Диагностика нарушений письменной речи у младших школьников

Слайд 5Методика раннего выявления дислексии (А.Н.Корнев «Нарушения письма и чтения у детей

(диагностика, коррекция, предупреждение) Изд. Дом «МиМ», СПб., 1997 г;
Л.Г. Кобзарева, Т.И. Кузьмина «Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция», ТЦ «Учитель» 2000 г.)

1. «РЯДОГОВОРЕНИЕ». Инструкция: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели» ( при недостаточном понимании всех временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления). Важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространстве и времени, а также в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности.2. «РИТМЫ». Инструкция: «Прослушай как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно производится серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами: а) простые ритмы — !! !, ! !!, !! ! !, ! ! !!, ! !!!, если задание выполнено верно, то переходят к более сложному, если допущено больше одной ошибки, то прекращают; б) сложные ритмы — !!! ! !, ! !! !!, ! !!! !, !! !!! !. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах. Дети с дислексией выполняют задание с большим количеством ошибок. У взрослых данный тест диагностирует поражение премоторных и височных структур правого полушария. У детей затруднения отмечаются при право- и левополушарном поражении.

Слайд 17Задание 3. Чтение слов. 3.1)

Простого слогового состава : а) печатных: сон мак пол б) письменных: мал зуб пот 3.2) Сложного слогового состава: а) печатных: полюс, карнавал, забор б) письменных: дрова, тряпка, водопад Задание 4. Чтение печатного текста (3 предложения), ответы на вопросы. Розы . На клумбе росли красные розы. Цветы были очень красивые. Лена поливала их каждый день. Качественная оценка предполагает оценку как сформированности навыка чтения ( на уровне слога, слова, предложения), так и общего звучания речи (скорость, голос, разборчивость, темп). У детей, испытывающих трудности обучения чтению, наблюдаются различные нарушения общего звучания речи ( в основном это «скачкообразный» темп – то быстрее, то медленнее в пределах одного предложения, иссякающий голос, торопливость). Нарушения общего звучания речи являются специфическим показателем трудностей формирования навыка чтения.

Слайд 63. ТЕСТ «КУЛАК- РЕБРО- ЛАДОНЬ». Инструкция:

«Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же».Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность их трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок так же, как экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений больше одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, предоставить ему еще одну попытку ( если ребенок воспроизвел последовательность из трех движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более 5 демонстраций. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (преимущественно премоторных их отделов), но и к модально неспецифическому дефициту сукцессивных функций. В первом случае страдает переключение с одного движения на другое в автоматизированном режиме: ребенок делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью. 4. ОРИЕНТИРОВКА В «ПРАВО – ЛЕВО». 1. Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо обязательно с левой), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают. 2. Речевая проба Хеда. Инструкция. «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз.»5. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ КАРТИНОК.

Слайд 3ЗАДАНИЯСписать слова и предложения с рукописного текста.Списать слова и предложения с

печатного текста.Записать под диктовку строчные буквы (в случае забывания обозначить букву точкой): а) строчные буквы : п и ш т м щ з ц е г л д у б э ф й ч ё ы в ж ъ х б) прописные буквы : Г З Д Р К Н Ч У Е Т Ц П Л В М Ф Ё Ж ЩДиктант слогов : зню, лох, кор, пла, кро, аст, глу, арк , ас, мо, осе, лы, ри, але, яр, мя, жу, са, шо, чи, ац, бапо, дожу, лери, шази, жне, ащу,, кра, гро, астка, глор, ижбо, щац, вздро, чит, щус, хвы, айка, шос, крет, вачДиктант слов различной структуры: Лыжи куст уснёт глазок Ключ щука грач природа Круги улица утки сильный Жили бант чищу пружина Старушка аист шарф убрал Заснуть насмешка крыльцо чтениеЗаписать после однократного прослушивания: У ёлки пушистый зайчик.Слуховой диктант.Дать подписи к предметным картинкам (слова), к сюжетным картинкам (предложения).Составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок (для учащихся 2-4 классов)

Обследование навыков письма младших школьников.Выявление специфических нарушений письма – дисграфии.

СХЕМА обследования детей с ДИСГРАФИЕЙ..doc

Обследование аграмматической дисграфии.docx

Обследование детей с дисграфией.docx

Смирнова Логопедический альбом для обследования способностей чтения и письма. Диагностика дисграфии и дислексии..DOCX.pdf

Азова Обследование дисграфия +++++++++.pdf

Виды дисграфий у учащихся начальных классов массовой школы .docx

Письменные тесты на исследование дисграфии.doc

Папка-передвижка для родителей — Ранняя предрасположенность к дисграфии и дислексии.doc

Тесты на определение преобладающего вида дисграфии у учащихся 1-4 классов.rar

КОМПЛЕКС ПОСОБИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ, Мазанова Е.В.

Логопедическая работа занимает особое место в системе обучения русскому языку, поскольку у многих учащихся наблюдается отставание в речевом развитии, а также стойкие фонетико-фонематические нарушения, сопровождающиеся расстройствами письма. 

Предлагаемая Е.В. Мазановой система коррекционной работы по преодолению дисграфии строится на основе комплексного логопедического обследования с учетом особенностей психофизической деятельности младших школьников. 

Настоящая программа предназначена для учителей-логопедов общеобразовательных школ, работающих над профилактикой и преодолением дисграфии у учащихся начальных классов.

Скачать: 

Мазанова Е.В. Аграмматическая форма дисграфии. Тетрадь 4.doc

Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1 (цветной). Упражнения по
коррекции акустической дисграфии.doc

Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2 (цветной). Упражнения по
коррекции акустической дисграфии.doc

Мазанова Е. В. Учусь не путать буквы. Альбом 1-2006.doc

Мазанова Е. В. Учусь не путать буквы. Альбом 2-2006.doc

Е.В.Мазанова. Учусь работать со словом.docx

Мазанова Е В, Учусь работать с текстом.pdf

Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия.pdf

Е.В.Мазанова. Тетрадь по устранению дисграфии, обусловленному нарушению
языкового анализа_analiza_i_sinteza_i_agrammatichesko..

Скачать: Парные согласные в загадках и отгадках. 1-4
классы.pdf

Скачать:

Metodichka.pdf

rabochaya_tetrad_po_korrektsii_dizorfografii_ch2.pdf
rabochaya_tetrad_po_korrektsii_dizorfografii_ch1.pdf

Скачать: Русский язык 2 кл. ФГОС 1 часть.pdf
Русский язык 2 класс ФГОС 2 часть.pdf

Скачать: 

Чтение 2 класс 1 часть Ильина Аксенова pdf.pdf

Чтение 2 класс 2 часть Ильина Аксенова pdf.pdf

Скачать: 

Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. — Решаем школьные проблемы.pdf

Соболева А.Е., Емельянова Е.Н., Пишу без ошибок.pdf

Скачать: Бурина Преодоление нарушений письма у школьников. 1-5 классы. Традицио

Слайд 7ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (О.Е.Грибова «Технология организации логопедического обследования» М., Айрис

Пресс, 2007г.)

Процедура обследования речи младших школьников отличается от процедуры обследования речи дошкольников по нескольким показателям:1) в обследование включается большой блок заданий, направленных на изучение письменной речи ребенка и уровень сформированности ее предпосылок;2) обследование включает меньшее количество игровых заданий, т. к. у ребенка уже сформирована произвольная учебная деятельность (или ее начатки);3) в ходе тестирования возможно использование той лингвистической терминологии, которая была изучена к моменту обследования (предложение, словосочетание, суффикс, окончание, гласный, согласный звуки и др.);4) часто необходимо установить уровень овладения школьником учебной программой, например, по русскому языку, чтению, математике;5) при проведении обследования письменной речи часть его может быть проведена фронтально в подгруппе или в классе.Полнота и развернутость обследования зависит от запроса родителей или педагогов и характера речевого дефекта ребенка.Диагностический этап начинается с наиболее сложных заданий, с наиболее сложного для детей вида речевой деятельности – письменной речи.

Слайд 11Уровни значения текста Выделяется несколько уровней

значения текста: фактология, общий смысл и скрытый смысл текста.Фактология включает в себя перечень внешних событий, фактов и прямых оценок этих событий, содержащихся в тексте.Общий смысл текста включает в себя тему и рему текста: о чем этот текст и что об этом сообщается нового, интересного.Скрытый смысл или подтекст – это скрытое внешнее содержание текста, иносказание, идея, заложенная автором ( для чего этот текст написан, почему этот текст написан, чему учит этот текст). Особенно яркое расхождение между фактологией, общим содержанием и подтекстом наблюдается при анализе сказок, басен, притч. При всей своей внешней простоте они сложны для анализа детьми. Естественно, что анализ скрытого смысла ребенок может производить на уровне своего возраста и своего понимания мира.

Слайд 10Обследование чтения Как правило, нарушения письма

и чтения выступают в комплексе. Поэтому после выполнения письменных работ можно предложить текст для чтения. Для обследования отбирается небольшой по объёму незнакомый текст, примерно на 5-7 минут чтения. Текст должен быть доступен по содержанию, не насыщен незнакомыми словами. Размер шрифта должен соответствовать размеру шрифта учебника или быть немного крупнее. Для ученика первого класса подбирается текст с иллюстрациями

Сначала необходимо дать ученику некоторое время для подготовки к чтению, пусть ученик просмотрит глазами текст, задаст вопросы , если что-то непонятно.В ходе чтения логопед обращает внимание на способ чтения, наличие ошибок и их характер. Прерывать чтение ребенка для того, чтобы он исправил ошибки, допустимо только в том случае, если они могут повлиять на понимание прочитанного.После первого прочтения просим ребенка еще раз просмотреть текст и подготовиться к пересказу

Затем просим ребенка рассказать текст. Таким образом, логопед обследует технику чтения и процессы смысловой переработки прочитанного текста, т.е. понимание печатного текста. При этом оценивается не просто качество пересказа, как связного текста, сколько то, какой уровень значения текста ребенок понял, и каким образом он выделяет ключевые опоры при анализе и воспроизводстве текста.

Архив блога

  • марта 2024 (8)
  • февраля 2024 (6)
  • января 2024 (3)
  • декабря 2023 (2)
  • ноября 2023 (2)
  • октября 2023 (5)
  • сентября 2023 (1)
  • июня 2023 (1)
  • мая 2023 (1)
  • апреля 2023 (3)
  • февраля 2023 (2)
  • ноября 2022 (1)
  • октября 2022 (3)
  • июня 2022 (1)
  • апреля 2022 (2)
  • марта 2022 (4)
  • января 2022 (3)
  • декабря 2021 (1)
  • ноября 2021 (6)
  • октября 2021 (1)
  • сентября 2021 (1)
  • мая 2021 (2)
  • марта 2021 (1)
  • февраля 2021 (1)
  • января 2021 (1)
  • ноября 2020 (2)
  • сентября 2020 (2)
  • июня 2020 (2)
  • февраля 2020 (1)
  • января 2020 (1)
  • декабря 2019 (1)
  • октября 2019 (2)
  • сентября 2019 (1)
  • января 2019 (2)
  • декабря 2018 (5)
  • ноября 2018 (4)
  • октября 2018 (5)
  • сентября 2018 (1)
  • мая 2018 (1)
  • апреля 2018 (1)
  • февраля 2018 (1)
  • декабря 2017 (1)
  • ноября 2017 (6)

Слайд 2ПРОВЕРКА НАВЫКОВ ПИСЬМА

(И.Н. Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» М., ВЛАДОС, 1997)

Основные задачи: выяснение степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования; выявление нарушений письма (характер специфических ошибок, степень выраженности) Представленный речевой материал отвечает следующим требованиям: — речевой материал включает звуки всех фонетических групп; — предусматривает позиционную близость звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, а также букв, смешиваемых по кинетическому сходству; — включает слова различной сложности слого-ритмической структуры. Тактика обследования строится гибко – от достигнутого учеником уровня: если школьник может писать текстовой диктант – с него следует и начать. Если такое задание непосильно для ребенка, нужно перейти к списыванию текста либо к диктанту слов, букв – для определения сформированных и нарушенных звеньев графо-лексической деятельности.

ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

1. Программы и/или планы логопедической работы.

2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).

3. Расписание занятий учителей-логопедов.

4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь.

5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.

6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

Приложение N 2 к Примерному положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

                                                 ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ
 
                                         Руководителю организации,
                                    осуществляющей образовательную
                                                      деятельность
 
            Согласие родителя (законного представителя)
                    обучающегося на проведение
              логопедической диагностики обучающегося
 
Я, _______________________________________________________________
        ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем) ______________________
        (нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
      (ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся,
                    дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю  согласие  на  проведение логопедической диагностики моего
ребенка.
 
"__" _________ 20__ г. /_________/________________________________
                        (подпись)      (расшифровка подписи)

Приложение N 3 к Примерному Положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

                                                 ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ
 
                                         Руководителю организации,
                                    осуществляющей образовательную
                                                      деятельность
                                    от ___________________________
                                               ФИО родителя
                                        (законного представителя)
 
                            Заявление
 
Я, _______________________________________________________________
            ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
__________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем) ______________________
       (нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
     (ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся,
                    дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу  организовать  для  моего  ребенка  логопедические занятия в
соответствии   с   рекомендациями  психолого-медико-педагогической
комиссии/   психолого-педагогического  консилиума/учителя-логопеда
(нужное подчеркнуть).
 
"__" _________ 20__ г. /_________/________________________________
                        (подпись)      (расшифровка подписи)

Приложение N 4 к Примерному Положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Слайд 13Обследование детей с проблемами чтения Детям, у которых

выражены проблемы чтения, постепенно в ходе обследования предлагаются для чтения и осмысления все более и более мелкие единицы. От чтения текстов переходят к чтению предложений, затем слов, слогов и отдельных букв. В ходе такого поэтапного уменьшения единиц для чтения выясняется, какие проблемы являются ведущими в трудностях формирования процесса чтения – механизмы слогослияния, идентификация букв или один из механизмов, обеспечивающих беглое чтение – механизм вероятностного прогнозирования. В сопоставлении с данными, которые будут получены в ходе обследования устной речи и др. психических функций, решается вопрос о ведущем механизме дефекта.

Слайд 14Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у учащихся 1 класса

(М.М.Безруких)

Качественная и количественная оценка возникающих проблем письма и чтения, предложенная в методике, совместила логопедический и традиционный педагогический подходы. При проведении обследования следует учитывать следующие рекомендации:- проводить оценку сформированности навыков письма и чтения целесообразно индивидуально у каждого, внимательно наблюдая за тем, как ребенок выполняет задание, отмечая возникающие затруднения, необходимость дополнительных вопросов, подсказок и т.п.;- не следует торопить ученика, выражая свое нетерпение, недовольство;- не рекомендуется обсуждать с ребенком цель работы, тем более запугивать его («Сейчас мы проверим…»);- не рекомендуется проводить оценку после болезни ребенка, в состоянии утомления или эмоционального напряжения.

Слайд 9Направления дальнейшего обследования На

основании данных ,полученных при изучении письменных работ ребенка и только что написанной творческой неподготовленной работы , систематизации и группировки ошибок решается вопрос о направлениях дальнейшего обследования.
1. Если присутствуют ошибки, которые могут быть обусловлены НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ УСТНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, необходимо изучить состояние процессов устной речи и выявить языковую компетенцию в этой сфере. 2. Если у ребенка недостатки письма обусловлены НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ других ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, то необходимо выявить, какие стороны психической деятельности и каким образом страдают. Это может сделать либо логопед, владеющий методиками психологического и нейропсихологического тестирования, либо психолог. 3. Если в процессе анализа письменных работ были обнаружены ошибки, обусловленные НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ УСТНОЙ РЕЧИ, необходимо провести углубленное обследование письменной речи. В качестве дополнительных тестов можно использовать различные виды записи, способствующие выявлению ведущего звена в структуре дефекта: ПИСЬМО ПОД ДИКТОВКУ, СПИСЫВАНИЕ, ПИСЬМЕННЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: