Формы, диагностика и коррекция ринолалии

Слайд 3412. Особенности голоса ребенка. Его характер во время речи (крикливый, хриплый

и т. д.).13.Общий характер деятельности речевого аппарата в процессе речи (особенно при чтении стихотворений)

Здесь важно отметить, хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли его артикуляция во время речи; отмечается активность губ в речевом процессе, активность языка, щек, лобных мышц, наличие синкинезий.14.  Исследование звукопроизношения. Обследование начинается с гласных звуков и проводится в следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, е, ю, й.Фиксируем в карте обследования положение языка при произнесении каждого звука, наличие синкинезий лицевых и мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции.15.Далее обследуется характер артикуляции всех согласных звуков в соответствии с их расположением в таблице 2

При этом сначала отмечается произношение звука в сочетаниях типа афа, ава и т. д. (положение согласного между двумя гласными позволяет наблюдать, какие движения выполняет язык, а затем фиксируется произношение изолированных согласных звуков, чтобы лучше проследить, какие мимические и лицевые мышцы принимают участие в реализации заданной артикуляции и насколько активны в это время крылья носа).16. Исследование развернутой речи: наличие у ребенка развернутой речи и возможность ее использования, осуществление процесса коммуникации

Слайд 20Воспитание фонематического слуха. Решаются 2-е задачи:Научить разбирать звуки речи окружающих.Дифференцированно воспринимать

собственное произношение. Это работа зависит от степени сохранности собственного произношения, возраста ребенка и владения грамотой. При знакомстве с изолированными звуками, особенно с маленькими детьми, используются наглядные образы: гудит поезд УУУ, поет комар ЗЗЗЗЗ. Звуки и слова произносят четко и громко. На первом дооперационном этапе не различают из близких акустических групп (шипящих/свистящих). При наличии функционально-глоточного абтуратора возможна полная нормализация произношения еще до операции. К началу постановки звуков должны быть окончены занятия по постановки диафрагмально-реберного дыхания.

Слайд 32В карте фиксируются следующие сведения:1. возраст родителей;2. от какой по счету

беременности родился ребенок, чем закончились предшествующие беременности (если были дети, выясняем их возраст и уровень развития. Выясняем у матери, были ли недоношенные беременности, преждевременные роды, чем они вызваны);3.      не принимались ли меры для ликвидации этой беременности?4.      течение беременности

Отмечается самочувствие матери с первых дней беременности, особое внимание уделяется первым 2—3 месяцам беременности, когда происходит формирование лица. Расспрашиваем мать, не было ли у нее в это время каких-либо заболеваний, переживаний, нервных потрясений и т

п.;5.      роды, их характер (срочные, недоношенность, причины ее);6.      состояние ребенка при рождении (закричал сразу или после стимуляции);7.      раннее развитие ребенка:·         брал ли грудь матери? Как вскармливался? До какого возраста получал грудное молоко? С какого времени начали прикармливание? Как развивался физически?·         когда начал держать головку? (сидеть? стоять? ходить?) (В карте обследования указываются все отклонения в физическом развитии ребенка.);·         какие заболевания были, у ребенка на первом году жизни? Чем и как болел в последующее время до момента обследования? Выясняем наличие заболеваний органов слуха;

Слайд 30СМЕШАННАЯ РИНОЛАЛИЯНекоторые авторы (М. Зееман, А. Митронович-Моджеевска) выделяют смешанную ринолалию — состояние

речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости носа и недостаточность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения.Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастаний, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков.Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, так как возникает нёбно-глоточная недостаточность и проявляются признаки открытой ринолалии. В связи с этим логопеду следует тщательно обследовать строение и функцию мягкого нёба, установить, какая форма ринолалии (открытая или закрытая) сильнее нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения носовой непроходимости и предупредить родителей о возможности ухудшения тембра голоса. После операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.

Слайд 51Паралич язычка мягкого нёба всегда отражается на функцио­нальном состоянии языка и

вторично нарушает артикулирование язычных звуков, делая весь процесс артикуляции напряженным и замедленным.Язычок, свисающий неподвижно по средней линии, указывает на двусторонний парез

В случаях одностороннего пареза он отклоняется в «здоровую» сторону.Важно также выявить состояние мягкого нёба: поднимание нёбной занавески при энергичном произнесении звука а, наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при произнесении гласных звуков, равномерность утечки; наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных движений при легком прикосновении шпателем к мягкому нёбу). Нужно учитывать, что артикуляционные трудности в спонтанной речи могут усиливать такие факторы, как возбуждение, утомление, усложнение содержания речи в интеллектуальном или лингвистическом отношении.

Слайд 54ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕПри обследовании фонематического восприятия целесообразно использовать задания, исключающие артикулирование, чтобы

трудности проговаривания не влияли на качество дифференциации. Так, логопед произносит нужный звук в ряду других звуков, как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Услышав заданный звук, ребенок поднимает руку. Например, можно предложить ребенку выделить звук у из звукового ряда о, а, у, о, у, ы, о или слог ша из слогового ряда са, ша, ца, ча, ша, ща.Хорошо выявляет недостатки фонематического восприятия за­дание на подбор предметных картинок, названия которых начина­ются с заданного звука («Подбери картинки на звук р и звук л;на звук с и звук ш, на звук с и звук з» и др.). Комплекты картинок логопед подбирает заранее, а затем перемешивает произвольно.Менее явные затруднения в различении звуков речи могут быть обнаружены при обследовании навыков звукового анализа.

Этапы логопедической работы при ринолалии с детьми

Логопедическая работа при ринолалии разделяется на несколько этапов, каждый из которых имеет собственное значение. Обычно методика логопедического воздействия при ринолалии включает в себя:

  1. Составление характеристики ребенка.
  2. Логопедическое обследование с составлением речевой карты.
  3. Подготовку заключения.
  4. Логопедическое воздействие до операции.
  5. Логопедическое воздействие после операции.

Каждый из этапов одинаково важен и пропускать хоть один из них не рекомендуется.

Логопедическая характеристика на ребенка с ринолалией

Для составления характеристики используется медицинская карта ребенка, проводится беседа с родителями, изучается полный медицинский анамнез, включая пренатальный период. В большинстве случаев ринолалия появляется из-за врожденных проблем, поэтому выявить их удается еще до родов или сразу после них. Для логопеда оказывается полезной любая информация: как питался малыш, какие операции и в каком возрасте ему проводили, как он развивался. Полученная информация заносится в речевую карту для дальнейшей работы.

Логопедическое обследование детей с ринолалией

Этот этап не отличается уникальностью. Подобным образом проводится исследование при любом другом речевом нарушении. Всего изучается 5 разделов развития речи. Они представлены ниже в таблице.

Основные разделы логопедического обследования

Изучаемый раздел Методы и способы обследования
Особенности артикуляционного аппарата Логопед изучает строение речевого аппарата, выявляет его анатомические дефекты:
  • Есть ли расщелины и каков их характер.
  • Насколько сохранена подвижность языка, губ.
  • Симметричны ли носогубные складки.
Особенности дыхания
  • Какой тип физиологического и речевого дыхания используется.
  • Как проходит воздушная струя.
Состояние голоса Отмечается тембр, сила, длительность, выраженность назального оттенка.
Особенности звукопроизношения Изучается произношение гласных и согласных фонемов, артикуляционные позы.
Особенности речи В каком состоянии находится развернутая речь, достаточно ли развит словарный запас.

Логопедическое заключение при ринолалии

Заключение включает в себя информацию, полученную из всех перечисленных выше этапов, а также общие рекомендации и план работы. Ринолалия – это в логопедии широко распространенное заболевание, требующее комплексной работы, поэтому свое заключение специалист передает врачам, дефектологам, педагогам, которые также будут участвовать в коррекционном процессе.

Логопедическая работа до и после операции

Поскольку ринолалия определяется как нарушение, сочетающее в себе голосовые проблемы (гнусавость) и дыхательные (неправильный поток воздуха), основными направлениями работы становится ими они. Коррекция артикуляции, звукопроизношения, автоматизация речи не отличаются от таковых же при любых других речевых болезнях.

Работа над голосом при ринолалии начинается с постановки гласных фонем. С их помощью можно начать использование вокальных упражнений, которые и становятся основным инструментом в коррекции голосовых особенностей.

Работа над дыханием при ринолалии призвана научиться контролировать воздушную струю. Для этого проводятся упражнения на постановку физиологически правильного дыхания. Эффективным оказывается чередование носового и ротового вдоха/выдоха.

На дооперационном и послеоперационном этапе упражнения не меняются, но до устранения дефекта большее внимание уделяется дыханию и голосу, а после – именно звукопроизношению, хотя остальные направления работы также присутствуют

Слайд 13Речевая симптоматикаРечь при открытой ринолалии страдает больше других функций. Речь при

открытой ринолалии страдает больше других функций, она изначально развивается в патологических условиях, носовой оттенок голоса появляется с лепета, первые слова к 2 годам. Звуки ребенка нечетко различаются между собой. Звукопроизношение нарушается тотально. У детей с расщелинами неба снижение кинестезии и расстройство фонематического слуха, пониженное давление в полости рта , все это притупляет восприятие артикуляции, кроме того многие дети носят съемные зубные протезы и аптураторы, которые закрывают слизистую оболочку неба и ощущение артикуляции еще больше затрудняется.

Слайд 62МЕТОДИКА Л. И. ВАНСОВСКОЙ (1977)Л. И. Вансовская предложила начинать устранение назализации

не с традиционного звука а, а с передних гласных и и э, так как именно они позволяют фокусировать выдыхаемую струю воздуха в переднем отделе ротовой полости и направлять язык к нижним резцам. При этом усиливается четкость кинестезии при соприкосновении с нижними резцами; при произнесении звука и стенки глотки и мягкое нёбо участвуют более активно.От ребенка требуется произнесение звуков негромким голосом, с несколько выдвинутой вперед челюстью, с полуулыбкой, с усиленным напряжением мягкого нёба и глоточных мышц. После устранения назализации гласных проводится работа над сонорами (л, р), затем щелевыми и смычными согласными.

Слайд 60СИСТЕМА, РАЗРАБОТАННАЯ А.Г. ИППОЛИТОВОЙЭта система высоко результативна при коррекции звукопроизношения у

детей, не имеющих отклонений в фонематическом развитии. А. Г. Ипполитова одна из первых рекомендовала занятия в дооперационном периоде. Характерным для ее методики является сочетание дыхательных и артикуляционных упражнений, последовательность отработки звуков, обусловленная артикуляционной взаимосвязанностью.Последовательность работы над звуками определяется подготовленностью артикуляционной базы языка. Наличие полноценных звуков одной группы является произвольным базисом для формирования следующих. Используются так называемые «опорные» звуки.Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи специальной артикуляционной гимнастики, которая сочетается с развитием речевого дыхания ребенка. Своеобразие метода А. Г

Ипполитовой состоит в том, что при вызывании звука первоначальное внимание ребенка направлено только на артикулему.

Слайд 64МЕТОДИКИ Применительно к взрослым разработана методика С. Л. Таптаповой (1963), которая

предлагает своеобразный режим молчания — произношение про себя гласных звуков. Это снимает гримасы и подготавливает произношение без назализации. Рекомендуются вокальные упражнения.И. И. Ермакова (1980) разработала поэтапную методику коррекции звукопроизношения и голоса. Ею установлены возрастные особенности функциональных расстройств голосообразования у детей с врожденными расщелинами и применительно к ним модифицированы ортофонические упражнения

Специальное внимание уделено послеоперационному периоду и рекомендованы приемы развития подвижности мягкого нёба, предотвращающие его укорочение после хирургической пластики.

Слайд 24 Для растяжки верхних рубцов применяется сухое проглатывание. Используется не более

5-6 месяцев. Возобновить имитацию глоточного рефлекса позевывание, полоскание горла, лучше киселем. После операции может развиться такое осложнение как, массивное рубцевание в области небных дужек, это затрудняет открывание рта, артикуляцию, усиливается носовой оттенок. Растянуть рубцы поможет активная жевательная гимнастика. Утех, кто занимался до операции или носил глоточный аптуратор быстро восстанавливаются навыки правильной воздушной среды. В других случаях можно зажать крылья носа пальцами, чтобы ребенок мог ощущать собственную воздушную струю воздуха во рту, и потом ее воспроизвести. В конце этапа возобновляет произнесение гласных в пригрудном регистре. С детьми впервые обратившимися к логопеду после операции одновременно работают над постановкой диафрагмального дыхания, обучают навыку направленной воздушной струи, перемещают язык в передний отдел полости рта.

Симптомы и клинические проявления ринолалии

При открытой органической ринолалии, причиной которой стали различные врожденные аномалии, у малыша с самых первых часов его жизни страдают такие жизненно важные функции, как дыхание и питание. Как правило, сосательный рефлекс у таких детей сохранен, но кормление становиться затруднительным, так как ребенок не берет грудь, а при искусственном вскармливании смесь вытекает через нос, в результате чего новорожденный не получает необходимых ему питательных элементов и значительно отстает в развитии. Так как носовое дыхание нарушено, такие дети часто страдают хроническими воспалительными заболевания органов дыхания, что и становится причиной развития ринолалии. Кроме прочего, врожденные небные расщелины сопровождаются различными нарушениями прикуса, что только способствует возникновению проблем с речью. Нередко это связано с тем, что у таких детей сохранность интеллекта варьируется от нормы до весьма значимых задержек развития.

Развитие речи — как в долингвистический период, так и в период речевого развития — протекает аномально. Отсутствует характерный лепет. Или он очень тихий, едва различимый. Первые слова ребенок начинает произносить уже в возрасте более 2-х лет, его речь неразборчивая и невнятная, ее сложно понять окружающим.

При открытой органической ринолалии все звуки имеют выраженный назальный оттенок, у ребенка нарушена артикуляция и произношение звуков. Все согласные более напоминают звук «х», их невозможно отличить друг от друга. Голос тихий и глухой. Стараясь правильно произносить звуки, ребенок использует мимический аппарат или напрягает мышцы губ, крыльев носа или языка, что только усугубляет положение вещей.

Проблемы с речью отражаются также на слуховом восприятии и способности к фонетическому анализу обращенной речи. Кроме того, из-за ограниченности общения со сверстниками у таких детей достаточно бедный словарный запас и имеются проблемы с письменной речью. Совокупность подобных изменений может привести к тому, что у ребенка с открытой органической ринолалией логопеды вынуждены констатировать общее недоразвитие речи. В возрасте, когда ребенок начинает осознавать свой дефект, к изменениям со стороны речевого аппарата присоединяются различные нарушения психики и связанные с ними наслоения: замкнутость, раздражительность, стеснительность и т.д.

У пациентов с открытой функциональной ринолалией страдает, в большей степени, произношение гласных звуков. Согласные такой ребенок выговаривает достаточно хорошо, что связано с вполне достаточным для этого небно-глоточного смыкания. При закрытой функциональной ринолалии страдает, как правило, лишь тембр голоса, который приобретает неестественный, тусклый, «мертвый» оттенок.

Закрытая органическая ринолалия характеризуется искажением согласных звуков. Ребенок часто меняет звук «м» на звук «б», «н» на «д» и т.д. При такой форме патологии назальное дыхание затруднено, а потому ребенок постоянно дышит через рот, что приводит к тому, что такие дети подвержены различным воспалительным заболевания верхних дыхательных путей, а также часто страдают хроническими формами бронхита и пневмонии, которые имеют рецидивирующее течение.

Слайд 17ПРИВЫЧНАЯ ОТКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯОдна из функциональных форм —наблюдаемая, например, после удаления больших

аденоидных разрастаний, возникает в результате длительного ограниче­ния подвижности мягкого нёба.Функциональное обследование при открытой ринолалии не обнаруживает органических изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой ринолалии служит также то, что обычно нарушается произношение только гласных звуков, в то время как при произношении согласных нёбно-глоточное смыкание хорошее и назализации не происходит.Прогноз при функциональной открытой ринолалии более благоприятный, чем при органической. Назальный тембр исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения произношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.

Слайд 122. ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЗАКРЫТОЙ РИНОЛАЛИИДошкольников побуждают произносить слоги па, пе, пу,

по, пи таким образом, чтобы гласные звучали немного в нос. Таким же способом отрабатывают произношение согласных в позиции перед носовыми звуками (слоги типа ам, ом, ум, ан).После того как ребенок научится правильно произносить эти слоги, вводят слова, в которых имеются носовые звуки. Нужно, чтобы он произносил их преувеличенно громко и протяжно с сильным носовым резонансом.Заключительными являются упражнения на громкое краткое и длительное произнесение гласных звуков. Кроме того, используются вокальные упражнения.Продолжительность коррекционной работы при функциональной закрытой ринофонии небольшая. При ринолалии сроки длиннее и их бывает трудно предсказать заранее. Это объясняется тем, что при функциональной закрытой ринолалии требуется также устранение дефектов артикуляции звуков. Кроме того, у детей с данной формой ринолалии часто наблюдаются некоторые особенности психического развития.

Слайд 47ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА И ЕГО МОТОРИКИПри обследовании нужно оценить степень

и качество нарушений двигательных функций органов артикуляции и выявить уровень доступных движений.В первую очередь следует охарактеризовать особенности строения артикуляционного аппарата и дефекты анатомического характера. Логопед отмечает, имеются ли следующие особенности: губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа; зубы: неправильный прикус и посадка зубов; язык: большой, узкий; укороченность подъязычной связки; твердое небо: узкое, куполообразное («готическое»), мягкое нёбо: короткое мягкое нёбо, раздвоенный маленький язычок или отсутствие язычка.

Слайд 24По состоянию психического развития дети с расщелинами нёба делятся на три

категории: дети с нормальным психическим развитием; дети с задержкой умственного развития; дети с олигофренией (разной степени). При неврологическом обследовании признаки выраженного очагового поражения головного мозга, как правило, не наблюдаются. У некоторых детей имеются отдельные неврологические микропризнаки. Намного чаще у детей отмечаются функциональные нарушения нервной системы, иногда значительно выраженные психогенные реакции, повышенная возбудимость.Помимо всего вышесказанного, врожденные расщелины нёба оказывают отрицательное влияние на развитие речи ребенка.Расщелины губы и нёба играют различную роль в формировании речевого недоразвития. Это зависит от величины и формы анатомического дефекта.

Слайд 63МЕТОД РЕНТГЕНОГРАФИИ.На совершенствование методов коррекции дефектов речи при ринолалии оказало влияние

исследование методом рентгенографии. Оно позволило прогнозировать возможность восстановления функции нёба логопедическими приемами (Н.И. Сереброва, 1969).Анализ рентгенограмм выявил зависимость эффективности логопедической работы от подвижности мягкого нёба и задней стенки глотки; от расстояния между задней стенкой глотки и мягким нёбом; от ширины средней части глотки.Сопоставление этих данных еще до начала логопедической работы дает возможность решить вопрос о степени компенсации речевого дефекта общепринятыми средствами.Приемы дифференцированной логопедической работы в зависимости от анатомических и функциональных особенностей артикуляционного аппарата разработаны Т. Н. Воронцовой (1966).

Слайд 14ТЕМБР ЗВУКОВ Заметно изменен. Наиболее заметно изменяется тембр гласных звуков и

и у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Менее назально звучат гласные звуки е и о, и еще меньше нарушен гласный а, так как при его произношении ротовая полость широко раскрыта.

Нарушен тембр некоторых согласных: при произнесении шипящих звуков и фрикативных ф, в, х прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости; взрывные звуки п, б, д, т, к и г, а также сонорные л и р звучат неясно, так как в ротовой полости не может образовываться воздушное давление, необходимое для их точного произношения. При длительной открытой ринолалии (особенно органической) воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, которое необходимо для образования звука р.

гласных

согласных

Цели и задачи логопедической работы при ринолалии

Содержание логопедической работы с ребенком с ринолалией определяется четко поставленными целями, а они в свою очередь вытекают из принципов. Главную цель на дооперационном этапе воздействия можно обозначить как предупреждение всех возможных сопутствующих отклонений в речевом, интеллектуальном, коммуникативном развитии ребенка. Другими словами, логопед должен оказать такую помощь, чтобы еще до появления явных нарушений успеть скорректировать их. Для достижения цели он решает ряд задач:

  1. Предупреждает развитие астенического синдрома. Для этого используются активные игры, специальная физкультура, соответствующие возрасту.
  2. Предупреждает ошибочную фиксацию языка в артикуляции. Эффективен для решения проблемы оказывается логопедический массаж при ринолалии.
  3. Предупреждает развитие неправильного способа дыхания. Для этого разрабатывается дыхательная гимнастика, соответствующая характеру нарушения.
  4. Активизирует мышцы, отвечающие за небно-глоточное смыкание. Помимо уже перечисленных методов, для этого используется артикуляционная гимнастика.
  5. Развитие голосовых характеристик. К работе привлекаются игры, музыкальные упражнения.

После операции логопед нередко продолжает решать те же самые задачи или закрепляет уже полученный результат в новых физиологических условиях

Помимо это внимание уделяется слуховому контролю. При этом главная цель меняется: логопеду необходимо полностью автоматизировать нормальную речь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: