Аутисты не могут учиться в обычных школах
Все ложные стереотипы об аутистах в итоге приводят к мнению, что они не способны адаптироваться в обществе. А если ребенок безнадежен, то ему и школа не нужна, максимум — коррекционная с облегченной программой.
Но ранняя социализация невероятно важна для успешной жизни. Да и не каждый родитель имеет возможность и способности дать ребенку полноценное образование.
Тэмпл Грандин |
Роузи Кинг рассказала о проблемах, в которыми ей приходилось встречаться в школе. Иногда на слишком скучном уроке она могла погрузиться в свое воображение. И это в свою очередь могло привести к тому, что она начинала вести себя необычно:
Роузи Кинг |
Роузи признается, что дети не всегда готовы дружить со сверстниками, которые не умещаются в рамки «нормальности». Но тем не менее в школе ей удалось найти и настоящих верных друзей. И именно благодаря образованию и социализации она смогла писать книги и выступать с лекциями.
Российским аутичным детям часто вообще не суждено бывает пойти в школу, и родителям приходится учить их самостоятельно. Однако теперь в Москве есть школа, в которой дети с расстройствами аутистического спектра учатся в обычных классах. Этот проект стал возможен благодаря благотворительному фонду «Галчонок».
Екатерина Мень, активистка, которая занимается проблемами аутизма в России, в недавней большой статье о проекте говорила о важности инклюзивного образования:
Инклюзия важна для разбивания надоевших стереотипов, для формирования толератного отношения к детям, которые отличаются от других. И, конечно, для аутичных детей. Потому что в конце цепочки всегда стоит самое главное — человек.
«Я думаю, из меня получится очень хороший астронавт». Иллюстрация из книги «Загадочное ночное убийство собаки»
Сам факт существования стереотипов об аутизме удивителен. Потому что аутизм — это спектр, в рамках которого возможно множество вариаций
Самое важное, что нам стоит знать, это то, что аутизм бывает очень разным, а это значит, что аутисты — разные
Стереотипы и предрассудки, к сожалению, далеко не безобидны. Во-первых, они могут распространять неверную информацию о синдроме или заболевании (или социальной группе, поле, национальности — стереотипы поджидают нас во всех областях жизни). Во-вторых, они могут сильно подпортить жизнь людям с расстройствами аутистического спектра, а также членам их семьи. И это в равной степени относится как к романтизации, так и к демонизации аутизма. Стереотипы строят стену между людьми в спектре аутизма и «всеми остальными». Стереотипы пытаются запихнуть каждого уникального человека в маленькую коробочку, не заботясь о том, помещается ли он туда.
Но главная проблема заключается в том, что аутичные дети, много раз услышав одни и те же стереотипы о себе, могут поверить в них. И это, пожалуй, наиболее губительное свойство стереотипов любого рода — искусственно ограничивать людей в их росте и развитии.
Заглавная иллюстрация — картина «Совы» 2013 года, автор Дэвид Барт.
Симптомы или как проявляется заболевание
Ранее считалось, что расстройство невозможно обнаружить до 5-6 лет. Но на сегодняшний день постановка диагноза возможна даже у двухлетних малышей. Родители могут заметить отличие в развитии ребенка до 2,5 лет. Однако окончательный диагноз не ставится раньше 11 лет. Скрининг развития маленького пациента на приеме у педиатра позволит обнаружить симптомы, требующие дальнейшего наблюдения и исследования.
Признак синдрома Аспергера у детей – сложная лексика. Таких пациентов иногда называют «маленькими профессорами». Детям сложно воспринимать образный язык, и они пользуются буквальными значениями каждого слова. Отклонения в социальном взаимодействии зачастую «спят» до того времени, пока ребенок не достигнет того момента, когда этот фактор будет иметь значение. Нарушения в поведении отмечаются, когда дети впервые идут в детсад или иное дошкольное заведение.
Когнитивные навыки ребенка с данным расстройством иногда позволяют им формулировать социальные нормы. Они могут продемонстрировать теоретическое восприятие эмоций других лиц, но сталкиваются с трудностями в осознании текущей ситуации. Лица с синдромом осваивают разговорные навыки без задержек, но использование языка зачастую носит нетипичные черты:
- стремительные переходы;
- многословие;
- буквальные интерпретации и недопонимание определенных нюансов;
- применение метафор, которые имеют значение только для говорящего;
- нарушения слухового восприятия;
- слишком педантичная или формальная речь;
- отклонения в громкости, интонации или ритме речи.
Заболевание может иметь разные проявления, но обычно оно затрагивает три основные области:
- Социальное общение. У пациентов возникают сложности с распознаванием тона собеседника, жестов, мимики. Им проблематично выбрать тему для общения, зачастую больной не понимает, когда стоит завершить беседу. Лица с расстройством не понимают юмора и метафоры. С рождения и в течение всей жизни у человека наблюдается странности в речи. Вербальное взаимоотношение больной не воспринимает, как один из инструментов социальной коммуникации. Они считают, что речь нужна только для передачи необходимой информации.
- Социальное взаимодействие. Один из признаков синдром Аспергера – тяга пациентов к общению. Но из-за болезни им сложно устанавливать социальные контакты. Они редко заводят новых знакомых, им проблематично поддерживать близкие отношения с кем-либо. Пациенты не понимают «неписаные» нормы поведения в обществе. Они могут начать разговор на неуместную тему или подойти слишком близко к человеку, нарушая его личное пространство. Поведение больного часто является некорректным, по мнению окружающих.
- Социальное воображение. Пациент сталкивается с трудностями, пытаясь представить точку зрения окружающих. При этом личности, страдающие синдромом Аспергера, могут стать прекрасными живописцами или литераторами.
Одно из проявлений синдрома Аспергера – склонность к заданному порядку. Пациент задает собственный режим дня, который делает окружающий для него мир менее странным и сложным. Он работает только в конкретный временной промежуток, задержка в офисе или незапланированное опоздание провоцируют сильнейшую тревожность. На работу или учебу пациенты ходят только по одному маршруту плюс в течение всей жизни придерживаются многих других шаблонов в поведении.
Повышенный интерес к какому-то занятию или определенной сфере деятельности – еще один симптом синдрома Аспергера. В юном возрасте пациент может увлекаться техникой, наукой, путешествиями. По мере взросления человек сосредотачивает все силы на изучение всего, что так или иначе связано с его увлечением. При наличии серьезной мотивации, пациент может достичь больших высот в выбранной сфере.
У больных с подобной дисфункцией нарушена сенсорика. Чувствительность может быть чрезмерно высокой или патологически низкой. Чаще всего страдает одна система: зрение, обоняние, вкус. Но встречаются и те, у кого нарушены все функции сразу.
Также к признакам синдрома Аспергера у взрослых относят:
- внимательность к мелочам;
- непонимание сарказма;
- сложности при обсуждении своих чувств;
- сведение к минимуму зрительного контакта;
- слабое понимание социальных правил;
- появление дискомфорта, если кто-то подходит слишком близко.
Есть ли разница в проявлении симптомов у мужчин и женщин?
Факт: у мужчин диагностируют аутистичность в четыре раза чаще, чем у женщин.
Спорная гипотеза: аутистичность свойственна мужчинам в большей степени, чем женщинам.
Причина парадокса — особенности диагностирования. На его результаты влияет, например, степень маскинга — способности людей с особенностями мимикрировать под общество. Женщины действительно больше склонны к маскингу.
Многие растут в рамках заблуждения «Девушки эмоциональнее парней». Эта необоснованная установка побуждает родителей и учителей делать в воспитании девочек акцент на эмоциональном интеллекте и контроле чувств. Некоторых женщин с детства приучают быть удобными: громко не говорить, сильно не выделяться, не рассчитывать на многое.
Также из-за стереотипа о врождённой гиперэмоциональности женщинам позволено обществом быть высокочувствительными. И в случае с симптомом гиперсенситивности эта разница в одобренной степени чувствования тоже сказывается на качестве диагностики.
Например, если девушка скажет, что не переносит белые творожистые продукты, это с большей вероятностью воспримут как милую странность и спишут на женскую чувствительность и капризность. Если же подобную непереносимость заметят у мужчины, это вызовет у специалистов подозрения и вопросы.
«Но ты не похож на аутиста!»
Внутри спектра могут находиться как люди с признаками, которые сразу бросаются в глаза, так и те, про кого вы никогда не подумали бы, что у них аутизм.5 разумных рекомендаций по общению с людьми с ограниченными возможностями(The Forbes)»Не пытайтесь преуменьшить чью-то инвалидность.
Один из самых распространенных способов, с помощью которых не-инвалиды пытаются быть добрыми к инвалидам, — это каким-то образом сказать нам, что наша инвалидность не заметна или не важна.
Большинство людей с ограниченными возможностями хотят, чтобы их замечали и знали не только из-за их инвалидности. Но большинство из нас не хочет, чтобы нашу инвалидность игнорировали, не замечали или минимизировали.
Комментарии вроде «Я не считаю вас инвалидом», «Здорово, что вы не позволяете своей инвалидности сдерживать вас» и «Вы так прекрасно преодолели свою инвалидность», просто не соответствуют действительности для тех из нас, кто живет с инвалидностью каждый день
Неважно, насколько искренне вы хотите сделать комплимент — подобные комментарии просто не то, что большинству из нас нужно или хочется услышать.»
Что такое синдром Аспергера
Это состояние человека назвали в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера, который в 1944 году заметил детей, которые не могут нормально общаться со сверстниками и отличаются ограниченной эмпатией. Термин был предложен английским психиатром Лорной Уинг в публикации 1981 года.
История этого синдрома началась очень печально. Во время Второй мировой войны Аспергер практиковал в университетской детской клинике в Вене. Он отбирал детей, у которых были выражены психические нарушения и отклонения, и выписывал им направления в клинику «Ам Шпигельгрунд» — известную тем, что она была включена в нацистскую программу очищения нации. За время войны там погибли 789 детей, многие из них были убиты.
Говоря другими словами, человек с синдромом Аспергера начинает испытывать трудности при взаимодействии с другими людьми, ему не хочется лишний раз общаться. Такой человек как правило, сосредоточен на собственных интересах и часто бывает зациклен на какой-то одной задаче. При этом он не может понять мотивы и эмоции других людей, часто приравнивая их к «другому классу созданий».
Человеку с синдромом Аспергера сложно контактировать с другими
Можно ли назвать это болезнью? Хотя раньше синдром Аспергера сильно отождествляли с аутизмом, сейчас все больше медиков считают его психическим растройством. Дело в том, что люди с таким синдромом часто обладают высоким интеллектом и сильно опережают сверстников по умственным способностям. За счет внимания к деталям, целеустремленности и скрупулезности из таких детей часто получаются гении своего дела. Синдром Аспергера был, например, у Николы Теслы и Исаака Ньютона; также его диагностировали Стиву Джобсу, основателю Apple, и Биллу Гейтсу, который стал главой Microsoft.
Синдром Аспергера был замечен у Билла Гейтса и Стива Джобса
Признаки синдрома Аспергера у детей и взрослых
Чаще всего синдром Аспергера диагностируют психологи в школах, поскольку при нахождении ребенка в социуме можно хорошо понять, способен он нормально общаться со своими сверстниками и понимать их, или нет. Конкретной классификации признаков синдрома Аспергера нет, однако ученые все же смогли выделить главные из них.
- Человеку сложно заводить друзей и новые знакомства;
- Он интересуется только конкретными вещами;
- Во время разговора с другим человеком он все сводит к собственному монологу;
- Внезапные приступы депрессии и тревоги;
- Человек разговаривает только с ограниченным кругом лиц;
- Мало использует мимику и жесты.
Даже если у человека наблюдается один или несколько этих признаков, нельзя самостоятельно диагностировать ему синдром Аспергера. Как правило, для его выявления с ребенком (или взрослым человеком, хотя у детей найти его легче) работают психологи и неврологи.
Сейчас в интернете существует несколько тестов на синдром Аспергера, один из них разработали психолог Саймон Барон-Коган и его коллеги из Кембриджского центра по изучению аутизма — можете попробовать пройти тест на синдром Аспергера. Если человек набирает в нем больше 32 баллов, с большой вероятностью у него присутствуют признаки синдрома Аспергера. В то же время тест не является средством диагностики, поэтому в любом случае необходима консультация врача.
Эволюция симптомов
Синдром Аспергера у детей проявляется еще в раннем возрасте. Расстройство диагностируется чаще у мальчиков. Соотношение случаев синдрома среди мальчиков и девочек соответствует 2:1.
Синдром Аспергера или, как его еще называют, синдром Инопланетянина относят к расстройствам аутистического спектра. Болезнь считают наиболее благоприятной и функциональной его формой и нередко называют высокофункциональным аутизмом.
Однако, несмотря на это, многие аспи, как они сами себя прозвали, очень обижаются, когда их причисляют к аутистам.
Болезнь начинает развиваться еще в младенческом возрасте, но в этот период ее достаточно сложно диагностировать. Это связано с тем, что расстройство проявляет себя через социальные коммуникации, а этому возрасту они еще не свойственны.
Среди косвенных проявлений расстройства в младенчестве можно выделить:
- проблемы со сном – дети плохо засыпают и спят беспокойно. Сон их поверхностный и чуткий, они реагируют на каждый звук и шорох. Ночью спят мало;
- чрезмерное спокойствие либо, наоборот, повышенная подвижность;
- слишком капризны;
- привередливы в еде;
- отставание в психомоторном развитии. Ребенок медленно осваивает главные навыки: хождение, приучение к горшку, элементарные игры.
Более явно признаки синдрома проявляются в раннем дошкольном возрасте, когда ребенок идет в сад, начинает более тесно контактировать с другими детьми
Здесь обращает на себя внимание поведение малыша. В группе или на детской площадке можно наблюдать картину, когда все дети играют вместе либо небольшими группами, а один ребенок находится в стороне, обособленно от других
Он не проявляет интереса к другим деткам, не стремится вовлечься в их игры и общение. Такому ребенку трудно взаимодействовать со сверстниками. Даже совместная деятельность с родителями дается им с трудом.
У детей с синдромом Аспергера слабо развита жестикуляция и мимика. Если большинство ребятишек старше годовалого возраста в ответ на приветственный взмах рукой взрослого повторяют за ним этот жест, то у маленьких аспи этого не происходит. Им сложно устанавливать контакт глаза в глаза, мимика их очень бедная. Они очень чувствительны к прикосновениям других людей – чужие касания для них неприятны и вызывают негативные эмоции.
Дети-аспи с трудом воспринимают режим в детском саду. Кормить их в определенное время или укладывать спать становится настоящей проблемой. Родителей они отпускают с трудом, плачут и цепляются за них.
Девушка с синдромом Аспергера, будучи взрослой, вспоминает свое пребывание в садике как адскую пытку. Она практически все время сидела на одном месте или смотрела в окно. Ей сложно было понять правила, которым нужно следовать, и это раздражало ее. Если кто-то прикасался к ней, это приводило ее в ужас.
Игры других детей она не понимала. То, над чем смеялись они, у нее не вызывало подобных эмоций. Именно в садике она впервые почувствовала себя инопланетянином. Создавалось впечатление, что ее высадили на незнакомой планете с чужой культурой, обычаями и традициями.
Основные симптомы синдрома Аспергера у детей:
1. Фиксация внимания ребенка на чем-то одном. Многих детей с синдромом Аспергера интересует одно – два увлечения, на которых ребенок может быть сосредоточен часами. Обычный ребенок интересуется всем и сразу, часто дети играют одновременно с большим количеством игрушек. Это считается нормой
Самой распространённой фразой мам, у чьих детей выявлен синдром Аспергера: «Мой ребенок сосредоточен на чем-то определенном (свои автомобили, синие игрушки, свои книги…), и уделяет этой вещи (увлечению) особое внимание слишком долго»
Симптомы синдрома Аспергера
2. «Маленький профессор». Как правило, ребенок с Синдромом Аспергера звучит, как маленький профессор. Такие дети, как правило, имеют развитые вербальные навыки, но из-за аутизма, вызванного синдромом Аспергера, они могут зацикливаться на разговоре без остановки. Дети с синдромом Аспергера часто говорят официально, слишком необычно для своего возраста, или говорят, совсем как взрослые.
3. Трудности с пониманием социальных сигналов. Социальные трудности – это еще один ключевой признак синдрома Аспергера. Мы с детства учимся понимать не только речь, но и язык тела. О многих движениях мы даже не задумываемся, однако, они часто заменяют или дополняют смысл наших слов. Чтение языка тела (жестов) может быть трудно для таких детей, например, в ожидании своей очереди или во время беседы. Это одна из причин, почему дети не вступают в разговор, они просто говорят, говорят, не понимая по жестам тела и лица собеседника, что ему тоже есть, что сказать. В результате, такие дети становятся изолированными от сверстников, так как не могут поддерживать двустороннюю беседу.
4. Необходимость рутинной дисциплины. Для детей с синдромом Аспергера любое отклонение от плана – это стресс и то, что может вызвать путаницу. Если вы скажете ребенку, который привык принимать душ в 8 вечера, что мы сегодня задержимся в гостях, придем домой в 9, а после примем душ, то такое поведение вызовет у ребенка смятение и путаницу, так как любое отклонение от плана тоже должно быть заранее спланировано. Рутинная дисциплина играет важную роль: душ в 20.00, ужин в 18.00, обед в 12.00 и так далее. Если нужно отойти от плана, то ребенку приходится об этом говорить за несколько дней, чтобы его не спутать.
5. Трудности с эмоциями и их контролем. Часто такие дети становятся более эмоциональными и раздражительными во время психологических перегрузов. Например, многие дети с синдромом Аспергера не могут справиться с эмоциями, если их распорядок или планы идут наперекосяк. Обычно, это описывают, как неспособность контролировать эмоции, когда что-то «не в порядке».
6. Отсутствие эмпатии. Еще один признак синдрома Аспергера у детей – это кажущееся отсутствие сочувствия к другим людям. Многие родители говорят, что их дети не имеют понятия, что у других людей есть чувства, могут быть переживания или страдания. Дети с синдромом Аспергера живут, будто в своем собственном маленьком мире.
7. Не могу понять тонкости речи. Некоторые людям с синдромом Аспергера трудно понять выделение слова интонацией или остроумную фразу «со смыслом». Такие люди понимают слова очень буквально, им сложно понять сарказм или юмор.
8. Необычный язык тела. Другим признаком синдрома Аспергера у детей являются необычные выражения лица и странные позы, также такие дети избегают взгляда в глаза.
9. Задержка развития моторики. Этот признак распространяется на абсолютно все виды моторики, от мелкой моторики рук (почерк) до способности ездить на велосипеде, играть в баскетбол.
10. Сенсорная чувствительность. Многие дети с синдромом Аспергера имеют повышенную сенсорную чувствительность. Как результат, они могут быть крайне чувствительны к определенным ощущениям, будь то яркий свет, громкие звуки или ткань одежды и др.
Если вы думаете, что у вашего ребенка может быть синдром Аспергера, не стоит затягивать поход к специалисту. Синдром Аспергера – это не конец жизни! Диагностика синдрома – это возможность помочь ребенку развиваться в нужном направлении для него. Ведь, глупо заставлять ребенка с синдромом Аспергера учить юриспруденцию, рассчитывая на большие результаты. Зато, есть много других отраслей, где та же способность концентрироваться с удовольствием на чем-то долго может оказаться незаменимой.
Иностранные врачи рекомендуют обращаться в специализированные группы для таких родителей, водить в эту группу своего ребенка. Однако, решение за вами, никто лучше вас не чувствует собственного ребенка, поэтому именно вы знаете, что лучше для него.
Эта статья носит информационный и образовательный характер. Для конкретных медицинских советов, диагностики синдрома Аспергера и лечения, проконсультируйтесь с врачом.
Сильные и слабые стороны
Безусловно, все люди разные, и, конечно, сильно различаются и люди с синдромом Аспи. Тот или иной признак («плохой» или «хороший») может быть у одного пациента проявляться сильнее, а у другого, напротив, отсутствовать. Например, пациентам с данным расстройством нередко присуща неуклюжесть, но некоторые из них становятся прекрасными танцорами.
Сильные стороны
- Уровень ума и памяти, специальный интерес
- хорошо развитый интеллект, часто достаточно высокий;
- развитая разговорная речь, широкий словарный запас;
- умение откладывать в памяти большой объем информации, особенно по темам специального интереса (увлечений);
- умение мыслить визуальными картинками;
- независимо и самостоятельно обучаются;
- мышление нешаблонное, отличается нестандартными подходами.
- СосредоточенностьН
- умеют и предпочитают заниматься делами в одиночестве;
- особый интерес в малоисследованных областях науки;
- умение длительно сосредотачиваться на чтении, писании, проведении опытов;
- не расходуют время на те виды деятельности, которыми интересуются нейротипичные (обычные – так их называют пациенты) люди.
- Внимательны в деталях
- замечают мелкие, и, казалось бы, несущественные детали в идеях и теориях, книгах и фильмах;
- отлично выполняют однотипные задачи, где необходимо соблюдать точность, правильность и порядок выполнения;
- серьезно относятся к работе, стремятся к качественному выполнению.
- Своеобразный юмор
- любовь к игре слов, каламбурам;
- предпочтение к сарказму и сатире.
- Прямота
- говорят только правду, не умеют лгать, даже если это вредит личным интересам или невежливо;
- нуждаются в правилах, точно их соблюдают.
- Желание общаться
- отдают много сил для приобретения социальных навыков;
- не отступают перед непониманием и неудачами;
- вера (вплоть до наивности) в светлое в людях;
- спокойно воспринимают причуды и недостатки других людей, верны и искренни в дружбе и любви.
- Честность, справедливость
- достаточно терпимы, не признают условностей;
- на несправедливость реагируют резко и порой бурно;
- заботятся о других, хотя и нетипичными способами;
- защищают изгоев, угнетенных и прочих «белых ворон»;
- любят и защищают животных.
Слабые стороны
- трудности в понимании «общей» картины;
- отсутствует мотивация к занятиям, которые не затрагивают специальную сферу интереса;
- не воспринимают чужие эмоции;
- не признают «неписаные» социальные правила, поэтому выглядят бестактными и грубыми;
- трудности в обработке визуальной и слуховой информации;
- проблемы с выделением и обобщением важных данных в беседе;
- чрезмерная честность, даже во вред себе;
- уязвимы в стрессе, что ведет к эмоциональным и психологическим проблемам;
- с трудом принимают критику, предложения и помощь от окружающих;
- проблемы со сном;
- проблемы с обобщением концепций, навыков;
- отсутствует способность выражать сочувствие окружающим принятым образом;
- трудности с фильтрацией внешних стимулов, например, шумы на заднем фоне (тиканье часов, дождь за окном и прочее.
Диагностика
Описание любого заболевания или расстройства всегда носит общий характер и важно помнить, что у каждого пациента они протекают индивидуально. Признаки и симптомы синдрома Аспергера у разных людей тоже могут различаться
Чаще всего расстройство диагностируют в подростковом возрасте, когда становятся очевидными проблемы социальной адаптации. Часто родители списывают симптомы на возраст ребёнка, а не на особенности развития.
При этом ранняя диагностика дается специалистам гораздо проще, чем у взрослых. Одна из причин — с возрастом у людей уменьшаются различия между синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом. Эти понятия часто путают или используют как синонимы. Расстройства отличаются не сильно, однако при синдроме Аспергера в детстве у ребенка обычно речь развивается без задержек. Либо, например, люди с высокофункциональным аутизмом еще менее эмпатичны, чем с синдромом Аспергера.
Именно поэтому диагностикой всегда занимаются психиатры. Перед специалистом встает достаточно сложная задача диагностики, наблюдения и сбора анамнеза для того, чтобы поставить диагноз синдрома Аспергера.
Можно ли вылечить синдром Аспергера
Синдром Аспергера — врожденная особенность развития, вылечить его невозможно, но возможно научиться с ним жить
Человеку с синдромом Аспергера важно пройти процесс адаптации к этим особенностям и принять своё отличие от других людей
Без поддержки близких и психотерапевтической работы со специалистами появляется риск того, что человек может уйти от социального взаимодействия в мир фантазии. Еще один возможный «побочный эффект» отсутствия психотерапии и поддержки — развитие высокомерия и обвинение других людей в своих трудностях. Все это может стать причиной еще большей социальной изоляции и депрессии. Поэтому одна из важных задач сопровождения и психотерапии человека с синдромом Аспергера — признание и принятие им своих особенностей и того, что он в прямом смысле думает не так, как другие люди, и что это не делает его плохим.
Психотерапевтическую работу с пациентом важно подкреплять просветительской работой с его родственниками: рассказывать им об особенностях проявления синдрома Аспергера. Еще одна задача — найти оптимальные способы взаимодействия
При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста важно уделять внимание навыкам совместной игры, основанным на сотрудничестве. Также необходимо развивать навыки отслеживания и интерпретации эмоциональных сигналов других людей. Для этого часто используется методика «Социальных историй», которую разработала американский педагог Кэрол Грей
Суть методики в том, чтобы прорабатывать и обсуждать с детьми различные ситуации социального контакта. Такая работа помогает ребёнку продуктивнее интегрироваться в среду сверстников
Для этого часто используется методика «Социальных историй», которую разработала американский педагог Кэрол Грей. Суть методики в том, чтобы прорабатывать и обсуждать с детьми различные ситуации социального контакта. Такая работа помогает ребёнку продуктивнее интегрироваться в среду сверстников.
При психотерапевтической работе с подростками и взрослыми специалисты уделяют внимание навыкам регулирования потока и интенсивности сенсорных стимулов, а также способствуют развитию контакта со своими чувствами и выработке набора инструментов для эмоциональной саморегуляции. Это помогает снижать уровень стресса и тревоги
Скидка 25% по промокоду AOLT на первую сессию с автором статьи
Статья оказалась для вас полезной? Поставьте ей ниже лайк. А если кажется, что автор текста может помочь с вашей проблемой, запишитесь к нему на первую сессию со скидкой 25% по промокоду AOLT
Записаться на сессию
Стимулы в окружающей среде:
— Пожалуйста, рассмотрите вопрос о возможности ребенка передвигаться время от времени, так как ему/ей может быть очень трудно сидеть неподвижно в течение продолжительного периода. Даже трехминутная прогулка по коридору и обратно (с другом или помощником) может очень сильно помочь.
— Мой ребенок может перевозбудиться из-за повышенной чувствительности к свету, вкусу, тактильным ощущениям и другим стимулам.
— Время вне класса (например, обед, перемена, занятия физкультурой) может оказаться самым сложным для моего ребенка. Пожалуйста, постарайтесь помочь ему/ей некоторым руководящим участием в эти наиболее трудные моменты.
— В связи с большим количеством других детей вокруг, хаосом и шумом, Вы бы оказали огромную поддержку, если бы попытались помочь моему ребенку найти тихое место, где он/она может немного отдохнуть.