Развитие речевого дыхания у ребенка

Развитие речевого дыхания при помощи игр и специальных упражнений

Какую роль играет воздух в речи?

Человек не сможет произнести ни одного слова, если воздух не пройдет через голосовые связки. Поток должен выходить медленно и равномерно. Говорить можно только во время выдоха, когда грудная клетка с определенным усилием выдавливает воздух из легких. Струя должна проходить не только с нужным усилием, но и в правильном направлении. Взрослый человек не замечает этих тонкостей, у него разговор происходит автоматически, без участия сознания.

Чтобы понять, как трудно малышу научиться говорить, попробуйте сами произнести самую короткую фразу, беспорядочно вдыхая и выдыхая. Ребенку нужно помочь, этим должны заняться мама с папой. Бесполезно объяснять ему устройство речевого аппарата, работу голосовых связок. С двухлеткой нужно не проводить уроки, а играть, при помощи интересных упражнений он сам начнет говорить правильно.

Если вы выполнили все рекомендации, но не заметили положительного результата, обратитесь к логопеду. Профессионал выявит причины неправильной речи и устранит их.

В вашем окружении может оказаться человек, который не умеет правильно дышать при разговоре. Если ребенок любит этого гостя, он может перенять его манеру. Не смейтесь над своим другом, объясните ребенку, что дядю Петю никто не научил правильно дышать, если малыш хочет помочь ему, пусть сначала сам начнет правильно говорить, а потом научит своего знакомого. Такой стимул усилит желание малыша правильно выполнять упражнения.

Игровые упражнения для отработки речевого дыхания

На этом, самом главном, этапе дошколята овладевают умением распределять длину выдоха в процессе речи и добирать воздух. Здесь используются достаточно трудные упражнения, поэтому специалисты советуют начать занятия с отработки произнесения и наращивания простейших слогов на выдохе. Например, сделав глубокий вдох, на выдохе произнести простые слоги с постепенным прибавлением, например, да, дада, дадада, дададада.

Как вариант, после усвоения упражнения, задание усложняется при перемещении ударения: сначала усилить первый слог, затем переместить ударение на второй, третий и т. д.
Выполняя упражнение «Счет прямой и обратный», дети делают длинный вдох, считают на выдохе

Сначала счет идет в прямом направлении, а при усложнении задания ‒ в обратном (1, 2, 3, 4 или 4,3,2,1).
Аналогично можно заменить числа перечислением дней недели, месяцев, времен года.
Главное, на что обращается внимание, добор воздуха выполняется незаметно.
Когда будут получены первые навыки, специалисты рекомендуют для детей старшего дошкольного возраста использовать детские считалки, небольшие четверостишия, скороговорки, наращивание слов во фразе. Необходимая порция воздуха должна добираться после каждой строки

Можно для контроля предложить дошкольнику положить ладонь на грудную клетку, которая будет подниматься при каждом вдохе.

Вот, например, как будут выглядеть в работе считалка, стихотворение и наращивание предложений, которые могут использоваться для отработки добора воздуха и произнесения фразы до конца:

Раз, два, три, четыре, пять (вдох).
Солнышку пора вставать (вдох).
Шесть, семь, восемь, девять, десять (вдох).
Солнца нет, на небе месяц (вдох).
Разбегайтесь веселей, (вдох)
Будем прятаться скорей.

Дождик, дождик (вдох),
Кап-кап-кап (вдох).
Кап-кап-кап (вдох).
Не мочи дорожки (вдох),
Все равно пойдем гулять (вдох),
Наденем сапожки!

Идет дождь. —> Идет сильный дождь. —> Долго идет сильный дождь.

Дыхательная гимнастика, игры, упражнения помогут детям овладеть навыками речевого дыхания. Главное, чтобы родители уделяли достаточно времени и внимания своим малышам, у которых начинает формироваться связная речь. Действенный подход к воспитанию позволит избежать серьезных нарушений в речи.

Резюмируя основные рекомендации специалистов, необходимо еще раз подчеркнуть, какие навыки должен приобрести дошкольник:

  • производить активный вдох носом;
  • осуществлять плавный выдох, без резких толчков;
  • научиться складывать губы «трубочкой» для пропевания гласных;
  • выдыхать через рот.
  • научиться делить фразу при произнесении примерно на три слова, чтобы осуществить выдох до конца.

После того как малыш научился правильному речевому дыханию можно переходить к упражнениям на развитие артикуляционного аппарата.

Упражнения на развитие речевого дыхания:

Развитие речевого дыхания у детей

Зачастую у детей речевое дыхание слабо развито. Из-за этого у них возникают нарушения речи.

Например, ребенок тихо говорит, потому что он слабо вдыхает и выдыхает воздушную струю.

Если же выдыхаемая ребенком струя слишком сильная и быстрая, то она быстро закончится. Поэтому малыш не сможет произнести длинную фразу целиком. Скорее всего, ему придется договаривать ее шепотом. 

Иногда, чтобы закончить фразу, дети пытаются говорить на вдохе. Так речь становится нечеткой, и малыши начинают разговаривать слишком быстро и “взахлеб”. Появляется заикание.

От неправильного речевого дыхания страдает и звукопроизношение. Чтобы верно произносить определенные звуки (например, шипящие или свистящие), необходимо правильно выдыхать воздушную струю.

 Для этого существуют определенные упражнения. Они помогают научиться правильному вдоху и выдоху в игровой форме.

Первые упражнения для правильного выдоха

В первую очередь нужно добиться, чтобы ребенок научился делать плавный длительный выдох через рот. Не забывайте, что после каждого глубокого выдоха малыш должен сделать паузу для отдыха. Вы можете проводить занятие с одним учеником, но намного интереснее, если у него будет хотя бы один партнер, с которым можно соревноваться.

Для первых занятий подойдут следующие игры.

Постарайтесь, чтобы ребенку не надоело. Придумывайте новые сюжеты, соревнования. Если нет возможности пригласить других детей, пусть в состязания вступают предметы. Загадайте, какой листик первый упадет, какая бабочка отлетит дальше остальных.

Когда ребенок научится выдыхать правильно и станет без труда сдувать легкие бумажные фигурки, упражнения можно усложнить.

Игр можно придумать очень много. Следите за успехами малыша и постепенно усложняйте задачи. Первый раз ребенок будет дуть на бумажные фигурки с расстояния около 30 см, с каждым разом отодвигайте их немного дальше. Предупредите, что учитываются результаты только одного выдоха – если посередине был хотя бы небольшой вдох, ни одна снежинка не будет засчитана. Каждый раз хвалите ребенка за успехи, а неудачам найдите утешительное объяснение: слишком тяжелая бумага, фигурка прилипла к столу.

Упражнения для дошкольников

Если с ребенком хорошо занимались, в 5 лет он уже должен говорить правильно, но дополнительные занятия все равно не повредят. Хорошо развивают речевое дыхание музыкальные игрушки: свистки, дудочки, губные гармошки. С декоративными свистульками в виде птиц и животных можно разыграть сценку разговора: петушок что-то спрашивает, курочка отвечает. Если в 2 года малыш иногда мог извлечь из свирели отрывистый звук, то сейчас можно научить ребенка играть плавные приятные мелодии.

Когда ребенок хорошо освоит музыкальные инструменты, попробуйте научить его свистеть в стеклянный или пластиковый пузырек. Нижнюю губу нужно слегка прижать к боку сосуда рядом с отверстием, струя воздуха идет внутрь. Направление выдоха следует немного менять, пока не появится звук. Упражнение получается не у всех – не настаивайте, скажите, что вернетесь к этому заданию через месяц или два.

Для хорошо развитой дыхательной системы неплохой тренировкой станет надувание игрушек или воздушных шариков. Купите пластиковую уточку, возьмите ее на пруд и скажите, что если малыш хочет поплавать с игрушкой, он должен надуть ее сам. Можете предложить надуть и воздушные шарики, но сначала попробуйте это сделать сами: некоторые изготовители выпускают настолько тугие изделия, что надуть их можно только специальным насосом.

Развитие речевого дыхания у дошкольников

          Развитие речевого дыхания — очень важный компонент речевого воздействия. В чём же отличие обычного дыхания от речевого? Обычное дыхание в жизни — непроизвольно и выполняет функцию газообмена. Вдох и выдох при этом одинаковые. Речевое дыхание является более сложным. Дело в том, что вдох и выдох различный по силе и продолжительности, выдох всегда длиннее

          Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы.

          У детей с речевыми патологиями, проходящие реабилитацию в Центре, часто нарушено физиологическое и речевое дыхание. Речевое дыхание является важным этапом коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями, поэтому, логопеды на своих занятиях используют дыхательные упражнения. Развивать речевое дыхание помогут специальные логопедические игры и дыхательные упражнения.

«Загнать мяч в ворота»

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

«Вертушка»

Цель: развивать сильную направленную воздушную струю, активизировать губные мышцы. Для упражнения используем вертушку или игрушку — мельницу из песочного набора. Предлагаем ребенку подуть сильно, как ветер, на вертушку, чтобы она закрутилась.

«Пароход»

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Для упражнения используем бутылочку или пузырёк. Язык ребёнка кладётся на нижнюю губу и дуем. Получается звук «парохода».

«Гусеница»

Цель: вырабатывать прерывистую воздушную струю, активизировать губные мышцы. Ребенок вдыхает через нос и дует часто и прерывисто на спинку гусеницы, сделанную из цветной бумаги. При правильном выдохе ребёнка гусеница «ползет» по столу.

«На морозе»

Цель: развивать плавный ротовой выдох. Ребенок вдыхает через нос и дует на «озябшие руки», плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Кораблики»

Цель: развитие сильного плавного направленного воздуха, обучение умению дуть через трубочку. Для упражнения используют бумажные или пластмассовые кораблики, коктейльные трубочки, таз с водой. Предлагаем ребёнку подуть на кораблик через трубочку, чтобы кораблик начал «плыть».

«Бульки»

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц. Для упражнения используют стакан с водой, коктейльные трубочки. В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и предложите ребёнку подуть в нее — пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность.

Учитель-логопед:

Л.Л. Дмитриенко

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: