История разработки
В XVII веке Т. Сиденгам ввел во врачебный обиход «классификационную медицину». Произошел стремительный рост количества выделенных отдельных заболеваний, число которых к концу XVIII века определялось тысячами. В Англии Джон Граунт (англ. John Graunt) попытался классифицировать случаи смерти детей до 6 лет, распределив их на смерть от молочницы, судорог, рахита, болезней зубов, глистных инвазий, недоношенности, смерть в первый месяц жизни, смерть грудных детей, смерть от увеличения печени, от удушья во сне? и прибавил к ним половину случаев смерти, причиной которых были оспа, «свиная оспа», корь, и не сопровождавшиеся судорогами глистные инвазии, и смог достаточно точно определить, что смертность живорожденных детей до 6 лет достигала 36 %.
В XIX веке классификацию болезней для всех возрастов предложил Франсуа Босье де Лакруа (Francois Bossier de Lacroix; 1706—1767) в книге «Методика нозологии» (Nosologia Methodica). Далее Первый Международный статистический конгресс, состоявшийся в Брюсселе в 1853 году заказал единую классификацию причин смерти, применимую на международном уровне. На втором Конгрессе, проходившем в Париже в 1855 году, были рассмотрены две классификации, классифицированные по этиологии на 5 групп: эпидемические болезни, органические (системные) болезни, болезни, подразделявшиеся по анатомической локализации, болезни развития и болезни, являющиеся прямым следствием насилия. Вторая классификация группировала болезни по характеру их проявления (подагрические, герпетические, гематические и т. д.). Конгресс принял компромиссный список, состоявший из 139 рубрик. В 1864 году эта классификация была пересмотрена в Париже на основе этиологической модели.
В 1891 году Международный статистический институт поручил комитету под председательством Жака Бертильона (фр. Jacques Bertillon, 1851—1922), начальника Статистической службы Парижа, подготовить классификацию болезней по причинам смерти. Эту классификацию приняли многие страны, и в 1898 году Американская ассоциация общественного здравоохранения рекомендовала её статистикам Канады, Мексики и США. Ассоциация также внесла предложение пересматривать классификацию каждые 10 лет. При шестом пересмотре в 1948 году в эту классификацию, названную Международным перечнем причин смерти, включили клинические состояния, не приводящие к смерти. Было издано «Руководство по Международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти». Во второй том включили диагностические термины по алфавиту, кодируемых по соответствующим рубрикам.
Десятый вариант классификации болезней (МКБ-10) вступил в силу в 1990 году. В ней впервые использована алфавитно-цифровая система кодирования.
В 2000 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) анонсировала начало работы над одиннадцатым пересмотром. Она длилась 18 лет; новая МКБ-11 была утверждена в 2019 году. МКБ-10 содержала 14 тыс. кодов, а в МКБ-11 их 55 тыс. Например, группа «Психические, поведенческие расстройства или нарушения развития нервной системы» пополнилась 15 новыми диагнозами, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); дисморфическим расстройством (одержимость исправлением незаметных окружающим недостатков в своей внешности); расстройством патологического накопительства; игровым расстройством (зависимость от компьютерных игр).
Также в МКБ-11 появился новый раздел «Состояния, связанные с сексуальным здоровьем». В подраздел «гендерные несоответствия» перенесли транссексуализм и гермафродитизм, а сами понятия уточнили — их больше не считают нарушением или расстройством. Психиатр-сексолог Олег Старостин объясняет: ВОЗ ввела такую формулировку, чтобы люди, не обладающие психиатрическим диагнозом, могли рассчитывать на медпомощь — в частности, на гендерный переход. Также изменились формулировки, касающиеся педофилии. В МКБ-9 она была определена как «половое извращение», а МКБ-10 — как «сексуальная тяга к детям». А в МКБ-11 говорится про «педофильное расстройство».
Классификация и стадии аутизма
Согласно действующей в настоящее время системе классификации (МКБ-10) выделяют следующие основные формы аутизма:
-
Ранний аутизм (синдром Каннера) является наиболее распространенной формой расстройства аутистического спектра. Он характеризуется глубокими нарушениями в развитии центральной нервной системы. Данный тип аутизма проявляется в виде атипичного социального поведения, трудностей в установлении эмоционального контакта с окружающими, стереотипичности в поведении, задержке речевого развития, а также агрессии. Ранний детский аутизм возникает в возрасте до 3-х лет. Точный диагноз обычно ставится только в возрасте 18 месяцев.
-
Атипичный аутизм. О нем можно говорить, когда диагностические критерии раннего детского аутизма не полностью соблюдены или первые отклонения в психическом развитии наблюдаются только после 3-го года жизни. Речь ребенка, страдающего данным типом аутизма либо отсутствует, либо сводится до употребления отдельных слов. Наблюдаются яркие нарушения социальной включенности, взаимодействия с окружающими людьми. Различные внешние раздражители (громкий звук, яркий свет и т.д.) могут вызывать у больного яркую реакцию – истерики.
-
Синдром Аспергера в настоящее время считают «легкой» формой аутизма: речь и интеллект детей находятся на уровне от среднего до выше среднего. Как правило, они не имеют задержки в языковом развитии и обычно начинают говорить в раннем возрасте. Однако такие дети испытывают трудности с социальными взаимодействиями и часто проявляют интерес к необычным темам и увлечениям (например, коллекционируют и играют только с динозаврами и т.д.).
-
Синдром Ретта — это тип РАС, которым страдают девочки. Как правило, его диагностируют в возрасте от 6 до 18 месяцев, когда они начинают отставать от основных этапов развития или теряют ранее приобретенные способности. Симптомы синдрома Ретта также могут включать нарушения походки, снижение мышечного тонуса, микроцефалию (уменьшение размера головы), непроизвольные движения рук, судороги, проблемы со сном, сколиоз.
Выделяют 3 основные стадии аутизма:
-
Начальная. Возникают первые заметные изменения: сложности с социальным взаимодействием и поддержанием диалога, отсутствие зрительного контакта, склонность к странным занятиям и играм. Однако симптоматика выражена не настолько сильно, чтобы оказывать существенное отрицательное влияние на жизнь ребенка.
-
Легкая стадия аутизма. Возникает серьезная нехватка словесных и невербальных навыков общения, отсутствие мимики, поведенческие проблемы. На данном этапе дети нуждаются в психокорреционной терапии.
-
Тяжелая стадия. Появляются повторяющиеся навязчивые движения, серьезные поведенческие отклонения, эхолалии (повторение слов), избирательность в контактах. Ребенок полностью погружается в свой внутренний мир, речь становится очень скудной или отсутствует. Требуется комплексная терапия, в том числе медикаментозная.
Диагностика и лечение раннего детского аутизма
Большинство тестов по диагностике раннего детского аутизма призваны дать характеристику в первую очередь способности ребенка устанавливать продуктивный контакт с внешним миром. Специалисты понимают, что основная проблема заключается именно в нарушении восприятия ребенком с РДА мира снаружи и ограниченном взаимодействии с ним. Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые позволяет через призму понимания травмы в звуковом векторе дать научное объяснение причине такого «ухода ребенка в себя» при раннем детском аутизме.
Однако одного понимания недостаточно. Существует ли эффективное лечение аутизма у детей? Что будет более эффективно для ребенка, имеющего синдром раннего детского аутизма: медикаментозное лечение или специальное обучение, коррекционная работа?
Во многом это зависит от той формы раннего детского аутизма, которая диагностирована у ребенка. Несомненно, что при синдроме Ретта может требоваться серьезная медикаментозная помощь. Кроме того, часть детей, страдающих аутизмом, подвержена эпилептическим приступам. В таких случаях без противосудорожных препаратов никак не обойтись.
Однако в большинстве случаев при раннем детском аутизме психиатры массово назначают так называемые корректоры поведения. Современная наука, описывающая аутизм как первазивное нарушение развития, в таких случаях отдает предпочтение специальному обучению и коррекционной работе, а не попыткам «погасить» неблагоприятные поведенческие отклонения с помощью лекарств. В системно-векторной психологии Юрия Бурлана разработан детальный механизм, как создать благоприятные условия для воспитания и обучения особого ребенка. Эффективная коррекция аутизма требует системно-векторного подхода.
Дифференцированный подход в обучении и воспитании ребенка с ранним детским аутизмом
Аутизм в раннем возрасте может сопровождаться разнообразными поведенческими нарушениями. Конкретные методы коррекционной работы и формы воспитания аутичного ребенка зависят от его врожденного набора векторов. Например:
-
При наличии у аутичного ребенка кожного вектора, ему необходим четкий режим дня, достаточное количество физических нагрузок и стимуляция его чувствительной кожи (массажи, поглаживания, работа с песком, водой или пластилином). Об этом подробнее читайте здесь.
-
При наличии у аутичного ребенка анального вектора, ему требуется предсказуемость событий, больше времени для выполнения задачи. Все новое следует вводить постепенно. Подробнее об этом здесь.
-
Сверхэмоционального обладателя зрительного вектора может заинтересовать игра с калейдоскопом или театр теней, задачи на цвет и формы. Читайте подробнее в статье.
Определить вектора ребенка и получить детальное представление об особенностях подхода к каждому можно на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.