Расстройство интеллекта

Особенности коррекционной педагогики и специальной психологии - скачать

Содержание

СОДЕЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА

1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 7

1.1. Память. Виды и характеристики памяти 7

1.2. Развитие памяти в онтогенезе 13

1.3. Психолого-педагогическая характеристика лиц с интеллектуальной недостаточностью 18

1.4. Особенности памяти детей с умственной отсталостью 23

Выводы по главе 1 26

ГЛАВА

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 28

2.1. Описание использованных методов и методик исследования 28

2.2. Результаты исследования памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 34

2.2.1. Психолого-педагогическая характеристика экспериментальной группы 34

2.2.2. Анализ результатов исследование памяти 36

ГЛАВА

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИЕТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

ПРИЛОЖЕНИЕ 56

Профилактика и прогноз

Профилактические меры включают предупреждение негативного воздействия (интоксикации, травмы, инфицирование) на плод в период беременности. Будущим родителям рекомендуется отказаться от злоупотребления алкоголем, курения, употребления наркотических средств.

Чтобы предотвратить нарушение интеллекта у ребенка, матери нужно придерживаться здорового образа жизни, получать полноценное питание и отдых. Прогноз относительно благоприятный в случаях, когда выявляется легкая форма умственной отсталости или деменции, поддающейся терапевтической коррекции.

Нарушение интеллекта – группа патологий, которые проявляются снижением когнитивных способностей, ухудшением памяти, нарушением речи и мыслительной деятельности. Своевременная диагностика и корректная терапия позволяют улучшать состояние больного, повышать его способность к социальной адаптации.

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с РДА

Л. Каннер – изучает аутизм в 1943м году и говорит, что основная триада симптома аутизма следующая:

  1. Аутизм с аутическими переживаниями.

  2. Стереотипное однообразное поведение, с элементами одержимости.

  3. Своеобразные нарушения речевого развития.

Аутизм, наиболее ярко проявляется в 3-5 лет.

Характерные проявления аутизма:

  1. Младенец не фиксирует взгляд на глазах взрослого, смотрит в сквозь, или поверху.

  2. Первая улыбка к двум месяцам – существует сама по себе и не адресуется кому-то конкретному.

  3. К окружающим, аутичный ребенок относится индифферентно: на руки не просится, предпочитает находится в кровати, на руках не приспосабливается, не выбирает удобной позы, остается в напряжении, легко идёт на руки к другим людям. Своих близких, аутичный ребенок узнает, но эмоциональной реакции не проявляет.

  4. К ласке ребенок относится необычно: иногда равнодушно терпит ласку окружающих, либо проявляет неприязнь.

  5. Не переносит изменения режима питания, жизни, либо совершенно безразличен ко всему.

В 1-2 года наблюдается парадоксальное отношение к одушевленному и не одушевлённому. Нарушается контакт с детьми (ребенок не может установить отношение со сверстниками). К двухлетнему возрасту, у детей с РДА отсутствует реакция на слова.

Феномен тождества

Многократное повторение одних и тех же действий, движений. Стремление к жесткому постоянству в бытовых привычках. Повторение одних и тех же звуков (или слов). Ритмичное постукивание по окружающим предметам. Кроме того, стереотипность проявляется в игре (игра типично однообразная, из одних и тех же действий). Игрушки использует не по назначению. Не равномерность развития моторики. Движения у таких детей угловатые, выраженные. Движения не соразмерны по силе и амплитуде, причем более сложные движения, ребенок аутичный выполняет легче и проще, чем простые. Очень рано появляются страхи. Страхи не конкретные и появляются на уровне тревоги и беспокойства. Страхи у таких детей, как правило снять нельзя, они не поддаются коррекции, а лишь усиливаются. Когда страх усиливается, он переходит в область невроза.

Аутические фантазии:

Оторванность от реальности. Искаженная связь с окружающими.

Особенности речевого развития – в речи может проявляться мутизм (отсутствие речи), эхолалия (повторение слов и фраз), большое количество слов-штампов и фраз-штампов. Позднее проявление личных местоимений. Нарушение грамматического строя речи и звукопроизношения.

Понятие и классификация

Интеллект – это не единая характеристика, а комплекс специфичных навыков, которые оцениваются в соответствии с критериями (продуктивность в ходе психометрического тестирования, клиническая картина с сопутствующими психическими и соматическими заболеваниями, адаптивное поведение). Нарушение интеллекта – это отклонение выявленных в ходе диагностики показателей от нормативных стандартов. Различают виды нарушения интеллекта:

Задержка развития. Выявляется в младенческом, детском возрасте

У детей с задержкой развития психики позже выявляются интеллектуальные нарушения, это связано с недоразвитием, ослаблением основных психических функций (внимание, память, мышление, поведение, проявление воли и эмоций).
Умственная отсталость. Группа состояний психического недоразвития, обусловленных наследственными факторами или внешними воздействиями

Бывают врожденными и приобретенными в раннем возрасте.
Деменция (приобретенное слабоумие). Развивается на фоне перенесенных поражений мозгового вещества или в результате прогрессирующего заболевания ЦНС. Проявляется устойчивым уменьшением объема психической деятельности с нарушением важных корковых функций.

Форма нарушения интеллекта в зависимости от степени выраженности проявлений бывает легкой, умеренной, тяжелой. При легкой форме наблюдается нарушение трудовой деятельности и социальной активности при сохранении навыков самообслуживания, личной гигиены и относительной способности к суждениям. При тяжелой форме больные нуждаются в постоянном присмотре и уходе со стороны окружающих. Они не способны самостоятельно выполнять домашние обязанности, поддерживать личную гигиену.

Деменция

Ухудшение когнитивных способностей при деменции происходит параллельно с обеднением эмоций, снижением эмоционального контроля и мотивации, поведенческими расстройствами. Распространенность слабоумия увеличивается с возрастом – от патологии страдает 20% людей старше 80 лет.

У 5% людей в возрасте, превышающем 65 лет, диагностируется деменция тяжелой степени, у 10-16% выявляется легкая и умеренная форма заболевания. Причины нарушения интеллекта полиморфны и связаны с высоким риском органического поражения мозга в пожилом возрасте. Нередко патология развивается на фоне нейродегенеративных процессов – болезни Альцгеймера (около 60% случаев) и Паркинсона.

Нередко причиной развития слабоумия становятся болезни сосудов (около 10% случаев), опухоли с локализацией в головном мозге, инфекционные поражения ЦНС. Заболевания церебральных сосудов в сочетании с болезнью Альцгеймера вызывают слабоумие в 20% случаев.

Определение точных причин развития слабоумия необходимо для назначения адекватного лечения. Корректное лечение замедляет прогрессирование патологического процесса. Нередко после курса терапии наблюдается улучшение интеллектуальной деятельности.

Определение уровня развития

Дети, у которых диагностирована дебильность, способны довольно быстро адаптироваться к окружающим. Возможно посещение ими детского сада или начальных классов школы на общих условиях, без специальной программы. Конечно, добиться каких-то особых успехов им не под силу, но овладеть необходимым минимумом знаний – вполне реально.

Однако психиатры все-таки рекомендуют проводить обучение детей с легкой степенью отсталости в специализированных учебных заведениях. Сейчас они называются школами восьмого вида, и их программа полностью соответствует данному интеллектуальному уровню.

Ребенок с небольшим отставанием психического развития совершает поступки, в которых отсутствует какая-либо целенаправленность или мотивация. В его поведении преобладает:

  • стремление к подражанию, копированию действий;
  • отсутствие самостоятельности, наивность и внушаемость;
  • зависимость от ситуации или обстоятельств.

Многие родители боятся отдавать ребенка с подобными отклонениями в спецшколу, объясняя это тем, что в спокойной семейной обстановке малышу будет лучше. Высказывая подобные суждения, они успокаивают самих себя, при этом лишая ребенка шанса на полноценное существование в обществе.

Работа с умственно отсталыми детьми должна проводиться специалистами совместно с родителями и быть направлена на активизацию основных линий интеллектуального развития. Для этого родителям необходимо досконально изучить поведение малыша в различных ситуациях, его привычки и особенности. На основе этих наблюдений устанавливается уровень развития. 

Причины умственной отсталости:

  1. Врожденные. Генетически обусловленная умственная отсталость (олигофрения) в 70% случаев (врожденные нарушения обмена аминокислот, металла, солей, жиров и углеводов). Особую группу генетически пороков представляют наследственные дефекты, сочетающие слабоумие с поражением костной системы, мышечной системы и Сердечно-сосудистой. А также, органами слуха и зрения. Внутриутробные поражения – перинатальные, обусловлены вирусными инфекциями, а также травмами. Определенное значение для формирования умственной отсталости имеют такие заболевания, как сифилис, токсоплазмоз. Олигофрения – стойкое необратимое, непрогредиентное нарушение позновательной деятельности, в следствии органического поражения коры головного мозга, от момента зачатия, до 2х-3х лет. Термин умственной отсталости (олигофрения) ввел Крепелин в 1915 году. При олигофрении, нарушается высшая нервная деятельность, особенно подвижность нервных процессов. Ослабленно внутреннее активное торможение. Часто нарушается равновесие между процессами возбуждения и торможения. С преобладанием одного из них. Это приводит к инертности временных связей, которые возникают в коре головного мозга. Для олигофрении характерно отсутствие нарастания интеллектуального дефекта, тотальное недоразвитие нервно-психических функций, в особенности абстрактно-логического мышления. Эмоционально-волевая сфера характеризуется малой выразительностью и смазанностью эмоциональных проявлений. По степени выраженности дефекта различают следующие формы олигофрении:

    1. Дебильность – наиболее легкая и часто встречающаяся форма олигофрении. Коэффициент интеллекта от 50 до 70. Данные обучающиеся проходят обучение в учреждениях 8го вида. При отсутствии отягощающих интеллектуальную недостаточность расстройств, при раннем начале педагогических мероприятий, социокультурный статус такого ребенка благоприятный. Мышление носит наглядно-образный характер, дети овладевают несложной профессией. Очень часто у таких людей наблюдается высокий уровень творчества. Повышенная внушаемость характерна для дебилов, попав под негативное воздействие легко переступают черту закона, при этом несут уголовную ответственность.

    2. Имбецильность – IQ 20-49. При данной степени умственной отсталости отчетливо выявляются нарушения психо-физического развития, наблюдаются аномалии в строении черепа и скелета (бутылка-образная голова). Глубокие нарушения восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, эмоционально-волевой стороны развития не позволяют обучаться даже по специальным коррекционным программам. Основной тип мыслительной деятельности – наглядно-практический. Словарный запас, по сравнению с дебилами ограничен количественно и качественно. Названия окружающих их предметов имбицилы усваивают. Почти у всех имбицилов наблюдаются речевые нарушения. Данная форма детей научается читать побуквенно, умеют писать свои ФИО, год рождения и домашний адрес. Выполняют простые арифметические действия (сложение и вычитание в пределах 20), умножение и деление для них недоступно. Овладевают самыми простейшими трудовыми навыками. У данного типа детей сохранны навыки самообслуживания. По эмоциональному состоянию имбицилов можно разделить на 2 группы: 1. Добродушные и послушные (доминирует хорошее настроение), 2. Подавленные, агрессивные и раздражительные.

    3. Идиотия – наиболее глубокая степень олигофрении, IQ менее 20, характеризуется нарушением психического и физического развития, эндокринными расстройствами, выраженные деформации в строении черепа и скелета, у многих детей идиотов отмечаются расстройства стояния и ходьбы. Наблюдаются стереотипные ритмические движения. Характерные нарушения моторики, особенно мелкой, нарушена координация движений, ориентировка в пространстве. Речь может ограничиваться криком, или не членораздельным бормотанием. Осмысление окружающего недоступно, навыки самообслуживания не формируются. При более легких формах идиотии, больные произносят отдельные слова, или фразы, но при этом речевая активность ограничена и медленно развивается. Перцептивные реакции больных идиотией отсутствуют, либо наоборот резко повышены. Эмоциональные реакции связаны только с чувством удовольствия и не удовольствия. Положительные эмоции проявляются в виде крика, отрицательные – проявляются в агрессии, которая также может быть направлена на самого себя. Данная категория людей нуждается в постоянном наблюдении, уходе, и с согласия родителей направляются в дома-интернаты.

  2. Приобретенные (Деменция).

понедельник, 29 октября 2012 г.

Искаженное психическое развитие на примере раннего детского аутизма (РДА).

Данной проблемой занимались 2 корифея: Лебединская и Никольская (труд «Диагностика РДА»).

Аутизм – отрыв от реальности, уход в себя и отсутствие, или парадоксальность реакции на внешние события. Кроме того, это сверх ранимость в контактах со средой (Лебединская).

Аутизм, как симптом встречается при многих психических расстройствах. При РДА, отдельные психические функции развиваются замедленно, другие же наоборот ускоряются.

Для ребенка с РДА характерен, иногда не по возрасту богатый словарный запас, который сочетается с не развитой коммуникативной речью.

Для детей и взрослых характерны аутические черты характера. По критериям, разработанным ВОЗ (всемирная организация здравоохранения), при аутическом расстройстве отмечаются:

  1. Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия.

  2. Нарушения способности к общению.

  3. Стереотипные модели поведения, интересов и деятельности.

Аутизм встречается чаще, чем изолированная слепота и глухота вместе взятые, он при этом, данные статистические о распространенности данного заболевания не однозначны:

  1. Чётко не определены диагностические критерии, т.к. это может быть показателем психического заболевание.

  2. Различие в оценке возрастных границ синдрома.

  3. Различие в понимании причин РДА, в протекании РДА.

На 10000 новорожденных, рождается 15-20 детей с РДА. У мальчиков, аутизм встречается чаще, чем у девочек.

Диагностика

При диагностике расстройства интеллекта оценивают степень интеллектуального дефекта, клинические проявления, наличие коморбидных (взаимосвязанных, сопутствующих) нарушений, этиологию, способность к адаптации. Первоочередное диагностическое мероприятие – сбор анамнеза (семейная генеалогия с указанием наследственных заболеваний, в том числе психических и эндокринологических, факты употребления родственниками алкогольных напитков и наркотических средств).

Врач собирает сведения о течении беременности и возможных патогенных факторах, влияющих на развитие плода. Клиническая диагностика включает психологические тесты и физикальное обследование на наличие неврологической симптоматики. В процессе общения с пациентом врач определяет его интеллектуальные навыки – способность понимать метафорическую речь, адекватно воспринимать смысл сюжетных картинок, умение пересказывать содержание, объем и качество знаний об окружающем мире.

При дифференциальной диагностике слабоумия важно учитывать, что симптоматика, сопровождающая интеллектуальные расстройства, схожа с признаками астении тяжелой степени, депрессивного состояния, психических нарушений. Критерии при постановке диагноза деменция:

  1. Ухудшение памяти (кратковременной, долговременной). Нарушения определяются в ходе психиатрического тестирования пациента.
  2. Расстройство абстрактного мышления.
  3. Неспособность планировать действия, критически оценивать свое поведение.
  4. Наличие нейропсихологической симптоматики – апраксия (нарушение целенаправленных движений), афазия (нарушение речи), агнозия (нарушение восприятия, в том числе зрительного, слухового и тактильного).
  5. Изменение личности (отклонение от общепринятых норм поведения).
  6. Признаки социальной дезадаптации.

Достаточно 2 критериев из списка, чтобы поставить диагноз слабоумие. При деменции, обусловленной органическим поражением мозгового вещества, показано проведение инструментальной диагностики (преимущественно КТ, МРТ, ангиография) для выявления структурных, морфологических, функциональных изменений в нервной ткани, а также для определения состояния сосудистой системы, питающей головной мозг.

Лечение

Госпитализация показана при грубых поведенческих отклонениях. Лечение в условиях стационара проводится при участившихся эпилептических приступах, развитии психозов и депрессивных состояний. Основные направления лечения:

  • Устранение этиологических факторов.
  • Активация собственных компенсаторных механизмов.
  • Устранение сопутствующих нарушений (психических, соматоневрологических).

Медикаментозная терапия проводится по показаниям. К примеру, при задержке психического развития, связанной с врожденной формой гипотериоза, показана заместительная терапия гормонами. Диетотерапия эффективна в отношении нарушений интеллекта, спровоцированных расстройством процессов метаболизма.

Основные группы фармацевтических препаратов – ноотропные, сосудорасширяющие с целью улучшения мозгового кровотока, аминокислоты. Симптоматическое лечение антидепрессантами и транквилизаторами назначают, если проявления патологии препятствуют адаптации больного.

Параллельно с медикаментозной терапией проводится психолого-педагогическая коррекция. Обычно дети посещают специализированные образовательные учреждения, где обучаются по специальным программам, соответствующим их интеллектуальному уровню. В ходе обучения ребенок учится общению с взрослыми и сверстниками, приобретает элементарные бытовые навыки.

Методические основы коррекционного обучения умственно отсталых детей по развитию памяти в начальной школе

Чтобы создать полноценные условия для обучения детей, формированию их познавательных процессов, необходимо уделить особое внимание развитию слуховой и зрительной памяти на начальном этапе коррекционного обучения. Основными условиями развития памяти учащихся начальной школы являются:

Основными условиями развития памяти учащихся начальной школы являются:

  • Предварительное планирование коррекционной работы. Необходимо разработать четкую программу коррекционных мероприятий, ориентированных на развитие памяти учащихся начальной школы;
  • Проведение предварительного диагностирования уровня умственного развития учащихся, их познавательных способностей;
  • Разработка индивидуального коррекционного маршрута обучения для каждого умственно отсталого ребенка;
  • Комплексная коррекционная работа, основанная на взаимодействии специалистов разного профиля: педагоги, психологи, специалисты по вопросам умственной отсталости, а также родителями учащегося;
  • Использование такого учебного материала, который ориентирован не только и не столько на развитие памяти, сколько на мыслительные процессы и сенсорное восприятие учащегося;
  • Использование образовательных задач, ориентированных на активизацию зоны ближайшего развития ребенка;
  • Вариативность методов и форм коррекционного обучения, видов деятельности учащихся;
  • Акцентирование внимания на закрепление изученного материала;
  • Поэтапное обучение: переход от простого к сложному, для постепенного и устойчивого закрепления информации в памяти.

Чтобы коррекционное обучение привело к развитию навыков запоминания детьми с умственными нарушениями, требуется соблюдение определенной последовательности коррекционной работы:

  1. Работа по развитию процессов узнавания. Она основана на запоминании каких-то объектов, процессов по их наглядному представлению. Учащихся обучают узнаванию сначала отдельных объектов, затем их поиску в группе аналогичных. Дети учатся запоминать информацию, представленную в определенной последовательности, затем ее изменению и нахождению ошибок при неверном расположении объектов.
  2. Воспроизведение информации. Дети учатся постепенному воспроизведению информации, зафиксированной в памяти. Первоначально предлагается последовательное воспроизведение информации, а затем требуется развить основы воспроизведения данных в хаотичном порядке, изученных в разное время.
  3. Развитие избирательной памяти. Она связана с развитием запоминания не всей информации, а только ее части. Например, сущностных характеристик объекта, его функций и т.д.

Общие характерные признаки

Легкая умственная отсталость у детей или олигофрения – самое распространенное патологическое нарушение психики среди подобных заболеваний. Эта форма недоразвития также известна в медицинских кругах, как дебильность. Но это название утратило свою актуальность из-за социальной неприемлемости. Дети, которым поставлен такой диагноз, несмотря на предрассудки, навязанные общественностью, имеют все шансы в дальнейшем вести самостоятельный образ жизни.

Качества и умения, которые обычно присущи при выявлении олигофрении:

  • восприятие основных способностей по специальной программе обучения;
  • овладение навыками письма, чтения и счета на элементарном уровне;
  • довольно хорошая механическая память;
  • конкретно-наглядные методы постижения информации;
  • приобретение определенных трудовых навыков;
  • постепенный прогресс умственного развития.

Умственная отсталость воздействует на формирование познавательных процессов, логического мышления и мотивационного влияния. Легкая форма отклонения позволяет со временем, хоть и не достичь уровня своих сверстников, то хотя бы освоить необходимые для жизни навыки.

Недоразвитие психики и интеллекта может формироваться вследствие таких причин:

  1. Наследственность или генетическая предрасположенность.
  2. Внутриутробное нарушение развития плода под воздействием инфекций или травм. Влияние токсичных лекарственных препаратов, принимаемых во время беременности.
  3. Травма, полученная при родах, патологии центральной нервной системы при недоношенной беременности.
  4. Приобретенные инфекции, действие которых направлено на разрушение клеток мозга. Это могут быть последствия менингита, сифилиса, энцефалита. 

Отсталость может наблюдаться и в физическом развитии ребенка в виде нарушений двигательных функций, деформации черепа или изменений размеров рук и ног. Хотя эти факторы больше соответствуют умеренной и глубокой умственной отсталости у детей, в некоторых случаях могут присутствовать и в состоянии легкой дебильности.

Иными словами, олигофрения – такое состояние детского организма, при котором ему тяжело поддерживать темп освоения новых навыков и умений, соответствующих возрасту. Ребенок нуждается в коррекционной программе, пройдя которую, он сможет чувствовать себя полноценным членом общества.

Специфика воспитания

К ребенку с таким заболеванием очень важно найти правильный подход. Обычно это сделать несложно, поскольку такие дети бесхитростные, добрые

Главной задачей родителей является правильная расстановка приоритетов в воспитании особенного малыша. Количество приобретенных знаний здесь уходит на второй план, а предпочтение должно отдаваться совсем другим ценностям:

  • созданию в семье комфортной, благоприятной, спокойной обстановки;
  • стремлению к любви и пониманию;
  • посвящению большого количества времени общению с ребенком;
  • формированию социально адаптированной личности, готовой к самостоятельной жизни вне дома.

В подходящих условиях такие дети успешно овладевают азами чтения, письма и счета, обучаются элементарным трудовым навыкам. Они с удовольствием выполняют несложные поручения, помогают в хозяйственных делах, занимаются рукоделием.

При легкой степени отсталости хорошие результаты дают доброжелательные разговоры с ребенком, развивающие игры, чтение книг. Постоянное общение и систематические интеллектуальные занятия защищают мозг от деградации и стимулируют развитие интеллектуальной деятельности. Малыш испытывает удовольствие от такой деятельности и со временем сам проявляет инициативу.

Огромную роль в воспитании ребенка имеет правильное поведение матери. Обнаружив у собственного чада какие-либо отклонения, любой нормальный родитель придет в ужас и начинает паниковать. Это, как известно, не дает никаких результатов, поэтому лучшим решением будет обращение к специалисту. Корректирование морально-психологического состояния мамы является залогом счастливого будущего ребенка.

Если родители заинтересованы в максимальном развитии своего умственно отсталого малыша, то должны приложить все усилия для нахождения нужных методов и приемов взаимодействия на его психику. Помощь специалистов в любом случае понадобиться: как для обучения, так и для налаживания контакта с окружающими.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: