Причины нарушения речи у детей

Реабилитация детей с дислексией

Важно своевременно, в 1-2 классах, начать оказывать помощь, чтобы компенсировать дислексию и предотвратить социальную дезадаптацию. Помощь должна быть комплексной:

  • психолого-педагогическая коррекция нарушений чтения;
  • медикаментозное лечение: ноотропы (Ноотропил, Фенотропил, Пантогам, Кортексин, Семакс и т.д.);
  • психотерапевтическая помощь в семье.

Чтобы овладеть навыками чтения, ребенку необходимо заниматься со специалистами и дополнительно делать задания дома. Все это можно совместить на онлайн-платформе SLOGY.RU, где учеба проходит в дистанционном формате.

Тотальное ПНР

При тотальном нарушении речи (ТНР) недостатки имеются во всех сферах языка: в фонологии, звукопроизношении, грамматике и лексике. У ребенка в целом нарушено овладение всеми языковыми средствами.

Расстройства, представленные в классификации, относятся к категории тяжелых:

1. Алалический вариант (моторная и сенсорная алалия).

При моторной алалии ребенок до 4-7 лет не пользуется речью, кроме набора лепетных слов (например, гав-гав, ко-ко, би-би). Ребенок не может полноценно общаться, что влечет за собой серьезные нарушения коммуникативных возможностей. Встречается сравнительно редко — 0,5%.

Сенсорная алалия – еще более тяжелое состояние, при котором ребенок не понимает обращенную речь и не связывает слова со смыслом. Заболевание мало изучено и трудно диагностируется. Вовремя не начатая коррекция (с 2-3 лет) может вызвать серьезную дезадаптацию и привести к инвалидности.

2. Параалалический вариант ТНР.

По симптомам и признакам похож на моторную алалию, но протекает намного легче и быстрее преодолевается (за 2-3 года).

3. Клинические формы со сложным типом нарушения («миксты»).

Если к концу дошкольного возраста не удастся справиться с дизонтогенезом, ребенка направляют учиться в речевую школу. Чтобы добиться заметных результатов, коррекционная работа должна продолжаться не менее 5-6 лет. Обычная школа может только усугубить состояние ребенка: возникнут серьезные трудности в учебе, недостаток устной речи вызывает недостатки письменной речи.

Коморбидность

Тотальное ПНР характеризуется высоким показателем коморбидности

60-70% детей с нарушением звукопроизношения имеют проблемы с вниманием, памятью и эмоциональной сферой. Нарушения устной речи имеют 50% детей с дислексией и 60-80% детей с ЗПР или умственной отсталостью

Нарушение речи довольно часто сопровождается множеством нарушений:

1. Когнитивный дефицит:

  • оперативной памяти;
  • вербально-логических функций (способность категориально мыслить с использованием обобщающих понятий);
  • сукцессивных операций;
  • пальцевого и артикуляционного праксиса;
  • внимания (слухового, редко – зрительного);
  • незрелость игровой компетенции.

2. Личностная сфера:

  • поверхность социальных связей;
  • незрелость эмоционально-волевой сферы.

3. Коммуникативная компетенция:

  • слабое владение диалогом (особенно монологом);
  • трудности в установлении партнерских отношений.

Дефицит языковых средств ограничивает возможность освоения вербально-логических навыков в мышлении. Это может сказаться на личностной сфере, потому что возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Если ребенок получил своевременную и комплексную помощь, то исход будет более благополучным. Под комплексной помощью подразумевается, как участие логопеда, так и участие врачей.

Дизонтогенез опасен негативными последствиями. У ребенка возникают сложности в обучении по основным предметам, происходит неполноценность социо-культурального дискурса и нарушение поведения. Отдельно стоит поговорить про дислексию и дисграфию, так как это самые серьезные нарушения, которые идут следом за нарушением речи.

Методы лечения

Методы лечений детей с нарушениями речи включают в себя несколько вариантов.

Занятия с логопедом — профессионалом в области постановки речи. Логопед занимается первичным развитием речевых функций, коррекцией дефектов говорения. Применяет разные методики воздействия:

  • Упражнения по постановку звуков.
  • Артикуляционную гимнастику.
  • Игровые методики.

Занятия с логопедом-дефектологом. Такие занятия требуются при резком снижении речевых или в целом когнитивных функций, задержках развития речи и не только. Они проходят в упрощенном, более детализированном порядке, и усложняются постепенно.

Упражнения включают в себя изучение предметов, определение их по размеру, цвету, форме, запоминание. Дополнительно занятия включают упражнения на мелкую моторику.

Медико-педагогическая реабилитация. Требуется, если наблюдается сочетание задержки развития и речевых отклонений.

Микротоковая стимуляция. Воздействие на особые зоны головного мозга. Стимуляции подвергаются зоны Брока и Вернике, отвечающие за восприятие речи и говорение. Проводится под контролем электроэнцефалографии.

Логопедический массаж. Требуется при нарушении развития речевого аппарата. Проводится под контролем логопеда. Представляет собой воздействие на мускулатуру речевого аппарата, отвечающую за говорение, формирование интонаций: губы, мягкое небо, язык, мышцы лица.

Дети с тяжелыми нарушениями речи и пациенты с относительно легкими отклонениями будут получать разное лечение. Отличается и объем помощи.

Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне

Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать

2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

Степени недоразвития речи и их характеристики

В зависимости от глубины поражения, ОНР может проявляться по-разному — от незначительных отклонений до полного отсутствия речи.

1-й уровень: речь практически отсутствует

Не нужно быть врачом, чтобы заметить проблемы с речевым развитием у ребенка. Он использует лепет, звуки, первые слоги слов. Разговаривает на «своем» языке, одно слово может у него означать несколько предметов.

Вместо слов малыш активно выражает свои мысли и желания жестами и мимикой, причем всегда уместно и корректно.

Ребенок не говорит простыми предложениями, в лучшем случае использует два аморфных слова, например «гав би-би» — собака едет на машине.

Пассивный словарь развит хорошо – малыш понимает обращенную к нему речь. А вот активный словарь бедный, фонематический слух не развит — ребенок не может выговаривать слова, которые состоят из нескольких слогов, и говорит их по-своему: «абас» вместо «автобус», например.

2-й уровень: наличие общеупотребительных слов

Это главная характеристика недоразвития речи этой степени. В речи присутствуют слова, хотя их не очень много и ребенок произносит их некорректно. Но грамматическая связь между словами уже начинает формироваться.

Малыш искажает название определенного предмета, причем везде. Например, вместо «яблоко» говорит «лябако».

Ребенок не знает форм, частей предметов, не может объединять их в группы (посуда, игрушки, одежда).

Большинство звуков малыш произносит неправильно, слова в простых предложениях между собой не согласовывает, часто пропускает предлоги, слова из нескольких слогов сокращает.

Но может в простых предложениях правильно называть предметы и их действия в множественном числе (например, идет — идут). Если попросить малыша рассказать, что он видит на картинке, у него может получиться связный рассказ, хотя и очень ограниченный.

3-й уровень: нарушение грамматики и фонетики

Активный словарный запас у ребенка большой, он говорит развернутыми предложениями, но страдает развитие грамматического и фонематического компонентов речи.

Родители хорошо понимают малыша, а вот при общении с окружающими нужен «переводчик». Малыш хорошо произносит изолированные звуки, а вот в речи пока нечетко. Если ему тяжело выговорить какой-то звук, он заменяет его более легким. Особенно это касается аффрикат, свистящих, сонорных и шипящих звуков.

Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения пока вызывают трудности, но малыш уверенно идет к успеху. А вот малоупотребительная лексика ему пока недоступна — в речи он использует слова бытового значения, которые постоянно слышит вокруг.

Ребенок строит фразы, может составить рассказ, хотя предложения еще оформляет с ошибками. А вот ошибки в согласовании слов возникают не постоянно. Чаще малыш ошибается при согласовании существительных и числительных: «много кошкам — много кошек».

Не всегда правильно выговаривает и сложные слова, не может назвать слова, которые начинаются на конкретную букву.

4-й уровень: практически вариант нормы

Недоразвитие речи не бросается в глаза, но в совокупности симптомы усложняют ребенку обучение в школе — ему труднее научиться писать и читать. Поэтому нужно обязательно устранить симптомы ОНР. Хотя эта форма нарушения встречается достаточно редко.

Ребенок периодически неправильно произносит сложные слова — пропускает слоги, заменяет или меняет местами звуки.

Страдает артикуляция и дикция — речь нечеткая, немного невнятная, а также ребенок не всегда по назначению использует слова, поскольку не понимает или путает их значения. Особенно это касается признаков предметов (например, высокий — длинный, низкий — короткий).

Еще одна проблемная зона — образование слов с помощью суффикса, остаются ошибки и в согласовании существительных и прилагательных и множественного числа.

Развито критическое мышление: если малышу дать два варианта ответа, он выберет правильный.

Методы диагностики детей с нарушениями речи

Речевые нарушения у детей диагностируются под контролем логопеда-дефектолога и, если это необходимо, невролога. В качестве первичной меры врач опрашивает ребенка, проводит серию тестов. Собирает подробный анамнез, говорит с родителями, уточняя характер проблемы.

По потребности назначают группу исследований:

  • УЗДГ сосудов головного мозга, шеи. Исследование нужно для того, чтобы проверить церебральный кровоток.
  • ЭЭГ, электроэнцефалография для определения электрической активности головного мозга
  • МРТ или, при наличии противопоказаний, компьютерную томографию головного мозга для оценки структурных изменений.

Дальнейшие действия зависят от клинических находок. Если неврологических патологий нет, ребенка могут направить к сурдологу, психиатру, в зависимости от характера болезни.

У взрослых людей набор обследований может дополняться, в зависимости от того, какую патологию врач-невролог считает причиной возникших проблем с речью.

Причины речевых нарушений

Нарушения речи встречаются и у взрослых, и у детей. В детский период превалируют врожденные нарушения. Во взрослые годы дисфункция может возникнуть в качестве приобретенного расстройства. Причины и патологии, влекущие за собой речевые отклонения, многочисленны.

У детей

Нарушения речи у детей развиваются по причинам нескольких групп. Они могут быть социально-психологическими, неврологическими или связанными с дисфункциями, нарушениями развития речевого аппарата.

Неврологическое расстройство речи складывается в результате влияния инфекций, травм, иных структурных изменений со стороны головного мозга. В числе причин:

  • Влияние внутриутробных инфекций (герпеса и пр.) Расстройства говорения, речевая дисфункция — меньшая из проблем в подобных случаях, поскольку инфекции нередко вызывают повреждения мозга и тяжелые органические патологии.
  • Гипоксия плода, хроническая или острая. Недостаток кислорода, поступающего плоду, сказывается на развитии головного мозга и может спровоцировать неврологический дефицит разной степени выраженности.
  • Родовые травмы. Патологии речи в этом случае становятся результатом сложностей во время принятия родов, тяжелого родоразрешения.
  • Травмы головы. Они опасны даже для взрослых пациентов. В детские же годы, когда мозг еще продолжает формироваться, повреждения нервных тканей могут стать причиной целой группы дисфункций: интеллектуально-мнестических, речевых.
  • Церебральные инфекции: менингит, энцефалит. Могут стать причиной тяжелых нарушений речи.

Характерная черта отклонений со стороны речи — стойкий характер. Сформировавшись, сами они никуда не уходят. Устранить симптоматику, восстановить способности к говорению можно под контролем логопеда. А учитывая адаптивные возможности мозга, нейропластичность у детей, процесс занимает сравнительно мало времени. 

У взрослых

Причины нарушения речи у детей и взрослых существенно отличаются. У людей старшего возраста факторы, вызывающие такую патологию, преимущественно приобретенные. В числе возможных виновников нарушения:

  • Аневризма сосуда головного мозга, представляющая собой мешотчатое или веретенообразное расширение артерии. Чаще протекает бессимптомно, однако при ряде обстоятельств может вызвать нарушение церебрального кровотока и, как следствие, нарастающие явления интеллектуального дефицита и речевые дисфункции.
  • Инсульт, как ишемический, так и геморрагический. Становится виновником тяжелых вторичных нарушений речевых функций, вплоть до частичной или полной афазии: человек утрачивает способность говорить, воспринимать речь.
  • Опухоли головного мозга. К такому симптому могут приводить новообразования разной природы, не обязательно злокачественного характера (хотя их доля среди новообразований церебральных структур ЦНС значительна). Поражение мозговых структур, вызванное компрессией тканей или прорастанием опухоли, с трудом поддается коррекции. Необходимо лечение первичного заболевания.
  • Травмы головы. Повреждения мозговых структур вследствие дислокации или сдавления гематомой.
  • Нейрохирургические вмешательства. Операции на ЦНС, головном мозге также могут вызвать временные или постоянные изменения речевых функций.
  • Сосудистая деменция и иные формы деменций, приобретенного слабоумия, включая болезнь Альцгеймера.
  • Алкоголизм, наркомания. Вызывают токсическое повреждение тканей головного мозга, что проявляется разными симптомами, в том числе и со стороны речи.

У взрослых особенностью речевых нарушений является их стойкий характер. Шанс самостоятельной коррекции есть, но он сравнительно невысок из-за сложности патологических процессов и необходимости лечения первичной проблемы. Однако положительная сторона состоит в том, что действительно неустранимых случаев крайне мало. Заручившись поддержкой грамотного логопеда и невролога, с нарушением можно справиться.

Шпидонов Геннадий Станиславович

Врач-невролог

Ростовский государственный медицинский университет (неврология)

Стаж 10 лет

Классификация речевых нарушений

В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.

Психолого-педагогическая

Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.

Нарушения средств общения:

  • Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР  или фонетическое нарушение речи.
  • Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
  • Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.

В логопедии существует три уровня речевого развития:

  • 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
  • 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
  • 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.

Нарушения использования средств общения:

Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.

Медицинская классификация

В этой группе опираются на медицинские критерии.

Нарушения голосообразования или фонации

У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:

  • Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
  • Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
  • Нарушение силы голоса – фонастения.
  • Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.

Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.

Нарушения темпа и ритма речи

Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи

Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:

  • Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
  • Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
  • Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.

При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.

Структурно-семантические расстройства

Это самые сложные речевые нарушения, характеризующиеся тем, что у человека практически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.

Нарушения письма и чтения

  • Дисграфия − нарушение письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
  • Аграфия − полная невозможность освоения письма.
  • Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.

Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.

Что такое нарушение речи

Нарушение речи — это обобщенное понятие любого отклонения от нормы речевой деятельности человека.

Проявления его самые разные — неправильная артикуляция, неверное слуховое восприятие речи, искажение ее ритмичности, а также полное или частичное отсутствие вследствие тяжелых нарушений деятельности центральной нервной системы.

Отсутствие свободы в общении, помехи при адаптации в социуме и разного рода психологические проблемы — результат неполадок и проблем в речевой сфере.

Специальная наука, изучающая дефекты речи, способы их предупреждения и коррекции, — это логопедия.

Вот как она классифицирует нарушения речевой функции.

Лечение нарушений речи

У взрослых людей подходы к коррекции речевых проблем отличаются от таковых для детей и зависят от причины, степени выраженности расстройства и прочих факторов.

Основная задача — коррекция первопричины. Если это опухоль — она подлежит удалению с декомпрессией здоровых тканей. Если инсульт — основные меры направлены на реабилитацию, восстановительные мероприятия. Нередко установить причину с ходу невозможно, или же ее коррекция радикальными методами не имеет перспектив. Тогда остается логопедическая помощь, применением препаратов.

Медикаментозная терапия при возникновении речевых дисфункций играет большую роль, поскольку позволяет стимулировать работу головного мозга и явления нейропластичности. Применяются средства нескольких групп:

  • Ноотропы.
  • Витамины.
  • Средства для нормализации мозгового кровообращения.
  • Производные ГАМК.
  • Нейропептиды.
  • Антиоксиданты.

При комплексных отклонениях, психических расстройствах могут применяться седативные.

По необходимости назначают физиотерапию. Универсальным методом остается работа под контролем логопеда или логопеда-дефектолога. Когда отклонения развиваются на фоне перенесенного инсульта, большую роль в процессе восстановления играет врач-реабилитолог. Компенсация расстройств происходит в системе.

Шпидонов Геннадий Станиславович

Врач-невролог

Ростовский государственный медицинский университет (неврология)

Стаж 10 лет

Хорошим способом развития речи могут стать интеллектуальные, умственные упражнения с учетом возраста. Чтение, письмо, расширение словарного запаса. Заучивание и рассказывание текстов: частично или полностью, выразительное декламирование.

Расстройства речи нарушают нормальную коммуникацию, что негативно сказывается на жизни человека как в раннем возрасте, так и во взрослый период. Но действительно нерешаемых случаев практически не бывает. При грамотном подходе к коррекции проблему можно решить, восстановив речевые функции.

Статьи и новости

Причины, вызывающие нарушение речи

Возникновение расстройств всегда настораживает врачей, так как это может быть сигналом о развитии серьезной болезни. Еще один неприятный эффект от речевого расстройства – социальная дезадаптация. Всего существует два вида речи – внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется на устную и письменную.

Нарушения делятся на врожденные и приобретенные. В первом случае дефекты развиваются из-за родовых травм и пороков развития (ринолалия). Для постановки точного диагноза врачи используют жизненный и акушерский анамнезы. Врожденные нарушения проявляются еще в раннем детстве (алалия, заикание, дизартрия).

Вербальные дефекты также могут возникать по следующим причинам:

  1. Хромосомные аберрации.
  2. Генетические заболевания.
  3. Аутизм.

Приобретенные речевые отклонения могут появляться на разных этапах жизни и механизмы их также различны. В результате инсульта может развиться афазия сенсорной или моторной формы. Главные причины нарушения речи:

  • Травма. Вербальная декоммуникация возникает из-за непосредственного повреждения конкретной зоны головного мозга, отвечающей за один из аспектов речи. Данный признак может сигнализировать о других очаговых повреждениях мозга. Травма может возникнуть в ходе осложненных родов или в первые годы жизни. Известны случаи, когда повреждение мозга уже в зрелом возрасте приводило к возникновению речевых нарушений.
  • Неврологические причины. Дефекты появляются из-за повреждений центрального или периферического отдела нервной системы. У человека развиваются аутоиммунные воспаления и процессы дегенерации, которые приводят к нарушению проводимости нервных тканей. Такое состояние может появляться из-за раковых заболеваний головного или спинного мозга, инсульта, склероза, эпилепсии и инфекционных заболеваний головного мозга вроде менингита или энцефалита.
  • Психическая отсталость. Речевые нарушения могут возникать как из-за патологического воздействия заболевания, так и из-за умственной отсталости, осложняющей его. У пациентов проявляются признаки: непоследовательность мыслей, повторение отдельных слов и фраз. При умственной отсталости речь нарушается вследствие скудного лексикона. Также оказывают свое воздействие снижение памяти, концентрации. Осложнение проявляет себя, как алалия или афазия.
  • Дефекты в строении голосового аппарата. В таких случаях регуляция мозга и иннервация могут быть в норме. Но нарушение анатомической структуры языка, гортани, губ и др. может привести к развитию дефектов речи.

Причины нарушения речи у детей дошкольного возраста без предрасположенности к дефектам заключаются, как правило, в негативном влиянии окружающей среды. Ссоры между родителями, раздражение, громкие разговоры и скандалы отрицательно влияют на умственное развитие малыша.

Основные причины нарушения точности речи, как правило, внешние, точность словоупотребления у ребенка падает. Он заменяет одни слова другими, схожими, но не идентичными по смыслу. Такая проблема возникает обычно из-за педагогической запущенности. Для речевой точности обязательно необходим правильный пример (которым обычно выступают родители и педагоги).

Механизмы возникновения

Врожденное речевое нарушение возникает из-за повреждения головного мозга во время беременности. Различные осложнения беременности (токсикозы, инфекции, эндокринные и венерические болезни, резус-конфликт) приводят к тому, что развитие плода нарушается, а центры, отвечающие за речь, перестают функционировать нормально. Существует наследственная предрасположенность к дефектам артикуляционного аппарата (неправильная анатомия гортани, голосовых связок и т. д.).

Патологическое течение родов может привести к нарушению работы головного мозга ребенка. При этом родовая травма может и не быть массивной. Использование различных стимуляторов, неправильная техника проведения родов могут поспособствовать травме младенца. Ребенок также очень уязвим в первый год жизни. Заболевания и травмы ребенка в этом возрасте могут привести к появлению речевых дефектов.

По мнению ученого М. Е. Хватцева, одна из главных причин речевых расстройств у детей – неблагоприятное влияние окружающей среды. Экзогенно органическими причинами возникновения речевых расстройств называют внешние факторы, влияющие на малыша негативно

К ним относят невнимание родителей, отсутствие общения, стрессовые ситуации и т. д

Отсутствие предметно-практической деятельности приводит к тому, что в мозге не образуются новые связи, необходимые для умственного развития.

В некоторых случаях речь не может развиваться из-за проблем со слухом. Обычно они возникают после повреждения височной доли головного мозга. Ребенок не слышит речи, поэтому соответствующая разговорная модель у него не формируется. При этом артикуляционный аппарат может быть здоровым.

Во взрослом возрасте серьезные дефекты речи могут появиться из-за инсульта. Повреждаются важнейшие центры речи, которые отвечают за восприятие услышанного и собственную речь. Восстановительные меры могут частично реабилитировать пострадавшего.

Программно-аппаратный комплекс SLOGY

SLOGY – это методика коррекции дислексии на основе полуглобального метода обучения чтению, которая создавалась на протяжении 30 лет и апробировалась на группах детей с разными формами отклонений в развитии: дислексия, дети с задержкой психического развития, дети с недоразвитием речи. Методика разрабатывалась профессором, доктором психологических наук А.Н. Корневым.

Платформа SLOGY.RU доступна в масштабах всей России и предоставляет ребенку возможность работать самостоятельно либо в сочетании с логопедической помощью. В основе проекта лежит методика формирования комплекса психологических предпосылок, необходимых для полноценного овладения чтением.

Уроки проходят ежедневно и быстро, буквально 5-7 минут

В коррекции таких детей важно не перегружать их мозг, так как усвоенные навыки автоматизируются очень медленно. Для достижения значительной компенсации нужен длительный срок – 3-4 года

Методика уникальна тем, что может подстроиться под индивидуальные возможности каждого ребенка. Она не обеспечивает всех детей одинаковыми упражнениями и формами помощи, а именно подстраивается под темп развития ребенка. Это более гибкое обучение, если сравнивать со школой.

Основные принципы методики, использованные в SLOGY:

  • регулярность и систематичность занятий;
  • диагностический мониторинг усвоения навыков;
  • опора на непроизвольное запоминание слогов и слов;
  • полуглобальный метод освоения слогового чтения;
  • постепенное укрупнение оперативных единиц чтения: слои типа СГ и ГС, затем СГС и ССГ, после ССГС;
  • формирование навыков устного синтеза слов из слогов.

Алгоритмы, положенные в основу платформы SLOGY.RU, отрабатывались десятки лет и реагируют на самые чувствительные показатели овладения навыком чтения.

Заикание или логоневроз

Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.

Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.

Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.

Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса

Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу

Внутриутробные патологии

Особенную опасность вредоносные факторы представляют в первый триместр беременности, когда происходит закладка основных органов и систем, в том числе и нервной. Различные неблагоприятные воздействия приводят к недостаточному развитию или повреждению речевых областей головного мозга, аномальному строению речевого аппарата.

  1. Гипоксия плода

Гипоксией называют нарушение жизнедеятельности эмбриона, развивающееся из-за дефицита кислорода в тканях. Факторами возникновения подобной патологии являются следующие состояния:

  • гестоз (тяжёлое осложнение беременности, возникающее на поздних сроках);
  • угроза самопроизвольного аборта;
  • нарушение плаценты;
  • хроническая гипертония;
  • тяжёлые соматические болезни (диабет, заболевания почек, печени или сердца).
  1. Инфекционные болезни

К повреждению речевых зон и периферического артикуляционного аппарата приводят следующие опасные инфекции, возникающие на ранних сроках вынашивания ребёнка:

  • краснуха;
  • грипп (в том числе птичий и свиной);
  • туберкулёз;
  • полиомиелит;
  • герпетические инфекции;
  • сифилис;
  • корь;
  • скарлатина.

Обобщая сказанное

Нарушения речи существуют столько же, сколько и человеческое слово. И во времена Гиппократа лечили потерю голоса, заикание, косноязычие. Современная медицина, несомненно, ушла далеко вперед в лечении речевых расстройств. Но и статистика не радует: людей с речевыми патологиями с каждым годом становится все больше.

Очень уязвимы дети дошкольного возраста, чьей несформировавшейся психике трудно справиться с интенсивным потоком информации.

Но все поправимо! Эффективность коррекционной работы зависит от многих факторов. Прежде всего это дружный тандем родителей, педагогов и медиков. А еще — упорство и вера в успех.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: