Коррекционно-развивающая работа с детьми с овз (нарушения опорно-двигательного аппарата)

Развитие техники пианиста на начальном этапе | международный образовательный портал «азбука.kz»

Звукоизвлечение

Сначала возьмите только голову флейты, потренируйтесь с ней. Затем начните вовлекать руки:

Правая рука на кольце с названием фирмы, левая – как обычно.

Правая рука на месте нижнего си (или до), левая – как обычно.

Обе руки в обычном положении, играет только левая, мизинец опущен.

Играйте простые мелодии следующим образом:

Не пытайтесь пока играть длинные ноты, ограничьтесь звуками длиной в одну секунду (четверть = 60) средней громкости, но с ясной атакой. Кончик языка должен быть виден между губами перед началом выдоха, затем он уходит назад, как если бы мы пытались выплюнуть зёрнышко. Это движение выпускает воздух через узкое отверстие, направляющее воздушную кисть, а также формирует полуулыбку, которая задаёт нужное направление воздушного потока. В некоторых кругах этот приём находится под запретом, я до сих пор не могу понять почему. Конечно, не стоит использовать его на повторяющихся нотах, но для атаки первого звука он вполне годится.

Некоторые педагоги советуют нахмуриться перед началом игры, но это состояние не так естественно, как полуулыбка. Струю воздуха, которую мы используем в игре на флейте, можно сравнить с тем, как мы дуем на ложку с чем-нибудь горячим, или с тем, как мы пытаемся затушить последнюю свечу на торте – кто же делает это нахмурившись?

Этюды

Работа над этюдами или виртуозными пьесами протекает в несколько этапах. 1-й это внимательное изучение текста. Определение видов техники, встречающихся в этих пьесах или определённый вид техники, разрабатывающийся данном тексте. Затем намечаются эффективные пути освоения технических структур. Пьесы играются медленно и внимательно, наблюдая за ощущением правильных и удобных для рук движений. После усвоения — игра по частям (фразам, предложениям и более длинным построениям) с ускорением темпа до предельного и возвращением к медленному. Далее игра в доступном для каждого учащегося темпе целиком. Развить умение находить и выделять существенные грани и признаки музыкального образа в технических пьесах, и управлять его трансформацией дальнейшая главная задача. Например, этюд или пьеса включает разработку гаммаобразных последовательностей. В зависимости от динамической оснащенности, тонального освещения, фразировочной артикуляции выбирается образ и способ воспроизведения — легко или тяжеловесно, стремительно или оживлённо, весело или задорно, связно или расчленённо. С учениками необходимо вести беседу о том, с каким явлением природы или повадками животных ассоциируются у них технические построения. Например, с дуновением ветра или стремительным движением поезда, с бегом лисички «в меховых тапочках» или прыжками зайчика и т. д. и после этого выбирать точный способ прикосновения к клавишам. Обоснованные принципы организации движений рук учащихся, применяемые в повседневной работе, осознанное стремление к художественному результату, приводят к формированию у них естественной пианистической техники. Всё обучение учащихся направлено на реализацию педагогической установки: «Техника должна с самого начала идти рука об руку с подлинным музыкальным развитием».

Используемая литература:

Первые произведения

Для начинающего ученика очень важно слышать, как педагог сам исполняет те же самые вещи или играет к ним аккомпанемент. Педагог не должен избегать длительной работы над такими простыми пьесами как «Три слепых мышонка», «Братец Якоб» или ещё более лёгкими

Нет ничего плохого в постоянном повторении одного и того же в течение первых шести месяцев обучения. Полноценные произведения начнутся много позже. Любовь к флейте начинается с игры на флейте, а не с исполнения музыки; в юном возрасте эстетическое воздействие великих шедевров приходит лишь вслед за наслаждением от игры на любимом инструменте. Это наслаждение остаётся и со мной, и за полвека оно нисколько не угасло.

Гаммы

Цель этих упражнений — добиться плавного непрерывного исполнения гамм и гаммаобразных пассажей без толчков, ровно по звучанию и временным соотношениям. Такое исполнение зависит от двух моментов: спокойного подкладывания первого пальца при смене позиций кисти и ровного текучего легато внутри позиции.

Основная причина толчков, неровности игры гамм — малая подвижность и напряженность первого пальца. Поэтому, чтобы обеспечить ровное и беглое исполнение, я развиваю его ловкость и легкость подкладывания незаметным движением под ладонь, не меняя уровня кисти уч-ся. При смене позиции кисть переносится через 1п и свободно располагается на клавишах следующей позиции. Легато при исполнении гамм должно ощущаться внутри ладони. Кисть ведется плавно и спокойно на одном уровне. Ровность и полнота звучания достигаются при постоянном ощущении опоры. Пианистическая чистота и ровность обеспечиваются не только точным взятием звука, но и точным по времени снятием пальцев с клавиши. С целью выравнивания промежутков между звуками полезно учить гаммы в медленном темпе половинными нотами, или быстро и четко проговаривать названия нот — такой «приказ» заставляет пальцы работать подвижнее и четче.

1. Упражнение на подкладывание 1го пальца
2. Подготовительное упражнение, развивающее ловкость 1п, гамма до мажор исполняется

1-2, 1-3, 1-4 пальцами, 1п глубоко подводится под ладонь, легким, самостоятельным движением (раздел гаммы)3. Виртуальная гамма в сказке
Никому не секрет, что дети в музыкальной школе не любят играть гаммы, эти сухие упражнения, особенно не любят учить аппликатуру и уж повторять гаммы множество раз. Использование пособия «Гамма в виртуальной сказке поможет преподавателям решить положительно эту задачу. Ведь играя сказку, ребята повторяют гамму 8 раз, а пальцы запоминают очень легко, после 3-го пальца подкладывается 1палец при восходящем движении, после 1-го пальца подкладывается 3палец в обратном движении правой рукой. Левой рукой наоборот после 1пальца подкладывается 3палец, после 3-го пальца подкладывается 1палец. Пособие способствует одновременному решению 6 задач. Формируется аппликатурная дисциплина, штриховая культура, фразировочная дисциплина, интонационные навыки, заинтересованность, лёгкость восприятия, организованный метроритм. Параллельно приобретается образный опыт, создающий определённую копилку звуковых приёмов. Каждый ребёнок вместо имени Маша вставляет своё имя и перемещается в сказку, как её главный персонаж. Он учится воплощать свои шаги и шаги животных, их повадки в звуковых градациях на инструменте.

Так с каждым шагом обогащается внутри — слуховая сфера музыканта-исполнителя. Конечно это длинный и сложный путь от простых элементарных форм слуховых представлений до творческих проявлений-воображения.

4. Упражнение с задержанными звуками (со «станком») развивает независимость, силу пальцев, укрепляя их сгибатели и ладонные межкостные мышцы. Опираясь на задержанный звук, ученик должны свободно открывать и «захлопывать пальцы, берущие восьмушки (но без «шлёпающего» призвука и без нажима). Ладонь как бы сгибается посередине, пальцы «открываются» и «закрываются» все вместе.

5. Постепенное увеличение гаммаобразной линии на один звук, (до заполнения всей октавы) сначала в восходящем, потом в нисходящем движении. На последнем звуке чуть-чуть «внедряться» в клавиатуру.

6.Непрерывное движение отрезками гаммы триолями (до-ре-ми, ре-ми-фа и. т. д.)

Правая рука играет вверх на октаву и обратно. Левая рука от «до» вниз на октаву и обратно той же аппликатурой.

Таким же образом играется гамма секвенциями по четыре и по пять звуков (соответственно 1-2-3-4, 2-3-4-5 и 1-2-3-4-5 пальцами)

7. Пятипальцевые последования по полутонам. Играется на широкой ладони с небольшими поворотами кисти в сторону пятого пальца. Кончики пальцев держатся близко друг к другу, ладонь остается широким.

Технология обучения письму на начальной стадии

Первоначально, письмо осваивается со знакомства с графическими символами, знаками, посредством которых происходит перенос своих мыслей на бумагу. Далее осуществляется освоении орфографии.

Технология обучения письму на начальных стадиях представлена следующими направлениями деятельности:

  1. Знакомство с алфавитом и его графическим отражением т.е. учащиеся изучают буквы и способы их написания. Происходит тренировка навыков написания всех букв.
  2. Изучение орфографии слов, которые знакомы учащимся, произносятся ими устно, а также могут быть прочитаны.
  3. Освоение различных аспектов и явлений языка, необходимых для овладения грамотным письмом.
  4. Обучение навыкам чтения. Они тесно связаны с письмом и реализуются в параллели.

Навыки письма оказывают огромное воздействие на освоение речевых навыков, формирование умений выражения своих мыслей, посредством речи в разных формах.

Обучение письму начинается формирования навыков графического отображения букв. Оно реализуется в следующей последовательности:

  1. Демонстрация букв и способов их отражения. Рассматривается написание строчных и прописных символов.
  2. Демонстрация способов написания букв. Педагог медленно пишет буквы на доске, разъясняя все действия, совершаемые им при написании.
  3. Повторение написания отдельной буквы с совершением отдельных движений рукой в воздухе.
  4. Тренировка написания букв учащимися.
  5. Корректировка ошибок написания.

Учащиеся учатся воспринимать буквы и их графическое отображение и отрабатывают навыки самостоятельного написания отдельных букв, а затем и слов.

Технология освоения орфографических навыков реализуется на основании применения приема списывания. Он состоит в том, что учащимся даются слова или словосочетания, которые они списывают

При этом важно научиться не просто последовательно списывать каждую букву, а включить в работу зрительную память и писать слова по памяти. Для этого используется прием ассоциации, т.е

к каждому слову подбирается какая-то ассоциация, которая помогает в освоении орфографии их написания.

После освоения навыков списывания начинается освоение навыков письма под диктовку. Организуются диктанты.

Постановка рук

Педагог должен выбирать максимально естественную постановку. Не следует задирать запястье – это приводит к тендиниту. Сухожилия обеих рук должны быть на одной линии с пальцами.

Правая рука

Попробуйте достать книгу с верхней полки. Ваше запястье оказалось на одной линии с предплечьем и кистью. Пальцы лежат почти совсем плоско, большой палец находится где-то напротив указательного и среднего. Пальцы должны быть более или менее прямыми; некоторые педагоги учат играть согнутыми пальцами, но тогда правая рука начинает щёлкать клапанами. Поднимать щёлкающие пальцы труднее, чем плоские – с течением времени эта нагрузка создаёт напряжение в сухожилиях всей правой руки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: