логопедические занятия позволяют рассчитывать на хорошие результаты лечения. Функциональная ринолалия имеет весьма благоприятный медицинский прогноз.
Этапы и методики логопедического обучения
Логопедическое обучение начинается в возрасте 2,5 — 3 — 3,5 лет при подготовленности ребёнка и возможности концентрации его внимания на протяжении занятия. Курс логопедического обучения включает ежедневные одно- или двухразовые занятия логопедом в условиях поликлиники или стационара. Занятия осуществляются по методике логопедического обучения.На начальном этапе логопед вырабатывает индивидуальный подход к каждому малышу, в ходе бесед составляет представление о круге его интересов, особенностей личности, устанавливает личный контакт, обозначает необходимость логопедических занятий и уверенность в их результате.Одновременно или последовательно с психотерапевтическими занятиями проводится артикуляционная гимнастика. Ее основная цель: активизация и восстановление правильной работы всех компонентов артикуляционного аппарата (верхней и нижней челюсти, языка, мышцы шеи, гортань и голосовые связки) и исключение из процесса образования звуков компенсаторных механизмов. Немаловажным разделом артикуляционной гимнастики является активизация мягкого нёба посредством активной гимнастики. Особое место в занятиях отводится дыхательной гимнастике для получения длительного ротового выдоха под контролем движений диафрагмы и брюшного пресса.После адекватной подготовки артикуляционного аппарата начинаются голосовые упражнения: вокальная гимнастика, пение песен, использование игр, развивающих высоту голоса. В ходе логопедических занятий производится работа над постановкой звуков и далее их автоматизацией на уровне слогов-слов-предложений-фраз-связной речи, развивается сила и тембр голоса.Длительность одного курса логопедического обучения составляет не менее 3 недель, на момент завершения которых оценивается эффективность обучения и динамика восстановления речи. Полный цикл обучения включает 3−4 полных курса, после которых выполняется назофарингоскопия. При отсутствии положительной динамики в ходе логопедического обучения, в соответствии с клиническими данными и результатами назофарингоскопии, челюстно-лицевой хирург и логопед центра принимают решение о возможности продолжения логопедического обучения или о необходимости устранения небно-глоточной недостаточности хирургическим путём и определяют оптимальный способ оперативного вмешательства.
Слайд 19Коррекция гласных предусматривает продвижение к нижним зубам и произнесение их на
диафрагмальном выдохе в грудном регистре, уменьшая участие головного резонатора. Начинают с протяжного произнесения , – ребенок сидит слегка опустив подбородок и положив ладонь на грудь, при правильном выполнении упражнения ощущается вибрация грудной клетки, Начинают произнесение гласных с 2-3-х раз, доводят до 5-ти повторений каждого звука, 4-5 раз в день. Далее отрабатывают гласные о и у ы. Затем переходят к напевному слитному произнесению сочетаний гласных сначала из 2 а затем из 3-х звуков. Гласные произносят голосом средней высоты на одном тоне, а затем то низким голосом, то высоким, то средним.
Дыхательные упражнения
Для выработки правильной ротовой воздушной струи проводят специальные упражнения, в которых вдох и выдох носом чередуются со вдохом и выдохом ртом, например: вдох носом — выдох ртом; вдох — выдох носом; вдох — выдох ртом.При систематическом применении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится правильно направлять ее.Очень важно постоянно контролировать ребенка при выполнении этих упражнений, так как на первых порах ему бывает трудно ощущать утечку воздуха через носовые ходы.Приемы контроля различны: к носовым ходам приставляют зеркало, ватку, полоски тонкой бумаги.Выработке правильной воздушной струи способствуют также упражнения, связанные с дутьем. Их нужно проводить в форме игры, внося элементы соревнования
Часть игрушек дети изготавливают сами с помощью родителей. Это бабочки, вертушки, цветки, метелочки, выполненные из бумаги или ткани. Можно использовать полоски бумаги, прикрепленные к деревянным палочкам, ватные шарики на ниточках, легкие бумажные фигурки акробатиков и т. п. Такие игрушки должны иметь целевое назначение и использоваться только на занятиях по воспитанию правильной речи.Начинать нужно с легких, доступных упражнений, дающих наглядный эффект. Например, дети могут задувать свечку сначала с расстояния 15−20 см, затем с более далекого расстояния. Ребенок со слабым ротовым выдохом может сдувать ватку с ладони. Если это не удается, можно закрыть ему ноздри, чтобы он ощутил правильное направление воздушной струи. Затем носовые ходы постепенно освобождают. Часто бывает полезен и такой прием: в носовые ходы вставляют легкие комочки ваты (неспрессованные). Если воздух ошибочно направляется в нос, то они выскакивают и ребенок убеждается в неправильности своих действий.Дуть можно также на легкие пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Хорошее упражнение — дутье через трубочку в бутылку с водой.Можно предложить детям дуть на шарики или карандаши, лежащие на гладкой поверхности так, чтобы они перекатывались. Можно организовать игру в «мыльные пузыри».Нормализация речевой моторикиОдновременно с детьми проводят цикл упражнений, основная цель которых — нормализация речевой моторики.
Площадка для оптимизма
Опыт специалистов и статистика подтверждают благоприятное развитие (психическое и школьная успеваемость) детей с врожденными расщелинами, при условии раннего коррекционного комплексного вмешательства. Они посещают школу, кружки, а реабилитация речи вскоре полностью завершается с выходом на нормальный уровень произношения.
Имеется много людей, которые после операции по поводу расщелины нёба успешно окончили институты (с отличием), поступили в аспирантуру и некоторые стали учеными. Семейная жизнь тоже сложилась благополучно.
Счастливым или несчастным человека делают только его представления, а не внешний мир!
Коррекция ринолалии
Коррекция ринолалии у детей начинается с определения степени тяжести анатомического дефекта. Врач должен своевременно принять решение об оперативном вмешательстве и рассказать родителям о возможных последствиях, если это не будет сделано. Окончательное решение по поводу оперативного лечения принимают родители ребенка. После хирургической коррекции ринолалии у ребенка проводятся курсовые занятия с логопедом. Специалист должен научить ребенка правильно делать движения мягким небом и языком при формировании звуков и отдельных слов. Современная коррекция ринолалии позволяет к достижению ребенком школьного возраста полностью избавиться от этой патологии. Малыш практически ничем не отличается от своих сверстников.
Устранение ринолалии с помощью массажа и упражнений
Для устранения носового оттенка голоса придётся немало потрудиться и ребёнку, и логопеду, и родителям. Прежде всего, надо будет активизировать мягкое нёбо, заставить его двигаться. Для этого понадобится специальный массаж. Если ребёнок мал, массаж делают взрослые:
- чистым, обработанным спиртом, указательным пальцем (подушечкой) правой руки, в поперечном направлении, производят поглаживание и растирание слизистой оболочки на границе твёрдого и мягкого нёба (в этом случае происходит рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого нёба);
- те же движения проделывают при произнесении ребёнком звука «а»;
- произвести зигзагообразные движения по границе твёрдого и мягкого нёба слева – направо и в обратном направлении (несколько раз);
- указательным пальцем произвести точечный и толчкообразный массаж мягкого нёба недалеко от границы с твёрдым нёбом.
Если ребёнок уже достаточно большой, то он может проделать все эти приёмы массажа сам: кончик языка прекрасно справится с этой задачей
Важно правильно показать, как всё это выполняется. Поэтому понадобится зеркало и заинтересованное участие взрослого
Сначала массаж с помощью языка ребёнок делает при широко открытом рте, а затем, когда проблем с самомассажем уже не будет, он сможет выполнять его уже с закрытым ртом, и совершенно не заметно для окружающих. Это очень важно, так как чем чаще будет выполняться массаж, тем скорее появится результат.
При выполнении массажа надо помнить, что у ребёнка можно вызвать рвотный рефлекс, поэтому не проводите массаж сразу после еды: между приёмом пищи и массажем должен быть хотя бы часовой перерыв. Будьте крайне осторожны, избегайте грубых прикосновений. Не делайте массаж, если у вас длинные ногти: они могут поранить нежную слизистую оболочку нёба.
Кроме массажа, мягкому нёбу понадобится и специальная гимнастика. Вот несколько упражнений:
- ребёнку даётся стакан с тёплой кипяченой водой и предлагается выпить её маленькими глоточками;
- ребёнок полощет горло тёплой кипячёной водой маленькими порциями;
- утрированное покашливание при широко открытом рте: на одном выдохе не менее 2-3 покашливания;
- позёвывание и имитация позёвывания при широко открытом рте;
- произнесение гласных звуков: «а», «у», «о», «э», «и», «ы» энергично и несколько утрировано.
Артикуляционные упражнения при ринолалии
При открытой и закрытой ринолалии бывает очень полезно выполнять артикуляционные упражнения для языка, губ и щёк. Они призваны активизировать кончик языка:
- Свесить длинный узкий язык вниз, к подбородку, удерживать в таком положении не менее 5 секунд (повторить упражнение несколько раз).
- Медленно высунуть длинный и узкий язык изо рта (проделать упражнение несколько раз).
- Длинным и узким языком, высунутым как можно больше изо рта, проделать несколько быстрых колебательных движений из стороны в сторону (от одного угла рта до другого).
- Рот широко открыт, узкий язык совершает круговые движения, как стрелка часов, касаясь при этом губ (сначала в одну, а потом в другую сторону).
- Рот открыт, узкий длинный язык высунут изо рта, и двигается из стороны в сторону (от одного угла рта до другого) под счёт «раз – два».
- Рот открыт, длинный узкий язык то поднимается, к носу, то опускается, к подбородку, под счёт «раз – два».
- Узкий длинный язык изнутри надавливает то на одну, то на другую щёку.
Восстановительные методы
Первые попытки исправить врожденные расщелины относятся к XVIII веку. За это время медицина проделала трудный и долгий путь развития методов лечения ринолалии. Но несмотря на хирургический прорыв, врачам не удалось достигнуть результатов по восстановлению звуковой стороны речи после совершенной операции. Получается, что хирурги ремонтируют «корпус инструмента», а настраивать его звучание перекладывают на «профессиональные плечи» логопедов.
- Хирургические вмешательства.
- Уранопластика: устраняет расщелину; сужает средний отдел глоточного кольца; удлиняет мягкое нёбо. Рекомендуется делать в дошкольном возрасте, так как останется время для постановки правильной речи перед школьным периодом. Операция нормализует дыхание и улучшает процесс питания ребенка. Противопоказаниями для хирургии могут быть недостаточное физическое развитие к 5-6 годам.
- Хейлопластика (верхней губы): самая распространенная и более щадящая; проводится в первые дни после рождения, но иногда по показаниям после шести месяцев.
Вторичная пластика возникших дефектов после операции (расстройство тембра голоса; вытекающая в нос жидкость) проводится уже в школьном возрасте.
В послеоперационный период все дети должны находиться под наблюдением группы специалистов: логопеда, хирурга, психолога, чтобы не пропустить возможные осложнения.
Ранняя хирургия способствует успешному восстановлению анатомической целостности, дыхательной функции, снижает риск инфицирования ЛОР-органов.
Если ребенок успел сделать пластику до 1 года, то статистика показывает, что речь развивается без симптомов ринолалии. Операция, совершенная в 3 года, – сохраняет признаки ринолалии на 100%.
- Логопедическая помощь.
Коррекционная работа, прежде всего, нацелена на организацию чистого звучания речи и на социальную реабилитацию ребенка.
- Методы коррекции дыхания:
- Физиологического.
Цель – устранить ключичный тип и сформировать нижнереберное дыхание. Дети учатся управлять диафрагмальными мышцами с помощью упражнений. Параллельно посещаются занятия лечебной физкультуры для укрепления мышц пресса и развития правильной осанки.
Фонационного.
На дыхательной гимнастике дети тренируют продолжительный выдох только ртом, достаточный для произнесения фраз.
Восстановление небно-глоточного затвора:
- гимнастика для задней стенки глотки;
- массаж нёба.
Изменение назальной окраски голоса:
- вокальные упражнения, пение на занятиях;
- тренировка воспроизводства гласных фонем;
Настройка артикуляционного инструмента и стимуляция речевой моторики:
- на занятиях ЛФК ребенок самостоятельно учится расслаблять мышцы рук, шеи, груди, что будет помогать в расслаблении мышц языка;
- массаж мимических мышц.
Исправление речевых звуков:
избавление от патологического стереотипа произношения путем нормализации работы артикуляционного аппарата, для правильного звучания; применяется беззвучная демонстрация фонем с помощью артикуляции.
Перевод освоенных навыков в автоматический режим при свободной речи:
ребенок повторяет скороговорки, придумывает рассказ по картинке.
Налаживание просодики речи:
используются басни, сказки с упором на интонацию в нужном направлении; делается акцент на паузах и знаках препинания.
Для упражнений по развитию голоса, дыхания и языка нужны не столько правила науки, сколько систематическая работа.
Для взрослых пациентов разрабатываются отдельные логопедические методики.
Эффективное упражнение: особая техника молчания, во время которого гласные звуки произносятся про себя. Систематические повторения уменьшат назальный оттенок голоса и смягчат гримасы лица.
Гимнастика мягкого нёба
1. Глотание воды или имитация глотательных движений. Детям предлагают попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать воду из пипетки — по нескольку капель. Глотание воды маленькими порциями вызывает наиболее высокий подъем мягкого нёба. Большое количество следующих друг за другом глотательных движений удлиняет время, в течение которого мягкое нёбо находится в положении подъема.2. Позевывание при открытом рте.3. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.4. Покашливание. Это очень полезное упражнение, так как покашливание вызывает энергичное сокращение мышц задней стенки глотки. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостями. Прикоснувшись рукой к гортани под подбородком, ребенок может ощутить подъем неба.Описанные выше упражнения дают положительные результаты в дооперационном периоде и после операции. Их следует проводить постоянно в течение длительного времени. Систематические упражнения в дооперационном периоде подготавливают ребенка к операции и сокращают сроки последующей коррекционной работы.