Заикание по-научному и без цензуры

Заикание

Как снизить риск и избавить ребёнка от заикания

Несколько советов, которые помогут родителям самостоятельно снизить риск возникновения заикания у ребенка на ранней стадии проявления.

Говорите с ребёнком медленно и плавно, равномерно и ритмично. Самостоятельно задавайте неспешный, расслабленный темп вашей беседы и не просите ребёнка говорить помедленнее. Своим примером вы способствуете более плавной речи ребёнка.

Делайте паузы в своей речи, оставляйте пустоты, особенно после фраз ребёнка — это дает ему возможность сказать что-то еще, а вам обдумать его слова. Не говорите только потому, что нужно заполнить паузу в разговоре. Дайте ребёнку понять и почувствовать, что он может говорить столько времени, сколько ему необходимо.

Задавайте меньше вопросов, делайте меньше команд. Вопросы давят на ребенка, заставляют чувствовать ограничение во времени на ответ. Комментируйте и описывайте то, что сейчас делаете вместе с ребенком — это значительно уменьшает давление из-за нехватки времени.

Директивы и команды иногда содержат осуждение и критику. Такие фразы лучше начинайте словами: «Давай…», «Как насчет…», «Что ты думаешь?»

Иногда повторяйте за ребёнком, чтобы дать понять, что вы его внимательно слушали. Основная цель – уменьшить количество вопросов, приказаний, команд и использовать форму речи в виде комментариев и утверждений. Сделайте так, чтобы речь ребенка стала плавной в беседе.

Слушайте ребенка и не перебивайте. Дайте почувствовать, что его высказывания — самая важная вещь в данный момент.

Позволяйте ребенку начинать беседу, выбирать тему для разговора. Делайте уместные комментарии по теме. Постарайтесь не контролировать беседу постоянно.

Установите контакт глазами. Не отводите взгляд, если ребенок заикается, иначе вы покажете, что испытываете дискомфорт. Позвольте ребенку закончить фразу, даже если придётся подождать.

Признайте, что речь бывает трудной. Иногда ребенку настолько трудно произнести слово, что он может закричать: «я не могу этого сказать», «никак не получается». В этот момент продемонстрируйте принимающее отношение к ребенку фразами: «это было трудно произнести», «это сложное слово». Произносите такие фразы, только когда ваш ребенок сильно расстроен, напуган или находится в состоянии стресса. В других случаях неплавной речи у ребенка поддерживайте контакт глазами и ждите окончания его фразы столько времени, сколько потребуется

Если в данный момент не получается уделить внимание исключительно ребенку, то скажите ему, что выполняете определенную работу, а после её завершения уделите ему полностью все своё внимание и обязательно выполните свое обещание!

Выделяйте специальное время для беседы и общения, игры с ребёнком. Это значительно увеличивает плавность речи

Используйте это время, чтобы выработать более медленный темп своей речи. Позвольте ребенку самостоятельно выбрать занятие и решить, когда начать разговор. Уделяя ребёнку время вы очень сильно повышаете его самооценку, а это помогает ему снизить темп речи.

Уделяйте внимание исключительно ребенку. Детям часто не хватает исключительного внимания любящих родителей, это именно то, о чём дети мечтают!

Таким образом вы создаете положительный фон вокруг себя и ребёнка и подарите ему поток положительных эмоций. Боритесь за речь своего ребёнка!

Народные средства

Как избавиться от заикания самостоятельно? В домашних условиях можно использовать народные средства. Это могут быть сборы из лекарственных трав:

  • ромашка, валериана, крапива, мята: 0,5 ст.л. сбора залить 250 мл кипятка, настоять в течение получаса, принимать внутрь по 100 мл за раз 2 раза в день;
  • мелисса, солодка, календула, донник, березовые листья: 1 ст.л. сбора залить кипятком в объеме стакана, настоять в течение 2 часов, принимать внутрь по 100 мл 5 раз в день;
  • шиповник, тмин, хмель, одуванчик, мята, полынь, сушеница: 7 г сырья залить 400 мл кипятка, настоять на протяжении 6 часов, принимать внутрь по 70 мл трижды в день;
  • мята, малина (побеги), крапива, тмин: 7 г сырья залить 375 мл кипятка, настоять на протяжении полутора часов, принимать внутрь по 50 мл трижды в день;
  • зверобой, мелисса, пустырник, ромашка, душица: 70 г сырья залить 400 мл кипятка, настоять на протяжении 3 часов, принимать внутрь по 100 мл перед едой трижды в день.

Самостоятельная терапия предполагает и проведение ароматерапии, которая обладает успокаивающим действием, расслабляющим, снимающим напряжение с центральной нервной системы. В таком случае эффективными будут такие масла, как лавандовое, сандаловое, розмариновое, сосновое, из розы, базилика, чабреца. Рецепт таков: любое из масел необходимо нанести на платок или сухую салфетку и прикладывать к переносице до 4 раз в день.

Ароматические масла можно добавлять в ванны. Например, масло можно растворить в кефире (пару капель на 100 мл кисломолочного продукта) и добавить в воду. Ее температура должна быть в пределах 37 градусов. Такую терапию рекомендуется проводить ежедневно в течение недели.

Эффективны при заикании продукты пчеловодства, например, мед (1 ч.л.), который разбавляют с мумие (1 таблетка) и яйцом. Готовое средство не нужно глотать, а лишь держать во рту как можно дольше. Процедура проводится в утреннее и вечернее время. Период лечения – 4-6 месяцев.

Некоторые придерживаются мнения, что вылечить заикание можно с помощью молитв и заговоров. В любом случае, стоит испробовать все методы.

Диагностика заикания

Некоторые аспекты заикания очевидны для всех, в то время как другие – нет. Для постановки достоверного диагноза пациент должен быть осмотрен неврологом.

Врач может выполнять некоторые другие оценки, такие как скорость речи и языковые навыки – это будет зависеть от возраста и анамнеза пациента. Будут проанализированы все данные, и определено, есть ли нарушение беглости речи. Если таковое имеется, патолог речи определит, в какой степени расстройство влияет на повседневную деятельность человека.

Важно определить, станет ли заикание маленького ребенка долгосрочным. Это можно довольно точно сделать с помощью серии тестов и наблюдений

Оценки для детей старшего возраста и взрослых направлены на оценку тяжести расстройства и того, какое влияние оно оказывает на способность человека общаться и надлежащим образом функционировать в повседневной деятельности.

Немного истории и причины возникновения

Заикание, как патология речи, возникла очень давно. Заики встречались среди древних инков, персидских царей, греческих фараонов и т.д. Нередко заиканием страдали известные и умнейшие люди своего времени. Они самостоятельно пытались избавиться от собственного недуга различными способами.

Наиболее известна нам история Демосфена. Этот древнегреческий философ разработал собственную систему дыхательных упражнений, которые выполнял перед зеркалом, произносил длинные фразы в затрудненных условиях (при подъеме на возвышенности, при сильном шуме морских волн, с камешками во рту и т.д.)

Демосфен также уделял огромное внимание психогенной тренировке. Он был человеком весьма робким и впечатлительным, но благодаря титаническому труду он стал великим оратором, способным произносить длинные речи перед многотысячной толпой

История Демосфена, описанная Плутархом, является ярким примером того, что избавиться от заикания можно, но для этого нужно потратить колоссальные усилия. Однако на причины возникновения заикания она свет не проливает.

С тех давних времен многие исследователи пытались заниматься проблемой лечения от заикания. По их мнению, это нарушение речи может быть обусловлено такими факторами:

  • стрессовая ситуация. В некоторых случаях нарушение темпа речи становится заметно в раннем возрасте, но многие такие дети разговаривали вполне нормально до определенного момента. Заикание резко возникло на фоне психотравмирующей ситуации, например, сильного испуга. Однако страх в детстве испытывали многие, а заиками становится около 2-3% населения земного шара. Вероятно, эти люди имели некую предрасположенность;
  • неврологическая патология. Нарушения в работе отделов ЦНС, отвечающих за речевую функцию, могут возникнуть на фоне травм, контузии, после перенесенных инфекционных заболеваний. Патология также может развиться из-за некоторых вялотекущих хронических заболеваний;
  • наследственная предрасположенность. Если в семье есть заики, то вероятность развития данного расстройства речи становится более высокой. Считается, что генетически обусловленное заикание должно проявить себя в первые семь лет жизни. Если этого не произошло, значит, подобных нарушений в речи у человека уже не будет. Как правило, передается заикание через поколение, но иногда дети просто подражают «неряшливой» речи людей из близкого окружения.

Описанные выше причины объединяет одно обстоятельство: все они приводят к ослаблению нервной системы. У кого-то психика страдает под воздействием внешних факторов, а кто-то уже родился с ослабленной нервной системой, например, из-за неблагоприятного протекания беременности. В любом случае начинать лечение заикания лучше всего с консультации у невролога.

Приобретенное заикание

Начало заикания у взрослых без истории развития в детском возрасте классифицируется как нейрогенное или психогенное.

Нейрогенные состояния:

  • черепно-мозговая травма;
  • судорожное расстройство;
  • синдром Паркинсона;
  • инсульт;
  • эпилепсия;
  • диализная деменция.

Различные фармакологические агенты могут вызвать заикание у лиц без определенной истории болезни. В большинстве случаев нормальные речевые функции возвращались после прекращения приема препарата.

Описан случай 23-летнего мужчины с постоянным заиканием после проникающего ранения головы. Любопытный пример приобретенного заикания наблюдался у молодого человека с хронической нервной анорексией.

Отличительные характеристики нейрогенного заикания:

  • характер дисфункции одинаков и в разговорной речи, и в устном чтении;
  • повторения, пролонгации и блоки происходят во всех положениях слов;
  • человек не слишком беспокоится о наличии дефекта;
  • вторичные симптомы, такие как мигание глаз, напряжение лицевых мышц, сжатие кулаков редко наблюдаются;
  • отсутствует эффект адаптации.

Заикание может появиться во взрослой жизни в результате психологической травмы. Такое явление называется «истерическим» заиканием. Особенности психогенного заикания:

  • внезапный дебют;
  • начало связано со значительным событием;
  • преобладает повторение начальных или ударных слогов;
  • никакого видимого эффекта адаптации;
  • отсутствие вторичной симптоматики.

Общие моменты коррекции

Каждый автор использует свои методы устранения заикания. Все они строятся на общих принципах:

  • индивидуальный подход;
  • групповая работа;
  • последовательность;
  • систематичность;
  • наглядность;
  • сознательность.

Обязательно проводится работа над интонационной стороной речи. Для этого используют специальные упражнения на развитие дыхания, модуляции голоса, управления средствами выразительности.

Некоторые авторы предлагали введение этапа монотонной речи, которая позволяла подготовить почву для дальнейшего развития. Она облегчала усвоение артикуляционных поз звуков.

Цель коррекции — это выработка нового стереотипа речеобразования. Для этого используют технические средства. БОС (биологическая обратная связь) позволяет вырабатывать новые нервные связи в мозге. Ребенок получает возможность самостоятельно контролировать дыхание, голосообразование и т. д.

Для тренировки плавности выдоха, речи, силы голоса применяют программу «Видимая речь». Графические игры позволяют наглядно видеть результат действий, что делает обучение эффективным.

Причины заикания у детей

Причины заикания могут быть как врожденными (предрасполагающими), так и приобретенными (провоцирующими).

Предрасполагающие причины

К ним относятся:

  • кислородное голодание (гипоксия) во внутриутробном периоде развития или во время родов;
  • недоношенность;
  • родовая травма черепа;
  • генетическая наследственность (у близких кровных родственников);
  • возбудимая нервная система (темперамент холерика).

Провоцирующие причины

Иногда ребенок может начать заикаться по таким причинам:

  • испуг, сильное расстройство;
  • хронический стресс;
  • частые физические наказания;
  • неблагополучная ситуация в семье (скандалы, развод родителей);
  • чрезмерная опека или, наоборот, недостаток внимания к ребенку;
  • ребенок боится не оправдать завышенные ожидания родителей;
  • взрослые пытаются переучить леворукого малыша;
  • ребенок много времени проводит перед компьютером или телевизором;
  • он неосознанно копирует близкого человека, который заикается;
  • малыш перенес заболевание или травму — например, энцефалопатию или менингит, сотрясение мозга.

Риски для устойчивого заикания

Социальные и биологические факторы могут способствовать сохранению заикания и создавать трудности для терапии:

  • Соотношение полов. Статистика показывает, что заикаются больше мальчики, чем девочки (2,4: 1), и соотношение увеличивается по мере того, как дети становятся старше (указывает на то, что девочки избавились от дефекта в более раннем возрасте, чем мальчики).
  • Наследственность. Дети с семейной историей стойкого заикания имеют такую же тенденцию.
  • Возраст начала.
  • Более позднее начало заикания (в возрасте 10-15 лет) создает трудности для успешного лечения.
  • Среда.
  • Частые стрессовые социальные ситуации.
  • Продолжительность затухания. Самый высокий уровень выздоровления происходит обычно через три года после начала заикания. Но необходимо следить за восстановленными детьми, чтобы обеспечить истинное выздоровление, а не временную ремиссию. Длительность наблюдения в среднем 40 месяцев.
  • Изучение двух языков в детстве. Данные свидетельствуют о повышенном риске для двуязычных детей. Если дети до 5 лет используют только один язык, вероятность начала заикания ниже, чем для тех, которые изучают родной язык, а также приобретают дополнительный язык в течение этого периода.

Лечение

Только при своевременном определении диагноза можно рассчитывать на положительный результат лечения. Эффективность избавления от патологии традиционными психотерапевтическими методами, к которым относятся гипнотический, поведенческий и прочие, невелика. Поэтому специалисты прибегают к специальным терапевтическим мероприятиям. Они включают в себя несколько методик:

  • Комплексные методы психотерапевтического лечения применяются как к одному пациенту, так и к группе.
  • При нарушении речи обязательны занятия с логопедом. Проводится коррекция заикания и ускоренной речи.
  • Если заикание вызвано невротическими причинами, дети младшего возраста посещают логопедические группы в детских садах. Занятия включают в себя логопедическую ритмику и коллективную игровую психотерапию. Нельзя забывать и о семейной психотерапии. Она состоит из внушения, релаксации, отвлечения внимания.
  • Дети учатся разговаривать в такт с ритмичным движением пальцев. Они могут говорить монотонно или нараспев. Базируется этот метод на понимании того, что заикание является определенным поведением, которое можно изменить.
  • Вспомогательное медикаментозное лечение используется для снятия депрессий, страха, тревоги.
  • Назначаются седативные препараты и общеукрепляющие.

Если причина заикания скрыта в неврозе, возникшем на почве органического поражения головного мозга, то назначаются спазмолитики и транквилизаторы (минимальная доза).

Для комплексного лечения патологии предлагают включить физиотерапию, массаж (логопедический или общий).

При своевременной постановке диагноза и правильном лечении благополучный исход наблюдается более, чем у 70% случаев.

Профилактика проблемы

Профилактические мероприятия можно разделить на две группы:

  • первая – направлена на поддержание и укрепление здоровья малыша;
  • вторая – организация мероприятий, помогающих развитию речи.

Основа психологического состояния и речевого развития ребенка – это режим дня и полноценное питание, постоянный уход и гигиена. Все это помогает сохранить и укрепить здоровье ребенка.

Сохранить нормальную работу нервной системы, защитить ее от перегрузок поможет правильное чередование сна и бодрствования. Не давайте детям смотреть взрослые телепередачи, читать перед сном «суперсовременные книги» и играть с гаджетами. Этим самым защитите психику чад от большого количества ненужной информации.

Полное речевое развитие ребенка состоит из трех направлений:

  • Первое – общее развитие, включающее в себя: знакомство с окружающим миром, предметами, явлениями, расширение кругозора.
  • Второе – знакомство и обучение плавности речи, разговора без запинок. Умение правильно и последовательно излагать свои мысли и желания.
  • Третье – формирование произношения звуков, темпа речи и ритмики. Новую информацию следует излагать постепенно, небольшими дозами.

Только, создав ребенку необходимую обстановку, можно исправить заикание и избежать рецидивов.

Используемая литература

  1. Андронова, Л.З., Яхно, В.П. Синхронизация движений губ и пальца руки при отслеживании ритмической последовательности звуковых сигналов в норме и при заикании // Заикание, экспериментальные исследования и методы реабилитации. — М., 1986.
  2. Буянов, М.И. Заикание у подростков. — М.: Просвещение, 1989.
  3. Кён, Р. Заикание, шепелянье, захлебывание, картавление и прочие пороки речи. Сущность, предотвращение и излечение этих недостатков // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений, В 2 тт.Т. I/ Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М.: Владос, 1997.

Автор-эксперт:

ЛЕДЕНЕВ ВАСИЛИЙ, врач-рентгенолог, кандидат медицинских наук, стаж работы более 16 лет.

Причины появления заикания

Причины возникновения заикания делят на две большие категории: производящие причины и предрасполагающие. Производящие причины — случайные события и действия, которые спровоцировали появление заикания. Предрасполагающие причины — это условия, которые создали почву для возникновения недуга.

Производящие причины заикания

Анатомо-физиологические

  • Травмы головного мозга;
  • Органические нарушения мозга;
  • Истощение нервной системы;
  • Интоксикации;
  • Соматические хронические заболевания;
  • Болезни носа, глотки, гортани;
  • Задержки речевого развития.

Психические и социальные

  • Психотравмы (кратковременные и длительно действующие);
  • Неправильное воспитание в семье;
  • Неправильное формирование речи в детстве (речь на вдохе, скороговорение);
  • Перегрузка речевым материалом;
  • Полиглоссия;
  • Подражание заикающимся;
  • Переучивание леворукости.

Предрасполагающие причины заикания и неблагоприятные факторы

В определённых условиях риск развития заикания повышается. Вероятность появления дефектов речи повышается в следующих случаях:

  • Невротическая отягощенность родителей: нервные, инфекционные заболевания родителей (например, сифилис, алкоголизм, наркомания, интоксицирующие нервную систему плода).
  • Невротические особенности ребенка: повышенная раздражительность, страхи (например, ночные страхи детей, недержание мочи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность, всякого рода подергивания в мускулатуре).
  • Конституционная предрасположенность: состояние в.н.д., подверженность вегетативной функции.
  • Наследственная отягощенность: передающиеся от родителей заболевания. Например, ослабленность речевого аппарата передаётся по наследству.
  • Поражение головного мозга: постинфекционные, органические, черепно-мозговые травмы. Например, сотрясения мозга, энцефалопатия.

К возникновению заикания часто приводят и неблагоприятные условия:

  • физическая ослабленность детей;
  • скрытая психическая ущемленность ребенка;
  • недостаточность положительных эмоциональных контактов с близким человеком;
  • недостаточность развития артикуляционной моторики, чувство ритма и мимико-артикуляторных движений.

Если ребёнок относится к одной из перечисленных групп риска, то понаблюдайте повнимательнее за его поведением и речью. Также учтите, что мальчики заикаются в 4 раза чаще! Более половины начинают заикаться между 2 и 5 годами, а 90% раньше 10 лет.

Причины и механизм развития заболевания

Многие люди связывают появление такого заболевания с реакцией на испуг и психотравмами. Но это не так, ведь не всегда заикание появляется после сильного испуга, и не всегда он сопровождается запинанием речи. Почвой к возникновению нарушения речи считается наследственная предрасположенность. Иными словами, заболевание может быть врожденным, а определенный предрасполагающий фактор лишь запускает его.

Механизм развития патологии достаточно сложный. Во время изменений в нервных процессах головного мозга нарушается и процесс передачи нервных импульсов, включая те, которые отходят в отдел, отвечающий за воспроизведение речи. При этом возникает судорожный синдром в речевом аппарате (в гортани, глотке и др.), вызывая раннее срабатывание одних компонентов и более позднее – других. Нарушается темп и плавность речевых движений за счет плотного смыкания и размыкания голосовых связок. Речь становится невнятной.

Одной из причин развития заболевания выступает ослабление нервной системы за счет развития инфекционной патологии или при обострении хронической болезни. Это может быть осложнение после развития таких заболеваний, как корь, менингит, скарлатина, энцефалит или же ревматизм, пневмония и др.

Определенное значение имеет психосоматика. Развитие логоневроза происходит за счет таких психологических проблем:

  1. Человек не способен высказывать свои желания, он боится это делать, испытывает волнение. Как правило, это исходит еще с детских лет, когда родители внушают ребенку, что он не в состоянии чего-то достичь и мешают высказывать малышу свое мнение. За счет подавления энергии не происходит ее нормальный выход, что и вызывает нарушение речи.
  2. Человек не способен отстаивать свои права. Большинство детей считают, что родители – это авторитет, и спорить с ними, что-то доказывать и отстаивать свою точку зрения они бояться. Если же родители злоупотребляют таким правом, это выливается в страх у ребенка, нервное напряжение, что и последует за собой развитие логоневроза.
  3. Человек постоянно чувствует неправоту. Это так же касается родителей, когда они на постоянной основе опровергают какие-либо слова, свободное мнение, желания своего чада, критикуют ребенка в действиях, подавляют побуждения. Родители считают, что это нормальный способ воспитания ребенка, а ведь это неправильно, и часто выливается в неврологические заболевания.

Итак, можно выделить наиболее распространенные причины развития заболевания в детском и подростковом возрасте:

повышение тонуса и судороги в двигательных окончаниях речевого центра в головном мозге;
острый и хронический стресс, который перенес или переносит ребенок;
наследственные предпосылки к развитию заболевания (если в семье ребенка близкий родственник страдает такой патологией, риск развития заикания повышен и у него);
перинатальное поражение центральной нервной системы;
склонность организма к судорожным припадкам;
патологии, протекающие в головном мозге;
травмирование головного мозга;
заикание, как последствие инфекционного или эндокринного заболевания;
задержка психомоторного развития или наоборот – раннее развитие речевого аппарата;
вредная привычка постоянно передразнивать заикающегося ребенка, что впоследствии перерастает в устойчивый дефект;
недостаточное внимание со стороны родителей.

Среди провоцирующих врожденную патологию факторов можно выделить систематическое переутомление, простуду, нарушение режима труда и отдыха.

Заикание у взрослых женщин и мужчин чаще всего развивается на фоне сильного нервного перенапряжения. Среди взрослого населения заболеванием страдает лишь 1%.

Профилактика

В большинстве случаев человек задумывается о профилактике того или иного заболевания слишком поздно, тогда, когда оно уже начало развиваться. Конечно, любую болезнь легче предотвратить, чем вскоре с ней бороться, а также с её негативными последствиями. Это касается и логоневроза.

Так как заикание чаще диагностируют в детском возрасте, стоит позаботиться о профилактике именно в данный период. Если не удалось избежать развития логоневроза, вероятно, что он начнет быстро прогрессировать и хронизируется.

К превентивным мерам в отношении логоневроза у детей можно отнести:

Исключение стрессовых ситуаций и психоэмоционального перенапряжения. Стоит ограничить ребенка от возможного испуга, острых эмоциональных переживаний (как положительных, так и отрицательных).
Контроль просматриваемой и прослушиваемой ребенком информации. К провоцирующим заболевание факторам можно отнести просмотр передач «не по возрасту», общение с чадом с употреблением ненормативной лексики.
Соблюдение режима дня и правильного питания. Рекомендуется ребенка укладывать в одно и то же время и поднимать в одни и те же часы ежедневно

Важно каждый день гулять на свежем воздухе. Рацион малыша должен быть обогащен всеми полезными витаминам и минералами.

Не стоит упускать из внимания первые настораживающие симптомы заболевания. Если возникли психологические проблемы, иные нарушения и расстройства эмоциональной сферы, необходимо посетить квалифицированного психотерапевта или психолога.

https://youtube.com/watch?v=948gEWBJHaI

Классификация логоневроза – виды заикания

Виды заикания классифицируются по течению, клинике, типам судорог.

Классификация по течению проблемы

Постоянное – после появления протекает постоянно при любых обстоятельствах, во всех речевых формах.

Рецидивирующее – появляется и исчезает само по себе, часто без связи с какими-либо факторами. Периоды нормальной речи могут длиться очень долго.

Волнообразное – состояние, когда недуг не проходит полностью, а то утихает, то усиливается.

Классификация по типам судорог

По типу судорог существуют:

  • тоническая форма, при которой судорожное сокращение мышц речевого аппарата имеет большую силу и продолжительность. На время судороги происходит задержка речи;
  • клоническая форма логоневроза — характеризуется чередующимися, частыми, короткими судорогами, во время которых повторяются отдельные звуки и слоги;
  • смешанная форма — состояние, когда оба вышеописанных типа заикания проявляются одновременно.

Невротическое заикание

Невротическая форма характеризуется тем, что возникает у людей без имеющихся внутриутробной гипоксии или родовых травм в анамнезе. Толчком к развитию такой клинической формы логоневроза может послужить психологическая травма или раннее введение в общение второго языка. То есть, невротическая форма рассматриваемого состояния носит исключительно функциональный характер, при этом мозговые структуры не поражены. Именно поэтому невротическая форма заикания легче поддается лечению.

Симптомы невротического логоневроза

Чаще всего логоневроз данной клинической формы возникает у детей в возрасте 2-6 лет и носит внезапный характер. Сначала ребенок вообще перестает говорить, но на лице у него четко прослеживается выражение страха. Через некоторое время малыш снова начинает пользоваться речью, но сразу же начинает заикаться.

Обратите внимание: при появлении такого заикания ребенок становится беспокойным, у него пропадает аппетит, происходит частая смена настроения, нарушается сон. При получении любого очередного стресса заикание у ребенка может усилиться, но нередко случаются и длительные периоды, когда малыш разговаривает практически без запинки

Невротический логоневроз имеет волнообразную форму течения, может иметь разные прогнозы – если стресс/психологическая травма были в единственном числе, то заикание постепенно исчезает, при постоянных эмоциональных потрясениях логоневроз переходит в хроническую форму

При получении любого очередного стресса заикание у ребенка может усилиться, но нередко случаются и длительные периоды, когда малыш разговаривает практически без запинки. Невротический логоневроз имеет волнообразную форму течения, может иметь разные прогнозы – если стресс/психологическая травма были в единственном числе, то заикание постепенно исчезает, при постоянных эмоциональных потрясениях логоневроз переходит в хроническую форму.

Обратите внимание: если невротическая форма заикания носит хронический характер течения, то, будучи уже взрослым, человек будет чувствовать себя социально неполноценным, у него всегда отмечается пониженное настроение, он боится разговаривать с незнакомыми людьми

Неврозоподобное заикание

Нередко при диагностировании заикания врачи выявляют, что мамочка во время беременности перенесла тяжелый токсикоз, либо была травма новорожденного при родах – это и является причиной развития неврозоподобного заикания. В данном случае речь идет об органическом поражении головного мозга малыша, поэтому изъян корректируется очень плохо и чаще всего человек заикается всю жизнь.

Симптомы неврозоподбного заикания

Первые четкие заикания появляются у детей в возрасте 3-4 лет – это период, когда малыш начинает разговаривать целыми предложениями, сложными фразами. Первые полгода протекают волнообразно – ребенок то начинает сильно заикаться, то разговаривает вообще без каких-либо проблем. Но постепенно период нормальной речи исчезает, и малыш начинает заикаться даже при произношении самых простых слов. Со временем ребенок начинает добавлять к своей речи неуместные звуки (э, и), слова он произносит либо во время вдоха, либо в конце полного выдоха.

Если неврозоподбное заикание присутствует у взрослых, то они при разговоре активно жестикулируют руками, у них может постоянно подергиваться голова, наблюдаются монотонные раскачивания туловища.

Что такое заикание

При заикании нарушается плавность и ритмичность речи. Во время разговора у человека перенапрягаются мышцы артикуляционного аппарата, он с трудом произносит отдельные слова, звуки или предлоги. При этом больной понимает, что хочет сказать, но не способен контролировать произношение.

При заикании возникают движения мускулатуры гортани, напоминающие неконтролируемые судороги. Если проблема не была устранена в детском возрасте, по мере взросления подростки и взрослые люди с заиканием замыкаются в себе, испытывают серьезные трудности при адаптации в обществе, рабочем коллективе, стесняются строить полноценные личные отношения.

Заикание различной степени наблюдается у 5% всех детей дошкольного и школьного возраста. Всего в мире насчитывается не менее 70 млн. людей с подобным диагнозом. 

Большинство пациентов с заиканием — мальчики (среди представителей мужского пола проблема встречается в 2 раза чаще).

Бремя дисфункции

Исследование заикающихся взрослых показало, что более 70% считают, что дефект отрицательно повлиял на их шансы найма или продвижения по службе, 33% считают, что это мешало работе, а 20% отказали в работе.

Людям, страдающим тяжелой формой заикания, трудно устроиться на работу. Возникает необходимость получить инвалидность, чтобы воспользоваться полагающимися льготами и немного улучшить качество жизни. К сожалению, на практике, инвалидность по заиканию практически не устанавливается. Во время проведения медико-санитарной экспертизы комиссия будет рекомендовать варианты работ, которые не требуют частого речевого контакта.

Если родители захотят оформить категорию «ребенок-инвалид», специальная комиссия должна квалифицировать его состояние как «ограничение жизнедеятельности». После чего она устанавливается на 1 год при наличии органических изменений ЦНС.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: