Зрительная память
Для развития этого вида памяти можно применить такие упражнения:
Цветные картинки
Понадобится от трех до пяти картинок разного цвета. Покажите их ребенку в определенной последовательности и попросите повторить. Проверьте правильность.
Геометрические фигуры
Это упражнение хорошо тренирует фотографическую память. Нарисуйте на листке мультяшный персонаж в виде геометрических фигур. Как привило, это либо робот, либо космонавт/инопланетянин. Геометрических фигур должно быть не больше четырех. Покажите ребенку рисунок на 30 секунд, чтобы он изучил его во всех деталях. Затем попросите изобразить то, что запомнилось. Можно заранее подготовить три рисунка. На каждом последующем немного изменять какую-то деталь
При проверке задания обратите внимание, насколько точно оно выполнено
Опиши картинку
Нужно подготовить до пяти вариантов рисунков, на которых изображено несколько предметов. Форма и цвет – разные. Дайте ребенку изучить изображенное секунд 10, потом пусть закроет глаза и подробно опишет то, что запомнил. Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество предметов на рисунке.
Какие бывают виды памяти
Чтобы выбрать подходящие упражнения для развития памяти, стоит разобраться, как происходит процесс запоминания. Для этого обратимся к общепринятой классификации памяти.
- По длительности:
- кратковременная (информация запоминается легко, но также легко и забывается);
- долговременная (данные хранятся в памяти долго);
- оперативная (информация удерживается некоторое время).
- По типу:
- слуховая (лучше запоминается услышанное);
- зрительная (легче запоминаются зрительные образы);
- двигательная (все, что связано с движением – запоминает тело);
- образная (эмоциональная, ассоциативная);
- По степени приложения усилий:
- непроизвольная (не требуется усилий для запоминания чего бы то ни было);
- произвольная (нужно постараться, чтобы запомнить событие или объект);
- непосредственная (запоминается механически, мышление не «включается»);
- опосредованная (требует построения логической цепочки, осмысления данных).
Кстати, у малышей хорошо развита именно механическая память, поэтому специалисты рекомендуют начинать изучение иностранных языков еще до школы.
Как «работает» человеческая память? Тут можно выделить три этапа:
- запоминание;
- хранение информации;
- извлечение (воспроизведение) данных.
Память младших школьников
Какие же превращения происходят с памятью, когда человечек начинает учиться в школе, каковы ее особенности? Первоклашки и второклашки по способности запоминать мало чем отличаются от дошкольников. Запоминание носит наглядно – образный характер. Детям намного легче запоминать то, что они видят и могут потрогать руками. Поэтому наглядность – один из основных принципов обучения в начальной школе.
Так же маленькие школьники быстрее запомнят такую цепочку слов как:
- флаг;
- ложка;
- птица;
- колбаса;
- кактус.
Чем такую:
- верность;
- творчество;
- смелость;
- испуг;
- прелесть.
Почему? А потому, что они могут вызвать внутренние образы предметов из первой цепочки слов (использовать зрительную память) и не могут представить в виде конкретных образов слова из второй цепочки. А ведь таких «непредставляемых» понятий, определений, доказательств, правил в школе хоть отбавляй.
Понятно, что образной памяти становится не достаточно. И тут на сцену выходит её словесно-логический вид. Вот его то и пытаются развить педагоги, стараясь подготовить учеников к обучению в средней школе.
И еще одна особенность младших школьников. Если учитель задает какого-то текста, то ученик будет механически заучивать его наизусть, используя метод многократного повторения. С этим механическим подходом нужно бороться. Нужно научиться пользоваться памятью правильно. Выделять главное, откидывать незначительное, находить логические связи.
Значит ли это, что об образной памяти можно забыть? Нет, конечно! Она не раз в жизни пригодится.
Что порекомендовать школьнику, чтобы улучшить его память
«Нет» лишней информации
Помогаем школьнику понять, что забитый «мусором» мозг просто не сможет усвоить по-настоящему нужную и полезную информацию.
Непрерывно пополнять лексикон
Школьник должен понять, что обладать богатым словарным запасом можно только имея крепкую память. Значит, чем больше слов он активно использует в речи, тем лучше его память.
Читать
Нам, педагогам, необходимо помочь ученику подобрать жанр, автора, книгу, способную его заинтересовать. Чем больше ребёнок будет читать, тем лучше будет его память, развитее мышление и воображение.
Осваивать новое
Чтобы стимулировать учащегося, объясняем: любая непривычная ситуация раскручивает мозг на высокие обороты, образуются новые нейронные связи. А чем больше этих связей — тем крепче память.
Учить наизусть
Здесь мы наверняка встретим сопротивление: школьники не очень любят это задание
Но важно донести, что оно действительно эффективно. Заучивать можно не только стихотворения, но и правила в стихотворной форме
Запоминание чисел
Рекомендуем запоминать даты семейных праздников, номера телефонов, цены в магазинах. К числам сложнее привязать ассоциации, их запоминание требует осознанных усилий.
Отдыхать
Важно донести до ученика, что для нормальной работы мозга школьник должен полноценно отдыхать: от 9 часов учащиеся средней и старшей школы, от 10-ти — младшей. Также важно качественно питаться (ежедневно потребляя норму белка, фосфора, минералов, витаминов), двигаться, снабжать организм кислородом
Зрительная память
Для развития этого вида памяти можно применить такие упражнения:
Цветные картинки
Понадобится от трех до пяти картинок разного цвета. Покажите их ребенку в определенной последовательности и попросите повторить. Проверьте правильность.
Геометрические фигуры
Это упражнение хорошо тренирует фотографическую память. Нарисуйте на листке мультяшный персонаж в виде геометрических фигур. Как привило, это либо робот, либо космонавт/инопланетянин. Геометрических фигур должно быть не больше четырех. Покажите ребенку рисунок на 30 секунд, чтобы он изучил его во всех деталях. Затем попросите изобразить то, что запомнилось. Можно заранее подготовить три рисунка. На каждом последующем немного изменять какую-то деталь
При проверке задания обратите внимание, насколько точно оно выполнено
Опиши картинку
Нужно подготовить до пяти вариантов рисунков, на которых изображено несколько предметов. Форма и цвет – разные. Дайте ребенку изучить изображенное секунд 10, потом пусть закроет глаза и подробно опишет то, что запомнил. Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество предметов на рисунке.
Рекомендации по развитию памяти младших школьников
Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно. Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию. Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата – занятия проводить систематически
Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют родителям обращать внимание на следующее:
- следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
- пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
- при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
- во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
- мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
- занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал – сделайте перерыв;
- всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.
10 продуктов для вундеркинда
Чтобы улучшить память, нужно правильно питаться. В рационе вашего школьника обязательно должны быть продукты, содержащие необходимые витамины и минералы. Вот те десять продуктов, которые помогут вашему ребенку усваивать школьный материал на «отлично»:
- Рыба (желательно морская, содержит йод, фосфор, Омега-3 жирные кислоты, что благотворно влияет на мозг).
- Яйца (содержат белок и холин, который помогает сосредотачиваться).
- Чеснок (ускорит кровообращение, добавляйте к мясным блюдам).
- Красный виноград (антиоксидант, защищает клетки организма от старения и повреждения).
- Брокколи (просто кладезь витамина К, который улучшает работу мозга).
- Бобовые (содержат витамины В6, В12, фолиевую кислоту. Улучшают краткосрочную и долговременную память).
- Томаты (тоже мощный антиоксидант).
- Лимон (витамин С улучшает память).
- Грецкие орехи (содержат Омега-3 жирные кислоты, белок, лецитин. 5 орешков в сутки – и память ребенка будет в отличном состоянии).
- Мед (глюкоза позитивно влияет на работу мозга и памяти).
Не забывайте давать ребенку пить достаточное количество воды, только не газировку!
Какие комплексы подходят школьникам?
Выбирая препараты, ищите те, где прописан натуральный состав без искусственных подсластителей и красителей. Внимательно изучайте дозировку средства. Приведем список наиболее востребованных и хорошо работающих комплексов для школьников:
- Пиковит. Деткам 6-8 лет подойдет комплекс «Пиковит Омега-3». Препарат облегчает адаптацию к учебным нагрузкам, помогает быстрей привыкнуть к школьным занятиям. Старшим школьникам 9-12 лет, рекомендован витаминный комплекс «Пиковит-Форте», стимулирующий умственную активность и укрепляющий память (рекомендуем прочитать: ).
- ВитаМишки одинаково полезны и для малышей, и для подростков. Способствуют улучшению памяти, стимулируют работу мозга, укрепляют иммунитет, повышают физические силы.
- АлфаВит показан к применению со школьного возраста. Комплекс способен повысить умственную работоспособность, помогает хорошо переносить психологические и эмоциональные нагрузки, усиливает концентрацию внимания.
Описанные комплексы не содержат искусственных добавок, хорошо переносятся детским организмом, не несут побочных действий. Эффективно работают на улучшение функций головного мозга и общее состояние организма. Единственным противопоказанием к их приему служит индивидуальная непереносимость компонентов препарата. Обязательно следите за передозировкой средств.
Как улучшить память ребенку
3 способа улучшить слуховую память
Упражнения в простом варианте подойдут для младших школьников. Учащимся средней и старшей школы задания усложняются.
1. «Нарисуй по памяти» (5-7 минут)
Рисовать дети должны схематично, но с максимальным количеством деталей.
Можно начинать со списка словарных слов, например, «матрешка, берёза, ромашка, лестница, аллея». Лучше всего рисовать в той последовательности, в которой произносились слова. В дальнейшем можно зарисовывать стихотворения или небольшие тексты.
Задание тренирует слуховую, зрительную и двигательную память.
2. «Пары»
Учитель медленно читает пары слов, как-либо связанные друг с другом, например, «яйцо — курица». Начинаем с 5 пар. Затем учитель читает первое слово из пар, а учащиеся записывают их пары.
Усложненный вариант упражнения: учащиеся записывают пары полностью самостоятельно. Также можно использовать и смысловые группы слов: «яйцо — цыпленок — курица» .
3. «Я беру с собой»
Задание построено по принципу сказки «Репка». Первый ученик произносит фразу «Я беру с собой» и называет предмет, например, банан. Следующий повторяет фразу+первый предмет+называет свой предмет. Так по цепочке. Упражнение развивает слуховую и ассоциативную память, так как каждый предмет надо мысленно связать с тем, кто его назвал.
Как развивать ассоциативную память
Мышление ребёнка ассоциативно. Чаще всего ассоциации возникают спонтанно, особенно у младших школьников. Но процесс можно запустить и на занятиях.
Например, объясняя пятиклассникам, в чём особенность Е, Ё, Ю, Я, рассказываю, что эти буквы — супергерои. Они пытаются спрятать свои способности, но те всё равно проявляются: смягчают впереди стоящие согласные, а если таковых нет — в слове появляется звук Й.
При выполнении фонетических разборов достаточно намека «А нет ли в слове чего-то особенного/ спрятанного?», чтобы учащиеся вспомнили моё объяснение про йотированные буквы.
1. «Прогулка»
Объяснение материала строится как мысленная прогулка. К каждому пункту объяснения учитель «привязывает» тот или иной предмет. В конце урока закрепление материала происходит в обратной последовательности: педагог называет предмет, а ученик должен вспомнить связанный с ним материал.
При выполнении упражнения с младшими школьниками рекомендуется обращаться к хорошо знакомой им обстановке, например, их комнате; с подростками можно пойти «гулять» по лесу, обращаясь к слуховым, зрительным, тактильным воспоминаниям.
2. «Опиши»
Педагог предлагает на полосках бумаги записать по 10 определений к словам, не повторяясь, не используя однокоренных слов и простых определений. К примеру: небо — хмурое, прозрачное, лёгкое, лазурное и т.д. Через некоторое время 10-20 минут ученику возвращаются его определения; задача — вспомнить, что он описывал ими.
3. «Поиск»
Упражнение можно использовать в конце занятия. Дети самостоятельно подбирают ассоциации к основным пунктам урока. Например, «Лермонтов — единица»: нет семьи=один, романтический герой=исключительный.
Как улучшить долговременную память ребенку
Нельзя дать определённые упражнения на развитие долговременной памяти, так как длительное запоминание индивидуально. Но есть несколько рекомендаций по развитию долговременной памяти.
Когда внимание и сознание сконцентрированы на работе с материалами в любом виде, на их структурировании и анализе, непроизвольное запоминание информации оказывается лучше, чем при осознанном заучивании. Особенно это проявляется у школьников младшего и среднего звена
Таким образом, правило, выведенное в ходе работы над материалом, запомнится лучше, чем готовое.
Вторая рекомендация для развития долговременной памяти — повторение:в разнообразных формах: пересказ текста/ фильма через некоторое время после просмотра, повторение уже изученного при знакомстве с новым, систематизирующее, обобщающее и т.д.;
с частотностью: заучивать лучше короткими частыми интервалами.
Чтобы знания закрепились в памяти подростков прочно, учитель должен во время работы обращать внимание на детали.
Не забываем про эмоциональное восприятие: на уроке цепляем детей чем-то ярким, впечатляющим.
Способ 3. Играйте с ребенком в слова
-
Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их.
Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита. -
Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки
(например, 5-7 штук) и просить запомнить их
. Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке. -
С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому.
Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.
Специфика развития памяти младших дошкольников
Приступая к обучению, ребенок младшего школьного возраста уже способен как произвольно, так и осмысленно запомнить информацию или образ, но данная способность у него еще слабо развита. Для ребёнка в возрасте 7-8 лет гораздо проще выучить (вызубрить), чем осмыслить материал. В этом случае возникает ситуация, в которой использование самих способов запоминания предполагает затраты большего количества энергии, чем запоминание без него. По этой причине применение инструментов обработки материала для увеличения эффективности запоминания, как правило, имеет противоположный результат, что представляет собой временное явление.
По завершению младшего школьного возраста (10-11 лет) продуктивность опосредованной памяти становится стабильно выше, чем продуктивность непосредственной памяти. Как и любой психический процесс, память в младшем школьном возрасте существенно меняется.
Для младшего школьного возраста характерно интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению. Еще А. Н. Леонтьев писал, что у детей этого возраста более развита наглядно-образная память (факты, лица, конкретные сведения, предметы, события). Наряду с этим в ходе обучения формируются благоприятные условия для того, чтобы происходило развитие более сложных форм словесно-логической памяти.
Л. С. Выготский указал также на то, что у младшего школьника растет объем памяти, при этом сам процесс развития имеет неравномерный характер. Этот период называют часто вершиной детства, поскольку человек сохраняет много детских качеств:
- Взгляд на взрослых людей снизу-вверх,
- Наивность,
- Легкомыслие,
- Детская непосредственность,
- Своеобразная логика мышления.
Учение для такого ребенка представляет собой значимую деятельность. В школе он получает возможность приобрести не только новые знания и умения, но и получить соответствующий социальный статус. Происходит изменение интересов, ценностей ребенка, всего уклада его жизни.
В каких случаях требуется прием витаминов?
Обеспечить необходимый объем полезных веществ только питанием невозможно, поэтому малышу следует принимать готовые препараты. Однозначно говорить о том, что всем детям требуется подпитка для мозга, нельзя. Выявить же потребность ребенка в питании мозга несложно
Обратите внимание на следующие причины:
- многочисленные капризы, стойкое нежелание есть полезную, но нелюбимую еду;
- неправильное питание, при котором малыш недополучает достаточного количества витаминов.
Если эти причины есть в жизни ребенка, значит, ему показан прием препаратов
Сегодня разработана масса витаминных комплексов, которые особенно важно принимать деткам 6-8 лет. Поступление в школу и последующее обучение в ней дает повышенную нагрузку на мозг детей
Очевидно, что те из них, кто и до школы испытывал трудности со вниманием и памятью, в школе столкнутся с серьезными проблемами. Важен и переход из начальной школы в среднюю (к 10 годам), где увеличивается информационный объем, а, значит, витаминные препараты пригодятся в качестве поддержки мозговых функций
Развитие внимания.
Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес
Если шести-семилетний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок)
Однако такие результаты сосредоточения внимания — следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится
Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания — следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится.
Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия («Дети! Откроем альбомы
Возьмем красный карандаш и в верхнем левом углу — вот здесь — нарисуем кружок…» и т.д.).
Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу
Планирование, безусловно, организует внимание ребенка
И все-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения
Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.
Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации
Развивающие игры для улучшения памяти – на сайте IQКлуб
Для развития памяти используются не только упражнения, но также и игры. IQКлуб – интернет-сервис, который предлагает развивающие игры для тренировки памяти, внимания, навыков чтения, мышления ребенка. Чтобы воспользоваться услугами этого интернет-портала, нужно:
- пройти регистрацию в системе;
- ребенку – сдать тест, который его заинтересует.
После этого специалисты IQКлуб подберут для вашего малыша индивидуальную программу обучения, исходя из анализа его сильных и слабых сторон.
Разработкой игр занимается команда профессионалов – лучшие психологи, педагоги, дизайнеры.
Родители могут отслеживать результаты обучения в режиме online. Полезные игры на сайте IQКлуб – это прекрасный тренажер для развития интеллекта ребенка.
Рекомендации по развитию памяти младших школьников
Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно. Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию. Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата – занятия проводить систематически
Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют родителям обращать внимание на следующее:
- следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
- пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
- при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
- во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
- мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
- занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал – сделайте перерыв;
- всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.
Занимаясь с ребенком, помогайте ему выполнять задания, подскажите, какую тактику по запоминанию лучше применить. Таким образом, ваш малыш не просто научится запоминать, он будет воспринимать информацию осознанно и тогда она надолго сохранится в его памяти.
Тренируем слуховую память
Чем больше мы тренируем память, тем больше можем запомнить. Итак, приступаем к упражнениям по развитию слуховой памяти у младших школьников. Занятия могут проводиться как группой, так и индивидуально.
Добавь свое
Это упражнение хорошо отрабатывать группой. Здесь принцип такой. Взрослый предлагает нехитрый сюжет, например, поездка в путешествие или поход в магазин. Начинает так: «Я положил в чемодан (сумку) книгу». Ребенок должен повторить это предложение сначала и добавить что-то от себя. Например: «Я положил в чемодан (сумку) книгу и карандаши». Второй участник занятий снова повторяет все сначала (фраза уже длиннее) и добавляет свое.
Запомни ритм
Карандашом или палочкой вы постукиваете по столу в определенном ритме и предлагаете ребенку его повторить. Начинать нужно с простых звуков, по мере того, как школьник справляется, ритм можно усложнять.
Поем песенки
Для развития слуховой памяти эффективно помогает такой простой прием, как пение песенок голосами знакомых персонажей мультфильмов, например. Для того чтобы изобразить чужой голос, ребенку придется вспомнить его тембр, громкость, интонацию и ритм.
Ищем пару
Тренировка состоит из двух этапов. На первом этапе вы читаете пары слов. Например: цветок – ваза, школа – ученик, заяц – лес, река – берег. На втором этапе вы называете одно слово из зачитанной пары и предлагаете малышу назвать второе. Если ваш ученик справляется, значит у него все в порядке и с памятью, и с логикой.
Играем в ассоциации
Это более сложное упражнение, хотя вашему ребенку точно понравится. Подготовьте несколько карточек, на которых изобразите предметы, животных. Например, лиса, свитер, солнце, автобус. Разложите карточки перед ребенком. Поставьте задачу: вы называете слова, а ребенок подбирает к ним картинку. Слова могут быть такими: лес, одежда, погода, гараж.
Пути развития памяти у младших школьников
Развитие памяти у младших школьников основывается на:
- ознакомлении их с приемами обработки информации, которую надо запомнить;
- выстраивании системы различных способов запоминания;
- выполнении тренировочных упражнений.
Приемы и способы запоминания
Известно более десяти приемов и способов запоминания, которые содействуют развитию памяти младших школьников.
- Группировка. Учебный материал делится на логические части, группы. Например, текст параграфа имеет вступление, основную часть и т.д.
- Классификация. Представляет собой более четкое распределение информации на группы (классы). Например, разделить слова по тематической принадлежности, по частям речи и т.д.
- Придумывание ассоциаций. Материал, который надо запомнить связывают с уже известными ребенку понятиями, знаниями. Например, цифра 8 похожа на снеговика, а у троллейбуса сверху два «рога» и в написании этого слова две буквы «эл».
- Мнемотехника. Деятельность, направленная на упорядочивание информации и связывание ее в единое целое с помощью ассоциаций. Например, чтобы запомнить большой текст, его разделяют на части и каждую соотносят с объектами на картинке. Через время, при взгляде рисунок можно будет вспомнить и воспроизвести всю информацию.
- Поиск опорного пункта. В изучаемом материале выбираются моменты, которые станут опорой для вспоминания. Например, смешное имя, непонятные слова, схемы, формулы и т.д.
- Мнемический план. Поиск в объемном материале нескольких опорных пунктов и запоминание их в определенном порядке.
- Установление аналогий. Нахождение сходства, подобия в уже выученной и новой информации. Например, после того как выучено правило про имя существительное, все остальные сведения про части речи запоминаются по такому же образцу «… — это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы…».
- Схематизация. Изображение основного содержания в упрощенном и обобщенном виде, т.е. составление схем.
- Достраивание материала. Объединение разрозненной информации с помощью придумывания разных связок, шутливых фраз. Например, чтобы запомнить правило о биссектрисе, придумали стишок: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».
- Структурирование. Выяснение внутренней структуры информации, т.е. составление плана.
- Систематизация. Установление связи между отдельными частями материала, что помогает воспринимать его как единое целое. Например, при заучивании таблицы умножения числа 6 определяется, что в каждом последующем примере его ответ больше предыдущего на 6.
- Перекодирование. Техника преобразования вербальной информации в образы или картинки. Например, заучивать стихотворение по иллюстрации к нему.
- Установление последовательности. Упорядочивание, выстраивание информации по определенному признаку. Например, запоминая слова – исключения из правил, сначала называть одушевленные, затем неодушевленные предметы.
Развитие памяти у детей школьного возраста обусловлено овладением ими максимально возможным количеством различных приемов запоминания, на основе чего они могут выбрать из них несколько наиболее подходящих для себя. Это долговременный процесс, зато в дальнейшем ученики смогут сохранять в памяти любую информацию самым действенным способом.
Факторы эффективности запоминания
Чтобы заученные знания оставались в памяти надолго, необходимо обеспечить соблюдение основных факторов, которые лежат в основе эффективного запоминания.
- Фактор желания. Ребенок должен осознанно ставить перед собой задачу выучить материал.
- Фактор мотивации. Ученику нужно понимать, зачем ему эта информация, где, как и когда он сможет ее применить.
- Фактор ярких эмоций и впечатлений. Желательно, чтобы изучаемый материал имел эмоциональную окрашенность.
- Фактор устойчивого внимания. Школьник должен быть сосредоточен на процессе обработки информации.
Развиваем ассоциативную память
Развитие ассоциативной памяти у учеников младших классов является очень действенным методом. Для тренировки формирования ассоциаций есть целая наука – мнемотехника. Упражнения на развитие ассоциаций включают в себя схемы, таблицы, пары слов, не связанные по смыслу. По поводу последнего – назовите пару слов, разных по смыслу и дайте задание ребенку придумать историю с использованием данных слов. А схемы, таблицы с картинками научат детей составлять рассказы; выполнять какие-то манипуляции в определенной последовательности, например, одеваться. Мнемосхемы помогают увеличить словарный запас, быстро запоминать текст. Говорят, что стихотворение лучше запомнить, если его «увидеть».
10 продуктов для вундеркинда
Чтобы улучшить память, нужно правильно питаться. В рационе вашего школьника обязательно должны быть продукты, содержащие необходимые витамины и минералы. Вот те десять продуктов, которые помогут вашему ребенку усваивать школьный материал на «отлично»:
- Рыба (желательно морская, содержит йод, фосфор, Омега-3 жирные кислоты, что благотворно влияет на мозг).
- Яйца (содержат белок и холин, который помогает сосредотачиваться).
- Чеснок (ускорит кровообращение, добавляйте к мясным блюдам).
- Красный виноград (антиоксидант, защищает клетки организма от старения и повреждения).
- Брокколи (просто кладезь витамина К, который улучшает работу мозга).
- Бобовые (содержат витамины В6, В12, фолиевую кислоту. Улучшают краткосрочную и долговременную память).
- Томаты (тоже мощный антиоксидант).
- Лимон (витамин С улучшает память).
- Грецкие орехи (содержат Омега-3 жирные кислоты, белок, лецитин. 5 орешков в сутки – и память ребенка будет в отличном состоянии).
- Мед (глюкоза позитивно влияет на работу мозга и памяти).
Не забывайте давать ребенку пить достаточное количество воды, только не газировку!
Коротко о логической памяти
Наконец, логическая память. Она является, пожалуй, самой сложной, ведь в других случаях человек просто неосознанно или на рефлексах выполняет какое-то действие. Здесь же ему приходится переработать полученные данные, усвоить их, пропустить через себя, и только после этого воспроизвести.
К счастью, тренируется она довольно легко. Вообще существует множество упражнений для развития логической памяти младших школьников. Но самым простым и при этом действенным является чтение с последующим пересказом. В некоторых случаях чтение можно заменить прослушиванием рассказа.
Ребенок не просто механически запоминает информацию – он усваивает ее и потом воспроизводит. Для проверки эффективности следует задать вопросы по тексту. Причем делать это можно сразу после прочтения или через несколько дней. Это также производит прекрасный эффект на развитие логической памяти. В школах, когда учитель просто не может уделить хотя бы несколько минут каждому ученику, удачной заменой станет хорошо знакомое всем изложение, когда ребенок не пересказывает прочитанный или услышанный текст, а записывает его.
Память младших школьников
Какие же превращения происходят с памятью, когда человечек начинает учиться в школе, каковы ее особенности? Первоклашки и второклашки по способности запоминать мало чем отличаются от дошкольников. Запоминание носит наглядно – образный характер. Детям намного легче запоминать то, что они видят и могут потрогать руками. Поэтому наглядность – один из основных принципов обучения в начальной школе.
Так же маленькие школьники быстрее запомнят такую цепочку слов как:
- флаг;
- ложка;
- птица;
- колбаса;
- кактус.
Чем такую:
- верность;
- творчество;
- смелость;
- испуг;
- прелесть.
Почему? А потому, что они могут вызвать внутренние образы предметов из первой цепочки слов (использовать зрительную память) и не могут представить в виде конкретных образов слова из второй цепочки. А ведь таких «непредставляемых» понятий, определений, доказательств, правил в школе хоть отбавляй.
Понятно, что образной памяти становится не достаточно. И тут на сцену выходит её словесно-логический вид. Вот его то и пытаются развить педагоги, стараясь подготовить учеников к обучению в средней школе.
И еще одна особенность младших школьников. Если учитель задает какого-то текста, то ученик будет механически заучивать его наизусть, используя метод многократного повторения. С этим механическим подходом нужно бороться. Нужно научиться пользоваться памятью правильно. Выделять главное, откидывать незначительное, находить логические связи.
Значит ли это, что об образной памяти можно забыть? Нет, конечно! Она не раз в жизни пригодится.