Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха

Причины снижения слуха у детей

В первую очередь, следует упомянуть о типах нарушения слуха. Выделяют:

  • Кондуктивную тугоухость, обусловленную нарушением проведения звука к внутреннему уху. Причиной данного типа поражения являются заболевания наружного и среднего уха. Чаще всего кондуктивная тугоухость проявляется в умеренной и легкой степени и достаточно просто поддается коррекции;
  • Нейросенсорная тугоухость является следствием поражения структур внутреннего уха или слухового нерва. Методом лечения являются импланты среднего уха или кохлеарные импланты;
  • Смешанный тип тугоухости сочетает в себе кондуктивный и нейросенсорный тип.

Причины развития нарушения слуха делятся на врожденные и приобретенные. Врожденная тугоухость в половине случаев вызвана генетическими заболеваниями, унаследованными от родителей. Родитель может быть как здоровым носителем мутации, так и страдать от такого же заболевания. Генетическая тугоухость имеет один из типов наследования:

  1. Аутосомно-рецессивный тип. К данному типу наследования относится 70% всех генетических мутаций, связанных с потерей или снижением слуха. Родители ребенка, имеющего такое заболевание, внешне абсолютно здоровы, но в их геноме заложена мутация, которая проявляется только при условии ее наличия у обоих родителей.
  2. Аутосомно-доминантный тип. К такому типу относится 15% генетической тугоухости. Один из родителей такого ребенка не имеет изменения в геноме, в то время как второй либо страдает нарушением слуха, либо имеет другие нарушения, характеризующие определенный генетический синдром.
  3. Спонтанная мутация. К этой группе относятся редкие генетические заболевания, возникающие вследствие спонтанной генетической мутации. Причины таких мутаций лишь предположительны и могут возникнуть у абсолютно любого развивающегося организма на определенных этапах внутриутробного развития.

Помимо генетических, существует множество других факторов, приводящих к врожденным нарушениям слуха:

  • внутриутробные инфекции: герпес, краснуха, токсоплазмоз, ЦМВ-инфекция нарушают формирование органа слуха эмбриона, приводя к развитию тяжелой тугоухости при рождении;
  • гипоксия плода (недостаток кислорода);
  • гемотрансфузии (переливания крови) у матери во время беременности;
  • сахарный диабет у матери;
  • прием во время беременности некоторых лекарственных препаратов, обладающим ототоксичным влиянием на плод: некоторые антибиотики (группы аминогликозидов, гликопептидов), некоторые обезболивающие и противовоспалительные средства (диклофенак натрия), транквилизаторы и антидепрессанты, препараты для лечения злокачественных новообразований и туберкулеза. Назначение данных медикаментов – это всегда взвешенное и необходимое решение. Они используются лишь в тех случаях, когда польза для матери значительно превышает вероятность возникновения осложнений у плода;
  • преждевременные роды и рождение ребенка массой менее 1300г;
  • злоупотребление алкоголем, курение и прием наркотиков во время беременности.

Потеря слуха детей в более старшем возрасте имеет также множество возможных причин. К временному снижению слуха чаще всего приводят инфекции уха, а именно – средние отиты. Анатомические особенности строения органа слуха у детей являются фактором возникновения ушных инфекций.

Слуховая труба ребенка более короткая и широкая. Такая особенность обуславливает быстрое распространение воспаления из ротоглотки к среднему уху. Накапливающийся в барабанной полости экссудат нарушает звукопроведение и приводит к временному снижению остроты слуха у ребенка. Это явление часто не требует особых вмешательств, а только лишь лечения основного инфекционного заболевания. Однако частые рецидивирующие и хронические отиты могут стать причиной стойкой тугоухости.

Факторами развития перманентного снижения слуха у детей старше месяца являются:

  • перфорация барабанной перепонки вследствие травмы или инфекции;
  • прогрессирующий отосклероз, например, при болезни Меньера;
  • осложнения некоторых инфекционных заболеваний, таких как корь, эпидпаротит, коклюш, а так же как следствие менингита;
  • прием ототоксичных лекарственных препаратов в возрасте до 2 лет;
  • тяжелые черепно-мозговые травмы;
  • хронический или рецидивирующий средний отит;
  • длительное воздействие шума, приводящее к шумовой потере слуха;
  • воздействие пассивного курения.

Методы лечения нарушения слуха у детей

Если у ребенка присутствует хотя бы один признак снижения слуха, следует немедленно обратиться к оториноларингологу, аудиологу или педиатру. Чем раньше будет диагностировано заболевание, тем больше шансов на выздоровление. Любая боль в ухе, шум, ушная инфекция – все это не должно остаться без внимания родителя, так как может стать причиной необратимой глубокой тугоухости.

Врач назначит исследование слуха, необходимые для выявления причины и степени поражения. Все тесты являются безболезненными, однако достаточно информативными. Именно педиатр или ЛОР-врач поможет определиться с типом специалиста по слуху, необходимому именно этому ребенку.

Существует несколько способов лечения нарушения слуха. Выбор метода зависит от причины потери слуха и его степени. Чаще всего консервативные методы (медикаментозная терапия, физиопроцедуры) используются для коррекции легкой и умеренной тугоухости. При более тяжелых поражениях возникает необходимость использования слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов, костных слуховых аппаратов и вспомогательных слуховых устройств, а также работы грамотного логопеда.

Слуховые аппараты – один из методов коррекции слуха. В настоящее время существует большое множество слуховых аппаратов для детей. Они почти незаметны, просты в применении даже самими маленькими пациентами, их не так просто удалить из уха, что является полезной функцией при использовании детьми до 3 лет.

Кохлеарные импланты – специальные устройства, используемые в лечении нейросенсорной тугоухости. Хирургическим способом кохлеарный имплант помещается во внутреннее ухо и с помощью электрических импульсов стимулирует слуховой нерв. Современные производители  выпускают устройства, подходящие для детей и не доставляющие дискомфорта при носке.

Костные слуховые аппараты – метод выбора для коррекции слуха у детей с врожденными пороками развития органа слуха, такими как микротия или атрезия слухового прохода. Также костные слуховые аппараты подходят для детей с односторонней глухотой.

Вспомогательные слуховые устройства такие, как FM-системы позволяют решить проблему с плохой акустикой и фонового шума. Чаще всего такие устройства для слабослышащих используются в специализированных классах и школах для детей с нарушениями слуха. FM-система представляет собой микрофон, находящийся на груди учителя и передающий звуковой сигнал непосредственно на слуховые аппараты или кохлеарные импланты учеников.

Логопедическая помощь необходима почти каждому ребенку с нарушением слуха. Грамотный специалист позволит решить проблемы с речью, возникшие в результате тугоухости на том или ином этапе развития,  адаптирует ребенка к обществу и улучшит качество его жизни.

Профилактика

Профилактика нарушения слуха в большинстве случаев способствует его сохранению. Основные профилактические мероприятия:

  1. Своевременное проведение всех профилактических прививок согласно Национальному календарю.
  2. Вакцинация лиц женского пола от краснухи до зачатия.
  3. Соблюдение гигиены ушей, своевременное удаление серных пробок.
  4. Исследование беременных женщин на сифилис, краснуху, хламидиоз и прочие инфекции.
  5. Контроль за применением ототоксичных препаратов и недопустимость их самостоятельного использования.
  6. Уменьшение воздействия шума на производстве с помощью средств индивидуальной защиты.
  7. Прекращение воздействия длительных сильных шумов в быту.
  8. Своевременная диагностика и адекватное лечение среднего отита и прочих заболеваний органов слуха.
  9. Грамотное лечение вирусных заболеваний.
  10. При необходимости использование берушей.
  11. Периодическое посещение ЛОР-врача.
  12. Соблюдение охранительного режима и щадящей диеты.
  13. Отказ от курения и употребления алкоголя.
  14. Профилактика стресса.
  15. Лечение авитаминозов.

Следует помнить, что уши — один из самых главных органов чувств, который надо беречь.

Различия по состоянию слуха

По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих. Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. При тугоухости у ребенка возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным составом слов. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота — глубокое стойкое поражение слуха, при котором восприятие речи без слухового аппарата становится невозможным. При глухоте самостоятельного овладения; речью детьми (спонтанное формирование речи) не происходит.

Внутри каждой из этих групп отмечается различное понижение слуха. В аудиологии разработан ряд классификаций детей с нарушениями слуха, в основу которых положены различные факторы. В сурдопедагогике в нашей стране широко пользуются классификацией Л.В. Неймана (1961). В ней учитываются степень поражения слуховой функции и возможности восприятия речи на слух.

Определение степеней тугоухости

В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Л. В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот по данным субъективной тональной пороговой аудиометрии.

В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три степени тугоухости:

  • 1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ;
  • 2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;
  • 3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ.

Затруднения в овладении речью могут возникать у ребенка уже при снижении слуха на 15—20 дБ. Это состояние Л.В. Нейман считает границей между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между глухотой и тугоухостью, по классификации Л.В. Неймана, находится на уровне 85 дБ.

При 1-й степени тугоухости, когда средняя потеря слуха не превышает 50 дБ, для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1—2 метров, шепот около уха.

При 2-й степени тугоухости снижении слуха от 50 до 70 дБ, речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 метров, шепот не воспринимается.

При 3-й степени тугоухости потере слуха свыше 70 дБ, общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается не всегда разборчиво даже у уха.

Группы глухоты

Возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот. В зависимости от диапазона воспринимаемых частот выделены четыре группы глухих:

  • 1-я группа — дети, воспринимающие звуки до 250 Гц;
  • 2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;
  • 3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;
  • 4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот до 2000 Гц и выше.

В настоящее время при оценке состояния слуха детей широко используется Международная классификация нарушений слуха. В соответствии с Международной классификацией средняя потеря слуха определяется в области частот 500,1000 и 2000 Гц.

  • 1-я степень тугоухости — снижение слуха составляет 25—40 дБ;
  • 2-я степень — 40—55 дБ;
  • 3-я степень — 55—70 дБ;
  • 4-я степень — 70—90 дБ.

Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.

Общая психолого-педагогическая классификация лиц с нарушением слуха

Нарушения слуха являются сенсорными нарушениями. По данным ВОЗ в мире насчитывается более 300 млн. человек, имеющих различные нарушения слуха.

Основными факторами и причинами нарушения слуха принято делить на три основные группы:

  1. Наследственность – тугоухость или глухота.
  2. Врожденные нарушения слуха, которые появились в следствии ряда факторов, оказавших негативное влияние на развитие плода во время беременности.
  3. Приобретенные нарушения слуха, появившиеся и развившиеся в результате воздействия ряда факторов, которые оказывают негативное влияние на орган слуха ребенка в процессе его жизнедеятельности.

В настоящее время отмечается рост числа детей с односторонней формой тугоухости. Причинами ее возникновения являются разнообразные заболевание, перенесенные детьми, например, тугоухость является осложнением после перенесенных менингита, кори, эпидемического паротита

Необходимо также отметить, что в случае односторонней тугоухости с возрастом наблюдается снижение слуха и на другое ухо.

Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха (автор Р. М. Боскис), в зависимости от ряда факторов:

  1. По времени проявления нарушений слуха.
  2. По степени поражений слуховых функций.
  3. По уровню развития речи при каждой конкретной степени поражения слуховых функций.

Исходя из данных факторов, выделяют следующие группы детей, имеющих нарушения слуха:

  1. Глухие, без речи дети (неслышащие, ранооглохшие).
  2. Глухие, но сохранившие речь дети (неслышащие, позднооглохшие).
  3. Слабослышащие дети с развитой речью.
  4. Слабослышащие дети с глубокими речевыми недоразвитиями.

Слабослышащих и неслышащих детей различают по способу восприятия речи и условиям ее становления:

  • дети, овладевшие зрительными и слухозрительными восприятиями словесной речи, в результате целенаправленного обучения;
  • дети, сумевшие самостоятельно овладеть разговорной речью, путем ее слухового восприятия, если речь звучала громко.

Замечание 1

Таким образом, всех детей, имеющих нарушения слуха, принято подразделять на две основные группы, в зависимости от степени поражения слуховых функций: глухие (неслышащие) и слабослышащие (тугоухие).

Нарушение слуха у ребенка

Нарушение слуха у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых. У взрослого нарушение деятельности слухового анализатора приводит к проблемам устного общения. Нарушение слуха в раннем возрасте влияет на ход психического развития ребенка, вызывает ряд тяжелых вторичных отклонений в развитии, прежде всего в формировании речи.

Слух и речь тесно связаны между собой. С одной стороны, нарушение слуха препятствует естественному развитию речи; с другой — нормальное использование слуха находится в зависимости от уровня развития речи. Слуховое восприятие имеет решающее значение для формирования речи: невозможность полноценного слухового восприятия создает препятствия для овладения речью и вызывает нарушения речевого общения у ребенка. Отсутствие устной речи или значительное ее недоразвитие затрудняет овладение письменной формой речи: понимание читаемого, передача собственных мыслей на письме. В свою очередь, недоразвитие речи служит препятствием в овладении знаниями в различных сферах жизни человека.

Группа детей с нарушениями слуха исключительно разнообразна и по уровню речевого развития, что обусловлено сочетанием следующих факторов: степенью нарушения слуха, временем возникновения слухового дефекта, педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления нарушения слуха; индивидуальными особенностями ребенка. Отмечается прямая взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь ребенка, а при тяжелых нарушениях она вообще не развивается без специального обучения.

Педагогические условия, в которых находится ребенок после потери слуха, имеют важное значение для его психического и речевого развития: чем раньше выявлено снижение слуха, тем успешнее будет проходить развитие ребенка, тем меньше опасность тяжелого отставания в развитии познавательной деятельности, формировании речи и общения, личностном развитии. Для успешного развития ребенка со сниженным слухом важное значение имеет раннее слухопротезирование, создание речевой среды в семье, проведение обще развивающих и коррекционных занятий

На процесс речевого развития детей с нарушениями слуха влияют дополнительные нарушения (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т. п.), которые значительно затрудняют процесс формирования речи и развития личности в целом.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Р.М. БОСКИС

Эта классификация построена на психологическом изучении взаимодействия слуха и речи. Теоретической основой классификации являются положения, определяющие своеобразие развития ребенка с нарушениями слухового анализатора.

1. Нарушение слухового анализатора у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от подобного недостатка у взрослых. У взрослых людей к моменту нарушения слуха речь сформирована, а дефект слухового анализатора оценивают с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детстве влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Нарушается речевое развитие ребенка. Если же глухота возникает рано, это приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что ведет к нарушению познания.

2

Для правильного понимания развития ребенка с недостатком слуха важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью. Нарушение слуха, с одной стороны, препятствует нормальному развитию речи, с другой стороны, нормальное функционирование слухового анализатора находится в зависимости от уровня речевого развития

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем больше возможностей использовать остаточный слух. Человек, владеющий языком, имеющий достаточный словарный запас, способен лучше воспринимать обращенную речь, т.к. улавливает знакомые слова и фразы по смыслу, в контексте фразы. Дети, у которых речь развита лучше, производят впечатление слышащих. Чем лучше у ребенка слух, тем больше возможностей для самостоятельного развития речи на основе подражания речи окружающих.

3. Р.М. Боскис рассматривает недостаточность слуха у ребенка с точки зрения развития речи при данном нарушении слуха. Чем лучше речь у ребенка, тем больше возможностей использовать свой слух. При глухоте обнаруживается потеря слуха выше 80 дБ. В том случае, если при аудиометрии обнаружено снижение слуха меньше 80 дБ, говорят о тугоухости.

Педагогическая классификация детей с недостатками слуха, разработанная Р.М. Боскис, построена на критериях, учитывающих своеобразие развития детей с отклонениями в функции слухового анализатора. Р.М. Боскис выделила 2 основные группы детей с недостатками слуха — глухие и слабослышащие. К группе глухих относятся дети, которые вследствие врожденной или раноприобретенной глухоты не могут самостоятельно овладеть словесной речью. К категории слабослышащих детей относят тех, у кого наблюдается снижение слуха, но возможно самостоятельное развитие речи (хотя бы минимальное).

В зависимости от речевого развития выделяют 2 группы слабослышащих детей:

слабослышащие, которые обладают относительно развитой речью с небольшими недостатками (нарушения в звукопроизношении, отклонения в грамматическом строе речи);

слабослышащие с глубоким недоразвитием речевой функции (фразы короткие, неправильно построенные, отдельные слова сильно искажены и т.д.).

Среди глухих также выделяют 2 группы детей в зависимости от времени возникновения дефекта:

ранооглохшие дети, потерявшие слух на 1-2 году жизни или родившиеся неслышащими;

позднооглохшие дети, т.е. потерявшие слух в 3-4 года, а также позже, сохранившие речь в связи с более поздним возникновением глухоты. Термин «позднооглохшие» носит условный характер, т.к. данную группу детей характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха.

Позднооглохшие дети составляют особую категорию детей со сниженным слухом.

Дефект слуха в первую очередь отрицательно влияет на формирование речи, т.е. той психической функции, которая в наибольшей степени зависит от состояния слухового анализатора. Таким образом, на основе оценки состояния слуха, уровня развития речи с учетом времени наступления слухового дефекта выделяют 4 группы детей с нарушениями слуха и речи.

Существует также классификация глухих детей со сложным дефектом, т.е. аномалии слухового анализатора сочетаются с нарушениями работы других органов и систем организма.

Слайд 14Физическое воспитание: первый год обучения (возраст детей и 4-5 лет)Построение в

шеренгу (вдоль линии); в колонну друг за другом; в круг.Ходьба: в колонне по одному; на носках, на пятках; на внешней и внутренней стороне стопы; с высоким подниманием колен; по кругу; «змейкой».Бег: на носках; с высоким поднимание бедра, с захлестом голени назад; в колонне по одному в различных направлениях; по сигналу.Ползанье, лазанье: на четвереньках между предметами, вокруг них; по скамейке; наклонной доске; под препятствие; по лестнице (вертикальной, наклонной); по гимнастической стенке произвольным способом; Прыжки: на двух, одной ноге на месте; на месте с поворотами; с продвижением вперед; из кружка в кружок; вверх с доставанием предметов; с высоты 15-30 см; в длину с места; через веревочку, шнур; на полу, скамейке из различных исходных положений и разными способами;

Различия по состоянию слуха

По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих. Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. При тугоухости у ребенка возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным составом слов. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота — глубокое стойкое поражение слуха, при котором восприятие речи без слухового аппарата становится невозможным. При глухоте самостоятельного овладения; речью детьми (спонтанное формирование речи) не происходит.

Внутри каждой из этих групп отмечается различное понижение слуха. В аудиологии разработан ряд классификаций детей с нарушениями слуха, в основу которых положены различные факторы. В сурдопедагогике в нашей стране широко пользуются классификацией Л.В. Неймана (1961). В ней учитываются степень поражения слуховой функции и возможности восприятия речи на слух.

Определение степеней тугоухости

В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Л. В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот по данным субъективной тональной пороговой аудиометрии.

В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три степени тугоухости:

  • 1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ;
  • 2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;
  • 3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ.

Затруднения в овладении речью могут возникать у ребенка уже при снижении слуха на 15—20 дБ. Это состояние Л.В. Нейман считает границей между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между глухотой и тугоухостью, по классификации Л.В. Неймана, находится на уровне 85 дБ.

При 1-й степени тугоухости, когда средняя потеря слуха не превышает 50 дБ, для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1—2 метров, шепот около уха.

При 2-й степени тугоухости снижении слуха от 50 до 70 дБ, речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 метров, шепот не воспринимается.

При 3-й степени тугоухости потере слуха свыше 70 дБ, общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается не всегда разборчиво даже у уха.

Группы глухоты

Возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот. В зависимости от диапазона воспринимаемых частот выделены четыре группы глухих:

  • 1-я группа — дети, воспринимающие звуки до 250 Гц;
  • 2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;
  • 3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;
  • 4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот до 2000 Гц и выше.

В настоящее время при оценке состояния слуха детей широко используется Международная классификация нарушений слуха. В соответствии с Международной классификацией средняя потеря слуха определяется в области частот 500,1000 и 2000 Гц.

  • 1-я степень тугоухости — снижение слуха составляет 25—40 дБ;
  • 2-я степень — 40—55 дБ;
  • 3-я степень — 55—70 дБ;
  • 4-я степень — 70—90 дБ.

Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.

Трудности в обучении

Даже дети с сильной потерей слуха или глухотой могут развить свои способности к обучению. Но большинство из учителей в средней и высшей школе обучают по методам, которые не подходят для глухих детей, а также имеют привычки, из-за которых тугоухие подростки не могут улавливать информацию. К ним относятся:

  • Объяснение материала, прохаживаясь по классу, поворачиваясь, стоя спиной к аудитории при записывании на доске.
  • Наклоны при разговоре.
  • Объяснять материал, когда в классе стоит посторонний шум.

Дети с нормальным слухом особо не замечают этих особенностей изложения материала, но для тугоухих детей это может стать серьезным препятствием к пониманию учебного материала. При этом надо учитывать, что по мере того, как утрата слуха прогрессирует, тугоухие школьники и студенты все больше и больше полагаются на чтение по губам учителя.

Поэтому для таких детей традиционные методы обучения недостаточно эффективны, а процесс обучения может затормозиться, если не будет оказана дополнительная помощь по разъяснению упущенного материала. Если родители не хотят отдавать ребенка в специальную школу, чтобы тугоухие дети могли учиться с нормальными детьми, в класс может быть приглашен сурдопереводчик.

Слайд 15Физическое воспитание: второй год обучения (возраст детей и 5-6 лет)Построение: в

шеренгу вдоль черты с равнением на носках, в колонну по одному, в круг малый и большой.Ходьба: в колонне в обход зала, парами друг за другом, с изменением направления, «змейкой», с остановками по сигналу.Бег: с изменением направления, темпа; с высоким подниманием бедра, и т.д.Ползанье, лазанье: ползание на четвереньках с подползанием под натянутую веревку (высота 30-35 см); и т.д.Прыжки на двух; одной ноге; с поворотами; с продвижением вперед, и т.д.Общеразвивающие упражнения без предметов: поднимание рук вперед, вверх, в стороны, отведение за спину из различных исходных положений, и т.д.Упражнения для развития равновесия: ходьба, ходьба боком приставным шагом, на носках, и т.д.Упражнения для формирования правильной осанки: лазанье по гимнастической стенке; катание среднего мяча друг другу лежа на животе, и т.д.Подвижные игры с бегом; прыжками; ползанием и лазаньем; бросками и ловлей, и т.д.

Классификация снижения слуха

  • I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
  • II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
  • III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
  • IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.

Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.

Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика

Дети с нарушением слуха – причины и особенности развития

Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.

Генетика

40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва

Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения

Инфекции

Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.

Неправильная гигиена

Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.

Шумная обстановка

Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.

Ототоксичные препараты

Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.

Этиология

Причины нарушения слуха весьма разнообразны. Они подразделяются на врожденные и приобретенные.

Врожденные нарушения слуха обнаруживают при рождении или сразу после появления ребенка на свет. Они обусловлены следующими причинами:

  • Наследственные факторы.
  • Инфекционные заболевания, которые перенесла мать во время беременности – сифилис, хламидиоз, краснуха, грипп, эпидемический паротит.
  • Вес новорожденных менее полутора килограмм.
  • Гипоксия или асфиксия в родах.
  • Родовые травмы.
  • Пороки и аномалии развития уха.
  • Преждевременные роды.
  • Применение ототоксичных медикаментов беременной женщиной — некоторых антибиотиков, диуретиков, цитостатиков.
  • Гипертония у беременной.
  • Употребление беременной женщиной алкоголя и наркотиков.
  • Желтуха новорожденных.

Приобретенное снижение слуха формируется под воздействием внешних факторов в любом возрасте. Причинами приобретенной слуховой дисфункции являются:

  1. Острые инфекционные заболевания — ОРВИ, ангина, ВИЧ, менингит, энцефалит, скарлатина, корь, краснуха, грипп, паротит.
  2. Хронические инфекционные процессы – абсцессы головного мозга, аденоидит.
  3. Осложнения среднего отита.
  4. Травматическое повреждение головы или уха — ЧМТ, стремительное погружение на глубину.
  5. Использование ототоксичных лекарств.
  6. Длительное высокочастотное акустическое воздействие — громкая музыка, работа на шумном производстве.
  7. Внезапный шум — выстрел, взрыв.
  8. Возрастные дегенеративные изменения в организме.
  9. Инородные тела в наружном слуховом проходе.
  10. Скопление ушной серы.
  11. Производственные интоксикации свинцом, ртутью.
  12. Отосклероз.
  13. Новообразования — менингиома, невринома.
  14. Аутоиммунные и аллергические заболевания.

отит среднего уха

Отит — воспаление разных отделов уха, проявляющееся болевым и интоксикационным синдромом, а также постоянным или временным нарушением слуха. У взрослых инфекция обычно проникает в среднее ухо из внешней среды через поврежденную кожу, из наружного уха через поврежденную барабанную перепонку, а у детей из носоглотки по широкой и короткой слуховой трубе. Возбудителями заболевания являются бактерии и вирусы.

Бактериальная инфекция сопровождается продукцией гнойного экссудата, а вирусная инфекция — серозного. Он накапливается, выпячивает или разрывает барабанную перепонку. Эти процессы приводят к нарушению слуха у больных отитом.

При выраженном воспалении нарушается подвижность слуховых косточек и звукопроводящая функция уха, что также приводит к снижению слуха.

Рецидивирующий отит способствует образованию рубцовых изменений в тканях среднего уха и барабанной перепонки. Развивается тугоподвижность слуховых косточек, постепенно пропадает слух.

Поражение слуховых рецепторов может закончиться появлением полной глухоты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: